Что дало поэту основание утверждать: «… в мой жестокий век восславил я свободу» (Пушкин А. )

«В мой жестокий век восславил я свободу»

Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил... свободу и милость к падшим призывал”.

Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок

Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.

В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:

И людям я права людей,

По царской милости моей,

Отдам из доброй воли.

Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.

Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.

По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа...

Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою...”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.

Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над Отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

Творчество А. С. Пушкина давно уже стало достоянием русской и мировой литературы. Мало найдется в истории человечества примеров такого богатого дарования. Мы и по сей день восторгаемся его изумительными по красоте и силе звучания произведениями. Пушкин дорог нам как русский национальный поэт, принесший славу стране, счастье которой было для него превыше всего.

Патриотические мотивы, идеалы свободы и справедливости, ненависть к рабству и тирании проходят через все творчество Пушкина. Голос поэта был примером для многих лучших людей России.

Еще в период раннего творчества Пушкин выступал противником несправедливости и деспотизма. Поэт обращается к истории человечества, показывая губительную для народа и государства силу тирании:

Свободой Рим возрос, а рабством погублен…

В стихотворении «Лицинию» четко обозначена позиция юного поэта:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.

Вот так 16-летний поэт выражает свое отношение к царящему в мире беззаконию, попиранию человеческой свободы. Пушкин рос и совершенствовался как поэт, неизменно обращаясь вновь и вновь к теме, которая так его волновала. Стремление к свободе, равенству людей перед законом ясно видно в оде «Вольность». Само название говорит об идейной направленности стихотворения. Пушкин формулирует, с какой целью написано это произведение:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Призывая правителей склониться «под сень надежную закона», поэт грозит деспотам расплатой за зло:

Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы.

Судьба обездоленных болью отзывается в сердце Пушкина. На фоне великолепия природы поэт изображает дикие нравы российской жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Гармония в природе резко сменяется описанием положения простого народа:

Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.

Пушкин, до глубины души возмущенный этим, горит желанием увидеть свою страну свободной от рабства. Надежда на всеобщее счастливое будущее органически связана с творчеством великого поэта. Пушкин готов посвятить России «души прекрасные порывы». Именно поэтому пушкинские строки были

горячо воспринять! в среде декабристов. Вера в торжество идеалов свободы объединяла лучших людей России:

Товарищ, верь; взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В этих словах из послания «К Чаадаеву» звучит глубокая убежденность поэта в правильности выбранного пути. Пушкин в годы реакции причисляет себя к братьям тех, кто потерял свою свободу в борьбе за счастье других. Концовка стихотворения «Во глубине сибирских руд…» напоминает луч света в мрачном подземелье:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

В то время, когда о декабрьском восстании старались не вспоминать, Пушкин говорит о своем духовном единении с осужденными и повешенными. В стихотворении «Арион» поэт в иносказательной форме заявляет:

Я гимны прежние пою…

Таинственный певец Арион - это сам Пушкин, потерявший друзей, оставшийся верным своим убеждениям. Тема свободы человека продолжала волновать поэта. В стихотворении «Анчар» дан яркий пример страшной судьбы раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. Пушкин философски освещает проблему человеческих отношений, проповедует просвещенность и гуманизм.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина неповторима и многогранна. Читая пушкинские строки, особенно остро чувствуешь, почему «не зарастет народная тропа» к памятнику, который воздвиг себе поэт своим творчеством. Певец вольности, истинный патриот России, Пушкин заслужил всеобщую преданность потомков тем, что пробуждал «чувства добрые» и призывал «милость к падшим».

Что дало основание А.С. Пушкину утверждать "в мой жестокий век восславил я свободу?"

Показать текст целиком

В 1836 году А.С. Пушкин пишет стихотворение ""Памятник" , в котором подводит итог своему поэтическому пути. В стихе "в мой жестокий век восславил я свободу" поэт ставит себе в заслугу вольнолюбие, дерзость воспевать свободу в тяжелые времена, когда всякая вольность в слове или печати пресекается, грозит ссылкой. Что же дало ему основание так считать?

А.С. Пушкин был певцом свободы с самого начала своего творчества. Еще в 1817 году он пишет оду "Вольность", полную громких и вызывающих фраз: "Тираны мира! трепещите!", "Восстаньте, падших рабы!". В данном произведении речь идет прежде всего о свободе политической. Поэт говорит о том, что власть выше народа, но она должна подчиняться высшему справедливому Закону. Таким образом, свобода воспринимается как подчинение всех слоев общества этому Закону, независимо от социального статуса и родовой принадлежности. Несмотря на то, что юный поэт не призывает к открытому восстанию или бунту, пафос стихотворения провокационный, будоражащий. Неудивительно, что ода вызвала волнение в правящих кругах, обратила на себя и своего создателя внимание власти. На публикацию столь провокационного стихотворения нужна была смелость, готовность пожертвовать всем, и это стремление во что бы то ни стало донести свое видение свободы является несомненной заслугой Пушкина.

Если в оде "Вольность" свобода рассматривается лишь с политической точки зрения, то позднее поэт переосмысляет категорию свободы, чему во многом поспособствовала южная ссылка (1821-1824). В стихотворении "Узник" это понятие раскрывается иначе. Лирический герой "сидит за решеткой в темнице сырой", где единственным его другом является орел. Герой с ним сравнивается. Этот орел никогда не знал св

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

Поколение, которое мы называем декабристами, дало миру немалоизвестных имен, таких как Рылеев, Кюхельбекер, Грибоедов. Принадлежал к этому поколению и Александр Сергеевич Пушкин. Лучших представителей этого поколения объединяло родство убеждений, устремлений и надежд. В их идейном развитии и становлении огромную роль сыграли просветительские и революционные идеи, зародившиеся в самом начале XIX века и усиленные Отечественной войной 1812 года. Разумеется, далеко не все принимали личное участие в кампании против наполеоновской армии, но общественный подъем, вызванный этой войной, затронул каждого. Мысль об утверждении высоких идеалов свободы, об освобождении России от гнета тирании была одинаково близка всем этим людям. Тема свободы, «вольности святой» прослеживается и в творчестве Пушкина, занимая в нем важное место.

Известно, что Пушкин сам не был декабристом и не входил ни в какие тайные общества. Однако в близком ему кругу было немало радикально настроенных людей. Так, к примеру, И. Пущин и В. Кюхельбекер, с которыми поэт был дружен еще с лицейских времен, впоследствии стали декабристами. Отличался независимостью взглядов и свободомыслием П. Я. Чаадаев, которому Пушкин посвятил одно из самых знаменитых своих вольнолюбивых стихотворений. Его послание «К Чаадаеву» — это обращение не просто к другу, но к единомышленнику и соратнику. От того, что высокие гражданские идеи выражены здесь в форме личного признания, в стихотворении отсутствует ложная патетика, оно звучит очень доверительно и искренне. Однако, обращаясь к другу, Пушкин утверждает идеал высокого и беззаветного служения Отчизне и свободе, и потому сама тема дружбы приобретает некоторый героический ореол. Патриотические чувства у Пушкина неразрывно связаны со свободолюбием:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Не удивительно, что это стихотворение Пушкина воспламеняло передовую молодежь, приводило ее в тайные общества, — такой призыв к самопожертвованию, к решительному действию, к подвигу заключался в нем, особенно в его последних строчках!

В петербургский период творчества Пушкина создано и другое его известное стихотворение — ода «Вольность». Ода написана в традициях высокой гражданской поэзии, в которой молодой поэт исповедует свои политические убеждения. К тому моменту, несмотря на молодость, его взгляды уже полностью сформировались. С его точки зрения, залогом процветания общества должна быть узаконенная свобода:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье…

В обществе, где свобода не подкреплена законом, властвует тирания и правит рабство. Это убедительнее всего показывает Пушкин в другом своем стихотворении — » Деревня «. Оно построено на контрасте двух частей. В первой нарисована идиллическая картина сельского уединения, полная гармонии и спокойствия, так благотворно влияющая на человека. Однако вторая часть неожиданно показывает нам, что скрывается за внешним пасторальным обликом деревни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца…

И вновь поднимается вопрос о тирании и рабстве, об отсутствии закона, охраняющего свободу. Разделение людей на господ и рабов противоречит убеждениям Пушкина, он решительно выступает за признание равенства людей перед законом. Понятно, что такое стихотворение просто не могло быть не замечено прогрессивными людьми того времени. Как и послание «К Чаадаеву», как и написанный несколько позже «Кинжал», в котором поэт прославляет героя, казнящего тирана, стихотворение «Деревня».

было хорошо известно декабристам. Эти стихи переписывались, расходились в списках, читались и заучивались наизусть в тайных обществах.

Вскоре после подавления восстания на Сенатской площади Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором, с помощью метафор рассказывает о происшедших политических волнениях. Однако свое сочувствие декабристам, свою верность прежним идеалам свободы поэт не пытается закамуфлировать никакими метафорами:

Я гимны прежние пою…

Актом высокого гражданского мужества поэта можно назвать и знаменитое послание Пушкина «Во глубине сибирских руд…». Оно исполнено глубочайшего сочувствия к сосланным в Сибирь декабристам. Поэт стремится не только поддержать своих друзей, не только призывает их к мужеству и стойкости, но и открытым текстом дает понять, что их благородный порыв, их начинание не были напрасными:

Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…

Не сбылись оптимистические ожидания Пушкина и многих других прогрессивных людей — Николай не проявил милости и не освободил декабристов, однако пушкинское послание сыграло важную роль в развитии революционного сознания и весьма способствовало развитию преемственной связи между разными поколениями участников русского освободительного движения.

Мысль о недопустимости права одного человека распоряжаться жизнью и смертью других людей получает широкое философское осмысление в стихотворении «Анчар». Здесь нет никаких призывов к свободе и вольности, здесь скупыми, но точными мазками Пушкин рисует картину полной покорности раба своему владыке, покорности, несовместимой с самим понятием «человек». Однако поэт употребляет это слово не случайно:

Но человека человекПослал к анчару властным взглядом…

Это выражение «человека человек» используется Пушкиным вполне сознательно, для того, чтобы еще ужасней после такого начала выглядели дальнейшие события стихотворения. Не должен иметь права человек посылать другого из-за своей прихоти на верную смерть, не дол-жен тот, второй, на эту смерть идти, выполняя чью-то волю. Однако отношения господства и рабства, делающие эту ситуацию возможной, стирают, вытравливают в каждом из них все подлинно человеческое; и один человек отправляет другого на верную и мучительную гибель, а тот, другой, подчиняется, ибо страшная привычка к беспрекословному повиновению оказывается в нем сильнее даже свойственного всякому живому существу инстинкта самосохранения.

Казалось бы, никаким намеком не высказал автор своего отношения к происходящему, не высказал никакого протеста, но с такой жестокой беспристрастностью описана поистине нечеловеческая ситуация, что протест возникает у любого человека, прочитавшего это стихотворение.

Со временем политические пристрастия Пушкина менялись, и в зрелые годы поэт видел пути к прогрессу общества не в заговоре «лучших людей» и не в «бессмысленном и беспощадном» народном бунте, а скорее в распространении просвещения, в нравственном совершенствовании человека, в постепенной и планомерной гуманизации общественной жизни. Однако верность своим идеалам свободы поэт сохранил до конца жизни. С годами в его творчестве лишь спал некоторый пафос, Пушкин обратился к философскому осмыслению проблемы «вольности святой». Считая свободу, без которой невозможно даже элементарное чувство собственного достоинства, неотъемлемым правом любого человека и любого общества, поэт видел свой долг в том, чтобы помочь людям достичь высоты подлинного духовного освобождения. И он преуспел в этом. Недаром, подводя итоги своей жизни и своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», Пушкин утверждает:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…

Другие работы по этой теме:

  • Лирика Пушкина Александр Сергеевич Пушкин по праву считается од­ним из самых выдающихся писателей и поэтов России. За­слуги Пушкина-прозаика велики, ведь именно он положил начало реалистичным, жизненным повестям.
  • Политическая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы сложились у Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В стихотворении 1815 года «Лицинию» поэт-лицеист восклицал.
  • План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе.
  • Свободолюбивая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы молодой пушкин начал писать свои великолепные стихи в которых звучал голос крылатой юности атмосфера жизнеражостности. Часто его стихотворения выражались в жанре.
  • Сочинение на тему «Лирика Пушкина» Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его.
  • Философская лирика Пушкина Философская лирика. Хотя собственно философских стихов у Пушкина почти нет, развитие его художественной мысли всегда движется к философскому обобщению. Он вспоминает своих дру­зей — и.
  • Лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В своем художественном творчестве Пушкин выступает и как лирик, и как драматург.
  • Пушкин, Послание к Юдину. Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Какой вы представили себе мечту юного Пуш­кина о будущем? Верит ли поэт в возможность осу­ществления своей мечты? Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это.
  • Пейзажная лирика А. С. Пушкина Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом.
  • Свободолюбивая лирика (Пушкин А. С.) А. С. Пушкин всегда отличался особым высказыванием чувств и эмоций. Он никогда не стеснялся их выражать, и не мог скрывать. В своих произведениях он часто.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Сочинение

    Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил... свободу и милость к падшим призывал”.

    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок

    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:

    Владыки! вам венец и трон

    Дает Закон - а не природа;

    Стоите выше вы народа,

    Но вечный выше вас Закон.

    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.

    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:

    И людям я права людей,

    По царской милости моей,

    Отдам из доброй воли.

    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.

    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.

    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье.

    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:

    Темницы рухнут - и свобода

    Вас примет радостно у входа...

    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою...”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.

    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

    И Рабство, падшее по манию царя,

    И над Отечеством Свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.