Что означают геометрические фигуры в психологии и психотерапии? Желтый круг = знакомые. Потребность передать кому-то свое дело

Существует множество способов описания характера и судьбы человека . Гаданием по звукам имен и фамилий, анализом линий на ладони и астрологическими выкладками уже никого не удивить. Мы предложим вашему вниманию несложный тест, разработанный зарубежными психологами.


Перед вами - пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг. Выберите из них одну, понравившуюся вам больше остальных. Именно она и опишет черты вашего характера, сильные и слабые стороны.


Круг. Вы натура отзывчивая и доброжелательная. Обладаете тончайшей интуицией, ощущая незаметные для других взаимосвязи. Любите общение, принимаете деятельное участие в судьбе близких. Если у кого-то из них возникают проблемы, то можно не сомневаться: вы окажетесь первым человеком, кто поможет - и словом, и делом. При этом не позволяйте окружающим садиться на шею и злоупотреблять вашей добротой. Вам будет полезно научиться говорить «нет».


Квадрат - фигура педантичных, аккуратных людей. Вы очень старательны, исполнительны, любое поручение выполняете добросовестно и в срок. Все свои начинания непременно доводите до логического завершения. Любите учиться чему-то новому: вполне возможно, что у вас несколько высших образований или имеются разносторонние увлечения. Ваш недостаток - требовательность к себе и другим, часто переходящая в пустую придирчивость. Не становитесь педантичным «сухарем» в глазах окружающих.


Прямоугольник говорит о том, что вы разносторонне развиты и очень любознательны. Обладаете широкой эрудицией, друзья в шутку называют вас «человеком-энциклопедией». Легко меняете область деятельности: например, будучи профессиональным инженером, можете внезапно заняться торговлей, податься в художники или открыть собственное дело. Именно эта легкость - ваш бич: порой вам очень трудно сконцентрироваться на чем-то одном, понять, чего хочется больше всего.


Треугольник выбирают здравомыслящие, уравновешенные люди. Вы целеустремленны, знаете, чего хотите от жизни, четко формулируете собственные мысли. В компании друзей или рабочем коллективе держитесь уверенно, чувствуете себя лидером, любите находиться в центре внимания. Проблемы возникают тогда, когда приходится признавать чье-то превосходство или мириться с чужим лидерством - в этом отношении вам необходимо поработать над собой.


Зигзаг. Вы человек незаурядный. Вы активны, веселы, не мыслите своей жизни без общения и постоянно генерируете новые идеи. Жесткие рамки, четкий рабочий график, дресс-код способны довести вас до депрессии! Нужно признать, что вы никогда не унываете, с вами не бывает скучно. Правда, близкие часто жалуются на вашу взбалмошность и непредсказуемость. Стоит чаще прислушиваться к самому себе, не давать пустых обещаний и учиться планировать собственное время - на день, на неделю, на месяц, на год вперед.

Тест: психологическая геометрия

Всегда бывает крайне интересно узнать о себе что-то новенькое, что-то особенное и, тем более, приятное. Не менее интересно в одночасье понять основные черты характера близкого человека, или не очень близкого, но все равно интересно... Отчасти этим объясняется повальный интерес к психологии в последние годы. А психология, в свою очередь, охотно делиться с самыми широкими массами своими открытиями и научными разработками в области психодиагностики.

Тест, который я хочу предложить вам сегодня разработан специалистами, специализирующимися на новом и крайне модном сейчас направлении в психологии психогеометрии. Разумеется, читателю предлагается упрощенный его вариант, потому что, на самом деле, тест этот очень серьезный и трудоемкий при обработке результатов, требует психологической подготовки. Но и этот, упрощенный, вариант, по-моему, крайне интересен. Во всяком случае, у вас есть возможность проверить.

Нарисуйте на четырех небольших листках бумаги четыре фигуры (рисовать лучше фломастером или карандашом одного цвета): круг, треугольник, зигзаг и квадрат. Следите, чтобы фигуры были одинакового размера и прорисованы линиями одной толщины. Теперь перемешайте рисунки и предложите тому, чей характер хотите узнать поближе, разложить эти геометрические фигуры в порядке предпочтения. То есть надо выложить листки с рисунками в одну линию: на первое место положить ту фигуру, которая почему-то вызывает большую симпатию по сравнению с другими, на второе место ту, которая тоже нравиться, но поменьше, и так далее. На последнее место, таким образом, попадает фигура, которая нравиться меньше всего. И совершенно не важно: почему именно, важно только то, какая фигура оказалась на первом месте. Ну а теперь займемся диагностикой.

Если на первом месте стоит квадрат, то перед вами прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, почти маниакальная потребность доводить любое начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы вот, чем прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Добавьте к этому постоянную потребность к получению новой информации. Причем, все поступающие сведения тут же систематизируются и раскладываются по полочкам. Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области. Вообще мыслительный анализ сильная сторона Квадрата. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, что иногда все же мешает им видеть картину в целом. А самое главное: Квадраты самые настоящие педанты. Им очень важно, чтобы все лежало на своих привычных местах, а события проистекали по раз и навсегда установленному сценарию. Любое отступление от этого сценария способно надолго выбить Квадрата из колеи, заставить его растеряться, сделать беспомощным. Аккуратность, порядок соблюдения правил приличия могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможностью потери статуса, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Этот человек вряд ли будет подолгу восхищаться прелестной формой цветка или красивой мелодией: эстетическая сторона этой жизни не его конек. И даже если вам показалось, что лицо Квадрата приняло в этот момент мечтательное, неземное выражение, то, будьте уверены, что в его голове в этот момент просто прокручивается рабочий план на завтрашний день во всех деталях.

На первое место ваш визави поставил фигуру треугольника? Эта форма символизирует лидерство. И многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольник это очень уверенный в себе человек, который привык быть правым во всем. Сильная потребность управлять положением дел и быть первым, решать не только за себя, но и по возможности, за других, делают Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рискует, бывает нетерпелив и нетерпим к тем, кто колеблется в принятии решения или не готов следовать за нам. Для Треугольника очень травматично оказаться неправым в чем-то, признать свои ошибки, тем более публично. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремиться достичь высокого положения, приобрести высокий статус или, иначе говоря, сделать карьеру. Главное отрицательное качество Треугольников сильный эгоцентризм, направленность на себя. Они заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Но это, впрочем, характерно для зарвавшихся Треугольников, которых никто вовремя не остановил.

Круг это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших и теплых межличностных отношениях Высшая ценность для круга люди и их благополучие. Круг чаще всего служит тем клеем, который скрепляет и рабочий коллектив и семью, то есть приносит гармонию, тепло, любовь. Это про таких людей, наверное, говорят солнышко взошло. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянуться к Кругам. Круги великолепно читают людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать твердую позицию и принимать решения, не поддержанные большинством. Для круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Он счастлив, когда люди ладят друг с другом, поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Круги не отличаются решительностью, слабы во всякого рода интригах и часто не могут подать себя должным образом приукрасив. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например, Треугольники. Круги не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть, лишь бы все были довольны и царил мир. Однако, в одном Круги проявляют завидную твердость: это касается нарушений вопросов морали или справедливости. Главная черта их стиля мышления ориентация на субъективный, человеческий фактор любой проблемы и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Все это и умение чувствовать людей в малейших нюансах делает Кругов прирожденными психологами.

Зигзаг символизирует креативность и творчество. Доминирующим стилем мышления Зигзага является синтетический стиль: комбинирование абсолютно различных, несходных идей, создание на этой основе чего-то нового и оригинального. Это стихия Зигзагов. Кстати, как показывает опыт тестирования, фигуру зигзага выбирает примерно один человек из пятидесяти. В отличие от Кругов Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются договоренности не путем уступок, а заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, то есть снимается. Используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, открывая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных и контролируемых ситуациях. Их раздражают четкая иерархия и инструкции, строго фиксированные обязанности и способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции (одобрения окружающих) на рабочем месте. Если вы хотите получить от работы Зигзага максимальную прибыль, то дайте ему максимум независимости на рабочем месте и он удивит вас, оживет и начнет выполнять свое основное назначение генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги стремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как для остальных мир вещей. Зигзаги неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако, им не хватает дипломатии: они несдержаны, очень экспрессивны, что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же Зигзаги не сильны в проработке конкретных деталей (им это скучно) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца, так как с утратой новизны теряется и интерес к идее.

На первый взгляд это тестирование выглядит очень просто и доступно каждому. Но в этом-то его уникальность: при кажущейся простоте точность получаемой психологической характеристики личности поразительна! Кроме того, можно выявить не только самые важные черты человека, но и те, что у него находятся в меньшинстве для этого достаточно посмотреть, какую фигуру испытуемый поставил на последнее место.

Настроение: Игра во фризби
Моя музыка: 190 ударов в минуту

"Прямоугольники" обычно не понимают собственных желаний, у них нет четких ориентиров, то есть они находятся на "распутье", не зная, куда двигаться дальше. Они нередко нервозны, склонны к частой смене настроений, совершению непоследовательных поступков и принятию импульсивных решений.

Люди этого склада не уверены в себе, обладают низкой самооценкой и часто испытывают дефицит общения. Но это не значит, что они никчемны: "прямоугольники" открыты для всего нового, они стремятся к саморазвитию, много читают, работают над собой, пытаясь изменить себя и свою жизнь.

Для выбравших круг основную ценность представляют другие люди и общение с ними. "Круги" контактны, доброжелательны, доверчивы и в любом конфликте, как правило, занимают позицию миротворца. Для них очень много значит мнение окружающих. Так как у людей-"кругов" развито эмоциональное , они умеют сочувствовать и нередко превращаются в "жилетки" для друзей и знакомых. Но также они прекрасно чувствуют ложь.

Правда, боязнь "острых углов" приводит к тому, что "круги" редко совершают решительные поступки. Как правило, они стремятся уходить от ответственности, перекладывая ее на других. Люди-круги не любят портить отношения, они скорее дадут неопределенный ответ или обещание, чем открыто скажут "нет".

Не так уж много людей, которые выбирают в качестве наиболее предпочтительной геометрической фигуры зигзаг . "Зигзагов" отличают импульсивность, изменчивость, непостоянство во взглядах. Зато среди них больше всего креативных личностей, генераторов идей. Они могут мыслить не словами, а образами, и основывать свои суждения и решения на интуиции, а не логике. Как все идеалисты, "зигзаги" бывают наивны и непрактичны, хотя порой окружающие страдают от их острого языка.

Свои идеи люди-зигзаги нередко отдают на откуп кому-то другому, так как сами не в состоянии довести дело до конца. Они не слишком организованны, любят свободу и независимость. Для них мало значения имеют условности. А еще они обожают лесть. Кроме того, "зигзаги" интересуются сексом. Вы уже догадались, что к этой категории принадлежит большая часть богемы.

Вы можете также "расставить" различные фигуры в порядке убывания предпочтений, так как у всех нас могут иметься отдельные черты других психотипов. А с представителями той категории, которую мы поставили на последнее место, нам сложнее всего отыскать общий язык.


Под расстройством личности подразумевается широкий круг нарушений психических функций, проявляющихся главным образом отклонениями в формировании характера и поведения, включая особенности стиля жизни и способа отношения к себе и к другим.
Как аномалии характера, так и отклоняющееся (девиантное) поведение могут иметь разное происхождение и далеко не всегда представляют собой болезненное расстройство. Чаще всего они бывают обусловлены социально-педагогической запущенностью, неблагоприятными влияниями окружающей среды. Безусловно болезненными и, следовательно, относящимися к компетенции медицины следует считать такие отклонения в развитии характера и поведения, в основе которых лежит совокупность патогенных социальных и биологических факторов, включая дизонтогенез центральной
Частная психиатрия
Функциональны е психогенные заболевания
нервной системы и грубые дефекты воспитания в первые годы жизни ребенка, когда происходит становление базовых свойств личности человека. Совокупное действие этих факторов приводит к тому, что отклонения в характере и поведении оказываются стойкими и проявляются на последующих этапах жизни, даже если условия ее оказываются достаточно благоприятными. Субъект с аномальными свойствами характера ограничен в свободе выбора того или другого поведения, тех или иных действий, он слабо осознает их мотивы и не умеет рассудительно планировать свои поступки и управлять ими. В подобных случаях речь идет о так называемых или пси-хопатиях. В МКБ-10 они относятся к. Критерии их диагностики, позволяющие отграничивать их от непатологических форм отклоняющегося характера и поведения, сводятся к следующему:
а) аномальные черты характера и поведения проявляются с раннего детского возраста и сохраняются в течение всей жизни субъекта, усиливаясь под влиянием трудных жизненных обстоятельств и несколько сглаживаясь при благоприятных условиях;
б) дисгармония душевной жизни проявляется практически во всех ее сферах, а не только в аффективных реакциях и поведении. Так, у психопатического субъекта может быть необычный, оригинальный образ мышления, в котором романтические взгляды и бескорыстие соседствуют с откровенным цинизмом и презрительным отношением к людям; богатство знаний и развитая речь сочетаются со слабостью конструктивного мышления и неразвитыми практическими навыками, благодаря чему при экспериментально-психологическом исследовании уровень интеллекта оказывается заниженным; отмечается избирательное снижение памяти на лица, имена и фамилии людей при очень хорошей памяти на абстрактные предметы и теоретические знания; походка бывает угловатой, мимика и жесты бывают странными, манерными и т.д.;
в) под влиянием психогении неоднократно в течение жизни возникают декомпенсации, проявляющиеся невротическими или психотическими стрессовыми расстройствами с однотипными проявлениями. Так, например, у криминального субъекта всякий раз при очередном задержании возникает однотипная истерическая реакция в форме синдрома Ганзера с демонстративно нелепым поведением.
Указанные диагностические критерии все же не исключают трудностей в распознавании патологических и непатологи-ческих аномальных свойств характера и поведения. В представлении врача-диагноста всегда существует некий усредненный стандарт личности со свойственными данной культуре региональными, этническими особенностями. Резкое уклонение от этого стандарта, например стремление жить одними удовольствиями и уклонение от любого труда, отсутствие родственных чувств, особо дерзкие хулиганские поступки и жестокость, могут вызвать сомнения в их (нормальный человек так вести себя не станет!); но подобные субъективные оценки не всегда совпадают с клинической реальностью. Поэтому диагностика психопатии требует дополнительных критериев. К ним нужно отнести данные генетического исследования, а также данные акушерского анамнеза, способные выявить возможные поражения центральной нервной системы в качестве одного из проявлений перинатальной патологии. Генетический фактор играет особую роль в происхождении расстройств личности. В пользу этого свидетельствуют данные близнецовых исследований, показавшие, что конкордантность по пси-хопатии у однояйцевых близнецов в несколько раз выше, чем у двуяйцевых. Такое соотношение сохраняется и тогда, когда однояйцевые близнецы с самого рождения воспитываются в разных семьях.
Естественно, что по наследству передается не патологическое поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга, являющегося органом психической деятельности. Подтверждением этого служит большая частота обнаруживаемых при ЭЭГ-исследовании больных с психопатиями патологических медленных волн. Аномалии развития часто наблюдаются и в других органах: характерны дипластичес-кое телосложение пациентов, непропорционально длинные
Частная психиатрия
конечности, короткая шея, неправильное строение черепа и зубочелюстной системы, уродства внутренних органов, нарушения гормональной регуляции. С большим постоянством встречаются симптомы вегетососудистой дистонии. Все эти соматические изменения, разумеется, не служат непосредственной причиной патологического формирования характера, но являются косвенным признаком (маркёрами) того, что аномалии развития могли иметь место и в центральной нервной системе. Учет их полезен при установлении диагноза психопатии.
Группа психопатий, возникновение которых связано с воздействием не только социально-средовых, но и биологических факторов, сравнительно невелика и составляет примерно 25-30 % от общего числа лиц, у которых на современном этапе развития психиатрии принято диагностировать расстройства личности (В. Я. Гиндикин). Значительное число этих расстройств падает на так называемые со-циопатии, при которых грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами обусловлено средовыми факторами, социальным опытом субъекта. В годы после окончания второй мировой войны во многих странах резко участились случаи неадаптированного в социальном отношении поведения, особенно среди детей и подростков. Общество не могло решить эту проблему традиционными воспитательными и репрессивными воздействиями, и под его давлением в психиатрии стал возрастать интерес к аномалиям характера и поведения, занимающим промежуточное положение между нормой и патологией. Был принят во внимание тот факт, что если социальная среда и воспитание ребенка не несут в себе условий, необходимых для гармоничного формирования личности, это может повести к стойким и необратимым ее изменениям, нарушающим жизненные интересы как самого субъекта, так и общества. Иными словами, социально обусловленное аномальное развитие характера способно дать начало личностным изменениям, проявляющимся в дальнейшем на всех этапах жизни человека. Отношение этих изменений к медицине обосновано недостаточно, но подкрепляется интересами профилактики заболеваний: вызванные семейно-педагогической и
251
в широком смысле социальной запущенностью изменения характера и поведения в дальнейшем могут приобрести свойства стереотипа и проявляют себя по каждому, даже незначительному поводу (например, неоднократные попытки самоубийства, провоцируемые мелкими конфликтами). Такие действия рано или поздно приводят к социальной дезадап-тации субъекта, служат фактором предрасположения к невротическим и психотическим заболеваниям, к развитию алкоголизма и наркомании.
Таким образом, к расстройствам личности принято относить широкую гамму состояний, на одном полюсе которых находятся отклонения в характере и поведении, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и неблагоприятными условиями социальной среды, а на другом - аномалии характера, связанные преимущественно с нарушением биологических функций центральной нервной системы. Между ним существует цепь переходных вариантов, в происхождении которых в одних случаях перевешивает роль социальных, в других - биологических факторов.
В практическом отношении к расстройствам личности недопустимо относить такие отклонения в характере и поведении, которые целиком обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и социальной среды и при которых отсутствуют клинически выраженные стереотипы отклоняющегося поведения, приводящего к стойкой социальной дезадап-тации. Отступление от этого правила ведет к отрицательным последствиям: необоснованному помещению в психиатрические учреждения и психиатрическому лечению психически здоровых лиц, ограничению прав и обязанностей субъекта (освобождение от воинской службы, от уголовной ответственности в случае совершения преступления, ограничения в приеме на работу и др.). Неправомерное отнесение к расстройствам личности непатологических форм отклоняющегося поведения служит также поводом для пассивности органов образования, правоохранительных органов, администрации и общественных организаций, которые склонны переносить ответственность за исправление этого поведения на медицинские организации ().
Частная психиатрия
1. Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Четыре фактора в современном обществе определяют развитие характера и поведения детей и подростков: семья, референтная группа сверстников, молодежная субкультура и школа. Роль их важна не только сама по себе, но она отражает также социальные и культурные ценности всего общества. Так, влияние семьи, играющее ведущую роль в становлении характера и личности ребенка, фокусирует на себе господствующие в обществе культурные ценности: уважительное или, напротив, скептическое отношение к знаниям и образованности; убеждения в допустимости или недопустимости поведения, ущемляющего права и интересы другого человека; морально-нравственные, религиозные убеждения и многое другое. Все эти факторы, действующие в обществе, незримо присутствуют в семейных отношениях, накладывая мощный отпечаток на установки ребенка в выборе той или иной формы поведения. Даже отрицательное влияние асоциальной группы сверстников не служит первопричиной социальной дезадаптации ребенка или подростка, так как еще до вступления в эту группу благодаря сформировавшимся в семье установкам он уже присутствовала ней психологически и стремился подражать поведению ее членов. Роль семьи заключается в выработке у ребенка готовности или неготовности воспринимать положительные и отрицательные влияния окружающей социальной среды.
В становлении молодежной субкультуры, оказывающей влияние на личность ребенка и подростка, большую роль играет искусство и средства массовой информации. Но они также действуют в непосредственной связи с влиянием семьи и микросоциального окружения ребенка. Так, ребенок, усвоивший в семье и в референтной группе подростков установки на асоциальные формы поведения, неуважение к закону и нравственности, легко имитирует образцы отрицательного поведения персонажей кинофильмов и телевизионных передач, принимает для подражания сцены преступлений, насилия и грубой эротики. Важным посредником в передаче основных культурных ценностей общества является школьное воспитание и образование. Они влияют на ребенка как
Функциональные психогенные заболевания ___ ___ 253
непосредственно, так и через посредство семьи и родителей, которые также являются вчерашними учениками, усвоившими культурные ценности общества в школе.
Среди различных форм нарушения поведения у детей и подростков с расстройствами личности можно выделить несколько типов реакций:
а) Агрессивные реакции у Детей, не склонных к группированию. Такие дети легко ввязываются в драки, проявляют садистическую жестокость по отношению к другим детям и к животным, вызывающе ведут себя со взрослыми, проявляя злонамеренное озорство. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, ущемление самолюбия, стремление открыто отомстить своему обидчику. Такое поведение чаще всего встречается у детей, воспитывающихся в семьях, где родители отвергали их, не проявляли по отношению к ним теплоты, понимания и поддержки.
б) Делинквентное поведение детей, склонных к группированию. Делинквентность - это склонность к совершению проступков, не достигающих уровня уголовного преступления, наказуемого в этом возрасте. Эти дети стремятся к вступлению в асоциальные группы сверстников, совместно с которыми они занимаются воровством, совершают иные групповые преступления. Они обычно отказываются посещать школу, поздно возвращаются домой, склонны к уходам из дома и бродяжничеству, к злоупотреблению психоактивными веществами, легко вступают в половые связи. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса и где в ближайшем окружении имеются антисоциальные субъекты. Ребенок, растущий в условиях безнадзорности, добивается чувства своей защищенности и поддержки путем полноправного членства в делинквентной группе, с которой он стремится себя идентифицировать. Нарушения поведения и агрессивность не всегда проистекают из логически понятной конфликтной ситуации. Часто они представляют собой скрытую попытку добиться компенсации своего неудовлетворения семейными отношениями,
Частная психиатрия
избавиться от чувства своей неполноценности и неадекватности, почувствовать себя смелым и решительным. Вызывающее отношение к учителям также может служить скрытым от самого себя средством повлиять на родителей, привлечь к себе их внимание, избавиться от чувства вины.
в) У детей, воспитывающихся в семьях, где отношение к ним строилось по типу с выражением постоянных восторгов по поводу их действительных или мнимых достоинств и вседозволенностью, нередко наблюдается истероидный вариант развития личности с постоянным стремлением привлекать к себе внимание, с демонстративным поведением и бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований. В школе они стремятся к формальному лидерству, хотя к выполнению общественных обязанностей относятся небрежно и не умеют добиваться действительного авторитета среди товарищей.
г) Помимо расстройств личности, характеризующихся повышенной аффективной возбудимостью детей, их агрессивностью, асоциальным поведением, существует тормози-мый вариант личностных расстройств. В большинстве случаев речь идет о детях, растущих в семьях, где родители сами отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью. В других случаях к детям предъявляются чрезмерные требования в отношении выполнения ими обязанностей по дому, достижения школьных успехов, превышающих возможности ребенка, с критикой и угрозами наказания. Такие дети отличаются неуверенностью, чрезмерной застенчивостью и беспокойством. Они слабо адаптируются в детских учреждениях, с трудом сходятся со сверстниками, страдают от чувства своей неполноценности и одиночества, неумения находить друзей. Некоторые из них, несмотря на удовлетворительное интеллектуальное развитие, учатся с явным напряжением. Низкие успехи в школьных занятиях углубляют их чувство неполноценности и вины. д) Сходные изменения личности могут иметь место у детей
Функциональные психогенные заболевания________________255
с физическими недостатками, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (последствия детского церебрального паралича, ожирение, кифоз, обширное родимое пятно в области лица и др.). Пониженная Я-концеп-ция и значительное расхождение между идеальным Я (каким бы ребенок хотел себя видеть) и реальным Я (каким он видит себя в действительности) ведет к появлению реакций компенсации и гиперкомпенсации, которые служат средством защиты Я-концепции. Так, физически слабый и робкий ребенок в мечтах и играх представляет себя отважным воином, моряком; ребенок, воспитанный деспотичными родителями, предпочитает играть с младшими детьми, командует ими, наказывает их. Гиперкомпенса-ция чувства своей неполноценности может принять форму патологического фантазирования. Так, ребенок, вернувшийся с прогулки по лесу, рассказывает, будто бы он убил там змею, или он заявляет, что старший брат подарил ему настоящий пистолет. Компенсаторные реакции могут принять форму напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, не согласующихся с истинным характером ребенка и направленных на то, чтобы вызвать восхищение окружающих.
Расстройства личности в детском и подростковом возрасте отличаются относительной динамичностью. По мере взросления и при благоприятных условиях жизни и воспитания они имеют тенденцию к компенсации, что дает право относить их к преходящим (транзисторным) расстройствам. Про-гностически неблагоприятным признаком служит патологическая инертность отклоняющихся черт характера, проявляющихся стойким стереотипом нарушенного поведения. Они обнаруживают себя в любых условиях: в семье, при переводе в другое учебное заведение, при помещении в специнтер-нат для трудновоспитуемых детей, при смене места жительства и в новой компании сверстников. Такие дети и подростки, став взрослыми, продолжают оставаться дезадаптиро-ванными в социальном отношении более чем в 80 % случаев, и им обычно ставится диагноз психопатии (социопатии).
Своеобразные расстройства личности наблюдаются часто у детей и подростков, воспитывающихся в домах ребенка. В
Частная психиатрия
наибольшей степени они выражены у детей, поступающих в детские дома из специальных учреждений медицинского типа, где они воспитываются до 3-4 лет. Эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность в общений, часто наблюдается задержка развития речи, они не умеют играть в обычные детские игры. Свойственный младенческому возрасту потенциал к саморазвитию за счет внутренней энергии к 6-8мес. угасает. Появляется большое количество так называемых: ребенок раскачивается, сосет палец, губу, воспроизводит одно и то же движение без видимого смысла. Ребенок, растущий в интернате, не усваивает навыки продуктивных контактов со взрослыми, эти контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, пришедшем в учреждение, однако не умеют развить эти отношения и тут же убегают, переходя на пассивное отчуждение или агрессию.
Особая проблема - феномен в детском доме. В условиях нормальной семьи - это чувство, отражающее причастность к своей семье, создающее условия защищенности ребенка. Детдомовское - другое образование. Дети без родителей делят мир на и. В школе, куда детдомовские дети ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как, что развивает у них негативные отношения. В детских домах бывают жестокие взаимоотношения, сексуальные отклонения. В числе их причин - деформированная компенсация недостающей любви, положительных эмоций нормального общения. Не обладая развитой способностью понимать духовный мир другого, сочувствовать и сопереживать, дети в интернатах живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть, поруку. Результатом является низкая социальная адаптация большинства детей, закончивших обучение в интернате и вступающих в самостоятельную жизнь (В. С. Мухина).
Дифференциальный диагноз психопатии и отклоняющегося поведения вследствие социально-педагогической запущенности чрезвычайно сложен. Процент диагностиче-Функциональные психогенные заболевания________________257
ских ошибок тем выше, чем меньше возраст пациента, и достигает при ранней диагностике психопатий 27-40 % (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин). Необходим поиск дополнительных диагностических критериев, в числе которых можно назвать уровень самосознания. Отклонение от нормального развития самосознания служит основанием для установления патологически измененного темпа созревания личности, нарушений функции самоконтроля и саморегуляции поведения, участвующих в механизмах отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. С низким уровнем самосознания связаны психическая незрелость, делающая подростка неподготовленным к социальным требованиям, заостряющая свойственную ему аффективную возбудимость, расторможенность влечений, неадекватную претензию на взрослость.
В. С. Чудневским и А. Ю. Кржечковским предложен способ определения уровня самосознания у подростков в условиях массовых профилактических обследований учащихся начиная с 11-летнего возраста. Уровень самосознания определяется с помощью показателя адекватности самооценок (АСО) путем сравнения оценок различных параметров личности самим испытуемым и экспертом - педагогом, воспитателем, хорошо знающим всех членов данной учебной группы. Используется опросник, включающий 22 пары альтернативных признаков (таблица 5). Бланки опросников раздаются всем учащимся, которые после соответствующего инструктажа самостоятельно оценивают в баллах степень выраженности у себя каждого признака (0, 1, 2, 3). Такие же бланки на каждого ученика, но независимо от них заполняются экспертом. Для определения АСО производится ряд элементарных математических операций. Вначале определяется величина самооценки каждого параметра личности (С); она равняется алгебраической сумме баллов по альтернативным признакам каждой пары. Второй операцией является определение величины экспертных оценок (ЭО), которое производится аналогичным образом. Третья операция заключается в вычислении алгебраической разницы d=C-30 для каждой пары признаков.
°. Зап. 101
Частная психиатрия
Функияонаяьные психогенные заболевания
Таблица 5 Текст опросника и пример вычисления АСО
№ п/п Параметры личности Оценка (+) Параметры личности Оценка (-) С ЭО d 1 Обаятельный 3 Непривлекательный 0 +3 +3 0 2 Слабовольный 0 Волевой 2 -2 -2 -1 3 Безответственный 0 Добросовестный 3 -3 +2 -5 4 Упрямый О Уступчивый 1 -1 +3 -4 5 Замкнутый - Откровенный 3 -3 +3 -6 6 Добрый 3 Злой 0 +3 +3 0 7 Зависимый - Независимый - - -2 6 8 Деятельный 3 Пассивный - +3 +2 +1 9 Черствый 1 Отзывчивый 3 -2 -1 -1 10 Решительный 3 Нерешител ьный 1 +2 -3 +5 11 Вялый - Энергичный 0 0 -3 3 12 Справедливый 2 Несправедливый 2 0 +2 -2 13 Смелый 3 Боязливый 0 3 -1 +4 14 Нетерпеливый 3 Терпеливый 1 +2 3 -1 15 Непримиримый - Снисходительный - - 0 +6 16 Уверенный 2 Неуверенный 2 0 0 0 17 Нелюдимый 0 Общительный 3 -3 -3 0 18 Честный 3 Нечестный 2 +1 -1 +2 19 Несамостоятельный - Самостоятельный 3 -3 0 -3 20 Вспыльчивый 1 Невозмутимый - +1 -1 +2 21 Веселый 3 Грустный 1 +2 +3 -1 22 Своевольный 0 Послушный 3 -3 +3 -6
132-59 АСО = - = 0,55
ЕИ^
\ 132
Примечание: 1. Числовые значения ЭО взяты из бланка, заполненного на данного ученика классным руководителем. 2. Знаки (+) и (-) перед числовыми значениями d опускаются.
При обследовании подростков, особенно младшей возрастной группы, они часто заявляют, что им непонятны значения тех или иных обозначений свойств личности, и они не могут их у себя оценить. В таких случаях не следует помогать испытуемым или давать им какие-либо разъяснения. Незнание термина означает неспособность испытуемого дать словесную (когнитивную) оценку данного качества личности, что должно быть учтено при определении окончательного результата. Поэтому в случае незнания какого-то психологического понятия и неумения использовать его для самооценки испытуемый должен поставить в графе прочерк. Если испытуемый не понимает психологического смысла обоих признаков из пары и не может их у себя оценить, то d принимается равным 6, то есть приравнивается к максимальному значению. Если не оценивается один признак из пары, то числовое значение другого принимается равным 0. Последней операцией является определение АСО. Для этого суммируются абсолютные значения d по всем 22 парам признаков. Учитывая, что значения d могут колебаться от 0 до б, теоретически сумма (^jd] = 59) может колебаться от 0 до 132. Отсюда: 132-^1
АСО-132
С помощью указанной методики при массовом обследовании подростков было установлено, что в норме, при отсутствии патологических изменений характера и личности, величина АСО постепенно возрастает за период с II до 15 лет с 0,43 + 0,04 до 0,75 + 0,06. В отличие от этого, при транзи-торных психопатических расстройствах (патохарактерологи-ческих реакциях) и при психопатиях она стабильно сохраняется на низком уровне. АСО выше 0,62 встречается в 81% случаев у подростков 14-17 лет без психических нарушений и лишь в 21 % случаев у подростков с психопатией. АСО ниже 0,62 наблюдается в 19 % случаев у психически здоровых подростков и в 79 % случаев - у подростков с клинически верифицированной психопатией (как, так и транзиторной).
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Еще большее значение для диагностики имеют крайние значения АСО, наблюдающиеся у части подростков 14-17 лет. У психически здоровых подростков, независимо от особенностей их поведения величины АСО, равные 0,55 и ниже, не наблюдаются. Напротив, при патологических аномалиях характера и личности не встречаются величины АСО, равные 0,70 и более; установление их у подростков этого возраста практически позволяет исключить диагноз психо-патии.
Определенное диагностическое значение имеет также установление при клиническом обследовании симптомов конституциональной аномалии центральной нервной системы, аномалий телосложения и внутренних органов, свидетельствующих при учете прочих диагностических критериев в пользу диагноза психопатии.
2. Расстройства личности в зрелом возрасте
Обогащение и усложнение душевной деятельности человека в зрелом возрасте, повышение его роли в обществе и его ответственности за свои поступки ведут к тому, что в этом периоде жизни расстройства личности становятся более разнообразными, появляется возможность дифференцировать и классифицировать их с большей степенью определенности. Но даже в этих условиях классификации личностных расстройств остаются условными, так как в большинстве случаев речь идет о смешанных типах, включающих в себя симптомы разных видов психопатий. Предпочтительной является классификация типов расстройств личности, представленная в МКБ-10. .
Параноидное личностное расстройство характеризуется чрезмерной чувствительностью к ситуациям, которые создают препятствия к достижению желаемого, ведущим даже к незначительному ущемлению чувства собственного достоинства и непомерно развитого самолюбия. Пациенты склонны необъективно истолковывать любые поступки окружающих людей в зависимости от своих симпатий и
антипатий, принимать нейтральные и даже дружеские действия за неприязненные и враждебные, во всем видеть ущемление своих прав. Характерно воинствующее и упорное сознание своей правоты в любых обстоятельствах и своей роли борца за правду и справедливость, которые понимаются с позиций узколичных интересов. В остальном пациентов отличает духовная бедность, мелочность в быту, завистливое и подозрительное отношение к людям, неумение прощать обиды, болезненная ревность.
В случае декомпенсации под влиянием возникающих конфликтов возникает реакция сутяжничества, начинается систематическое преследование, которым приписываются самые отвратительные качества, пишутся бесконечные жалобы во все государственные, общественные и судебные инстанции, в которых любые мелкие просчеты противников квалифицируются как злонамеренные и преступные, рассылаются порочащие анонимные письма. Круг преследуемых лиц постоянно расширяется за счет всех принимавших участие в разборе конфликтов и не проявивших, по мнению пациента, должной принципиальности и беспристрастности. Развитие борьбы может дать начало сверх-ценному бреду, в том числе бреду ревности. Больные со сверхценным бредом представляют большую социальную опасность, так как они склонны к совершению агрессивных, террористических действий в отношении своих или подозреваемых в супружеской измене. Этот вид расстройства личности обозначается также как паранойяльная психопатия.
Эмоционально нестабильное личностное расстройство (возбудимая психопатия) проявляется тенденцией к импульсивным действиям без принятия во внимание последствий. Вспышки сильного гнева могут приводить к насилию, особенно если желания и поступки пациента встречают сопротивление со стороны окружающих и критикуются ими. Конфликтные взаимоотношения с близкими людьми нередко приводят к угрозам суицида и самоповреж-дениям.
Частная психиатрия
Гиетрионическое личностное расстройство (истерическая психопатия) характеризуется крайней изменчивостью эмоциональных реакций, непоследовательностью поведения. Пациенты непостоянны в своих привязанностях, капризны, настроение их изменчиво. Они проявляют неуемное стремление постоянно быть в центре внимания окружающих, вызывать к себе сочувствие, отношение восхищения, удивления. Это достигается экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью и фантазерством. Пациенты ленивы и безответственны при выполнении будничных обязанностей, но бывают живы и энергичны, когда рассчитывают, что их деятельность будет замечена. Они стремятся к вниманию и уважению в обществе, хотя не прилагают для этого больших усилий. Низкий уровень самосознания не позволяет им объективно оценивать свое поведение: себя они видят людьми, способными к самопожертвованию ради своих близких и друзей, не замечая своего действительного эгоистического отношения к ним. Будучи милыми и кокетливыми с людьми, на которых они хотят произвести хорошее впечатление, они становятся тиранами в семье, проявляя к своим близким черствость и даже жестокость. Стремясь привлечь к себе внимание своей слабостью и беспомощностью, такие люди становятся постоянными посетителями лечебных учреждений, предъявляя жалобы на невыносимые физические и душевные страдания.
Среди мужчин с гиетрионическим расстройством преобладают псевдологи (патологические лгуны). Они выделяются склонностью к фантазированию, рассказывают о необыкновенных происшествиях, в которых отводят себе эффектную роль, о знакомствах с выдающимися людьми, стремясь представить себя личностью более значимой, чем на самом деле. Среди них встречаются немало мелких мошенников, мнимых экстрасенсов, брачных аферистов.
Декомпенсация гистрионического расстройства проявляется в виде описанных выше истерического невроза или психоза.
Ананкастическое личностное расстройство проявляется нерешительностью, склонностью к сомнениям
Функциональные психогенные заболевания________________263
и преувеличенной осторожностью, неуверенностью в собственных способностях и возможностях. Во всяком деле пациенты проявляют преувеличенное внимание к деталям независимо от важности решения задачи, они бесконечно перепроверяют правильность совершенных ими действий. Такая чрезмерная скрупулезность и стремление к совершенству (перфекционизм) ведут к тому, что человек погружается в деятельность, избегая всех жизненных удовольствий, общения с людьми без деловой необходимости, не ищет способов выразить другим людям теплые чувства. Педантизм и формализм, упрямство и настойчивость в требованиях соблюдения порядка всеми окружающими делает таких людей трудными для общения в быту и на работе.
Декомпенсация аномальных свойств личности в условиях конфликта проявляется в виде обсессивно-компульсивных расстройств. Другое название этого вида расстройства - психастения или психастеническая психопатия.
Тревожное (избегающее) личностное расстройство характеризуется постоянным ощущением напряженности и ожиданием неприятностей, чрезмерной чувствительностью к критике с одновременным постоянным желанием нравиться другим людям. Неуверенность в себе проявляется повышенной склонностью к самоанализу и чувством своей неполноценности, приниженности. Страх перед возможным неуспехом заставляет субъекта ограничивать круг своих привязанностей и избегать любой деятельности, даже минимально связанной с риском. В случае де-компенсации на первый план выступают астенические и тревожно-депрессивные симптомы. Иное обозначение этого расстройства - психопатия тормозимого типа или астеническая психопатия.
Прочие аномальные свойства личности встречаются реже или они представляют собой один из вариантов уже описанных*.
* Шизоидная и циклоидная психопатии были описаны в главе V как патологические состояния эндогенной природы.
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Особый тип расстройств личности представляют собой психологические и поведенческие расстройства, связанные с нарушением половой дифференциации и половых функций. К ним относится транссексуализм - половое извращение, основанное на убеждении субъекта в том, что имеющиеся у него половые признаки ему не соответствуют. Субъект упорно добивается изменения его половых органов путем операции или стремится скрыть свою половую принадлежность, переодеваясь в одежду, которую носят люди противоположного пола, и перенимая их поведение. Близок к транссексуализму трансвестизм. При нем также сексуальное удовлетворение достигается путем переодевания в одежду другого пола, но без устойчивого стремления отождествлять себя с лицом этого пола.
Другая группа расстройств сексуального поведения включает расстройства полового предпочтения. К ней относятся фетишизм-получение сексуального удовлетворения путем манипулирования с предметами одежды или другими предметами, символически отражающими половую принадлежность; эксгибиционизм - достижение сексуального наслаждения путем обнажения половых органов перед лицами другого пола; педофилия - извращенное сексуальное влечение к детям обоего пола; садомазохизм - достижение полового наслаждения при нанесении болевых раздражений половому партнеру или самому себе; и целый ряд других.
Ненормальные сексуальные наклонности и поведение по-разному трактуются в разных обществах и культурах и в разные эпохи. В частности, в Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) в специальную рубрику среди половых извращений выделялся гомосексуализм- исключительное или преобладающее половое влечение к лицам того же пола с физической связью или без нее. В последующие годы в связи с изменением в ряде стран отношения общества, а также и законодательства, касающегося гомосексуализма, этот вид полового влечения и поведения перестал рассматриваться как отражающий во всех
случаях патологическое изменение полового предпочтения. Поэтому в МКБ-10 в число болезненных расстройств включены лишь психологические и поведенческие расстройства, соединенные с гомосексуальностью, но не сам гомосексуализм как таковой. Авторитетные американские сексологи У. Мастере и В. Джонсон считают, что гомосексуальность не является болезнью; терапия ее должна определяться не врачом, а клиентом, причем в лечении нуждаются только те гомосексуалы, которые не желают смириться со своей сексуальной ориентацией, страдают от нее, но не могут самостоятельно ее изменить.
Свойственное раннему этапу развития сексологии и сексопатологии стремление установить непосредственную связь изменений сексуального поведения с нарушениями эндокринных функций не получило достаточного подтверждения. Многочисленные исследования гормонального профиля мужчин и женщин, страдающих нарушениями половой идентификации и половой ориентации, не дали определенных результатов, а попытки гормонотерапии оказались безуспешными. Это не исключает, однако, влияния на половое поведение более тонких нейроэндокринных факторов, не поддающихся на современном этапе полноценному анализу. Существует, например, гипотеза немецкого эндокринолога Г. Дёрнера относительно того, что на развитие гомосексуальности хотя бы частично может влиять расхождение между генетическим полом плода и специфическим для данного пола уровнем андрогенов в критический период дифференцировки мозга во время внутриутробного развития. В целом же психосексуальное развитие является результатом совместных влияний природных факторов и воспитания. Но в любом случае прослеживается тесная связь половой идентификации и половой ориентации субъекта с особенностями его личности и социальной адаптации. Это делает оправданным, по крайней мере на современном этапе, включение психологических и поведенческих расстройств при них в сферу расстройств личности.
Частная психиатрия

Психогеометрический тест

Взгляните на следующие фигуры:

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1.

Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место -это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г... Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИК
Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГ

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.