Языкознание- (по Маслову) тоже самое что и языковедение и лингвистика-наука, изучающая языки (впринципе- все существующие, когда либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Возникло всвязи с практическими потребностями, но позже развилось в систему дисциплин теоретического и прикладного характера.
Язык- основное средство коммуникации.
Зародилось в глубокой древности (5 в.д.н.э.) предположительно на древнем Востоке, в Индии, Китае, Египте. Сознательное изучение языка началось с изобретением письменности и появлением особых языков, отличных от разговорных. Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини (V-IV вв. до н.э), которая называлась Восьмикнижие. В ней устанавливались нормы санскрита и давалось точное описание языка священных текстов (Вед). Это было предельно полное описание фонетики, морфологии, морфонологии, словообразования и элементов синтаксиса санскрита.
Предметом языкознания являются такие вопросы как: сущность языка, его происхождение и основные функции, соотношение языка и мышления, языка и объективной действительности, типы языков, организация их языковых уровней, функционирования и их историческое развитие, классификация языков и др.
Внутри теоретического языкознания разделяют частное и общее .
Частное языкознание занимается отдельным языоком (русским,английским,узбекским) или группой родственных языков (славянскими языками).
Частное языкознание:
· синхроническое (описывает факты языка в какой-то момент его истории,чаще всего факты современного языка)
· диахроническое (или историческое, прослеживает развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. его разновидность является сравнительно-историческое языкознание, выясняющее историческое прошлое родственных языков путем сравнения друг с другом)
Общее языкознание занимается общими особенностями человеческого языка. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития, организации и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков.
В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание (сопоставляет между собой как родственные, так и неродственные языки с целью выявления общих закономерностей)
Вследствии этого сопоставления типологическое и общее языкознание формирует языковые универсалии - положения, действительные для всех языков мира(абсолютные универсалии как например во всех языках есть гласные и согласные звуки, на всех языках можно говорить предложения, во всех языках есть имена собственные) или для значительного большинства языков(статистические универсалии как например почти во всех языках в местоимении различают не менее 2ух чисел, исключения древний и современный яванский)
Задача общего языкознания : научное определение понятий, которыми пользуется языкознание, таких как "гласный", "согласный", "имя собственное"
Прикладное языкознание решает частные следующие задачи:создание и усовершенствование письма, обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирование и реферирование информации, создание систем обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
Языкознание изучает явления, принадлежащие различным языковым уровням. Уровни языка-ярусы общей языковой системы. Обычно выделяют следующие уровни: фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), синтаксический и лексический (или лексико-семантический)
Языкознание, или лингвистика как наука о языке
Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Современная наука состоит из трёх главных разделов - естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.
О связи языкознания с другими науками
Языкознание связано с социальными науками:
- с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
- Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.
- Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.
- Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
- Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
- Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.
О связи лингвистики с естественными науками.
Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией
Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй
сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей
внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности,
общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным
мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально
нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов".
Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология
.
Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об
изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов
и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации
рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.
О связи языкознания с философией.
Философия вооружает
яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке
принципов и методов анализа.
Аспекты языкознания
Языкознание является многоаспектной наукой, так как язык представляет
собой весьма разнообразное и сложное явление. Языкознание как наука
делится на общее и частное
.
В рамках общего языкознания
выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление
неродственных языков.
Частное языкознание - это наука об отдельных языках, например, русистика
- наука о русском языке, англистика - наука об английском языке и т.д.
Синхронный и диахронный аспекты частного языкознания
Частное языкознание может изучаться в синхронном плане и в диахроническом.
Синхронный план исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся
к одному и тому же времени.
Диахронический план изучения предполагает изучение фактов языка в их
развитии.
Круг задач, решаемых языкознанием
В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить
языкознание:
1. Установить природу и сущность языка.
2. Рассмотреть структуру языка.
3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные
факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой
взаимосязаны и взаимообусловлены.
4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;
Как и когда возникли и то и другое;
5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства;
как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский,
украинский и белорусский.
7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно-
исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный).
Последний метод основан на математической статистике.
8. Языкознание стремиться быть ближе к жизни, отсюда его прикладной
характер.
9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой
интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного
из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового
иностранного языка.
10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией,
логикой, литературоведением, математикой).
1.2. Предмет лингвистики
Структура современного языкознания
Языкознание в системе наук
4.1. Связь языкознания с гуманитарными науками
4.2. Связь языкознания с естественными науками
4.3. Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками
Литература
_______________________________________
Объект и предмет языкознания
Языкознание (языковедение , лингвистика – от лат. lingua ‘язык’) – это наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях [ЛЭС, с. 618].
В настоящее время на Земле насчитывается от 2,5 до 6 тысяч живых и мертвых языков. Такой разброс в подсчетах существует за счет,
во-первых , сложности проведения границы между языком и диалектом,
во-вторых , из-за недостаточной изученности большого числа языков (диалектов) [Гируцкий, с. 5]
По некоторым данным, общее количество языков и диалектов на Земле достигает 30 тыс. [Вендина, с. 4].
Языки мира принципиально сходны , т.к. все они являютсясредством общения людей . В ихстроении ,функционировании изакономерностях развития естьважные общие свойства , и в каждом из них по-своему реализуется человеческий язык вообще.
При этом языки мира серьезно отличаются друг от друга по разным параметрам.
Прежде всего, языки чрезвычайно разнообразны по структуре , т.е. по тому, как устроена ихфонетика ,лексика играмматика .
Кроме того, среди них есть
живые имертвые (на них больше никто не говорит, напр. старославянский, готский);
крупные , т.е. широко используемые и так называемыемалые; 180 языков являются родными для более чем3,5 млрд. чел.;подавляющим большинством языков пользуется меньшая часть населения планеты. На некоторых языках говорят несколько сотен или даже десятков человек;
письменные ибесписьменные;
языки полифункциональные (выполняющие в общении несколько функций) имонофункциональные (чаще всего используемые лишь в бытовой коммуникации) [Введение в языкознание, с. 12; Гируцкий, с. 5].
1.1. Соотношение объекта и предмета науки
Объект науки – это некоторая область действительности, которая изучается данной наукой.
Под предметом науки понимаются
те стороны, свойства объекта , которые рассматриваются данной наукой как воплощение его сущности,
аспект изучения ,специфическое понимание объекта , определяющее направления и методы его исследования [Введение в языкознание, с. 12].
Один и тот же объект может изучатьсяпод различными углами зрения , а следовательно, представлять собойразные предметы .
Напр., человек является общимобъектом , с одной стороны, для всехгуманитарных наук (лат.humanitas ‘человеческая природа’). Это дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности: социология, психология, культурология, педагогика, юриспруденция, лингвистика и т.д.
Предмет исследования у каждой их этих наук свой – определенная сторона человека и его деятельности [Маслова, 2008, с. 35].
С другой стороны, человек является объектом изучения естественных наук : анатомии, физиологии и т.д. Очевидно, что и эти науки рассматривают человека каждая под своим углом зрения. Т.е. у всех этих наук (гуманитарных и естественных)один объект , норазные предметы изучения.
На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы говорим не только о “языках”, но также о “языке” — человеческом языке как о чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много общего.
Каждый язык — достояние какого-то коллектива и тем самым — явление общественно-историческое. Каждый язык — непременное условие развития человеческой культуры, поразительное по тонкости и совершенству орудие общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям.
Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системы правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.
Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).
Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский).
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например, как упомянутые выше “гласный” и “согласный”, “предложение”, “имя собственное” и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой “профилирующей”, т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области. Курс “Введение в языкознание” есть начальный, элементарный курс общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.
Ю.С. Маслов. Введение в языкознание — Москва, 1987 г.