Что означает пословица делить шкуру неубитого. Кто не рискует, тот не пьет шампанское

Ирон. Преждевременно оценивать результаты какого-либо дела, распределять прибыль от ещё не осуществлённого предприятия, начинания. - Селёдка ещё гуляет где-то в море и не подозревает, что она уже бесповоротно вошла в план нашей добычи… - По этому поводу есть даже сказка… - Какая же? - О том, как делили шкуру неубитого медведя (А. Чаковский. У нас уже утро).

  • - Общеслав. Суф. производное от *dělъ «часть» > того же корня, что и доля > имеющее точные соответствия в ряде др. индоевроп. яз. ...

    Этимологический словарь русского языка

  • - Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - C/A гл см. _Приложение II делю́ д́е́лишь д́е́лят д́е́лящий и́ деля́щий 240 вар см. _Приложение II делённый A/B пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - делю/, де/лишь,...

    Орфографический словарь русского языка

  • - что, разделять, разлагать на части, дробить, раздроблять, делать раздел. Делить с кем время, радость, горе, проводить и переносить вместе. Вместе жить - все делать...

    Толковый словарь Даля

  • - ДЕЛИ́ТЬ, делю, делишь; -лённый; несовер. 1. кого. Разъединять на части, распределять. Д. имущество. Д. на порции. Река делит пашни. Д. учеников на группы. Д. нечего кому-н. . 2. что на что. Производить деление. 3...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДЕЛИ́ТЬ, делю, делишь, несовер. 1. кого-что. Разъединять на части, совершать раздел. Делить имущество. Делить поровну. 2. что. Производить действие деления над каким-нибудь числом. 3...

    Толковый словарь Ушакова

  • - дели́ть I несов. перех. 1. Разъединять на части, совершать раздел. 2. Распределять, отдавая или назначая кому-либо или чему-либо соответствующую часть целого. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - дели́ть глаг., нсв., употр. сравн...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - дел"ить, дел"ю, д"...

    Русский орфографический словарь

  • - дели́ть делю́, укр. дiли́ти, ст.-слав. дѣлити μερίζειν, болг. деля́, сербохорв. диjѐлити, ди̏jели̑м, словен. dėlíti, чеш. děIiti, польск. dzielić, н.-луж. dźělić, н.-луж. źěliś...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Доделились до ссоры. Ср. И чего вы все воюете? чего бы вам делить? М. Горький. Супруги Орловы. Ср. Ведь, кажется, нам нечего делить, И места много всем под небесами. Достоевский...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ирон. Преждевременно оценивать результаты какого-либо дела, распределять прибыль от ещё не осуществлённого предприятия, начинания...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ...

    Формы слова

"Делить шкуру неубитого медведя" в книгах

«Как скелет сквозь редкую шкуру…»

Из книги Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах автора Мочалова Ольга Алексеевна

«Как скелет сквозь редкую шкуру…» Как скелет сквозь редкую шкуру, Проглядывает в смене минут Времен колоссальная архитектура, Смерти астрономической институт. Но любовный пыл постоянства Там не разомкнут - В междузвездном пространстве, Как и в ночи московской,

СКОРЦЕНИ СПАСАЕТ СВОЮ ШКУРУ

Из книги Диверсанты Третьего рейха автора Мадер Юлиус

СКОРЦЕНИ СПАСАЕТ СВОЮ ШКУРУ В начале 1943 года Кальтенбруннер приказал отделу личного состава СС разыскать своего собутыльника студенческих лет. Он думал, что Скорцени все еще на фронте, так как несколько недель назад получил от него письмо по полевой почте.Однако

1. Дележка шкуры неубитого медведя

Из книги Люди без имени автора Золотарев Леонид Михайлович

1. Дележка шкуры неубитого медведя На душе Павла Беляева было неспокойно. Предчувствие чего-то недоброго заставляло его то и дело останавливаться, доставать из кармана повестку о призыве в финскую армию и читать. В голове рождались сотни всевозможных догадок и

Разлад на собачью шкуру (порча на свадьбе)

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Разлад на собачью шкуру (порча на свадьбе) Из письма: «Еще до свадьбы мне стало известно, что мать моего жениха не желает видеть меня в снохах. Это было видно по выражению ее лица, когда я входила к ним в дом. Она всегда демонстративно выходила из комнаты и игнорировала мои

Тудыв: «Отбить камнями шкуру любой змеи»

Из книги 100 самых действенных ритуалов для исполнения желаний от самых известных экстрасенсов автора Лобков Денис

Тудыв: «Отбить камнями шкуру любой змеи» Тудыв – экстрасенс и потомственная шаманка из Улан-Батора, победительница монгольского аналога шоу «Битвы экстрасенсов», после чего ее пригласили в XII-й сезон российского телепроекта. Тудыв, общаясь с духами, разговаривает не

Глава 13. СДАВШИ ШКУРУ, СДАЙ ВТОРУЮ!

Из книги Архипелаг ГУЛаг автора Солженицын Александр Исаевич

«Никогда не надо продавать шкуру неубитого медведя»

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

«Никогда не надо продавать шкуру неубитого медведя» В течение двух последних лет XVII века болезни Карла II, кажется, управляют всеми современными событиями. 14 мая 1699 года Данжо записывает на своих листках: «Последние новости из Мадрида не принесли ничего хорошего о

Делить шкуру неубитого медведя

автора Серов Вадим Васильевич

Делить шкуру неубитого медведя Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 - 1695).Примечательно, что еще в 30-х гг. XX в. в России было принято говорить: «Продавать (а не делить. - Сост.) шкуру неубитого медведя». Эта версия

С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой Из басни «Волк на псарне» (1812) И. А. Крылова (1769- 1844).По свидетельству современников, после сражения с наполеоновскими войсками под Красным (6 ноября 1812 г.) эту басню читал своим штабным офицерам М. И. Кутузов. На

3. Зашивание в шкуру

Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

3. Зашивание в шкуру Материалы, приведенные выше, может быть не вполне убеждают, что переправа героя за тридевять земель возникла из представлений о переправе умершего в иное царство. Другие формы этого мотива не оставляют в этом никаких сомнений. В сказке весьма

Скорцени спасает свою шкуру

Из книги Отто Скорцени - диверсант №1. Взлет и падение гитлеровского спецназа автора Мадер Юлиус

Скорцени спасает свою шкуру В начале 1943 года Кальтенбруннер приказал отделу личного состава СС разыскать своего собутыльника студенческих лет. Он думал, что Скорцени все еще на фронте, так как несколько недель назад получил от него письмо по полевой почте.Однако

Попытайтесь залезть в шкуру вашего начальника

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Попытайтесь залезть в шкуру вашего начальника Попробуйте представить образ мыслей тех, кто плохо к вам относится. Положа руку на сердце, смогли бы вы на их месте вести себя по-другому, если бы подвергались тем же нагрузкам?Это особенно полезно, когда вы задаетесь целью

Шкура неубитого медведя

Из книги Человечество, стадия 2 автора Уэльбек Мишель

Шкура неубитого медведя Прошлым летом, где-то в середине июля, Брюно Мазюр в восьмичасовых новостях сообщил, что американский космический зонд зафиксировал на Марсе окаменелости со следами некогда существовавшей жизни. Сомнений нет: обнаруженные молекулы, чей возраст

Спасая свою шкуру

Из книги Когда прошлое становится будущим. Машина времени автора Кассе Этьен

Спасая свою шкуру В первый момент я не поверил своим глазам. К счастью, мышцы начали работать раньше, чем головной мозг свел концы с концами, иначе меня бы уже давно похоронили, причем в закрытом гробу, - то, что удалось бы соскрести со стен нашего офиса.На крыше дома

Игорь Стрелков В ОЖИДАНИИ ВЛАСТИ (Как делят шкуру недобитого шакала)

Из книги Газета Завтра 335 (18 2000) автора Завтра Газета

Игорь Стрелков В ОЖИДАНИИ ВЛАСТИ (Как делят шкуру недобитого шакала) "Ну и герб у них! Это что - волк? Да это же шакал!" Неизвестный десантник В Москве чиновничество всех мастей и рангов затаилось в ожидании: "Что-то будет"? Что выкинет новый президент, куда повернет, какие

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Делить шкуру неубитого медведя

Делить шкуру неубитого медведя

Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 - 1695).

Примечательно, что еще в 30-х гг. XX в. в России было принято говорить: «Продавать (а не делить. - Сост.) шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения гораздо ближе к первоисточнику, и более логична, ибо от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой.

Иносказательно: предвосхищать результаты дела. Аналог поговорки «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь».

Из книги 100 великих операций спецслужб автора Дамаскин Игорь Анатольевич

"Москит" против "Медведя" Для западных спецслужб стремление нанести вред Советскому Союзу всегда было первоочередной задачей. И пусть это будет не смертельная рана, так хотя бы раздражающие укусы, вроде тех, которыми москиты раздражают медведя.Одним из проводников такой

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

С волками иначе не делать мировой, / Как снявши шкуру с них долой Из басни «Волк на псарне» (1812) И. А. Крылова (1769- 1844).По свидетельству современников, после сражения с наполеоновскими войсками под Красным (6 ноября 1812 г.) эту басню читал своим штабным офицерам М. И. Кутузов. На

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Каковы размеры самого большого медведя? Из-за того, что медведи могут стоять на задних лапах, а некоторые из них могут достигать внушительных размеров, довольно распространены всякие рассказы про них, где полно всяческих преувеличений. Существуют легенды о великих

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Из книги Всегда готов! [Курс выживания в экстремальных условиях для современных мужчин] автора Грин Род

Окладывание медведя по снегу Не всегда медведи успевают до установления снежного покрова впасть в спячку. Случается, что первый ранний снег застает медведя врасплох, и тогда оставляемые им следы ясно различимы на лесных тропинках, что указывает путь охотнику. Бывает, что

Из книги автора

Как убежать от медведя Самое страшное, что вам грозит при встрече с Вини-Пухом, – это надоедливый спор о том, куда именно подевался мед из горшочка. Что ж, если вы столкнетесь в лесу с настоящим медведем, то можете не сомневаться – тут вам будет точно не до шуток. Как и во

4 августа 2015

Мы часто слышим: «Не надо делить шкуру неубитого медведя». Значение этого фразеологизма мы, как правило знаем. Оно сводится к тому, что не следует торопить события, спешить записывать в актив нечто, ставить себе мысленную «галку».

Чему учит фразеологизм

Как и большая часть народной мудрости, это изречение учит здравомыслию. Оно сводится к тому, чтобы сначала все сделать как следует, а лишь затем праздновать победу. Если искать близкий аналог выражению в русском языке, то это будет: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Таким образом, все надо делать вовремя и к месту. Поэтому-то и говорят: «Не стоит делить шкуру неубитого медведя». Значение, думаем, понятно как молодым, так и старым.

Но первоначально это выражение было придумано как наставление молодым. Ведь именно молодость больше всего склонна к разного рода прожектерству, она же полагает, что времени у нее еще вагон и маленькая тележка. Наоборот, зрелые люди предпочитают жить насущными задачами и делами. Может быть, потому что у взрослых они есть, а молодость, как правило, беззаботна, и ее постоянно приходится одергивать и говорить: «Не надо делить шкуру неубитого медведя». Значение этого выражения молодым людям, как правило, хорошо известно, поэтому они успокаиваются, но ненадолго.

Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах

Нельзя ничего загадывать, потому что жизнь непредсказуема. Нельзя возлагать излишние надежды на что-то. В ожидания мы вкладываем эмоции, когда первые не сбываются, мы расстраиваемся. Если же не надеяться и не пытаться делить шкуру неубитого медведя (значение выражения мы рассмотрели чуть выше), то не будет и расстройств.

Груз чужих ожиданий

По интернету ходит статья, в которой подробно и даже нудно описается, почему нельзя говорить другим людям о своих планах. Итоговый тезис такой: во всем виновато сознание.

Наше несчастное сознание говорение принимает за свершившийся факт и перестает стимулировать организм для достижения определенных целей. Здесь смущает только два обстоятельства:

  1. Неужели наше сознание настолько глупое, что не может отличить возможное от действительного?
  2. Неужели человек в целом настолько глуп, что он не понимает: сколько не говори слово «халва», во рту слаще не станет?

Поэтому мы считаем, что дело совершенно в другом, а статья, на которую ссылаемся, чистая фантазия ее авторов, и научной, психологической основы не имеет.

Когда человек говорит кому-то о чем-то, он как бы дает обещание собеседнику. Груз этих обещаний давит, человек чувствует себя неудобно, как будто в клетке. В итоге задуманное не реализуется. Поэтому-то следует довериться народной мудрости, которой учит поговорка («делить шкуру неубитого медведя»). Значение фразеологизма пропитано любовью к настоящему моменту. Не к тому, что было в прошлом, и не к тому, что будет в будущем.

«Толки» М. Хайдеггера и планы

Еще один вариант развития событий и ответа на вопрос, почему люди не реализуют большую часть своих обещаний и задумок в жизни.

Прожекты человека на самом деле для него не так уж и важны, и он просто забывает о них. Жизнь быстра, особенно сегодня, люди, как правило, не помнят 90 % из того, что говорят. Сейчас общение превратилось в один из способов релаксации. М.Хайдеггер называл это «толками», т. е. процесс разговора самоценен, но не в хорошем смысле, когда мы зорко следим на его нитью, смыслом и содержанием, а в плохом - нам нужно «забить эфир», убить время, нам нужен фоновый шум. В таких разговорах человек выбалтывает много всего. Собеседник придает этому чрезмерное значение, а говорящий о своих планах и не помнит даже. Итак, планы не реализуются: а) человек в итоге не справляется с грузом чужих ожиданий и б) для него произнесенные планы мало что значат. В результате получается, что лучше планы и вовсе не строить, но такая модель жизни доступна немногим, а жаль. Другими словами, не стоит делить шкуру неубитого медведя. Значение пословицы однозначно.

Как научиться жить настоящим?

Буддисты учат, что каждый день - это маленькая жизнь. Вооружившись этим чрезвычайно мудрым тезисом, скажем, что далеко идущих планов лучше вообще не строить ни в каком возрасте. Все эти мыслительные конструкты очень нервируют и не позволяют человеку нормально жить и решать поставленные конкретные задачи. Человек постоянно угнетает себя то прошлым, то будущем, не умея наслаждаться настоящим.

В этом контексте весьма важен вопрос, вынесенный нами в заглавие раздела, ответ на него и прост, и сложен одновременно. Жить следует step by step, постепенно, никуда не торопясь. Жизнь такова, что прерывается она внезапно, поэтому всегда есть вероятность кем-то не стать и чего-то не успеть. Но планы и постоянная устремленность в будущее отравляют настоящее. А значит, не надо прежде времени делить шкуру неубитого медведя. Значение пословицы настраивает человека на нерушимый союз с настоящим.

В России поговорка «Не нужно делить шкуру неубитого медведя» появилась после того, как была переведена на русский язык басня Лафонтена «Медведь и два охотника». Сюжет басни следующий. Два охотника отправились в лес, задавшись целью медведя. Они шли по лесу, устали и сели передохнуть. Медведя они еще даже не встретили, но оба были уверены в успехе. Молодые люди принялись фантазировать и обсуждать, что они сделают с животным, как только оно им попадется.

Интересно, что в начале 20 века в России было принято говорить не «делить» шкуру неубитого медведя, а «продавать» ее, ведь в делении шкуры нет смысла, она ценна целая.

Бутылка вина, которая была у них с собой, оказалась очень кстати. Вино подогрело фантазию, и охотники начали придумывать сцены все краше: они воображали, что медведь уже побежден, а шкура у них в руках. У каждого были большие планы. Оба молодых человека разомлели, совсем забыв о том, что схватка с настоящим медведем еще впереди, а расслабляться еще рано.

Именно тут и появился медведь. Он прятался в кустах и слушал речи незадачливых охотников. Как только юноши увидели медведя, оба они жутко испугались. У первого нашлось сил вскочить и броситься в кусты. Он бежал что было мочи, а медведь гнался за ним. Охотнику удалось убежать, потому что медведь не стал долго его преследовать. Он вернулся на поляну, где без чувств лежал второй молодой человек, который лишился сознания, как только увидел медведя. Ноги его подкосились, тело стало ватным, даже не сумел встать и попробовать убежать, как его приятель.

Аналогичная по смыслу русская поговорка: «Не говори «Гоп», пока не перепрыгнешь».

Медведь не тронул второго охотника. Он наклонился к нему, что-то прошептал на ухо и ушел в лес по своим делам. Когда охотникам удалось встретиться снова, то убежавший растения спросил своего друга о том, что с ним было. Тот ему все рассказал и сообщил, что медведь наклонился к нему и прошептал на ухо следующие слова: «Сначала следует убить медведя, а уже потом можно и пить, и думать, как продать мех, и веселиться».

Происхождение поговорки в России

Некоторые специалисты считают, что поговорка «Не нужно делить шкуру неубитого медведя» появилась не из-за басни Жана Лафонтена, так как большинство людей все же не были с ней знакомы: в простонародье не было принято читать французские басни. Изучающие эпос и народное творчество люди уверены, что поговорку русские переняли от других народов, у которых она уже существовала. Например, про шкуру медведя любят говорить во Франции и в Германии, есть и другие народы, которым знакомо это выражение.

Считается, что Жан Лафонтен и сам взял за основу сюжета своей басни народную поговорку, которая на самом деле может быть древнее его творчества. Годы жизни Лафонтена: 1621 – 1695.

Мы часто слышим: «Не надо делить шкуру неубитого медведя». Значение этого фразеологизма мы, как правило знаем. Оно сводится к тому, что не следует торопить события, спешить записывать в актив нечто, ставить себе мысленную «галку».

Чему учит фразеологизм

Как и большая часть народной мудрости, это изречение учит здравомыслию. Оно сводится к тому, чтобы сначала все сделать как следует, а лишь затем праздновать победу. Если искать близкий аналог выражению в русском языке, то это будет: «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». Таким образом, все надо делать вовремя и к месту. Поэтому-то и говорят: «Не стоит делить шкуру неубитого медведя». Значение, думаем, понятно как молодым, так и старым.

Но первоначально это выражение было придумано как наставление молодым. Ведь именно молодость больше всего склонна к разного рода прожектерству, она же полагает, что времени у нее еще вагон и маленькая тележка. Наоборот, зрелые люди предпочитают жить насущными задачами и делами. Может быть, потому что у взрослых они есть, а молодость, как правило, беззаботна, и ее постоянно приходится одергивать и говорить: «Не надо делить шкуру неубитого медведя». Значение этого выражения молодым людям, как правило, хорошо известно, поэтому они успокаиваются, но ненадолго.

Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах

Нельзя ничего загадывать, потому что жизнь непредсказуема. Нельзя возлагать излишние надежды на что-то. В ожидания мы вкладываем эмоции, когда первые не сбываются, мы расстраиваемся. Если же не надеяться и не пытаться делить шкуру неубитого медведя (значение выражения мы рассмотрели чуть выше), то не будет и расстройств.

Груз чужих ожиданий

По интернету ходит статья, в которой подробно и даже нудно описается, почему нельзя говорить другим людям о своих планах. Итоговый тезис такой: во всем виновато сознание.

Наше несчастное сознание говорение принимает за свершившийся факт и перестает стимулировать организм для достижения определенных целей. Здесь смущает только два обстоятельства:

  1. Неужели наше сознание настолько глупое, что не может отличить возможное от действительного?
  2. Неужели человек в целом настолько глуп, что он не понимает: сколько не говори слово «халва», во рту слаще не станет?

Поэтому мы считаем, что дело совершенно в другом, а статья, на которую ссылаемся, чистая фантазия ее авторов, и научной, психологической основы не имеет.

Когда человек говорит кому-то о чем-то, он как бы дает обещание собеседнику. Груз этих обещаний давит, человек чувствует себя неудобно, как будто в клетке. В итоге задуманное не реализуется. Поэтому-то следует довериться народной мудрости, которой учит поговорка («делить шкуру неубитого медведя»). Значение фразеологизма пропитано любовью к настоящему моменту. Не к тому, что было в прошлом, и не к тому, что будет в будущем.

«Толки» М. Хайдеггера и планы

Еще один вариант развития событий и ответа на вопрос, почему люди не реализуют большую часть своих обещаний и задумок в жизни.

Прожекты человека на самом деле для него не так уж и важны, и он просто забывает о них. Жизнь быстра, особенно сегодня, люди, как правило, не помнят 90 % из того, что говорят. Сейчас общение превратилось в один из способов релаксации. М.Хайдеггер называл это «толками», т. е. процесс разговора самоценен, но не в хорошем смысле, когда мы зорко следим на его нитью, смыслом и содержанием, а в плохом - нам нужно «забить эфир», убить время, нам нужен фоновый шум. В таких разговорах человек выбалтывает много всего. Собеседник придает этому чрезмерное значение, а говорящий о своих планах и не помнит даже. Итак, планы не реализуются: а) человек в итоге не справляется с грузом чужих ожиданий и б) для него произнесенные планы мало что значат. В результате получается, что лучше планы и вовсе не строить, но такая модель жизни доступна немногим, а жаль. Другими словами, не стоит делить шкуру неубитого медведя. Значение пословицы однозначно.

Как научиться жить настоящим?

Буддисты учат, что каждый день - это маленькая жизнь. Вооружившись этим чрезвычайно мудрым тезисом, скажем, что далеко идущих планов лучше вообще не строить ни в каком возрасте. Все эти мыслительные конструкты очень нервируют и не позволяют человеку нормально жить и решать поставленные конкретные задачи. Человек постоянно угнетает себя то прошлым, то будущем, не умея наслаждаться настоящим.

В этом контексте весьма важен вопрос, вынесенный нами в заглавие раздела, ответ на него и прост, и сложен одновременно. Жить следует step by step, постепенно, никуда не торопясь. Жизнь такова, что прерывается она внезапно, поэтому всегда есть вероятность кем-то не стать и чего-то не успеть. Но планы и постоянная устремленность в будущее отравляют настоящее. А значит, не надо прежде времени делить шкуру неубитого медведя. Значение пословицы настраивает человека на нерушимый союз с настоящим.