Что делали воины-афганцы с пленными душманами . Афганский плен


Говорят, что война не заканчивается, пока не похоронен последний солдат. Афганский конфликт закончился четверть века назад, но мы не знаем даже о судьбе тех советских воинов, кто после вывода войск остался в плену у моджахедов. Данные разнятся. Из 417 пропавших без вести 130 были освобождены до развала СССР, более сотни погибли, восемь человек были завербованы противником, 21 стали «невозвращенцами». Такова официальная статистика. В 1992 году США предоставили России информацию еще о 163 российских гражданах, пропавших в Афганистане. Судьба десятков солдат неизвестна. А значит, Афганистан по-прежнему остается нашей горячей точкой.

Те, кому так или иначе удалось отвоевать свободу, остались в своем внутреннем плену и не смогли забыть ужасы той войны. На страницах нашей книги шесть бывших советских солдат рассказывают свои удивительные истории о жизни в неволе и после, в миру. Все они долгое время прожили в Афганистане, приняли ислам, обзавелись семьями, говорят и думают на дари - восточном варианте персидского языка, одном из двух государственных языков Афганистана. Кто-то успел повоевать на стороне моджахедов. Кто-то совершил хадж. Трое из них вернулись на родину, но иногда их тянет обратно в страну, которая дала им вторую жизнь.

Эта книга о том, как в судьбе одного человека сталкиваются две несовместимые культуры, какая побеждает и что в конечном итоге остается от самого человека. В настоящий момент автор книги фотограф Алексей Николаев собирает средства на ее издание. Если вам понравился проект - автор будет благодарен за поддержку.

Прилетев в Чагчаран рано утром, я отправился к Сергею на работу. Доехать можно было только на грузовом мотороллере - еще та была поездка. Сергей работает прорабом, у него в подчинении 10 человек, они добывают щебень для строительства дороги. Еще он подрабатывает электромехаником на местной ГЭС.

Принял он меня настороженно, что естественно - я был первым российским журналистом, который с ним встретился за все время его жизни в Афганистане. Мы побеседовали, попили чай и договорились встретиться вечером для поездки к нему домой.

Но мои планы нарушила полиция, окружив меня охраной и заботой, которая заключалась в категорическом нежелании выпускать меня из города к Сергею в аул.

В итоге несколько часов переговоров, три или четыре литра чая, и меня согласились отвезти к нему, но с условием, что мы не будем там ночевать.

После этой встречи мы много раз виделись в городе, но дома я у него уже не бывал - было опасно выезжать из города. Сергей говорил, что все теперь знают, что тут журналист, и что я могу пострадать.

С первого взгляда о Сергее сложилось впечатление как о сильном, спокойном и уверенном в себе человеке. Он много говорил о семье, о том, что хочет переехать из аула в город. Насколько я знаю, он строит в городе дом.

Когда я задумываюсь о его будущей судьбе, я спокоен за него. Афганистан стал для него настоящим домом.


- Я родился в Зауралье, в Кургане. До сих пор помню свой домашний адрес: улица Бажова, дом 43. Оказался в Афганистане, а под конец службы, когда мне было 20 лет, ушел к душманам. Ушел, потому что не сошелся характером со своими сослуживцами. Они там все объединились, я был совсем один - меня оскорбляли, ответить я не мог. Хотя это даже не дедовщина, потому что все эти парни были со мной из одного призыва. Я ведь, в общем, и бежать не хотел, хотел, чтобы тех, кто надо мной издевался, наказали. А командирам было все равно.

- У меня даже не было оружия, а то бы сразу их убил. Зато духи, которые были близко к нашей части, меня приняли. Правда, не сразу - дней на 20 меня заперли в каком-то маленьком помещении, но это была не тюрьма, у двери были охранники. На ночь надевали кандалы, а днем снимали - даже если окажешься в ущелье, все равно не поймешь, куда идти дальше. Потом приехал командир моджахедов, который сказал, что раз я сам пришел, то сам могу и уйти, и кандалы, охранники мне не нужны. Хотя в часть я бы все равно вряд ли вернулся - думаю, меня сразу бы пристрелили. Скорее всего, их командир так меня испытывал.



- Первые три-четыре месяца я на афганском не разговаривал, а потом постепенно стали друг друга понимать. К моджахедам постоянно ходили муллы, мы начали общаться, и я осознал, что на самом деле Бог один и религия одна, просто Иисус и Мухаммед - посланники разной веры. У моджахедов я ничем не занимался, иногда помогал с ремонтом автоматов. Потом меня приставили к одному командиру, который воевал с другими племенами, но его скоро убили. Против советских солдат я не воевал - только чистил оружие, тем более из той области, где я был, войска вывели довольно быстро. Моджахеды поняли, что если меня женить, то я сам с ними останусь. Так и вышло. Женился через год, после этого с меня совсем сняли надзор, раньше одного никуда не пускали. Но я по-прежнему ничем не занимался, приходилось выживать - перенес несколько каких-то смертельно опасных болезней, даже не знаю каких.


- У меня шесть детей, было больше, но многие умерли. Они все у меня белокурые, почти славянские. Впрочем, и жена такая же. Я зарабатываю тысячу двести долларов в месяц, такие деньги здесь дуракам не платят. Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая - тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать. Как сейчас в России говорят: это бизнес.

Тема афганского плена очень болезненна для многих граждан нашей страны и других государств на постсоветском пространстве. Ведь она касается не только тех советских солдат, офицеров, гражданских служащих, кому не посчастливилось побывать в плену, но и родственников, друзей, близких, сослуживцев. Между тем сейчас о пленных солдатах в Афганистане говорят все меньше. Это понятно: почти тридцать лет прошло со времени вывода советских войск из ДРА, почти пятьдесят лет - самым молодым воинам-интернационалистам. Время проходит, но не стирает старые раны.


Только по официальным данным в плен к афганским моджахедам в 1979-1989 гг. попали 330 советских военнослужащих. Но эти цифры, скорее всего, выше. Ведь по официальным данным пропали без вести в Афганистане 417 советских военнослужащих. Плен для них был настоящим адом. Афганские моджахеды никогда не соблюдали и не стали бы соблюдать международных правил содержания военнопленных. Практически все советские солдаты и офицеры, побывавшие в афганском плену, рассказывали о чудовищных издевательствах, которым их подвергали душманы. Многие погибали страшной смертью, кто-то не выдерживал пыток и переходил на сторону моджахедов, перед этим переходя в другую веру.

Значительная часть лагерей моджахедов, в которых содержали советских военнопленных, находилась на территории соседнего Пакистана - в его Северо-западной пограничной провинции, которую исторически населяют пуштунские племена, родственные пуштунам Афганистана. О том, что Пакистан оказывал в ту войну военную, организационную, финансовую поддержку афганским моджахедам, хорошо известно. Поскольку Пакистан был главным стратегическим партнером США в регионе, руками пакистанских спецслужб и пакистанских спецподразделений действовало Центральное разведывательное управление США. Была разработана соответствующая операция «Циклон», предусматривавшая щедрое финансирование военных программ Пакистана, оказание ему экономической помощи, выделение средств и предоставление организационных возможностей для вербовки моджахедов в исламских странах, Пакистанская межведомственная разведка ISI играла главную роль в вербовке и обучении моджахедов, которые затем переправлялись в Афганистан - в состав отрядов, сражавшихся против правительственных войск и советской армии. Но если военная помощь моджахедам вполне укладывалась в противостояние «двух миров» - капиталистического и социалистического, аналогичная помощь оказывалась США и их союзниками антикоммунистическим силам в Индокитае, в африканских государствах, то размещение советских военнопленных в лагерях моджахедов на территории Пакистана уже немного выходило за грани дозволенного.

Генерал Мухаммед Зия-уль-Хак, начальник штаба пакистанских сухопутных войск, пришел к власти в стране в 1977 году в результате военного переворота, свергнув Зульфикара Али Бхутто. Через два года Бхутто казнили. Зия уль-Хак сразу же пошел на ухудшение отношений с Советским Союзом, особенно после того, как в 1979 году советские войска вошли на территорию Афганистана. Однако дипломатические отношения между двумя государствами так и не были разорваны, несмотря на то, что в Пакистане содержались советские граждане, которых подвергали пыткам и зверски убивали. Пакистанские разведчики занимались транспортировкой и боеприпасов моджахедам, тренировали их в учебных лагерях на территории Пакистана. По мнению многих исследователей, без прямой поддержки Пакистана движение моджахедов в Афганистане было бы обречено на скорый провал.

Конечно, в том, что советские граждане содержались на территории Пакистана, была определенная доля вины и советского руководства, которое к этому времени становилось все более умеренным и трусливым, не желало максимально жестко поставить вопрос о пленных на территории Пакистана и в случае отказа пакистанского руководства прикрыть лагеря принять самые суровые меры. В ноябре 1982 года, несмотря на непростые отношения между двумя странами, Зия уль-Хак прибыл в Москву на похороны Леонида Ильича Брежнева. Здесь он провел встречу с влиятельнейшими советскими политиками - Юрием Владимировичем Андроповым и Андреем Андреевичем Громыко. Оба «монстра» советской политики, между тем, так и не смогли полноценно надавить на Зия уль-Хака и вынудить его хотя бы сократить объемы и характер помощи афганским моджахедам. Пакистан так и не изменил свою позицию, а довольный Зия уль-Хак спокойно улетел на родину.

О том, что происходило в лагерях, где содержались военнопленные, очень наглядно свидетельствуют многочисленные источники - это и воспоминания тех, кому посчастливилось выжить и вернуться на родину, и мемуары советских военачальников, и работы западных журналистов и историков. Например, в начале войны у взлетно-посадочной полосы авиабазы Баграм в окрестностях Кабула, как пишет американский журналист Джордж Крайл, советский часовой обнаружил пять джутовых мешков. Когда он ткнул в один из них, то увидел выступившую кровь. Сначала подумали, что в мешках могут быть мины-ловушки. Вызвали саперов, но они обнаружили там ужасную находку - в каждом мешке находился советский солдат, завернутый в собственную кожу.

«Красный тюльпан» - так называлась самая изуверская и знаменитая казнь, применявшаяся афганскими моджахедами по отношению к «шурави». Сначала пленника вводили в состояние наркотического опьянения, а затем подрезали кожу вокруг всего тела и заворачивалась вверх. Когда прекращалось действие наркотика, несчастный испытывал сильнейший болевой шок, в результате чего сходил с ума и медленно умирал.

В 1983 году, немногим после того, как улыбающиеся советские лидеры проводили в аэропорту улетавшего на родину Зия уль-Хака, в селении Бадабер, что на территории Пакистана, в 10 км к югу от города Пешавар, был оборудован лагерь афганских беженцев. Такие лагеря очень удобно использовать для организации на их базе других лагерей - учебно-тренировочных, для боевиков и террористов. Так и произошло в Бадабере. Здесь обосновался «Центр подготовки боевиков имени Халида ибн Валида», в котором моджахедов тренировали инструкторы американского, пакистанского и египетского спецназа. Лагерь размещался на внушительной площади в 500 гектаров, причем боевики, как всегда, прикрывались беженцами - мол, здесь живут женщины и дети, бежавшие от «советских оккупантов». На самом деле, в лагере регулярно тренировались будущие бойцы формирований Исламского общества Афганистана, которое возглавлял Бурхануддин Раббани. С 1983 года лагерь в Бадабере стали использовать и для содержания попавших в плен военнослужащих Вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, Царандоя (афганской милиции), а также советских солдат, офицеров и гражданских служащих, оказавшихся в плену у моджахедов. На протяжении 1983 и 1984 гг. в лагерь свозили пленных, которых помещали в зинданы. Всего здесь содержалось не менее 40 афганских и 14 советских военнопленных, хотя эти цифры, опять же, весьма приблизительны и могут быть куда большими. В Бадабере, как и в других лагерях, военнопленных подвергали жестоким издевательствам.

Одновременно моджахеды предлагали советским военнопленным принять ислам, обещая, что тогда издевательства прекратятся и их освободят. В конце концов, у нескольких военнопленных созрел план побега. Для них, находившихся здесь уже третий год, это было вполне понятное решение - условия содержания были невыносимыми и лучше было погибнуть в схватке с охранниками, чем и дальше каждый день подвергаться пыткам и издевательствам. До сих пор о событиях в лагере Бадабер известно достаточно мало, но обычно организатором восстания называют Виктора Васильевича Духовченко 1954 года рождения. Тогда ему был 31 год. Уроженец Запорожской области Украины, Виктор Духовченко работал мотористом 573-го склада материально-технического снабжения в Баграме, а в плен попал 1 января 1985 года в провинции Парван. Его захватили боевики из группы Мослави Садаши и отвезли в Бадабер. Возглавил восстание 29-летний Николай Иванович Шевченко (на фото) - тоже вольнонаемный гражданский специалист, служивший водителем в 5-й гвардейской мотострелковой дивизии.

26 апреля 1985 года в 21:00 охрана лагеря Бадабер собралась на проведение вечерней молитвы на плацу. В это время несколько самых отважных пленников «убрали» двух часовых, один из которых стоял на вышке, а другой - у склада вооружения, после чего освободили остальных военнопленных и вооружились имевшимся на складе оружием. В руках восставших оказались миномет, гранатометы РПГ. Уже в 23:00 началась операция по подавлению восстания, которой руководил лично Бурхануддин Раббани. На помощь охранникам лагеря - афганским моджахедам прибыли подразделения пакистанской пограничной милиции и регулярной пакистанской армии с бронетехникой и артиллерией. Уже позже стало известно, что непосредственное участие в подавлении восстания принимали артиллерийские и бронетанковые подразделения 11-го армейского корпуса пакистанской армии, а также вертолетное звено ВВС Пакистана.

Советские военнопленные отказались сдаться и потребовали организовать встречу с представителями советского или афганского посольств в Пакистане, а также вызвать Красный Крест. Бурхануддин Раббани, не желавший международной огласки существования концлагеря на пакистанской территории, приказал начать штурм. Однако за всю ночь моджахеды и пакистанские солдаты так и не смогли взять штурмом склад, где укрепились военнопленные. Более того, от выстрела из гранатомета, произведенного восставшими, чуть не погиб сам Раббани. В 8:00 утра 27 апреля пакистанская тяжелая артиллерия начала обстрел лагеря, после чего склад вооружения и боеприпасов взорвался. Во время взрыва погибли все пленные и охранники, которые находились внутри склада. Троих тяжелораненых пленных добили, взорвав их ручными гранатами. Советская сторона позже сообщала о гибели 120 афганских моджахедов, 6 американских советников, 28 офицеров пакистанских войск и 13 представителей пакистанской администрации. Военная база «Бадабер» была полностью уничтожена, из-за чего моджахеды потеряли 40 артиллерийских орудий, минометов и пулеметов, около 2 тыс. ракет и снарядов, 3 установки РСЗО «Град».

До 1991 года власти Пакистана полностью отрицали сам факт не только восстания, но и содержания в Бадабере советских военнопленных. Однако советское руководство информацию о восстании, разумеется, имело. Но, что было уже характерно для позднесоветского периода, проявило привычную травоядность. 11 мая 1985 года посол СССР в Пакистане вручил президенту Зия-уль-Хаку ноту протеста, в которой вся вина за произошедшее возлагалась на Пакистан. И все. Ни ракетных ударов по пакистанским военным объектам, ни даже разрыва дипломатических отношений. Так руководители Советского Союза, высокопоставленные советские военачальники проглотили жестокое подавление восстания, как и сам факт существования концлагеря, где содержались советские люди. Рядовые советские граждане оказались героями, а руководители… промолчим.

В 1992 году прямой организатор и лагеря Бадабер, и расправы над советскими военнопленными Бурхануддин Раббани стал президентом Афганистана. Этот пост он занимал долгих девять лет, до 2001 года. Он стал одним из богатейших людей Афганистана и всего Среднего Востока, контролируя несколько направлений поставок контрабандных и запрещенных товаров из Афганистана в Иран и Пакистан и далее по всему миру. Ответственность за события в Бадабере, как и за другие действия во время войны в Афганистане он, как и многие его ближайшие соратники, так и не понес. С ним встречались высокопоставленные российские политики, государственные деятели других стран постсоветского пространства, уроженцы которых погибли в лагере Бадабер. Что делать - политика. Правда, в конце концов, и Раббани умер не своей смертью. 20 сентября 2011 года влиятельный политик погиб в собственном доме в Кабуле в результате взрыва бомбы, которую пронес террорист-смертник в собственном тюрбане. Как взорвались в 1985 году советские военнопленные в Бадабере, так взорвался и сам Раббани спустя 26 лет в Кабуле.

Восстание в Бадабере - это уникальный пример мужества советских воинов. Однако о нем стало известно лишь благодаря его масштабу и последствиям в виде взрыва склада с боеприпасами и самого лагеря. Но сколько еще могло быть маленьких восстаний? Попыток бегства, во время которых в схватке с противником погибали бесстрашные советские воины?

Даже после того, как советские войска в 1989 году были выведены из Афганистана, на территории этой страны находилось значительное количество попавших в плен воинов-интернационалистов. В 1992 году был создан Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ. Его представителями были найдены живыми 29 советских солдат, считавшихся пропавшими без вести на территории Афганистана. Из них 22 человека вернулись на родину, а 7 человек остались жить в Афганистане. Понятно, что среди выживших, особенно оставшихся жить в Афганистане, основную часть составляют люди, принявшие ислам. Некоторые из них умудрились даже добиться определенного социального престижа в афганском обществе. А вот те пленные, кто погиб при попытке к бегству или был зверски замучен охранниками, приняв геройскую смерть за верность присяге и Родине, остались без должной памяти со стороны родного государства.

WRITTEN BY Sadisto;

Ending by Tortura

Эта история полностью вымышлена… Такого никогда не было…

Всякий, кто допускает хотя бы малейшую мысль претворить подобное в жизнь, должен немедленно уйти отсюда и не возвращаться. Этот рассказ не подходит для несовершеннолетних. Это всего лишь эротическая фантазия и она написана для людей старше 18 лет, которых забавляют подобные рассказы.

******************************************

Пролог

27 марта 1982 года. Президент Наджибулла обратился за помощью к правительству Советского Союза. В его дворец в Кабуле прибыли важные гости - афганского президента посетила советская военная делегация. Она прибыла с двумя целями: обсудить совместную стратегию против отрядов Движения "Талибан" и договориться о переброске секретного груза оружия и боеприпасов для контингента советских войск, находящегося в Афганистане. В составе делегации были 12 мужчин и одна женщина: лейтенант Наталья Ерофеева. Главари "Талибана" отлично знали, как много надежд возлагает на эти переговоры президент Наджибулла. От своих шпионов в рядах правительственных войск они знали, что советское командование готовит мощный одновременный удар по главным базам мятежников. Но знать бы где и когда! Талибы понимали, что любой член делегации располагает огромной ценнейшей информацией. Ног только один человек в ней знал все - советник Брежнева по Афганистану, дочь советского министра обороны, лучшая курсантка Ленинградской военной академии, 28-летняя Наталья Ерофеева. Только она одна знала все планы. Поэтому главари талибов тщательно разработали операцию по ее захвату и она им блестяще удалась.

Похищение

Наталья стояла в душе в своем одноместном номере люкс в гостевом корпусе президентского дворца. Она была настоящая красавица! Стройная блондинка с голубыми глазами, длинными точеными ногами, упругой, чудесно вылепленной грудью, округлыми бедрами… Мечта любого мужчины. Она еще была не замужем. У нее был любовник, 35-летний офицер КГБ. Больше всего ей нравилось в нем, то как он умеет заниматься любовью. Ее так возбуждало, когда он целовал все ее прекрасное тело… Он был ее первым и, пока что, единственным мужчиной. Они познакомились 8 лет назад в военном училище и с того дня были вместе. Но сейчас он был далеко от нее и девушка попыталась сосредоточиться на предстоящей беседе с президентом Афганистана. Они должны были обсудить подробности советского ракетного удара по основным базам мятежников через две недели. Ее мысли прервал неожиданный стук в дверь, она с удивлением обернулась.

"Кто там?"

"Экстренный звонок для мисс Ерофеевой из Москвы… Вы должны немедленно прийти в Центр связи…", отвечал кто-то в коридоре.

"Сейчас иду… Только накину что-нибудь…", они быстро натянула элегантную юбку, чуть выше колен, блузку из молочно-белого шелка, туфельки на высоком каблуке (она отлично знала, что женщина должна использовать все оружие, данное ей природой, чтобы добиться успеха среди мужчин, так что для поездки в Кабул она выбрала одежду наиболее выгодно подчеркивающую ее прелестную фигуру). Распахнув дверь, она выглянула наружу. В коридоре никого не было. Его тишина показалась ей слишком необычной. Она отошла на несколько метров от своего номера и внезапно замерла, словно окаменев. Перед ней на полу лежал офицер охраны с перерезанным горлом, плавая в луже крови. Прежде чем она успела крикнуть, чья-то сильная рука прижала к ее лицу тряпку с хлороформом и спустя пару секунд она потеряла сознание. Четверо диверсантов "Талибана" подхватили ее на руки, вынесли на улицу, погрузили в спрятанный на заднем дворе дворца джип и беззвучно растворились в ночной мгле.

Допрос

Наталья пришла в себя не понимая, что произошло и где она. Она лежала в темной тюремной камере. Это она понимала. Но как она попала сюда из роскошного, окруженного охраной дворца??? Тяжелая стальная дверь распахнулась и двое здоровенных талибов заломили ей руки за спину и не говоря ни слова потащили ее по темным коридорам. Там не было окон, только электрически лампы на потолке. Они где-то под землей, подумала она. Вскоре они подошли к деревянной двери в конце туннеля. Один из солдат открыл ее, но к удивлению пленницы, за первой дверью оказалась вторая! И она была еще толще и обита каким-то звуконепроницаемым материалом. Почему? Они вошли в большую белую комнату, похожую на операционную. Да, это и была операционная! Большой стол, похожий на гинекологическое кресло, только с множеством каких-то стальных причиндалов стоял в центре помещения. Наталья содрогнулась, внезапно поняв все! Это камера пыток! Да! Ее будут пытать!!! На нескольких маленьких столиках было разложено множество пыточных инструментов, сверкавших под яркими лучами неоновых ламп.

Дверь на другом конце камеры раскрылась и пятеро мужчин вошли внутрь. Это были лидер "Талибана" Абдул Рахди и четверо его помощников. На секунду вошедшие замялись, смущенные присутствием этой молодой женщины редкостной красоты. Они уже видели несколько ее фотографий, но в жизни… Они еще никогда не видели подобной красавицы! Девушка стояла посреди комнаты, гордо откинув голову, пытаясь казаться совершенно спокойной. Ее светлые волосы казалось горели в ярком свете, делая ее еще желанней.

Преодолев первую робость, Абдул Рахди начал, "Итак, мисс Ерофеева! Вы знаете почему нам пришлось доставить Вас сюда".

"Протестую! Я представитель Правительства СССР. Вы не имеете права держать меня здесь. Я гостью законного президента Афганистана!", попыталась возмутиться пленница.

"Остановитесь, пожалуйста… Вот что, Наталья. У нас мало времени. Мы…, как бы это назвать…, люди действия…", он улыбнулся и узница почувствовала слабость в коленях.

"Мы знаем, что Ваша армия замышляет мощную атаку против нас. Нам также известно, что Вы единственная, кто знает все об этой операции. И мы хотим, чтобы Вы объяснили нам, когда начнется атака и где".

"Я ничего не знаю… Я только переводчица…", смутилась девушка.

"Ради Бога, мисс Ерофеева! Это не пройдет. Мы хорошо знаем, кто Вы. Мы заем, что Вам известно все. Пожалуйста, расскажите нам это".

"Говорю же Вам, я ничего не знаю… Вы ошибаетесь…"

"Ну что же, Наташа… Ты видишь все эти приспособления? Можешь не гадать, это все орудия пытки. Я ни перед не остановлюсь, чтобы заставить тебя говорить. Кроме того… к нашему счастью, один прекрасный человек решил нам помочь. Он китаец и ненавидит коммунистов. Ой, я забыл представить его, он из почтенной семьи, которая столетиями занималась пытками. Не правда ли, любопытное ремесло? Позвольте мне представить Вас нашей гостье, господин Дзяо!"

Дверь отворилась и невысокий, но очень крепкий человек вошел в застенок. Ему было около 60. Его вид внушал ужас, особенно лицо - толстогубое, заплывшее жиром, с маленькими глазками, ртом, в котором не хватало половины зубов. Он был не выше метра шестидесяти пяти.

"Привет, Наташа!", сказал он на чистейшем русском. "Не удивляйся, я говорю по-русски. В школе на Родине меня заставили учить русский. Но это очень помогло мне здесь, в Афганистане. Ты седьмая русская женщина, которую я допрашиваю здесь. По секрету скажу тебе, я очень люблю ваших девушек, они так кричат под пытками! Ха-ха-ха!", раздался, словно карканье, его смех.

Наталья побледнела. Она не могла поверить происходившему. Ей казалось, что все это ужасный сон. Они действительно собираются пытать ее.

"Ну, девочка, ты будешь говорить?", в последний раз спросил ее Абдул Рахди, прежде чем приказать начать истязание.

"Нет, я ничего не знаю", с нажимом произнесла молодая женщина.

"Господин Дзяо", рассмеялся Рахди, "Эта дама Ваша. Господа генералы, присаживайтесь и приготовьтесь полюбоваться занятным представлением".

Пытка

"Сорвать с нее платье!", приказал солдатам Дзяо и те подскочили к девушке. Раздался треск рвущейся материи и несколько секунд спустя, она, совершенно обнаженная, стояла перед собравшимися в камере 8 безжалостными садистами, зная, что вот-вот начнется пытка и что она должна молчать. Палач кивнул на стол, ее бросили туда. Ее точеные длинные ноги широко развели в стороны и привязали к железным кольцам, руки приковали к верхнему краю стола. Дзяо расчесал ее волосы и заплел их в "конский хвост". С выставленными на всеобщее обозрение половыми органами, она была готова к пытке. Ее лоно притягивало к себе взгляды. Толстые светлые колечки волос на ее остром треугольнике и на половых губах. Ее внутренние губы, пухлые, словно две котлетки, окаймляли чудесно очерченный клитор. Солдаты охватили ее тело цепью, обвившейся под грудями, та что она не могла шевельнуться. Китаец прошептал ей на ухо, что сейчас она насладиться такой болью, которую даже не может себе представить и все расскажет о русских планах.

Девушка повторила, что ничего не знает и попросила отпустить ее. По ее телу начали стекать тонкие струйки пота. В голове проносились тысячи мыслей, пока палач занимал свое место между ее раздвинутыми ногами. Дзяо осмотрел ее и крикнул охранникам, чтобы те потуже затянули ремни. Те охватили веревками колени жертвы и крепко привязали их еще к двум кольцам на столе. Они подтягивали веревки, пока колени не прижались к ее грудям. Теперь несчастная не могла даже шевельнуться и ее зад был прямо перед палачом. Усевшиеся вдоль стен зрители старались не пропустить ни единой подробности этого великолепного спектакля. Китаец знал, что даже если женщина и признается во всем, пытку все равно будут продолжать, пока она не умрет. Он не хотел дать не малейшей возможности международным организациям поднять вопрос о нарушении талибами прав человека.

Под ее ягодицы подложили скошенный деревянный брус, чтобы чуть приподнять зад. "Самое время начать", промурлыкал Дзяо. С этими словами, он начал массировать внутренние половые губы пленницы. Палец другой руки он засунул в ее влагалище.

"Какая восхитительная дырка, тебя уже трахали много мужиков, а красотка?" Наталья с ужасом смотрела на мужчин, которые глотая слюнки, глазели на нее. Она не проронила ни звука, только капли пота сильнее покатились по ее лбу. Отойдя к столику с инструментами, истязатель принес что-то, похожее на большое гинекологическое зеркало. Закрытое, оно было около 8 сантиметров в диаметре, с чуть закругленными выступами на обеих половинках. Глаза узницы были прикованы к этому блестящему металлическому предмету, приближавшемуся к ее лону. Дзяо раздвинул ее половые губы и прижал конец зеркала ко входу во влагалище. Очень медленно он начал засовывать его внутрь. Сантиметр за сантиметром, потом принялся вращать винт, раскрывая его. Один, два, три,…, восемь сантиметров и так дальше. Ее влагалище было растянуто до предела, в двух местах на его стенках появились кровоточащие трещины. Зеркало было настолько широко раскрыто, что палач без труда мог достать до ее матки во время пытки. Зрители с горящими глазами смотрели на распластанную девушку, неподвижно привязанную к столу, ее тело била легкая дрожь.

Сейчас Дзяо показывал своей жертве странный инструмент, состоящий из двух щипчиков с загнутыми внутрь заостренными, словно крючья, концами, соединенными винтом, вращая который их можно было то сближать, а то раздвигать.

Существует довольно много информации о том, как во время Афганской войны 1979-1989 годов душманы обращались с советскими солдатами. Но почти не встречается сведений о пребывании афганских боевиков в советском плену. Почему?

Око за око…

Длительное время в нашей стране пропагандировался героический образ советского воина-интернационалиста. Многое оставалось за кадром, и лишь в постперестроечные годы в СМИ стали просачиваться отдельные крупицы информации об обратной стороне войны в Афганистане. Тогда общественность узнала и о бывших советских воинах, добровольно перешедших на сторону моджахедов, и о зверствах, которые творили последние с нашими пленными, и о жестокости, которую проявляли наши солдаты и офицеры по отношению к местному населению…

Так, журналисту А. Нурееву однажды рассказали об офицере-десантнике, который собственноручно расстрелял семь пленных душманов. Журналист был в шоке: как же так, ведь существует Женевская международная конвенция об обращении с военнопленными, в 1954 году ратифицированная СССР. В ней говорится: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно… Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому насилию… Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессалий воспрещается…»

Если в самом начале войны актов насилия по отношению к пленным и афганцам вообще со стороны советских военнослужащих практически не наблюдалось, то потом ситуация резко изменилась. Причиной тому стали многочисленные зверства моджахедов, которые они творили с нашими военными. Попавших в плен советских солдат подвергали изощренным пыткам, сдирали заживо кожу, расчленяли, вследствие чего они умирали в ужасных мучениях… И очень часто бывало так, что после их гибели товарищи по части шли в ближайший кишлак и жгли там дома, убивали мирных жителей, насиловали женщин… Как говорится, око за око, зуб за зуб…

Пытки и казни

Что же касается пленных душманов, то их нередко пытали. Как свидетельствуют очевидцы, пленников, например, подвешивали в резиновой петле к стволу танковой пушки, так, чтобы пальцы ног едва касались земли. Так же Могли загонять под ногти иголки, как это делали фашисты во время Великой Отечественной. В лучшем случае пленных просто сильно избивали. Роль палача исполнял обычно какой-нибудь прапорщик, обладавший большой физической силой.

Летом 1981 года в ходе боевого рейда в районе Гардеза отряд десантников взял в плен шесть моджахедов. Командир отдал приказ доставить их на вертолете в штаб. Но, когда вертолет уже взлетел в воздух, командир бригады из штаба прислал радиограмму: «Мне нечем пленных кормить!» Командир отряда связался с сопровождавшим пленных офицером, и тот решил их… отпустить. Маленький нюанс: вертолет в это время находился на высоте 2000 метров и не собирался совершать посадку. То есть душманов просто сбросили вниз с огромной высоты. А когда последний из них покидал салон, ему в ухо вогнали шомпол от пистолета Макарова… Кстати, эпизод со сбрасыванием пленных с вертолета был далеко не единичен.

Не всегда подобные вещи оставались безнаказанными. В прессу попала информация о том, как военный трибунал приговорил заместителя командира полка, дислоцированного в районе Газни, и одного из командиров роты к высшей мере наказания за расстрел двенадцати пленных моджахедов. Остальные участники расстрела получили внушительные тюремные сроки.

Убийство или обмен?

Бывшие спецназовцы рассказывают, что они вообще не очень стремились брать моджахедов в плен, так как с ними было много «возни и мороки». Часто «духов» сразу убивали. В основном к ним относились как к бандитам, допрашивали с пристрастием. Держали обычно в тюрьмах, а не в расположении части.

Существовали, впрочем, и специальные лагеря для афганских военнопленных. С душманами там обращались более-менее сносно, так как их готовили к обмену на советских пленных. Моджахеды торговались, требовали, чтобы обмен был не один к одному, а, скажем, за одного «шурави» - шесть афганцев. Как правило, в конце концов приходили к консенсусу.

Как бы нас ни призывали к гуманизму, но война есть война. Во все времена воюющие стороны не щадили своих противников, пытали пленных, убивали женщин и детей… А насилие, как правило, порождает только насилие… События в Афганистане лишний раз это доказали.

Говорят, что война не заканчивается, пока не похоронен последний солдат. Афганский конфликт закончился четверть века назад, но мы не знаем даже о судьбе тех советских воинов, кто после вывода войск остался в плену у моджахедов. Данные разнятся. Из 417 пропавших без вести 130 были освобождены до развала СССР, более сотни погибли, восемь человек были завербованы противником, 21 стали «невозвращенцами». Такова официальная статистика. В 1992 году США предоставили России информацию еще о 163 российских гражданах, пропавших в Афганистане. Судьба десятков солдат остается неизвестной.

Бахретдин Хакимов, Герат. Его призвали в армию в 1979 году. В 1980-м пропал без вести во время боя в провинции Герат, был официально назван убитым. На деле оказался тяжело ранен в голову. Местные жители подобрали его и выходили. Скорее всего, именно ранение привело к тому, что Хакимов практически забыл русский язык, путает даты и названия. Иногда называет себя офицером разведки. Психологи объясняют, что при таких ранениях огромна вероятность формирования ложной памяти, перестановка дат и имен.


Бахретдин Хакимов сейчас живет в Герате на территории музея Джихада в маленькой комнате.

Фотограф Алексей Николаев отыскал бывших советских солдат, которые рассказали ему свои удивительные истории о жизни в неволе и после, в миру. Все они долгое время прожили в Афганистане, приняли ислам, обзавелись семьями, говорят и думают на дари – восточном варианте персидского языка, одном из двух государственных языков Афганистана. Кто-то успел повоевать на стороне моджахедов. Кто-то совершил хадж. Некоторые вернулись на Родину, но иногда их тянет обратно в страну, которая дала им вторую жизнь.

«Об Афганистане я впервые услышал от моего отчима. Он служил в западной провинции Герат, сражался в районе Шинданда. Мне он практически ничего не рассказывал о той войне, но к нам часто приезжали его сослуживцы. Тогда табу на Афган временно снималось, и я заслушивался историями с далекого удивительного Востока – одновременно забавными и печальными, героическими и трогательными. Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем – в том возрасте я понять не мог.


Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой. Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха. Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью.


Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская.

Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов. Оказалось, что их много, они живы, а их судьбы уникальны и не похожи одна на другую. Мы начали искать "афганцев", общались, договаривались о встречах. После первого разговора с бывшим военнопленным я понял, что уже не смогу остановиться. Захотелось найти всех, кого возможно, поговорить с каждым, услышать и понять их судьбу. Чем для них стал плен? Как они справились с поствоенным синдромом и справились ли вообще? Что они думают о стране, которая послала их на войну и забыла вернуть обратно? Как они построили свою жизнь после возвращения на Родину? Эти человеческие истории затягивали, и вскоре стало ясно, что мы создаем один большой уникальный проект. Я понял, что должен увидеть войну глазами афганцев, и решил найти в том числе тех русских ребят, которые после плена остались жить в другой культуре, в другом мире.


Юрий Степанов на работе в цеху. Приютово, Башкирия.


Юрий Степанов с семьёй. Рядовой Степанов попал в плен в 1988 году и считался погибшим. На деле принял ислам и остался жить в Афганистане. Вернулся в Россию в 2006 с женой и сыном. Живёт в Башкирии, село Приютово.

Поездка в Афганистан была сродни прыжку в холодную воду. Я впервые оказался в стране, которая воюет десятилетиями, где правительство сражается с большей частью населения, а иностранное вторжение воспринимается привычно, поскольку никогда не заканчивается оккупацией. Это фантастический мир, все краски которого можно разглядеть лишь в объектив фотокамеры.

Поездки по Афганистану – как путешествие на машине времени. Покидаешь пределы Кабула и ты – в 19-м веке. В некоторых местах люди столетиями не меняют образ жизни. В Чагчаране о цивилизации напоминали только остовы БТР и оторванные башни танков вдоль обочин. Местные подозрительно реагировали на человека с камерой, но пары слов на русском оказалось достаточно, чтобы встретить радушный прием. Здесь прекрасно помнят, что именно русские построили единственную больницу в округе и проложили дороги к нескольким аулам. Войну с Советами практически никто не обсуждает, да и сколько уже новых военных конфликтов прокатились по многострадальному Афгану с 80-х... А советская больница по-прежнему служит людям.


Александр (Ахмад) Левенц.


Геннадий (Негмамад) Цевма. Александру (Ахмаду) Левенцу и Геннадию (Негмамаду) Цевме по 49 лет. Оба уроженцы юго-восточной Украины (один из Луганской, второй – из Донецкой области), оба попали в Афганистан во время срочной службы. Осенью 1983 года оказались в плену, приняли ислам, женились, а после вывода советских войск осели в городе Кундуз на северо-востоке страны. Геннадий – инвалид и передвигается с трудом. Александр работает таксистом.

В Афганистане удивительно красиво и жутко небезопасно. Помню, на обратном пути из города Кундуз на самой высокой точке перевала у машины порвался ремень ГРМ. Часть пути мы просто катились под уклон, иногда подталкивая машину на ровных участках дороги. Поражались горным красотам и молились, чтобы нашу черепашью процессию кто-нибудь не подстрелил ненароком.

Первые несколько недель после возвращения в Москву меня не покидало ощущение, что стоит повернуть за угол Тверской, как я увижу мужчин, жарящих шиш-кебаб, торговцев коврами, птичий рынок и женщин, скрытых за ярко-голубыми бурками. Мой друг говорил: "Либо ты возненавидишь эту страну на первый день, либо влюбишься на третий". Не влюбиться было невозможно».

История Сергея Красноперова

Прилетев в Чагчаран рано утром, я отправился к Сергею на работу. Доехать можно было только на грузовом мотороллере - еще та была поездка. Сергей работает прорабом, у него в подчинении 10 человек, они добывают щебень для строительства дороги. Еще он подрабатывает электромехаником на местной ГЭС.

Принял он меня настороженно, что естественно - я был первым российским журналистом, который с ним встретился за все время его жизни в Афганистане. Мы побеседовали, попили чай и договорились встретиться вечером для поездки к нему домой.

Но мои планы нарушила полиция, окружив меня охраной и заботой, которая заключалась в категорическом нежелании выпускать меня из города к Сергею в аул.

В итоге несколько часов переговоров, три или четыре литра чая, и меня согласились отвезти к нему, но с условием, что мы не будем там ночевать.

После этой встречи мы много раз виделись в городе, но дома я у него уже не бывал - было опасно выезжать из города. Сергей говорил, что все теперь знают, что тут журналист, и что я могу пострадать.

С первого взгляда о Сергее сложилось впечатление как о сильном, спокойном и уверенном в себе человеке. Он много говорил о семье, о том, что хочет переехать из аула в город. Насколько я знаю, он строит в городе дом.

Когда я задумываюсь о его будущей судьбе, я спокоен за него. Афганистан стал для него настоящим домом.

Я родился в Зауралье, в Кургане. До сих пор помню свой домашний адрес: улица Бажова, дом 43. Оказался в Афганистане, а под конец службы, когда мне было 20 лет, ушел к душманам. Ушел, потому что не сошелся характером со своими сослуживцами. Они там все объединились, я был совсем один - меня оскорбляли, ответить я не мог. Хотя это даже не дедовщина, потому что все эти парни были со мной из одного призыва. Я ведь, в общем, и бежать не хотел, хотел, чтобы тех, кто надо мной издевался, наказали. А командирам было все равно.

У меня даже не было оружия, а то бы сразу их убил. Зато духи, которые были близко к нашей части, меня приняли. Правда, не сразу - дней на 20 меня заперли в каком-то маленьком помещении, но это была не тюрьма, у двери были охранники. На ночь надевали кандалы, а днем снимали - даже если окажешься в ущелье, все равно не поймешь, куда идти дальше. Потом приехал командир моджахедов, который сказал, что раз я сам пришел, то сам могу и уйти, и кандалы, охранники мне не нужны. Хотя в часть я бы все равно вряд ли вернулся - думаю, меня сразу бы пристрелили. Скорее всего, их командир так меня испытывал.

Первые три-четыре месяца я на афганском не разговаривал, а потом постепенно стали друг друга понимать. К моджахедам постоянно ходили муллы, мы начали общаться, и я осознал, что на самом деле Бог один и религия одна, просто Иисус и Мухаммед - посланники разной веры. У моджахедов я ничем не занимался, иногда помогал с ремонтом автоматов. Потом меня приставили к одному командиру, который воевал с другими племенами, но его скоро убили. Против советских солдат я не воевал - только чистил оружие, тем более из той области, где я был, войска вывели довольно быстро. Моджахеды поняли, что если меня женить, то я сам с ними останусь. Так и вышло. Женился через год, после этого с меня совсем сняли надзор, раньше одного никуда не пускали. Но я по-прежнему ничем не занимался, приходилось выживать - перенес несколько каких-то смертельно опасных болезней, даже не знаю каких.

У меня шесть детей, было больше, но многие умерли. Они все у меня белокурые, почти славянские. Впрочем, и жена такая же. Я зарабатываю тысячу двести долларов в месяц, такие деньги здесь дуракам не платят. Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая - тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать. Как сейчас в России говорят: это бизнес.