Что такое маргинальная жизнь. А вы знаете, кто такие маргиналы? За чертой привычной жизни

Маргинал – это человек, исключенный из различного рода институтов общества. Маргинальность причисляется к тем понятиям, какие при своей сложности одновременно у всех вокруг на слуху, но имеет трактовки очень неоднозначные, даже спекулятивного характера, часто с негативным окрасом. К такой категории людей часто относят и люмпенов – деклассированных элементов от общества. Что значит маргинал? Слово очень модное, ассоциирующееся с такими, как внесистемность, немейнстримность, нахождение за пределами взглядов господствующей группы.

Понятие маргинал раскрывается через свой латинский корень margo – край. Маргинал это человек, которого отнести к определенной социальной группе нельзя, он как бы зависает на грани отличных между собой групп, а посему ощущает их противонаправленное влияние.

Значение слова маргинал

Что значит маргинал? Маргинал это человек, который недостаточно участвует или полностью выключен из деятельности институтов общества: экономических, культурных, политических. Социальными науками полагается, что маргиналы – в некоем роде избыточный материал социума, нуждающийся в строгом контроле, мониторинге, требующий проработки. Это есть негативное явление социума, свидетельствующее о неполадках, болезнях внутри общества. Можно определить некую норму социального участия в жизнедеятельности общества и его групп, а недостаток участия есть отклонение от данной нормы.

Кто такой маргинал? Это человек, который, будучи помещенным за границу группы, воспринимается ее членами как чужак. Он одновременно объединяет в себе удаленность и близость с группой – он есть в ней физически, но, однако не включен в нее как ее член, не разделяет ее биографию, а является пришельцем, остановившимся словно гость в ней. Однако присутствие такого чужака дает группе шанс определить то, чем она сама не является, осознать свои границы. Также он разграничен с группой и может обладать объективностью в суждениях относительно нее, ведь он свободен и может ее покинуть.

Классическое понятие маргинал подразумевает не столько выключенность из группы, сколько нахождение на границе посреди двух групп. Как следствие маргинал несет в своей личности культурный , который не является сугубо психологическим, это не , не чувство обделенности и психологических неудобств в связи с невключенностью в группу. Это скорее практикуемая маргинальность. Этот конфликт осознается маргиналом в себе как причастность к нескольким несовместимым группам и невозможность себя полностью с одной из них.

Типы маргиналов

Каждого маргинала в более полной мере можно описать через особенности его маргинальности и причин, к ней приведших. Задавшись вопросом раскрыть типы маргинальности, мы можем говорить о делении на этнических, экономических, социальных и политических маргиналов. Что означают эти четыре подтипа?

Этнические маргиналы – те, кто сменили жизнь среди людей своей народности на жизнь в новых этносах. Обычно происходит это вследствие миграции населения, вынужденной или произвольной. Яркий пример вынужденного мигранта – это беженец, такой человек маргиналом становится поневоле, уезжает, спасая свою жизнь, и особенно сложным ее устроить на новом месте будет, если новый этнос значительно отличается от родного. Здесь могут влиять и языковой барьер, и отличная от остального населения внешность, и причастность к иной религии, и культурные различия.

Этническая маргинальность наиболее труднопреодолимая, она связана с теми факторами, которые человек подчас не в силах изменить – внешность, менталитет, обычаи. Именно этот тип маргиналов чаще всего не имеет личностных качеств, предопределяющих их маргинальность, а становится маргиналом поневоле. Чуть более мягким примером этнических маргиналов являются люди, переехавшие в новую страну, более обеспеченную и с большими возможностями, чем родина. Это мигранты из малообеспеченных стран. И для них преодоление маргинальности тоже практически невозможно, такие люди в течение всей жизни продолжают ощущать связи с родной народностью, но находятся вдали от нее.

Экономические маргиналы появляются вследствие изменений в финансовой сфере, это может быть потеря работы и невозможность найти новую, утрата привычных источников дохода, потеря собственности. Уровень экономической маргинальности значительно повышается в обществе в период экономических и политических кризисов как следствие уменьшения количества рабочих мест, а иногда и критического урезания целых сфер деятельности вплоть до полного их закрытия.

Примером может служить закрытие заводов, успешно работавших в советский период и расформирование их при приватизации и продаже. Тысячи специалистов оказались без возможности применить свои навыки и заработать этим, и лишь немногие смогли найти работу по профессии или переквалифицироваться. Инфляция, обесценивание накоплений – денежные причины появления экономических маргиналов. Также в ситуации острой нужды или мошенничества, разрастающегося в периоды кризисов, многие люди лишаются жилья и другой крупной собственности, и могут даже в крайнем случае перейти в категорию люмпенов, став людьми без определенного места жительства.

Понятие социальной маргинальности связано с незавершенностью перемещения между двумя социальными группами, обычно вертикального – движения в «социальном лифте». Однако, начав перемещение, с целью установления своего лучшего положения и занятия более выгодных позиций в своем обществе, человек может не достигнуть желаемого, «скатившись» до еще более низкого уровня. Либо остановиться на границе, будучи неспособным ни достичь желанного уровня, ни вернуться в прежнюю группу. Сюда можно отнести и все процессы маргинализации, связанные с неудачной сменой социального статуса – например смерть богатого супруга. Социальный маргинал теряет свой привычный образ жизни.

Политический маргинал – еще один распространенный тип, что связано с политическим кризисом, выросшим до предела неверием в те или иные силы в политике, снижением гражданского . Смена режимов, перемена государственности и общественных норм, проистекающих из законодательства и власти – все это рождает еще одну категорию маргиналов, психологически зависших, например, между СССР и уже отдельными странами постсоветского пространства. Чем чаще меняются режимы, чем меньше обещаний выполняется политиками – тем выше уровень политической маргинальности в обществе.

Примеры маргиналов

Интересно, что некоторые психологи, философы, социологи считают маргинальный тип личности наиболее цивилизованным, развитым типом, продвинутым, мобильным и подвижным, открытым к изменениям и всему новому.

Какие известные личности хорошо иллюстрируют маргинальность? Пожалуй, самый яркий пример – это Иисус Христос, Богочеловек в христианской традиции. Будучи уже даже рожденным в маргинальной среде – в хлеву, и дальше всей своей жизнью он не только не укрепляется в какой-то социальной группе, а напротив, разрушает многие нормы того общества: в юности учит в храме, в молодости разгоняет в нем менял, зарабатывает малооплачиваемым трудом, берет в ученики рыбаков, общается с блудницами, и даже умирает среди разбойников. И, однако, становится одной из влиятельнейших личностей не только лишь в христианской, но даже в светской среде, заложив в нее основы этики, высокие моральные стандарты.

Еще один интересный пример – великий русский писатель Лев Толстой. Он любил жизнь в деревне, отрицая многие привилегии дворянства, писал революционные книги для сознания не только тех времен, но и на сегодня, толковал христианские нормы, но был гоним церковными служителями, положив основу даже отдельному течению, толстовству. И не один только Толстой – все действительно великие писатели, поэты, драматурги, ставшие сегодня классикой, в свое время совершили уход из той или иной социальной группы, ощущали в себе эту культурную как минимум двойственность, которая и толкала их на написание любимых сегодня нами произведений.

В наши дни маргинальность получает новый виток в связи с распространением интернета, помогающего преодолевать любые границы. Все большее количество людей работают фрилансерами, сохраняя одиночество, нежелание интенсивных социальных контактов, отрицание общественно принятых норм жизни.

Простые люди называют их изгоями или бомжами. Психологи пользуются терминологией «маргинал». Следует разобраться в значении данного слова, поскольку оно не такое узкое и однозначное..

Общественной пропагандой является стремление к реализации. Каждый человек достигает определенных успехов, которые позволяют ему сохранять средний социальный уровень. Наличие дома, семьи, денег, друзей, работы и прочих доступных атрибутов говорит о том, что человек является социально здоровым. Однако отдельно рассматривают категорию людей, которая отделяется от общества. Их называют маргиналами. Другим словом их можно называть бомжами. Однако не только данная часть людей может называться маргинальной.

Если рассмотреть данное понятие более полно, то можно отметить, что маргиналами могут называться некоторые ваши знакомые.

Кто такой маргинал?

Кого называют маргиналами? Это личности, которые исключены из всех групп социума. Они находятся на границе между группами, при этом не входят ни в одну из них. Это может быть как добровольное желание самого маргинала, так и вынужденная мера по причине неприятия человека другими людьми.

Маргинал, можно сказать, исключен из социума, поскольку не принадлежит ни одной общественной группе. Он не принадлежит семье, не входит в общественные организации, не является частью рабочего коллектива и т. д. Самым ярким примером маргинала можно назвать ученика, которого не любят и ненавидят остальные учащиеся. Такого ученика еще называют изгоем или белой вороной.

Маргинальность связывают с деградацией личности. Каждый, кто сбивается с «правильного» пути, принятого в обществе, отбивается от стаи, идет в своем направлении, которое не подчиняется общественным законам, называется маргиналом. Приводя в пример бомжей и изгоев как примеров маргиналов, у людей складывается однозначно отрицательное отношение к данному понятию. Однако не все так однозначно.

Маргиналы не всегда являются «опустившимися» людьми, которые нуждаются в социальной помощи и даже консультациях психиатра. Есть категории людей, которые тоже считаются маргиналами, однако их невозможно назвать несчастными. К примеру, это эмо – субкультура, которая пропагандирует свой образ жизни. Внешне они могут казаться несчастными, но это еще не говорит о том, что они несчастны.

Маргиналов еще называют люмпенами. Однако это ошибочное мнение. Термин «люмпены» ввел Карл Маркс, который приписывал к ним нищих, бандитов и бродяг. Несмотря на то, что эти две категории являются отрешенными от общества, они все же являются различными кастами:

  1. Люмпен – физически и морально опустившийся, деклассированный элемент, «отброс» общества.
  2. Маргинал – отдельно живущий от социума человек.

Люмпены и маргиналы не входят ни в одну социальную группу, поэтому их невозможно к кому-либо приписать. Однако люмпены являются личностями, опустившимися на самое дно, деградированные. А маргиналы пока являются отдельными от общества личностями, не относящиеся ни к одной группе.

Значение слова маргинал

Как социология определяет значение слова «маргинал»? Это личность, которая практически не участвует либо полностью исключена из какой-либо социальной группы (экономической, культурной, политической). Маргинал считается избыточным материалом, за которым необходимо присматривать, мониторить, контролировать. С одной стороны, маргинал никому не нужен. С другой стороны, социум не может от него избавиться в силу своих демократических подходов к каждому .

Маргинал может физически находиться в какой-то группе, однако фактически не считаться ее членом. Вспомним пример про школьника, который является изгоем в своем классе. Физически его тело находится в группе других детей, однако одноклассники не общаются с ним, не дружат, игнорируют, гнобят его.

Маргинал физически находится в группе, однако психологически, эмоционально и морально располагается за ее пределами. Он не является ее частью, не участвует в создании ее биографии, не развивает, не выполняет определенных ролей, не придерживается ее норм и правил. Присутствие такой личности позволяет группе понять, где заканчиваются ее границы. Сам маргинал обладает объективным видением группы, он свободен и в любой момент может ее покинуть, поскольку не связан с нею никакими аспектами.

В классическом варианте маргиналом называют человека, который находится на границе двух групп (а не исключен из них). Он как бы является участником двух групп, которые по своей направленности, правилам или деятельности противоречат друг другу. Однако человек чувствует конфликт внутри себя, несогласие ни с одной из групп. Он не может сделать окончательный выбор, к какой из групп примкнуть, отказавшись от другой. Таким образом, маргинал – это человек, который является частью двух разноплановых групп, не приписывающий себя ни к одной из них.

Маргиналом может быть каждый! Здесь необходимо всего лишь деградировать, опуститься на самое дно, отказаться от всего, что ценится обществом. Таким человеком можно стать, если перестать стремиться к тем вершинам, которые считаются общественно значимыми:

  1. Работать, чтобы заработать много денег.
  2. Искать любимого человека, чтобы создать с ним семью.
  3. Вести здоровый образ жизни.
  4. Интересоваться общественной жизнью, участвовать в ней.
  5. Иметь друзей, налаживать с ними связи.
  6. Следить за своей внешностью, соблюдать гигиену.
  7. Совершенствоваться: развивать достоинства и устранять недостатки.
  8. Учиться, чтобы стать образованным человеком.

Если, к примеру, всего выше перечисленного не делать, то можно легко стать одним из маргиналов. Для достижения маргинального образа жизни достаточно лишь отказаться от прогресса и достижений общества, его правил и этикета, устремлений и пропаганды. Следует перестать быть законопослушным гражданином, который желает быть частью общества, и начать жить просто своей жизнью, устанавливая свои правила, которые не затрагивают .

Следует понимать, что маргинал – это не всегда страдающий от патологических зависимостей, асоциальный и неблагополучный человек. Есть личности, которые предпочитают одиночное плавание. Они не принадлежат ни одной группе, однако могут работать либо иметь семью. Они создают целостность коллектива, однако не участвуют в его развитии:

  1. На работе человек ни с кем не общается, однако выполняет работу.
  2. В семье человек просто числится членом, но абсолютно не участвует в жизнях своих родственников.

Первыми маргиналами были рабы, которым удалось избавиться от своего рабского существования, однако они не смогли приспособиться с новым условиям сразу. Таким образом, они уже не причислялись к рабам, при этом еще не могли называться членами культурного общества.

Дать статус «маргинал» человеку может кто угодно, кто по тем или иным причинам его не принимает, осуждает его образ жизни либо не считает нормальным членом общества. Такая форма «навешивания ярлыков» или «клеймения» присуща многим культурным людям, которые, к сожалению, еще не совсем являются образованными, поэтому не понимают сути маргинальной жизни. Однако если человек действительно является маргиналом, то он может принять для себя решение, продолжать оставаться таким либо вернуться к общественному образу существования.

Признаки маргинальности:

  • Разрыв духовных, социальных, экономических связей в прежней жизни.
  • Психические внутренние проблемы из-за неспособности найти свое место.
  • Мобильность по причине отсутствия привязанностей и жилья.
  • Легкость привлечения в противоправную деятельность.
  • Выработка личной системы ценностей.
  • Враждебность к нормам общества.

Типы маргиналов

Маргиналов можно разделить на 4 подтипа, которые характеризуются своими особенностями проявления и причинами развития такого образа жизни:

  1. Этнические. Маргиналом человек становится, если покидает этнос своей национальности и начинает проживать в чужом этносе. Проблемы могут возникнуть по причине необходимости сразу приспособиться к новым условиям. Разность во внешности, языковых формах, культурных традициях и религии может не способствовать быстрому приспособлению. Это переселенцы и беженцы (люди, которые переезжают вынужденно, чтобы спасти свою жизнь).
  2. Экономические. Маргиналом становится человек, который теряет прежний уровень достатка. Это может быть связано с утратой работы, потерей жилья, смены экономики и пр. Часто случается в кризисы политические и экономические в стране.
  3. Социальные. Маргиналом становится человек, который меняет социальный статус. Обычно случается при попытках переместиться в лучший слой общества (например, к богатым и знаменитым). Однако у человека не получается, он скатывается еще ниже либо застревает на границе между прежним социальным статусом и новым, не будучи способным попасть в один из них.
  4. Политические. Маргиналом становится человек, который перестает верить государственным чиновникам и политической системе. Это происходит в периоды кризиса, государственной перестройки и т. д.

Примеры маргиналов

Социологи и психологи считают маргиналов продвинутым, цивилизованным, открытым ко всему новому, развитым, мобильным типом личностей. Другими словами, это люди, которые могут объективно оценивать любую обстановку и ситуацию, поскольку не вовлечены в нее.

Маргиналами можно назвать многие категории людей:

  1. Алкоголики и наркоманы.
  2. Бомжи, бродяги и нищие.
  3. Бандиты, социопаты, психопаты.
  4. Дауншифтеры – люди, которые учатся жить без средств прогресса и технологий.
  5. Беженцы и мигранты.
  6. Потерявшие работу, семью, сменившие место жительство, ушедшие на пенсию, отслужившие в армии или отсидевшие срок в тюрьме.

Маргиналами можно назвать многих писателей и поэтов, гениальных умов и ученых, которые в свое время считались изгоями общества, поскольку их никто не понимал и не воспринимал всерьез. На сегодняшний день можно выделить еще одну категорию маргиналов – те, кто постоянно проводит время за компьютерными играми. Эти люди могут быть участниками виртуальных групп, однако по сути они являются отщепенцами общества.

Итог

Маргинальность может показаться отрицательным качеством. Однако в ней есть свои плюсы:

  • Способность видеть то, чего не видит общество.
  • Способность быть непривязанными, мобильными, легкими на подъем.
  • Бесстрашие, поскольку маргинал ни к чему не привязан.

Отрицательным моментом маргинальности является одиночество в большом мире людей, где человека никто не понимает и негативно к нему относятся. Нередко окружающие подвержены шаблонному мышлению, что исключается в случае с маргиналом.

06.05.2018 74 487 2 Игорь

Психология и общество

Часто по телевидению или в средствах массовой информации мы слышим и видим иностранное слово «маргинал». Его значение претерпело существенные изменения, начиная со времен его формулирования американским социологом Р.Парком и заканчивая сегодняшним днем. Чтобы объяснить актуальный смысл этого понятия простыми словами, необходимо проследить историю употребления этого термина и выделить основные типы маргиналов в истории человечества.

Содержание:

Кто такой маргинал?

Впервые этот термин был употреблен в психологии в 1928 году Робертом Парком в значении человека, занимающего промежуточное положение между сельскими и городскими жителями. Это тот, кто прежде жил в селе, деревне, а затем переехал в город, при этом его культурные ценности, приобретенные за время проживания в сельской местности, не вписывались в требования и устои городской цивилизации. Его поведение, привычки оказались неприемлемыми для городской социальной среды. Сегодня маргиналами называют не только людей, не вписывающихся в городскую среду.



Этот термин получил достаточно широкое распространение. Социологическая наука относит к маргиналу ту личность, поведение которой выходит за рамки общепринятых норм и правил любой социальной группы. Он находится между двумя противоречащими друг другу группами. Это приводит к внутреннему конфликту человека. Маргинал является частью двух разных социальных групп, но не принимает ни одну из них (не живет по их законам и не руководствуется принятыми в них нормами и ценностями). С психологической точки зрения, маргинал физически принадлежит к той или иной социальной группе, но психологически, морально, эмоционально находится за ее пределами.

Значение слова «Маргинал»

Маргинал (от латинского «marginalis» – крайний или «margo» – край) – человек, живущий в социальной среде, но не принимающий навязанные ею мировоззрение, принципы, нормы, ценности, нравственные идеалы, образ жизни. Можно сказать, что он находится на краю системы, за пределами навязанных социальной структурой законов и порядков. В современном русском языке существует множество синонимов слова «маргинал»: изгой, белая ворона, неформал, индивидуал, асоциал, нигилист. Пример: бомж, хиппи, гот, монах-отшельник, аскет.




Также, людей из низших слоев общества, еще Карл Маркс обозначил термном "Люмпен". В современности, два понятия маргинал и люмпен переплелись друг с другом.

Признаки маргинальности:

  • нарушение важных для человека связей (биосоциальных, культурных, духовных, экономических), которые существовали в прежней жизни;
  • постоянное перемещение из-за отсутствия привязанности к чему-либо;
  • внутренний психологический конфликт из-за невозможности найти себя и возникновение на этой основе психических проблем;
  • по причине несоблюдения закона и порядка легкость становления противоправным членом общества (правонарушителем);
  • представители самых низких слоев общества (бомжи, алкоголики, наркоманы и т.д.);
  • формирование собственных ценностей и норм, очень часто противоречащих и враждебных ценностям той социальной группы, к которой принадлежит маргинал.

На первый взгляд, слово «маргинал» окрашено только негативными красками. На самом деле это не так. Как и любое явление, маргинальность имеет кроме отрицательных сторон, и положительные , к которым относится следующее:

  • иное мышление, мировоззрение является источником прогрессивной, новаторской деятельности;
  • по причине высокой мобильности у маргинала больше шансов начать жизнь с нового листа, получить другое образование, найти лучшую работу, переехать в более благополучный район города или сменить страну проживания на более экономически развитую;
  • благодаря своей уникальности, несхожести с другими, у маргиналов есть возможность найти неосвоенную нишу на рынке товаров и услуг и заняться бизнесом, приносящим прибыль (открыть свое дело, связанное с продажей этнических товаров, сувениров из прежнего места проживания). Маргиналы по этой причине очень часто становятся миллиардерами.




Маргинальная личность по Роберту Парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние. Любое цивилизованное общество живет по своим установленным правилам, обычаям и нормам. Р.Парк считал, что маргинальная личность :

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно ! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными. Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает .

Типы маргиналов



В зависимости от причин развития маргинального способа жизни и особенностей своего проявления маргиналы делятся на следующие типы:

  1. Этнические – люди, которые вынуждены были в силу разных причин и обстоятельств сменить свое место жительства и оказались среди представителей другой национальности, народности, этноса, культуры. Этот тип является наиболее труднопреодолимым, поскольку человек долго приспосабливается к чужой культуре, традициям, языку, религии и не в состоянии изменить свою внешность, расовую и национальную принадлежность (потомки от смешанных браков, эмигранты).
  2. Социальные – связан со сменой одной экономической системы на другую (рабство сменилось феодализмом, социализм – капитализмом). Целые группы людей не могут сразу найти свое место и адаптироваться к новой общественной системе.
  3. Биологические – идеальным является общество, которое заботится о слабых и больных его членах. В действительности же нездоровые люди и люди с ограниченными физическими возможностями или умственными способностями не имеет никакой ценности для общества, оказываются за бортом жизни (инвалиды, старики, хронически больные, ВИЧ-инфицированные, дети с синдромом Дауна и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность).
  4. Экономические – люди, которые по каким-либо причинам потеряли работу и возможность иметь стабильный доход, утратили собственность, жилье, и сверхбогатые люди, которые по причине своего материального достатка, становятся оторванными от всех остальных членов общества (нищие, бомжи, иждивенцы, миллиардеры, олигархи).
  5. Религиозные – люди, которые не относят себя ни к представителям какой-либо существующей конфессии, ни к неверующим. Это те индивиды, которые верят в свои идеалы, своих богов и создают свои собственные церкви и секты (пророки, сектанты).
  6. Политические – появляются во время переломных моментов в истории, в период политического кризиса, когда люди теряют веру в современных политиков и их провозглашаемые ценности, ведут борьбу с существующим политическим строем, не доверяют власти и занимают враждебную гражданскую позицию.
  7. Криминальные – когда отказ жить по существующим в обществе по законам и моральным нормам приводит к совершению правонарушения (преступники).
  8. Возрастные – когда у более старого поколения утрачивается связь с молодежью, возникает так называемый конфликт детей и отцов.

Примеры известных в истории маргиналов

Яркими примерами маргиналов в истории являются целые кварталы нью-йоркских эмигрантов, китайский Чайна-Таун и российский Брайтон-Бич. Множество эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности.



Еще один пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргиналами называли всемирно известных писателей и поэтов , художников и творцов, гениев и ученых, которые при жизни считались умалишенными и изгоями по причине их несхожести с другими и непониманием их взглядов и творчества остальными членами общества. В современном мире существует еще одна группа маргиналов – люди, которые проводят большую часть своего времени за компьютером, что приводит к изменению их сознания, преобладанию виртуальной жизни над реальной.

Из истории к маргиналам можно отнести:

  • Диоген Синопский - древнегреческий филосов, ученик Антисфена;
  • Степан Разин - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов;
  • Емельян Пугачев - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов;
  • Устим Кармелюк - украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813-1835 годах.

Если вспомнить литературных героев:

  • Джеймс Мориарти - А. Конан Дойл Цикл произвидений о Шерлок Холмсе;

Слово маргиналы стало модным лет 15-20 назад. Его любят использовать практически все: от заумных и гламурных интеллектуалов до чуть ли не бабушек на лавочках. Любой, кто как-то не вписывается в рамки обычного, может услышать в свой адрес: «Да он просто маргинал!».

Причем в подавляющем большинстве случаев отношение к этому человеку будет строго отрицательное. И это понятно, если учитывать, что само значение этого слова известно единицам.

В России понятие маргинал постоянно путают с понятием люмпен, то есть деклассированный элемент, бродяга, наркоман-алкоголик, бомж, уголовник. Тот, кто за гранью общества, вне его системы координат. Пользы от него обществу ноль, зато вреда не оберешься.

Но если рассматривать явление маргинальности подробнее, то мы выясним, что маргиналы, конечно, находятся за пределами системы (лат. marginalis - край, граница, сторона), но у них есть свой набор ценностей, которого они свято придерживаются.

У них сильное нежелание придерживаться общепринятых норм, которые они считают неподходящими для себя. В отличие от маргиналов, люмпены готовы подчиняться сильному лидеру, у которого есть власть, и принимать ценности этого лидера.

Маргинал – это человек, который находится за границами, как общепринятой системы, так и «системной оппозиции», который подчиняется только своим правилам. Он не контактен, избегает социума, так как прекрасно осознает свою непохожесть. Это человек, который живет за пределами своего временного отрезка.

Если брать настоящее время как отрезок, то маргинал может, как обгонять своих современников, а может и отставать от них, осознанно выбирая для себя жизнь по правилам, у которых уже вышел срок годности.

Хорошо это или плохо? Никто из современников не может этого знать. Что приживется из того, что проповедует опережающий, что воскреснет из прошлого завтра?

Несмотря на то, что всегда маргиналов если не презирали, то относились сочувственно, они – очень важная часть общества, хотя они и стараются изо всех сил не быть этой частью.

Именно маргиналы, которые идут наперекор всему, открывают миру новое (кого из них не считали маргиналом в свое время – Иисуса Христа? Коперника? Николу Теслу? Маяковского? Пикассо?), или бережно сохраняют «пережитки прошлого» (православные верующие в Советском Союзе).

Феминистки и борцы за равноправие чернокожих в США – недавние маргиналы, а сегодня маргиналами считаются расисты и шовинисты, которые утверждают, что женщина – низшее существо.

Фрилансеры, не желающие работать с 8 до 5, и чайлд-фри, не сходящие с ума от идеи оставить после себя потомство; хиппи, отстаивающие свободную любовь в противовес традиционным семейным ценностям и дауншифтеры, не тратящие свою жизнь на работу – это все маргиналы.

Но мы уже не относимся к ним резко негативно, как это было еще несколько лет назад. Общество признало за ними право на существование. Чем более развито общество, тем лояльнее оно относится к любым проявлениям индивидуальности.

И думается, пройдет еще не так много времени, и к людям со своим особенным взглядом на жизнь будут относиться не с позиции полезности и соответствия традициям, а с позиции безвредности и возможного творческого потенциала.

Ведь развитых обществ становиться все больше, а свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

Маргиналы - это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность - не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал - это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.