Что не относится к характеристике согласного звука. после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть

В основе классификации согласных лежат следующие принципы: место образования (место образования преграды между активным и пассивным органами речи), способ образования (способ преодоления преграды), участие голоса и шума, работа голосовых связок, наличие или отсутствие палатализации, положение небной занавески.

Классификация согласных по месту образования. При классификации согласных по месту образования учитывается работа активных и пассивных органов речи, которые участвуют в их образовании. Главными являются активные органы речи, пассивные органы речи учитываются во вторую очередь. По участию активного органа речи согласные разделяются на губные и язычные.

Губными являются [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [м], [м’].

По пассивному органу речи губные подразделяются на губно-губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] и губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’].

Язычные звуки подразделяются на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [ц], [ч’], [ш:’], среднеязычный [j], заднеязычные [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].

По пассивному органу переднеязычные делятся на зубные т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [ц] и передненебные [ш], [ж], [ч’], [ш:’].

Среднеязычный [j] по пассивному органу является средненебным. Место образования [j] принято называть «полюсом мягкости».

Заднеязычные подразделяются на задненебные [г], [к], [х] и средненебные [г’], [к’], [х’].

Классификация согласных по способу образования. По способу образования согласные делятся на три группы: смычные, щелевые и дрожащие.

При произнесении смычных наблюдается полное смыкание активного и пассивного органов речи, т.е. возникает смычка раскрытии смычки происходит тремя способами:

1) взрывом, мгновенно, внезапно. Согласные данного типа называют смычно-взрывными, мгновенными, внезапными, это звуки [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’];

2) органы речи, образующие смычку, плавно отходят друг от друга. При этом воздух постепенно выходит через образовавшуюся щель. Согласные этого типа называются смычно-щелевыми, аффрикатами, слитными. В русском языке два смычно-щелевых звука – [ц], [ч’]. Звук [ц] представляет собой слитное сочетание смычного [т] с щелевым [с], [ч’] – слитное сочетание смычного [т] с щелевым [ш’]. Именно слитный характер звука [ч’] обусловливает вариантные произношения слова что: [што́] и [ч’о́];

3) при преодолении смычки часть воздуха проходит либо по бокам языка, либо через носовую полость. Такие звуки называются смычно-проходными, которые в свою очередь подразделяются носовые [м], [м’], [н], [н’] и боковые [л] и [л’].

Щелевым, или фрикативным (от латинского fricãre – тереть), называют согласный звук, образуемый трением воздуха о сближенные органы речи. К щелевым относятся [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ш:’], [х], [х’], [j].

При артикуляции дрожащих согласных, или вибрантов (от лат. vibrātio – колебание; качание; дрожание), кончик языка, загнутый кверху и находящийся вблизи переднего неба, под давлением воздушной струи колеблется, то открывая, то прерывая ток воздуха. Это движение напоминает дрожание. В русском языке два дрожащих – [р], [р’].

По участию голоса и шума согласные делятся на сонорные (от латинского sonōrus – звучный) и шумные. Сонорными являются [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и [j]. К шумным относятся все остальные согласные, которые в свою очередь по работе голосовых связок подразделяются на глухие и звонкие.

Большинство согласных русского языка представлено парами по глухости-звонкости. Непарными по глухости-звонкости являются только глухие [ц], [ч’], [ш:’], [х], [х’] и сонорные.

По наличию или отсутствию палатализации русские согласные делятся на мягкие и твердые.

Большинство согласных русского языка представлено парами по мягкости-твердости. Непарными по мягкости-твердости являются только твердые [ц], [ж], [ш] и только мягкие [ч’], [ш:’]. Звук [j] стоит вне отношений по мягкости-твердости, поскольку поднятие средней спинки языка для него не дополнительная артикуляция, а основная, и его принято называть палатальным.

По положению небной занавески согласные делятся на носовые и ротовые (чистые). При опущенной небной занавеске произносятся носовые [м], [м’], [н], [н’], при поднятой – ротовые.

В русском языке согласных звуков больше, чем букв: если согласных букв 21, то согласных звуков 37. Классифицируются они по самым разным параметрам: глухости и звонкости, твердости и мягкости, а также на категории по способу произнесения. В отличие от гласных, согласные звуки, кроме шипящих, произносятся очень коротко.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук

Глухой/звонкий

Твердый/мягкий

Парный/непарный

парный

звонкий

твердый

непарный

звонкий

непарный

непарный

непарный

непарный

непарный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Другие характеристики согласных звуков

Все согласные звуки подразделяются на три категории – сонорные (их еще называют носовыми – так понятнее, каким способом они произносятся), шумные (образуются сближением органов произношения) и шипящие (произносятся сквозь межзубную щель). Делятся согласные звуки следующим образом:

  • Сонорные , их девять: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
  • Шумные , их двадцать семь: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
  • Шипящие , их четыре: [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Согласные звуки могут состоять только из голоса, только из шума или из шума и добавленного к нему голоса.

Что мы узнали?

Согласных звуков в русском языке больше, чем букв, и они делятся на разные категории в зависимости от способа произнесения. Бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными, а также шипящими, шумными и сонорными.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 147.

Артикуляция согласных звуков сложнее артикуляции гласных. Основная особенность образования согласных состоит в том, что речевой аппарат создаёт преграду в виде смыкания или сближения органов речи. В зависимости от места и способа образования звука в основу артикуляционной классификации согласных положены такие признаки:

1. Место образования звука. По месту образования все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органов речи. Активными органами являются язык и нижняя губа, пассивными – верхняя губа, зубы и нёбо. По действию активного органа согласные подразделяются на губные и язычные .

Губные согласные создаются в результате сближения или смыкания нижней губы с одним из пассивных органов – верхней губой или зубами. В соответствии с этим губные согласные звуки в свою очередь подразделяются на 2 подгруппы: губно-губные ([б], [б`], [п], [п`], [м], [м`]) и губно-зубные ([в], [в`], [ф], [ф`]).

Язычные согласные в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды с пассивными органами – зубами и нёбом (которое в свою очередь условно делится на переднюю, среднюю и заднюю части), подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по пассивному органу делятся на зубные ([т], [т`], [д], [д`], [ц], [с], [с`], [з], [з`], [н], [н`], [л], [л`]) и передненёбные ([ч`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [р], [р`]).

Средняя часть языка может приподниматься только к средней части нёба. Поэтому среднеязычный средненёбный согласный только один: [й`].

Заднеязычные согласные по пассивному органу делятся на средненёбные ([г`], [к`], [х`]) и задненёбные ([г], [к], [х]).

2. Способ образования звука. При классификации по способу образования учитывается характер преграды, образующейся между активным и пассивным органом речи. Эта преграда может быть двух типов: либо происходит полное смыкание органов речи, либо они сближаются, оставляя между собою узкую щель. В соответствии с этим все согласные по способу образования можно разделить на 2 основные группы: смы́чные и щелевые (их ещё называют фрикативные , от лат. fricatio – трение ).

При образовании смычных согласных, как было сказано, активный орган тесно смыкается с пассивным, прекращая прохождение воздушной струи. В зависимости от характера преодоления такой преграды смычные согласные делятся на следующие подгруппы: взрывны́е : размыкание органов речи происходит в результате резкого их прорыва воздушной струёй с характерным шумом ([п], [п`], [б], [б`], [т], [т`], [д], [д`], [к,] [к`], [г], [г`]); аффрикаты (или смычно-щелевые ): органы речи не резко размыкаются, а приоткрываются, образуя щель для выхода воздушной струи ([ц], [ч`]); носовые : в результате смыкания органов речи воздушная струя свободно проходит через носовую полость ([м], [м`], [н], [н`]); дрожащие : кончик языка периодически прижимается к передней части нёба или отходит от неё, создавая своеобразную вибрацию, дрожание ([р], [р`]).

Щель при образовании щелевых согласных может образовываться посередине сближенных органов речи или между боковой частью языка и нёбом. В соответствии с этим щелевые согласные подразделяются на срединные ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ш`:], [ж], [ж`:], [х], [х`], [й`]) и боковые ([л], [л`]).

3. Наличие или отсутствие палатализации. Палатализация согласных (от лат. palatum – твёрдое нёбо ) – это дополнительная артикуляция, возникающая вследствие подъёма средней части языка по направлению к твёрдому нёбу. Согласные, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, являются мягкими , а без неё – твёрдыми (сравните артикуляцию парных по данному признаку согласных, например, [п] – [п`], [н] – [н`] и др.). Только у звука [й`] такая артикуляция является не дополнительной, а основной (вспомните его характеристику по месту образования – среднеязычный средненёбный).

Различие согласных по твёрдости-мягкости требует особенного внимания, т.к. при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита: парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой, хотя и при помощи других средств (букв ь, е, ё, ю, я ), что, по-видимому, несправедливо даёт основания некоторым авторам школьных и вузовских учебников не принимать во внимание наличие или отсутствие соответствующих пар различных согласных.

Так, например, часто можно услышать и прочитать высказывания типа «Мягкий звук [н] в слове конь » (но ведь в этом слове нет звука [н], а есть [н`]. Если же произнести слово с [н], то получим кон , а не конь , т.е. разные по смыслу слова); «Звук [ч`] всегда мягкий» (но разве звуки [т`], [с`] или [л`] и др. не «всегда мягкие»? Ведь не могут же они быть то твёрдыми, то мягкими, иначе не различали бы мы по звучанию лексическое значение слов [пут] – [пут`] (пуд – путь ), [вл`эс] – [вл`эс]

(в лес – влезь ), [лук] – [л`ук] (лук – люк ) и т.п.).

Кроме того, в ряде пособий при характеристике согласных по месту и способу образования указываются только твёрдые звуки, тем самым создавая ошибочное впечатление, что мягкие согласные являются лишь разновидностью твёрдых. Отметим, что существующая особенность в буквенном обозначении твёрдых и мягких согласных, а также схожесть артикуляции при их образовании не может служить основанием для предположения, что само различие твёрдых и мягких звуков имеет лишь второстепенное значение. Это различие так же важно, как и различие по всем другим признакам: звонкости-глухости, способу образования и т.п., т.к. твёрдые и мягкие согласные способны различать слова: мать – мять ([м] – [м`]), был – быль ([л] – [л`]), кров – кровь ([ф] – [ф`]) и многие другие. Следовательно, это вполне самостоятельные звуки, а не варианты одной и той же фонетической единицы.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют соотносительные пары: [д] – [д`], [р] – [р`], и т.д. Однако не у всех согласных имеются подобные пары. Так, в русском языке нет мягких пар у звуков [ц], [ж], [ш] ([ж`:] и [ш`:] нельзя считать соответствующими мягкими парами, т.к. они отличаются от [ж] и [ш] не только мягкостью, но и долготой, которая является их самостоятельным признаком), а твёрдых – у [ч`], [й`]. Их можно называть либо непарными твёрдыми (или мягкими согласными), либо звуками, не имеющими мягкой (или твёрдой) пары (но не «всегда твёрдыми» или «всегда мягкими»).

В фонетической транскрипции мягкость согласного обозначается [`]. Отсутствие такого значка указывает на твёрдость согласного. Поэтому особо хочется оговорить обозначение в транскрипции звука [й`]. Традиционно мягкость этого звука не указывается, возможно, на том основании, что для него палатальная артикуляция является основной, в то время как для других мягких звуков – дополнительной. Но всё же, по нашему мнению, отсутствие значка мягкости в фонетической транскрипции, особенно в младших классах, может ввести в заблуждение: ребёнок автоматически назовёт звук твёрдым. Поэтому лучше обозначать звук так: [й`], ведь указывается же всегда мягкость [ч`], также не имеющего в русском языке твёрдой пары.

Таблица акустико-артикуляционной характеристики согласных звуков представлена в Приложении 3.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и задачи фонетики
Предметом изучения фонетики является вся звуковая система языка: звуки в потоке речи, их закономерные чередования, сочетаемость, акустические и артикуляционные характеристики. Кроме того, в фонетик

Понятие звука и буквы
Изучение русского языка в младших классах начинается с того, что учитель постепенно знакомит учеников со звуками, а затем с буквами, которыми данные звуки обозначаются на письме. Учебники и програм

Фонетическая транскрипция
Устная речь, являющаяся объектом рассмотрения фонетики, отличается от письменной, фиксирующей звучащую речь в буквенных обозначениях. Но при изучении фонетики возникает необходимость точно охаракте

Фонетические единицы русского языка
Наша речь не является непрерывным потоком звучания. Она членится на отрезки, выделяемые разного рода паузами. Ведь для понимания смысла сказанного важна не только последовательность грамматически с

Акустическая характеристика звуков
Звуки речи, как и другие окружающие нас звуки, представляют собой результат особых колебательных движений воздушной среды. Различают два основных типа звуков: музыкальный тон (результат ритмических

Гласных звуков
Разная артикуляция (работа органов речи) позволяет произносить звуки, отчётливо отличающиеся друг от друга. Качество гласного звука зависит от положения языка и участия губ в процессе образования д

Слог. Слогоделение
Наша речь членится на разные по продолжительности отрезки. Вспомним, что одной из единиц такого членения является слог (см. § 4). В современном русском языкознании существуют различные тео

Звуковые изменения в потоке речи
Звуки в потоке речи очень редко употребляются изолированно. Обычно они тесно связаны друг с другом и подвергаются различным изменениям. Если такие изменения происходят в пределах одной и той же мор

Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется

Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Одна

Понятие фонемы
Одной из основных фонетических единиц языка является звук – минимальная речевая единица (см. § 4). Следовательно, легко предположить, что именно звук выполняет смыслоразличительную функцию: [пыл] –

Состав фонем современного русского языка
Поскольку фонема определяется по своему сильному варианту, достаточно легко подсчитать количество гласных и согласных фонем русского языка: их столько, сколько звуков в сильных позициях. Однако не

Фонематическая транскрипция
Звуковой состав слова передаётся при помощи фонетической транскрипции, учитывающей всё многообразие звучащей речи (см. § 3). Фонетическая транскрипция имеет большое значение для фиксации акустическ

Знаки фонетической транскрипции
[а] [о] гласные в сильной позиции

Гласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980). звуки характеристика подъём

Согласных звуков
В основе лежит таблица, представленная в «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980) звуки участие голоса и шума

Фонетический анализ слова
І. Порядок характеристики слога: 1. Ударный или безударный слог. 2. Прикрытый или неприкрытый. 4. Открытый или закрытый.

В характеристику согласных звуков входят пять основ­ных признаков: место образования, способ образования, уро­вень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твер­дость/мягкость.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с ка­ким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препят­ствие.

Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"] (пассивный орган - верхняя губа) - и губно-зубными: [в], [в"], [ф], [ф"] (пассивный орган - верхние зубы).

Если активный орган - язык, то характеристика согласно­го зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или зад­ней частью нёба - язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [н], [н"], [л], [л"], [ц], и передненебными, когда она направлена к передней части неба: [р], [р"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"]. Среднеязычный одно­временно всегда и средненёбный: [j]. Заднеязычные либо задненебные: [к], [г,| [х], либо средненебные: [к"], [г"], [х"].

Способ образования согласного - это харак­теристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган. Поэтому все согласные делятся на щелевые, смычные и дрожащие.

Щелевые (или фрикативные, от лат. fricatio "трение") образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, образующих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в], [в"], [ф], [ф"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [j], [х], [х"]. При артикуляции щелевых боковых воздух протекает по бокам ротовой по­лости, между боковыми частями языка и зубами: [л], [л"].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую по­лость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на носовые, взрывные, аффрикаты, имплозивные.

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески, в результате чего воздух свободно про­текает через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"], [нг]. Другие согласные неносовые, ртовые. При их произношении нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что воздушная струя выходит через рот.

При образовании взрывных согласных сначала про­исходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].

Образование аффрикат (или смычно-щелевыхх, слитных согласных), как и взрывных, начинает­ся с полной смычки органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приот­крываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц], [ч"]. Они иногда обозначаются в транскрипции иначе: [ц] как [тс], [ч"] как [т"ш"]. Такой способ обозначе­ния указывает на неоднородность звука. Однако [тс] не равно [т+с] (как и [т^ш"] не равно [т"+ш"]): [тс] - один слитный звук, а [т+с] - два звука. По-разному произносятся сочетания о целевой и от солевой, о цепной и отсыпной, о цыпке и отсыпке: в первом примере этих пар звук [ц] (=[тс]), во втором примере ему соответствуют два звука. Начальная и конечная фазы аффрикаты [тс] только напоминают звуки |т|, [с], но не совпадают с ними полностью.

Имплозивные (или сомкнутые) согласные со­держат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффри­катами: о[тт]уда, о"[т"т"]епелъ, по[а-д]дмом, по[д/д"]е"ли;о[тц]а.

Дрожащие согласные, или вибранты, образуются путем вибрации, дрожания кончика языка в выходящей струе воздуха. Обычно происходит также смыкание и раз­мыкание кончика языка с альвеолами или заальвеолярной частью нёба: [р], [р"]. Дрожащие характеризуются точеч­ным контактом языка с пассивным органом и кратковре­менностью смычки в отличие от смычных согласных, у ко­торых эта смычка более плотная и более длительная.

По уровню шума (степени его интенсивности) со­гласные делятся на сонорные [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [p], , [j] и шумные [п], [п"], [б], [б"], [ф], [ф"], [т], [т"], [д], д"], [c], [с"], [з], [з"], [ц], [ч"], [ш], [ш"], [ж], [ж"], [к], [к"], [г], [г"], [х], х"] и др. Интенсивность шума у шумных согласных значи­тельно выше, чем у сонорных. Объясняется это различия­ми в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шум­ные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возни­кает преграда воздушной струе. Поэтому и сила воздушной струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона), голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч"], [ш] и др. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По глухости/звонкости согласные звуки образуют пары: [п]-[б], [ф]-[в], [д]-[т], [с]-[з], [ш]-[ж] и др. Звук [ц] глу­хой, но у него есть парный звонкий [дз], который произно­сится на месте [ц] перед звонким согласным: пла[дз]дарм, Шпи[дз]берген, коне[дз] года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [д"ж"]. Перед звонким шумным со­гласным на месте [ч] произносится [д"ж"]: на[д"ж"]базы, мя[д"ж"] забили, до[д"ж"] говорила. Звук [γ] составляет звон­кую пару [х] и произносится, например, в словах двух­годичный, мо[γ] зелёный, и[γ] ждали.

Твердые и мягкие согласные звуки отличают­ся характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрирует­ся в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил - [в]ыл, [п"]ил - [п]ыл, [л"]ёг - [л]ог. Это основное положение языка сопровождается дополнительной артикуляцией. При обра­зовании мягких согласных в результате сдвига языка впе­ред происходит палатализация - приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка (от лат. palatum - нёбо), а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные. У [j] приподнятие к средней час­ти нёба средней части спинки языка не дополнительная, а основная артикуляция, поэтому [j] - палатальныйсогласный. При образовании твердых согласных в резуль­тате сдвига языка назад происходит сужение в области глот­ки и уменьшение ее объема - фарингализация (от греч. pharinx - глотка). Поэтому твердые согласные фарингализованные. Кроме того, при образовании твер­дых согласных может наблюдаться веляризация - приподнятие по направлению к мягкому нёбу задней части спинки языка (от лат. velum palati - нёбная занавеска), такие согласные - веляризованные. У заднеязыч­ных [к], [г], [х], [γ] подъем задней части спинки языка к мягкому нёбу - основная артикуляция, без которой задне­язычные произноситься не могут, веляризация же - арти­куляция дополнительная к основному фокусу согласных. Поэтому заднеязычные не веляризованные согласные, а в ел я р н ы е.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягко­сти: [п]-[п"], [б]-[б"], [ф]-[ф"], [в]-[в"], [м]-[м], [т]-[т"], [д]-[д"], [с]-[с"], [з]-[з"] и др.

Звук [ц] твердый, а мягкий [ц"] произносится, например, на месте [т"] перед [с"]. Звук [ч"] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу[ч]ше , о[ч]шатнутъся, по[ч]шутйтъ. У твер­дого звука [ш] мягкая пара [ш"]: [ш":]ука. У звука [ж] пара [ж"], который бывает почти все­гда двойным, долгим: во[ж":]и, дро[ж":]и, ви[ж":]атъ. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие гово­рящие на литературном языке (допустимо и произноше­ние [ж:] на месте [ж":]). Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуля­ция, без которой никакого согласного звука вообще не воз­никает.

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного язы­ка (в каждом квадрате слева - глухие, справа - звонкие, вверху - твердые, внизу - мягкие). Но, конечно, далеко не нее. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз, то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напря­жения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализа­цией (от лат. labium - "губа"), а согласные звуки [с°], [д°], |т°] и т. п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произ­носить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация соглас­ных всегда связана с их положением перед [у] или [o], a также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°тол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обыч­но не отмечается.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

# Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть г у б н о-г у б н ы м и: [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и г у б н о-з у б н ы м и: [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными: [т, д, с, з, н]когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными: [р, ш, ж, ч’], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: . Заднеязычные либо средненёбные: [к’, г’, х\ у’], либо /задненёбные: [к, г, х, у].

" Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые.

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение’) образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных органов речи, представляющих узкую щель.

Щеле вые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j, у, х]. При щ е л е в ьнх боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л’].^

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие..

Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная Задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, Д, к, г].

Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч’]. Они иногда обозначаются в транскрипции и иначе: [ц] - [тс], [ч’] - [тЧи5]. Такой способ обозначения указывает на неоднородность звука. Однако [тс] не равно [т] + [с] (как и [тТн’] не равно [т’] + [ш’]): [тс] - это один слитный звук, а [т] + [с] - два звука. По-разному произносятся слова о цепной и отсыпной: в первом случае звук [ц] (= [тс]), во втором случае ему соответствуют два звука. Такая же разница между словами о целевой - от солевой, о цыпке -■ отсыпке и т. п. Начальная и конечная фазы аффрикаты [тс] только напоминают звуки [т] и [с], но не совпадают с ними полностью. Таковы же и

другие аффрикаты: [дз, д’з’, дж, дДж’].

Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески (мягкого нёба, оканчивающегося язычком); воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н].

Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

/ _Л1о уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на с о н о р н ы е [р, л, м, н, j] и ш у м н ы е [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч\ ш] и др. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По степени интенсивности воздушной струи сонорные согласные стоят между гласными и шумными согласными.

* По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р, л, м, н, j, б, в, г, д, ж, з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч\ ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, соцдоговор, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч’]и звонкий [д’ж’]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился^это дочь была произносится не [ч’], а его звонкий заместитель [д’ж’]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным. Звук, [у] составляет звонкую пару к [х] и произносится, например, в словах двухгодичный, сверхзвуковой, страхделегат, их было пятеро, мох зеленый, оглох бы, бухгалтер (бу[у]алтер).

У сонорных согласных звуков тоже есть звонкие и глухие пары: [р] - [р]. [л] - [л] и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих [р’], смыс[л], мыс[л’], пес[н’], кос[м]. Глухой [j] -пара звонкому [j] -возможен на конце слова, "особенно в эмоциональной речи: _/Отда[j]! Откро[}]\ Cro[j]!

; Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при

В таблице в каждом квадрате слева - глухие, справа - звонкие, вверху - твердые, внизу - мягкие.

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка, но, конечно, далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз и т. п., то можно легко заметить разницу в их артикуляции. Согласные перед [а] произносятся без напряжения губ, а перед [у] согласные произносятся с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - Ѵуба’), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т. п.- лабиализованными или огубленными. Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Можно эту разницу услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) Но в русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о]. Исключений нет. Поэтому она в транскрипции обычно не отмечается.

Методическое примечание.

В начальной школе противопоставление согласных определяется только по признаку звонкость-глухость и твердость-мягкость. Кроме того, рассматриваются только основные согласные звуки - те, которые могут быть в позиции перед гласным. В связи с этим некоторые согласные оказываются непарными. Как всегда звонкие определяются звуки, обозначаемые на письме буквами л, м, н, р, й, как всегда глухие - звуки, обозначаемые буквами х, ц, ч, іц\ как всегда твердые - ж, ш, ц, как всегда мягкие - ч, щ. Поскольку некоторые звуки не учитываются, то это меняет характеристику остальных звуков.