Что можно приготовиться к школе. Успешная подготовка ребенка к школе

Наверное, нет таких родителей, которые бы не хотели видеть своих детей здоровыми, хорошо развитыми, готовыми овладеть непростой школьной программой. Однако опыт работы позволяет сделать вывод, что далеко не все родители знают, как правильно подготовить ребенка к школе , и часто допускают очень много серьезных ошибок. Позволю себе обобщить те негативные моменты, которые чаще всего возникают при подготовке будущего школьника.

До сих пор многие родители исповедуют принцип «счастливого детства». В их понимании ребенок дошкольного возраста должен только играть со сверстниками и не обременять себя никакими проблемами. Это вроде и есть «счастливое детство». А школа на то и существует, чтобы научить школьника различным премудростям. Понятно, что такой подход является ошибочным.

Необходимо постепенно готовить ребенка к школе, например, через игру , которую мудрые родители не навязывают, а предлагают своему сыну или дочери. Если игра захватывает ребенка, он будет играть с вами везде: дома, на прогулке, в поезде и т.д.

Именно через игру можно развить мышление, память, внимание, воображение ребенка. Например, колесо, которое отвалилось от машины, мамино кольцо можно использовать, чтобы спросить у сына или дочери «А какой оно формы? А еще какие вещи имеют такую ​​ же форму?» и в ответ услышать с удивлением названия более двадцати различных предметов.

«Белое, квадратное, находится над головой»- вдруг загадочно говорит мама, готовя ужин. И четырехлетняя дочь, забыв сразу о капризах, весело включается в эту игру. «Потолок»-делает открытие девочка и загадывает свое слово.

«Давайте играть так, чтобы все было наоборот»- предлагает мне сосед по пляжу, мальчик пяти лет. Его мама объясняет, что ребенку трудно понять, что такое слова - антонимы, поэтому она так просто назвала игру. Мама берет в руки черный камешек - мальчик бросает белый. При этом он называет все предметы и действия и их противоположности. Подобных игр существует великое множество. Они описаны в литературе, периодической печати. После освоения серии игр вы заметите, что и сами способны придумывать, творить.

Важнейший принцип подготовки к школе - развитие любознательности дошкольник а. Конечно, начинать этот процесс стоит не в шесть лет, а раньше. А если вы еще научите ребенка слушать, общаться с другими детьми и взрослыми, поддержите его стремление к самостоятельности: инициативность, если поможете вашему ребенку почувствовать себя личностью, которая многое может, и к тому же, находится в хорошем физическом состоянии, вы сделаете действительно немало для того, чтобы счастливое детство продолжалось и в школьные годы.

Много родителей, подготовку ребенка к школе понимают, как систематическую тренировку в чтении, письме и счете. Наиболее настойчивые «проходят» с ребенком почти всю программу первого класса. Эти родители не учитывают одной очень важной вещи, а именно: умение читать и писать не означает полной готовности к школе, в частности чтение непосредственно связано с предыдущим опытом малыша и является воспроизведением окружающего мира.

Довольно распространенным является такой способ подготовки, когда родители не просто занимаются репетиторством, а глубоко, тщательно изучают программу 1-го класса с выполнением домашних заданий в полном объеме. Фактически уроки начинаются еще за год до посещения школы.

Этот подход родители объясняют просто: таким образом они сами пытаются уберечь сына или дочь от стресса, которым они считают вступление в первый класс. Позже, уже в школе, такому ребенку бывает просто неинтересно на уроках. Опасность подобной подготовки к школе заключается в том, что такие ученики приучаются ничего не делать на уроках, бесполезно тратя время. Они быстро выполняют задания и вынуждены ждать, пока это сделают другие. Им трудно следить за медленным нечетким чтением остальных учащихся; поэтому они отвлекаются, рисуют, читают другие книги, играют.

Кроме того, родители, которые таким образом готовят детей к школе, больше заботятся об уровне их интеллектуальной готовности и не обращают должного внимания на общую психологическую подготовленность . Как правило, волевой уровень таких детей является низким. Привычка получать положительные оценки без особых усилий, отсутствие навыка к кропотливой, ежедневной работе сказывается в третьем и последующих классах, когда успешность этих детей резко снижается. Негативные последствия такого явления наблюдаются при формировании личности, в частности, ее самооценки.

Родителям важно понять, что ребенок идет в школу, чтобы глубоко и лучше узнать мир, чтобы каждый день делать маленькие открытия, а не просто получать оценки. Есть и такие родители, которые вооружили своих детей психологическими тестами, которые используют при приеме в школу. И вот уже малыш зазубривают ответы на вопросы, с помощью которых проверяют сообразительность и т.п.

class="eliadunit">

Приходилось встречаться и с такими родителями, для которых подготовка ребенка в школу связана с поиском престижных учебных заведений. «Чем мой ребенок хуже?» - таким принципом руководствуются некоторые родители, которые без учета возможностей и функциональной готовности ребенка к школе устраивают его в специализированное учебное заведение с углубленным изучением иностранных языков, математики и т.п. Таким родителям хочется сказать: «Ребенок не является средством самоутверждения. Уважайте его индивидуальность, неповторимость, любите его таким, какой он есть, просто потому, что это - Ваш ребенок. Выбирая какую-то школу, руководствуйтесь тем, чтобы вашему ребенку там было хорошо. Поэтому при выборе учебного заведения исходите из интересов и способностей вашего ребенка».

Как видим, ошибки при подготовке малыша к школе разные. Одни родители запугивают ребенка школой, создавая тем самым негативную установку:

- «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», - грозит мама подвижному, непоседливому Мише. А через два года, когда пришло время стать школьником, родители удивляются, почему сын не хочет идти в школу.

У Саши мама позаботилась о достойной интеллектуальной подготовке, однако изолировала от сверстников, чтобы не научился малыш на улице плохому. Первые дни обучения обнаружили серьезные проблемы в общении, адаптации к школе.

У Марины родители-эрудиты. В их семье есть редкие произведения искусства, коллекции монет, большая библиотека. Начиная с двух лет, девочка посещает музеи, выставки, с пяти лет играет на фортепиано, немного владеет элементарным английским языком. Она все время проводит в обществе взрослых. Ее поведение раскованное: она умеет поддержать разговор, высказать собственное мнение. Сверстницы ей кажутся глупыми и наивными. Они еще играют детскими игрушками, а Марина уже может вести разговор об архитектурных стилях. На мое замечание о том, что в таком возрасте очень большое значение имеет ролевая игра, отец девочки ответил: «Вся жизнь - игра. Еще наиграется».

Не знаю, какой будет судьба этой девочки, но первый класс оказался серьезным испытанием для всей семьи. Марина часто болела, много пропускала. Ей трудно давалась математика в классе у нее не было авторитета. Девочки ее считали чудачкой. Успехи в учебе были посредственные. Марине стало неинтересно в школе. Родители также заметили, что дочь все чаще прибегает к симуляции болезни. Однажды уличив это, они отправили девочку в школу. Однако Марина тот день все же туда не пошла.

Сейчас девочка посещает тренинговую группу, в которой учится общаться с детьми. Кажется, она впервые открывает для себя ровесников (остроумных, бескорыстных, изобретательных, искренних, добрых детей) и учится ценить людей не только за их знания, но и за чуткое сердце, «талантливые руки», добрые дела. А ее родители все чаще появляются во дворе с полуторагодовалым Олегом, который любит играть в песочнице.

А если ваш ребенок имеет какой-то талант? Как тут быть?

Родителям таких детей советую теснее контактировать с психологическими службами, педагогами, имеющими опыт работы с детьми, наделенных незаурядными способностями. В конце концов, вы сами должны стать педагогами и психологами для своего ребенка. Ведь с такими детьми нелегко и в учебе, и в быту. Их нестандартное мышление, погруженность в проблему, видение ее по-своему может озадачить любого. Легче всего - считать такого ребенка вундеркиндом и при этом ничего не делать. Самое сложное - развить его интеллектуальный потенциал, направить в правильном направлении, определив спектр неординарности, дать расцвести его таланту.

Вашему ребенку вскоре идти в школу.

Надеемся, что Вы не допустили тех досадных ошибок, о которых шла речь в нашем разговоре.

Итак, в добрый путь вам и вашим детям!!!

С чего начать подготовку ребёнка к школе? Что должен знать ребёнок, идущий в школу?

Обычно заботливые родители идут в книжный магазин и покупают... Правильно, много-много книг, прописей, букварей и азбук. В конечном итоге и половина материала остается не использованной, потому что темы в книгах повторяются, заданий очень много и все их выполнять успеть невозможно. Мой вам совет: берите по одной книге каждой тематики или одну книгу, в которой все объединено, — это всевозможные энциклопедии по подготовке детей к школе. Не бойтесь того, что вы что-то упустите и не скажете ребенку, после того как вы пройдете весь материал, можно приобрести новые прописи, книги с более сложными заданиями.

Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка желания учиться. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку тягу к познаниям. Не давите на ребенка и не сравнивайте его с другими детьми. Если у ребенка что-то не получается, пробуйте снова, терпеливо, хваля его за то, что он старается. Все равно не получается? Не понимает? Вернитесь к этой теме чуть позже, когда ребенок немного подрастет. Подумайте, может стоит сменить методику обучения.

Помните — учеба это большой и тяжелый труд для маленького человечка.

Как можно построить занятия с ребенком дома?

Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий.

Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время уроков рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность на должна превышать 35 минут. Для того чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку.

■ Обязательно, не надолго, оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

Что нужно развивать?

Память, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, глазомер, моторику, мышление, воображение.

Предметы, которые могут входить в подготовку к школе вашего ребенка: математика, письмо, русский язык, развитие речи, чтение, природоведение или окружающий мир, рисование, аппликация, лепка и английский язык.

Что примерно должен знать ребенок перед школой.

■ Свое имя и фамилию.

■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

■ Свой домашний адрес.

■ Некоторые страны.

■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

■ Времена года и их последовательность.

■ Месяца и их количество.

■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

■ Отличать диких животных от домашних.

■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок...).

■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

■ Уметь отличать деревья от кустарников.

■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

■ Находить лишний предмет в группе.

■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

■ Основные цвета.

■ Ориентироваться, где право, а где лево.

■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

■ Названия известных видов спорта.

■ Названия часто встречающихся профессий.

■ Названия основных строительных инструментов.

■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

■ Знать наизусть стихотворения.

■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

■ Уметь решать простые арифметические задачки.

■ Знать основные геометрические фигуры.

■ Печатать, писать печатными буквами.

■ Различать буквы и звуки.

■ Отличать гласные звуки от согласных.

■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

■ Уметь делить слово на слоги.

■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

■ Графические диктанты («собачка» от точки. Две клеточки вправо, одна клеточка вверх, две клеточки вправо, две клеточки в низ, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, две влево, одна вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки влево, две клеточки вверх).

■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные.

■ Уметь собирать небольшие пазлы.

■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

Не стоит пугаться, если подготовка к школе ребенка началась не в три года, а в пять лет. Вы успеете дать ему все необходимые знания. Но если ребенку уже 6 лет и на следующий год идти в первый класс, тогда обязательно определите ребенка на подготовительные курсы. Хорошо, если это будут курсы в той школе, куда вы собираетесь отдать своего ребенка. Программа подготовки будет адекватной программе первого класса. Главное делайте всю домашнюю работу, словно вы уже в первом классе и выполняйте все требования учителя.

Вы можете и сами полностью готовить ребенка к школе, подобрав нужную методику.

Чем хороши подготовительные курсы, проводимые в самой школе:

■ Ребенок привыкает к школе, адаптируется к новым для него условиям.

■ Идет привыкание к школьным требованиям.

■ Общение со сверстниками (особенно это хорошо, если ребенок не ходил в детский сад).

■ Курсы восполнят знания, которых не достает ребенку.

До 1 сентября, казалось бы, еще далеко. Но многие родители уже сейчас начинают готовить свое чадо к поступлению в первый класс. Подкрепляет такое стремление негласное мнение о том, что чем больше знаний у ребенка, тем лучше. В свою очередь, школы активно поддерживают это стремление родителей. Они попросту отказываются брать детей, которые не умеют хорошо читать, писать и считать.

В то же время специалисты предупреждают: для ребенка важна не столько эрудированность, сколько здоровье и психологический настрой на учебу — детям часто надоедает «грызть гранит науки» из-за усталости и высоких требований.Мы решили разобраться, как лучше подойти к вопросу подготовки детей к школе, и какие нюансы психологии малышни нужно при этом учитывать.

Берем всю ответственность в свои руки

Психологи говорят, что готовность к школе — это определенный социальный, физический и нервно-психологический уровень развития ребенка. Для того чтобы первоклассник мог получать удовольствие от учебы, он должен быть относительно самостоятельным, внятно и быстро говорить и обладать хотя бы минимальным багажом знаний.

Многие мамы жалуются, что даже в обычных школах детям выдвигают очень серьезные требования, и при поступлении в первый класс обычной районной СШ приходится сдавать экзамены. Хотя по закону — это самоуправство, с которым можно и нужно бороться. Напомним: осенью 2011 года парламент запретил проверять уровень знаний во время приема детей в школы. Нардепы тогда заявили, что тестирование часто используется школьной администрацией как предлог для требования денег у родителей.

По словам директора Бориспольской общеобразовательной школы № 6 I-III степени аккредитации Веры Мазуры, в обычную школу мальчиков и девочек должны принимать лишь на основе разговора с психологом.

Определенные тесты могут проводить в гимназиях или в специализированных школах. Там, как правило, требуют, чтобы дети умели уже немного читать и считать хотя бы до десяти. «Но общеобразовательные школы никаких тестов не проводят. Психолог разговаривает с ребенком и задает ему несложные вопросы. Например, нужно додумать предложение: «В лесу живут...». Такие вопросы помогут определить уровень логического мышления дошкольника и его психологический настрой», — отмечает Мазура.

Однако Вера Ивановна подчеркивает, что начинать учить малышей нужно задолго до школы, поскольку у них очень «хваткая» память. Педагог рекомендует родителям не упустить нужный момент и начинать понемногу развивать мышление и расширять знания своего малыша.

Мамы говорят

Мама 7-летнего Стаса Ирина вспоминает, что ее сын при поступлении в школу буквы уже знал, но складывать их в слоги и читать слова целиком еще не умел. Она сама учила его азбуке, а также счету до десяти. Ирина уверена, что не хотела бы, чтобы ее сын перед школой посещал специальные подготовительные заведения. «А зачем тогда школа? Что он будет там делать? Ведь нет такой нормы, которая бы обязывала брать в школу только тех детей, которые умеют хорошо читать и считать, чтобы уровень развития детей в классе был примерно одинаковым», — сетует она.

«Мы не посещали детских клубов, где помогают в подготовке к школе, сами с мужем учили сына читать и писать. Подготовительные занятия предложили нам в гимназии, в которую мы собираемся идти 1 сентября. Для нас они бесплатные, так как мой сын — уже в списках первоклашек 2012-2013 гг. конкретной школы», — рассказывает мама 6-летнего Марка Евгения. Вместе с тем, Евгения против лишних «перегрузок» для ее сына, она опасается, что из-за них ему может разонравиться познавать новое.

И опасения родителей не беспочвенны. Так, мама двух дочерей Юлия на собственном опыте выяснила, что слишком высокий уровень развития иногда мешает ребенку в первом классе. «Моя старшая к первому классу уже умела читать, писать, считать, разговаривать на английском. При поступлении в школу она без проблем сдала сложные тесты. Учителя ее очень хвалили. А в сентябре мою дочь начали учить как ребенка, который не умеет ни писать, ни читать. Задания были на уровне — научиться ровно писать палочки. Конечно, ей такая наука быстро наскучила», — возмущается Юлия. Она подчеркивает, что при поступлении в первый класс не нужно гнаться за требованиями школы, в которую вы хотите записать своего ребенка. Юлия убедилась в этом на примере младшей дочери. «Младшую готовили иначе: читать по слогам, считать немного. И сейчас ей интересно в школе. Она учится с удовольствием!» — рассказывает мама.

За помощью к специалисту

Если ваше чадо идет в этом году «первый раз в первый класс», а у вас категорически не хватает времени на его подготовку, да и бабушки далеко, можно обратиться в детский клуб. Хотя некоторые родители водят своих детей в такие учреждения с момента, когда малыши только научились ходить.

Для подготовки именно к школе клубы предлагают, как правило, стандартный «набор» занятий. Это — знакомство с окружающим миром, математика, развитие речи, чтение, подготовка руки к письму, английский язык, музыка, хореография, творчество. «Все подобные учреждения коммерческие. Общеобразовательные школы таких услуг не предоставляют», — говорит Вера Мазура. Обучение в детских клубах стоит по-разному, но, как минимум, 300 грн в месяц за 4 занятия родителям выложить придется. Радует, что в детских клубах можно оплатить для начала лишь пробное занятие, чтобы оценить реакцию своего чада, да и самому ознакомиться с методикой преподавания.

Бывает, что заботливые папы и мамы решают нанять своему дошкольнику домашнего репетитора. За час своих уроков педагоги берут от 100 грн. Если же с выездом к вам домой — от 150 грн. Длительность индивидуального занятия, как правило, составляет 45 минут — 1 час. «Побочным» эффектом такого дошкольного обучения может стать нестандартный подход преподавателей. «Бывает, что родители «перестраховались» и наняли малышу учителя, который оказался либо не слишком квалифицированным, либо новатором, напрочь отвергающим стандартную программу. После таких занятий ребенок приходит 1 сентября в школу и оказывается, что его нужно переучивать, что хуже всего», — сетует директор школы.

Психологический аспект

Специалисты говорят: если ваш ребенок умеет хоть немного читать и считать до десяти, ему будет легче учиться в первом классе. Ведь такие подготовленные дети уже понимают сам процесс обучения и готовы воспринимать новую информацию, «удерживать» внимание. Однако знания — это не единственное, что нужно ребенку, который идет в первый класс. Дошкольник должен быть готов к школе психологически.

Квалифицированный психолог, общаясь с малышом, может уже на первом занятии выяснить, хочет ли ребенок идти на контакт, есть ли у него социальная адаптированность. Психологическая готовность к школе включает в себя несколько составляющих. Первой специалисты называют мотивационную готовность. Она означает положительное отношение к школе и желание учиться, стремление занять новое социальное положение — стать школьником. Другой составляющей является умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений. Есть также волевая готовность, которая демонстрирует достаточно высокий уровень развития произвольного поведения. Психологи также отмечают и коммуникативную готовность, что указывает на способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

«В большинстве случаев дошкольников готовят к учебному году родители и бабушки-дедушки. В среднем, на 30 детей в классе, как правило, 4-5 человек не умеют ни читать, ни считать», — рассказывает Вера Мазура. По словам директора школы, эти дети из не очень благополучных семей. Таким малышам приходится нелегко в первый год обучения. Им тяжело войти в процесс учебы, а также психологически приспособиться к ней. Поэтому иногда родителям детей с психологической неготовностью рекомендуют подождать со школой еще год.

«Иногда психологически не готовы к школе дети не только из неблагополучных семей. Сейчас стало больше детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Такой ребенок, как правило, очень умный, о нем говорят, что он «схватывает все на лету». Но держать подолгу внимание не может. К нему нужен особый подход, когда он идет в первый класс. Это ложится на плечи его учителя», — рассказывает директор школы. По словам Мазуры, дети с дефицитом внимания часто нуждаются в индивидуальных занятиях, поскольку на уроке в классе гиперактивному ребенку трудно сосредоточиться, и он не слушает учителя.

Все хорошо в меру

Бывает, что ребенок без проблем прошел свое первое в жизни собеседование. Он готов учиться и общаться с новым для него коллективом. Но родителям нужно тщательно следить за мотивацией дошкольника. «Проблемой для ребенка может стать желание его родителей «нагрузить» свое дитя наукой со всех сторон. В этом деле важно не переусердствовать», — говорит директор школы. Ведь ребенок, которого родители решили очень тщательно подготовить к школе, начинает сильно уставать. И в итоге — теряет всяческое желание к учебе.

«Родители более опытные, как правило, не хотят перегружать своих детей. Один из родителей как-то даже сделал небольшой эксперимент: его ребенок охотно изучал английский. Папа решил «подключить» еще и французский. У ребенка сразу же упал интерес к учебе, после чего эксперимент быстро закончили», — отмечает Мазура.

Психологи акцентируют внимание родителей на том, чтобы они ни в коем случае не перегружали своих детей. Иначе — «пружина может лопнуть»: ребенок начинает сопротивляться процессу обучения, часто отвлекаться. Иногда интерес к учебе может совсем пропасть. Плохо, если это произошло уже в начальных классах, когда учебный процесс только начался. А вот вернуть мотивацию ребенку, чтобы он вновь «загорелся» учебой, будет уже очень непросто.

По словам психологов, мама и папа должны, конечно, вместе с ребенком заниматься и постигать азы науки. Общее времяпрепровождение укрепит семейные связи и убедит малыша, что его сильно любят и уделяют достаточно внимания. Однако родителям необходимо учитывать нагрузки при обучении своего чада. Ребенок должен хотеть учиться, а не думать, что «нынче в школе первый класс — вроде института».

Первоклашек становится все больше

Как сообщили в Департаменте общего среднего и дошкольного образования министерства, количество первоклассников в Украине ежегодно увеличивается, начиная с 2007-2008 гг. В нынешнем году в первый класс по всей стране пойдут, согласно прогнозам, 430,1 тысячи детей. Это на 16 тысяч больше, чем в прошлом. В одной только столице 1 сентября за парты в первый раз сядут около 27,2 тысячи малышей. Надеемся, что все они полюбят школу и будут учиться с удовольствием!

Не только школьники в сентябре приступают к учебе — начинают работать и многочисленные курсы подготовки к школе. Развивающие занятия набирают дошкольников, обещая «гармоничное развитие» или «развитие интеллекта». Способны ли они по-настоящему подготовить ребенка к школе? Или готовность к школе надо приобретать не за партой?

«Сейчас столько кружков раннего развития, подготовка к школе начинается чуть ли не с трех лет. Все стремятся как можно раньше напичкать детей знаниями — считают, что это им поможет в дальнейшем. Но не вредят ли эти занятия эмоциональному, душевному развитию ребенка?»

Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.

Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что после трех лет мамы и папы передоверяют эти занятия посторонним людям. И вот это уже совсем неполезно. Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу. Ведущая деятельность дошкольников — игровая, и основное развитие до семи лет по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова писать, ум не готов признавать чужое «надо».

Поначалу дети идут на подготовку к школе с энтузиазмом. Но скоро они понимают: эта новая «игра» — скучная и обременительная. Однако ни родители, ни детские образовательные учреждения не предлагают им ничего другого. Занятия для развития интеллекта, по сути, ничего не развивают: это только впрыскивание ребенку несистемных, бессвязных знаний, не складывающихся в общую картину мира.

Ребенок может выучить все марки машин, потому что восхищается ими. Этот интерес основан на чувственном, эмоциональном восприятии: «Мне нравится!». А может вызубрить названия столиц всех стран мира или химических элементов, благо пособия вроде «Периодической таблицы для грудничков» легко купить, — но это будет не знание, а иллюзия: за ним нет никакого смысла. Ребенок заучивает новые слова как попугай — ему приятно, что его за это хвалят, что можно лишний час побыть вместе с папой и мамой, что он оказывается в центре внимания.

Родители напрасно думают, что эта механически заученная информация потом поможет ребенку в учебе. Вспомните, как мы сами в детстве любили песни на иностранном языке, совершенно не понимая их смысла, и как не задумываясь повторяли за мушкетерами: «Красавице Икуку, счастливому клинку», полагая, что красавицу так и зовут — Икуку... Осознание, понимание смыслов приходит намного позже.

— Наташ, я увидела объявление на автобусной остановке. В центре детского творчества происходит набор на подготовку к школе. Я записала телефон.
— Мама, Мите еще рано! Ему сейчас играть надо, а не цифры учить.
— Наташ, все нормальные дети в его возрасте давно чему-то учатся. Ну посмотри, вон Женя у Васильевых уже все буквы знает и считает до пятнадцати. И на английский ходит.
— А бизнес-образование он еще не получает?
— Ты зря иронизируешь, между прочим.
— Мама, я серьезно говорю! Давно уже пишут, что детей не надо слишком рано сажать за парту, что им это вредно, они от этого вырастают эмоционально недоразвитыми.
— А ты растишь умственно недоразвитого! Это лучше?

Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка — ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.

Кто-то из моих друзей верно подметил: если ребенок больше обычного скандалит и куксится, значит, ему необходимы новые впечатления — какая-то поездка, поход в зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга. А «развивалки», на которые ребенка водят, потому что «все хорошие папы и мамы так делают», — нет. Это лишь удовлетворение родительского самолюбия, примитивная дрессировка.

Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.

Учительствовать родителю не стоит, а вот стать партнером по интеллектуальным играм необходимо. Ведь даже самая нетерпеливая мать не будет обзывать ребенка балбесом, если он не сразу научится играть в лото или шахматы. Любые игры: парочки, домино, бродилки с кубиком, шашки — чрезвычайно важны для эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы — и родители не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Игр сотни, зачем же всегда выбирать самую скучную из них — «подними руку и ответь на вопрос»?

Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.

Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого — общения с самыми важными для него людьми.