Что такое американская мечта. Американский образ жизни

«Американская мечта» всегда была одним из передовых вопросов в литературе этой страны. Она зародилась еще в колониальный период и развилась в 19-ом веке. С открытием североамериканского континента на новую землю хлынули тысячи людей с разными идеями, с желанием установить главенство капитализма и прозападного мышления. Все эти факторы в совокупности оказали мощнейшее влияние на формирование Американской мечты.

Впервые термин «Американская мечта» встречается в 1931 году в книге писателя Джеймса Траслоу Адамса «Эпос Америки». Он говорит о том, что «Американская мечта – это желание обрести землю, на которой жизнь будет ярче, лучше и богаче, на которой каждый сможет найти для себя возможности в соответствии со своими умениями и знаниями».

На самом деле, термин Американской мечты можно трактовать как в более широком, так и в более узком понимании. В широком плане Американской мечтой именуют равенство, свободу и демократию в Соединенных Штатах. В более узком - это определенная вера в то, что для каждого жителя Штатов уготована лучшая жизнь, в которой сбудутся все его мечты, независимо от классовых порядков и семейного наследия, достаточно лишь приложить соответствующие усилия и не ретироваться перед трудностями. Иными словами, судьба человека напрямую зависит от его трудолюбия, отваги, творческих способностей и нацеленности на собственное процветание, в то время как ожидание помощи со стороны ведет по тупиковому направлению. Каждый должен отвечать за свои действия и хвататься за каждый шанс на собственное благополучие, ниспосланные судьбой благодаря решительности и тяжелой работе.

Значительная экономическая свобода во многом отличает Соединенные Штаты от других стран. Роль правительства в этих процессах ограничена, что способствует большей мобильности населения. По сути, любой человек может подняться вверх и добиться финансового успеха, это лишь зависит от старательности и прилагаемых усилий. Именно поэтому многие американцы верят в свою Мечту.

Коннотация американской мечты в разные времена

Как некий росток, Американская мечта крепла в сознании американцев на протяжении многих лет. По мере того, как развивалась Америка, человеческие ценности претерпевали существенные изменения. Ветхие устои были сломлены, а им взамен пришли перемены в лице нового поколения. Именно поэтому в разные социальные и исторические периоды концепт американской мечты не был одинаковым, отсюда разные люди имели разное представление об Американской мечте. Конечно же, способы достижения этой мечты тоже были разными. Поэтому существует множество коннотаций с течением времени.

Американская мечта между 18-ым и 19-ым столетиями

Американскую мечту этого периода также можно назвать «золотой мечтой». В период между этими веками дворянство в Европе все еще не кануло в Лету. Вследствие жесткой социальной иерархии, несправедливого распределения богатств и жестоких религиозных гонений многие первооткрыватели Просветительства, например Монтескье и Декарт, начали смотреть в сторону Соединенных Штатов как на действительно волшебную землю. Так «Американская мечта» постепенно распространилась среди уязвимых групп. Представителями именно таких групп стали первые переселенцы из Европы в 18-ом веке. Они страстно желали политического равноправия, поэтому «Равенство» стало коннотацией «Американской мечты» для европейских эмигрантов.

Американская мечта после Индустриализации

Во время гражданской войны в Америке начался период индустриализации. С каждым днем все большее число европейцев причаливало у берегов американского континента. На этом этапе зарождается новая коннотация «Американской мечты». В то время в Америке существовало множество коммерческих и промышленных гигантов, которых объединяла одна важная черта - бедность. Но вскоре им удалось достичь громадного успеха благодаря тяжелому труду. Ярким тому примером была автомобильная промышленность Генри Форда. В Штатах начался период быстрой экономической экспансии. Теперь коннотация Мечты получает смысл демократии и подъема.

Американская мечта в 20-м веке

Первая Мировая Война сказалась существенно слабее на Штатах, чем на других участниках конфликта, поэтому после ее завершения в стране начался период экономического расцвета. Благодаря индустриализации и активному использованию электронных изобретений жизнь простого американца значительно изменилась. Появление машин и их безоговорочное внедрение в повседневную жизнь также существенно сказалось на образе мышления. Беспрецедентный промышленный рост и широчайший потребительский спрос вошли в историю под название «Бурные двадцатые» — век материального достатка и духовного разврата. Алчность и коррупция стали основой Американской мечты того времени. Проявление всех коннотативных форм можно проследить в произведении «Великий Гетсби».

Американская мечта Гетсби

Американская мечта возникла в период зарождения американской цивилизации. Первопроходцы твердили, что Соединенные Штаты это настоящий рай для молодости, энергии и свободы, где каждый человек имеет равные возможности, чтобы воплотить свою собственную мечту в реальность. Тысячи молодых американцев преследуют свою «Американскую мечту» и они верят, что получив заветный куш, они автоматически, словно в довесок, будут наделены силой, статусом, любовью и счастьем. Несомненно, Джей Гетсби - один из таких людей. К тому же, пример Бенджамина Франклина, «отца всех янки», вдохновлял тысячи таких мечтателей, в том числе и Гетсби.

Гетсби верил, что каждый способен стать богатым, а следствие этого - возможность покупать счастье при помощи достатка и влияния. Его типаж стремлений относится как раз к «золотой мечте», но его Американская мечта не является сугубо материальной. Для него богатство служит инструментом для достижения настоящей Американской мечты - любви Дейзи. Она молодая девушка, некогда любившая Гетсби, но нынче находится замужем за богатым мужчиной. Реальность Гетсби заключается в том, что он не способен на ней жениться в силу огромной разницы в социальных статусах, поэтому он решает, что единственный для него шанс на счастье - вознестись в первые ряды общества.

Американская мечта других персонажей

Ник, рассказчик в повести, также находится в поисках, хотя более рациональных. Он - представитель традиционных моральных устоев Америки. Типичный житель Среднего Запада, которого манит богатство и красота Лонг Айленда.

Том, Дейзи, Джордан - все они были рождены в достатке. Том и Дейзи относятся к тем самым беспечным и развращенным мечтателям. Они ни о чем не беспокоятся, они не проявляют ни к кому никакого уважения! Надменность Тома - это настоящее фамильное наследие, которое позволяет ему одновременно властвовать над двумя женщинами, и неизвестно над сколькими еще в будущем.

У Дейзи тоже богатое происхождение. На вид она мила, привлекательна и романтична, но пуста внутри. «Что мы будем делать сегодня утром?», — наверное, единственное, что ее тревожит. Все, к чему она стремится, богатая и комфортная жизнь.

Джордан отличается выраженным безразличием и зациклинностью лишь на своем пути. Она «неизлечимо нечестна», но Ника в определенном смысле что-то к ней влечет. Хотя в целом, Джордан очень холодная особа, она не готова брать ответственность, а потому навеки потеряна в своей Американской мечте.

Разочарование в Американской мечте

Американская мечта Джея Гетсби состоит из двух частей: «жажда богатства» и «жажда любви». Поэтому его разочарование в Американской мечте тоже должно быть разделено.

Разочарование в богатстве

Названный при рождении Джеймсом Гетсом, Джей Гетсби берет себе псевдоним после встречи с престарелым миллионером Дэном Коди. Родители Гетсби были обычными фермерами, однако его сознание отказывалось отождествлять себя с ними какими-либо родственными узами. Он был скорее сыном Коди, а потому должен был наследовать его дело: служить богатой, развращенной и мишурной красоте. Именно Коди был тем, кто поменял жизнь Гетсби, втянув того в нелегальный бизнес. Так и был сформирован его жизненный вектор, направленный в сторону денег. Но абсолютно не важно, насколько Гетсби был богат, ведь он все так же безрезультатно пытается влиться в высшие круги общества, о которых он столько грезил, но которые по-прежнему не принимают его за своего по причине довольно смиренного происхождения. Вся горечь в том, что классовая дискриминация до сих пор существует, и это глупо было бы отрицать. Идеализм рушится под натиском реализма и прагматизма. Как результат, он становится всего лишь объектом насмешек и пересудов всех тех неизвестных знаменитостей. Ни одна душа не была искренней с Гетсби, что в итоге и подтверждается на его похоронах. Жуткий контраст между опустошением и одиночеством на погребении и бурной радостью на его вечеринках оставляет неизгладимый шрам. Но почему именно так?! Ведь они бывали тысячами на его праздниках?! Он всего лишь так и не получил признание высшего света.

Разочарование в любви

Как уже было сказано выше, Гетсби жаждал добиться богатства с одной лишь целью - завоевать ранее утраченную любовь. В уме Джея Гетсби роскошь буквально украшала Дейзи, словно знатную принцессу, тем самым ограждая ее от покорного образа жизни. Возможность быть с Дейзи значительно утешало тщеславие отпрыска обычного фермера. Таким образом, чтобы добиться ее расположения, молодой человек решается на организацию незаконного бизнеса, ведь он должен ей что-то предложить и суметь обеспечить. Любовь к богатой девушке дала ему отвагу и силы, чтобы продолжать сражаться, а сама юная особа не оставила без внимания его потуги. Но стоит признать, что Дейзи не испытывала к Гетсби такой же глубокой, а порой даже слепой, любви. В итоге Дейзи выбрала более удобный и привычный для нее вариант, ей больше подходило оставаться в золотой клетке! Это и привело к гибели Гетсби, о котором в результате практически никто и не вспомнил.

Разочарование Гетсби заключается в том, что после повторного завоевания расположения Дэйзи он осознает, что ее любовь не столь искренна, как он себе это представлял. Но он не сдается, ведь для него сдаться — значит потерпеть крушение на пути к своим идеалам. Из этого можно сделать вывод, что решительность и мотивация, с которой действовал Джей, не была плодом нежнейших воспоминаний о прошлом с Дейзи, а скорее настойчивостью, с которой он жаждал реализовать свою мечту. В этом плане Дейзи олицетворяет «мечту о любви», которую лелеял Гетсби. Он наделил образ этой девушки статусом собственной мечты и, возможно, ошибся со своим выбором. Дейзи - всего лишь ветреная персона, которая ценит деньги, богатую жизнь и статус выше любовных чувств. Поэтому она символизирует определенную иллюзорность и никчемность. Она не может быть воплощением любви и счастья, а также не может привнести смысл в жизнь Гетсби. А самым грустным оттенком этой истории является то равнодушие, с которым Дейзи отнеслась к гибели молодого человека. Вместе с его смертью также почили богатство и любовь, которые и были его мечтой.

Крах мечты Ника

Ник, в поисках своей мечты о достатке, отправляется на восток, дабы покорить инвестиционный бизнес. Посетив вечеринку Гетсби, он понимает, что все его гости относятся абсолютно к другому сословию. Все они богаты материально, но бедны духовно. Для себя он уясняет, что в их обществе крайне трудно не остаться одиноким. По мере того, как Ник углубляется в трагедию Гетсби, он понимает всю суть Американской мечты. В конце концов он понимает, что это история Запада. Гетсби, Том, Джордан, Дейзи – все они дети Запада, но им никак не ужиться на Востоке, потому что у них всех одни и те же недостатки. Что касается его любви к Джордан, вряд ли она принесла ему что-либо большее, чем моральное угнетение.

Крах и разочарование в Американской мечте

Социальные причины

Читая произведение, невольно отдаешь себе отчет в том, что разочарование в Американской мечте для каждого из персонажей становится неизбежным, и это разочарование, несомненно, связано со многими социальными аспектами. Любовь и дружба держится на хрупкой основе, сплетенной из денег и материальных благ. С тех пор, как каждый начинает заботится лишь о своем благосостоянии, можно напрочь забыть о взаимоотношениях благородных и взаимовыгодных.

Век джаза и потерянные двадцатые

Это отдельная страница в истории Америки после Первой Мировой Войны, когда еще не разродилась . Дух того времени был четко окрашен чувством разрыва с реальностью и сложившимися ранее традициями. Люди находили себя лишь в удовольствии. Развитие и индустриализация всего общества затмили все остальное. Фицджеральд считал, что это был чудесный век, но в тоже время до боли издевательский. Великий писатель назвал его Веком Джаза. Твердая вера в индивидуализм и погоня за счастьем превратились в свою химерную версию погони за деньгами. Именно в этот период Американская мечта претерпела неизгладимых изменений.

Наверное, Американская культура, как никакая другая, зиждется на поисках индивидуальности, свободе и демократии; тяжелом труде и борьбе за успех и свою честь. В центре всего – собственная индивидуальность: я во главе, поиск личного счастья и удовольствия, само-борьба, само-изучение… Такой подход безусловно имеет свои преимущества и недостатки. В таких условиях человек ощущает большую мотивацию, чтобы продолжать двигаться вперед. От этого выигрывает и вся нация. Но с другой стороны, всегда находятся люди, которые уходят за грани допустимого в своих стремлениях, они предпринимают абсолютно все, в том числе аморальные, методы, что и приводит к их духовному истощению. Но там, где есть жизнь, всегда найдется место и для мечты, и каждый должен строить свои ожидания, основываясь на реальности. Главное – никогда не опускать руки!

»; духовная мощь нации. Если американская система - это скелет американской политики, то американская мечта - её душа.

Источником словосочетания «американская мечта» считается написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса , озаглавленный «Эпос Америки» (англ. The Epic of America , 1931) :

…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает.

Джеймс Адамс хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и её достижениях. Это словосочетание прижилось и затем стало заглавием пьесы Эдварда Олби (1961) и романа Нормана Мейлера (1965), однако в этих произведениях оно было переосмыслено иронически.

Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

«определёнными неотчуждаемыми правами», включая «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами , прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность , определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства . Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person », то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.

Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

Часто физическим доказательством осуществления «американской мечты» считается собственность на частный дом .

Тему поиска «американской мечты» затрагивал в своих произведениях Хантер Томпсон .

Критика

Что случилось с американской мечтой? Не слышно более звуков единого мощного голоса, выражающего нашу общую надежду и волю. То, что мы слышим сейчас, - это какофония ужаса, примирения и компромисса, пустая болтовня, громкие слова «свобода , демократия , патриотизм », из которых мы выхолостили всякое содержание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Американская мечта"

Ссылки

  • Марк Лапицкий (д. ист. наук, ст. н. сотрудник Института сравнительной политологии РАН)

Примечания

Отрывок, характеризующий Американская мечта

Довольно улыбаясь, Караффа буквально «тащил» меня за руку по длинному коридору, пока мы наконец-то не остановились у тяжёлой, украшенной узорчатой позолотой, двери. Он повернул ручку и... О, боги!!!.. Я оказалась в своей любимой венецианской комнате, в нашем родном фамильном палаццо...
Потрясённо озираясь вокруг, не в состоянии придти в себя от так неожиданно обрушившегося «сюрприза», я успокаивала своё выскакивающее сердце, будучи не в состоянии вздохнуть!.. Всё вокруг кружилось тысячами воспоминаний, безжалостно окуная меня в давно прожитые, и уже частично забытые, чудесные годы, тогда ещё не загубленные злостью жестокого человека... воссоздавшего для чего-то здесь(!) сегодня мой родной, но давно утерянный, счастливый мир... В этой, чудом «воскресшей», комнате присутствовала каждая дорогая мне моя личная вещь, каждая любимая мною мелочь!.. Не в состоянии отвести глаз от всей этой милой и такой привычной для меня обстановки, я боялась пошевелиться, чтобы нечаянно не спугнуть дивное видение...
– Нравится ли вам мой сюрприз, мадонна? – довольный произведённым эффектом, спросил Караффа.
Самое невероятное было то, что этот странный человек совершенно искренне не понимал, какую глубокую душевную боль он причинил мне своим «сюрпризом»!.. Видя ЗДЕСЬ (!!!) то, что когда-то было настоящим «очагом» моего семейного счастья и покоя, мне хотелось лишь одного – кинуться на этого жуткого «святого» Папу и душить его в смертельном объятии, пока из него не улетит навсегда его ужасающая чёрная душа... Но вместо того, чтобы осуществить так сильно мною желаемое, я лишь попыталась собраться, чтобы Караффа не услышал, как дрожит мой голос, и как можно спокойнее произнесла:
– Простите, ваше святейшество, могу ли я на какое-то время остаться здесь одна?
– Ну, конечно же, Изидора! Это теперь ваши покои! Надеюсь, они вам нравятся.
Неужели же он и в правду не понимал, что творил?!.. Или наоборот – прекрасно знал?.. И это всего лишь «веселилось» его неугомонное зверство, которое всё ещё не находило покоя, выдумывая для меня какие-то новые пытки?!.. Вдруг меня полоснула жгучая мысль – а что же, в таком случае, стало со всем остальным?.. Что стало с нашим чудесным домом, который мы все так сильно любили? Что стало со слугами и челядью, со всеми людьми, которые там жили?!.
– Могу ли я спросить ваше святейшество, что стало с нашим родовым дворцом в Венеции?– севшим от волнения голосом прошептала я. – Что стало с теми, кто там жил?.. Вы ведь не выбросили людей на улицу, я надеюсь? У них ведь нет другого дома, святейшество!..
Караффа недовольно поморщился.
– Помилуйте, Изидора! О них ли вам стоит сейчас заботиться?.. Ваш дом, как вы, конечно же, понимаете, теперь стал собственностью нашей святейшей церкви. И всё, что с ним было связано – более уже не является Вашей заботой!
– Мой дом, как и всё то, что находится внутри него, Ваше святейшество, после смерти моего горячо любимого мужа, Джироламо, принадлежит моей дочери Анне, пока она жива! – возмущённо воскликнула я. – Или «святая» церковь уже не считает её жильцом на этом свете?!
Внутри у меня всё кипело, хотя я прекрасно понимала, что, злясь, я только усложняла своё и так уже безнадёжное, положение. Но бесцеремонность и наглость Караффы, я уверена, не могла бы оставить спокойным ни одного нормального человека! Даже тогда, когда речь шла всего лишь о поруганных, дорогих его сердцу воспоминаниях...
– Пока Анна будет жива, она будет находиться здесь, мадонна, и служить нашей любимой святейшей церкви! Ну, а если она, к своему несчастью, передумает – ей, так или иначе, уже не понадобится ваш чудесный дом! – в бешенстве прошипел Караффа. – Не переусердствуйте в своём рвении найти справедливость, Изидора! Оно может лишь навредить вам. Моё долготерпение тоже имеет границы... И я искренне не советую вам их переступать!..
Резко повернувшись, он исчез за дверью, даже не попрощавшись и не известив, как долго я могу оставаться одна в своём, так нежданно воскресшем, прошлом...
Время остановилось... безжалостно швырнув меня, с помощью больной фантазии Караффы, в мои счастливые, безоблачные дни, совсем не волнуясь о том, что от такой неожиданной «реальности» у меня просто могло остановиться сердце...
Я грустно опустилась на стул у знакомого зеркала, в котором так часто когда-то отражались любимые лица моих родных... И у которого теперь, окружённая дорогими призраками, я сидела совсем одна... Воспоминания душили силой своей красоты и глубоко казнили горькой печалью нашего ушедшего счастья...

Начиная где-то с 70-х годов прошлого века в СССР потихоньку стали просачиваться элементы американской культуры, и это несмотря на «железный занавес». Постепенно в стране среди молодежи культивировался эдакий светлый образ Соединенных Штатов Америки. Несколько поколений молодых советских людей 70-х-90-х годов перенимали американский образ жизни, моду, стиль, музыку, идеологию. Они считали, что США - это очень круто. Многие мечтали уехать туда, потому что там свобода, демократия, возможность самовыражения и другие прелести жизни.

Эталон американского образа жизни

Что же в США такого особенного? Почему множество людей по всему миру до сих пор считают, что эта страна идеальна? Понятие «американский образ жизни» стало идеологическим клише. И неспроста. Ведь рисовали картину государства изобилия, всеобщего благоденствия, свобод и возможностей. Считается, что образ жизни американских людей очень активен и динамичен, они деловиты и решительны.

Обязательными атрибутами любого уважающего себя американца являются: автомобиль, кредиты, двухэтажный дом в окрестностях города. Ну и, конечно, как же обойтись без либеральной демократии и религиозного плюрализма?! Вне зависимости от социального положения и происхождения все равны перед законом, по крайней мере, именно так звучит пропаганда американского образа жизни. В общем, все то, к чему должен стремиться каждый уважающий себя человек, и в Америке это получить очень легко и просто.

Как возникла американская мечта

Во времена Джеймс Адамс написал трактат «Эпос Америки», где впервые было упомянуто такое словосочетание, как «американская мечта». Он представлял Штаты как государство, в котором каждый сможет получить то, что заслуживает, а жизнь любого человека станет лучше, полнее и богаче. С тех пор словосочетание прижилось и стало употребляться не только в серьезном, но и в ироническом смысле. При этом само значение американской мечты расплывчато и не имеет четких границ. И вряд ли когда-нибудь будет четко определено. Ведь каждый вкладывает свой смысл в данное понятие, и от этого американская мечта становится еще более притягательной. Также это понятие очень тесно связано с иммигрантами из других стран, где зачастую нет столь обширной свободы личности, как это пропагандируют в Штатах. Считается, что именно в Америке можно упорным самостоятельным трудом добиться успеха в жизни.

В чем ее суть?

Американская мечта - это грезы о красивой жизни, и в первую очередь о богатстве. В Европе, к примеру, было достаточно четкое классовое разграничение, для многих людей добиться достатка было просто за гранью реальности. Штаты же являлись страной, где впервые было настолько развито индивидуальное предпринимательство, что добиться материального благополучия мог каждый. И мечта стала целью миллионов людей в погоне за быстрым обогащением.

Колонисты Северной Америки в XVIII веке очень быстро поняли безграничные возможности, которые дает этот новый континент. В их общинах добродетелью стал упорный труд человека для собственного обогащения, при этом, естественно, необходимо было жертвовать на нужды самой общины. Напротив, бедность слыла пороком, так как только несостоятельный, безвольный и бесхарактерный человек не мог ничего добиться при тех неограниченных возможностях, которые дарил новый континент. Таких людей не уважали.

Таким образом, происходило формирование основанного на материальных благах. Это была новая мораль, новая религия, где успех становился знаком любви Бога. XIX век стал вехой массовой эмиграции отчаянных охотников за удачей из стран Старого света в новый мир, где еще толком не было культуры и цивилизации, но предоставлялись неограниченные возможности для получения богатства. Для этих людей главными ценностями жизни были материальные блага, а не нравственное, культурное и духовное развитие. Соответственно, какой еще вектор развития, кроме капитализма, могли дать эти переселенцы будущим поколениям американцев?

Так создавался новый образ жизни человека

Если в Европе богатство и имущество передавались по наследству или же борьба за них велась только внутри привилегированного класса, то в Америке они стали доступны абсолютно всем. Появилась жесткая конкуренция, так как претендентов были миллионы. В свою очередь, такая неограниченная страсть к накоплению богатств привела к невероятной алчности, которая охватила американское общество. В связи с тем, что оно состояло из эмигрантов из всех возможных стран, представителей разнообразных национальностей, религий и культур, получился просто невероятный симбиоз.

Америка предоставляла свободный доступ к обогащению абсолютно всем без разбора, что породило жесточайшую конкуренцию и расчетливый прагматизм населения, который был просто необходим для выживания. США создавали свои традиции из разнообразных и непривычных реалий, сплавляя их в нечто новое.

Невероятные сочетания

Америка - страна невероятных контрастов. Так, по крайне мере, еще в 1890 году прокомментировал ее Бедеккер, известный путеводитель из Англии. В ней не просто сосуществовали, а уживались противоположные по своей природе явления: ярая религиозность и материалистическое мировоззрение, участие и безразличие к другим, воспитанность и агрессивность, честный труд и страсть к манипуляциям, уважение к закону и разгул преступности, индивидуализм и конформизм. Все это причудливо сочеталось и органично вплеталось в новый американский образ жизни.

Собственно, конформизм и стал одним из основ этого образа жизни. Так как в Америке еще не было сильного государства, которое бы с помощью общественных структур, социальных институтов и устоявшихся традиций смогло организовать и упорядочить всю разношерстную толпу мигрантов, конформизм стал единственно возможной формой выживания. В США создание всех общественных институтов начиналось с нуля, с чистого листа, и, не имея опоры из прошлого, граждане взяли единственно удобный для них курс - экономический. Гуманизм, культура, религия - все подчинилось новой системе ценностей, где главенствующую роль играли денежные единицы и акции. Человеческое счастье стало измеряться лишь количеством денежных знаков.

Страна идеалистов и мечтателей

По крайней мере, именно так назвал Америку ее президент Кулидж. Ведь это страна, где каждый рабочий может стать миллионером, потому что у него есть мечта. И совершенно неважно, что все не могут быть миллионерами, главное - верить, мечтать и стремиться к этому. И никто не собирается развенчивать этот миф, ведь ценность личности в Штатах была прямо пропорциональна банковскому счету ее обладателя. С течением времени предел высшего уровня отодвигался дальше и дальше: сотни тысяч долларов, миллионы, миллиарды. Потому как достижение мечты - это крах системы, остановка, которая непозволительна. Нужно только движение вперед. В этом, пожалуй, американский образ жизни похож на коммунистический.

США и СССР: схожести и различия

Несмотря на то, что советский образ жизни кардинально отличался от американского, было все же в двух таких непохожих странах нечто единое. Как ни странно, но стремление к росту материальных ценностей являлось общей целью как американской, так и советской мечты. Различие состояло лишь в том, что для Америки самоцель - это индивидуальное обогащение, а для Союза - коллективное, всеобщее материальное благополучие. Но в обоих случаях в основе идеи лежал прогресс - безостановочное индустриальное развитие, движение ради движения.

Для продвижения прогресса условия жизни постоянно изменяются, и человек должен все время приспосабливаться к новым и новым реалиям. Для этого он должен трудиться, и, таким образом, труд стал равнозначен свободе. Работа стала даже некоторым подобием религии, потому что тот, кто был никем, мог стать всем. Такая пропаганда велась как в Советском Союзе, так и в Соединенных Штатах Америки.

Если раньше крестьянин, обрабатывая свою землю, мог себя обеспечить всем самым необходимым, то в результате индустриализации он становился полностью зависимым от государства, и ему нужно было продавать себя на рынке труда. Благодаря труду вырабатывались дисциплина и самоорганизация, что приближало общество к абсолютному порядку, который являлся утопическим идеалом. Любой труд шел на благо экономики, которая стала инструментом контроля. На банкноте номиналом в один доллар есть символичная надпись «Новый порядок навеки», которая отлично характеризует позицию США в мировой политике.

Свобода, равенство и...?

В свое время лозунгом Французской революции был «Свобода, равенство, братство». То, что во все века было пределом мечтаний любого общества. В своей Декларации независимости Америка выдвигает практически те же тезисы, вот только вместо братства указано «Право на поиски счастья». Своеобразная и интересная трактовка. Но так ли все идеалистично и прозрачно?

Если для европейских государств на первом месте стоял человек с его личностными качествами, то здесь на передний план выходит равенство всех людей вне зависимости от культурного и духовного развития. Свобода оказывается правом участвовать в конкурентной борьбе, а под равенством подразумеваются одинаковые возможности для развития предпринимательства. Ну а «право на поиски счастья» и так говорит само за себя. Личность, культурное развитие и другие благодетели в этом обществе не нужны и не важны, есть лишь одно понятие силы - это экономика, которая подчиняет себе все сферы жизни человека и государства.

Массовость как основной принцип нового образа жизни

Благодаря индивидуальному предпринимательству Америка из аграрной страны превратилась в индустриальную. Ремесленный труд канул в прошлое, и началось массовое производство товаров общего потребления. Население становилось частью огромной экономической машины. Люди стали потребителями, на первый план начали выходить материальные блага, которых было все больше. Но все фактические бразды правления оказывались в руках владельцев крупных концернов и корпораций, которые диктовали условия жизни целой стране, и не только. Они в конечном итоге смогли распространить свое влияние на большую часть мира.

Экономическая элита стала подчинять себе и контролировать общество. В большинстве своем у руля оказались люди из низов общества, далекие от высокой культуры, от духовного развития и просвещения. Да и американский народ состоял из простых людей, поэтому культура США начинала свое развитие из рыночных зрелищ. В итоге она завоевала весь мир. Ее принцип состоял в том, что культура стала частью досуга, отдыха рабочего человека, которому после тяжелых трудовых будней необходимо было расслабиться. Таким и сейчас является образ жизни современного человека, причем далеко не только в Америке.

Высокие и тонкие материи явно не могли способствовать такому виду отдыха. Поэтому США соответствовала целям американской экономики. Вследствие чего установился такой образ жизни человека, при котором он утратил свое духовные ценности, полностью растворившись в материальном мире, став лишь винтиком невероятной экономической машины.

Типичная американская семья

Что в привычном смысле является образцом американской семьи, так усердно навязываемым американским кинематографом? Это деловой отец, который работает в солидной компании, мать-домохозяйка, устраивающая барбекю для соседей по субботам и делающая двоим свои детям-тинэйджерам сэндвичи в школу. У них обязательно большой и красивый двухэтажный дом, собака и бассейн на заднем дворе. А также большой гараж, потому что у каждого члена семьи свой автомобиль. Но это лишь красивая картинка, которой усердно потчуют доверчивых зрителей разных стран, да и самих Штатов. Так живет лишь небольшая прослойка населения. Огромная часть американцев не может позволить себе приобретать здоровую пищу, поэтому питается низкокачественным фаст-фудом, за счет этого Америка занимает первое место мире по количеству людей, больных ожирением. Этой проблеме также способствует тот факт, что образ жизни современного человека в Америке в основном малоподвижный.

У одних сидячая работа, после которой они проводят время либо в баре, либо перед телевизором дома на диване. Другие впадают в иную крайность - погоню за идеальной красотой. Поэтому в Америке так развита индустрия красоты, которая пропагандирует образ идеальной женщины с глянцевых обложек журналов. Создаются все условия для того, чтобы дамы от мала до велика вливали огромные средства в достижение этих эталонов.

Также именно США запустили гонку технологий в индустрии развлечений. Постоянно выходят все новые и новые гаджеты, которые особенно интересны молодежи. В погоне за модными новинками во всех сферах, будь то автомобили, компьютеры, плееры, смартфоны, одежда, обувь, аксессуары и прочие атрибуты современности, формируется образ жизни Система устроена так, что все очень быстро устаревает. Чтобы быть успешным, модным и популярным, нужно постоянно приобретать все новое. Как уже говорилось ранее, прогресс никогда не стоит на месте. И сейчас человечество начинает видеть плоды своего бездумного неограниченного потребления, только, к сожалению, системе все равно.

Американская мечта – это почти духовная идеология всей Америки. Этот термин впервые был использован в историческом трактате Джеймса Адамса, чтобы ободрить людей в период депрессии, которая коснулась разных слоев населения.

Значение американской мечты

Единого для всех значения у этого термина нет и быть не может. В целом, американскую мечту понимают, как свободу возможностей и высокий уровень благосостояния.

Для иммигрантов такая мечта означает смену страны с худшими условиями на государство с лучшими. Для самих американцев данная мечта содержит следующие постулаты:

  • Свобода личности;
  • Свобода предпринимательства;
  • Свобода самовыражения;
  • Труд во благо для достижения успеха.

На тему американской мечты написано немало произведений и спето множество песен. Ее воспевает кинематограф. Красной нитью тема мечты проходит через многие пьесы и мюзиклы. Живое воплощение данной идеологии – частный загородный дом в престижном районе, автомобиль высокого класса, частная школа для детей, персональный садовник и добропорядочные соседи.

Материальный символ такой мечты – статуя Свободы. Высокая зарплата – ее непременный атрибут. Социальное равенство является еще одной характеристикой данного термина. Никто не вправе осуждать другого, если тот успешен и богат.

Американская мечта сегодня

На сегодняшний день, западная идеология претерпевает существенные изменения. Еще 65 лет назад производительность американцев была чрезвычайно высокой. В дальнейшем в США стали пропагандировать мировую гегемонию, вместо здоровой конкуренции, так как конкурентный рынок оказался перенасыщен предложениями.

Если раньше рядовой американец верил, что трудолюбие и решимость – два ключа к непременному успеху. То теперь все больше людей имеют долги, становятся безработными, живут от зарплаты до зарплаты.

Выживет ли в таких условиях американская мечта? Если экономика Запада не испытает больше огромных потрясений, то данная идеология лишь немного изменится в угоду новому времени, но новые кризисы грозят американской мечте полным уничтожением.

В идеологии американской мечты скрыт еще один важный принцип. Ценность человека напрямую связана с его социально-экономическим положением. Успех приравнивает личность к разряду святых, а неудачник становится изгоем, которого все обходят стороной. Это оборотная сторона подобной идеи. Ее теневая политика.

Современные американцы живут в перенасыщенном мире, где многие старые модели просто не работают. Как они справляются с неизбежными изменениями?

Люди стремятся поддерживать высокий уровень жизни при помощи кредитов и займов. Теперь хорошая кредитная история также ценна, как и деловая репутация человека. Сравнительно молодая американская культура оказывает влияние на весь мир, но изменения в ней с трудом выходят за пределы границ этого огромного государства. Иммигранты по-прежнему верят в американскую мечту, а сами граждане США пытаются жить по-новому.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает.

Джеймс Адамс хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и её достижениях. Это словосочетание прижилось и затем стало заглавием пьесы Эдварда Олби (1961) и романа Нормана Мейлера (1965), однако в этих произведениях оно было переосмыслено иронически.

Значение понятия «американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты.

«определёнными неотчуждаемыми правами», включая «жизнь, свободу и стремление к счастью».

Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами , прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жёсткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность , определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства . Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person », то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни.

Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев.

Часто физическим доказательством осуществления «американской мечты» считается собственность на частный дом .

Тему поиска «американской мечты» затрагивал в своих произведениях Хантер Томпсон .

Критика

Что случилось с американской мечтой? Не слышно более звуков единого мощного голоса, выражающего нашу общую надежду и волю. То, что мы слышим сейчас, - это какофония ужаса, примирения и компромисса, пустая болтовня, громкие слова «свобода , демократия , патриотизм », из которых мы выхолостили всякое содержание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Американская мечта"

Ссылки

  • Марк Лапицкий (д. ист. наук, ст. н. сотрудник Института сравнительной политологии РАН)

Примечания

Отрывок, характеризующий Американская мечта

Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.
Бенигсен остановился на флешах и стал смотреть вперед на (бывший еще вчера нашим) Шевардинский редут, на котором виднелось несколько всадников. Офицеры говорили, что там был Наполеон или Мюрат. И все жадно смотрели на эту кучку всадников. Пьер тоже смотрел туда, стараясь угадать, который из этих чуть видневшихся людей был Наполеон. Наконец всадники съехали с кургана и скрылись.
Бенигсен обратился к подошедшему к нему генералу и стал пояснять все положение наших войск. Пьер слушал слова Бенигсена, напрягая все свои умственные силы к тому, чтоб понять сущность предстоящего сражения, но с огорчением чувствовал, что умственные способности его для этого были недостаточны. Он ничего не понимал. Бенигсен перестал говорить, и заметив фигуру прислушивавшегося Пьера, сказал вдруг, обращаясь к нему:
– Вам, я думаю, неинтересно?
– Ах, напротив, очень интересно, – повторил Пьер не совсем правдиво.
С флеш они поехали еще левее дорогою, вьющеюся по частому, невысокому березовому лесу. В середине этого
леса выскочил перед ними на дорогу коричневый с белыми ногами заяц и, испуганный топотом большого количества лошадей, так растерялся, что долго прыгал по дороге впереди их, возбуждая общее внимание и смех, и, только когда в несколько голосов крикнули на него, бросился в сторону и скрылся в чаще. Проехав версты две по лесу, они выехали на поляну, на которой стояли войска корпуса Тучкова, долженствовавшего защищать левый фланг.
Здесь, на крайнем левом фланге, Бенигсен много и горячо говорил и сделал, как казалось Пьеру, важное в военном отношении распоряжение. Впереди расположения войск Тучкова находилось возвышение. Это возвышение не было занято войсками. Бенигсен громко критиковал эту ошибку, говоря, что было безумно оставить незанятою командующую местностью высоту и поставить войска под нею. Некоторые генералы выражали то же мнение. Один в особенности с воинской горячностью говорил о том, что их поставили тут на убой. Бенигсен приказал своим именем передвинуть войска на высоту.
Распоряжение это на левом фланге еще более заставило Пьера усумниться в его способности понять военное дело. Слушая Бенигсена и генералов, осуждавших положение войск под горою, Пьер вполне понимал их и разделял их мнение; но именно вследствие этого он не мог понять, каким образом мог тот, кто поставил их тут под горою, сделать такую очевидную и грубую ошибку.
Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!