Что такое экзистенциальная психотерапия и ее цели. Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия

экзистенциализм невроз фобия дерефлексия

Одним из распространенных (особенно среди творческой интеллигенции) видов гуманистической психотерапии является экзистенциальная психотерапия. Как следует из названия, данная терапия возникла на базе идей куда более известного соответствующего философского направления - экзистенциализма.

Экзистенциализм возник из творческого соединения идей многих выдающихся деятелей науки и культуры (Кьёркегора, Гуссерля, Сартра, Камю, Ясперса, Хайдег-гера и др.). Название этого направления возникло из термина экзистенция (то есть сущность, существование), постоянно употребляемого в трудах Кьёркегора, которые и послужили первым толчком к оформлению экзистенциализма как самостоятельного философского направления. Другим источником развития экзистенциализма считается феноменология Гуссерля. Так как центральное место в философии экзистенциализма занимает изучение человека как субъекта и его субъективных переживаний своего существования, то это не могло не привлечь к данному учению внимание психологов, которые в дальнейшем и сами внесли значительный психологический вклад в экзистенциальную философию, а также применили и развили идеи экзистенциализма в психологии и психотерапии.

В оформлении экзистенциальной психологии как самостоятельного психологического направления в первую очередь следует отметить роль таких психологов и философов, как В. Дильтей, Э. Фромм, В. Франкл, Ф. Пёрлз и др. Так, Ф. Пёрлз всегда считал, что разработанное им направление гештальттерапии является одним из видов (направлений) экзистенциальной психотерапии. В настоящее время экзистенциальная психотерапия имеет много подвидов, школ и модификаций, которые невозможно рассмотреть в одной работе. Поэтому ограничимся знакомством с теоретическими и практическими подходами одного из наиболее типичных представителей и основателей экзистенциальной психотерапии - Виктора Франкла. По мнению В. Франкла, главное стремление человека - найти или понять смысл своего существования. Если это сделать не удается, то человек ощущает фрустрацию, или экзистенциальный вакуум (пустоту, бессмысленность существования). В. Франкл считает, что не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед человеком, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами. Сторонники экзистенциальной терапии утверждают, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален, и каждый человек должен сам его найти или понять и не уходить от ответственности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими в любых жизненных обстоятельствах. Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жизненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводителем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл - самотрансценденцией человека. По мнению экзистенциалистов, человек может найти смысл своего существования, только выйдя за пределы своего личного Я, переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудничество, на практическую помощь другим. Чем больше человек выходит из пассивного переживания своих проблем наружу (на активную полезную деятельность, помощь другим), тем более полноценным и психологически здоровым он становится.

Известно много исторических примеров, когда люди, имеющие высокие жизненные цели, веру, идеологическую убежденность и пр., значительно легче переносили чрезвычайно тяжелые условия и лишения. Это и протопоп Аввакум, и Эрнст Тельман, и многочисленные узники фашистских и сталинских концлагерей. Это и сам В. Франкл, мужественно переживший Освенцим и Дахау. Он считал, что в этих невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим. Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бессмысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.

Даже в объективно комфортных жизненных условиях люди, не нашедшие смысла своего существования вне самокопаний и гипертрофированного восприятия внутри-личностных проблем, начинают страдать усугубляющимися неврозами, становятся более подверженными алкогольным и наркотическим зависимостям. В. Франкл утверждает, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали таковыми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни. Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот вакуум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. То есть, не получив реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзорным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. А проблемы так и остаются нерешенными, и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркотического воздействия. Образуется порочный замкнутый круг. Но даже если человек, не нашедший смысла жизни вне собственной персоны, не становится наркоманом, то он уходит в неврозы бездеятельных внутриличностных переживаний и в поиск каких-то временных удовольствий, избавляющих от гнетущего чувства бессмысленности своего существования. При этом происходит парадоксальный процесс - рефлексия - концентрация внимания на собственной персоне в поисках счастья (или по крайне мере ухода от несчастья) уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше. Исходя именно из этой гипотезы, Франкл разработал оригинальный вид психотерапии, который он назвал в широком смысле логотерапией, а ее конкретные методы дерефлексией (то есть противодействием рефлексии, как бесполезному самокопанию), парадоксальной интенцией (парадоксальным намерением) и др.

Итак, рассмотрим два вышеупомянутых и, пожалуй, основных метода логотерапии: парадоксальную интенцию и дерефлексию при преодолении неврозов навязчивых состояний и фобий (навязчивых, преувеличенных страхов). Считается, что классические характеристики механизмов образования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно дополняет их. Механизм образования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться и того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, так часто думает об этом, что сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он не сознает) становится причиной его постоянных переживаний. В тяжелых случаях такой человек может вообще отказаться от выхода из дома, от входа в закрытые помещения, от взгляда с высоты. Более часты менее опасные и легче преодолимые страхи публичных выступлений, предстоящих экзаменов, соревнований и другие. Однако и здесь возникают трудно преодолимые барьеры. Так, существует большое количество спортсменов, которые на протяжении многих лет на соревнованиях не могут даже приблизиться к результатам, которые они давно и легко показывают на тренировках. Такие люди на каком-то этапе смиряются с тем, что в определенных условиях у них обязательно возникнет страх, тревога, которые помешают им действовать как надо, и они должны потерпеть неудачу. Чтобы избежать этого, они отказываются от соревнований, экзаменов, поиска лучшей работы, жизненного партнера и вообще - лучшей жизни. В широком смысле (иллюстрируя основную идею Фран-кла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха Стать несчастным, больным, одиноким и т. д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ т в конечном итоге таким и становится. (На « противоходе » этому процессу строится имаготерапия (от image - образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я - такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т. п.), каким он хотел бы себя видеть.) Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление. Франкл предлагает использовать этот парадоксальный механизм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить. Другой, не менее популярный метод логотерапии Фран-кла - дерефлексия, то есть преодоление рефлексии - болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Этот метод часто используется при лечении неврозов, связанных с различными сексуальными расстройствами и проблемами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригидности и пр.). Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых состояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не сможет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно наблюдет себя со стороны, анализирует свои ощущения с опасением того, что у него ничего не получится. Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное самозабвение и самоотдачу.

Надо сказать, что причисление различных видов психотерапии к гуманистическому направлению неоднозначно трактуется разными авторами. Некоторые из них вполне обоснованно причисляют сюда и гештальттерапию, и трансакционный анализ. Не будем спорить. Главное - это сама суть гуманистической психологии и психотерапии, которая в центр внимания ставит целостную уникальную личность каждого конкретного индивида.

Понятие ответственности включает и себя представление о долге, обязательство. Человеческий долг, однако, может быть понят только в контексте категории "смысла" специфического мысли человеческой жизни. Вопрос о смысле представляет первостепенный интерес для врача, когда он сталкивается с психическим больным, которого терзают душевные конфликты. Однако не врач поднимает этот вопрос его ставит перед ним сам пациент. В явном или неявном виде - этот вопрос присущ самой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии, что сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых - скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. По невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного венного существования, сомневаясь таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямо хождение, речь или понятийное мышление. Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают и) неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассника, что жизнь любого организма, в том числе и человека в конечном счете есть не что иное как процесс окисления сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил бросил учителю полный волнения вопрос. Если это так, то в чем же тогда смысл? Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем " свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое - в отличие от жизни животных - всегда включено историческое пространство ("структурированное" пространство, по Л. Биисвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению! Жизнедеятельность муравейника можно считать целенаправленной, но никак не осмысленной. А где отсутствует смысл, исторический процесс невозможен. Муравьиное "сообщество" не имеет истории. Эрвин Штраус в книге "Случай и событие" показал, что действительность человеческой жизни (то, что он называет становящейся действительностью) невозможно понять в отрыве от исторического временного контекста. Особенно справедливо это случае невроза, когда человек сам искажает эту действительность. Одним из способов такого искажения является попытка убежать от исходно человеческой формы бытия. Штраус называет такую попытку "существованием текущего момента", имея в виду полный отказ от какой-либо направленности в жизни, другими ела вами - поведение, которое не управляется пи опорой на прошлое, ни устремленностью в будущее, а связано только с "чистым" вне историческим настоящим. Так, многие невротические больные говорят, что они предпочли бы жить «вдали от борьбы за существование», где-нибудь на уединенном солнечном острове, праздности и безделий. Такое может подойти лишь животным, но никак не человеку. Только такому больному в глубоком забытьи может показаться Приемлемым и в конечном счете достойным Человека жить, подобно Дионису, в стороне от всего происходящего. "Нормальный" человек (ив смысле "средний", и в смысле "соответствующий этическим нормам") только иногда может позволить себе отключиться от всего, кроме переживаемого момента та, и то лишь до некоторой степени. Время и ситуация для этого - дело сознательного выбора. Можно, например, "взять отпуск" от своих повседневных обязательств сознательно искать забытья в алкоголе. В период таких произвольно и искусственно вызванных приступов не подконтрольности человек время от времени сознательно сбрасывает с себя бремя своей действительной ответственности. Но по сути и в конечном счете человек, по крайней мере человек западной цивилизации, постоянно подвержен диктату ценностей, которые он должен творчески претворять в жизнь-. Это не значит, что он не может направить свой творческий потенциал на то, чтобы забыться в опьянении и утопить собственное чувство ответственности. Никто из нас не гарантирован от этой опасности, которую Шелер характеризовал как такую увлеченность средствами осуществления ценностей, при которой забывается конечная цель - сами эти ценности. Сюда же следует добавить огромное множество тех, кто, напряженно работая в течение всей недели, в воскресенье оказывается охваченным ощущением пустоты и бессодержательности собственной жизни, - день, свободный от дел, заставляет их осознать это ощущение. Такие люди, жертвы "невроза выходного дня", напиваются, с тем, чтобы спастись от ужаса внутренней пустоты. Хотя вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны в юности, они могут возникать и в более зрелом возрасте - например, в результате глубокого душевного потрясения. И так же, как озабоченность подростка этим вопросом никак не является болезненным симптомом, душевные страдания и.кризисы взрослого, уже сложившегося человека, бьющегося в поисках содержания собственной жизни, не имеют ничего общего с патологией. Логотерапия и экзистенциальный анализ пытаются бороться главным образом с теми душевными расстройствами, которые не относятся к разряду болезней в клиническом смысле, поскольку основное предназначение нашей "психотерапии в духовном: смысле" - справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью. Однако даже при наличии клинических симптомов некоторых нарушений логотерапия может помочь боль-ному, поскольку она способна дать ему ту прочную душевную опору, в которой нормальный человек не так и нуждается, но которая крайне необходима человеку душевно незащищенному, чтобы компенсировать эту незащищенность. Ни в коем случае; духовные проблемы человека нельзя описывать как "симптомы". В любом случае они являются "достоинством", выражающим уровень осмысленности, достигнутый пациентом, пли тот ее уровень, которого он с нашей помощью должен достичь. Особенно это относится к тем, кто утратил душевное равновесие не силу внутренних причин (типа невроза), а под воздействием чисто внешних факторов. Среди таких людей стоит выделить тех, кто, скажем, потерял любимого человека, которому посвятит всю свою жизнь, и теперь.мучается вопросом о том, имеет ли смысл его собственная дальнейшая жизнь. Человек, чья вера осмысленность собственного существования подорвана таким кризисом, вызывает особую жалость. Он утрачивает тот духовный стержень, который может быть возрожден только безгранично жизнеутверждающим мировоззрением. Не имея такого стержня (который не обязательно должен быть ясно осознан и определенно сформулирован, чтобы выполнять свою функцию), человек оказывается не в состоянии в трудные периоды жизни собрать свои силы, чтобы противостоять ударам судьбы. Насколько решающей является жизнеутверждающая установка и насколько она органична биологической природе человека, можно показать на следующем примере. Широкомасштабное статистическое исследование долгожительства показало, что все долгожители придерживались спокойной и уверенной жизнеутверждающей позиции. Философская позиция человека не может не проявиться рано или поздно. Например, меланхоликам, хоть они и пытаются скрыть свое принципиальное отрицание жизни, э никогда полностью не удается. Их затаенную тоску легко обнаружить, располагая правильным методом психиатрического исследования. Если мы подозреваем, что меланхолик только притворяется, что он свободен от побуждения совершить самоубийство, это совсем не трудно проверить, например, с помощью следующей процедуры. Сначала мы спрашиваем пациента, думает ли он о самоубийстве и вынашивает ли он все еще желание покончить с жизнь которое он выражал в прошлом. Он всегда ответит на этот во рос отрицательно - и отрицание это будет тем более упорны чем больше он притворяется. Затем мы задаем ему вопрос, ответ на который позволяет судить, действительно ли он избавляется от своей депрессии или только старается скрыть ее. Мы спрашиваем (как бы жестоко ни прозвучал этот вопрос), почему он не думает (или уже больше не думает) о самоубийстве. Меланхолик, который в действительности не имеет суицидных намерений или который преодолел их, ответит без колебаний, что он должен думать о своей семье или о работе, или что-то в этом роде. Однако тот, кто пытается обмануть врача, тут же смутится. Он растеряется, не находя аргументов в поддержку своего «фальшивого» утверждения жизни. Как правило, такой пациент попытается сменить тему разговора и выразит свое неприкрытое требование выпустить его из лечебницы. Люди психологически неспособны придумывать ложные доводы в пользу жизни вообще и в пользу продолжения собственной жизни в частности, когда мысли о самоубийстве овладевают ими все больше и больше. Если бы такие доводы действительно имелись, они были бы всегда наготове и в ном случае пациентами уже не управляли бы побуждения к самоубийству. Если же, наконец, утверждается, что непреходящие, высшие: идеалы человечества сплошь и рядом используются недостойно - в качестве средств достижения деловых или политических целей, удовлетворения личных эгоистических интересов или собственного тщеславия, - на это можно ответить так, что все сказанное лишь свидетельствует о непреходящей силе этих идеалов; и показывает их универсальную действенность. Ибо если кто-то для достижения своих целей вынужден прикрывать свое по ведение нравственностью, это доказывает, что нравственность действительно представляет собой силу и, как ничто иное, способна оказывать влияние на тех людей, которые высоко ее ставят. Таким образом, каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь. Соответственно экзистенциальный анализ призван помочь человеку осознать ответственность за реализацию всех его целей. Чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла кажется она ему. И если человек, не осознающий своя ответственности, просто принимает жизнь как нечто данное, экзистенциальный анализ учит людей воспринимать жизнь как "миссию". Здесь необходимо сделать следующее дополнение существуют люди, которые идут еще дальше, которые переживают жизнь в другом измерении. Они живут переживаниями того кто посылает нам задачи, - всевышнего, наделяющего людей их; "миссиями". Мы считаем, что это в первую очередь отличает человека религиозного: для него собственное существование - эти не только ответственность за выполнение своих задач, но и ответственность перед всевышним. Особенно трудным поиск конкретных, личностных задач предоставляется для людей, страдающих неврозами, поскольку такт больные, как правило, ложно определяют свой задачи. Например, одна женщина, страдающая неврозом навязчивых состояний, как могла, избегала изучения научной психологии, к которой у нее явно было призвание; при этом она старательно преувеличивал, свои материнские обязанности. Используя свою житейскую психологическую интуицию, она вывела для себя теорию, по которой изучение психологии для нее оказалось "второстепенным занятием", праздной игрой болезненного сознания. И только после того, как в результате экзистенциально-аналитической работы этой женщиной она решительно отказалась от своего ошибочного самоанализа, только тогда она смогла "познавать себя, действуя", и выполнять свои "каждодневные обязательства". Заняв подобную позицию, она обнаружила, что в состоянии заниматься и ребенком, и тем, что оказалось ее призванием. Невротический больной обычаю стремится выполнять какую-либо одну жизненную задачу в ущерб всем остальным. Типичного невротика отличают и другие виды ошибочного поведения. Например, он может решить жить, "шаг за шагом следуя задуманной программе", как сказала одна больная, страдающая обсцессивным неврозом. В действительности мы не можем жить по Бедекеру, ведь в таком случае мы бы упустили все возможности, которые возникают лишь однажды, прошли бы мимо ситуативных ценностей, вместо того чтобы реализовать их. С точки зрения экзистенциального анализа жизненной задачи "вообще" не существует, сам вопрос о задаче "вообще" или о смысле жизни "вообще" - бессмысленен. Он подобен вопросу репортера, который спросил гроссмейстера: "Ну а теперь, маэстро, скажите мне, какой самый лучший ход в шахматах?" Ни на один из подобных вопросов нельзя ответить в общем виде, мы всегда должны учитывать конкретную ситуацию и конкретного человека. Если бы гроссмейстер серьезно воспринял вопрос журналиста, он должен был бы ответить следующим образом: "Шахматист должен попытаться, насколько это в его силах и насколько позволяет противник, сделать лучший ход в любой данный момент времени". Здесь важно выделить два положения. Во-первых, "насколько это в его силах" - то есть необходимо учитывать внутренние возможности человека, то, что мы называем характером. И во-вторых, игрок может лишь "попытаться" сделать лучший в данной конкретной ситуации игры ход - то есть лучший при определенном расположений фигур на доске. Если бы шахматист начинал игру с намерением сделать лучший -в абсолютном смысле этого слова ход, его бы одолели вечные сомнения, он бы увлекся бесконечной самокритикой и в лучшем случае проиграл бы, не уложившись в отведенное ему время. В подобной ситуации находится и человек, которого мучает вопрос о смысле жизни. Для него также подобный вопрос имеет смысл только по отношению к какой-либо конкретной ситуации и по отношению лично к нему.. Было бы неправомерно с. нравственной точки зрения и психологически ненормально упорствовать в намерении выполнить действие, которое соответствовало бы "наивысшей" ценности, - «место того чтобы скромно попытаться сделать лучшее, на что человек способен в сложившейся ситуации. Стремление к лучшему для человека просто необходимо, иначе все его усилия сведутся к нулю. Но и в то же время он должен уметь довольствоваться лишь постепенным процессом приближения к цели, никогда не предполагающим ее полного достижения. Наши замечания по вопросу о смысле жизни сводятся к радикальной критике вопроса как такового, если он поставлен в общем виде. Спрашивать о смысле жизни вообще - ложная постановка вопроса, поскольку она туманно апеллирует к общим представлениям о жизни, а не к собственному, конкретному, индивидуальному существованию каждого. Возможно, нам стоит вернуться назад и воссоздать исходную структуру переживания. В этом; случае мы должны будем совершить нечто вроде революции Коперника и поставить вопрос о смысле жизни в принципиально ином ракурсе. А именно: сама жизнь (и никто иной!) задает: вопросы людям. Как уже отмечалось, не человеку вопрошать об этом, более того, ему было бы полезно отдать себе отчет в том, что именно ему (и никому другому) держать ответ перед Жизнью; что он вынужден быть ответственным перед ней и, наконец, что ответить перед жизнью можно только отвечая за жизнь. Возможно, самое время сейчас отмстить, что психология развития также убедительно показывает, что процесс "постижения"I смысла характеризует более высокую стадию развития, чем "присвоение" уже известного, "представленного" человеку смысла: (Шарлотта Бюлер). Таким образом, доводы, которые мы пытались логически развить выше, находятся в полном соответствии с направлением психологического развития: они сводятся к парадоксальной первичности ответа по отношению к вопросу. Вероятно, это основано на том, что человек ощущает себя в роли "ответчика". Проводником, ведущим человека в его ответах на вопросы, поставленные жизнью, в принятии им ответственности за свою жизнь, выступает его совесть. Негромкий, но настойчивый голос совести, которым она "говорит" с нами, - это неоспоримый факт, переживаемый каждым. И то, что подсказывает совесть, каждый раз становится нашим ответом. С психологической точки зрения религиозный человек - это тот, который воспринимает не только то, что говорится подобным образом, но и самого говорящего, то есть его слух в этом смысле острее, чем слух неверующего. В диалоге верующего с собственной совестью - в этом самом сокровенном из всех возможных монологов - его Бог становится его собеседником.

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy ) - направление в психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии/

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искатьсмысл жизни ; из-за наличиясвободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемостисмерти и естественногостраха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевтИрвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть ,изоляция ,свобода ивнутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из нихтревога ,депрессия ,апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или «археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией».]

В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу. Однако элементы экзистенциального подхода (например, акцент на ответственности и аутентичности) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию (например, связанную с работой с посттравматическими состояниями).

Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из 9-12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:

1) рассматривается другими;

2) заставляет других чувствовать;

3) создает у других мнение о нем;

4) влияет на их мнение о самих себе.

Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт-пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

Экзистенциальные терапевты описывают свои отношения с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. В индивидуальном экзистенциальном консультировании участвуют два реальных человека. Экзистенциальный психотерапевт - не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится попять и ощутить бытие пациента. Р. Мэй полагает, что экзистенциален любой психотерапевт, который, несмотря на имеющиеся у него знания и умения, может относиться к пациенту так же, как, говоря словами Л. Бинсвангера, «одно существование относится к другому».

Экзистенциальные психотерапевты не навязывают пациентам собственных мыслей и чувств и не используют контрпереноса. Это связано с тем, что пациенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения психотерапевтов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам. Ялом говорит о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах психотерапии, когда терапевт проявляет не только профессиональное, но и искреннее, человеческое участие к проблемам пациентов, тем самым иногда превращая стандартную сессию в дружескую встречу. В своем исследовании конкретных случаев («Каждый день немного сближает») Ялом рассматривает подобные ситуации как с позиции психотерапевта, так и с позиции пациента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его пациентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Он пишет, что для установления и поддержания хороших отношений с пациентом психотерапевту необходима не только полная включенность в ситуацию, но и такие качества, как неравнодушие, мудрость и умение максимально включаться в психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает пациенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению».

Главной целью психотерапевта является установление аутентичных отношений в интересах пациента, поэтому вопрос самораскрытия психотерапевта является одним из главных в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальные психотерапевты могут раскрывать себя двумя способами.

Во-первых, они могут рассказывать своим пациентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Как он отмечает в «Теории и практике групповой психотерапии» (Ялом, 2000), всякий раз, когда он делился с пациентами значительной долей собственного «Я», они неизменно извлекали из этого пользу для себя.

Во-вторых, они могут использовать сам процесс психотерапии, а не фокусировать внимание на содержании сессии. Это использование мыслей и чувств, касающихся того, что происходит «здесь и сейчас», с целью улучшения отношений психотерапевт-пациент.

В течение ряда психотерапевтических сессий пациентка А. демонстрировала поведение, которое сама расценивала как естественное и спонтанное, а другие участники группы оценивали его как инфантильное. Она всячески выказывала активность и готовность работать над собой и помогать другим, подробно и красочно описывала свои ощущения и эмоции, охотно поддерживала любые темы групповой дискуссии. При этом все это носило полуигривый-полусерьезный характер, позволявший одновременно и давать какой-то материал для анализа, и уходить от более глубокого погружения в него. Психотерапевт, предполагая, что такие «игры» могут быть связаны со страхом приближения к смерти, спросил, зачем она пытается быть то взрослой опытной женщиной, то маленькой девочкой. Ее ответ потряс всю группу: «Когда я была маленькой, мне казалось, что между мной и чем-то плохим в жизни стоит моя бабушка. Потом бабушка умерла и на ее место встала моя мама. Потом, когда умерла мама, между мной и плохим оказалась старшая сестра. И теперь, когда сестра живет далеко, я вдруг осознала, что между мной и плохим больше нет преграды, я стою к нему лицом к лицу, а для своих детей я сама являюсь такой преградой».

Кроме этого, ключевыми процессами терапевтических изменений, согласно Ялому, являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь. Рассмотрим их на примере работы с каждой из базовых тревог.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

Одним из самых мощных и глубоких инструментов практической психологии является экзистенциальная психотерапия. Понятие экзистенции ввел в обиход в середине XIX века датский теолог и философ Серен Кьеркегор. Этот термин можно понимать как бытие человека в его уникальности и неповторимости. Долгое время понятием экзистенции оперировали исключительно философы. Психологи же вплоть до второй половины XX века предпочитали находить общие для всех людей закономерности, и работать с психикой как с неким подобием очень сложного, но подлежащего описанию аппарата. И только с появлением гуманистической психологии понятие экзистенции получило новые смыслы и широкое применение в психологической практике. Первым объединил идеи экзистенциальной философии с психотерапией швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер в работе "Основные формы и познание человеческого существования" в 1942 году. Далее в разное время в развитие экзистенциальной психотерапии внесли свой вклад М. Босс, В. Франкл, А. Лэнгле, и другие исследователи.

Что такое экзистенциальная психотерапия?

Это искусство применять философию как средство для исцеления души и обретения гармонии бытия. Медард Босс подчеркивает необходимость вернуть непосредственное и неискаженное восприятие мира, подтолкнуть к повторному открытию в себе восприятия, характерного для ребенка. Большое значение придается открытости и непосредственности, выводящей за рамки жестких и наперед продуманных реакций невротика. Виктор Франкл на первое место ставит смысл существования, обретя который, можно сделать жизнь цельной, осознанной и счастливой. Пройдя нацистский концлагерь, он понял важнейшую истину: кто имеет цель и смысл, тот способен выжить даже в самых невыносимых условиях. Все психологи-экзистенциалисты расставляют акценты по-своему. Для кого-то важнее всего осознанность и ответственность, для кого-то ключевым будет безоговорочное принятие себя и мира, а иные не считают смерть концом бытия и мыслят масштабами бесконечности. Главное, чтобы психолог сам пропустил через себя, пережил и осмыслил то, о чем он говорит. Ведь чтобы помочь обрести смысл другому человеку, надо прежде всего обрести его самому...

Как работают экзистенциальные психотерапевты?

На этот, казалось бы, простой вопрос ответить крайне сложно даже тому, кто имеет многолетний опыт плодотворной работы в означенном направлении. Потому что в данной области как минимум столько же подходов, сколько психотерапевтов, а как максимум - столько же, сколько клиентов. С точки зрения экзистенциальной психотерапии каждый человек уникален, а значит уникален и каждый случай взаимодействия психолога с клиентом.

В или есть определенные приемы, применение которых дает ожидаемый результат. В существуют наборы определенных заданий, которые предлагается выполнить для достижения цели. В экзистенциальной психотерапии ничего похожего нет. Стороннему наблюдателю сеанс экзистенциальной психотерапии может показаться похожим на обычный разговор. Только вот результаты такого "обычного разговора" совсем не обычны - от него загадочным образом исчезает тревожность, забываются страхи, проходят панические атаки и фобии, а в жизнь возвращаются казалось навсегда ушедшие краски. О чем же этот волшебный "разговор"?

Прежде всего о том, что беспокоит человека. Именно о том, что его беспокоит на самом глубоком уровне, а не о том, на что он жалуется. Если источник глубинной тревоги определен правильно, то сама по себе беседа уже даст эффект. Далее разговор заходит о решении проблемы. Но, опять же, из множества способов выхода из ситуации озвучивается именно тот, который уже фактически выбран человеком, но выбор этот пока не осознан. Эффективно ни в коем случае не навязывание, а лишь озвучивание того, к чему клиент уже готов прийти самостоятельно. Виртуозность заключается в точном проникновении в суть в процессе одной лишь беседы, не прибегая к изнурительному тестированию и многодневному анализу. Для применения такого подхода требуется эмпатия, интуиция и огромный жизненный и профессиональный опыт.

Однако, в арсенале экзистенциальной психотерапии кроме беседы есть и другие методы. Главным образом, это практики, разрушающие болезненные, неадекватные и непродуктивные схемы восприятия себя, окружающих, и мира в целом. К ним относятся медитация, холотропное дыхание, высшие ступени аутотренинга и другие, еще более экзотические занятия. Человек, чье сознание не засорено многочисленными сложными и зачастую противоречащими друг другу умственными построениями, способен на максимально адекватное восприятие и быструю реакцию. Его действия эффективны, но главное - он не страдает под тяжестью мрачной и запутанной философии. Он счастлив.

Экзистенциальная психотерапия - направление психотерапии, заключающееся в помощи людям в осознании понятий смерти, ответственности, изоляции с применением определенных методик. Выделяют большое количество техник, которые подбирает психотерапевт индивидуально, в зависимости от проблемы и особенностей человека. К работе в рамках экзистенциальной терапии допускаются психологи, имеющие базовое высшее образование и прошедшие профессиональную переподготовку по этому направлению.

Экзистенциальная психотерапия: описание направления

Экзистенциальная психотерапия («existentia» - возникновение, появление, существование ) - психотерапевтические подходы, в которых делается упор на свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование внутреннего мира и выбор жизненного пути. Основоположником этого метода является философ из Дании Серен Кьеркегор. Он считал, что решение любой проблемы - созданная трудность искусственным способом, которая должна по значимости перекрыть настоящие беды. Экзистенциальная психотерапия возникла в Европе во второй половине XX века по причине неудовлетворенности психологов детерменисткими взглядами на человека и развития экзистенциальной философии.

Фундамент экзистенциальной психотерапии составляют 4 основных понятия, которые лежат в основе человеческого мышления, направленного на осознание негативного отношения к окружающей среде:

  • смерть;
  • свобода;
  • изоляция;
  • бессмысленность.

Экзистенциальная психотерапия основана на убеждениях о том, что внутренний конфликт человека формируется на основе его собственного отношения к появившейся проблеме, т. е. то, что для одного человека может быть огромной бедой, другим воспринимается как незначительная трудность и проходит мимо него незамеченным. Главная особенность этого психотерапевтического метода заключается в направленности на жизнь индивида, а не на личность, поэтому многие психотерапевты этого направления избегают использовать данный термин. Основная цель экзистенциальной психотерапии - помочь разобраться в своей жизни, лучше понять свои возможности и их границы. Перестройки личности пациента не предусмотрено. Именно поэтому это направление связано с философией.

На его развитие повлияли следующие философы:

  • М. Хайдеггер;
  • М. Бубер;
  • К. Ясперс;
  • П. Тиллих;
  • Ж.-П. Сартр;
  • В. Розанов;
  • С. Франк;
  • Н. Бердяев

Особенности данного направления

По мере развития экзистенциальной психотерапии Д. Бьюдженталем выдвинуты основные постулаты этого направления (1963 год):

  1. 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих, т. е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций.
  2. 2. Человеческое бытие разворачивается в контексте человеческих отношений, т. е. он не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не учитывается межличностный опыт.
  3. 3. Человек сознает себя.
  4. 4. Человек обладает выбором.
  5. 5. Человек интенциален, т. е. обращен в будущее.

Другой особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через его внутренние универсальные характеристики. Выделяют 7 таких факторов:

  • свобода, ее ограниченность и ответственность за нее;
  • конечность человека или смерть;
  • экзистенциальная тревога;
  • экзистенциальная вина;
  • жизнь во времени;
  • смысл и бессмысленность.

Представители

Одним из представителей этого психотерапевтического направления является Виктор Франкл (1905-1997). Его учение называется «логотерапия» - вариант экзистенциального анализа, который означает стремление человека к смыслу. Существует специфическая и неспецифическая сфера применения этого метода. К первой относятся неврозы, а ко второй - другие различные заболевания.

Согласно В. Франклу, человек в любой ситуации стремится к смыслу. В данном подходе существуют три базовых концепта:

  • свобода воли (у людей сохраняется основная свобода для принятия решений);
  • воля к смыслу (человек не просто обладает свободой, а он свободен для того, чтобы достичь определенных целей);
  • смысл жизни (смысл - объективная реальность).

В учении Франкла выделяется такое понятие, как ценности, которые являются результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Он выделяет три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности творчества реализуются через труд. К ценностям переживания относится любовь.

Основная проблема логотерапии - проблема ответственности. Найдя смысл, человек несет ответственность за его осуществление. От индивида требуется принять решение: осуществлять ли этот смысл в данной ситуации или нет.

Американский психолог Р. Мей сформулировал причины развития и характеристики данного направления. Этот ученый отрицал то, что экзистенциальная психотерапия - самостоятельная ветвь психотерапии. Дж. Бьюджентал стремился соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психотерапии и выделил основные положения такого направления:

  1. 1. За любыми проблемами человека лежат более глубокие неосознаваемые экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности.
  2. 2. Данный подход заключается в признании человеческого в каждом индивиде и уважении к его уникальности.
  3. 3. Ведущая роль отводится работе с тем, что актуально в настоящее время.

Работа в экзистенциальном направлении

Обратиться к экзистенциальной терапии могут быть любые люди. Важно, чтобы пациент активно включался в процесс исследования своей жизни, был открытым и честным. Данное направление помогает попавшим в кризисные обстоятельства, когда они не видят смысл существования, жалуются на апатию и депрессию. Такая психотерапия показана людям, у которых произошли перемены в образе жизни, потеря близких людей. Она помогает тем, кто страдает острыми или хроническими соматическими заболеваниями, психическими патологиями, улучшая понимание и принятие изменений из-за болезни.

Психотерапевт, работая в этом направлении, изучает поведение, речь, сны и биографию. Экзистенциальная психотерапия проводится индивидуально и в группе, которая состоит из 9-12 участников.

В большинстве случаев работа осуществляется в группе, так как имеет ряд преимуществ перед индивидуальной формой. Пациенты и терапевт могут получить больше информации о человеке при межличностном общении, увидеть неадекватные поступки и корректировать их. В экзистенциальной психотерапии важна групповая динамика, которая направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими людьми, заставляет их чувствовать, создает мнение о человеке и влияет на их представление о себе. Обучение этому направлению осуществляется на основе наличия базового психологического образования.

Специалисты не навязывают пациентам собственных мыслей. В работах такого психотерапевта, как Ирвин Ялом, упоминается о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах в сеансе, когда консультант проявляет не только профессиональное, но и человеческое участие в проблемах пациента. Тем самым происходит превращение психотерапевтической сессии в дружескую встречу.

Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом специалисту нужна полная включенность в проблемную ситуацию, мудрость и неравнодушие, умение максимально включиться в психотерапевтический процесс. Стоит вопрос о самораскрытии психотерапевта. Специалист может это сделать двумя способами.

Во-первых, рассказывать своим собеседникам о собственных попытках примирения с проблемами и сохранения лучших человеческих качеств. Ирвин Ялом говорит о том, что он совершил ошибку, редко прибегая к самораскрытию. Как автор отмечает в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» (2000 год), каждый раз, когда он делился с пациентами своим опытом, последние извлекали пользу для себя.

Во-вторых, не обязательно фокусировать внимание на содержании сессии. Психотерапевты могут просто использовать это время для применения мыслей и чувств, которые касаются того, что происходит в настоящее время, для улучшения отношений между специалистом и пациентом. Ключевыми моментами являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь.

Методы и техники

Существует большое количество техник применения концепций данного направления. Их выбор осуществляется специалистом на основе их эффективности, проблемы клиента и индивидуальных особенностей. Если некоторые проблемы не решены самим психотерапевтом, то он некомпетентен в их решении и необходимо направить пациента к другому.

Выделяют техники работы с экзистенциальными беспокойствами: смертью, ответственностью и свободой, изоляцией и бессмысленностью. Иногда рекомендуется применять и другие техники. Их использование позволяет увеличить эффективность психотерапии.

Смерть

Техника «разрешения терпеть» заключается в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение проблем, которые связаны со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано с через проявление интереса к самораскрытию в этой области и при помощи поощрения этого.

Психотерапевту не нужно поддерживать у клиентов отрицание смерти. Необходимо, чтобы эти вопросы оставались «на виду».

Техника работы с защитными механизмами состоит в том, что психотерапевт старается помочь пациентам признать, что они будут жить не вечно. Таким психологам нужно иметь настойчивость и умение правильно выбирать время, чтобы помогать клиентам разбираться со своими детскими и наивными взглядами на смерть и трансформировать их.

Работа со сновидениями осуществляется путем рассказов пациентов о своих снах. В снах (особенно в кошмарных снах) могут неосознанно в неподавленном виде проявляться разные темы, в них часто присутствует и мотив смерти. Таким способом проводится анализ и обсуждение снов.

Техника использования вспомогательных средств заключается в том, что пациента просят написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами по теме смерти. Консультант может предложить пофантазировать на тему своей смерти, воображая где, как и когда они ее встретят и как пройдут их похороны. К предыдущей близка техника уменьшения сензитивности (чувствительности) к смерти, согласно которой психотерапевт помогает справиться с ужасом смерти, многократно вынуждая испытывать этот страх.

Ответственность и свобода

Техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности состоит в том, что психотерапевт оказывает помощь клиенту в понимании функций его поведения в форме уклонения ответственности за выбор. Иногда консультант совместно с пациентом анализирует ответственность за собственные несчастья и ставит его лицом к лицу с ней. Этот способ заключается в том, что когда человек жалуется на негативную ситуацию, которая случилась в его жизни, терапевт интересуется, как он ее создал, а также сосредотачивает внимание на способах, с помощью которых собеседник использует язык уклонения от ответственности (т. е. часто говорит «я не могу» вместо «я не хочу»).

Следующая техника акцентирует внимание на отношениях между психотерапевтом и пациентом (идентификация уклонения от ответственности). Она заключается в том, что специалисты ставят клиентов лицом к лицу с их попытками перенести ответственность за то, что происходит в рамках психотерапии и вне ее, на консультанта. То есть, многие пациенты, которые обращаются за помощью к психологу ожидают, что терапевт проделает всю необходимую работу за них, иногда относятся к нему как к другу. Воздействуя таким способом на чувства консультанта, клиент перекладывает ответственность на консультанта.

Техника столкновения с ограничениями реальности заключается в том, что психотерапевт помогает определить сферы жизни, на которые пациент может влиять, несмотря на трудности. Специалист меняет установку на те ограничения, которые нельзя изменить. Он дает возможность собеседнику принять существующую несправедливость.

Изоляция и бессмысленность

При технике работы с изоляцией психолог помогает понять, что каждый человек рождается, развивается и умирает в одиночестве. Осознание этого концепта влияет на изменение качества жизни и отношений в социуме. Психотерапевт предлагает собеседнику отгородиться на время от окружающего мира и побыть в изоляции. В результате этого клиенты осознают одиночество и свои скрытые возможности.

Техника переопределения проблемы применяется, когда пациенты жалуются на то, что в жизни нет смысла. На самом деле они имеют в виду, что жизнь имеет смысл, но они не могут его найти. Задача терапевта в этом случае - объяснить: в жизни нет объективного смысла, но человек ответственен за его создание. Техника определения видов защиты от тревоги и бессмысленности заключается в том, что специалист помогает лучше осознавать их. Именно с данными понятиями часто связано то, что пациенты относятся к своей жизни несерьезно и создают проблемы, от решения которых приходится уклониться.

Ролло Риз Мэй (1909-1994)

«Тревога имеет смысл. Хотя она может разрушать жизнь человека, тревогу можно использовать конструктивно. Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге».

Основные положения теории личности Р. Мэя представлены на рис. 20.

Ключевые понятия

Бытие человека , Бытие-в-мире , Dasein (Sein (бытие) плюс da (здесь)). Dasein означает, что человек является существом, которое находится здесь, а также подразумевается, что у него есть «здесь» то, что он может знать о своем пребывании здесь и о том, что он занимает свое место. Человек является существом, способным мыслить, и поэтому он несет ответственность за свое существование. Именно эта способность сознавать свое бытие отличает человека от других существ. Говоря словами Бинсвангера , «выбор Dasein», тот или иной, подразумевает «человека, который ответственен за выбор своего существования».

Рис. 20

Можно рассматривать термин «бытие» как причастие, форму глагола, которая означает, что кто-то находится в процессе бытия кем-то. Можно использовать слово «бытие» как существительное, которое понимается как потенциал , источник потенциальных возможностей. Человек (или Dasein) - это особое существо, которое, если оно хочет стать самим собой, должно сознавать себя, отвечать за себя. Он также является тем особенным существом, которое знает, что в какой-то определенный момент в будущем его не станет: он является тем существом, которое всегда находится в диалектических отношениях с небытием, смертью. Мэй подчеркивает , что бытие - не то же самое, что «Эго». Он пишет, что «мое чувство бытия - это не способность рассматривать себя как существо, пребывающее в мире, сознавать себя существом , которое может все это осуществлять. Бытие неотделимо от небытия - отсутствия бытия». Для того чтобы понять, что значит «быть», человеку надо осознать следующее: он мог не существовать вообще, он ходит по острию возможного уничтожения ежесекундно, он не может избежать осознания того, что когда-то в будущем его настигнет смерть.

Выделяют три модуса мира, т. е. три одновременно существующих аспекта мира, которые характеризуют бытие в мире каждого из нас.

Umwelt - буквально «мир вокруг »; это биологический мир, который в наше время обычно называют окружающей средой. Вес организмы имеют модус Umwelt. Umwelt животных и человеческих организмов включает в себя биологические потребности, влечения, инстинкты - это тот мир, в котором живой организм все-таки будет существовать, даже не будучи наделенным способностью сознавать себя.

Mitwelt - буквально «с миром»", это мир существ одного вида, мир близких нам людей; мир взаимоотношений между людьми. Ведущее слово - взаимоотношения. Как пишет Мэй, «если я настаиваю на том, что другой человек должен приспосабливаться ко мне, это значит, что я воспринимаю его не как личность, Dasein, а как средство; и даже если я приспосабливаюсь к самому себе, то использую при этом себя в качестве объекта... Сущностью взаимоотношений является то, что в процессе взаимодействия оба человека меняются » .

Eigenwelt - «собственный мир»; это мир истинного Себя. Eigenwclt предполагает сознавание себя собой. И этот процесс наблюдается только у людей. Это наше понимание того, что значит для меня что-то в этом мире - этот букет цветов или другой человек.

Эти три модуса мира всегда взаимосвязаны между собой и всегда обусловливают друг друга. Реальность бытия в мире оказывается утраченной, если акцент делается только на одном из трех модусов мира и при этом исключаются два других.

Воля. Способность организовать свое «Я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания, подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.

Интенциональпость. Структура, центр, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и представляем свое будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. «В намерении заложено действие, и в любом действии присутствует намерение» .

Онтологическая вина. Р. Мэй выделяет три типа онтологической вины , соответствующих ипостасям бытия-в-мире. «Окружающей среде» (umwelt) соответствует вина, вызванная разделением человека и природы. Это чувство вины, касающееся нашего отдаления от природы, хотя оно может и подавляться. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (mitwelt). Вина перед своими близкими возникает в связи с тем, что своих близких мы воспринимаем через шоры своей ограниченности и предубежденности. И всегда так или иначе оказываемся неспособными до конца понять потребности других людей и удовлетворить эти потребности. Третий тип основан на отношениях с собственным «Я» (eigenwelt) и возникает в связи с отказом от своего потенциала.

Онтологическая вина, по Р. Мэю, имеет следующие характеристики. Во-первых, любой человек так или иначе ощущает ее. Все мы в той или иной степени представляем себе действительность наших ближних в ложном свете, и никто из нас полностью не осуществляет свой потенциал. Во-вторых, онтологическая вина не связана с культурными запретами или интроекцией культурной традиции; се корни лежат в факте сознавания себя. В-третьих, если онтологическая вина не принимается и вытесняется, то она может развиться в невротическое чувство вины. В-четвертых, онтологическая вина оказывает серьезное влияние на личность. В особенности она может и должна приводить к сдержанности, восприимчивости в отношениях между людьми и росту творческого начала в использовании субъектом своих потенциальных возможностей.

Свобода. Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Р. Мэю, предполагает умение «всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать». Р. Мэй различал два вида свободы: свободу действия (экзистенциальную свободу) и свободу бытия (сущностную свободу). «Я» предполагает мир, а мир - «Я»; оба эти понятия - или переживания - нуждаются друг в друге. И вопреки расхожим утверждениям они движутся вместе: в общем и целом, чем больше человек сознает себя, тем больше он сознает мир, и наоборот. Эта нераздельная связь «Я» и мира одновременно предполагает ответственность. Как пишет Р. Мэй, свобода не есть противоположность детерминизма. Свобода есть способность человека знать, что он детерминирован. Это положение задает границы свободы. Свобода не есть ни вседозволенность, ни даже простое «делание того, что нравится». На самом деле такая жизнь по прихоти или по требованию желудка представляет собой прямую противоположность действиям центрированной личности, о которой говорилось выше. Свобода ограничена тем фактом, что личность всегда существует в мире (обществе, культуре) и находится с ним в диалектических отношениях. Кроме того, свобода требует способности принимать и переносить тревогу, конструктивно жить с ней. Быть свободным означает не уклоняться от тревоги, а переносить ее; бежать от тревоги автоматически означает отказываться от свободы.

Судьба. Структура из ограничений и способностей, которые представляют собой «данные» нашей жизни. Судьба включает в себя биологические свойства, психологические и культурные факторы, нс означая при этом тотальную предопределенность и обреченность. Судьба - это то, к чему мы движемся, наша конечная станция, наша цель.

Тревога. Это опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности. Это может быть угроза физическому существованию (угроза смерти) или же существованию психологическому (потеря свободы, бессмысленность). Или же опасность может относиться к еще какой-либо ценности, с которой человек отождествляет свое существование (патриотизм, любовь другого человека, «успех» и так далее). Поскольку тревога ставит под угрозу основы человеческого бытия собой, на философском уровне тревога есть осознавание того, что «Я» может прекратить свое существование (так называемая «угроза небытия»). Р. Мэй различает нормальную и невротическую тревогу.

Нормальная тревога - реакция, которая 1) адекватна объективной угрозе; 2) нс запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого 3) человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов. Человек может 4) конструктивно обращаться с тревогой на сознательном уровне или же тревога снижается, когда меняется объективная ситуация.

Невротическая тревога - реакция на угрозу, которая 1) неадекватна объективной опасности; 2) включает в себя вытеснение (диссоциацию) и другие проявления интрапсихического конфликта и, следовательно, 3) человек ограничивает какие-то свои действия или сужает поле своего сознания с помощью различных механизмов, например подавления, развития симптома и других невротических защитных механизмов.

Трансцендирование. Способность выходить за пределы наличной ситуации. Существование всегда находится в процессе выхода за пределы своего «Я».

  • 1. Маслоу А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований; Инициатива, 2005. - 160 с.
  • 2. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. - 224 с.
  • 3. Мэй Р. Любовь и воля / Р. Мэй. - М.: Винтаж, 2007. - 288 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/ books/meyroO 1 /index.htm. - Загл. с экрана.
  • 4. Мэй Р. Новый взгляд на свободу и ответственность // Экзистенциальная традиция. - 2005. - № 2. - С. 52-65. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_meyro05.htm. - Загл. с экрана.
  • 5. Мэй Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии / Р. Мэй. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/ 090417/books/meyro03/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 6. Мэй Р. Сила и невинность: в поисках истоков насилия / Р. Мэй. - М.: Смысл, 2001.-319 с.
  • 7. Мэй Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 432 с.
  • 8. Мэй Р. Смысл тревоги / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 379 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/meyro02/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 9. Мэй Р. Цитаты. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cpsy.ru/citl340.htm. - Загл. с экрана.
  • 10. Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 704 с.

И. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя. - М.: Апрель- Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro04/index.htm. - Загл. с экрана.