Что нужно знать детям о терроризме. Общешкольный классный час "детям о терроризме и экстремизме"

Королевство Шотландия- независимое государство северной Европы, существовавшее с 854 по 1707 год. Его границы изменялись на протяжении истории, но в конечном счёте оно стало занимать северную часть острова Великобритания и имело общую границу с Королевством Англия.

Про Марию Стюарт и Храброе сердце сделаю отдельные темы.

441

Kuznetsova Maria

Доброго дня, всем интересующимся нашим конкурсом рассказов. Сегодня понедельник, время начинать новую жизнь, но сначала узнаем результаты конкурса, прошедшего на прошлой неделе.
Из 15 конкурсных рассказов вы выбирали лучших и вот они, победители. Их сегодня много.
Бронзу получает рассказ "Всегда быть рядом не могут люди…", ее написала Некоторые люди такие дуры, а проголосовало за нее 32 человека
На втором месте с результатом 38 голосов у нас сегодня Юка и ее рассказ "Тем кто помнит". Также 38 голосов завоевала Ящер, ее рассказ "Почти Робинзон", и она тоже на втором месте.
А победила сегодня Арсалана. 56 голосов отданных за ее рассказ "Один день из жизни Марса" говорят сами за себя.
Ура Арсалане, ура всем победителям, писателям и читателям.
Сейчас всех выложу и рассекречу.

440

Татьяна Тимофеева

Получила сегодня замечание от близкой, как я раньше думала, подруги. За аккуратно нашитые термо-заплатки на коленках комбинезона. В виде фигурок зверей из мультиков (специально покупаю, потому что на коленях все время дырки протираются, даже на Рейме).
И вот оказывается, такие заплатки - это фуууу. И надо сразу идти и покупать новый комбез. Я сказала, что у меня домашняя одежда у детей тоже зашитая, бывает, что с небольшими пятнами, которые плохо отстирываются, в основном от всяких соков темных цветов. Это тоже фууууу! детей, как сказала подруга, с младенчества надо приучать к опрятности и к тому, что одежда всегда целая! Не зашитая и не заплатанная! Это формирует мировоззрение богатого человека, а заплатки и швы - сознание нищеброда в ребенке выращивает с детства.
Еще спросила такая: ты небось и колготки на пятках зашиваешь? Я растерялась и ответила, что да, и на пятках зашиваю, и на носках. Подруга грустно сказала: вот видишь. Не бывать твоим детям богатыми. С детства готовишь их к тому, что всю жизнь они будут ходить в рванье.
А я правда колготки и носки зашиваю! Штопать, правда, не умею.
А вы зашиваете детские вещи или сразу выбрасываете? А пытаетесь пятна отстирать, отбелить или еще что-то с ними сделать, или тоже сразу на выброс?
Что-то меня этот заход сверху прямо расстроил. Никак не думала, что ращу нищебродов. С подругой общаться после такого не хочется совершенно.

292

Sofiko Sofiko

Доброго всем дня!

Решилась я снова на создание фототемы, надеюсь, получится с иллюстрациями и познавательно

В конце октября - начале ноября с мужем и ребенком рискнули исполнить мою давнюю мечту: съездить в Мурманск и захватить немного окрестностей. Времени было очень ограниченное количество, но поездка оставила очень яркие впечатления и эмоции.

Итак, начинаю...

Прошлые фото- и информативные темы:

Белоруссия, фотоугадайка

Череповец

Городская фотоугадайка

Муром

Свадебные букеты

Покровские ворота

Городок

Белла Ахмадулина

236

Мария Сухова

Доброго времени суток! Нужен совет. Сейчас семья (мама с ребенком и бабушка) живёт в трёшке 65кв.м, из них кухня 9 и 3 комнаты (10, 12 и 21кв.м). При этом нет нормальных стен для размещения шкафов и нет тёмной. При раздельном санузле, стир.машинка туда не вместилась(её тоже пришлось на кухне установить)! Короче, всё очень неудобно для жизни. На кухне все попами стукаются, доступ к холодильнику неудобный, кухня имеет форму 6-угольника и по другому организовать пространство не получилось. А уж если 1-2 чел в гости зайдут, то на кухне караул. В тоже время, в гостиной полно места(она далеко от кухни), которое не используется вообще. И ещё, бабушка дома живёт только полгода(остальное - на даче). Район нравится, путёвых трёшек нет, вернее денег не хватает. Сейчас бабушка живёт в комнате 10 кв.м, мама с малышом в 13 кв.м. Ребенок подрастёт и станет совсем неудобно...
Есть альтернатива - евротрёшка. Кухня-гостиная 17кв., 2 спальни (10 и 12кв.м), хороший коридор(можно разместить огромный шкаф во всю стену). Ну и раздельный санузел более адекватный(стирал.маш точно можно разместить и ещё сделать доп.шкаф во всю стену за унитазом). Площадь всего будет 55 кв.м. На 10 кв.м меньше, но евротрёшка какая-то более рациональная для жизни. В спальне 10 кв.м разместить бабушку, в 12 кв.м разместить маму с годовасиком(там ещё примыкает лоджия 3,5 кв.м вся в стекле). Ну и место сбора для всех - большая кухня.
Первый вопрос, какие минусы, на ваш взгляд, есть у такой евротрёшки? Именно для этой семьи.
И второй вопрос, выгодно ли платить по теплосчётчикам? В Евротрёшке есть теплосчётчик, но истёк срок поверки. Стоит ли делать поверку (6 тыс.руб) или выгоднее платить по среднему нормативу? Как у вас с теплосчётчиками?

166

Ни...чего себе фейхоа...

Доброго дня. Предлагают мне тут подработку. Сидеть с ребенком девушки, с которой знакома шапочно. Мальчику 2,5 года. Сидеть будет нужно не каждый день, а только на время болезни несколько часов, пока не придет бабушка малыша или мама с работы. В принципе, дело несложное, деток я люблю. Но. Смущает меня две вещи. График нечеткий, то есть может получится так, что я что то запланирую на завтра, а с вечера мне позвонят и скажут, что нужно посидеть. Ну и оплата. 100 рублей час. Мы не Москва далеко, но помоему, это даже у нас мало. Сидеть нужно будет на их территории скорее всего. Вы бы согласились на такую "подработку"?

157

Форма: классный час

Цель: 1) Дать определение понятию «терроризм», «террорист».

2) Осветить проблему терроризма в России.

3) Определить правила поведения при угрозе террористических актов.

Ход урока

I. Орг. этап.

II. Основная часть.

В последние годы слово «терроризм» стало все чаще появляться в газетах, журналах, на телевидении и в реальной жизни. Терроризм захлестнул нашу страну.

Что же такое «терроризм»? (Терроризм - это совершение взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели людей, имущества или других опасных последствий.)

Ребята, как вы считаете, с какой целью совершаются эти действия? (Эти действия совершаются в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на власть).

Люди, которых называют террористами, совершают взрывы, захватывают заложников, ни щадя не женщин ни детей. В нашей стране действуют различные террористические группировки, состоящие в основном из жителей чеченской республики. Интересы их деятельности в оказании давления на власть РФ с целью отделения Чеченской республики из состава РФ. Финансируются эти террористические группировки международной террористической организацией Аль-Каида.

Террористы обучаются в лагерях на территории Чеченской республики и в странах Ближнего Востока. Террористы в основном исповедуют мусульманство (религия). Они не бояться идти на смерть, так как по религии они после смерти обретут «вторую жизнь» и вознесутся к богу. Нередко среди террористов встречаются и женщины.

История появления терроризма в России берет начала с войны в Чеченской республике (с 1994 г.) начавшейся из-за попытки власти республики объявить независимость от РФ. С этого времени в России произошло ряд террористических актов: взрывы в московском метро, жилых домов в г. Москва, Волгодонск, захват больницы в г. Буденовск, пассажирских самолетов. Остановимся подробнее на недавних событиях.

22 октября 2003 г. в Москве на Дубровке террористы захватили здание театра, в котором шел мюзикл «Норд-Ост». Они в течение нескольких дней удерживали в заложниках несколько сотен людей пришедших на представление. Для освобождения заложников специальных подразделениям пришлось брать штурмом здание театра, в результате штурма было большое количество жертв, среди которых и женщины и дети.

1 сентября 2004 г., произошло чудовищное нападения на школу в республике Дагестан г. Беслан. Дети шли на праздник День знаний со своими родителями, братьями и сестрами. Это был для многих счастливый день - первый день в школе. Однако, террористы захватили беззащитных, безоружных людей, и удерживали их в здании школы 3 дня без еды, воды, подвергали насилию. В результате этой трагедии погибло более 300 человек. Все население страны было возмущено этим захватом школы. Вся страна пыталась оказать посильную помощь пострадавшим в этой трагедии, а также другие страны. Но даже после этой страшной трагедии терроризм невозможно остановить.

Давайте с вами разберем несколько ситуаций. Сейчас мы сыграем с вами в игру «Если бы…». Я буду описывать ситуацию, а вы мне предлагать выход из нее.

1. Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что здание школы заминировано. Ваши действия.

2. Если бы ты зашел в подъезд и увидел подозрительный предмет (сверток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

3. Если бы ты возвращался со школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта .

1. Помните - ваша цель остаться в живых.

2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.

3. Сообщите взрослым или в милицию по телефону 02.

4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.

III . Итог.

Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхам очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительными и осторожными.

Все мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончиться и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.

Предлагаю нарисовать каждому рисунок на тему «Нет терроризму».

Чтобы скачать материал или !

Комментарий к слайдам:

Слайд 1
Все маленькие граждане страны должны знать, что в России действует На-циональный антитеррористический комитет. В его названии заключена и его ос-новная задача: сотрудники комитета борются с терроризмом.
10 марта 2006 года по Указу Президента Российской Федерации в соответст-вии с Законом РФ «О противодействии терроризму» был создан Национальный ан-титеррористический комитет (НАК). Сотрудники его не только придумывают, как защитить вокзалы, аэропорты, предприятия и каждого человека от угрозы терактов, но и разрабатывают специальные положения и законы. Эти документы помогают устранить причины терактов и предотвратить их.
Работа Национального антитеррористического комитета обеспечивает безо-пасность всех граждан России, в том числе и таких юных, как вы.
В нелёгком деле борьбы с террористами сотрудникам НАКа помогают:
- Федеральная служба безопасности (ФСБ);
- Милиция;
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Что же такое терроризм?
Слово «terror» в переводе с латинского означает «страх», «ужас». Поэтому преступников, пытающихся своими действиями запугать людей, называют терро-ристами. Они применяют насилие или угрожают людям для того, чтобы добиться своих злых целей. И при совершении террористических актов страдают, как прави-ло, невиновные граждане.
Национальный антитеррористический комитет своей деятельностью защи-щает граждан нашей страны от таких преступников.

Среди наиболее известных терактов последнего десятилетия:
- Захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край.
- В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске: 8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом; 13 сентября про-изошел взрыв на Каширском шоссе; 16 сентября 1999 года был взорван дом в Вол-годонске.
- 23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном цен-тре на Дубровке во время представления мюзикла «Норд-Ост». Это продолжалось трое суток.
- 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль «Крылья», прогремело два взрыва.
- 6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное уст-ройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская.
- 1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.
- 13 августа 2007 года террористы подложили бомбу под поезд Москва – Санкт-Петербург. При взрыве пострадали 60 человек.
- 29 марта 2010 года в Москве снова прогремели два взрыва в Московском метро: первый на станции «Лубянка», второй, на станции «Парк культуры». По-гибло 40 человек, пострадали 60.

Думаю, что вы все знаете, что наша с вами встреча и обучение проходит не для того, чтобы мы просто весело общались. Основная задача учителей и родите-лей – научить вас противодействовать страшному злу – терроризму. Поэтому мы с вами должны знать, что делать, если возникает угроза, созданные специально службы для борьбы с терроризмом будут продолжать ловить тех преступников, ко-торые совершают террористические акты.

Слайд 2
Начнем с правил безопасного пользования мобильными телефонами:
- Не пользуйтесь дорогими мобильными телефонами, если вы еще ребенок и не в состоянии постоять за себя, чтобы никакой хулиган не польстился на дорого-визну.
- Никогда не доставайте мобильный телефон на улице без надобности, осо-бенно в безлюдных или темных местах. Поиграть и послушать музыку, написать или прочитать сообщение вы можете в спокойной обстановке дома или на перемене в классе.
- Настройте в телефоне клавишу «Быстрый вызов» на номер родителей или друзей, чтобы в случае опасности вы смогли нажато только одну клавишу, не вы-нимая телефона из кармана.
- Никогда не давай номер своего телефона незнакомым людям, а также, если у вас заметили телефон и попросили позвонить, откажите, сославшись на то, что нет денег на счету.
- Всегда сообщайте родителям о своем маршруте, например: «Я пришел из школы», «Я иду на секцию», «Я у друзей». Есть современные тарифы для детей, которые дозволяют дозвониться другим даже при отрицательном балансе.
Очень важно, чтобы все вы знали и запомнили номера экстренных служб различных операторов связи.

Слайд 3
Проведем три мини-урока.
Первый мини-урок: «Взрывы в общественных местах»
Вы знаете, что такое общественные места?
Да, это места, где собирается много людей.
Это бывают рынки, остановки городского транспорта, магазины, особенно супермаркеты, площади и парки во время проведения мероприятий. В этих местах террористы могут заложить взрывные устройства. Можете ли вы их найти? Конеч-но! Для этого надо быть всегда очень внимательным и знать признаки наличия взрывных устройств. Это могут быть: подброшенная сумка, антенна, провода, све-жевыкопанная земля, мобильные телефоны, банки из под пива; посторонний непо-нятный шум.
Самое страшное, что преступники маскируют мины под игрушки. Самыми доверчивыми людьми являются дети, поэтому они первыми кинутся поднять куклу, телефон, ручку или любой другой предмет. Вот тут и может произойти взрыв.
Что же делать? Во-первых, не трогать, не пинать на улице предметы, лежа-щие на земле! Во-вторых, сообщить об этом взрослым и отойти на безопасное рас-стояние: лучше всего вообще покинуть это место. Специалисты, которым сообщили об этом, сделают все, чтобы никто не пострадал.
Очень важно запомнить, что в таких ситуациях нельзя пользоваться мобиль-ными телефонами. Дело в том, что мина может быть запрограммирована на тех же волнах, что и ваш мобильный телефон. И, если вдруг так случиться, то при звонке (или вы звоните, или вам звонят) может произойти взрыв. Поэтому, когда вы заме-тили или вам сообщили, что найден подозрительный предмет, сразу отходите по-дальше и выключайте телефон.

Слайд 4
Второй мини-урок: «Похищение людей».
Как вы думаете, зачем преступникам похищать людей?
Не думайте, что похищают только богатых, которые могут заплатить боль-шую сумку денег за освобождение.
Исторические факты говорят о том, что похищают людей не только для вы-купа, но и для того, чтобы обратить людей в рабство, а также для того, чтобы ис-пользовать их здоровые органы.
Поэтому наша с вами задача – научиться вести себя так, чтобы, никогда не быть похищенным.
Во-первых, надо держаться подальше от дороги, чтобы преступники не смогли втолкнуть тебя в машину.
Во-вторых, свои маршруты по городу (станице) продумывайте так, чтобы всегда находиться на виду у многих людей.
В-третьих, старайтесь ходить с друзьями, родителями, но не в одиночку. Преступники боятся подходить к группе людей, так как появляется много свидете-лей.
Не забывайте правила пользования мобильными телефонами!

Слайд 5
Третий мини-урок: «Захват заложников».
Первое правило – не паниковать! Волнующийся человек не может трезво оценивать ситуацию, поэтому самое главное – сохранять спокойствие, не перечить преступникам и выполнять их просьбы.
Второе правило – отвлекаться от происходящего, вспоминая родных и близ-ких.
Третье правило – не делать резких движений, не смотреть террористам в гла-за, стараться быть незаметным.
Четвертое правило – не падать духом! Помните, что вас обязательно спасут!
Пятое правило – вы должны стараться запомнить все: как террористы одеты, как они называют друг друга, что они говорят, какие у них привычки и другое. Это поможет потом нашим службам разыскать преступников.

Слайд 6
Ложный вызов
Послушаем одну историю: Саша и Витя играли в парке. Вдруг они увидели лежащий на земле мобильный телефон. Остановились. Подумали.
- Давай вызовем милицию, предложил Саша.
- Давай, согласился Витя.
Как вы думаете, правильно поступили мальчики?
Приехала милиция. Оцепила место, где лежал брошенный мобильный теле-фон. В конце операции милиционер поблагодарил мальчиков.
Тут Витя сказал:
- Классно! Один звонок и столько шума...

Слайд 7
- Круто! Сказал Саша. Давай еще так сделаем?
Ребята позвонили повторно в милицию, сказав, что подброшен пакет и в нем что-то тикает...
Приехала милиция, снова серьезным образом проводилась операция по обез-вреживанию подброшенного устройства.
- Мальчики! Вы не видели, кто оставил пакет?
И тут девочка сказала, что видела, как пакет бросили мальчики.
Милиционер доложил, что вызов был ложным.
Мальчиков забрали в милицию, вызвали их родителей, которых предупреди-ли, что их детей поставят на учет.
- И все? Спросила Сашина мама.
- Ждите повестку в суд, - ответил милиционер, вы должны будете заплатить штраф за ложный вызов.

Слайд 8
ПАМЯТКА
по знаниям правил безопасности для детей

Слайд 9
ЕСЛИ
ты обнаружил неизвестный, бесхозный сверток или оставленную сумку, портфель, коробку в транспорте, подъезде, квартире, на остановке, на улице,
ТО
- не трогай его;
- не приближайся к нему;
- не пользуйся мобильным телефоном возле него;
- запомни время обнаружения предмета;
- сообщи взрослым (учителю, водителю, соседям, родителям) об этом;
- позвони по телефону 02.

Слайд 10
ЕСЛИ
в помещении возможен взрыв,
ТО
- быстро ляг;
- прикрой голову руками;
- опасайся падения штукатурки, арматуры;
- держись подальше от окон, шкафов, полок;
- не беги, не пользуйся лифтом;
- опасайся застекленных поверхностей;
- держись ближе к дверным проемам в несущих стенах.

Слайд 11
ЕСЛИ
возможен взрыв на улице,
ТО
- не беги к месту взрыва;
- не интересуйся, почему происходит взрыв у случайных прохожих;
- отбеги подальше в сторону;
- спрячься за угол, выступ здания;
- быстро ляг;
- прикрой голову руками;
- опасайся падения столбов и линий электропередач;
- старайся укрыться, но вдали от высотных зданий и сооружений.

Слайд 12
ЕСЛИ
ты, находясь в помещении, услышал выстрелы,
ТО
- не стой у окна, даже если оно закрыто занавеской;
- не поднимайся выше уровня подоконника;
- не входи в комнату, со стороны которой слышны выстрелы;
- позвони по телефону 02:
- не подходи к окну, ни к дверям, если будут звать и говорить, что это милиция;
- позвони родителям и сообщи им о выстрелах.

Слайд 13
ЕСЛИ
ты попал в заложники,
ТО
- не кричи;
- не плачь;
- не капризничай;
- не жалуйся;
- не паникуй;
- не встречайся взглядом с террористами;
- вспоминай что-нибудь хорошее;
- выполняй требования террористов;
- экономь силы.

Слайд 14
ЕСЛИ
ты попал в толпу,
ТО
- позволь толпе нести тебя;
- старайся продвинуться к краю толпы;
- не держи руки в карманах;
- разведи согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена;
- старайся удержаться на ногах любым способом;
- освободись от шарфа, сумки, галстука;
- стремись оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

Слайд 15
ЕСЛИ
ты услышал запах газа,
ТО
- не зажигай свет, не чиркай спичками;
- немедленно открой окна, двери, форточки;
- закрой газовый кран на плите и газовой трубе;
- вызови службу по телефону «04»;
- покинь квартиру;
- забери домашних животных, если они есть.

Слайд 16
ЕСЛИ
ты эвакуируешься при сообщении о пожаре,
ТО
- позвони по телефону «01», сообщи, где происходит пожар, что горит, адрес, но-мер телефона, свою фамилию, как удобнее подъехать к дому, есть ли опасность для людей;
- говори по телефону четко и спокойно;
- покинь квартиру;
- двигайся ползком или, пригнувшись, надень на нос и рот повязку, смоченную во-дой;
- дверь в задымленное помещение открывай осторожно, чтобы быстрый поток воз-духа не вызвал вспышки пламени.

Слайд 17
ЕСЛИ
внезапно началось наводнение,
ТО
- захвати с собой еду, питьевую воду, теплые вещи, фонарик, спички, медицинскую аптечку, свой спасательный круг, веревку, другие средства спасения;
- поднимайся на верхние этажи или крышу дома;
- оставайся там до прибытия спасателей;
- подавай сигналы о месте своего нахождения с помощью флагов, света фонаря или свечи.

Слайд 18
ЕСЛИ
ты оказался в воде во время наводнения,
ТО
- сбрось с себя тяжелую одежду и обувь;
- воспользуйся плавающими вблизи предметами для удержания на поверхности во-ды;
- спокойно плыви по течению к берегу или ближайшим островкам, строениям и здесь жди спасателей;
- экономь силы;
- избегай водоворотов;
- не приближайся к электропроводам и электрическим столбам.

Слайд 19
ЕСЛИ
ты пользуешься электроприборами,
ТО
- не оставляй включенные электроприборы без присмотра;
- никогда не тяни за электрический провод руками;
- включай и выключай электроприборы только сухими руками;
- самостоятельно не пробуй отремонтировать электрические приборы;
- не засовывай в розетки посторонние предметы.

Слайд 20
ЕСЛИ
ты на улице интересуешься электричеством,
ТО
- не подходи к оголенным или свисающим проводам, не дотрагивайся до них;
- не набрасывай никакой провод на электропровода на столбах;
- не подходи к трансформаторным будкам, в них нельзя прятаться, их нельзя от-крывать.

Слайд 21
ЕСЛИ
ты собрался искупаться в море или реке,
ТО
- не ныряй в незнакомых местах;
- никогда не заплывай за буйки;
- не заходи на глубокое место, даже если хорошо плаваешь;
- не подплывай к лодкам, судам, тебя может затянуть под винт;
- не заплывай далеко на надувных матрасах, кругах;
- не играй на воде так, чтобы удерживать «противника» под водой, он может за-хлебнуться;
- никогда не заходи в воду во время шторма.
Слайд 22
При официальной поддержке Национального антитеррористического комитета издается детский журнал «Спасайкин». Читайте «Спасайкин», и вы научитесь безопасности и осторожности.

«Как говорить с детьми про это?» — в скором времени брошюры с таким заголовком могут появиться в университетах, школах и даже в тех учреждениях, где подопечные совсем еще не научились читать. Нет, не про секс будет рассказываться на страницах издания, а про еще более щекотливую сегодня тему — экстремизм. Обстановка в мире сегодня такова, что детям нужно объяснять, что это такое и как с этим быть, говорит кандидат психологических наук Мария Киселева:

«Вопрос — каким языком? Конечно, язык должен быть понятным ребенку. И тема не должна ребенка пугать и снижать его способность к развитию. Это с одной стороны. С другой стороны, мы понимаем, что детишки сейчас живут в информационном пространстве: родители вечером смотрят новости, и, конечно, дети видят все эти страсти, происходящие в мире. И могут сами задавать вопросы о том, что вообще происходит».

Ребенок начинает развиваться вербально с 3 лет, продолжает психолог. И в принципе с этого возраста с ним можно обсуждать любые темы. Конечно, избегая таких непонятных и сложных слов, как терроризм, экстремизм, ИГИЛ:

«Конечно, мы не рассказываем им, что есть какие-то сумасшедшие дяди, которые взрывают людей, хотят как-то перевернуть мир. Мы делаем то, что мы делали всю жизнь, то, что делали наши родители, бабушки, прабабушки: просто рассказываем, что такое хорошо и что такое плохо, как себя нужно вести. Что не нужно с чужими уходить куда-то, не нужно брать у чужих людей подарки или угощение. Что нужно рассказывать маме, где ты находишься. То есть на каком-то самом элементарном уровне».

И приемы можно использовать те же — с помощью которых взрослые на протяжении десятилетий объясняли, что такое хорошо и что такое плохо, оперируя сказочными персонажами (а в любой сказке всегда есть отрицательный герой). Например, вместо террориста рассказывать про Кощея Бессмертного, который хочет разрушить мир.

Впрочем, даже на таком элементарном уровне говорить с детьми о терроризме не нужно, считает коллега Марии Киселевой, психолог по экстремальным ситуациям Наталья Московкина:

«Если это будет введено, я буду первым человеком, который подпишет петицию о прекращении таких занятий. Мы имеем достаточно много тревожных детей на приеме у психолога, детей со страхами. И обучение у нас ведь никогда не учитывает особенностей каждого ребенка».

Ничему такие разговоры детей не научат, утверждает Наталья Московкина. По крайней мере совсем еще малышей и ребят из младших классов. Если речь не идет, конечно, о детях, которые вынуждены жить в особых условиях:

«Такое обучение может использоваться только в горячих точках. В обычной жизни говорить с детьми о терроризме — просто сеять в их душе страхи, неуверенность, чувство незащищенности».

С детьми, которые живут в мирных условиях, заводить разговоры о терроризме стоит лишь тогда, когда они дорастают до средней школы, уверена Наталья Московкина. Но, опять же, не «кошмарить». Просто объяснять: да, есть такое в нашей жизни. И — коротко — как себя вести, если вдруг столкнулся:

«Говорить только о том, что это — плохо. Как это влияет на людей. Минимум знаний по поведению в экстремальной ситуации. Даже не затрагивая террористическую опасность».

«Профилактика в детстве должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал внутреннюю наполненность. Воспитывать ребенка, чтобы он мог сделать выбор, основываясь на своем каком-то опыте, обосновывать этот выбор. Оценивать поступки. То есть видеть этот поступок как бы со стороны. Оценить сначала у другого человека, потом у себя».

То есть в детском саду и школе объяснять стоит не про экстремизм, дабы не возбуждать лишнее любопытство, а про то, что человек должен нести в этот мир добро, а не разрушения и боль. Тогда, уже будучи студентами, этих людей трудно будет заманить в какие-то опасные течения.

А вот 6 советов с еще одного ресурса:

1. Оградите малыша от подробностей: детальных фотографий и видео. Приобнимите или возьмите ребенка за руку.
2. Маленьким деткам до 5 лет расскажите, что это взрыв или авария, но не упоминайте, что виной этому люди. Детям постарше объясните, что есть плохие люди, которые хотят напугать хороших.
3. Отметьте, что вы понимаете, как чувствует себя малыш. Нужно показать ему, что вы видите, что с ним происходит.
4. Возьмите перерыв, если вы заметите, что близки к срыву или панике. Малыш не должен видеть ваших сильных переживаний.
5. Расскажите, что плохих людей меньше, чем добрых и мирных, которые делают все, чтобы войн и взрывов никогда не было. Кроме того, во всех странах есть полицейские, которые охраняют и защищают нас.
6. Расскажите, что в любой ситуации можно найти выход. Поведайте ребенку об основных правилах нахождения в общественных местах, объясните ему, как он должен себя вести.