Что такое городские агломерации простыми словами. Городские агломерации

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomero - присоединяю, накапливаю, нагромождаю). Компактная пространственная группировка поселений (гл. обр. городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную многокомпонентную динамич. систему. Как целостное терр. социально-экон. образование Г. а. возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или неск. городов-ядер). Выделяются моноцентрические (одноцентровые) Г. а. с одним городом-ядром, к-рый подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне (или в т. н. внешней, периферийной, зоне Г. а.- пригороды, города-спутники и т. п.), и намного превосходит их по своему размеру и экономич. потенциалу; полицентрические (многоценгровые) Г. а., имеющие неск. взаимосвязанных городов-центров (см. Конурбация). Пригородная (периферийная) зона Г. а. служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития, в полицентрич. Г. а. представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер.

Г. а. отличаются высокой степенью терр. концентрации производит. сил, в первую очередь пром-сти, инфраструктурных объектов, науч. и уч. учреждений, а также высокой плотностью нас.; оказывают сильное преобразующее влияние на окружающую терр., видоизменяя ее экон. структуру и социальные аспекты жизни нас.; характеризуются высокой степенью комплексности х-ва и взаимосвязанности расселения населения. Указанные черты Г. а. обусловливают специфику их развития как многофункциональных центров нац. (общегос.) значения со специализацией на наиболее сложных, наукоемких отраслях народного хозяйства.

Г. а. можно рассматривать одновременно как подсистему нар.-хоз. системы размещения произ-ва и соответств. системы расселения. Г. а. (вместе с крупными городами еше не ставшими ядрами Г. а.) и соединяющие их магистрали (полимагистрали) составляют опорный каркас расселения. При этом Г. а. - наиболее активные, динамичные звенья этой системы.

Формирование Г. а. является результатом объективных процессов экон. и социального развития, в частности процесса углубления терр. разделения труда; способствует более полному использованию выгод экономико-геогр. положения и предпосылок роста крупного города вместе с окружающим его ареалом. Экон. предпосылкой относительно быстрого развития Г. а. являются преимущества, присущие данной форме размещения произ-ва и расселения нас. (вызывающие т. н. эффект ближних связей, или агломерационный эффект): высокая степень концентрации и диверсификации произ-ва; концентрация квалифицир. кадров, тесная связь произ-ва с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование производств, и социальной инфраструктуры.

Нерегулируемое развитие Г. а. ведет к ряду негативных последствий: загрязнению окружающей среды, перегрузке транспорта, острому дефициту водных ресурсов и др. В капиталистич. странах неупорядоченное гипертрофированное развитие ряда Г. а. достигло критич. состояния (см. Гиперурбанизация). В промышленно развитых капиталистич. гос-вах рост большинства крупных Г. а. осуществляется гл. обр. за счет разрастания их пригородных зон (см. Субурбанизация); в нек-рых р-нах срастание значит. числа соседних Г. а. приводит к образованию мегалополисов. Плановое ведение х-ва при социализме создает предпосылки управления ростом Г. а., ослабления присущих им негативных свойств, более полного использования заключенного в них экон. потенциала. В СССР политика управления развитием Г. а. включает меры целенаправленного планирования выполняемых ими народнохозяйственных функций и их масштабов, большое значение придается также градостроительным и планировочным методам.

В разных странах мира в зависимости от степени развития процесса урбанизации, особенностей размещения произ-ва и расселения нас. выделение (делимитация) Г. а. осуществляется на основе разл. критериев (см., напр., Метрополитенская территория). Согласно методике, разработанной при составлении ´Генеральной схемы расселения на территории СССР до 2000 г.´, ЦНИИП градостроительства Госкомитета по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР (1984), группа взаимосвязанных поселений выделяется в качестве сложившейся или складывающейся Г. а., если людность наибольшего из образующих ее городов составляет не менее 100 т. ч., а в тяготеющем к нему ареале группового расселения (очерченном изохроной 2-часовой доступности всеми видами обществ. наземного и водного транспорта) расположены, как минимум, еще 2 гор. поселения. При этом в состав выделенных Г. а. также включаются гор. и сел. поселения, находящиеся в подчинении районных (гор.) Советов нар. депутатов, если центры соответств. единиц адм.-терр. деления расположены в пределах 2-часовой трансп. доступности центрального города (в полицентрич. Г. а.- крупнейшего из центральных городов). В СССР выделялось (1979) 193 Г. а., из них: людностью 100-250 т. ч.- 15; 250-500 т. ч.- 69; 500-1000 т. ч.- 74; 1-2 млн. ч.- 29; св. 2 млн. ч.- 6. В пределах этих Г. а. проживало 146 008,5 т. ч. (55,6% всего нас. страны), в т. ч.: городское пас.- 114 513 т. ч. (70% всего городского нас. СССР), сельское нас.- 31 495,5 т. ч. (31,9% всего сельского нас.).

Нередко у людей возникают проблемы с пониманием не только абстрактных слов, но и понятий, которые непосредственно касаются их жизнедеятельности. Несмотря на то, что половина граждан страны живет в городах и пригородах, о значении слова «агломерация» они не знают.

Для того чтобы это исправить, необходимо разобраться во всех особенностях этого понятия и способах его употребления.

Значение понятия

Агломерация представляет собой непосредственно сам город и все прилегающие к нему села и ПГТ, с которыми он образовывает достаточно тесные связи. Стоит отметить, что не все близко расположенные населенные пункты можно назвать агломерациями.

Существует определенный перечень критериев, который это позволяет сделать. Он состоит из таких основных пунктов, как:

  1. Наличие маятниковых миграций. Они подразумевают постоянно передвижения граждан из городка в крупный город с целью учебы, работы или покупок.
  2. Транспортная доступность. Жители агломерации без проблем могут добраться из одного городка в другой посредством автомобильного, железнодорожного или же водного транспорта.

В настоящее время специалисты выделяют два основных типа агломераций:

  1. Моноцентрические. В таком случае присутствует лишь одно ядро – крупный населенный пункт, вокруг которого расположены мелкие городки, села и ПГТ. Типичным примером моноцентрической агломерации моно назвать Московскую агломерацию.
  2. Полицентрические. В данном случае агломерация имеет два ядра, которые представляют собой крупные населенные пункты, тесно связанные друг с другом. Нередко специалисты такое образование именуют конурбацией. Наиболее примечательным примером такой агломерации является скопление городов в немецком Рурском регионе.

Самой крупной агломерацией в мире считается Токийская агломерация. В ней одновременно проживает более чем 35 миллионов человек. В РФ самыми крупными скоплениями тесно связанных друг с другом населенных пунктов можно назвать Московскую, Петербургскую и Самаро-Тольяттинскую агломерации.

Основные преимущества и недостатки

На сегодняшний момент сложно однозначно ответить на вопрос, насколько хорош тот факт, что некоторые населенные пункты сливаются в агломерации. Такой процесс имеет, как некоторые положительные, так и некоторые отрицательные стороны.

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  • Экономическая выгода для функционирования предприятий . Некоторые заводы и фабрики могут при возникновении агломерации осуществлять свое слияние, объединяясь не только функционально, но и территориально.
  • Развитие инфраструктуры . Для нормального функционирования населенных пунктов, имеющих тесные связи между собой, в первую очередь необходимо корректное транспортное сообщение. Это приводит к развитию автомобильных дорог, прокладке железнодорожных путей, строительству мостов, образованию пересадочных узлов и т.д.
  • Объединение административных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько различных администраций, управление некоторой частью агломерации предоставляется непосредственно ядру данного образования – исполнительному органу самого крупного населенного пункта.

Недостатки образования агломераций тоже существуют. Среди них наиболее важными специалисты считают такие факторы, как:

  1. Сложность управления. Некоторые вопросы, которые легко можно решить «на местах», застревают в бюрократической машине ядра – крупного города, являющегося центром агломерации.
  2. Отсутствие индивидуального развития небольших населенных пунктов . Они в любом случае подпадают под влияние крупного города, вследствие чего в них нередко приостанавливается развитие промышленности и некоторых важных сфер, необходимых для полноценного функционирования.

Несмотря на перечисленные недостатки, все же преимущества образования агломераций преобладают. Именно поэтому их становится с каждым годом все больше.

Примеры агломераций

Функции города формируются на основании двух важных факторов: увеличения численности населения и разрастание территории. Вследствие этого появляются такие образования, как агломерации. Населенные пункты в них связаны посредством таких факторов , как:

  • территория;
  • культура и быт;
  • производство;
  • организация хозяйства;
  • административная и управленческая деятельность.

Самыми крупными существующими агломерациями являются объединения населенных пунктов вокруг таких городов, как Токио, Мехико, Мумбай, Сан-Пауло и Нью-Йорк. В самом начале XXI века в мире насчитывалось около 19 самых больших агломераций, численность населения в каждой из которых составляла более 10 миллионов человек.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается 150 различных агломераций, в которых проживает 70% населения страны. В Объединенной Королевстве их всего 8. При этом в каждой из агломераций на насчитывается свыше 2 миллионов жителей.

По всему миру слияние урбанизированных зон приводит к появлению мегалополисов. В настоящее время существует 6 таких образований: 3 – в США, 2 – в Европе и 1 – в Японии. Они представляют собой концентрацию большого количества агломераций на определенном ограниченном участке территории страны.

К примеру, мегалополис Босваш, что на северо-востоке Соединенных Штатов, объединяет 40 агломераций, находящихся на пути от Вашингтона до Бостона. В них проживает порядка 50 миллионов человек.

Заключение

Агломерации – это закономерный процесс объединения населенных пунктов вокруг больших городов. Такое явление возникло в конце XX – в начале XXI века в связи с процессами урбанизации и индустриализации.

Если развитие человечества будет продолжаться такими темпами, как и сейчас, в будущем существует большая вероятность появления десятков новых агломераций прежде всего в быстро развивающихся странах мира.

Местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций - одна из стадий урбанизации .

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект - экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях .

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) - не менее 10-15 % от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города.

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии , а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10 % выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Конурбация

Конурбация - (от лат. con - вместе и urbs - город),

  1. городская агломерация полицентрического типа имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего (например, скопления городов в Рурском бассейне, Германия).
  2. в некоторых странах - синоним любой городской агломерации.

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе - Рурская в Германии (по разным оценкам в зависимости от состава включаемых городов от 5 до 11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн).

Крупнейшие агломерации

Крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио , в которой насчитывается 38 млн жителей. По оценке ООН в 2010 году на Земле насчитывалось около 449 агломераций с числом жителей более 1 млн, в том числе 4 - более 20 млн, 8 - более 15 млн, 25 - более 10 млн, 61 - более 5 млн. 6 государств имеют более 10 агломераций-миллионеров: Китай (95), США (44), Индия (43), Бразилия (21), Россия (16), Мексика (12) .

По некоторым оценкам в России насчитывается до 22 агломераций-миллионеров , в том числе 7 при городах-немиллионерах. Крупнейшая в России Московская агломерация имеет по разным оценкам от 15 до 17 млн и находится на 9-16 месте в мире. Ещё одна (Санкт-Петербургская) российская агломерация имеет от 5,2 до 6,2 млн человек, три (полицентрическая конурбация Самара-Тольятти , Екатеринбургская , Нижегородская) - более 2 млн, Новосибирская - около 1,8-1,9 млн чел.