Что такое доминат в древнем риме. Военная и административная реформы

Подробное решение параграф § 7 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

империя – форма государственного устройства со всей полнотой власти правителя (империумом);

принципат – первая стадия существования Римской империи, когда формально сохранялись все республиканские институты, а император стоял первым в списке сенаторов (был принцепсом);

доминат – вторая стадия существования империи, при которой власть императора приобрела божественный характер и многие другие черты восточной деспотии;

христианство – монотеистическая религия, последователи которой верят в пришествие на землю сына Господа в виде богочеловека, его убийство и воскрешение, а также ждут его возвращения в конце времён для последней битвы с Сатаной (олицетворением зла) и установления Божественного царства на земле.

2. Охарактеризуйте значение римских завоеваний для покорённых народом. Можно ли дать им однозначную оценку?

Можно однозначно сказать, что римское завоевание стало переломным моментом истории покорённых народов. Положительное оно оказало воздействие или отрицательно, сказать не возможно, потому что мы не можем знать, что было бы с этими народами без данного завоевания. Тем не менее воздействие завоевания условно можно разделить на отрицательное и положительное.

Факторы положительного воздействия:

Прекратились постоянный войны между эллинистическими государствами и варварскими племенами, за исключением периодов гражданских войн, внутри империи царил мир;

Варварские народы приобщились к цивилизации именно благодаря римлянам;

Многие народы долгие века после падения империи пользовались римскими дорогами, амфитеатрами, домами и т.д, не в силах построить что-либо более качественнее;

Эллинистические цивилизации ещё больше сплотились, что привело к продолжению обмена достижениями культуры;

Римское право долгое время оставалось эталоном для наследников империи;

Внутри империи были созданы хорошие условия для торговли, особенно в эпоху принципата.

Факторы отрицательного воздействия:

Само завоевание порой приводило к большим жертвам, как и подавление восстаний;

Традиционные культуры галлов, кельтиберов и некоторых других народов серьёзно пострадали или были уничтожены;

Германцы, которые какое-то время были под римской властью, а потом её свергли, милитаризировались именно в борьбе с римлянами;

Каждый из народов потерял способность к самостоятельной обороне, потому попал под власть новых варваров вместе со всей империей.

Факторы нейтральные, однако ключевые для дальнейшего развития:

Единство империи во многом способствовало распространению христианства по всей её территории;

Средневековая Европа состояла из королевств, а титул короля пришёл именно из Римской империи, Византия же просто была непокорённой Восточной Римской империей.

3. Какими художественными средствами были реализована идея величия и могущества Римской империи? Можете ли вы привести примеры использования подобных средств в Новейшей истории?

Величие и могущество было показано через грандиозные постройки, вроде храмов (например, Пантеон), дворцов (например, дворец Нерона) и общественных зданий (например цирк Флавиев (Колизей) на месте разрушенного дворца Нерона). Также существовали и специальные постройки, единственной задачей которых было прославление побед: триумфальные арки и колонны (например, колонна Трояна) и т. д.

В наше время также величие часто показывают через архитектуру. И сегодня строят величественные храмы, хотя больший упор делают на стадионы и другие общественные здания (прославляют страну Оперный театр в Сиднее, отель Бурдж-Халифа в Дубаи и др.).

Величие империи подчёркивали и развлечения римлян. На крупных играх выступали не только гладиаторы, но и животные, свезённые со всей империи. В наше время телевидения экзотическими животными сложно удивить, но их заменяют выставки технических достижений, которых в римское время было куда меньше.

Наконец, величие империи вошло в само мировоззрение римлян. Римский мир по умолчанию считался лучшим и самым цивилизованным местом в мире. Сегодня в западном мире происходит то же самое. Обычный американец или француз просто по умолчанию знает, что живёт лучше, чем человек в Сомали или Уругвае.

4. Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения Римской империи? Какие слои населения первыми приняли новую веру и почему?

Высказывались разные теории про то, какие слои первыми восприняли христианство. Логично выглядит версия, что это были рабы, потому что христианство признаёт всех людей равными, независимо от социального статуса и даже говорит, что последние станут первыми. Но послания апостолов, которые обращены к первым христианам, не показывают такой тенденции. Видимо, уже в ранних общинах были люди из самых разных слоёв общества, самых разных профессий.

Теоретически помочь распространению христианства могли следующие факторы.

Кризис римского язычества. Параллельно с христианством распространялись и многие другие культы, среди них много восточных. Причём они находили последователей всюду, включая Италию. Этого не могло бы быть, если бы традиционные культы римлян продолжали устраивать людей);

Проповедь иудаизма. Именно в этот период иудаизм активно распространялся по империи, в него переходили многие бывшие язычники. Благодаря этому люди были уже знакомы с монотеизмом и привыкли к мысли, что можно почитать только одного бога. Кроме того, христианство вообще долго воспринимали как секту иудаизма, бывшие язычники не всегда видели разницу между ними. До поры это даже предотвращало гонения.

Христианство учит, что спасение не зависит от социального слоя или принадлежности к определённому народу, рабам оно обещало те же награды или наказания, что и нобилям.

Разные части империи были тесно связаны торговыми путями, по которым распространялись и новые идеи, включая христианство.

В восточной части империи почти все более или менее понимали греческий язык, а в западной – латынь, потому проповедникам не приходилось заново переводить священные тексты и самим учить новый язык, начиная проповедь для очередного народа.

Особенно сильно способствовала распространению христианства эпоха солдатских императоров, когда государство раздирали войны между легионами, а возведённые этими легионами правители менялись почти каждый год, часто даже не могли подчинить себе всё государство. Ситуация усугубилась ударами варваров, потому что войска занимались «политикой» вместо того, чтобы охранять границы. В те десятилетия всем казалось, что римский мир, а значит мир в целом рушиться, то есть сбываются христианские пророчества об Апокалипсисе.

5. Какие элементы феодальных отношений зарождались в поздней Римской империи?

Элементы:

Торговые связи ослабевали, господствовало натуральное хозяйство, особенно в западной части империи;

В связи с этим большая часть налогов стала собираться в натуральном, а не в денежном виде, в таком же виде часто выдавали жалование;

Большинство городов пришло в упадок, оттуда начался отток населения;

Крупные землевладельцы стали сдавать свои земли в аренду полузависимым колонам, которые взамен отдавали им часть урожая;

Профессии в большинстве своём стали наследственными (что Диоклетиан закрепил законодательно);

Большое влияние на политику приобрела христианская церковь;

Светская власть активно вмешивалась в церковные споры, в частности, преследовала еретиков.

6. По карте (с. 106) определите, где прошла граница, разделяющая Римскую империю па Западную и Восточную, Какие последствия это имело для развития античного мира?

Граница прошла строго с севера на юг, образовав на карте вертикальную черту чуть восточнее самой восточной оконечности Апеннинского полуострова. Таким образом она пролегла по западной части Балканского полуострова, далее по Средиземному морю и по пустыне, разделяющей Египет и провинцию Африка (западную часть Северной Африки).

Результатом этого раздела стала различная историческая судьба римских владений. Европейская часть Западной Римской империи была заселена варварами и вместе с землями германцев составила Средневековую Западную Европу. Восточная Римская империя, включившая отвоёванную у варваров при Юстиниане провинцию Африка продолжала существовать, хоть и трансформировалась под влиянием христианства. В нашей историографии она получила название Византии. Позже большая её часть была завоёвана арабами и стала частью мусульманского мира.

7. Используя карту, определите одну из причин упадка Западной Римской империи. Какие ещё факторы привели к падению империи? Было ли оно неизбежным?

Граница Восточной Римской империи была лучше защищена от варваров Чёрным морем, Балканскими и Кавказскими горами, что видно на карте, в то время как граница Западной империи протянулась в основном по равнинам, защищённая только рекам, на реках были броды, в особенно холодные зимы они покрывались настолько толстым людом, что конница пересекала их в любом месте;

Восточная империя была экономически стабильнее, потому что туда вошли земли древних цивилизаций и эллинистических царств и дававшими большие урожаи землями и крупными городами, продолжавшими получать большие прибыли от торговли;

В последние десятилетия перед падением Западной Римской империи там наблюдался кризис власти, на престоле часто сменяли друг друга императоры, многие из которых были малолетними, другие избавлялись от самых талантливых полководцев (боясь их претензий на престол) и больше обращали внимание на борьбу за власть, чем на борьбу с варварами;

В этот же период власть восточных императоров была относительно стабильной, каждый из них оставался на престоле долгое время и уделял много внимания внешней политике.

Как можно видеть из этого списка, к падению Западной и выживанию Восточной империи привели как объективные, так и субъективные факторы. Потому скорее всего, подобное развитие событий не было неизбежным – к нему во многом привели конкретные события политической жизни.

1. В чём отличие империи от республики? Обоснуйте неизбежность установления империи в Риме.

Установление империи стало неизбежным, как только у армии появились собственные политические интересы, состоящие в выдвижении на первые роли в государстве угодного ей полководца. Противостоять легионам не мог никто, кроме других легионов, а сражение частей армии, как и большинство войн, рано или поздно заканчивается победой одной из сторон. Потому только наделение значительной части граждан землёй и возвращение армии в состояние ополчение граждан могло сохранить республику.

Империя отличалась от республики единоличностью власти. Правитель стал единым, так же, как един командир в армии, которая возвела своего императора на престол. Соответственно, исчезла открытая политическая борьба и сопровождавшие её беспорядки, доходившие часто до настоящих боёв на улицах столицы. Провинции разделялись на сенатские и имперские, доходы с имперских сенат не контролировал. В число сенатских вошли только провинции, в которых не стояли войска. Теперь формально все легионы возглавлял один человек – император, полководцы на местах считались только его легатами. Главное, именно от имени императора награждали легионеров отличившихся и отслуживших положенный срок. Для этого появилась хорошо отлаженная система. Потому теперь солдаты связывали благополучие с императором, а не со своим непосредственным полководцем. Кроме того, легионами управляли молодые политики. Они занимали эту должность короткий срок (обычно год), после чего продолжали карьеру в столице. Легионеры не успевали привыкать к своим начальникам, а те не были заинтересованы в мятежах против императора, ведь мятеж мог оказаться и неудачным, а перспективы в случае лояльности открывались перед ними радужные.

При всё этом в империи эпохи принципата сохранились все атрибуты республики. Решения государственной важности принимались от имени сената, продолжали избираться консулы, преторы и т.д. (только избирал их уже не народ, а сенат, где первым высказывал своё мнение император). Народное собрание лишилось прав выборов должностных лиц и суда, но по-прежнему считало себя значимым. С этой значимостью соглашались и императоры и именно поэтому устраивали для плебса раздачи хлеба и зрелища.

2. Почему философия стоиков была популярна в Римской империи?

Философия стоиков учила принимать жизненные обстоятельства стойко. Это хорошо отвечало условиям римской империи, где с одной стороны жизнь была в целом устроена, с другой, воля императора неожиданно могла её сломать. Кроме того, эта философия на мировоззренческие проблемы давала ответы, которые позволяли не заботиться об этих проблемах прямо сейчас. Это было актуально после веков философских и религиозных споров о предметах, которые человек всё равно не может проверить.

Христианство – это однажды возникшая система взглядов и ответов на вечные вопросы, которая влияет на нашу жизнь до сих пор. Однако хронологически оно в понятие осевого времени не вписывается. Произошло это, видимо, потому, что христианство Карлом Ясперсом и последующими разработчиками концепции воспринималось как синтез иудаизма и античной культуры, из которых обе являются продуктом данного периода.

4. Чем отличалось античное понимание места человека в обществе и государстве от христианского?

В античности человек воспринимал себя как часть коллектива, прежде всего, гражданской общины. Христианстве делает акцент на индивидуальности. Место человека в церкви важно, но по пути спасения он идёт только сам и только сам отвечает за свои поступки и даже мысли. Между тем в высших слоях общества уже в античности многие воспринимали себя как отдельных личностей. Именно на этом основании они стремились к личному политическом успеху, господству и т.д.

5. Какие римские правовые нормы действуют в современном нраве? В какой мере римское наследие явилось основой европейской цивилизации?

Основой последующих правовых систем стало следующее:

Уважение к закону, который выше индивидуальной воли человека;

Привычка разрешать конфликты в суде с состязательностью сторон;

Состязание в суде не истца и ответчика, а их представителей – квалифицированных юристов;

Разделение права на многочисленные аспекты: имущественного, семейного и т.д.

Чёткое понятие собственности.

Основой последующей правовой системы стали в большей мере императорские кодексы законов, самый известный из которых составил Юстиниан I. Но они выпускались во многом, чтобы перебороть сложившуюся традицию проведения судов. К концу империи стороны состязались, в основном приводя в пример решения известных предшествовавших юристов, мнения которых считались авторитетными. Соответственно, каждая из сторон пыталась доказать или опровергнуть то, что конкретный их случай соответствует делу, разрешённому тем или иным юристом. Противоположная сторона искала контраргументы в решениях других юристов и т. д. На поиски всех этих примеров требовалось время. Потому процессы очень затягивались. Кодексы императоров, включая кодекс Юстиниана, призваны были разрушить эту практику. После их выхода обращаться можно было только к последнему из кодексов. Потому современной судебное система унаследовала многие принципы римского права, перечисленные выше, но само проведения судов, принцип вынесения решения со временем существенно изменился.

Повторение и обобщение

2. Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений Древнего мира и обоснуйте свой выбор.

1) Цивилизация. Переход от первобытности к государству, то есть к цивилизации, создал историю как таковую, значительно ускорил развитие человечества (а значит и улучшение его жизни, заложил первые предпосылки ускорения этого развития гораздо позже, в эпоху индустриального и постиндустриального общества.

2) Письменность. Развитие человечества – это накопление знаний. С определённого момента оно стало бы не возможным без письменности. Но кроме того, системы письма в корне изменили характер государственной власти и облик человеческого общества.

3) Деспотия как форма правления. Восточные деспотии были примечательны своей стабильностью. Сочетание обожествления правителя (или чего-то близкого к обожествлению) с пышностью двора (для того, чтобы поддержать образ небожителя) и обширным бюрократическим аппаратом появлялось в истории много раз и не только на востоке. Они заметны и в Римской империи эпохи домината, и в абсолютных монархиях Нового времени и т.д.

4) Республика как форма правления (как демократическая, так и олигархическая). Государства с выборностью власти периодически появлялись в Средневековье, в Новое время стали эталоном для борцов за свободу и сегодня именно они преобладают в мире (одна из таких стран – наша).

5) Наука как подход к изучению мира и фактор, формирующий мировоззрение. Сегодня мы знаем мир именно с научной точки зрения. И хотя научный подход претерпел большие изменения в Новое время (стал больше основываться на эксперименте), но его основы были заложены в античности. Это и формулировка утверждений на основе логических рассуждений, и построение на основе эмпирических наблюдений теорий, которые позволяют задавать новые вопросы, и, главное – исследование ради научного интереса, при котором практическое применение является только второй и не всегда обязательной стадией.

3. Проведите исследование на тему «Античные сюжеты и архитектурные формы в искусстве последующих эпох» (на примере живописи, скульптуры или архитектуры).

Христианство зародилось именно в античности и многое взяло из наследия предыдущих эпох. Потому многие исключительно христианские мотивы на самом деле были разработаны раньше. Пример – пастух, который несёт на плечах овцу. Многие века пастырь трактуется как Христос, а овца – как грешник (заблудшая овца), которую несут обратно в стадо (церковь). Силуэт фигуры также образует крест, что придаёт ему дополнительную значимость. Но на самом деле изображающие этот сюжет статуэтки встречается и в более ранние века, ещё до Рождества Христова.

Всё же, большинство античных сюжетов – мифологические. В Средние века они были не просто забыты, а специально искоренялись. Но в эпоху Возрождения вновь пришли в искусство, во многом благодаря масштабным раскопкам в Италии. И каждые новые масштабные археологические работы вызывали новый всплеск этого интереса. Так волну ажиотажа вызвали масштабные работы в Помпеях.

Художники эпохи Возрождения именно у античных мастеров учились анатомически правильному показу тела. Вместе с этим перенимали и античные сюжеты. На их картинах снова появились Геркулес, Венера, фавны, музы и другие гости из далёких времён и другой культуры. Они перекочевали и в искусство остального Нового времени. Часто греческие и римские боги выступали как аллегорические символы. Новые аллегории также исполняли в античном духе. Так в XVII веке стало популярно изображение материков (частей света), при этом на картине мы видим не карту, а женщин, очень похожих на античных богинь.

С архитектурой произошла похожая история. В Средневековье от античного наследия почти ничего не осталось. Можно упомянуть, пожалуй, только колонны, но не с внешней стороны знания, а в основном внутри него. В Высоком Средневековье вспомнили также арку. Но и колонны, и арки были выполнены в новых стилях и совсем не походили на античные.

Ситуация изменилась в Новое время, когда и в архитектуре к античному наследию стали обращаться всё больше. В итоге классицизм пытался почти полностью скопировать греческие и римские здания: почти каждый дом снабжался портиком с колоннами и тому подобными элементами.

В XIX веке античное наследие постепенно начинает уходить и из архитектуры, и из остального искусства. Реализм объявлял его слишком оторванным от жизни и стремился максимально точно изобразить современность, а не следовать древним образцам. Новые материалы и новые типы зданий с неизвестными ранее назначениями продиктовали новые архитектурные решения при их строительстве. Сегодня античное наследию окончательно стало уделом лишь истории. Но его влияние на развитие культуры сложно переоценить, причём оказывалось оно на протяжении многих веков после падения и Западной, и даже Восточной Римских империй.

4. Создайте проект электронной энциклопедии «Происхождение мира и человека в мифологии народов Древнего мира».

Предполагаемый план энциклопедии:

1. месопотамские космогонические мифы –

а) более поздний и понятный миф под условным названием Энума элиш,

б) более ранний и туманный миф о Энки и Нинхурсаг;

2. египетские космогонические мифы –

а) версия жречества Иуну (в греческом произношении – Гелиополя),

б) версия жречества Шедета (в греческом произношении – Гермополя),

в) версия жречества Мемфиса;

3. античная мифология –

а) сотворение богов и мира в «Теогонии» Гесиода,

б) римские изменения этого мифа в изложении Овидия,

в) версии возникновения мира из одного из четырёх элементов в трудах греческих натурфилософов,

г) орфический миф о Зевсе, поглотившем мир и снова родившем его из себя;

4. китайский миф о хаосе (хунь дунь), например, по версии трактата «Хуайнань-цзы»;

5. Гимны о сотворении мира в Х книге Ригведы (Индия);

6. Сотворение мира по версии зороастризма (иранская мифология);

7. Библейская версия о 7 днях творения.

5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее значительной, с вашей точки зрения, личности Древнего мира.

Завоевания Александра Македонского – не просто уничтожение Персидской империи, но и удивительный поворот в истории, синтез казалось бы не совместимых начал в новой цивилизации. Потому именно он наиболее достоин звания такой личности.

Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. – М.: МГУ, 1993;

Плутарх. Александр // Сравнительные жизнеописания. – М.: Наука, 1994;

Шахермайр, Ф. Александр Македонский. – М.: Наука, 1984;

Фуллер, Дж. Ф.Ч. Военное искусство Александра Великого. – Смоленск: Русич, 2006;

Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского. – Казань: Изд-во КГУ, 1976.

Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Анализируемая цитата:

«Европейская, а во многом и мировая цивилизация построена па античном фундаменте. Это не только художественный образ, но сама подлинная реальность» (А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура).

Европейское искусство во многом основано на античном. Это не только мифологические сюжеты на картинах Нового времени и дома, похожие на греческие храмы. Это и анатомически верный показ тела, передача движения в застывших образах, передача эмоций на лицах, чем так славился эллинизм.

Большая часть государств сегодня – республики. Политическая мысль нашего времени также развилась на основе античного наследия. Правда, очень часто прежние названия сильно изменили свою суть. Так сегодня нет такой социальной категории как плебеи (слово осталось только как метафора), а плебисцит – реальность политической жизни.

Похожие вещи произошли с правом. Собственно римские суды с поиском примеров из практики известных юристов или решение дела исключительно исходя из репутации истца и ответчика мало напоминают современную ситуацию. Но мы унаследовали многие античные принципы, такие как сотязательность сторон, причём не их самих, а их представителей из числа профессиональных юристов, суд присяжных, в котором решают исход дела случайно выбранные люди, что усложняет их подкуп и т. д.

Цивилизация наших дней действительно во многом базируется на античности. Но главное, что оставила нам та эпоха – это наука. Именно наука создала те технические достижения, которые окружают нас повсюду. Конечно, учёные Древней Греции не помышляли ни о микробиологии, ни о нанотехнологии. Но они создали сам научный подход – сомнения на основе логики в каждом утверждении и стремление к знаниям ради интереса, ради самих знаний – практическое их применение становиться не единственной целью.

Индустриализация привела к разделу мира между европейскими державами. Освободиться от колониальной зависимости подвластным народом удалось, только переняв многое из Европы. Потому европейский образ мысли, европейские политические и иные институты действительно распространились по всему миру, а значит распространилось и античное наследие, как их органическая часть.

С процитированным выше утверждением, безусловно, стоит согласиться.

Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 Этапа в периоде империи:

    принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

    Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией гос. Управления и концентрацией власти в руках одного человека. Сохранялись республиканские учреждения(сенат, народное собрание), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы гос.управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс – первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного госуд.управления. его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей – консула, цензора, трибуна. Имел право вето на решения всех гос.органов, право формировать сенат. Народные собрания утрачиваю роль и значение. Новый коллегиальный совещательный аппарат – совет принцепса (близкие главе государства лица). Принцепс опирался на постоянную наемную армию.

Доминат : к концу 3в. Устанавливается. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Римские магистраты превращались в почетные должности дя приближенных императора. Роль сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Управление государством осуществлялось многочисленными чиновниками, назначающимися императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов гос.управления: госуд.совет при императоре, финансовые, военные ведомства.

Во время правления основателя домината, императора Диоклетиана, была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи управлял один август и его соправитель цезарь. Армия была разделена на две части: на границах и внутри государства.

Введено новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100.

Введен прямой налог в натуральном виде, устанавливались максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.

Билет 10 Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

    Древнейший период (VI - середина III в. до н. э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.

    Предклассический период (середина III в. до н. э. -- I в. н. э.). В этот период начинается развитие преторского права, увеличивается разнообразие юридических механизмов при сохраняющемся доминировании цивильного права.

    Классический период (1-111 вв. н. э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

    Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Достижения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит окончательно, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Основные источники, относящиеся к первому периоду - это обычай; законы «царей»; правотворчество жрецов-понтификов; законы, принимавшиеся народными собраниями; Законы XII таблиц; эдикты преторов.

Во втором периоде в качестве источников римского права выступали: юриспруденция римских юристов; сенатусконсульты; конституции императоров (эдикты; мандаты; рескрипты и декреты).

В последнем периоде, когда начинают предприниматься широкомасштабные работы по систематизации римского права, в качестве принципиально нового источника права выступают кодификации права - вначале частные (кодексы Грегориана и Гер-могениана, III-IV вв.), а затем и официальные (кодекс Феодосия 438г., Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) 528-534 гг.).

Кодификация Юстиниана.

После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.

Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы .

Прагматическая санкция - император дарует лицу какие-л. привилегии.

Свод Юстиниана стал основным источником изучения римского права.

В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:

1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)

2 - Institutiones - Институции

3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты

Дигесты - наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.

Дигесты - собрания отрывков из произв юристов классич периода.

Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.

Частное право, уг право, церковное право

Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т. п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции, сравнительно небольшой по объему труд в четырех книгах, имеющий как законодательный, так и учебный характер. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В III веке н. э. в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это - период домината (от «доминус» - господин).

В это время на Римское государство обрушились большие несчастья как внутреннего, так и внешнего характера. Извне на его территорию вторглись соседние народы, разорившие и опустошившие огромные пространства. Кроме того, экономические ресурсы государства оказались подорванными и сильно ослабленными. По всей вероятности, это было результатом отрицательного влияния таких факторов, как, с одной стороны, процесс разложения рабовладельческого строя, а с другой - недальновидная политика государственных и политических структур правящей элиты. Отрицательно сказавшаяся на среднем классе римского общества до предела обременительная государственная налоговая политика и абсолютная бепомощность этой категории граждан хоть как-нибудь противостоять пагубному воздействию инфляции, в конце концов и привели к полному разорению и опустошению нации.

Следует добавить, что доминат как государственная форма правления была прямым следствием того идеологического влияния, которое оказывалось на Рим Востоком. Государственная власть и государственное право в странах Ближнего Востока с незапамятных времен сохраняли религиозные представления о власти и праве, в частности, о божественном происхождении самодержавной власти. Повелитель в их представлениях был одновременно и богом, и мирским господином над своими подданными. Почти сразу, как только восточные провинции Рима были завоеваны пришельцами с Востока, римские политические и военные деятели соприкоснулись с их взглядами на право и власть, что, безусловно, оказало большое политическое влияние в этих районах. Люди, которые в странах Востока заявляли о своих притязаниях на трон властелина мира, должны быть или самими богами, или как минимум сынами богов. Но Август, а в дальнейшем почти все его преемники, в эпоху существования принципата или отказывались, или даже вовсе избегали своего возвеличивания до уровня богов, по крайней мере в самом Риме, и никому не разрешали преклоняться перед ними. При существовавших у римлян той эпохи убеждениях такое преклонение рассматривалось бы ими как кощунство по отношению к богам. Но зато в отдаленных провинциях (само собой разумеется, что речь идет о провинциях, расположенных в восточных районах империи) претенденты на свое божественное происхождение, конечно же, позволяли своим подданным преклоняться перед ними как избранниками бога. По представлениям той далекой эпохи такие избранники бога после своей смерти попадали в общество богов, предварительно пройдя обряд обожествления (consecratio), если, конечно, боги давали знак о таком своем желании. И только лишь римские императоры Калигула (12 г. до н. э. -? г. н. э.) и Домициан (51-96 гг. н. э.) рискнули принять типичный для восточных представлений императорский титул царя и бога (dominusetdeus).

К этому следует добавить еще и то немаловажное обстоятельство, также сыгравшее свою негативную роль в жизни нации, что в середине III в. римская армия, состоявшая из множества представителей самых различных этнических групп населения, в культурном отношении имевших довольно низкий уровень, заняла господствуюшее положение в государстве. Армия стала назначать или, наоборот, смещать своих императоров по своему усмотрению. Беспрестанные, то в одном, то в другом месте вспыхивавшие военные бунты, расползаясь вглубь и вширь, захватывая все новые и новые провинции, поглотили почти все необъятное пространство империи и привели, наконец, к падению государственных административных и правовых структур власти, тем самым расчистив путь новой форме государственного устройства: господству неограниченной монархии - доминатуСизиков М.И. «История государства и права» - М.: - «Юридическая литература», 1997..

Переход к доминату, формально был ознаменован тем, что римский император Аврелиан (214/215-275 гг. н. э.) принял титул «царя и бога» и диадему - восточный символ царского достоинства. Во время правления иператора Диоклетиана римская государственная система постепенно, но последовательно осваивала новый вид судебной власти - самодержавный суд, который и был со временем узаконен еще при Диоклетиане. С этого момента император уже перестал быть первым гражданином своего государства, отныне он - бог, владыка, обладающий абсолютной властью над своими подданными, ставшими лишь объектами для приложения его властолюбивых устремлений, божественного гнева и, конечно же, забот. Ораторские приемы, которыми пользовался Диоклетиан в своих выступлениях, так называемых «речах императора» (oratioprincipis), перевоплощавшихся потом в решения самого Сената, стали позже рассматриваться в качестве публичных актов. Император милостиво разрешал кому-либо из своих чиновников зачитать в Сенате составленный им текст закона, который после этого должен был восприниматься гражданами как выражение его императорской, личной воли, обязывавшей подданных к беспрекословному ей подчинению. Сенат принимал свое решение без всякого соблюдения необходимых для этого формальностей, а руководствуясь - как об этом уже упоминалось ранее - принципом аккламации, т. е. без голосования при выраженном одобрении, основываясь на одном лишь императорском желании. Подмена открытого голосования в Сенате покорностью в форме аккламации дает нам ясное представление о том, каким именно образом могущественный ранее Сенат утратил свое былое значение как в качестве основного носителя государственной и политической власти, так и в качестве законодательного органа страны. Все обнародованные Сенатом законы получили название «legesedictales»(эдикт законов).

Неограниченное право императора на исполнение им законодательных функций получило к тому же еще и религиозное обоснование. Однако после ряда побед, одержанных христианством, статус императора как личности, наделенной божественной волей, разумеется, должен был поколебаться. Но ничего подобного не произошло. Вместо этого на свет появилась новая мистификация, другими словами, был создан новый миф - миф, формировавший у граждан представление о некой, самим Богом ниспосланной милости, а именно представление о том, что в лице императора сам Бог послал людям владыку, личность которого являет собой одушевленный закон (lexanimata)Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права - Учебник. М, 2002..

Неограниченная власть императора, а вместе с ней и право установления законов, исходившие из его личного волеизъявления, имели, следовательно, двойственные корни. С одной стороны, император именем Бога наделялся властью, которая давала ему возможность управлять своим народом. С другой стороны, сам народ в соответствии с законом об императорской власти (lexregia)раз и навсегда передавал спою власть и свой суверенитет в руки императора. Как уже хорошо известно, оба эти фактора сыграли значительную роль в государственно-правовых взглядах более позднего периода истории. Представления о добровольной передаче самим народом всей власти верховному властелину позже будут весьма широко дебатироваться при обсуждении государственно-правовых вопросов в период Средневековья. Представления о божественном начале императорской власти, ниспосланной от самого Бога, еще долгое время будут украшать государственное право многих европейских государств.

Переход к доминату в конце III в. характеризовался радикальным изменением государственного права. Так, если в период принципата император соблюдалпредписанный ему его положением правовой статус государственной власти и в духе уважения относился к традициям Республики, то в период домината император стал уже самодержцем, не - связанным никакими законами («princepslegibussolutusest» - «господин свободен от законов»);его желание стало законом.

Старые республиканские учреждения исчезают даже по названию. Управление империей сосредотачивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император.

Среди этих ведомств следует отметить прежде всего два: государственный совет при императоре - орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики, - и ведомство финансовое. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы. Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию.

Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течение всех средних веков. В особенности это сказалось на истории государственной власти во Франции, Германии, Испании, самой Италии. Созданная в период империи терминология сохраняется до сих пор. Это же в значительной степени относится и к тому, что может быть названо делопроизводством. Отсюда ведут свое начало титулы и некоторые церемонии, дипломатический ритуал и т. д.

Многое принадлежит здесь эллинистической Греции и странам греческого мира вообще. Именно здесь возникают земельные описи и описи имущества, получившие распространение в Риме, а затем и во всей Европе; здесь зарождается печально известный институт продажи должностей; греческие города открыли институты «почетных граждан» и присвоения гражданам одного города почетных званий другого города. Здесь начинается практика разъездных судей и многое другое, что в том или ином виде удержалось до сих пор.

В III веке н. э. Римская империя была разделена в интересах управления на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе (ныне Стамбул). Империя считалась единой, но каждая ее часть имела своего главу.

В 395 году было произведено окончательное разделение Римской империи на две указанные части.

В общественном строе в этот период произошли значительные изменения. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатые люди, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов, как правило, средних землевладельцев.

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом подавлять сопротивление рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, остро ненавидящий своего хозяина, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал так, чтобы избежать бича. Всякое новое орудие оказывалось в его руках недолговечным. Ни одно усовершенствование не приносило достаточной пользы.

Понимая это, хозяева стали предоставлять рабам земельные участки - пекулии. Рабы были обязаны отдавать за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая половина оставалась в их полном распоряжении. Выгодность этой новой формы эксплуатации была несомненной. Но для того, чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант.

Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать; право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его внаем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски всуде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все это было несовместимо с ведением самостоятельного хозяйства. Нужно было, наконец, оградить раба от злоупотреблений со стороны самого господина, поскольку и земля, и сам раб были его собственностью.

Постепенно, медленно все эти интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия. Одновременно с тем в Римской империи совершается и другой важный процесс - превращение свободного крестьянина и арендатора-издольщика. Его общим названием становится колон. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, явившееся следствием уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления - с другой. Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характерИстория древнего Рима -Учебник / Под ред. В.И. Кузищина. - М. 2008..

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 года н. э. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время было запрещено сгонять колонов при продаже земли. Всем этим было положено начало развитию феодальных отношений и переходу от рабовладения к феодализму. В этом сложном процессе раб подымается до положения феодально-зависимого человека, свободный крестьянин опускается до него. Господствующей формой крестьянского владения землей становится эмфитевтическая, то есть долгосрочная, а затем и наследуемая аренда господской земли. Из Италии она затем переходит в феодальные Францию, Германию, Польшу, западные области России. Подобно колонам, прикрепляются к своим профессиям ремесленники. Возникают их наследственные корпорации (объединения).


Семь царей Рима

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с III по V века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью», «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» - лат. dominus et deus ). Впервые так себя назвал Домициан .

С не меньшей гордыней он начал однажды правительственное письмо от имени прокураторов такими словами: «Государь наш и бог повелевает (лат. Dominus et deus noster sic fueri iubet ) …» - и с тех пор повелось называть его и в письменных и в устных сообщениях только так .

Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали функционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями . Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «домин» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан , хотя её предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана . Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность домина. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов .

Несмотря на усиление власти императора и ещё большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, всё ещё существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями ещё в детстве.

Напишите отзыв о статье "Доминат"

Примечания

Отрывок, характеризующий Доминат

Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».

Страница 43 из 43


Доминат в Риме

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (243 - между 313 и 316), римский император в 284-305 гг. Был сыном вольноотпущенника; службу в армии начал рядовым. Выдвинулся при императоре Пробе, став наместником провинции Мёзия; при императоре Нумериане командовал его во-оружённой охраной, а после смерти Нумериана был провозглашен императором. С именем Диоклетиана связано установление домината - монархии по типу древневосточных деспотий.
В целях преодоления социально-политического и экономического кризиса (конец III в.) Диоклетиан провёл реформы, временно стабилизировавшие положение империи. Для укрепления центральной власти Диоклетиан в 286 г. назначил своим соправителем Максимиана, назвав его вторым Августом, а в 293 г. разделил империю на 4 части (тетрархии), придав в помощь Августам двух младших соправителей - цезарей Гая Гарелия и Констанция Хлора. Вся империя была поделена на 12 диоцезов, объединявших 101 или 120 провинций, территории которых не совпадали с прежними. Столицей оставался Рим, но резиденции правителей находились (одновременно) в Никомедии (Диоклетиана), Сирмии (Галерия), Медиолане (Максимиана) и Трире (Констанция Хлора). Диоклетиан усилил армию, увеличив её численность за счёт рекрутских наборов до 450 тыс. человек. Одна часть легионов постоянно стояла в определённых пограничных районах, другая перебрасывалась по мере надобности. Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в 301 г. эдикт о ценах. Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок). Диоклетиан жестоко подавил восстания народных масс и сепаратистские движения в провинциях: в 285-286 гг. - багаудов в Галлии, в 290 г. - мавританских племён в Африке, в 294-295 гг. - узурпатора Ахилла в Египте, в 297 г. - узурпатора Каравсия в Британии. Диоклетиан и его соправители отразили нашествия племён карпов и языгов на Дунае, франков и алеманнов на Рейне, вели удачные походы против персов (в 286-287 и 296-298 гг.), в результате которых римляне укрепили своё влияние в Армении и Иберии и захватили часть Месопотамии.
В 303-304 гг. Диоклетиан предпринял гонения на христиан. В 305 г. совместно с Максимианом Диоклетиан добровольно отрёкся от власти. Жил последние годы в поместье в Салоне (современный Сплит).

В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремёсел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений - колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжёлой службой.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н. э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу Спасителя, Сына Божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, Страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного Царства Небесного.

В условиях экономического и национального гнёта, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н. э. это учение было воспринято массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Всё это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Аларихом (около 370-410) разграбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки ещё более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора регалии власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи, называвшейся позднее Византией (в 395 г. император Феодосий перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную со столицей Римом и Восточную - с Константинополем). Одоакр заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи.

Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась история новой, «варварской» Европы.



Индекс материала
Курс: История древнего мира
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет, объект исторической науки
Этапы развития исторической науки
Функции исторического познания
Место истории в системе наук
Историческое время и пространство
Концепции исторического развития
Принципы изучения исторических фактов
Возможные основания для периодизации исторического процесса
Понятие «первобытное общество»
Варианты периодизации истории
Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
Родовая община
Присваивающее и производящее хозяйство
Переход от первобытности к цивилизации
Переход к социально-стратифицированному обществу. Типы цивилизаций в древности
Эпоха ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н. э.)
Древний Египет
Шумеро-Аккадский период
Ассирия и Вавилон во II тыс. до н. э.
Первые цивилизации на территории Индии и Китая