Что сделал демосфен. Становление Демосфена как оратора и политического деятеля

С древнейших времён и поныне одним из самых великих мастеров слова считается знаменитый афинянин – оратор Демосфен. Кстати, это именно он был тем человеком, который набивал полный рот камней, оттачивая красоту и правильность речи. И только благодаря стараниям Плутарха у нас сегодня есть возможность рассказать вам о том, как бывший изначально заикой Демосфен стал лучшим оратором всех времён.

Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.

Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.

Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.

Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.

Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него на занятия ораторским искусством самостоятельно.

Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.

За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.

В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.

Исправление Демосфеном своей речи

Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно. Но Демосфен был настойчив и выступил второй раз на народном собрании, но и тут его ожидало фиаско, после которого расстроенный оратор, павший духом, отправился восвояси.

Дальше, согласно легенде, Демосфен решил начать работать над собой и возобновить выступления с подачи своего друга, бывшего известным афинским актёром. Демосфен рассказал другу о своих неудачах и связанных с ними печалях, говорил, что люди его не ценят и совершенно не понимают его глубокомыслия. Выслушав его, актёр попросил товарища прочесть что-нибудь из Софокла или Еврипида, что тот и сделал.

По окончании речи актёр повторил тот же отрывок, но так выразительно и хорошо, что Демосфен на мгновение подумал, будто слышит совершенно незнакомые стихи. Так он и понял, что выразительная речь обладает красотой и вызывает желание слушать оратора, и решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков.

Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и , он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.

Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы , брал уроки у своего друга-актёра.

Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.

Дальнейшая жизнь Демосфена

Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым. Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.

И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и человеком.

К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.

На протяжении последующих лет Демосфен держал речи в народном собрании, которыми пробуждал в согражданах истинный патриотизм (пламенные речи оратора против Филиппа, кстати говоря, назывались «Филиппиками»). Но конец жизни Демосфена был не радужным – его обвинили в ложном доносе, по причине чего приговорили к смерти. В результате Демосфен был вынужден скрываться в храме Посейдона, расположенном на острове Калаврии, а после захвата в Греции власти македонянами он отравился.

Заключение

Долгие годы упорной работы над собой позволили Демосфену – он не только смог выступать перед публикой, но и добился небывалого успеха и стал великим оратором. Важно знать, что он всегда и говорил строго по делу, никогда не позволяя себе болтать попусту. Ошеломляющая простота формы его речи всегда сопровождалась огромным чувством и смыслом; в один момент он мог говорить совершенно спокойно, а в другой – изъяснялся так чувственно, что не мог не покорить сердца людей.

Учитесь, дорогие будущие ораторы, учитесь у Демосфена – тогда, быть может, умы и сердца слушателей будут покорены и вами!

Разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки .

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая карьера

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве. Жан Леконт дю Нуи.

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского . Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции , горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду , поставил свои условия Фивам , избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром .

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес . Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин , явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею , всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов , посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа . Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий ; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею . Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Гибель

Наследие

Демосфен

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике , понятой в духе её критики Платоном , как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем . В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи . В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς , «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

См. также

Примечания

Литература

Сочинения Демосфена

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 7 томах (№ 238, 155, 299, 318, 346, 351, 374)
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 13 томах.
  • Демосфен . Речи . / Пер., ст. и примеч. С. И. Радцига. (Серия «Литературные памятники »). М.: Издательство АН, . 608 стр. 5000 экз.
  • Демосфен . Письма. / Пер. В. В. Вальченко. // ВДИ. 1981. № 2-3.
  • Демосфен . О предательском посольстве . / Пер. С. Ошерова. За Ктесифонта о венке . / Пер. Е. Рабинович. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит., 1985. С. 65-126, 211-280.
  • Демосфен . Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли, . (полный русский перевод речей и писем )
    • Т. 1. 1994. 608 стр. Переводы В. Г. Боруховича (XX-XXIV), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XXXVI), В. В. Вальченко (XXXV), Л. М. Глускиной (XXXVII-XL), Г. А. Тароняна (XXVII-XXXIV), А. Я. Тыжова (XXV-XXVI).
    • Т. 2. 1994. 544 стр. Переводы В. Г. Боруховича (LIX), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XLII, XLV-XLVII, XLIX-LII), В. В. Вальченко (LVI, LX-LXI; Вступления к политическим речам; Письма), Л. М. Глускиной (XLI, XLIII-XLIV, XLVIII, LVII), А. Я. Тыжова (LVIII), И. А. Шишовой (LIII-LV).
    • Т. 3. 1996. 624 стр. Переводы С. И. Радцига (I-XIX). (переиздание книги 1954 года)
  • До революции в России выходило множество переводов отдельных речей, особенно Олинфских (в основном «школьные издания»). Среди первых русских переводов:
    • Первая Демосфенова речь против Филиппа. СПб., 1776. 45 стр.
    • Речь Димосфена о венце. / Пер. Е. Пономарева. М., 1784. 148 стр.
  • Недавние английские переводы:
    • Goldstein, Jonathan A. (1968) . The Letters of Demosthenes. Columbia University Press.
    • Stephen Usher , Demosthenes, On The Crown. Warminster: Aris & Phillips, 1993. Pp. vi + 282. ISBN 0-85668-533-X . (рецензия)
    • Harvey Yunis (ed.) , Demosthenes, On The Crown. Cambridge Greek and Latin Classics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Pp. xiii & 314. ISBN 0-521-62092-9 . ISBN 0-521-62930-6 . (рецензия)
    • Douglas M. MacDowell , Demosthenes: On the False Embassy (Oration 19). Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2000. Pp. 368. ISBN 0-19-815303-1 . (рецензия)
    • Harvey Yunis (trans.) , Demosthenes, Speeches 18 and 19. The Oratory of Classical Greece, vol. 9. Austin, TX: University of Texas Press, 2005. Pp. xxix, 243. ISBN 0-292-70577-8 . ISBN 0-292-70578-6 . (рецензия)
    • D.M. MacDowell , Demosthenes: Against Meidias (Oration 21). Oxford: Clarendon Press, 1990. ISBN 0-19-814763-5 . (рецензия)
    • Victor Bers (trans.) , Demosthenes, Speeches 50-59. Austin, TX: University of Texas Press, 2003. Pp. 237. ISBN 0-292-70922-6 . (рецензия)
    • Ian Worthington (trans.) , Demosthenes: Speeches 60 and 61, Prologues, Letters. The Oratory of Classical Greece, Volume 10. Austin, TX: University of Texas Press, 2006. Pp. xxxv, 142. ISBN 978-0-292-71332-1 . (рецензия)

Античные источники

  • Плутарх . Избранные жизнеописания. М.:Правда, 1990, т. II.
  • Phillip Harding , Didymos : On Demosthenes. Clarendon Ancient History Series. Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 286. ISBN 0-19-928359-1 . (рецензия)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Мищенко Ф. Г. Демосфен. Жизнь Демосфена и его труды. Киев, 1894. 95 стр.
  • Жебелев С. А. Демосфен. Берлин-М., 1922.
  • Радциг С. И. Демосфен - оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.
  • Вальченко В. В. К проблеме подлинности демосфеновских писем. // ВДИ. 1981. № 2. С.229-249.
  • Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практике в Афинах IV в. до н. э. по судебным речам Демосфеновского корпуса. // Демосфен. Речи. В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 405-467.
  • Jaeger, Werner (1938). Demosthenes, the origins and growth of his policy. Walter de Gruyter Company. ISBN 3-11-002527-2 .
  • Tsatsos, Konstantinos (1975). Demosthenes. Estia (на греческом языке ).
  • Raphael Sealey , Demosthenes and His Time: A Study in Defeat. New York and Oxford: Oxford University Press, 1993. Pp. 340. ISBN 0-19-507928-0 . (рецензия)
  • Thomas Paulsen , Die Parapresbeia-Reden des Demosthenes und des Aischines. Kommentar und Interpretation zu Demosthenes, or. XIX, und Aischines, or. II. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1999. Pp. 566. ISBN 3-88476-345-8 . (рецензия)
  • Ian Worthington (ed.) , Demosthenes: Statesman and Orator. London: Routledge, 2000. Pp. xiv + 289 . ISBN 0-415-20457-7 . (рецензия)
  • Craig A. Gibson , Interpreting a Classic: Demosthenes and His Ancient Commentators. Berkeley: University of California Press, 2002. Pp. xii, 261. ISBN 0-520-22956-8 . (рецензия)
  • Pickard, A. W. (2003). Demosthenes and the Last Days of Greek Freedom 384-322 B.C. Gorgias Press LLC. ISBN 1-59333-030-8 .
  • Laurent Pernot , L’Ombre du tigre. Recherches sur la réception de Démosthène. Napoli: M. d’Auria, 2006. Pp. 355. ISBN 88-7092-260-X . (рецензия)

Ссылки

  • Полное собрание речей Демосфена в оригинале и английском переводе
  • Речь «Против Мидия» со схолиями (1831) (греч.)

Ораторское искусство с древнейших времен высоко ценилось греками. Установление же демократических форм жизни способствовало его развитию. Поэтому красноречие наивысшего расцвета достигло в Афинах и в городах Сицилии. Следуя принципам риторики, греческие ораторы говорили нараспев, их речь приближалась к ритмической, сопровождалась мимикой и актерскими телодвижениями.

Самым выдающимся деятелем в области разработки греческой ораторской прозы был уроженец Сицилии софист Горгий, современник Еврипида и Геродота . Он говорил, что задача оратора – заставить слушателей поверить ему. Для этого он должен очаровать аудиторию особыми ораторскими приемами, которые теперь принято называть «горгианскими фигурами». Сюда относятся метафоры, звуковые повторы и антитетически построенные фразы, когда одна половина фразы противопоставляется другой; при этом соблюдается особая симметрия: количество слов и. их расстановка в обеих частях фразы должны быть одинаковы.

Влияние теории Горгия распространилось на все виды греческой ораторской прозы: на судебное, торжественное и политическое красноречие.

Оратор Лисий

Наиболее известным судебным оратором Греции конца V – начала IV вв. до н. э. был Лисий .

На основании свидетельств древних можно заключить, что он родился в 459 г. и умер после 380 г. до н. э.

Лишь однажды Лисий непосредственно сам выступил на суде против одного из бывших олигархов Эратосфена, которого он считал виновником гибели своего брата. Все остальные – обвинительные и защитительные – речи были записаны этим греческим оратором в первом лице для других людей, которые, должны были сами выступать на суде с обоснованием своего дела. К нему обращались с заказами люди самого разнообразного общественного положения и образования и т. п., и Лисию приходилось в своих речах приноравливаться к культурному уровню и положению заказчика, для того чтобы эти речи звучали естественно в устах того или иного человека.

Из огромного количества приписываемых оратору Лисию речей до нас дошло 34. Они написаны простым языком, приближающимся к живой разговорной речи. В них чувствуется стремление к жизненной правде. Лисий – оратор-художник; в его речах мы находим живые и яркие картинки быта, выпуклые и психологически верные характеристики людей.

Лучшее в речах оратора Лисия – их повествовательные части, воссоздающие ситуацию. В этих частях он не только умел возбудить симпатию к подсудимому (если речь была защитительной), но и вплести в нее значительную часть аргументации, предупреждающую возможные возражения. При этом ни гнева, ни пафоса, характерного для речей некоторых других греческих ораторов, у Лисия нет: тон его удивительно спокоен, доводы ясны, выражения точны и конкретны. Уже древние отмечали чистоту его языка, отсутствие в нем как неологизмов, так и устаревших слов, а также конструкций, чуждых языку современников.

Насколько обширны повествовательные части речей Лисия, настолько кратки их эпилоги – иногда они состоят из нескольких слов.

Речи Лисия имеют значение не только как образец греческого ораторского искусства той эпохи; они вводят нас в житейские будни греков, знакомят с обычаями, с бытом, с моральными понятиями, правовыми установлениями своего времени. Ценные сведения об этом можно почерпнуть из любой речи Лисия. Примером может послужить «Речь, произнесенная в Ареопаге в защиту неизвестного, обвиненного в уничтожении священной маслины». Культура маслин в Греции была одним из главных источников благосостояния государства. Кроме деревьев, принадлежащих частным лицам, по всей Аттике были рассеяны маслины, якобы выросшие от удара копья Афины ; они считались священными, и срубить такое дерево значило совершить преступление против религии, которое каралось конфискацией имущества и изгнанием виновного. Во время Пелопоннесской войны многие деревья погибли или были повреждены.

Если бы нам не были известны эти факты, мы могли бы почерпнуть их из названной речи оратора Лисия. Он составил ее для человека, обвиненного сикофантами (доносчиками-шантажистами) в уничтожении священной маслины. Человек этот утверждает, что он купил свой участок земли после войны, и на нем не было маслин. В качестве свидетелей он приводит на суд лиц, которым он сдавал купленный участок в аренду. Лисий вкладывает в уста подсудимого многочисленные логические доказательства его невиновности. Подсудимый говорит, что уничтожение дерева принесло бы ему лишь убыток, а не выгоду и что, уничтожив маслину, он оказался бы в руках у собственных рабов: «...Разве я не был бы несчастнейшим в мире человеком, если бы мои слуги как свидетели такого преступления стали на всю мою жизнь не рабами мне, а господами? Таким образом, как бы сильно они не провинились передо мною, я не мог бы их наказать, вполне понимая, что от них зависит и мне отомстить и самим получить свободу за донос» (пер. С. И. Соболевского).

Подсудимый говорит, что для него, человека с усердием выполнявшего все государственные повинности, сражавшегося за отечество, не жалевшего денег на постройку кораблей и на устройство хоров, было бы величайшим несчастием лишиться гражданских прав.

Таким образом, мы узнаем из этой речи оратора Лисия и о том, что дела, связанные с религией, разбирались в ареопаге, а не в гелиэе , и о законе, освобождавшем на волю рабов за донос, и о том, кто такие сикофанты, и об обязанности богатых граждан субсидировать постройку флота и театральные представления и о многих других чертах древнегреческой жизни. Свидетельство очевидца представляет для нас большую ценность даже относительно тех фактов, которые нам известны из других источников.

Оратор Исократ

Самый яркий представитель торжественного (или эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.

Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.

Оратор Исократ

Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Этот греческий оратор также ввел правило, по которому следует избегать зияний – стечений гласных в составе слова или на стыке слов.

Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность; форма в них превалирует над содержанием, и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.

Оратор Демосфен

(384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия. Имя его стало нарицательным именем вдохновенного оратора-борца. Время его жизни – IV в. до н. э.– представляло собой эпоху кризиса греческого демократического полиса. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело не только к глубокому упадку афинской демократии, но и к ослаблению связи между полисами, благодаря которой Греции удавалось противостоять экспансии извне. Теперь же города-государства, раздираемые внутренними противоречиями, с трудом сопротивляются новым силам, появившимся на политическом горизонте, в первую очередь, Македонии.

Демосфен задолго до завоевания Греции Македонией разгадал грозящую греческой независимости опасность и всю жизнь боролся в качестве оратора и государственного деятеля против македонской экспансии.

В Афинах была довольно большая партия, придерживавшаяся македонской ориентации, т. е. считавшая, что борьба против Македонии бесполезна и необходимо ей подчиниться.

Оратор Демосфен

Самым ярким из политических противников Демосфена был оратор Эсхин . В своей речи «О недобросовестном посольстве» Демосфен обвиняет Эсхина в предательстве интересов Эллады и в сговоре с македонским царем Филиппом. Эсхину удалось оправдаться, но ораторская борьба между ним и Демосфеном продолжалась несколько лет, и после блестящей речи Демосфена «О венке» , завершившей эту борьбу, Эсхин вынужден был уйти в изгнание.

С именем Демосфена связано представление о человеке огромной целеустремленности и железной воли. Плутарх и другие античные авторы рассказывают, что он обладал физическими недостатками, недопустимыми для греческого оратора: у него была плохая дикция, слабый голос и «короткое дыхание», заставлявшее его прерывать период, что мешало пониманию смысла фразы; во время декламации он дергал плечом – это отвлекало внимание слушателей.

Благодаря непрерывному и упорному труду Демосфен избавился от всех этих недостатков. Упражняясь в декламации, он говорил, набрав в рот мелких камешков, чтобы выработать четкую дикцию; будущий великий греческий оратор громко читал отрывки из поэтов на бегу, не останавливаясь на крутых подъемах, чтобы научиться произносить длинные фразы, не переводя дыхания; упражняясь в красноречии, он укреплял на крыше меч, направленный острием к его плечу: боязнь уколоться заставляла его усилием воли удерживаться от подергивания плечом и т. п.

Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа, и это сказалось на их структуре: стиль речей сжат и суров; чтобы не расхолаживать аудиторию, оратор, сделав краткое вступление, быстро переходил к сути дела. Рассказ его полон экспрессии и динамики, он прерывается риторическими вопросами, в нем много метафор, антитез, олицетворений, сравнений. Демосфен широко использует прозаический ритм и «фигуру умолчания», которая заключается в том, что оратор подчеркнуто умалчивает о том, что обязательно должно прозвучать в его речи, и чего ожидают слушатели.

Демосфен видел недостатки афинской демократии своего времени, боролся против злоупотреблений и предрассудков. В одной из речей (IX, 36) он сетует на то, что греки утратили свободолюбие, которое в свое время позволило им победить персов. Раньше они ненавидели взяточников, считали величайшим позором подкуп; виновного в нем сурово наказывали, не допуская ни заступничества за него, ни снисхождения, а теперь подкуп полководцев и ораторов в порядке вещей, и тот, кто признается в том, что принял взятку, вызывает только насмешки.

Наиболее знаменитые ораторские речи Демосфена – речи против Филиппа Македонского (так называемые «Филиппики»), покорившего Грецию в 338 г. до н. э. Как и другие речи Демосфена «Филиппики» замечательны силой аргументации и проникнуты страстным и мужественным пафосом борьбы.

В третьей речи против Филиппа он говорит, что в народных собраниях звучит лесть и угодничество, которые вредят политике любого греческого государства: «Свободу речи во всех других случаях вы считаете настолько общим достоянием всех живущих в государстве, что распространили ее и на иностранцев, и на рабов, и часто у нас можно видеть рабов, которые с большей свободой высказывают то, что им хочется, чем граждане в некоторых других государствах, но из совещаний вы ее совершенно изгнали» (Демосфен, IX, 3; пер. С. И. Радцига).

Уже из этих слов видно, что оратор Демосфен был безусловным приверженцем демократии, которую он считал единственным приемлемым государственным строем. Всякое единовластие представлялось ему противоестественным, враждебным свободе и законам. В речи «О преступном посольстве» он говорит: «Нет, нет на свете ничего такого, чего следовало бы бояться больше, чем такого положения, когда позволяют кому-нибудь становиться выше большинства» (Демосфен, XIX, 296; пер. С. И. Радцига).

После смерти Филиппа Демосфен боролся против его сына Александра Великого . В конце жизни, в 324–322 гг. до н. э., Демосфен был в изгнании. В 322 г. он принял участие в восстании Афин против Македонии , и когда афиняне потерпели поражение, он принял яд, чтобы не попасть в руки врагов, которые хотели взять живым прославленного оратора.

В 280 г. до н. э., через 40 лет после смерти Демосфена, греки почтили его память бронзовой статуей с надписью:

«Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не мог взять македонский Арей»
(пер. М. Е. Грабарь-Пассек).

План
Введение
1 Юность
2 Политическая карьера
3 Гибель
4 Наследие

Список литературы

Введение

Демосфе́н (греч. Δημοσθένης, 384 г. до н. э., Афины - 322 г. до н. э.) - один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода.

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

2. Политическая карьера

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром.

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Битва при Херонее, в 338 г. до н. э., положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Демосфен не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрёл этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.

Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию.

Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал «охотников на людей» под предводительством Архия.

Здесь Демосфен, окружённый людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322 г. до н. э.). Плутарх хвалит Демосфена, что он, хотя и пытался вымолить себе жизнь, но вовремя раздобыл и применил ядовитое зелье, спасся под защитой высшего алтаря, вырвавшись из рук наёмников и посмеявшись над жестокостью Антипатра.

Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. На цоколе статуи была вырезана надпись

Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разумВласть бы в Элладе не смог взять македонский Арей

4. Наследие

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Список литературы:

1. Плутарх («Жизнеописания », Дем. IV) отмечает, что современники Демосфена за его недостатки дали ему обидное прозвище Батал (др.-греч. βάταλος, «заика, косноязычный»).

2. Филиппикой с тех пор стали называть вообще всякую гневную, обличительную речь

3. Олинфские речи - обвинительные речи Демосфена против Филиппа Македонского, захватившего и разрушившего город Олинф, союзником которого выступали Афины

Демосфен (лат. Demosthenes, греч. Димосфенис), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него — «филиппики»). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.

Политическая деятельность

Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.

Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами. Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином, которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик.

Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.

После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.

Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.

Ораторское искусство

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие — «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341 годами.

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.