Что подразумевает термин физическое развитие. Физическое развитие

Физическое развитие человека

Физическое развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья. Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем, носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Выделяют три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1. Эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2. Природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т.д.);

3. Социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т.д.).

Все факторы находятся в единстве и взаимодействии и оказывают влияние на физическое развитие человека.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость
и адаптационные возможности человека

Двигательная (физическая) активность является естественной потребностью человека в движении, сущность которой заключается в наличии взаимодействия двух видов деятельности – двигательной и мыслительной. Первый вид характеризует активность внешнюю (моторную), второй – активность внутреннюю (умственную).

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические процессы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества.

Исследования адаптации человека приобрели особое значение в связи с ускорением научно-технического прогресса, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания – освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни и т.д.), космического пространства. Возросла актуальность изучения закономерностей адаптации человека к рассогласованности биоритмов, ионизирующему излучению, химическому загрязнению, шуму, вибрации, электромагнитным полям.

Чем необычнее и сложнее для человека новые условия жизнедеятельности, тем тяжелее протекает у него адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течение длительного периода был в состоянии адаптированности. В таком случае наступает дизадаптация, которая может принимать различные формы.

Из многообразия факторов повышения адаптации особое место отводится занятиям физическими упражнениями, которые формируют физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды эффективное развертывание приспособительных физиологических процессов.

При профилактике десинхронизации биологических ритмов особое место отводится организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма. Особое внимание следует уделять профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой, оптимизации умственных и физических нагрузок, строгому соблюдению режима труда и отдыха, графику и рациону питания.

Плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность – основные факторы, вызывающие переутомление, снижающие внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности у студентов. Предопределяющей основой успешного сохранения устойчивости физической и умственной работоспособности в различных условиях и разное время, условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса, является высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов и устойчивость функций центральной нервной системы.

Устойчивость организма человека в условиях замкнутого пространства во многом сопряжена с его способностями преодолевать гипоксию – недостаточность количества кислорода в окружающем воздухе.

Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает уровень работоспособности человека в условиях снижения содержания кислорода в окружающем воздухе. Это достигается посредством совершенствования различных приспособительных механизмов в процессе физической тренировки. К ним относятся: увеличение количества эритроцитов в крови, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, образование запасов кислорода в мышечных волокнах и др.

При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.

Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается.

При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру – расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается учащением сердцебиения, падением артериального давления.

Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

Эффективными профилактическими средствами являются:упорядоченный режим работы и отдыха, производственная гимнастика, регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат.



Для повышения устойчивости организма к воздействию проникающей радиации, быстрому выведению радионуклидов из организма необходимо сочетать правильно организованные занятия физическими упражнениями с рациональным питанием, витаминизацией, гигиенически обоснованным режимом труда и отдыха.

Лекция 3.

Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

План:

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения.

2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие.

4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий.

7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

8. Основы биомеханики естественных локомоций человека.

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления
и сохранения

Проблема сохранения здоровья человека затрагивается многими исследователями. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И., Давиденко Д.Н., 1998):

· соматическое текущее состояние органов и систем органов человеческого организма;

· физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма;

· психическое – состояние психической сферы человека;

· сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

· нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья.

Одной из важнейших задач, обеспечивающих укрепление здоровья человека, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества. Существующие в традиционной медицине методики оценки здоровья основаны на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии.

Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья . К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Основные критерии здоровья :

· генетический (особенности строения и функционирования генотипа человека);

· физиологический (особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека);

· психический (особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека);

· социальный (социальная активность человека).

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют группы факторов сохранения и укрепления здоровья , имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

· генотип;

· наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

· социально-экономические условия жизни;

· экология мест проживания;

· уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

· плодотворный труд;

· рациональный режим труда и отдыха;

· отказ от вредных привычек;

· оптимальный двигательный режим;

· личная гигиена;

· закаливание;

· рациональное питание.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое - зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии - измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам . Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела - очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений , когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм - о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

3

10

25

75

90

97

12 месяцев

Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) - это значит, что у него средний рост . У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см - это показатель ниже среднего , от 71,4 до 73,9 см - низкий . Если в интервале от 78 до 80 см - показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см - высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см - это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача - эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.

Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.

Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша - средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) - НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) - НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля - он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля - он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля - это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.

Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично . Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один - физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.

На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:

1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи - среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача - эндокринолога и наблюдения в динамике.

2. Несоответствие роста и массы тела ребенка : дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.

3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике - важная причина для обязательной консультации невролога.

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.


Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

4. Состояние здоровья.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физич. качеств и способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. В более узком значении под Ф. р. понимается уровень развития гл. обр. внешних форм и размеров тела, поддающихся цифровой оценке и определяемых с помощью антропометрии .

Между антропометрическими данными и показателями исследования функционального состояния организма и здоровья существует прямая связь, особенно в период роста и формирования организма. Поэтому изучение Ф. р., проводимое в комплексе с др. врачебными обследованиями, является ценным методом медицинской характеристики отдельных лиц и целых коллективов. Систематическое наблюдение за Ф. р. имеет особое значение в физич. воспитании подрастающего поколения. Антропометрические исследования составляют обязательную часть комплексной методики врачебных обследований физкультурников и спортсменов.

На Ф. р., помимо внутренних факторов организма (из них важнейший - наследственность), оказывают огромное влияние факторы внешние, и больше всего социально-экономические. Многочисленные исследования отечественных ученых опровергают ложные выводы буржуазных исследователей о том, что Ф. р. людей якобы не зависит от социально-экономического строя. Опыт Советского государства убедительно доказывает обусловленность изменений Ф. р. населения социально-экономическими преобразованиями страны, (см. табл. 1 и 2). Благодаря неуклонному росту материального благосостояния и культурного уровня населения СССР из года в год растет и уровень его Ф. р. Это во многом объясняется и развитием в стране физич. культуры и спорта.

Ф. р. происходит непрерывно, но не равномерно. Наиболее интенсивно оно идет на первом году жизни ребенка: за год основной признак Ф. р. - длина тела увеличивается на 20 - 25 см (с 50 до 75 см), а вес в 21/2 - 3 раза (с 3,5 - 4 кг до 10,5 кг). В период до 8 лет средняя годовая прибавка роста составляет около 7 см, а веса ок. 2,2 кг. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в год в среднем на 4 см, а вес на 2 кг. С начала же периода полового созревания (у мальчиков 13 - 14 лет, у девочек 11 - 12 лет) темп Ф. р. резко возрастает, годовые прибавки в росте доходят до 5 - 6 см, веса до 4 - 6 кг. Ф. р. девочек в этом периоде проходит энергичнее, в 15 лет они нередко бывают выше мальчиков такого же возраста и имеют больший вес. Формирование организма в основном заканчивается у мужчин к 19 - 20 годам, а у женщин к 17 - 18 годам, хотя длина тела продолжает увеличиваться у первых до 24 - 25 лет, а у вторых до 19 - 20 лет. Возраст 25 - 45 лет у мужчин и 25 - 40 лет у женщин считается периодом относительной морфологической стабилизации. Позднее в Ф. р. начинаются инволюционные процессы, выражающиеся, в частности, уменьшением длины тела, увеличением веса и др.

Благотворное воздействие на Ф. р. систематических занятий физич. упражнениями подтверждается многочисленными исследованиями. Так, у детей 3 - 4 лет, с к-рыми регулярно проводились занятия физич. упражнениями, отмечены годовые прибавки: роста - 9,8 см, веса - 3,9 кг, окружности груди - 4,3 см, тогда как у их однолеток, лишенных таких занятий, эти прибавки соответственно были: 8,8 см, 3 кг и 3,9 см. Подростки и юноши спортсмены по годовым приростам показателей и общему уровню Ф. р. значительно превосходят своих ровесников, не занимающихся спортом (см. табл. 3 и 4).

На улучшении функциональных показателей Ф. р. сказывается изменение тренированности спортсменов. В период спортивной формы вес тела, снижаясь, делается устойчивым, показатели спирометрии и динамометрии, как правило, достигают максимальной величины. В результате 1 1 / 2 лет систематических занятий общей физич. подготовкой у 60% физкультурников среднего и старшего возраста отмечено увеличение спирометрии на 200 - 1000 см3, а у 65% лиц с избыточным весом - его падение в среднем на 4 - 8 кг.

Общая направленность изменений Ф. р. спортсменов в связи с возрастом видна на диаграмме.

Ф. р. спортсменов, специализирующихся в течение многих лет в том или ином виде спорта, отличается рядом особенностей. Так, тяжелоатлеты и борцы обладают особенно развитой мускулатурой, у них относительно большие поперечные размеры тела и большой вес, но сравнительно невелика спирометрия (табл. 5). Ближе др. спортсменов к борцам и гиревикам по Ф. р. стоят легкоатлеты-метатели. Зато сильно от них отличаются бегуны, особенно на длинные и сверхдлинные дистанции; у большинства из них небольшой рост и вес, не сильно развитая мускулатура, но хорошие показатели спирометрии. Гимнасты отличаются хорошо развитой мускулатурой плечевого пояса и туловища, но развитие мышц ног у них заметно отстает. В противоположность этому у конькобежцев, велосипедистов лучше развита мускулатура нижних конечностей и т. д.

Особенности Ф. р. спортсменов разной специальности, с одной стороны, объясняются общим характером мышечной работы и преимущественной нагрузкой отдельных групп мышц при занятиях тем или иным видом спорта. В связи с этим, напр., у футболистов с большим стажем отмечается не только преобладающее развитие мускулатуры нижних конечностей, но и соответствующие изменения их костей (см. Кости человека ); у метателей и теннисистов подобные же изменения бывают на "сильной" руке, более нагружаемой, и т. д. С др. стороны, особенности Ф. р. представителей многих спортивных специальностей обусловлены своего рода отбором для них спортсменов с учетом природных черт их телосложения. Это связано с определенными преимуществами, к-рые в ряде видов спорта при близких прочих данных дает та или иная особенность морфологической конституции (крепкое телосложение - для борьбы и тяжелой атлетики, очень высокий рост - для баскетбола, высокий рост при большой длине ног - для прыжков в высоту и т. д.).

Наиболее распространен способ оценки антропометрических данных но таблицам стандартов Ф. р. Они составляются на основе разработки вариационно-статическим методом материалов массовых измерений однородных групп (по полу, возрасту, национальности, роду занятий и т.д.). Для построения стандартов вычисляются средние величины признаков Ф. р., коэффициенты их корреляции (степени связи), регрессии (количественных изменений одного признака на единицу др.) и изменчивости. В таблицах приводятся нормальные (средние) для данной группы размеры - величины различных признаков Ф. р. (веса, окружности груди и др.), соответствующие каждой величине длины тела. При оценке Ф. р. может быть также использовано составление антропометрического профиля на основе сравнения полученных индивидуальных показателей Ф. р. со среднегрупповыми в пределах наблюдаемых их колебаний. Применение для оценки Ф. р. т. наз. индексов физич. развития не рекомендуется ввиду общих недостатков этого метода оценки Ф. р. (см. также Вес тела, Диаметры, Рост, Динамометрия, Окружности, Спирометрия, Возрастные особенности организма ).

Литература: Бунак В. В. Антропометрия. М., 1941. Летунов С. П., Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. М., 1951. Туровская Ф. М. Физическое развитие школьников. "Санитария и гигиена". 1959, № 3.


Источники:

  1. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 3. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., "Физкультура и спорт", 1963. 423 с.

Физическое развитие является прямым показателем здоровья населения.

Физическое развитие - это свойства организма, позволяющие определить возрастные особенности, запас физических сил и выносливость.

На формирование физического развития влияет ряд факторов медико-биологические (пол, возраст, конституция, наследственность и др.);

Природно-климатические (температура, влажность, ландшафт);

Социально-экономические (уровень экономического развития общества, условия труда и быта, материальный и культурный уровни и др.).

Данные физического развития используются для оценки эффективности проводимых санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий.

Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска развития заболеваний. Некоторые антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность» и др. Показатели физического развития необходимы для стандартизации одежды, обуви, мебели, рационального устройства рабочих мест и т.д.

Нарушения физического развития свидетельствуют о неблагоприятных условиях образа жизни, что требует проведения мер медико-социального воздействия.

Контроль за физическим развитием является одним из существенных элементов повседневной деятельности медицинских работников. Поэтому средний медицинский работник должен владеть методиками исследования физического развития, знать основные правила его оценки.

При изучении морфологических и функциональных признаков, характеризующих физическое развитие, используется метод антропометрии (от греч. antropos - человек и metreo - изме­рять). Антропометрия позволяет осуществлять количественный учет вариации физических свойств человека. При изучении физического развития используется комплексный подход, основанный на таких показателях, как:

1) соматометрические (морфологические), определяются измерением размеров тела и его частей: длина и масса тела, длина тела сидя, окружность грудной клетки;

2) физиометрические (функциональные), определяются с пошью специальных физических приборов: жизненная емкость

легких (ЖЕЛ), экскурсия грудной клетки, мышечная сила рук, становая сила;

3) соматоскопические (описательные), основанные на описании тела в целом или отдельных его частей: состояние опорно-двигательного аппарата (осанка, форма грудной клетки), эластичность кожи, развитие мускулатуры, степень жироотложения, тип телосложения, а также биологический уровень развития организма (степень развития вторичных половых признаков, число постоянных зубов и порядок их прорезывания и др.).



Наблюдение за физическим развитием населения является обязательной составной частью системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер.

Контроль за физическим развитием начинается с момента рождения человека. Первые антропометрические измерения проводятся в родильном доме. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и детских дошкольных учреждениях, во время углубленных медицинских осмотров в школах. На основании разработанных возрастно-половых стандартов физического развития однородных этнических групп проводятся групповая и индивидуальная оценки уровня физического развития школьников и коррекция по мере надобности их физического развития.

Особенно велика роль показателей физического развития молодежи. Именно в этот период можно с большим успехом осуществлять направленные изменения морфологии организма - формы, размеров и пропорций тела. Оценка физического развития проводится среди учащихся средних и высших учебных заведений, при призыве в армию и во время военной службы. Наблюдения за физическим развитием взрослого населения проводятся при углубленных периодических медицинских осмотрах различных групп населения - рабочих промышленных предприятий, студентов, спортсменов и др.

Данные о физическом развитии, полученные в процессе текущего медицинского наблюдения, регистрируются в медицинских Документах (истории развития ребенка, медицинской карте амбулаторного больного, медицинской карте призывника, медицинской книжке военнослужащего и др.).

Для углубленного изучения физического развития детей, подростков и взрослого населения могут разрабатываться специальные учетно-статистические документы. Статистическая разработка данных, анализ и групповая оценка физического развития осуществляются с использованием методов медицинской статистики.

Изучение физического развития состоит из:

1)оценки физического развития различных возрастно-половых групп населения;

2)динамического наблюдения за физическим развитием в одних и тех же коллективах;

3)разработки возрастно-половых стандартов физического развития детей;

4)оценки эффективности оздоровительных мероприятий на
основе сдвигов в состоянии физического развития.

Для изучения, анализа и оценки физического развития населения применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.

Генерализирующий метод предполагает наблюдение за достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются. При обработке результатов исследования получают средние показатели физического развития на определенный момент времени.

Индивидуализирующий метод - это длительное наблюдение за развитием каждого ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей определенного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов не существует. Различные уровни жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются региональные стандарты.

Оценка физического развития осуществляется при сравнении индивидуальных показателей со стандартами. С этой целью применяется метод сигмальных отклонений. Сущность его состоит в том, что показатели физического развития индивидуума сравнивают со стандартными данными для соответствующей возрастно-половой группы и рассчитывают величину сигмального отклонения, с помощью которого определяют степень физического развития. Оно может быть определено как среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое. При использовании этого метода все признаки физического развития оцениваются изолированно.

Более полную оценку признаков физического развития индивидуума позволяет получить метод оценки по шкалам регрессии. С помощью шкалы регрессии можно определить степень физического развития по совокупности морфологических признаков (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, но не позволяет учитывать уровень биологического развития индивидуума.

В последние годы широкое распространение получил центильный метод оценки состояния физического развития. Этот метод наиболее строгий и объективный. Центильные таблицы показывают количественные данные физического развития у детей конкретного возраста и пола.

Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 г. немецким врачом Е. Кохом. Наиболее отчетливо акселерация проявилась во второй половине XX в. Отмечено увеличение длины и массы тела новорожденных. У детей первого года жизни она выразилась в больших параметрах роста, более раннем зарастании родничка, в 6-7-летнем возрасте - в ранней смене молочных зубов на постоянные. Изменение темпов возрастного развития детей школьного возраста констатируется в основном по развитию вторичных половых признаков, раннему половому созреванию, ускорению процессов оссификации скелета. В настоящее время процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2, а у девочек - на 3 года раньше, чем в 30-е годы. Акселерация проявляется также в изменении ряда функциональных показателей (раннее установление частоты сердечных сокращений и величины артериального дав­ления на уровнях, характерных для взрослых).

Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов. В первую группу входят физико-химические гипотезы, согласно которым акселерация является следствием интенсивной инсоляции, воздействия электромагнитных волн, изменений уровня радиации. Вторую группу составляют гипотезы, сторонники которых объясняют акселерацию влиянием изменяющихся условий жизни и в первую очередь улучшением питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей). Ряд ученых придерживаются гипотезы урбанизации, полагая, что ускоренный темп городской жизни, активное воздействие средств массовой информации (телевидение, радио, кино, компьютерные средства коммуникации) оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему и активизируют ее тропные функции. Согласно генетической теории, в результате активного смешения населения планеты увеличивается гетерогенность в различных популяциях за счет учащения смешанных браков между ранее изолированными группами людей, что приводит к ускорению развития детей.

Однако ни одна из указанных гипотез (теорий) не может претендовать на исчерпывающее обоснование акселерации. Поэтому большинство исследователей рассматривают ускорение роста и развития подрастающего поколения как результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных, биологических и социальных факторов.

Акселерационные сдвиги носят периодический характер с кратковременными периодами стабилизации. Ученые прогнозируют в ближайшие десятилетия замедление акселерации в экономически развитых странах. Однако в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.