Черкесы откуда. Очерк о гордом черкесском народе

Есть народы, история которых читается как захватывающий роман – столько в ней головокружительных поворотов, ярких эпизодов и удивительных событий. Один из таких народов– черкесы, коренное население КЧР. Этот народ не только обладает самобытной культурой, но и сумел стать частью истории стран, весьма отдаленных от . Несмотря на трагические страницы истории, эта нация полностью сохранила свою ярко выраженную индивидуальность.

История происхождения черкесов

Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.

Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до . Сами обитатели этих земель называли и называют себя «адыгэ». Об этом напоминает строка из «Гимна черкесов», написанного в наше время М.Дзыбовым: «Самоназвание – Адыгэ, Иноназвание – Черкес!».

Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.

Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкесия) никому не платила дань.

К эпохе позднего Средневековья Черкесия стала самым большим государством . По форме правления это была военная монархия, в которой важную роль играла адыгская аристократия, возглавляемая князьями (пщы).

Постоянные войны превратили народ черкесов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами. Так, генуэзские купцы нанимали черкесских воинов для охраны своих городов-колоний.

Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков. Один из таких воинов – Баркук, попавший в Египет не по своей воле в отрочестве, в 1381 стал султаном и основал новую династию, правившую до 1517 г.

Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкесы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.

Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе . Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые . Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкесов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.

Десятки тысяч не только черкесов, но и убыхов, абхазов, были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.

В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкесов.

После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкесы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.

Традиции и обычаи, язык и религия

В течение своей тысячелетней истории черкесы были приверженцами . В эпоху ранней бронзы зародилась их ранняя монотеистическая религия с мифологией, по сложности и развитости не уступавшей древнегреческой.

С древности адыгэ поклонялись дарующему жизнь Солнцу и Золотому Древу, Огню и Воде, верили в замкнутый круг времени и в единого бога Тхэ, создали богатый пантеон героев нартского эпоса. В первой книге о черкесах, написанной генуэзцем Д.Интериано в начале XVI в., мы находим описание ряда обычаев, явно восходящих корнями к язычеству, в частности, погребальных ритуалов.

Следующей религией, нашедшей отклик в душе народа, было христианство. Первыми, кто принес весть о нем в Зихию, были, по легенде, апостолы Андрей и Симон. Начиная с VI в. христианство стало ведущей религией и оставалось таковым до падения Византийской империи. Они исповедовали православную веру, но небольшая их часть, получившая название «френккардаши», приняла католичество.

Примерно с XV в. начинается постепенное , ныне являющегося официальной религией. Процесс этот завершился лишь к XIX столетию. В 1840-х годах происходит утверждение , заменивших прежние правовые обычаи. Ислам не только помог создать стройную правовую систему и консолидировать этнос, но и стал частью народного самосознания. Сегодня черкесы – мусульмане .

Все, кто писал про черкесов в разные периоды их истории, среди главных традиций особо отмечали культ . Любой гость мог рассчитывать на место в кунацкой и за столом хозяина, который не имел права докучать ему расспросами.

Другая черта, поражавшая иноземных наблюдателей – это пренебрежение к материальным благам, доходившее в средние века до того, что для адыгской аристократии считалось позором заниматься торговлей. Высшими доблестями почитались храбрость, воинское искусство, великодушие и щедрость, а самым презренным пороком была трусость.

Воспитание детей было направлено на развитие и закрепление этих доблестей. Дети знати так же, как и все, проходили суровую школу, в которой выковывался характер и закалялось тело. Взрослые были безупречными наездниками, способными на скаку подхватить монету с земли, и выносливыми воинами, в совершенстве владевшими . Они умели сражаться в самых сложных условиях – в , в непроходимых лесах, на узких перешейках.

Быт черкесов отличался простотой, органично сочетавшейся со сложной социальной организацией. Простыми были и излюбленные , украшавшие пиры – лягур (баранина с минимумом специй), (отварная и тушеная курятина), бульоны, пшенная каша, адыгейский сыр.

Основной элемент национального костюма – черкеска – стал символом кавказского костюма в целом. Ее покрой не изменился за несколько столетий, как видно по одежде на фото XIX века. Этот костюм весьма шел к внешности черкесов – высоких, стройных, с темно-русыми волосами и правильными чертами лица.

Неотъемлемой частью культуры были , сопровождавшие все торжества. Такие популярные у черкесов танцы, как удж, кафа, удж хаш, уходят корнями в древние обряды и не только очень красивы, но и исполнены сакрального смысла.

Одним из главных ритуалов является свадьба. у черкесов выступала логическим завершением ряда обрядов, которые могли продолжаться не один год. Интересно, что невеста покидала дом родителей сразу после заключения соглашения между отцом девушки и женихом. Ее отвозили в дом родственников или друзей жениха, где она и жила до свадьбы. Таким образом, предсвадебный ритуал представлял собой имитацию похищения с полного согласия всех сторон.

Свадебный пир длился до шести дней, но жених на нем не присутствовал: считалось, что родные гневаются на него за «похищение невесты». Лишь после окончания свадьбы он возвращался в родовое гнездо и воссоединялся со своей женой – но ненадолго. После свадьбы жена перебиралась к родителям и жила там достаточно долго, иногда до рождения ребенка. Свадьбы в КЧР и сегодня празднуют пышно (в чем можно убедиться, увидев свадебное торжество черкесов на видео), но, конечно, подверглись коррективам.

Говоря о сегодняшнем дне этноса, нельзя не вспомнить термин «рассеянная нация». Черкесы живут в 4 странах, не считая России, а в пределах РФ – в 5 республиках и краях. Больше всего в (свыше 56 тыс.). Однако всех представителей этноса, где бы они ни жили, объединяет не только язык – кабардино-черкесский, но и общие обычаи и традиции, а также символы, в частности, известный с 1830-х гг. флаг народа – 12 золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы на зеленом фоне.

В то же время черкесская диаспора в Турции, диаспоры Сирии, Египта и Израиля живут своей жизнью, а Карачаево-Черкесская республика – своей. Республика известна своими курортами, и прежде всего , но в то же время в ней развиты и промышленность, и животноводство. История народа продолжается, и нет сомнений, что в ней будет еще немало ярких и запоминающихся страниц.

function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Викизнание

Черкесы

Этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Черного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Ч. делят на три большие группы: собственно Ч. или адиге , как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком Ч. научно, впрочем, еще не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи , самое воинственное из черкесских племен, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта; шепсуги , населявшие долины реки Убин и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума); бесленеевцы - "жители большого леса"; к западу от последних - егарукаи и мехешевцы ; еще дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш - гатюкаевцы ; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой - темиргои (кемгуй); бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жанеевцы , некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов . Ч. жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу VI в. до Р. Х. Название Ч. дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге. Клапрот выводит название Ч. из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что Ч. - синоним разбойника; но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название керкет , которое относят именно к Ч. Греки их называли также зюхой (у Appiana). В древности территория Ч., кроме западного Кавказа, простиралась и на Крымский полуостров . Еще в г. они занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории Ч. сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими. По словам Масуди (X в.), они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство , а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией. От XVI в. дошло до нас первое детальное описание быта Ч., сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с Каиром. Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на Херсонес , беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство , великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин. Но быт их был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам; их похоронные обряды часто были языческие; они придерживались многоженства; жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь. Письменности они не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты; роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в одежде. В XVII в. другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина Ч. уже исповедует магометанство ; не только религия , но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь Ч., постепенно подпавших и политическому влиянию турок. По заключении Адрианопольского мира в г., когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, Ч. (с территорией которых Россия граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции , должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну (см. Кавказские войны), кончившуюся эмиграцией большинства Ч. в Турцию и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости. В г. их насчитывалось на правом склоне Кавказского хребта до 350 тыс. мужчин, из коих 100 тыс. одних благородных. По окончании войны до 400 тыс. душ выселилось в Турцию. К концу -х годов всех Ч. насчитывалось 130 тыс., из коих большая часть (84 тыс.) - кабардинцы . Из собственно Ч. (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, шапсугов 2 1 / 2 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до душ. Абхазцы и кабардинцы описаны особо (см. эти слова). Собственно Ч.-адиге стройны и широкоплечи. Их волосы, чаще всего темно-русые, обрамляют лицо с прекрасным овалом, с блестящими глазами, почти всегда темными. Их внешность дышит достоинством и внушает симпатию. Они с гордостью говорят: "ssé adighé - я адиге" (Шантр). Костюм Ч. состоит из бешмета или архалука, черкески , пуговиц, чевяков, бурки и папахи , обшитой галуном, с башлыком, напоминающим фригийскую шапку. Оружие - шашка (название от Ч. перешедшее к нам), ружье, кинжал и пистолеты ; на черкеске по обеим сторонам кожаные гнезда для ружейных патронов, на поясе - жирницы, отвертка и сумочка с принадлежностями для чистки оружия. Женщины поверх шаровар надевают длинную рубашку из бязи или кисеи , с широкими рукавами, поверх рубахи шелковый бешмет , чевяки, обшитые галуном, а на голове круглую шапочку, повитую белой кисейной, чалмой . Девушки до замужества носили особый корсет , сжимавший грудь. Усадьба Ч. обыкновенно расположена совершению уединенно. Она состоит из сакли , построенной из турлука и крытой соломой, амбара на столбах и хлева, обнесенных плотным тыном, за которым тянутся огороды, засеянные преимущественно кукурузой и просом. К забору с наружной стороны примыкает кунакская, состоящая из дома и конюшни, огороженных частоколом. Сакля состоит из нескольких комнат, с окнами без стекол. Вместо печи в земляном полу углубление для огня, с плетеной, обмазанной глиной трубой. Обстановка самая незатейливая: полки по стенам, несколько столиков, кровать, застланная войлоком. Каменные постройки редки и только на вершинах гор: воинственный Ч. считал постыдным искать защиты за каменными оградами. В пище Ч. очень нетребователен. Обыкновенная его еда: пшеничная похлебка, баранина, молоко , сыр , кукуруза , просяная каша (паста), буза или брага . Свинины и вина не употребляют. Кроме земледелия, скотоводства и охоты, Ч. культивируют пчеловодство . Еще в 50-х гг. XIX в. социальный строй Ч. напоминал собой даже до деталей феодальный быт средневековой Европы . Князья, благородные, вассалы, крепостные, рабы, вольноотпущенные, крестьяне, крепко сплоченные для взаимной защиты - такова была сложная организация Ч. В одном они отличались от средневековых европейцев: наличностью родового быта, со всеми его особенностями, с его адатом (см.), кровной местью, институтом гостеприимства. Эти черты, особенно последние две, сохранились и до настоящего времени. У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык). В семье учителя, вдали от ласк и изнеживающего влияния родителей, мальчик проходит суровую школу закаливания и приобретает все привычки наездника и воина, а девушка - все познания хозяйки дома и работницы. Между воспитанниками и их воспитателями и семьями последних устанавливаются на всю жизнь прочные и нежные узы дружбы. Молодые люди встречаются во время празднеств, танцуют свой национальный танец кафенир (род лезгинки), во время которого происходят объяснения в любви, в единственно допускаемой символической форме произведения выстрелов перед возлюбленной. До брака молодые не имеют никакого общения, но через посредство своих друзей жених просит согласия невесты и условливается насчет дня бегства ее из дому родителей (брак посредством умыкания практикуется у благородного сословия). Только после этого устанавливается соглашение насчет калыма (см.). Положение женщин тяжелое; на них лежат самые тяжелые работы по хозяйству в поле и дома. Со 2-й половины XVIII в. Ч. все стали магометанами-суннитами. Приверженность к магометанству поддерживается ненавистью к иноверным победителям; но они далеко не магометане по существу. Их религиозные обряды и воззрения - смесь язычества, христианства и магометанства. Они доныне поклоняются Шибле, богу грома, войны и правосудия, а также духам вод, моря, деревьев, стихий. Они приносят своим богам кровавые жертвы, особенно уважаются их священные рощи, которых не смели профанировать, в свое время, даже их священники, ограничивавшиеся лишь установлением среди них крестов, возведением храмов и т. д. Язык Ч. совершенно отличен от прочих кавказских языков. Самое чистое наречие - кабардинское; оно отличается обилием губных и палатальных звуков, делающих усвоение произношения почти немыслимым для европейца. Имеется опыт грамматики и словаря, но научное исследование языка стоит еще на очень примитивной ступени.

Литературу см. Кавказский край , Кабардинцы, Абхазцы, а также у Семенова ("Географо-статистический словарь Российской Империи"), Якушкина ("Инородцы России") и Межова. Ср. также "Живописная Россия" (т. IX, ст. Берже); Ernest Chantres, "Recherches anthropol. dan s le Caucase" (т. IV); Erckert, "Der Kaukasus"; "Материалы для описания местностей и племен Кавказа"; издания кавказского отдела географического общества; "Кавказский Календарь".

«Черкесы – многочисленное и воинственное племя, занимавшее в древности западную часть Кавказа и Крымский полуостров, весь Закубанский край и земли, известные под названием Большой и Малой Кабарды. По преданиям народа, одно из его племен под названием Кабарда, оставив, в VI столетии прежнее место жительства на Кубани потянулось на север к реке Дон, откуда оно вскоре перешло в Крым. Здесь кабардинцы поселились на южной стороне, вследствие чего равнина между реками Кача и Бельбек (верхняя половина которой называется Кабардой) именовалась татарами «Черкесской долиной».

Но и здесь они задержались ненадолго. Под предводительством Инала, родоначальника всех Кабардинских князей, они вскоре переместились, далее на восток и расселились вдоль Кубани на территории нынешней Кабарды, где подчинили себе другие черкесские племена.

По преданиям, сохранившимся у осетин, черкесы, до прихода из Крыма кабардинских князей назывались казахами, название, под которым они известны и у мингрельцев, называвших их «კაზახ მეფე» (казах мепе), т. е. «царями казахов». Это подтверждает историк Константин Багрянородный, который называет, черкесские земли, прилегающие к Черному Морю, «Сихией», а вышележащую страну – «Казахией», которая граничит с землями Аланов (Осетин.)

Во времена Георгия Интериано (George Interiano), около 1502 года, черкесы, занимали весь восточный берег Азовского моря от Дона до Босфора Киммерийского, откуда они были вытеснены русскими и татарам. Шейх-Эддин Дамасский писал о христианском народе эзкеш, жившем на севере Черного моря по соседству с аланами и русскими.

По преданиям, существующим у самих черкесов, древнейшими племенами их народа, поселившимися на северных отрогах Кавказских гор, считаются кабардинцы и бесленеевцы, которые занимали подгорье между реками Белой, Лабой и Урупой, откуда они были постепенно оттеснены к востоку другими черкесскими племенами, переселявшимися через горные перевалы со стороны Черного моря.

Фото № 425. Тип Дагестана. 1905-1915 гг.

Под обобщенным названием черкесы подразумевались все горские племена, жившие на северных склонах Кавказского хребта, а также и на равнинах кубанских степей, начиная от Кубани до Анапы, а оттуда по южному склону хребта, вдоль восточного берега Черного моря до земли Убыхов. (см. фото № 425 и карту № 32)

Карта № 32. Черкесия 1830 г.

Сюда входила, считая и землю убыхов, вся Малая Кабарда, большая часть Кабардинской плоскости между реками Тереком и Малкой, подгорное пространство между Тебердой, Кубанью, Лабой, Белой, левый берег нижней Кубани и, наконец, восточные берега Черного моря от устьев Кубани до реки Бзыбь.

До 1829-го года река Кубань (у горцев Пшиз), составляла границу между Российской империей и территорией черкесов.

В 1827 году Трапезондский паша Чечен-Оглу-Хасан, заменивший в крепости Анапа (фото № 426) Ахмед-пашу, созвал князей и старейшин черкесских племен предложив им покровительство Турции. Черкесы согласились и присягнули, но с условием сохранения своей независимости. Но, при этом влияние Порты на Закубанский край значительно ослабило феодальную власть местных князей.

В те годы набеги и разбои по Кубани, на границе с Россией, были редки, а если и случались, то начальники существовавшей тогда Кубанской линии обращались с жалобами к Анапскому паше или к двум его каймакам, резиденция которых находилась возле станиц Убжинской и Ладовской, и почти всегда конфликты бывали улажены.

До появления русских на Северном Кавказе, черкесы пользовались также всем степным пространством от Кубани до Манычской низменности и простирали свою политическую власть до самых устьев Терека.

Черкесы называют себя адиге. В русских летописях они упоминаются под именем касогов. Это название, по всей видимости, заимствовано у осетин, которые называли кабардинцев кастами, а кабардинскую плоскость касажским полем.

Для объяснения общепринятого названия «черкес» было сделано множество попыток, но ни одна из них не может быть признана удовлетворительной. Вероятнее всего, что это слово имеете связь с названием керкет, которое древние географы (Скилакс, Страбон, Плиний) давали обитателям кавказского берега Черного моря. Есть основание полагать, что генуэзские купцы, обосновавшись на Кавказе, возобновили классическое название керкет из итальянской формы circassi, откуда и возникло турецкое «черкес», распространившееся по всей Европе и Малой Азии.

Со времен Страбона, за жителями восточного побережья Черного моря утвердилось еще одно название – зихи, имеющее множество вариантов и заимствованное, вероятно, у абхазцев. Оно встречается у итальянских писателей до 16 столетия в форме zychi.

Черкесы разделяются на несколько племенных групп. Но лишь немногие из них (кабардинцы, бесленеевцы, абадзехи) служат представителями отдельных наречий и говоров адыгского языка.

Многочисленные черкесские племена всегда отличались воинственностью и склонностью к хищническим набегам. Эти черты их характера проявлялись у них издревле. Путешественники разных времен сравнивали черкесов со спартанцами, писатели романтического периода изображали их странствующими рыцарями. (Фото № 427)

Фото № 427. Черкес.

Известно, что под влиянием Византии черкесы приняли христианство. Позже они отказались от него во имя ислама. Это произошло в конце XVII столетия, когда турки из политических соображений начали усиленно проповедовать учение Магомета среди горцев Западного Кавказа.

Немыми свидетелями христианства в Черкессии служат руины храмов на территории Закубанскаго края. Некоторые племена сохранили воспоминания об учении Христа до последнего дня своего пребывания на Кавказе.

Прибрежные черкесы, менее других подвергшиеся турецкому влиянию, поклонялись крестам, воздвигнутым среди священных рощ, и совершали перед ними жертвоприношения в честь языческих божеств.

Война черкесов против России никогда не имела в их глазах того религиозного характера, который был придан ей горцами Чечни и Дагестана под влиянием мюридизма. (Прим. Религиозно-политическое учение, проповедниками которого в Дагестане явились Кази-Мулла, Гамзад-бек и Шамиль, (фото № 433)

Фото № 428. Св. Уастырджи.

Фото № 429. Южная Осетия. Рокское ущелье.

Фото № 430. Священная роща возле деревни Рок по дороге в Эрман.

Фото № 431. Южная Осетия. Святилище в деревне Эрман. Публикуется впервые.

известное под названием «мюридизм». По-арабски «мюрид» означает ищущий, желающий (истины). Этим именем еще в самом начале появления ислама назывались ученики тех мусульманских мистиков, имамов или муршидов (духовных наставников), которые учили тарикату, пути к познанию истинного Бога. Познание истины (марифат) дается не сразу. Ищущий ее должен пройти несколько степеней по пути к откровению. Ступивший на этот путь руководствуется стремлением (ирадет), развивающимся в нем через духовное воспитание (иршад). По учению, право духовного воспитания передается по наследству. Переходит непосредственно от учителя-наставника (муршида) к его духовному воспитаннику (мюриду). Без разрешения или благословения, полученного от совершенного шейха, никто не может сам сделаться шейхом или муршидом.)

Фото № 433. Шамиль.

Шамиль несколько раз посылал своих наибов для распространения мюридизма на Западном Кавказе, но проповедь равенства всех мусульман и беспрекословность подчинения воле имама и его наибам не могла иметь прочного успеха среди черкесских племен, так как требовала коренного изменения их социального строя и порядка ведения и решения общественных дел.

Из черкесских племен, игравших более или менее выдающуюся роль в истории Кавказской войны, заслуживают внимания кабардинцы (кабертай) обитавшие в Большой и Малой Кабарде.

Свою политическую власть они распространили до устьев Терека и стали первыми из племен, с которыми столкнулась Россия в своей войне на Кавказе.

В те времена кабардинцы исповедовали христианство и искали покровительства московских царей в борьбе с турками и крымскими ханами. Иван Васильевич Грозный, приняв в подданство кабардинцев, делал все для сближения с этим воинственным племенем. Строил для них церкви и даже взял в жены черкесскую княжну Марию Темрюковну. Но и крымские ханы прилагали все усилия для привлечения на свою сторону новых московских подданных, обращая их в мусульманство.

Фото № 434. Кабардинская сакля.

Занимая земли по реке Терек, и распространяя свою власть на соседние горские племена ингушей, осетин, абазинцев и горских татар по верховьям Чегема, Баксана и Кубани, кабардинцы владели всеми дорогами, ведущими с плоскогорья к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет. Это давало огромный стимул в стремлениях России сохранять к ней дружественные отношения со стороны черкесских племен. В знак своего особого расположения к кабардинскому народу, императрица Екатерина Великая неоднократно жаловала ему «Высочайшая грамоты». Такой чести не было удостоено ни одно из горских племен Кавказа. (Фото № 434)

Общественный строй кабардинцев основывался на аристократическом принципе. Большая Кабарда принадлежала четырем княжеским фамилиям: Кайтукина, Бек-Мурзина, Мисостова и Атажукина. Малой Кабардой владели фамилии Мударова и Таусултанова. Все сословия, как благородные (ворк), так и более низкого происхождения (пшитль), беспрекословно подчинялись своему князю или предводителю (тши).

Этот племенной союз был для горцев школой хорошего тона и манер. В прошлом, когда существовал обычай аталычества, т. е. передачи детей на воспитание в чужие семейства, черкесы и абхазцы охотно отправляли своих сыновей кабардинцам. Bce горцы Северного Кавказа, а за ними и казаки заимствовали у кабардинцев форму одежды, вооружение, и т. д. и внимательно следили за всеми изменениями капризной кабардинской моды». (Фото № 435)

Примеры хорошего тона и благородных манер черкесов (кабардинцев) указанных в одних источниках, не находят подтверждения в других.

Подобное противоречие при исследовании и изучении исторических дисциплин встречается не редко. Вышесказанное лишь небольшой пример. Истории известно множество более глобальных и спорных вопросов, по которым нет однозначно звучащих документов. Более того, на основании каждого из них можно придти к полярным заключениям. Это не вызывает удивления или недоумения, наоборот это побуждает продолжать поиски, находить другие источники, другие документы, которые в своей совокупности позволяют объективно, всесторонне подойти к изучению различных вопросов истории.

«Говоря о бедственном положении абхазцев, возбуждающих в себе действительное сожаление, я не могу не сказать несколько слов о черкесах, которые напротив того возбуждают в себе не любовь, а ненависть со стороны туземцев. С течением времени в батумской области появилось множество черкесов, эмигрировавших с Кавказа. Турки охотно принимали их к себе, с целью иметь под руками надежный контингент людей, которые могли бы, в случае войны, учинить нам всякую пакость. Само собой разумеется, что черкесы принесли с собою все свои ужасные инстинкты: разбойничество, наклонности к грабежу, насилию и воровству.

При всей дикости кобулетцев и аджарцев, соседство таких господ показалось им не совсем приятным, тем более что черкесы не преминули вскоре же пустить в ход свои милые привычки. К великому огорчению жителей Чурук-су и Батума, черкесы были поселены возле этих городов. И вот пошли беспрерывные кражи, насилия, грабежи. Поэтому еще до войны местное население стало обвинять черкесов в описанных преступлениях, настоятельно требуя, по уверению г. Джиудичи, удаления их из края, угрожая в противном случае жестоко расправиться с черкесами.

Не смотря на то, что жалобы жителей были весьма основательны, турецкое правительство выслало только несколько главных разбойников, бесчинства которых были вполне доказаны. Понятно, что турецкое правительство не решалось расстаться с столь драгоценными для него черкесами…

Мне хотелось обозреть местность, где поселены эти черкесы близ Батума. Я поехал с проводниками в горы, по направлению к деревне Самеба. Не доезжая этого поселения, я осмотрел развалины старинной церкви во имя св. Троицы. Эта церковь славилась прежде своей красотой и даже теперь видны ее остатки, подробно описанные г. Бакрадзе в «Археологическом исследовании».

Горы, которые тянутся от самого Батума, весьма характерны. Эти горы составляют продолжение лазистанских возвышенностей. Здесь живут черкесы, убыхи и пшавы, переселившиеся из Адлера.

Черкесы обитают большею частью в следующих поселениях...

В деревнях Самеба, Эрге. (Фото № 436 – 438) По нашим изысканиям – 70 домов и 213 жителей. По турецкому календарю – домов 50, жителей 83. Они платили казне: податей 631 куруша, с урожая 2028 курушей, с баранов 85 куруша. Имеют козлов 25, быков 6.

В деревне Хелвачаури числится: по счету русских 35 домов и 151 жителя. По счету турецкому – дворов 25, жителей 56, у которых 9 быков и много мелкого скота – 410 козла и 4418 барана. Жители уплачивали: пошлин с баранов 9544 курушей, с урожая 5351 куруша и податей 951 куруша.