Червонная русь. Смотреть что такое "Красная Русь" в других словарях

Червонная Русь — (Красная Русь) Галицкое княжество или Галичина, как называлась тогда Червонная Русь , — подобно Полоцку, была отдельною землей, связанною с Русью только князьями. Червонная Русь , подобно Волыни, сохранила более чистую кровь в своем населении, подходившем к западным славянам. Это была плодородная земля, которая рано разбогатела, сбывая свои произведения в Олешье и поднимая чужие товары по Днестру, берега которого были усеяны городами. На ней рано развился городской быт: Галич славился своим сильным вечем, которое судило князей не только за их правление, но и за частную жизнь. Но, чего не было нигде на Руси, на этой же благодатной земле вскормился разряд крупных вотчинников, которые были также и богатыми купцами. Под влиянием польского панства и венгерского магнатства, он превратился в могущественное боярство, которое заправляло даже вечем, не говоря уже про князей. Свирепые и коварные бояре в Червонной Руси играли присягой, судили и изгоняли князей; однажды разом повесили троих. Раз один боярин даже «вокняжился », только ненадолго. Но сребролюбие и сварливость подрывали их могущество. Одних из них подкупали поляки, других венгры. Все они вечно ссорились и даже дрались между собой, высасывая при этом соки народа. Оттого «простая чадь » тянулась к князю, как к «Богом данному держателю ».

Уничтожение галицко-русской ментальности, или как появилась "украинская Галиция"?
Мирослав Руденко

…Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?
Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.
Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведет чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.
А.С. Хомяков

Русины - коренные жители Галицкой земли

Сегодняшняя Галичина является вотчиной радикальных националистов, здесь как грибы после дождя, растут памятники деятелям ОУН-УПА, а местные политики только и говорят, что о сталинском геноциде украинцев. О том, как именно Галицкая Русь стала Западной Украиной, эти же лица предпочитают помалкивать. Ведь данная тема для «сознательных» украинцев крайне неудобная, если не сказать - табуированная.

Честно говоря, когда впервые узнаешь, что еще менее века назад Галичина носила имя Галицкой или Червонной (Красной) Руси, а ее коренное население, русины, называли свой народ «руськым», свой язык - «руською мовою», испытываешь нечто вроде шока.

Ведь даже сам этноним «русины», сохранил свидетельство об уходящем корнями в эпоху Киевской Руси русском единстве. И это несмотря на сотни лет иноземного господства. Но что еще более поразительно, русины до середины XX столетия считали себя частью большой русской нации, населявшей огромные территории от Карпат до Камчатки.

Лаборатория украинства

Живучесть и уникальность галицко-русского самосознания оценили еще в XIX веке, как друзья, так и враги, которых данный факт не порадовал.

Вспомним историю.

С 1772 года край находился в составе империи Габсбургов, а на местном уровне власть сохраняли польские паны, завладевшие этими землями в середине XIV столетия. Их глубинный интерес - любой ценой сохранить контроль над оторванными от Польши русскими землями.

Как это ни прискорбно для «свидомого патриота», но творцами галицкого украинства являлись отнюдь не русины.

Возрождение русского самосознания оказалось одинаково опасно, как для «лоскутной монархии», боявшейся потерять соседнюю с Российской империей провинцию, так и для местной польской шляхты, которая ненавидела Россию за историческую победу над Речью Посполитой.

Эти силы оказались заинтересованы в реализации альтернативного проекта.

Так, с подачи польской шляхты и католического духовенства в русинской среде зародилась новая партия или, скорее, политико-идеологическая секта, которая со временем отреклась не только от русского единства, но даже от своего древнего имени - русины, сменив его на искусственный, услужливо подсунутый поляками, этноним «украинцы».

Все это стало возможным под влиянием украинской сепаратистской идеи, основное содержание которой заключается в том, что малороссы и русины якобы составляют совершенно отдельный, и не связанный узами кровно-племенного и исторического родства с великороссами, народ. В свое время польская пропаганда потерпела фиаско в попытке убедить представителей малороссийской ветви русского племени в том, что они поляки, поэтому и была пущена в ход идея отдельного от русских, и даже чуждого им, сначала малороссийского, а затем и украинского народа.

Стоит ли говорить, что данные начинания были активно поддержаны австрийским правительством, которое, поднаторев в политических манипуляциях и игре на противоречиях, научилось эффективно использовать «новорусинов-украинцев» даже против их «создателей» - поляков.

«Плюсы» для Австро-Венгрии были очевидны: теперь русинское возрождение попадало под полный контроль, становилось лояльным и направлялось в нужное империи русло.

Уже можно не опасаться потери населенных русинами провинций. И мало того, при благоприятном стечении обстоятельств, открывалась возможность присоединить к Габсбургской монархии населенные малороссами земли Российской империи.

Поэтому, со второй половины XIX века сепаратистское украинское движение на территории России стало получать регулярную иностранную помощь, а лабораторией, где выращивался этот, в первую очередь антирусский продукт, стала Галичина.

В этой связи очень символично основание сверх-идеологизированной «украинской исторической школы», состоявшееся во Львове. Для чего ее «отец», уроженец Российской империи Михаил Грушевский, специально перебрался жить и «работать» на австрийскую территорию.

О степени объективности этой школы можно судить по таким историческим параллелям. Задайтесь вопросом: насколько объективны в своей критике власти, насколько свободны в своих действиях, получающие политическую и организационную поддержку, а также финансовую подпитку из зарубежных центров силы, антиправительственные оппозиционные движения в современной России и Белоруссии?

И может ли создаваемая ими «музыка» расходиться с интересами тех, «кто платит»?

Геноцид галицко-русского народа

В Галицкой Руси началась борьба, носившая неравный характер. Против сохранявших верность своим историческим корням и общерусской идее русинов пошли в ход репрессивные меры. Причем это ущемление в правах и угнетение части граждан, по сути, являлось одобренной на высшем уровне государственной политикой Венской конституционной монархии.

К сожалению, «свои» из числа «сознательных украинцев» приняли активнейшее участие в этой травле.

Наибольшего размаха антирусинский террор достиг в годы Первой мировой войны. Австрийские военные широко практиковали бессудные расстрелы и другие казни для всех заподозренных в русофильских симпатиях. Десятки тысяч русинов были заключены в созданный специально для них в центре Европы концентрационный лагерь Талергоф. В 1914-1918 годах репрессии приобрели масштабы настоящего геноцида. Этим событиям посвящен прекрасный документальный фильм "Трагедия Галицкой Руси. Концлагерь только для русских".

Организованное галицко-русское движение был разгромлено...

Русины предвоенной Галичины

Однако, многие из тех, кто выжил и перенес этот ужас, все же остались верны русскому выбору. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты польской переписи населения 1931 года по Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому воеводствам: русинами записались - 1 миллион 116 тысяч человек. Хотя общий, пусть и не столь значительный перевес в численности уже был за «украинцами» (1 миллион 660 тысяч человек).

Прекрасное представление об идентичности, носителями которой выступали русины предвоенной Галичины, о галицко-русской ментальности 30-х годов дает статья из Львовской газеты «Земля и воля» от 25 июля 1937 года.

«В путанице названий и понятий: старорусины, русины, россияне или русские» - озаглавлен текст передовицы еженедельного органа Русской Селянской Организации, написанный на русинском наречии.

По мнению автора статьи, время экспериментов осталось в прошлом. Пора осознать - кто такие русины и каково их настоящее имя. Он подробно разбирает значение каждого приведенного термина и в итоге приходит к выводу, что русины - это те же русские.

В целом, не утратившая свою актуальность до настоящего времени, статья написана с позиций национального единства всех русских племен.

Точка или многоточие?

Как ни парадоксально, но окончательно уничтожили галицко-русское самосознание, столь ненавидимые украинскими националистами «советы». После присоединения края к украинизированной Советской Украине в сентябре 1939 года, были закрыты все действовавшие до сих пор русофильские организации и газеты, начались гонения на видных деятелей галицко-русского движения. Сама память о русинском народе, долгие годы хранившем верность русскому национально-культурному единству была запрещена.

Так в Галичине восторжествовала украинская идея, сначала в умеренном советском варианте (за исключением периода немецкой оккупации), а после 1991 года - в националистическом.

И это действительно трагедия, трагедия могучей ветви русского племени, лишенной своего исконного имени, своих тысячелетних корней, памяти о прошлом.

Но, думается, что и в этом тяжелом случае еще не все потеряно.

Во-первых, определенный оптимизм внушает упорная борьба русинов соседнего Закарпатья за свои культурные и политические права. Продолжение и успехи этой борьбы обязательно приведут к ренессансу идеи общерусского единства на территории Западной Украины.

Во-вторых, агрессивное «украинство» по прошествии 20 лет официальной и неофициальной пропаганды, так и не стало «своим» для Юго-Востока нашей страны. И если при всех искусственно созданных благоприятных условиях его движение «пробуксовывает», то, целенаправленное волевое и организационное усилие сплоченного русского народа, способно не только остановить экспансию этого вируса, но и повернуть ее вспять.

И тогда надломленная ветвь галицких русинов вновь прирастет к могучему русскому древу.

Мирослав Руденко,

специально для alternatio.org

Всем нам знаком топоним «Русь», однако не каждому известно, что она разделялась по цветам. На территории древнерусского государства располагались целых три «цветных» Руси: Белая, Черная и Червонная.

Белая Русь

Белая Русь (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539. Commons.wikimedia.org / Олаф Магнус

Между 1255 и 1260 годами в Ирландии был составлен анонимный географический трактат, в котором впервые была упомянута Alba Rusсіa («Белая Русь»). Под ней ученые обычно понимают владения господина Великого Новгорода. Это свидетельство признано первым цветовым обозначением, которое было применено к Руси.

Позднее упоминания о Белой Руси у европейских географов встречаются чаще, и что важно – до XVII века они называют так Северо-Восточную Русь. Однако уже в XVI веке название Белая Русь постепенно переходит на западнорусские (территория современной Белоруссии) земли.

Разнобой в названиях у географов неслучаен: белый цвет имеет множество значений. Одни ученые предполагали, что он обозначает независимость (русских царей в Персидских хрониках назвали «Белыми князьями» или «Ак-Падишахами»), другие видели в нем особенности внешнего вида местного населения (светлые волосы, белая одежда), третьи – сохранение православной веры.

Николай Михайлович Карамзин считал, что название Белая Русь означает «великая» или «древняя».

Активное распространение книгопечатания и появление в Европе множества географических трактатов породило большое число локализаций Белой Руси, главными из которых были Московская Русь и земли верхнего Поднепровья и Понеманья в составе Великого княжества Литовского. В самой Московии термин Белая Русь употреблялся редко. Первое его употребление приходится на май 1654 года: тогда, в самом начале русско-польской войны 1654 – 1667 годов, царь Алексей Михайлович в дарственной грамоте боярину Бутурлину назвался как «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец». Сделано это было в связи с готовившимся присоединением белорусских и малороссийских земель. С этого времени, для Северо-Восточной Руси обозначение «Белая», везде заменяется на «Великая», а территории современной Белоруссии получают официальное название.

Черная Русь

Лингвисты выяснили, что белый, черный и красный являются тремя наиболее важными цветами в языках народов Земли. Слова-обозначения для них появляются раньше других. В качестве противопоставления белому обычно используется черный цвет.

Так, если географ называл Московскую Русь «Белой», то земли Великого княжества Литовского именовались «Черной Русью» - просто в качестве противопоставления.

В узком смысле Черной Русью называли территорию в верховьях Немана (в современной Белоруссии). Этот район очень долго оставался языческим, и христианские географы именовали его Черной Русью, то есть языческой.

Жемайтия (страна между низовьями Немана и Виндавой) и другие регионы на Carta Marina, 1539 год. Commons.wikimedia.org / UrusHyby

Червонная Русь

Червонный означает «красный». Название Червонная Русь закрепилось за территориями западной Украины и юго-восточной Польши, на которых впоследствии было основано Русское воеводство.

Его происхождение не ясно. Вероятно, это связано с червенскими городами, за которые, согласно «Повести Временных Лет», успешно воевал Владимир Красное Солнышко. Потом Червенские города – Луцк, Холм, Перемышль и другие, отошли к Речи Посполитой, но название «Червонная Русь» сохранилось и упоминалось в более поздних источниках, начиная с XV века. Шла ли речь о прямой преемственности, или богатые и сильные города называли «червонными», красными, то есть красивыми, достоверно неизвестно.

Кто кроме Руси?

Кроме Руси, на карте Центральной и Восточной Европы был как минимум еще один этноним, также имевший «белое, черное и красное названия». Речь идет о хорватах. Красными хорватами называли прямых предков современных хорватов – южнославянскго племени, жившего на Балканах еще с раннего Средневековья. В то же время Белые хорваты, известные по той же Повести Временных Лет и трактату византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», племя восточнославянское. Их поселения располагались на южных склонах Карпат и частично входили в состав Червонной Руси. Самыми загадочными считаются Черные хорваты. Они жили на севере Чехии и относились уже к ветви западных славян. Собственно, черными хорватами называлась только их восточная группа. Вместе с западными они образовывали большое племя чешских хорватов.

Наконец, еще одно племя с цветовым маркером, оставившее свой след в этнической истории Европы - белые сербы. Зона их расселения находилась в северной Чехии и они считаются предками современных лужицких сербов – жителей Германии и Польши.

Стороны света и их цветовые маркеры

Среди некоторых лингвистов бытует мнение, что у славян (в частности, хорватов и сербов) стороны света имели каждый свой цвет: белый - запад, чёрный - север, красный (червонный) - юг. Как мы видели выше, это действительно находит подтверждение в источниках. Однако, существует мнение, что в восточных языках схема цветов и сторон света совпадает почти полностью.

Иван Билибин

Кто здесь прав, и от какого языка пошло это сопоставление сторон света с определенными цветами, сказать невозможно. Однако, вполне вероятно, что речь идет о совпадении: те же лингвисты доказали, что в человеческих языках слова для белого, черного, красного и синего цветов появляются раньше, чем для других.

Троичное деление Руси на Белую, Черную и Червонную было призвано передать этнос и регион (реже религию). В то же время, еще одной причиной путаницы было то, что существовало геополитическое двоичное деление. В XV – XVIII веках территории Руси были разделены между двумя государствами – Московской Русью и Речью Посполитой, что сильно путало историков. Связь между понятиями Белая Русь и Великая Русь/Великая Россия была относительно устойчивой, Черной Русью называли только литовские земли, а термин Малая Русь/Малая Россия соотносился как с Черной Русью, так и с Красной Русью.

У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Русь историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско византийского договора 911 года, более ранние… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Русь (значения). Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам руси. До призвания варягов территорию первого русского государства… … Википедия

Красная книга Вологодской области аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Вологодской области. Региональный вариант Красной книги России. В 2004 году правительство Вологодской области… … Википедия

Русь в период феодальной раздробленности (XII - начало XIII в.) - Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием… … Всемирная история. Энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Красная стрела (значения). Поезд № 001А/002А «Красная стрела» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Красная стрела (значения). Красная стрела Год основания 2004 Расположение Москва Ключевые фигуры Валерий Тодоровский, Леонид … Википедия

Польша XIV века. Красная Русь обозначена как Russia. Червоная Русь (Красная Русь, укр. Червона Русь, лат. Russia Rubra) часть Руси, расположенная н … Википедия

- (Russia Alba) около озера Ильмень (Lacus Irmen). Фрагмент карты Carta Marina, 1539 … Википедия

История Украины … Википедия

Чёрная Русь историческое западноевропейское название части земель Руси по «колористической» (цветной) схеме», в которую входили также Белая и Червонная Русь. Содержание 1 Чёрная Русь в широком смысле … Википедия

Книги

  • Князь Владимир (красная) , Игорь Брусенцев. Невиданная и загадочная древняя Русь, утопающая в красках первозданной природы... Деревянные города и необъятные просторы, жестокие сражения и щедрые пиры, шумные ярмарки и грандиозные…
  • Князь Владимир (красная). Приключенческая историческая повесть , Брусенцев Игорь. Невиданная и загадочная древняя Русь, утопающая в красках первозданной природы и старинных праздников. Деревянные города и необъятные просторы, жестокие сраженияи щедрые пиры, шумные ярмарки…
  • Возвращение к целостности. От неизлечимых болезней к полноценному здоровью. Практическая методика лечения рака и других заболеваний для домашнего пользования , Севастьянов Константин. Метод Надежды Антоненко помог тысячам людей избавиться от самых сложных, "неизлечимых" заболеваний, в том числе от рака. Конечно для достижения цели - избавления от конкретного заболевания…

Часть Руси, расположенная на западе современной Украины и востоке Польши. Синонимами Червонной Руси являются исторические названия Галичина (Галиция) или Червенские города. Червенские города упомянуты в летописях 981 года, когда великий князь Владимир Великий присоединил их к Киевской Руси. В 1018 году ими овладела Польша, однако уже в 1031 году они были возвращены в состав древнерусского государства. После распада Киевской Руси эти земли стали частью Галицко-Волынского княжества, с 1240 года под номинальной властью Золотой Орды.

На изображении: Червонная Русь (Rotreussen) на немецкой карте 1892 года, отображающей Речь Посполитую в 1660 году


В 1349 году началась Война за галицко-волынское наследство. Польский король Казимир III Великий организовал против Галицко-Волынского княжества большой поход и захватил Галичину. Червонная Русь вошла в состав Польши, в составе которой она пробыла как Русское воеводство вплоть до XVIII века.

Червенские города включали в себя Червен, Волынь, Холм, Броды, Сутейск, Луческ, Ярославль, Угровеск, Столпье, Всеволож, Верещин и другие.

Червен — крупнейший из червенских городов. Располагался на левом берегу реки Хучва, притока Западного Буга. Впервые упоминается в 981 году, когда Владимир I Святославич отвоевал его у поляков (в летописи название города появляется только в форме Червенъ). В последний раз упоминается в 1289 году. Вероятное местонахождение — городище у польского села Чермно (польск. Czermno), Люблинского воеводства.

Волынь — один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировиче за киевский престол на Волынской земле. Волынь — центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI века значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна. В настоящее время — село Грудек-над-Бугем (польск. Gródek nad Bugiem), Хрубешувской гмины Люблинского воеводства.

Сутейск — один из важнейших червенских городов, располагавшийся непостредственно около границы с Польским королевством. Впервые упоминается в 1069 году. По некоторым данным, в Сутейске с поляками заключил мирный договор киевский князь Владимир Мономах. Городище Сутейска расположено близ польского села Сонсядка (Sąsiadka) Люблинского воеводства, около слияния рек Пора и Вепша. Площадь его укреплённой части, состоящей из трёх площадок, составляет около 3 га. Детинец обнесён шестиметровым валом и рвом с юго-восточной стороны. Сохранились следы окольного города и въездов. Кроме обычных орудий труда и предметов быта обнаружено оружие, украшения и свинцовые печати волынского князя Давыда Игоревича.

Угровеск, Угровск — древнерусский город, относившийся к Червенским городам и располагавшийся при впадении реки Угер в Западный Буг. В 1213 году был присоединён к Галицко-Волынскому княжеству князем Даниилом Галицким.

Хельм - Археологические раскопки в окрестностях Хелма подтвердили, что первые поселения в этом районе появились еще в палеолите (30 тыс.лет до н.э.). Основан в первой половине XIII века князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 г. Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. В XIV веке Холмское княжество перешло к Польскому королевству. Холм стал центром Холмской земли в составе Русского воеводства.
Официальный статус города Хелм имеет с 1392 года. В Хелмском сражении 1794 года Ласси разбил Зайончека. С 1795 по 1809 гг. — владение Габсбургов, после 1815 г. — гарнизонный город Царства Польского.
При российском управлении Холм уступил свои административные функции Люблину. В 1912 года сделан центром Холмской губернии Российской империи (как Холм), в 1975—1998 годах — Хелмского воеводства Польши.
До Второй мировой войны в Хелме проживало большое число евреев. В еврейских анекдотах город предстаёт столицей дураков. Для уничтожения хелмских евреев нацистами был создан концлагерь Собибор.

На изображении: Православное кладбище в Хельме


Броды - первое письменное упоминание 1084 г. в «Поучении Владимира Мономаха…». Населенный пункт находился на границе Галицкого и Волынского княжеств.

В 1441 г. переходит польскому шляхтичу Яну Сенинскому. С 1511 г. принадлежит Каменецким — подольским воеводам. В 1584 г. Броды покупает Станислав Жолкевский — белзкий воевода. Он получил от короля Стефана Батория право на основание города c магдебургским правом и основал город Любич (в честь фамильного герба). Но название города Любич не прижилось и меньше чем через 10 лет город снова называют (по документам) Броды.

В 1629 г. от Жолкевских Броды переходят к Станиславу Конецпольскому, который в 1631 г. занимает должность великого гетмана коронного Речи Посполитой (третья особа в Польше после короля и канцлера) и превращает Броды в свою резиденцию. По проекту французского инженера де Боплана, под наблюдением Андреа дель Аквы, Броды превращаются в город-крепость. Планировка была произведена по плану «идеального города». Броды окружал земляной оборонный вал каплевидной формы с десятью бастионами. Оборонную систему города увенчивал Бродский замок (построенный по новоголландской системе), расположенный на западной окраине города. Замок имеет форму пятиугольника с бастионами на углах. Город был серьёзной военной базой поляков в ходе Освободительной войны Б. Хмельницкого. Отражал татарско-турецкую агрессию во второй половине XVII века.

После раздела Польши Броды отошли к Австрии. Это был пограничный город с Российской империей. С 1779 г. по 1880 г. Броды имели статус «вольного торгового города». Это был второй по значению (после Львова) город Галиции.

До 1918 г. граница между Австро-Венгрией и Россией проходила возле Бродов. До 1939 г. Броды входили в состав II Речи Посполитой.

В июле 1944 г. под Бродами первый и последний раз в бой с частями Красной Армии вступила Дивизия СС «Галичина». В упорных боях в бродовском котле она была почти полностью уничтожена.

Ярослав - княжеский город, основанный в 1031 году князем киевским Ярославом Владимировичем. В летописях упоминается 1152, 1231 (Ипатьевская летопись). Под Ярославом состоялась в 1245 году Ярославская битва между войсками Даниила Галицкого и войском венгров. Последние были разбиты на голову. С XIV века в составе Польши. Городские права Ярослав получил 1323, а магдебургское право в 1375-м. В 1625 пожар вызвала большие опустошения в городе. В XVI—XVII веках у Яровлава происходили международные ярмарки. Походы казаков (1649), шведов и венгров (1656—1657) не способствовали развитию города. К концу XVI века в Ярославе действовало при церкви св. Успения братство св. Онуфрия, которое содержало школу (просуществовало до XIX века). C 1772 года (после третьего раздела Польши)- в составе Австрии. Ярослав богатый на архитектурные памятники и старинные церкви и костелы. До XX века сохранялось городище там, где теперь монастырь Доминиканцев. XVI—XVII веками датируются ренессансу дома (каменный Орсеттих, 1580), в 1714 году построена церковь Преображения Господня, которую после 40-летнего перерыва в 1987 году возвращена верующим. В 1930-х годах в городе проживало 52 % поляков, 34 % евреев, 14 % украинцев/русинов. В Ярославе с 1965 года существует душпастырская ячейка греко-католической церкви, с 1985 кружок УСКТ и пункт обучения украинскому языку. В начале 1945 года из Ярослава принудительно выселены в СССР украинцы, главным образом в Ивано-Франковскую область, а в начале 1947 остатки крестьян вывезли на Ольштынщину в северо-восточной Польше. В эмиграции выходцы из Ярославщины в 1965 году создали Объединение «Ярославщины и окраины Засяння» в диаспоре, с центром в Чикаго (США).

Луцк - время основания летописного «Луческа Великого на Стыри» не известно. Согласно одним источникам, он основан дулебами в VII веке, а по другим — Владимиром Великим около 1000 года. В летописи впервые упоминается под 1085 годом, когда был уже укрепленным городом, выдержавшим в конце 1060-х годов. 6-месячную осаду Болеслава Смелого. Первоначальными его жителями были представители восточнославянских племен дулебов и волынян. В 1097 году Святополк II отдал Луцк Давиду Святославичу, который вскоре был выгнан Давидом Игоревичем. С тех пор Луцк до середины XII века оставался пригородом Владимир-Волынского княжества, несмотря на притязания князей киевских.

К 1150 году в Луцке жил Ярослав Изяславич, при котором Луцк стал самостоятельным уделом и центром всей восточной половины Волыни. Выдержал шестинедельную осаду весной 1150 года полками Юрия Долгорукого. Во время этих событий едва не погиб его сын — юный князь Андрей. В 1227 году Ярослав Ингваревич, внук Ярослава Изяславича, принужден был уступить свой удел Даниилу. В 1259 году город выдержал осаду хана Куремсы. В 1320 году Луцк был взят войсками Гедимина; в 1324 Луцкий удел достался Любарту Гедиминовичу, при котором город Луцк получает превосходство над Владимиром.

К концу XIV столетия Луцк стал выше Владимира и по торговле. Купцы наезжали сюда изо всех стран, а некоторые селились здесь; появились кварталы, населенные немцами, поляками и др. В 1429 году в Луцке состоялся известный съезд монархов, целью которого было «рассуждение о мерах против общего врага, турок»; присутствовали король польский Ягайло, Великий князь Литовский Витовт Великий, император германский Сигизмунд, великий князь московский Василий II со многими удельными князьями и митрополитом Фотием, король датский, папский легат, гроссмейстер прусский, воевода валахский, хан перекопский и византийский посол. Сигизмунд приглашал государей и вельмож к взаимному примирению и единению церквей восточной и западной, к борьбе против турок и к оказанию помощи Византии, но предложения эти были отклонены поляками. Продолжение этого съезда было в 1430 году в Троках и Вильне.

С 1440 года Луцком овладел Свидригайло, а после его смерти (1452) Луцкая земля не имела более своего удельного князя. В конце XV века Луцк считался одним из лучших городов края, но с половины XVI века благосостояние его стало упадать. Ещё около 1569 года в Луцком повете считалось панов и дворян 226, а во время присоединения его к России в 1795 году в нём было только 50 мещанских домов; остальные принадлежали евреям и караимам.

С 1795 голда Луцк — уездный город волынского наместничества, а с 1796 — Волынской губернии. Луцкая епархия упоминается впервые в 1288 голду. В начале XV века в Луцке было до 15 православных церквей, из которых многие во время литовско-польского владычества были разрушены или обращены в униатские, а потом в костёлы. Католические епископы прочно утвердились в Луцке не ранее второй половины XVI века. В 1617 году, для борьбы с иезуитами, призванными сюда в 1609, возникло луцкое братство, просуществовавшее до 1803 года.

В те времена он был важным экономическим и культурным центром Волыни. Много талантливых людей родилось и выросло в этом городе и его окраинах. Они были творцами культурных ценностей. Яркий пример этого — Икона Волынской Богоматери, шедевр мировой культуры. Интересным явлением в жизни города было принятие Магдебургского права в 1432 году. К 1569 году был ознаменован в жизни Луцка вхождением города в состав Польши. Но не останавливалась борьба народных масс за свое национальное и социальное освобождение. Примером этого было восстание Криштофа Косинского, которое состоялось в 1591 году. Следует добавить, что широкий размах приняло восстание на Волыни Северина Наливайко, в 1594—1596 годах. Война 1648—1654 года под флагами Богдана Хмельницкого порождала за собою новых мстителей и героев, защитников своего народа.

В 1795 году в результате третьего раздела Польши волынские земли вместе с Луцком вошли в состав Российской империи.

Во время Отечественной войны 1812 год в Луцке размещался штаб второй Русской армии под командованием легендарного полководца Багратиона. 30-40 годы XIX века в жизни Луцка отметились тем, что поднялся культурный уровень жизни. В 1832 году была открыта гимназия. Здесь прошли детские года известной поэтессы Леси Украинки. В ходе гражданской войны (с 1917 по 1920) Луцк неоднократно переходил из рук в руки. С 1921 по 1939 годы город находился в составе Польши.

На изображении: Часть Старого Города и Замка Любарта


В марте 1921 Луцк становится столицей нового Волынского воеводства. После образования воеводства город сразу отстраивается после серьезных военных разрушений. Возводится много новых зданий для новообразованных воеводских и городских учреждений. Построенные в то время здания в основном в стиле популярного в то времы конструктивизма и сегодня являются заметными в образе города. (школа № 1, Национальный банк, почтамт, городской совет (бывший почтамт), дирекция «Укртелекома», Волынский краеведческий музей (укр.)русск. (быв. Земельное управления), дом офицеров (быв. Земелный банк), старый корпус университета (быв. гимназия), здание СБУ (быв. Polska Macierz Szkolna). Строятся целые жилые районы для офицеров (между проспектом Перемоги и улицей 8 Марта) и госслужащих (между ул. Шопена и Ярощука). К этому периоду относится также большая часть застройки улиц Кривой Вал, Винниченко, Сенаторки Левчанивской, Бандеры, Ярощука, Шопена. В городе открываются польские и европейские банки, многочисленные торговые фирмы, театр, кинотеатры, школы и гимназии, медицинские учреждение, стадион, аэродром. Основывается краеведческий музей. В 1928 году Луцк получает железнодорожное сообщение со Львовом, устанавливается регулярное пассажирское судоходство до Колок и Пинска и регулярное междугородное автобусное сообщение. Население города увеличилось с 30 тыс. сразу после войны, до 40 тыс. в 1939 году.

В 1928—1938 годах должность Волынского воеводы занимал Генрик Юзевский — известный государственный деятель Польши и бывший вице-министр внутренних дел в Правительстве УНР, имеющий много заслуг в деле экономического развития края и взаимопонимания между поляками и украинцами. В 1939 году в соответствие с Секретным дополнительным протоколом к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом был занят Красной армией и вошёл в состав УССР. Во время Великой Отечественной войны город в 1941 г. был оккупирован немецкими войсками, а в 1944 г. освобожден Советской армией.

Ещё в XX веке Церковь Иоанна Богослова обратила на себя внимание археологов. Особый интерес предрасполагали гробницы семьи князя Любарта Гедиминовича и «умерших» русских (руських) князей. Это уникальный памятник домонгольского периода.

На сегодняшний день отреставрированы Луцкий замок Любарта с Владычьей башней, Кафедральный Петропавловский костёл, Крестовоздвиженская церковь, синагога «Маленький Замок».