Чрезвычайный орган 1941. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти . Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО . В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах - отделы эвакуации, на железных дорогах - эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях . Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре - Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов : в сентябре 1941 г. - Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. - Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. созданы Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР , а при областных и краевых исполкомах - бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создано Главное управление по снабжению углем, в 1943 г. - Главные управления по снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.

Уже в начале июля 1941 г. правительство приняло постановление, значительно расширявшее права народных комиссариатов в условиях военного времени . Им предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями, разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы, перераспределять капиталовложения по строительству, отступать от утвержденных проектов и смет строительства, разрешать пуск в эксплуатацию строящихся предприятий и т.п.

Военное строительство в годы войны проходило особенно интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет).

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменялся институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны . Органами Ставки были Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.

В 1942 г. издан Боевой устав пехоты . С июля 1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.

Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941) Указом О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий. Трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры - общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывалась в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе.

Командующие армиями и округами, военные советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рассматривая все наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела - общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка, расстрел применялся без судебного разбирательства.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов .

В сложное военное время вся власть в СССР была сосредоточена в руках трех основных структур, осуществлявших руководство всех сфер деятельности государства. Это были Государственный Комитет обороны, Генеральный штаб и Ставка Верховного Главнокомандования. Стоит помнить, что в военные годы вся мощь государства была направлена не на развитие экономики, а на ведение военных действий и наращивание военного потенциала, а потому и функции, возложенные на эти органы власти, были соответствующими.

Государственный Комитет обороны, созданный в 1941 году, спустя всего несколько дней после начала войны, стал главной управленческой структурой в годы Отечественной войны. На ГКО была возложена ответственность за управление в военной, политической и хозяйственной сферах деятельности страны.

Ставка Верховного Главнокомандования пришла на смену основному управленческому органу армии – Главному Военному Совету. В связи с начавшимися военными действиями руководством страны было принято решение о немедленном переформировании руководством Вооруженных Сил. Основной обязанностью Ставки ВГК было стратегическое планирование военных действий и верховное управление Вооруженными Силами СССР.

В отличие от прочих органов управления, Генеральный штаб существовал как руководящая армейская структура еще с 1918 года. Генштаб стал органом Ставки Верховного Главнокомандования и осуществлял прямое управление Вооруженными Силами Советского Союза, отвечая за ведение военных действий на фронтах.

Государственный Комитет
Обороны

Генеральный штаб

Ставка Верховного
Главнокомандования

чрезвычайный орган, наделённый высшей исполнительной и законодательной властью на время войны

военный орган, осуществлявший детальную разработку военных
операций в годы войны

военный орган, осуществлявший стратегическое планирование и
координацию действий фронтов

Ставка Главного Главнокомандования

Сосредоточилась вся полнота государственной, военной и партийной власти.

Чрезвычайный орган, осуществлявший стратегическое руководство вооруженными силами.

Начальник – Г.К.Жуков

В состав вошли:

С. К. Тимошенко

Г. К. Жуков

И. В. Сталин

В. М. Молотов

К. Е. Ворошилов

С. М. Буденный

Н. Г. Кузнецов

Председатель — И.В.Сталин

За время войны ни разу не собиралась в полном составе.

В августе 1941 г. ставка Верховного Главнокомандования издала приказ №270: главный его пункт касался

1. объявления советских военнопленных изменниками Родины и введения жестких санкций против членов их семей

2. введения трудовой мобилизации населения,

3. формирования штрафных батальонов

1. Цель создания в 1944 г. Совета по делам религиозных культов
усиление идеологического и политического влияния партии на религиозные организации
сплочения народов разных религий в борьбе против фашизма
обеспечения поддержки зарубежной православной церкви в борьбе против Германии
исправления прежних ошибок в отношении церкви

2. ВКП (б) была переименована в КПСС на … съезде партии.
XX
XIX
XXII
XXY

3. Совет Министров появился в СССР в … году.
1946
1948
1953
1943

4. Постановления ГКО …
имели силу закона и подлежали беспрекословному исполнению всеми органами управления
утверждались Президиумом Верховного Совета СССР
утверждались Советом Народных Комиссаров СССР
утверждались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР

5. ГКО возглавлял …
Г. К. Жуков
И. В. Сталин
К. Е. Ворошилов
С.К.Тимошенко

6. Высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны
Ставка Верховного Главнокомандования
Государственный Комитет обороны
Совет Народных Комиссаров.
Политбюро ЦК ВКП(б)

7. Главную роль в обеспечении победы над фашизмом сыграли …
ВКП(б)
ВЛКСМ
профсоюзы
женские организации

8. Чрезвычайные органы управления в годы Великой Отечественной войны
Государственный Комитет Обороны
Совет Министров СССР
Ставка Верховного Главнокомандования
Высший Военный Совет
Совет по эвакуации при СНК СССР
Главное управление тыла и должность начальника тыла РККА

9. Характерные черты системы управления в годы Великой Отечественной войны
централизацией управления в рамках ГКО
железной дисциплиной во всех звеньях управления
большей самостоятельностью местной власти
мобилизационными методами управления
отсутствием бюрократизма в принятии решений
отказом от выборных органов власти

10. Ставку Верховного Главнокомандования возглавлял …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
С. К. Тимошенко
А.М.Василевский

11. Основная причина переименования ВКП(б) в КПСС
объединение республиканских партийных организаций в единую партию
утрата какого-либо значения исторического раскола партии на меньшевиков и большевиков
намерение создать новый Интернационал коммунистических и левых партий
необходимость сплочения партии в результате роста оппозиционных настроений

12. От имени Советского правительства акт о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 г. подписал …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К.К.Рокоссовский

13. Характерные черты системы управления в 1945-53 гг.
усиление культа личности Сталина
отказ от выборных органов власти
принятие Сталиным единоличных решений в сфере управления
устранение видных руководителей (Н. Вознесенского, А. Кузнецова, М. Родионова и др.)
отставка В. Молотова, К. Ворошилова, Л. Берии
преобладание командно-административных, мобилизационных методов управления

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа -- Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения.

ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных. Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах -- отделы эвакуации, на железных дорогах -- эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре -- Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. -- Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. -- Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в вооруженных силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных Комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт -- институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов.

В мае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая компартия может лучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала необходимость существования единого центра коммунистического движения.

Вторым важнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов в сентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которого пустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственный орган, призванный сотрудничать с Церковью -- Совет по делам православной церкви. Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е гг.

Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941–1945)

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутренних дел СССР и Народного комиссариата государственной безопасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте коренным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в открытой вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятельности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений.

14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л. П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В. Н. Меркулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрразведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выполнявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, постановлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла действующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте – Управление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству.

По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях.

Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффективность довоенных организационных форм построения советской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно являлись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

– борьба с распространителями провокационных слухов;

– трудовым и военным дезертирством;

– обеспечение организованной эвакуации населения, промышленных предприятий, запасов продовольствия и других материальных ценностей;

– борьба с мародерством;

– мобилизация транспортных средств для нужд Красной армии, учет и мобилизация военнообязанных;

– организация истребительных батальонов и т. д.

С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и диверсантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обороне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях войны была оперативность. Законы военного времени устанавливали сокращенные сроки (до 1–3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в годы войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронтовой полосе, и эвакуированных из этих местностей, определяется уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления».

Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности установки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно отступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имеющимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. – свыше 3 млн.

Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В постановлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-исторической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное постановление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкрепленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная ответственность была распространена на членов семей военнослужащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

С помощью уголовно-правовых норм решались задачи не только борьбы с преступностью, укрепления дисциплины и правопорядка, но и перевоспитания осужденных, сохранения кадров для вооруженных сил и народного хозяйства.

автора Щепетев Василий Иванович

Система органов государственного управления в период Гражданской войны Оформившаяся в Советской России к лету 1918 г. система управления была готова к проведению жесткой централизации. Предприятия лишались самостоятельности в целях выявления и максимального

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК-ГПУ-ОГПУ) и милиции Переход к нэпу, развитие демократических начал Советского государства обусловили необходимость реорганизации ВЧК и ее органов на местах.Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа управления вооруженными силами (1941–1945) Военно-политическое руководство СССР во время Великой Отечественной войны уделяло большое внимание развитию всех видов советских вооруженных сил и родов войск, совершенствованию органов управления ими, добиваясь, чтобы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Особенности развития органов государственной безопасности Завершение войны и начало работ по восстановлению разрушенного народного хозяйства внесли изменения в содержание деятельности органов государственной безопасности и внутренних дел.Основные изменения в

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Убийцы Сталина. Главная тайна XX века автора Мухин Юрий Игнатьевич

Лишение ВКП(б) органов управления государством Не надо думать, что Сталин мог вот так взять и подарить человекообразным Животным дело своей жизни, свой народ. Нет, Сталин дал Животным свой последний бой и пал именно в этом бою у стен защищаемого им коммунизма. Не для того

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 3. Реформы органов управления и суда § 1. Губернская реформа Мы уже упоминали о том, что во второй половине XVII в. и особенно на грани XVII–XVIII вв. в системе центральных государственных учреждений происходили частичные изменения. Часть центральных приказов, общее

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Создание фронтовых органов управления Впервые прообраз фронтового управления появился в России в годы Русско-японской войны, когда в Маньчжурии было развернуто несколько армий и остро встал вопрос согласованного управления ими. Но тогда по разным причинам до конца

автора Коллектив авторов

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 1] автора Коллектив авторов

Из книги Хозяин Брянских лесов автора Грибков Иван Владимирович

Глава 1 Формирование местным органов власти на оккупированной территории РСФСР в первый период оккупации (октябрь 1941 - февраль 1942 гг.) Предпосылки образования коллаборационистского движения в СССРПоявление сотен тысяч «русских коллаборационистов», в годы Второй

Из книги Фронт без границ. 1941–1945 гг. автора Белозеров Б. П.

§ 2. Изменение и подчинение органов государственной власти и управления борьбе с германским фашизмом Нарастание военной угрозы требовало принятия необходимых мер со стороны СССР. Генеральным штабом в феврале-апреле 1941 года были проведены совещания с командующими

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

7. Складывание общерусских органов управления и особой формы государственности Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы

№22 Приказ РВС СССР № 564 «О реорганизации окружных аппаратов управления РККА» 15 апреля 1924 г.СекретноРеволюционный военный совет ССС Республик приказывает.1. Реорганизовать существующий ныне военно-окружной аппарат и иметь таковой в нижеследующем составе с

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. т 1 автора

№56 Служебная записка начальника Организационного управления Штаба РККА С.И. Венцова зам. председателя РВС СССР И.С. Уншлихту о целесообразности упразднения местных органов военного управления и передаче их функций командованию территориальных округов №2308314 октября 1924