Что такое инцидент в конфликте определение. Что такое инцидент? В чем состоит отличие инцидента конфликта от его повода? Тема: Конфликт и конфликтные ситуации

Причины конфликтов

Тема 4.1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

2. Структура конфликта

3. Причины конфликта

4. Этапы конфликта

Конфликт - от лат. Confliktus – столкновение.

Существуют различные определения конфликта, все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. В основе конфликта всегда лежит отсутствие согласия, поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами, как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт - явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты - все это разновидности социальных конфликтов. Например, друзья претендуют на определенное благо в жизни, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь о том, что такое конфликт.

Прежде всего необходимо дать определение понятия «конфликт» (от лат.- столкновение). В настоящее время в психологии не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта,

§ другой подход заключается в понимании конфликта как одного из видов социального взаимодействия индивидов или социальных групп, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов, потребностей). При данном подходе конфликты возможны только при социальном взаимодействии.



Кроме того, иногда конфликт понимается как:

§ специфический вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. При таком подходе сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречий, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей. Всевозможные социальные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть из них разрешается путем конфликтов.

Давайте выберем приемлемое для нас определение конфликта.

Конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех иди иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу.

Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов); стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Конфликтные ситуации бывают двух видов: со строгим соперничеством, когда интересы диаметрально противоположны и выигрыш одной стороны означает проигрыш другой, и с нестрогим соперничеством, когда скрещиваются не столь противоположные интересы.

Информация в конфликте характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с формированием информационных моделей конфликта у его участников и их информационным взаимодействием в процессе развития конфликта.

Среди существенных черт конфликта выделяют:

§ наличие противоречия между субъектами;

§ их противодействие;

§ нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия;

§ негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

1. Понятие конфликтной ситуации.

«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели

Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы

Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

Ситуации деятельности;

Ситуации поведения;

Ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.


Технология разрешения неслучайных конфликтов

Помимо случайных конфликтов существуют так называемые неслучайные. Они составляют около 20 % от общего числа конфликтов, но по своему разрушительному воздействию на психику человека намного опаснее других.

С чего начинать разрешение конфликта? С установления причин. Истинные причины нередко скрываются, поскольку могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, в затянувшийся конфликт втягивается все больше новых участников. Тем самым расширяется список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин разногласий. Опыт разрешения конфликтов показал, что выйти из сложной ситуации намного проще, зная формулы конфликта.

Первая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация – это обстановка, которая сложилась в результате накопившихся противоречий, содержащих первопричину конфликта.

Инцидент – это случай, происшествие, являющиеся поводом для конфликта.

Конфликт – это открытое противоборство как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Из формулы следует, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Разрешить конфликт – это значит:

1.устранить конфликтную ситуацию;

2.исчерпать инцидент.

Случается, что конфликтную ситуацию разрешить невозможно по объективным причинам. Формула конфликта показывает: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность и не создавать инцидента. Конечно, первое сделать сложнее. Поэтому, к сожалению, в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре один употребил оскорбительные слова в адрес другого. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», – заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь – жалоба; конфликтная ситуация – не сложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент – сказанные слова. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.

А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. Тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не изменил в лучшую сторону своего отношения к обидчику.

Таким образом, своими формальными действиями руководитель не разрешил конфликт, а только усугубил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.

Конфликт между людьми можно сравнить с сорняком: конфликтная ситуация – это корень, а инцидент – та часть, что на поверхности. Ясно, что, оборвав стебель, но не тронув корень, мы только усилим работу сорняка по впитыванию из почвы веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтной ситуации, мы создаем условия для углубления конфликта.

Вторая формула конфликта

Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация = Конфликт

Конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Каждая из них играет роль инцидента для последующей. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

В векторном виде первую и вторую формулы конфликта можно представить следующим образом:

Первая формула конфликта

К – конфликт

И – инцидент

КС, КС1 , КС2 – конфликтные ситуации

Типы конфликтов

Приведенные схемы возникновения конфликтов позволяют оценить степень неизбежности каждого из них.

Классификация конфликтов
по степени их неизбежности

Тип А. Конфликты этого типа случайны. Во-первых, потому что нередко случаен первый конфликтоген. Во-вторых, не всякий конфликтоген приводит к конфликту. И, в-третьих, может не последовать ответного конфликтогена.

Тип Б. Если не стремиться предотвратить конфликтную ситуацию, то конфликт рано или поздно произойдет. Ведь при накопившихся противоречиях для возникновения конфликта достаточно инцидента. Им может быть любой конфликтоген.

Тип В. При наличии нескольких конфликтных ситуаций конфликт неизбежен. Ведь каждая новая конфликтная ситуация добавляет противоречий и тем самым увеличивает вероятность конфликта.

Зная схемы возникновения и типы конфликтов, мы получаем основу для создания алгоритмов их профилактики и разрешения. Поскольку ключевую роль в этом играет правильная формулировка конфликтной ситуации, то назовем правила, позволяющие с достоверностью установить первопричину конфликта.

Правила формулирования конфликтной ситуации

Правило 1. Помните: конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки типа: конфликтная ситуация в этом человеке, в социально-экономической ситуации, в нехватке автобусов на линии и т.п., поскольку мы не имеем никакого права устранить человека, ни один из нас не изменит социально-экономическую обстановку и не увеличит количества автобусов на линии.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту. Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит конфликтная ситуация, затем инцидент и уже потом конфликт.

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать. Обратимся к рассмотренной ранее конфликтной ситуации. Поскольку первопричина ее –несложившиеся отношения, то чтобы разрешить конфликт, сотрудникам следует вести себя более сдержанно, постараться принять коллегу таким, каков он есть, и по возможности как можно реже общаться друг с другом.

Правило 4. Задавайте себе вопрос: «Почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины. Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не срывайте стебель, не вырывайте только часть корня – оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов, которые вы используете, чтобы описать конфликт. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщений. Так и появляются в формулировке слова, которых не было первоначально.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются дополнительные смыслы. Вот уж как нигде уместен афоризм: «Краткость – сестра таланта».

Конфликтные личности

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера людей. Можно выделить 6 типов конфликтных личностей.

Демонстративные. Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии, каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

Ригидные. Отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и ведет к конфликту с окружающими. Это те люди, которые убеждены: если факты нас не устраивают, тем хуже для фактов. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

Неуправляемые. Отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение агрессивное, вызывающее.

Сверхточные. Скрупулезные, предъявляющие ко всем (начиная с себя) завышенные требования. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются чрезмерной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все это нередко приводит к неустроенности личной жизни.

Рационалисты. Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность через конфликт достичь личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например до тех пор, пока под начальником не закачается кресло. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

В конфликте инцидент - это определенное происшествие, которое в процессе спора возникает там, где несколько субъектов активно противодействуют друг другу. Это можно назвать своеобразной предпосылкой для развертывания столкновений и создания в социальной системе (коллективе людей) общей напряженности.

Значение слова "инцидент"

Согласно словарю, инцидентом является недоразумение, столкновение интересов, неприятное происшествие.

Инциденты могут быть разных видов: социальные (споры, конфликты), несоциальные, происшествия, которые наступили не по вине человека (крушения, или природный инцидент). Синоним по словарю: случай.

Предпосылки конфликта

Потенциал напряженности перерастает в реальную, проявленную напряженность, материализующуюся в социальных ожиданиях. Инцидент - это то, что может или перерасти в открытую угрозу, или затихнуть посредством внешнего влияния субъектов.

Субъектами являются социальные группы (или отдельные индивиды), которые свое положение осознают по сравнению с другими группами по поводу наступления предпосылок, а затем и самого конфликта.

Субъектом конфликта становятся только в той ситуации, когда группой индивидов воссоздаются реальные случаи недостатка определенного общественного ресурса, который в общем составляет объект столкновений. Кроме этого, чтобы конфликт возник, со стороны его субъекта потребуются активные действия, которые направляются на достижение запланированных целей и благодаря которым создается инцидент.

Компоненты для конфликта

Потенциальная напряженность в имеющейся конфликтной системе, которая вызвана определенным объектом конфликта;
- появившийся инцидент, это то, что станет опорной точкой конфликта;
- переход в реальную напряженность из потенциальной;
- конфликтная ситуация, возникшая на этой почве;
- осознание противоположности личных интересов социальными группами, дальнейшее формирование субъекта конфликта;
- создание благоприятной для завязывания конфликтного столкновения атмосферы;
- спорное взаимодействие.

Перерастание противоречий в конфликт

Значимая ситуация для оппонентов взаимодействия;
- недопустимость одной стороны спора достижения планов противоположного оппонента;
- превышенный уровень субъективной или общей терпимости хотя бы у одной из сторон к имеющимся препятствиям.


Спорные или конфликтные ситуации в большинстве случаев предусматривают противоречивые мнения оппонентов по любому поводу: отстаивание противоположных целей, использование для их достижения всевозможных средств, разные интересы, желания и т.д. Как пример, можно назвать различные проведения аттестаций перед грядущим сокращением кадров, выбор кандидатуры на престижное место.

Ситуации столкновения, которые разрослись в значительном масштабе, переходят в открытые противоречия лишь при нарушении балансировки интересов субъектов взаимодействия и при наличии определенных условий.

Конфликтная ситуация, которая предшествует открытым спорам и конфликту. Чтобы такая ситуация переросла в нечто большее, необходимо присутствие внешнего воздействия, повода.

Инцидент - это то, что может характеризовать активизацию воздействия одной из сторон, которая задела, пусть даже неосознанно, интересы своего оппонента. В качестве инцидента может выступить и действие третьей стороны. Высказывание коллеги, когда у вас состоялась с руководством сложная беседа, например.

Возникнуть инцидент может случайно, когда не учитываются желания участников, из-за объективных причин или как результат неумелого или несогласованного взаимодействия (не учитываются психологические особенности другой стороны).

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

Неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. ? М.: 1992. - 517 с.

Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:

Ка-к видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция - эта та мотивир-овк-а участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонента-м (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно -привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего “Я”, неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент. В своей первой форме инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях. Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные иили групповые интересы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Динамика социального конфликта

Раздел ii динамика социального конфликта источники основания и причины социального.. сотрудничество стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем.. особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта если предмет конфликта имеет жизненно важное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конструктивные и деструктивные конфликты
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликт

Насильственные и ненасильственные действия
Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс. К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как: § междунар

Функции конфликта
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и де

Периоды и этапы в развитии конфликта
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся

Динамика различных видов конфликтов
Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как тол

Функции конфликтов
В повседневной жизни людей сложилось достаточно жесткое и однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Появление конфликта рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все

Функции конфликтов
Позитивные Негативные разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоци


Внешние и внутренние условия социального конфликта Источник, основания, причины и движущие силы конфликта Фазы развития конфликта 1. К необходимым условиям социального кон

Формы выражения, структура и функции социального конфликта
Структура конфликта Функции конфликта Формы выражения социального конфликта 1. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом: п

Модели развития социального конфликта на разных уровнях
Динамика внутри- и межличностного конфликта Динамика межгруппового конфликта Динамика социального конфликта 1. Внутри- и межличностный конфликт включает в себя не только

Основные подходы и стили разрешения конфликта
Подходы к разрешению конфликта в разных социальных системах Многообразие стилей разрешения конфликта Управление конфликтом 1. Разрешение конфликтов зависит от общих принц

Способы регулирования и разрешения конфликта
Способы разрешения конфликта Виды принуждения и протеста Виды компромисса Модели поведения в конфликтных ситуациях 1. Технологии разрешения любого конфликта строятся

Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг
Микросоциология конфликта Поведенческая (бихевиористская) модель конфликта Концепция согласия и насилия Иоханна Гальтунга 1. Микросоциология конфликта стала развиваться л

Методы исследования конфликта. диагностика и экспертиза конфликта
Общие и специальные методы исследования конфликта Специфика социологического изучения конфликта Комплексная диагностика социального конфликта Экспертиза социального конфликта

Пять типов конфликтных личностей
Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности. Конфликтная личность - демонстр

Решение конфликтов
Типы исхода конфликтных ситуаций: Первый – уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. При

Этапы разрешения конфликта
Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива. Разрешение конфликта - очень сложное и тонкое дело. Проводить его можн

Участников конфликта
Какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения участников конфликта, и в первую очередь, противоборствующих сторон, в конечном счете, они обусловливают выбор позиции в конкретной ситуации

Техники постановки вопросов
Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, прав

Стили "адвокат" и "прокурор" в педагогической практике
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей "адвокат" и "прокурор". Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в т

Выход из конфликтной ситуации и конфликта
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает

Фазы развития конфликта
Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместн

Исходы конфликтных ситуаций
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение. Предупреждение