Что произошло в годы правления федора ивановича. Князь федор иванович

Место погребения Архангельский собор (Москва) Род Рюриковичи Отец Иван IV Грозный Мать Супруга Ирина Фёдоровна Годунова Дети дочь: Феодосия Фёдор Иванович на Викискладе

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (31 мая 1557 , Москва - 7 (17 ) января , Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28 ) марта года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой , последний представитель московской ветви династии Рюриковичей . Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский» . Память 7 (20) января , воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

Биография

Когда родился Фёдор, Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский . Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. По преданию, на месте самого рождения царевича, в урочище Собилка, в 4 км от города по направлению к Москве, была поставлена каменная часовня-крест, также сохранившаяся до нашего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван . С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи , нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (), Феодосию , прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). В конце 1597 года Фёдор смертельно заболел и 7 (17 ) января года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова , который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Основные события царствования

Реконструкция Герасимова

  • 1584 - избран на царство Московским Земским собором . Основан Архангельск в устье Северной Двины ;
  • 1586 - отлита Царь-пушка . Вдоль трассы Старой Казанской дороги основаны Самара и Тюмень , до статуса города повышена Уфа . На Дону основан Воронеж ;
  • 1587 - рядом со столицей Сибирского ханства Искером основан Тобольск ;
  • 1589 - учреждён Московский патриархат с первым патриархом Иовом . Рядом с бывшей столицей Золотой Орды Сарай-Берке основан Царицын ;
  • 1590 - основан Саратов ;
  • 1591 - завершено строительство Белого города Москвы;
  • 1593 - основан Старый Оскол
  • 1594 - на западной границе Пегой Орды основаны крепости Тара и Сургут ;
  • 1595 - окончена Русско-шведская война 1590-1595 годов , по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (города Ям , Ивангород , Копорье , Корела). Основан Обдорск в устье Оби , начато строительство Бабиновской дороги в Сибирь.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера :

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса :

Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

«русские на своём языке называют его „durak“».

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии» . Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому» .

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона , архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли „освятованным царем“. Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты „нищие духом“. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой . Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его „тихим идиотом“. А поляк Лев Сапега утверждал, что „напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его“» .

Предки

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного.

Синдром раздвоения

У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка.

В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры.

Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой.

Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают».

Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче:

За ним царить стал Федор,
Отцу живой контраст;
Был разумом не бодор,
Трезвонить лишь горазд.

Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный…

Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек.

Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть нетрудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.
Тут мудрости не нужно, шурин, тут
По совести приходится лишь делать.

По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку:

Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него —
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч, —
Я не могу подняться на тебя!

«Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец».

Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

Что ближе к истине?

Стоит выслушать обе стороны.

Свидетельства очевидцев

Корни высокомерного, уничижительного мнения относительно умственных способностей государя уходят в XVI столетие.

Английский торговый агент Джером Горсей писал о Федоре Ивановиче, что тот «прост умом». Французский наемник на русской службе Жак Маржерет писал несколько резче: «…власть унаследовал Федор, государь весьма простоватый, который часто забавлялся, звоня в колокола, или бóльшую часть времени проводил в церкви». Наиболее развернутая характеристика русского государя принадлежит перу Джильса Флетчера, английского дипломата. В частности, он пишет: «Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Эти три высказывания сделаны иностранцами, у которых не было оснований относиться к Федору Ивановичу с особенной приязнью или, напротив, с ненавистью. Из их слов видно общее мнение: русский монарх «прост» и не блещет интеллектом, но это добрый, спокойный и благочестивый человек.

К сожалению, вот уже несколько поколений отечественных историков и публицистов большей частью опираются в своих выводах не на эти свидетельства, а на другие, гораздо более радикальные. Их цитируют намного чаще —и с каким-то странным, «артистическим» пафосом. Так, без конца приводится фраза из шведского источника, согласно которой Федор Иванович — помешанный, а собственные подданные величают его русским словом durak. Кто, когда и за что обозвал так государя, остается за пределами этого высказывания, то есть оно бесконтекстно. Однако его очень любят люди с тягой к обличительным суждениям… Другая излюбленная фраза из того же ряда принадлежит польскому посланнику Сапеге, который счел, что у Федора Ивановича вовсе нет рассудка. Наверное, не имеет смысла лишний раз подчеркивать, что и польско-литовское государство, и шведская корона находились тогда в натянутых отношениях с Россией, а конфликт со шведами в конечном итоге был решен силой русского оружия. Ни у тех, ни у других не было ни малейших причин испытывать сколько-нибудь добрые чувства к вражескому правителю.

Впрочем, существуют и явно доброжелательные отзывы иностранцев, где акцент перенесен с «простоты ума» Федора Ивановича на его религиозность. Так, голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса со всей определенностью говорит о русском царе: «очень добр, набожен и весьма кроток». И далее: «он был столь благочестив, что часто желал променять свое царство на монастырь, ежели бы только это было возможно». О слабоумии — ни слова. Конрад Буссов (немецкий ландскнехт, написавший в соавторстве с лютеранским пастором Мартином Бэром «Хронику событий 1584–1613 годов») с крайней неприязнью относился к Православию в целом. Но все-таки он признавал Федора Ивановича человеком «весьма благочестивым» и «на их московский лад» богобоязненным, отмечая, что царь больше интересовался делами веры, чем делами правления.

Итак, если пользоваться одними иностранными источниками, то картина получается неровная, лишенная цельности. Допустим, никто не отрицает благочестия Федора Ивановича. Совершенно так же никто не говорит о его способности самостоятельно решать государственные вопросы. А вот уровень его умственного развития оценивается по-разному. Кто-то считает его помешанным, а кто-то не видит никакой интеллектуальной недостаточности или, в худшем случае, отмечает «простоту ума».

Русские источники рисуют царя Федора Ивановича в другом свете. Знаменитый публицист XVII века Иван Тимофеев, автор историко-философского трактата «Временник», писал о сыне Ивана Грозного с восхищением, в тонах превосходной степени. Самому Ивану Васильевичу не досталось и трети таких похвал — с ним Тимофеев обошелся без особого пиетета.

Для того чтобы понять, как далеко простирался восторг Ивана Тимофеева, стоит привести обширную цитату из его произведения: «Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

В государственной летописи сохранилось описание начальных дней царствования этого государя. Нигде не видно никаких признаков слабоумного поведения — напротив, когда проходил обряд венчания на царство, Федор Иванович дважды публично выступал с речами, утверждая свое желание повторить эту церемонию, впервые введенную при его отце. Конечно, сейчас трудно судить, сколь точно передано летописцем содержание монарших речей. Но сам факт их произнесения никаких сомнений не вызывает: англичанин Горсей, беспристрастный свидетель происходящего, тоже пишет о том, что царь прилюдно держал речь.

Можно ли представить себе слабоумного в роли оратора?

Итоги тихого жития

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». От неподконтрольного правительству летописного повествования естественно ждать оценок, радикально расходящихся с теми, которые «спущены сверху». И действительно, «Пискарёвский летописец» заполнен разоблачительными высказываниями. Так, об опричнине там написано немало горьких слов. Ее введение ставится Ивану IV в укор. Да и сам этот государь предстает, мягко говоря, небезупречной фигурой: летописец не забыл перечислить шесть (!) его жен. А православному человеку больше трех раз вступать в брак не полагается…

Что же сообщает «Пискарёвский летописец» о Федоре Ивановиче? О нем сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии».

Вот такой был durak!

Похоже, слабоумным Федор Иванович представлялся только тем, кто привык к язвительной, глумливой премудрости и беспощадной жестокости его отца. Конечно, после «грозы», присущей царствованию Ивана Васильевича, его сын мог выглядеть в глазах служилой аристократии слабым правителем… Но при его «слабости», «простоте» и «благочестии» дела государства устроились лучше, чем при неистовом родителе.

Именно при Федоре Ивановиче на Руси было введено патриаршество.

За все годы его правления крымцы не сумели пробить брешь в русской обороне, а вот Иван Васильевич в 1571 году позволил им сжечь столицу.

На Урале и в Западной Сибири подданным русского царя удалось закрепиться лишь при Федоре Ивановиче. Атаман Ермак, начавший войну с Крымским ханством еще при Иване Васильевиче, как известно, был убит, а войско его разгромлено. Зато служилые люди с именами не столь знаменитыми несколько лет спустя сумели успешно продвинуться в том же направлении.

Наконец, Иван Грозный проиграл главную войну своей жизни — Ливонскую. Он не только утратил все завоеванное неимоверными усилиями, но и отдал врагу часть Новгородчины. При Федоре Ивановиче грянула новая война. Царь лично отправился в поход и участвовал в боевых действиях. Отпустили бы правителя с полками, если бы он был беспомощным идиотом? И кого могла бы вдохновить в войсках подобная фигура? Очевидно, что государь в глазах десятков тысяч военных людей не выглядел ни «юродивым», ни «помешанным». В результате ожесточенной борьбы Россия отбила тогда у шведов Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Москве удалось добиться частичного реванша за прежнее поражение в Ливонии.

Остается подвести итоги. Федор Иванович был человеком необыкновенно чистой, нравственной жизни, а в благочестии равнялся инокам из дальних обителей. Иностранцы, особенно те, кто имел причины к вражде с русским государством, порой отзывались о царе как о сумасшедшем или о сущем простаке. Но факты свидетельствуют об ином. Государь не был ни помешанным, ни слабоумным. «Простота» его, вернее всего, была простотой не умственно отсталого, а блаженного, «Божьего человека».

Фёдор I Иоаннович

2-й Царь и Великий Князь всея Руси

Царь Фёдор I Иоаннович

Феодор I Иоаннович (прозванный Блаженным; 11 мая 1557(15570511) г., Москва - 7 января 1598 г., Москва) - третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

В 1557 г. царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) со своей супругой Анастасией был в Переславле на освящении одного из соборов. Царица была непраздна. Помолившись, они поехали в Москву. Отъехав семь верст от Переславля, у деревни Собилово, царица Анастасия разрешилась сыном, названным в святом крещении Феодором. Его Небесным покровителем стал Феодор Стратилат. На месте рождения Феодора Иоанновича была поставлена часовня-крест.


Переславль-Залесский. Часовня-крест на месте рождения Феодора Иоанновича

В благодарность Богу за сына царь Иоанн Грозный становится покровителем и храмостроителем . На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата царь строит каменный храм, который сохранен и доныне. В дальнейшем в пристроенной галерее храма освящены еще два придела в честь Феодоровской иконы Матери Божьей и в честь .


Собор Федора Стратилата 1557 год постройки. Феодоровский женский монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.
По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки М.М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями и пр., привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.
В августе 1582 г. А. Поссевин в отчёте Венецианской синьории заявил, что «московскому государю жить недолго». В феврале и начале марта 1584 г. царь ещё занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол «в связи с государевым недугом»). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло «из-за разложения крови».
Вифлиофика сохранила предсмертное поручение царя Борису Годунову:
«Егда же Великий Государь последняго напутия сподобися, пречистаго тела и крови Господа, тогда во свидетельство представляя духовника своего Архимандрита Феодосия, слез очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину…». Также перед смертью, согласно летописям, царь завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Вольский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.
Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом.
В ночь с 18 на 19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного - Фёдор. 31 мая Федор венчался на царство.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.
По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».
С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто бил царю челом, он отсылал его к Годунову.
Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова:
Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову. Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и святую жизнь царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания.

Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил сына и государство заботам ближних бояр - И.Ф. Мстиславского, Н.Р. Захарьина-Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова. Первые двое были людьми уже преклонных лет, и основная борьба разгорелась между Шуйским и Годуновым. Последнему удалось одержать верх, и уже через год после вступления Федора на престол фактическим правителем страны стал всемогущий боярин, на сестре которого, Ирине Годуновой, был женат русский царь.


Фёдор I Иоаннович. Реконструкция Герасимова

Основные события в царствование Фёдора Иоанновича

Царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года по 7 (17) января 1598 г.

Московский Земский собор в 1584 г. избрал царем младшего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.
В 1584 г. Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585 -1591 гг. русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города . Протяжённость стен 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота от 6 до 7 метров.

В 1586 г. русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка .


Царь-пушка

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова. Фёдор Иванович, хотя и не был причислен к лику святых, всё же был признан таковым патриархом Иовом, который составил его житие.
1590-1595 гг. - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

От брака с Федор имел одну дочь (1592 г.), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 г.).
В кон. 1597 года царь Фёдор I Иванович смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты). Имя этого царя стало особенно популярно в годы Смуты, в начале XVII века. Каждый самозванец так или иначе стремился стать либо родным братом Фёдора, либо его близким родственником. В народном сознании он оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый государь.


Фёдор I Иоаннович, гравюра

Современники о Фёдоре Иоанновиче

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:
«в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:
«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, - он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».

Также о нём писали, что дела государственные он обсуждал с боярами в Переднем покое, а особо щекотливые вопросы он обсуждал со своими приближенными в своём кабинете.

Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).
Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса также пишет, что «твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли мое мнение». Тем не менее участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано.
В 1829 году историк М.П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С.Ф. Платонова, Р.Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного царя, постриженная в монахини Мария Старицкая (1560-1611).
16 января 1598 г.- 21 февраля 1598 г. - Царица Российская Ирина I Фёдоровна, вдова умершего царя.

После попыток назначить правящей царицей вдову умершего царя Ирину - сестру Бориса, 11/23 февраля 1598 год Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царём шурина Фёдора, Бориса Годунова, и принёс ему присягу на верность.
1/11 сентября 1598 год Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Фёдора и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

Фёдор I Иоаннович, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны; последний из династии Рюриковичей, родился в Москве 11 мая 1557 года.


Потеряв мать, был переселен со старшим братом, царевичем Иваном, из «Верха», царских хором, на «особный» двор в 1560 году. В 1563 году встречал на подъездном стану в селе Крылацком отца своего, победоносно возвращавшегося из Ливонии. Жил с отцом и опричниками в Александровой слободе (ныне Александров, уездный город Владимирской губернии).

Если верить свидетельству иноземцев-современников (Таубе и Крузе), предназначался наследником опричной половины Русского царства. Находился при отце в ливонском походе осенью 1572 года. Числился между кандидатами на польский престол в 1573, 1576 и 1577 годах. Женился в 1580 году на Ирине Федоровне Годуновой.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. Он был слаб здоровьем и принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова. Прозванный Блаженным, по некоторым мнениям он был слаб и умом.

Так Годунов с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали и на Руси, и за границей.

Но все же именно в период правления Фёдора I Иоанновича было начато строительство города Архангельска в 1585 году, принята присяга на подданство от царя иверского (грузинского) Александра, заложен Белый город в Москве в 1586 году. Фёдор I даровал англичанам право беспошлинной торговли в русской земле и наименовал новопостроенный Тобольск столицей Сибири в 1587 году.

В его правление было учреждено на Руси патриаршество, 26 января 1589 года посвящен первым патриархом Иов, митрополит московский.

Фёдор закончил дело об убиении царевича Дмитрия в Угличе пострижением матери царевичевой и ссылкой всех ее родичей. Равнодушно смотрел из своего терема на кипевшую под самой Москвой битву Бориса Годунова с Каэы-Гиреем крымским. По одержании победы указал строить на месте битвы нынешний Донской монастырь в 1591 году.

Именно Фёдор запретил крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день) в 1590 году. Он утвердился дружбой с Аббасом, шахом персидским, в 1594 году; послал полки воевать в Дагестан в 1595 году; заложил каменные укрепления Смоленска в 1596 году.

Государя Федора Иоанновича называли на Руси «Блаженным». Казалось, он не жаждал власти и устранился от управления страной.

Последний из рода

19 марта 1584 года третий сын Ивана Грозного вступил на престол. По мнению большинства историков, Федор Иоаннович в силу своих умственных способностей и слабого здоровья не был готов решать насущные проблемы страны. Своим обликом и деяниями царь, казалось, олицетворял «предсмертные конвульсии» старейшей московской династии Ивана Калиты. По мнению Ключевского, Калитино племя «страдало избытком заботливости о земном»; Федор Иоаннович же, напротив, «избегал мирской суеты и докуки, помышляя о небесном». Отсюда его отрешенность и неизменная блуждающая улыбка, которую многие списывали на слабоумие; отсюда и ревностные ежедневные молитвы. На первых этапах царю будет «помогать» совет вельмож, но с 1587 года фактическим правителем страны станет Борис Годунов. Подобное положение дел будет устраивать и царствующего, и правящего.

Загадочная улыбка

По описаниям многих современников с лица царя не сходила странная улыбка. Федор Иоаннович имел обыкновение скучать во время посольских приемов и «любоваться своим скипетром и державой». Но была ли та улыбка проявлением слабости его ума? Возможно, это была маска, за которой царю было удобно прятаться и наносить удары тогда, когда этого меньше всего ждут. Существует версия, что неизменной улыбкой царь «обзавелся» еще в раннем детстве. Выросший в Александровской слободе царевич Федор изо дня в день наблюдал перед собой ужасы опричнины и лютовавшего отца. Своей грустной, заискивающей улыбкой Федор молил о пощаде и жалости к себе, «оборонялся от капризного отцовского гнева». «Автоматическая гримаса» со временем стала привычкой, с которой царь и вступил на престол.

Пономарство

Современники обращали внимание, что царь находил удовольствие в жизни духовной, «часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню». Ему больше подходило, как замечал позднее Карамзин, келья или пещера, нежели престол. Да и сам Иван Васильевич нередко журил отрыска, говоря, что тот больше походит на сына пономарского, нежели царского. В «пономарстве» царя Федора со временем, несомненно, появилась немалая доля преувеличения, карикатуризма. Однако его «монашество» было тесно сплетено с царствием, «одно служило украшением другому». Федора Иоанновича называли «освятованным царем» - святость и небесный венец были предначертаны ему свыше. Во «Временнике» Ивана Тимофеева Федор Иоаннович показан как молитвенник за русскую землю, которому суждено отмаливать грехи русского народа.

Юродство ради Христа

Образ лишенного рассудка, которым царя иногда «награждали» иностранные подданные, был, как известно, одним из самых почитаемых на Руси. Юродивые, божьи люди, являли собой совесть мирскую, им дозволялось то, что было недоступно остальным: смело, без оглядки говорить «неподобные речи», презирать общепринятые нормы и приличия, бранить любого. Юродивый часто становился образцом отречения от земных благ и грязных помыслов. Им прощалось всё, и были гарантированы безграничная любовь и почитание простых смертных. Царь не пытался разрушить созданный образ, напротив, усердно «подыгрывал». Придумать более удобную позицию вряд ли возможно, а в случае чего всегда можно сказать: что с него взять, с юродивого?!

Яблоко от яблоньки

Царь, казалось, ничем не напоминал своего грозного родителя: простодушное лицо, тихий, почти подобострастный голос. Он с внешним равнодушием взирал на горячую битву, разгоревшуюся под стенами Москвы, и ожидал: кто же выйдет из нее победителем – Борис Годунов или крымский хан Казы-Гирей? А по случаю победы повелел построить на месте сражения Донской монастырь. «Бездеятельный» царь между тем «подружился» с персидским шахом Аббасом и принял присягу от грузинского царя Александра, который подвел его во время похода в Дагестан, заложил каменный Смоленск и Белый город. В его царствование было начато строительство Архангельска, а Сибирь получила столицу – новый город Тобольск. Считается, что «сесть на боевого коня» в войне со шведами безынициативного царя заставил Годунов – одним своим видом Федор Иоаннович, якобы, помогал справиться с упрямством знатных князей, возглавлявших русские полки. Мог ли «помешанный» вдохновлять на победы и одержать хоть и частичный, но реванш – вернуть Копорье, Ям, Ивангород и Корелу? Сын не сумел победить в себе отцовскую страсть к кровавым «забавам»: он мог часами наблюдать за кулачными боями или следить за поединками охотников с медведями, зачастую заканчивающихся трагически для двуногих «гладиаторов».

Welcome!

В то время как крестьяне ненадолго получили возможность в Юрьев день сменить хозяина, а страна – первого патриарха Московского и всея Руси святителя Иова, англичанам в 1587 году было даровано право повсеместной торговли без уплаты сборов и пошлин, что стало продолжением политики, начатой Иваном Грозным. Интересно, что русские «завернули» «пожелание» королевы Елисаветы предоставить лондонским купцам монополию. Были установлены определенные правила: не привозить чужих товаров, осуществлять торговлю только лично и продавать товары только оптом, не отправлять своих людей сухим путем в Англию без ведома Государя и в тяжбах с россиянами «зависеть от царских казначеев и Дьяка Посольского». В результате введения беспошлинной торговли русская казна лишилась существенного ежегодного «вливания».

Последняя помощь

17 января 1598 года блаженный царь тихо скончался, «как бы заснул». В последние годы еще не старый сорокалетний царь постепенно, якобы, начал терять слух и зрение. Перед смертью он написал духовную грамоту, в которой передавал державу в руки своей жены Ирины, назначая советниками трона патриарха Иова и своего шурина Бориса Годунова. В житие царя, которое было написано Иовом, передана искренняя атмосфера всеобщей скорби по ушедшему правителю. Во время царствования Федора Иоанновича страна получила небольшую передышку между буйством Грозного и новой смутой. Существует версия, что Борис Годунов стал «помощником» и в последнем «деле» царя: много позднее в костях Федора Иоанновича был обнаружен мышьяк, которым, вполне вероятно, его могли методично травить. Увлеченные собственными заботами бояре не потрудились исправить досадную допущенную ошибку: на саркофаге царя вместо «благочестивый» мастер вырезал «глагочестивый».