Что не входит в структуру ролевого поведения. Ролевое поведение в организации


Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.
Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.
Безличность. "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах
отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучива-
ются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.
Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.
Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:
- ролевой конфликт;
- ролевая неопределенность;
- ролевая перегрузка.
Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.
Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.
Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения,
вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.
Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.
Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:
1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятель-
ствами,рол и;
2) личными притязаниями - «Я» как таковой.
Первый план поведения - социальная форма ролевых действий,
второй план - психологический способ ролевой самореализации.
Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.
Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятий «социальная дифференциация»,
«социальное неравенство»?
2. Каково содержание понятия «социальный статус»?
3. Охарактеризуйте статусы.
4. Каково содержание понятия «социальный ранг»?
5. Каково содержание понятия «социальная роль»?
6. Охарактеризуйте признаки социальной роли.
7. Каково содержание понятия «ролевая структура личности»?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы норма-
тивной структуры исполнения социальной роли.
9. Раскройте содержание понятий, характеризующих ролевое поведение личности.
Психологический практикум
jvRUnp Игра «Скверная компания»
Цели игры:
а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;
б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;
в) определить истинное распределение ролей в данной группе;
г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников,
которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.
Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь»,
«авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:
- «главарь» обрывает любого;
- «авторитет» обрывает любого, кроме «главаря»;
- «приближенный» - любого, кроме «главаря» и «авторитета»;
- «подхалим» - любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;
- «шут» - всех, кроме «главаря»;
- «марионетка» - только «недовольны*» и «забитых»;
- «недовольный» - всех, кроме «главаря» и «авторитета»;
- «забитого» обрывает любой.
Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый»
осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий - единственное лицо в игре, которому предоставлено
право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой»,
обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего - требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:
а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые
возникали у них по ходу исполнения ролей;
б) оценивается эффективность того или иного статусного поло-
жения, его особенностей;
в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;
г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.
Игра «Бюрократ»
Цель игры: научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые
неприятные обстоятельства жизни.
Незадолго до окончания занятий (минут за 15-20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.
В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором - «Не
разрешаю».
Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие... Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.
Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты - какие?

Тест «Мои социальные роли»
Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:
а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой
структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7-9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;
б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;
в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:
- сын (дочь) при живых родителях;
- брат (сестра) при наличии братьев или сестер;
- студент;
- друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).
Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;
г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.
Игра «Рисуем... общение»
Цель игры: выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором - с подчиненным, в третьем - с равным себе по статусу, в четвертом - начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.
Тест «Мои субличностные роли»
Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:
1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий
2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический
3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный
4. Нелогичный 34; 5..Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный
6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный
7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный
8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный
9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный
10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный
11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый
12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый
13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный
14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий
15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый
16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный
17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный
18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный
19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный
20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся
21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный
22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный
23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный
24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный
25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе
26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях
27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий
28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный
29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить
30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами
90. Переменчивый в настроении

Обработка теста:
Способствующий развитию родитель:
«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87
Иррациональный компонент взрослого;
«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88
Позитивный компонент дитя:
«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89
Трудный компонент дитя:
«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90
1 Интепретационная база теста:
Родитель.
Основные функции:
~ дает - осуществляет автоматические реакции и решения;
- уменьшает тревогу;
- сохраняет моральные и этические нормы;
- сохраняет и передает традиции культуры;
- является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.
Язык тела у консервативного родителя:
- нахмуренный лоб;
- поджатые губы;
- указующий перст;
- руки на бедрах;
- заламывание рук;
- жесты запрещения;
-жесты отказа.
Лексика:
- «прелесть», «сынок»;
- «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;
- «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;
- критические и оценочные суждения.
Стили поведения:
-демократический;
- попустительский;
- директивно-авторитарный;
-дружелюбный;
- защищающий;
- контролирующий; *
- карающий.

- искореняет все, что напоминает детскую радость;
- живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;
- враждебно воспринимает любые изменения.
Способствующий развитию родитель: -
- гибкий;
- благоприятствующий индивидуальному развитию;
- способствующий самоуважению человека;
- гуманистичный в воспитании детей;
- правдивый;
- понимающий;
- духовно близкий.
Консервативный компонент родителя:
- подавляющий;
- косный;
- обесценивающий;
- высококритичный;
- карающий;
- жесткий;
- негибкий;
- ориентирующийся на силу и произвол.
Взрослый.
Основные функции:
- производит объективную обработку информации;
- высчитывает вероятность;
- регулирует деятельность родителя и дитя;
- осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;
- формирует Я-образ;
- является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.
Язык тела у взрослого:
- глубокомысленная концентрация.
Лексика:
- «конструктивный»;
- «способный»;
- «экономный»;
- «полезно», «вредно»;
-рассуждающая.
Стили поведения:
- не выделяются.
Модели поведения при полном преобладании компонента:
- человек рациональный;
- формальный;
- лишенный этических ценностей и убеждений;
- эмоционально холодный.
Рациональный компонент взрослого:
-адаптивный;
- с хорошо развитым чувством реальности;
- полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;
- ярко проявляющий направленность к цели;
- демонстрирующий гибкое поведение;
- нацеленный на решение проблемы.
Иррациональный компонент взрослого:
- дефектное чувство реальности;
- ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;
- неполноценное мышление;
- дезадаптивное поведение.
Дитя,
Основные функции:
-интуиция;
- порыв;
- радость;
-очарование;
-подражание;
- испуг;
-страх;
- опрометчивые поступки;
- все инстинктивное;
- потребность в защите;
- потребность в ощущении безопасности;
- проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.
Язык тела:
- выражение:
* застенчивости;
* хитрости;
* любопытства;
- улыбка;
- смех.
Лексика:
- восклицания;
- клятвы;
- ругательства;
-междометия.
Стили поведения:
- спонтанный;
-естественный;
- приспособленный.
Модели поведения при полном преобладании компонента:
- получает от жизни много радостей;
- лишается всех ресурсов;
- подвергается множеству опасностей;
- не интересуется последствиями своего поведения;
- стремится только развлекаться и играть.
Позитивный компонент дитя:
- преобладающий интерес к жизни;
-радость;
- интуиция;
- поиск удовольствий;
-сговорчивость;
-легкая воспитываемость;
- адаптационность.
Трудный компонентдшяя:
- преобладание импульсивности;
- повышенная эгоцентричность;
- оппозиционность;
- мятежность, бунтарство;
- зависимость;
- пугливость, боязливость;
- дезадаптация.

Любой человек в своей повседневной жизни играет разные роли. Но вот переключение между ролями - не для всех легкая задача. Ролевое поведение - это одна из главных социальных функций. На него в первую очередь влияют статус человека и его позиция в обществе и сложной системе отношений между людьми. Именно от ролей, статуса и многих других определяющих факторов зависит личность человека, сила духа и его целеустремленность.

Конфликт

Самих ролей в мире очень много, поэтому очень часто люди сталкиваются со сложными ситуациями, где выполнение одной функции может вредить или мешать применению другой. Таким образом, одна роль мешает ему выполнять следующую. Если индивид является членом группы, то его личность часто подвержена давлению со стороны других ее участников, а также воздействию различного типа обстоятельств. Это может спровоцировать его отказаться от своего истинного «я».

И в момент такой ситуации могут возникнуть ролевые конфликты. Ролевое поведение предполагает определенные действия со стороны человека, и возникшее внутреннее состояние можно смело назвать стрессовым с психологической точки зрения. И если с этим ничего не делать, то в скором времени индивид столкнется с проблемами эмоционального плана. При этом их основное проявление будет происходить в момент общения с другими людьми. И самое главное, такие конфликты провоцируют появление сомнений, человек будет испытывать трудности в принятии решений.

Структура

Ролевое поведение - это в первую очередь сложная структура, включающая в себя множество граней. Главную модель этого поведения задает общество, в котором живет человек. Помимо этого, у него есть собственное восприятие личных поступков и действий. И третья грань структуры - реальное поведение конкретного индивидуума.

Поведение в организации

На рабочем месте у каждого сотрудника есть свой статус, влияющий на роль, которую ему нужно играть. Стоит учитывать, что этот тип поведения применим лишь в данном случае. Например, каждый руководитель выполняет роль кормильца семьи. Ни в одном документе это не прописано, но он негласно обязан заботиться о том, чтобы все его подчиненные были сыты.

Основная функция модели организационного взаимодействия заключается в предоставлении человеку возможности получать стимул к продолжению деятельности. Именно благодаря воздействию этих факторов он готов выполнять свою работу, что приводит к общему процессу и влияет на окружение в организации. Под организационным окружением принято понимать ту часть компании, с которой сотрудник находится в непосредственном взаимодействии. Стоит учитывать, что у каждого работника есть свое окружение, от которого и зависит ролевое поведение личности в компании.

Конфликты при организационном взаимодействии

Если желания работника и компании не сходятся, то это провоцирует возникновение конфликтов. Для организации важно, чтобы сотрудник обладал определенной квалификацией и необходимыми деловыми качествами для выполнения возложенных на него ролей.

От него требуется, чтобы он качественно выполнял работу, приносящую результаты, и только при наличии этих достижений организация готова давать ему вознаграждение. Сотрудник же, взаимодействуя с компанией, ждет, что у него будет определенное место, конкретные задачи, за выполнение которых он сможет получить свое вознаграждение. Стоит учитывать, что если для сотрудника роль является важнее места, то под него следует подбирать именно роль, в противном же случае для работника стоит сформировать именно место.

Роли в организации

Роли и ролевое поведение в организации представляют собой образ действий, которых ждут от человека в момент его работы. И разница между ролями позволяет определить, какое поведение ожидается от сотрудников. С их помощью определяется иерархическая ступенька индивида, уровень его власти и ответственности.

Используя роли, компания добивается унифицирования поведения своих сотрудников. И чтобы это требование эффективно выполнялось, формирование ролевого поведения должно быть правильным. Важно его соответствие миссиям, структуре, целям, ясности роли и ее приемлемости для сотрудников. То есть, человек должен понимать, что от него хотят и как это сделать, а также выполнять свою роль осознанно.

Противоречия

Если же ясности нет, могут возникнуть противоречия, вредящие деятельности компании. Но в некоторых ситуациях это провоцирует сотрудников на креативность, творческое мышление и самостоятельность в принятии решений и ответственность. Они могут возникнуть при неправильном формировании самой роли, если сотрудник не согласен с ее функциями, если сотрудники принимают ее негативно либо же если она не сочетается с другими ролями.

Решить эту ситуацию можно, изменив роль, для этого возложив на сотрудника обязанность развиваться, ознакомиться с ней ближе, усовершенствовать свои навыки и умения. Также можно поставить на эту функцию другого специалиста, у которого больше опыта и возможностей для ее выполнения.

Статус

Одной из самых главных определяющих ролей является статус. Это социальный ранг человека, который позволяет определить его признание в обществе. Формальным статусом называют положение человека в иерархии на работе. Под неформальным статусом понимают его связи, особые навыки и умения, полезные для компании.

Важно понимать, что эти статусы могут значительно различаться в своей значимости. Иметь высокий статус очень важно для организационных взаимоотношений. Они позволяют работникам более эффективно выполнять свою трудовую деятельность, упорядочить взаимоотношения между сотрудниками, влияют на коллективный труд. Для ясного понимания, кто на каком месте в компании, есть символы иерархии. Это такие прерогативы, как личные кабинеты, возможности, полномочия, подчиненные и прочее.

Ролевое поведение в семье

В семейных взаимоотношениях основной параметр, определяющий ролевое поведение, - это характер преобладающей в приоритете. Благодаря этому определяется, в каком соотношении находится подчинение и власть. Есть определенный психологический критерий, применяя который, можно избежать конфликтов. У каждого члена семьи должна быть своя четкая роль, отходить от которой не стоит. В системе ролей не должно быть противоречивых взаимодействий. При выполнении одной из них все члены семьи должны быть удовлетворены. Все они должны соответствовать возможностям людей, на которых они возложены.

Важно учитывать, что со временем роли должны меняться, чтобы достигать эффекта разнообразия и всегда были психологические изменения. Тождества между нормами социума и ролей в целом нет. Реальное поведение индивида может измениться из-за тех амплуа, которые навязывает ему общество, поскольку важно, насколько он их принимает, отвергает и исполняет. Когда человек выполняет социальные роли, часто возникает напряжение, способное вылиться в конфликт.

Ролевое поведение ребенка больше похоже на игру, развиваясь, он примеряет на себя взрослые роли, пробуя, что из увиденного ему подходит. Это очень важный процесс для развития и дальнейшего вхождения индивида в социальные взаимоотношения. Для любого человека очень важно быть частью социума. Примеряя роли родителей, учителей и прочее, ребенок познает мир, в котором ему придется жить. В каждой семье происходит сюжетно-ролевая игра. Поведение каждого его участника позволяет решать ежедневные задачи, воспитывать детей и жить в социуме. Этот процесс называется социализацией, каждый ее участник имеет свое амплуа, развивается и осваивает новые. Например, когда дочь помогает своей матери по хозяйству, она, параллельно, учится выполнять материнскую и хозяйскую роли. Преподнося своим детям ролевое поведение в игре, родители помогают им понять, какие функции им придется выполнять в социуме.

Заключение

Ролевое поведение - это, в первую очередь, важнейшая функция человека в социуме. Именно разделение на роли помогает людям взаимодействовать в различных сферах их жизни. Каждый из нас выполняет свои функции в компании друзей, на работе, в семье и прочие. Часть смысла нашего поведения приписывается окружением, другая же часть создается самой личностью. В любом случае от того, как качественно и эффективно выполняется эта роль, зависят и внешняя жизнь, и внутреннее состояние человека. Например, от того, как хорошо работник будет выполнять свою деловую роль, зависит успех всей организации. При этом его успех в делах влияет на его внутреннее психологическое состояние. Если человек не согласен со своей ролью, или ему не нравится то, что требует от него общество, возникает внутренний конфликт. Если своевременно он не решит этот вопрос, подавляется воля. Испытывая внутренние противоречия, индивиду намного сложнее принимать решения. Именно умение твердо и уверенно справляться со своими социальными функциями дает людям возможность взаимодействия между друг другом и стабильное эмоциональное состояние. Ролевое поведение - это главная составляющая во взаимоотношениях любого типа. И поэтому очень важно с самого детства научиться понимать, принимать и выполнять свои роли. Только так человек сможет чувствовать себя уверенно в обществе, взаимодействовать с ним, принимать решения и развиваться.

4.1. Ролевое поведение в общении

4.1.1. Виды ролевого поведения

В социальной психологии роль понимается как представление о шаблоне поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию в данной ситуации контакта .

В деятельности оперативного работника роль есть прежде всего «маска», надеваемая в общении с различными людьми. Ролевые маски оперативного общения носят двоякий характер. Часть их, изменяя подлинные признаки качеств личности, отношений и намерений оперативного работника, сохраняет признаки его принадлежности к правоохранительным органам. Линия или отдельные приемы такого ролевого поведения направлены на обеспечение условий достижения целей контакта.

Примером ролевых масок принадлежности являются варианты поведения, рассчитанного на установление психологического контакта (формирование представления партнера об общности увлечений, личных проблем и пр.), с целью создания у него искаженного представления о своих замыслах и информированности о конкретных фактах.

Другая часть масок предназначена для сокрытия принадлежности к оперативным службам, для исполнения роли представителя какой-либо социальной группы.

Маски, скрывающие принадлежность оперативного работника, имеют более сложную технологическую природу. Соответствующее поведение предполагает необходимость познания содержания роли, ее сложности и точности заданности (например, просто инженер или инженер-выпускник конкретного института и т. п.). Содержание роли должно соответствовать не только имитируемой групповой принадлежности, но и особенностям индивидуального стиля поведения, а порой и внешности оперативного работника. Ролевое поведение предполагает умение воспроизвести жесты, мимику, речь, манеру поведения и психологические особенности другого человека . В юридической психологии отмечается необходимость специальной подготовки к такому поведению .

Любое общение сотрудника правоохранительных органов регулируется официальными и неофициальными правилами поведения, принятыми в контактах с определенными типами людей и в типичных ситуациях. Расчет на выполнение принятых правил поведения в конкретных взаимодействиях людей называется социальным ожиданием . Например, форма одежды сотрудника милиции объясняет вопросы типа: «Как пройти туда-то?». Ожидания регулируют ролевые взаимоотношения людей.

Применительно к ролевому поведению в правоохранительной деятельности можно указать следующие аспекты:

  • роль как существующая в какой-либо организации совокупность ожиданий относительно поведения сотрудника определенной службы;
  • роль как понимание сотрудником ожидаемого от него поведения;
  • поведение сотрудника на основе принятой роли в процессе решения оперативно-служебных задач.

На ролевое поведение сотрудника оказывают влияние его личностные особенности, а также статус , т. е. его соотносительное положение в ситуациях взаимодействия, определяемое по признакам, специфичным для данной ситуации. Статус представителя той или иной правоохранительной службы определяет его права, обязанности и престиж. Статус личности есть ответ на вопрос «Кто он?», роль – «Что он делает?».

Вступая в общение, сотрудник учитывает позицию партнера и подбирает себе соответствующую роль. Являясь носителем многих ролей, в конкретной ситуации он может активно выполнять только одну. Другие будут в данной ситуации скрытыми, потенциальными, но могут стать активными ролями при изменении ситуации взаимодействия. Эффективность ролевого поведения оперативного работника зависит от знания роли, ее субъективной значимости и от искусства (техники, мастерства) выполнения.

Если поведение оперативного работника не соответствует ролевым ожиданиям какой-либо группы, она применяет к нему социальные санкции – тот или иной вид принуждения к нормативному поведению (например, угрозы, оскорбления, шантаж и др.). Возможны и позитивные санкции – подкрепление ожидаемого поведения.

Оперативному работнику в своем поведении приходится выбирать между ожиданиями групп различной принадлежности. Причем в рабочих ситуациях он ведет себя, сообразуясь не только с ожиданиями данной группы, но и в соответствии с нормами законности, профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

4.1.2. Особенности ролевого поведения в конфликтном общении

В ролевом общении важно определить позицию партнера, с тем, чтобы избрать необходимую линию собственного поведения. Выбор конкретной линии поведения зависит от ситуации контакта, реальных или ожидаемых от партнеров трудностей.

Применительно к работе с людьми мы исходим из подразделения ситуаций общения на сотрудничество и противоборство. Ролевое поведение конкретизирует такие их особенности, как открытость или скрытность, поведенческие маскировки. Возможность имитации и маскировки партнером своих целей затрудняют оценку ситуации контакта.

Ролевые взаимоотношения оперативного работника с гражданами, должностными и иными лицами часто носят конфликтный характер. В этом случае они принимают форму позиционного противоборства, в котором переплетены формальные, деловые отношения участников и неформальные особенности их ролевого поведения. Причем, как правило, ролевое поведение служит средством достижения деловых целей одного или обоих партнеров.

Техника анализа конкретных ситуаций позиционных конфликтов в общении с лицами, причастными к преступлениям, включает в себя определение следующих характеристик:

1. Понимание (видение) ситуации участвующими в ней лицами.

2. Соотношение подлинных и имитируемых целей и интересов сторон.

3. Общепринятые и индивидуальные правила поведения в данной ситуации.

4. Соотношение явных и скрытых позиций (статусов и ролей) участников контакта.

5. Способ и стиль выражения позиций в ролевом поведении.

6. Затруднения во взаимодействии, а также личные трудности участников, влияющие на их поведение в данной ситуации.

7. Личный опыт участников контакта, отражающийся в их склонности к определенному варианту ролевого поведения.

8. Наборы действий участников и их композиции. Композиции взаимных действий участников и ситуации образуют типичные варианты позиционной борьбы.

9. Тип позиционной борьбы и особенности распределения ролей.

Наиболее распространены следующие типы позиционных конфликтов (по критерию особенностей средств психологической борьбы): позиционное наступление; манипулирование, маневры, игры.

Позиционный анализ конфликтного общения отвечает на вопросы: как кто реально действуют участники контакта, каковы их действительные цели и каковы средства и способы маскировки истинных интересов в позиционной борьбе.

Соответственно, позиционное противоборство можно определить как такую ситуацию, где цели сторон противоположны, а один из участников избирает поведение, при котором его действительные цели маскируются позиционными отношениями. Правила поведения в ситуации конфликтного общения принципиально различно определяют возможные поступки оперативного работника и лиц, причастных к совершению преступлений. Требования законности, нормы профессиональной этики существенно ограничивают допустимые варианты ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой же ситуации поведение лица, причастного к преступлениям нормируется его противоправными интересами и потребностью сохранить свое положение любой ценой.

В структуре позиционного противодействия будем различать явные (демонстрируемые) и скрытые (действительные) цели.

Ролевое поведение граждан, причастных к преступлениям, как средство психологического воздействия на личность конкретного представителя правоохранительных органов, предпринимается со следующими целями:

  • выиграть время с тем, чтобы уничтожить вещественные доказательства;
  • получить информацию об осведомленности правоохранительных органов;
  • избежать взаимодействия в невыгодных для себя условиях;
  • дискредитировать конкретного сотрудника;
  • социальное приучение сотрудника с тем, чтобы обеспечить условия для правонарушений («Не суйся, куда не следует», «Смотри, кого берешь»).

Важно отметить, что ролевое поведение, предпринимаемое с целью социального приучения, имеет сложную психологическую логику. Воздействие на оперативного работника для лидера преступной группы иногда является лишь удобным поводом укрепить веру членов группы в его всесилие или запугать лиц – возможных источников информации о преступлениях.

Психологический анализ позиционных конфликтов показывает, что в них есть наступающий – инициатор конфликта и обороняющийся .

Применительно к ситуациям общения в оперативной работе можно использовать понятие направленности позиционных конфликтов. Возможны 3 вида ситуаций позиционного наступления .

Наступающий стремится увеличить психологическую дистанцию между собой и оперативным работником, полагая, что сотрудник претендует на то, что не является его правом. Средства наступления: информирование о несовпадении в положении, правах и обязанностях, возможностях.

Наступающий стремится сократить психологическую дистанцию в отношениях с оперативным работником. Средства – все, что подчеркивает совпадение, близость положения, возможностей и интересов.

Наступающий стремится выяснить, соответствует ли его желаниям отношение к нему оперативного работника, можно ли рассчитывать на те или иные взаимоотношения.

В любом позиционном конфликте цель его инициатора – либо отдалить от себя партнера, либо сблизиться с ним. Интересно, что отдалять можно как восхваляя себя, так и унижая оперативного работника – «ставить на место».

Таким образом, взаимные отношения участников общения могут служить средством для сокрытия в позиционном конфликте противоречий деловых конкретных целей деятельности. Средством такой маскировки является ролевое поведение.

Если сотрудник поддается на провокацию, цель которой – вывести его из равновесия, придать конфликту личностный характер, и это замечено противником, то деловое общение все больше превращается в позиционное выяснение отношений. С точки зрения служебных целей оперативного работника данная ситуация проиграна, так как противнику раскрыто его слабое место, и он будет использовать полученное преимущество.

«Болевые точки» личности сотрудника в ситуации ролевых форм конфликта могут быть следующими:

  • честь службы. Например: «Работать не хотят, вот и идут в милицию»;
  • статус личности: «Кто вы такой? Кто дал вам право?»;
  • потеря целей деятельности (подмена их целями конфликта, может быть, скрываемая);
  • боязнь потерять лицо, нежелание скандала, внимания посторонних лиц (своеобразный «синдром публичности»).

Позиционный анализ конфликтного общения позволяет уяснить, каковы действительные цели участников и каковы средства и способы маскировки истинных позиций и достижения целей позиционной борьбы.

4.1.3. Поведенческие маскировки конфликтного общения

В ситуации общения на взаимные отношения участников контакта влияют личностные установки. Можно выделить два типа установок: позитивные – отношение дружественности, стремление достичь чего-то желаемого; и негативные установки предубеждения, стремление избежать чего-либо, разрушить согласие и пр.

В случаях предубеждения собеседника его понимание регулируется именно негативными установками. Поэтому отрицательное отношение к теме разговора обобщается, переносится на отношение к ситуации общения в целом.

О степени враждебности в конкретном случае общения можно судить лишь тогда по яркости поведенческих признаков, когда собеседники не маскируют подлинных отношений. Поведенческие маскировки значительно осложняют диагностику личности (отношений и намерений) человека.

Знание отношения к себе партнера позволяет оперативному работнику адекватно оценить психологическую атмосферу беседы, открытость или закрытость позиции поведения партнера и дает возможность избрать правильную линию поведения.

Таким образом, поведенческие признаки враждебности и дружественности являются значимыми моментами в самоопределении оперативного работника в ситуации беседы . Поведенческие маскировки враждебного отношения в технологическом описании выражаются в следующих признаках:

1. Дружественность или враждебность собеседника проявляются, прежде всего, в непроизвольных реакциях на речевое поведение оперативного работника, в том, как он (собеседник) воспринимает обращение, в степени поведенческой собранности и мобилизованности. При враждебности собранность поведения выше, и тем выше, чем сильнее враждебное отношение.

Отношение собеседника проявляется в характере присоединения к поведению оперативного работника .

П. М. Ершов отмечает, что признак враждебности в способах речевого воздействия – «предупреждать», признак дружественности – «удивлять» . Первый проявляется в закрытых, второй – в открытых способах речевого воздействия и соответствующего поведения.

2. Враждебно настроенный человек, считающий себя сильным, – многословен и настойчив в выяснении отношений, претендует на многое, именно в изменении взаимоотношений.

Считающий себя слабым избегает выяснения отношений, позиционной борьбы и стремится держаться содержания дела.

Сильный противник чаще маскирует деловые цели и интересы позиционными (выяснением отношений), слабый позиционный конфликт маскирует разногласиями по поводу содержания деятельности.

3. Враждебность ведет не к владению, а к распоряжению инициативой в беседе. Установка враждебности побуждает собеседника скрывать не только цели и интересы, но и качества личности, познание которых может ослабить его позицию.

Во всех случаях общения враждебная установка (даже маскируемая) закрепощает, сковывает общение.

4. В информационном обмене враждебно настроенный собеседник часто прибегает к провокации: малозначимая информация выдается за существенную, а значительная – за несущественную.

Следует помнить, что в обмене информацией поведенческие признаки враждебности не отражают глубину взаимных отношений.

5. Психологические маскировки в игровых формах конфликтов часто определяются желанием скрыть подлинную цель инициатора . В этом случае одна из сторон ведет позиционную борьбу, выяснение отношений умышленно.

Реализуя игру замкнутый, повторяющийся цикл действий, стремящийся к предсказуемому исходу , инициатор демонстрирует интерес к определенным отношениям, а на самом деле преследует деловую цель. В установлении демонстративно требуемых отношений противник может быть активен и убедителен. Однако, если он в действительности преследует какую-либо иную цель, то, получив требуемое к себе отношение, он будет требовать его новых доказательств до тех пор, пока не получит то предметное, чего он в действительности добивается . Позиционный конфликт в этом случае есть лишь поведенческая, игровая маскировка делового интереса.

6. Соответственно возможна маскировка деловым конфликтом позиционного противоборства. Особенно характерно в отношениях «Начальник-подчиненный». Это то, что называют «придирками». Придирающийся говорит о конкретном, но в действительности его цель состоит в изменении взаимоотношений.

Диагностическим признаком таких маскировок является наличие технологии достижения позиционной цели. Несовместимость интересов обнаруживается именно в том, как подлинный мотив инициатора такой игры реализуется в целях ситуаций «здесь и теперь».

7. Главным в диагностике скрываемой враждебности является определение субъективных ресурсов человека . В каждом случае для распознавания враждебности важно установить: в каких ситуациях данный человек представляется самому себе сильным? В каких ситуациях он оценивает свои ресурсы борьбы как недостаточные для выражения враждебности? В чем он видит свою силу?

8. В диагностике собственно конфликтного поведения человека мотивы его поступков более или менее проявляются. Но в действиях по накоплению ресурсов (средств борьбы) подготовки к конфликту мотивы специально маскируются, скрываются для того, чтобы истинная цель оставалась как можно дольше неизвестной противнику .

9. Видя отношение оперативного работника к ситуации общения, его партнер определяет возможную степень совпадения их интересов (дружественности) и различия (враждебности). Однако, вероятность враждебного отношения зависит от того, насколько интересы партнера расходятся с его пониманием данной ситуации контакта в целом . Следует учитывать, что мера предрасположенности к враждебности определяется также субъективным опытом и личными установками человека.

10. Для того, чтобы оперативному работнику узнать отношение к себе партнера, надо знать особенности его самопринятия. Что считает человек ценным в своих качествах, интересах, опыте жизни? Только тогда можно определить подлинное отношение партнера к содержанию общения.

Учет ценностей личности собеседника и их соотнесение со своими позволяет различить области их совпадения или расхождения. Тем самым можно определить направление установления поля доверия, не затрагивая при этом исходные предубеждения собеседника.

Скрываемое противодействие оперативному работнику выражается, главным образом, в расхождениях значимых признаков ситуации конкретного общения с типичным случаем.

1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 44.

2 Бакеев В. А. Проблема ролевого поведения в решении правоохранительных задач // Преподавание юридической психологии и ее практическое применение. Тарту, 1986. Ч. 1. С. 27–28.

3 См.: Бакеев В. А. Указ. работа; Филонов Л. Б. Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Автореф. дис... доктора психологических наук М., 1985.

4 Ершов П. М. Технология актерского искусства. М., 1959.

5 Типичные варианты манипулятивного присоединения и характеристики типов манипуляторов см.: Шостром Э. Человек-манипулятор. Минск, 1992.

6 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 140.

7 О игровых формах общения см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

8 Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972. С. 99.

9 О технологии психологической борьбы см.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

Роль - социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе межличностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формирования различных социальных организаций. В процессе социального взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловленное личностными качествами его участников.

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность может способствовать как предотвращению ролевых и , так и совершенствованию самого процесса общения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагаемого . Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

В любой организации имеются статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одновременно или последовательно играть разнообразные роли, например: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поликлинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимосвязи. Например, положение кандидата наук в колледже подразумевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащимся, а также различные другие роли по отношению к администраторам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожидать высококвалифицированных занятий, коллеги - новых исследований и публикаций, а администраторы - повышения рейтинга организации и его влияния на ее имидж. В литературе это называется очертанием роли.

Очертание роли - это индивидуальные ожидания определенного поведения от человека, выполняющего какую-либо определенную роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более сложное очертание роли, чем начинающий учитель - выпускник вуза, но менее сложное, чем академик в университете. Чем больше ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощущает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта.

В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри-групповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.

В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты: конфликт «личность-роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение, например: когда директор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой - защищать интересы администрации); межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).

Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический , что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.

Ролевой набор — совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу.

Ролевой конфликт — столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.

Ролевое поведение и ролевые конфликты

Набор ролей, соответствующих определенному , позволяет его носителю большую часть времени «заниматься своим делом» — осуществлять свое ролевое поведение в различных формах и различными способами. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет. В современной социологии фактическое исполнение личностью социальной роли получило название ролевого поведения.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и порождают соответствующие ролевые ожидания : все участники взаимодействия ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Однако социальная роль рассматривается не только в аспектах ролевого ожидания (экспектаций), но и ролевого исполнения , т.е. того, как индивид реально исполняет свою роль.

Экспектации представляют собой требования, закрепленные в системе социальных норм, и предъявляемые к поведению индивида в связи с исполнением им той или иной социальной роли. Несмотря на то что ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых в данном обществе, они тем не менее специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Поэтому многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки, но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношения между специальными ролевыми нормами и носят сложный характер. Одни ролевые предписания вообще не связаны с социальными нормами. Другие ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

В целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Общество навязывает человеку социальную роль, но ее приятие, отвержение, исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. Поэтому при выполнении социальных ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в ролевой конфликт.

Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Освоение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира». В социологии эта фаза социального развития получила название социабилизации. В дальнейшем в процессе социализации человек действует как носитель собственных ролей и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: о рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж,

объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин; о разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; о регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

С помощью таких способов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур индивид может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Ролевые конфликты и их типы

Межролевой конфликт возникает, поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Например, ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи ролевых стратегий — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей. Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

«Ситуационно-ролевой конфликт », описанный К. Томасом, возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. Например, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Одни роли настолько регламентированы извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере); их исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Однако не следует считать, что наличие социальной роли ограничивает свободу личности (так это понимает Р. Дарендорф). Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.

Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролыо, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей.

Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.

Формирование ролевого конфликта

(страна, область, город, район, деревня) представляет собой систему , институтов, организаций. Оно может нормально функционировать, если люди постоянно выполняют огромное количество ролей, соответствующих их статусам. Это относится к социальным общностям, также имеющим социальный статус и роль. Например, одна учебная группа в вузе обладает высоким учебным статусом, а другая группа — низким. Та же сильная учебная группа может плохо играть в футбол, а слабая — хорошо.

Характеристикой человека является внутриличностныи ролевой конфликт. Он представляет собой конфликт между разными легитимированными ролевыми ожиданиями в данной ситуации. Подчеркивание легитимированных ролевых ожиданий означает, что выбор происходит не между легитимными и девиантными ролевыми ожиданиями. Примером может быть конфликт между ролью спортсмена и ролью студента. У человека возникает состояние напряженности, дискомфорта, депрессии, поскольку для него важны обе роли и соответствующие им наборы ценностей. Разрешение такого конфликта в пользу одной из ролей и ценностей либо компромисса между ними связано с распределением времени и сил.

Ролевой конфликт затрагивает и связи с другими людьми. Это означает, что он из внутриличностного становится межличностным. В качестве студента и спортсмена личность входит в определенные социальные связи и системы (учебную, спортивную), которые имеют по отношению к нему тоже ролевые ожидания. Приходится считаться с ролевыми ожиданиями других, оказывающими на человека влияние. В этой связи человек, более мотивированный учебой, может выбрать роль спортсмена, если в спортивной команде хороший тренер и друзья. Это ведет к перераспределению времени и сил в пользу роли спортсмена. Межличностным является и конфликт, в котором люди играют разные роли : например, роли начальника и подчиненного, прагматика и романтика, интернационалиста и националиста и т. д.

Ролевой конфликт возникает, когда люди, социальные группы, институты, организации не осуществляют намеченный план статусно-ролевого возвышения. Например, человек, заинтересованный в защите докторской диссертации, остается кандидатом наук; компания, нацелившаяся выйти на международный рынок, остается в рамках рынка национального и т. п. Такое состояние может быть обусловлено многими причинами: противоречием между потребностями и ролями; ролевым конфликтом; несоответствием способностей и ролей и другими. В этом случае возникает конфликт между несостоявшейся ролью и другими ролями человека, а также ролями социальной группы, института, организации. Его можно разрешить или реализацией роли, или сменой ценностей-ролей, или смирившись с внешними обстоятельствами.

Несоответствие характера человека и его ролей является естественным на этапе становления роли. Важно выбирать роли, соответствующие нашему характеру, или, наоборот, адаптировать характер к социальным ролям. В первом случае человек должен выбирать профессию, жену, общество и т. д. в зависимости от своих потребностей, темперамента, ментальности, образа жизни. Например, человек с отсутствием музыкальных способностей не должен идти в музыканты и т. п. Во втором случае человеку приходится «привыкать» к новой роли: студента, военнослужащего, женатого и т. п. Обычно оба процесса идут одновременно, но с разной интенсивностью.

Нередко возникает конфликт между способностями субъекта и требованиями новой роли: студента, работника, мужа, отца, гражданина и т. д. Его результатом является плохое исполнение своей роли. Например, на первом курсе студент учится удовлетворительно, хотя в школе учился отлично. Перед ним стоит задача развить свои способности и характер, применительно к новым условиям и ролям, что требует времени и сил. Это относится и к социальным общностям, институтам, организациям: например, перед многими социальными институтами СССР при переходе к постсоветскому обществу.

Ролевой конфликт возникает при переходе от одной ведущей роли к другой, например, от роли работника к роли пенсионера. Преодоление такого конфликта (смены и понижения ролей) требует психической подготовки, времени и усилий, воли. Такой конфликт присущ и социальным группам, институтам, организациям. Например, превращение бывших советских рабочих из номинального «гегемона» в фактически бесправный класс или ученых из относительно благополучного слоя в бедных стало очень тяжелой и болезненной трансформацией.

Ролевой конфликт играет большую роль при формировании девиантного поведения и мотивации. Возникающая вместе с ним психологическая напряженность и фрустрация мешают гармонической интеграции личности в социальную связь и систему, усвоению ею конформных ценностей и мотиваций. Парсонс выделил в структуре человека механизмы социализации (обучения), защиты и адаптации (к ситуации, среде). Механизм социализации представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые мотивационные (потребностные, познавательные, оценочные) ориентации, новые ценностные ориентации, новые предметы, новые интересы. Механизм защиты — это процессы преодоления внутреннего конфликта между разными потребностями, мотивациями, ценностными ориентациями, ролями-статусами. Механизмы адаптации - это процессы, посредством которых человек преодолевает напряженность и конфликтность в своих отношениях с ситуацией действия. При этом механизмы зашиты и адаптации после реализации растворяются в механизме социализации.