Что такое моральная ответственность определение. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов

1. Понятие ответственности

2. Условия моральной ответственности

3. Перед кем ответствен человек?

Свобода является двигателем морали. Мораль посредством свободы выбора становится источником исторической активности человека и общества. Моральные ценности становятся стимулом деятельности человека и реализуются в его практической деятельности. Свобода подразумевает необходимость ответственности человека за pезультат его деятельности. Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека результатов, последствий его поступков. Человек должен предвидеть последствия своих действий, стараться предотвратить негативные результаты поступка.

Ответственность можно рассматривать на уровне:

* личности: выполнение человеком норм, установленных обществом;

* общества: соответствие требованиям морали действий социальных групп. Степень ответственности человека (или группы) необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.

Моральная ответственность человека зависит от:

* его дееспособности;

* способности к пониманию и верному истолкованию требований;

* влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы.

Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков.

Моральная ответственность также означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.

Чувство ответственности существует в двух формах.

* позитивной - чувство значимости, влияния на происходящее;

* негативной - неуверенность в возможности достичь положительных результатов.

Безответственное поведение - действия, совершаемые без учета их последствий. Оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием и пр.

Выражение "нести ответственность" означает добровольное принятие ответственности на себя.

2. Важные условия моральной ответственности:

* свобода совершаемого действия (поступок, совершенный не по собственной воле человека, не подразумевает ответственности за него);

* преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка только смягчает ответственность, но не снимает ее полностью);

* вменяемость человека, осознание происходящего, возможность по своей воле пресечь действие, которое будет иметь негативные последствия. Невменяемыми признаются психически больные. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.

В ходе исторического развития человеческого сообщества повышается уровень личной свободы человека, его моральной ответственности за себя и свою семью.

Философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Фромм выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:

* тоталитарный режим, возглавляемый "сильной личностью", вождем, взявшим на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов;

* "автоматизирующий конформизм" - некритичное принятие чужих мнений (СМИ и пр.), превращение мнения общества в свое собственное.

3. Существуют разные точки зрения на то, перед кем ответствен человек. Человек несет ответственность перед другими людьми потому, что находится в зависимости от них:

* свобода человека в обществе не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

* человек находится в естественной зависимости от других людей (коммуникативной, социокультурной, психологической);

человек находит нравственные ориентиры в обществе.

Религиозная точка зрения:

* Бог является высшим судьей, моральным законодателем;

* человек несет ответственность, прежде всего перед Богом и во вторую очередь - перед людьми, обществом.

Индивидуалистические концепции содержат утверждение, что человек ответствен в первую очередь перед самим собой. Он уникален, отчужден от других членов общества, свободен от влияния извне.

Учения, соединяющие принципы индивидуализма и ориентации на других людей (Э. Фромм и др.):

* человек не подчинен диктату извне, ответствен перед своей совестью;

* совесть человека ориентирована на благо свое и других людей;

защита интересов других людей является естественным стремлением человека, проявлением высшего начала в его душе. Мысли и чувства человека определяют его поведение. Человек несет ответственность за единство духовной и поведенческой сторон своей личности.

3. Перед кем ответствен человек?

1. Свобода является двигателем морали. Мораль посредством свободы выбора становится источником исторической активности человека и общества. Моральные ценности становятся стимулом деятельности человека и реализуются в его практической деятельности. Свобода подразумевает необходимость ответственности человека за pезультат его деятельности.Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека результатов, последствий его поступков. Человек должен предвидеть последствия своих действий, стараться предотвратить негативные результаты поступка.

Ответственность можно рассматривать на уровне:

личности: выполнение человеком норм, установленных обществом;

общества: соответствие требованиям морали действий социальных групп. Степень ответственности человека (или группы) необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.

Моральная ответственность человека зависит от:

Его дееспособности;

Способности к пониманию и верному истолкованию требований;

Влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы.

Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков.

Моральная ответственность также означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т. д.

Чувство ответственности существует в двух формах .

Позитивной - чувство значимости, влияния на происходящее;

Негативной - неуверенность в возможности достичь положительных результатов.

Безответственное поведение - действия, совершаемые без учета их последствий. Оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием и пр.

Выражение "нести ответственность" означает добровольное принятие ответственности на себя.

2. Важные условия моральной ответственности:

Свобода совершаемого действия (поступок, совершенный не по соб­ственной воле человека, не подразумевает ответственности за него);

Преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка только смяг­чает ответственность, но не снимает ее полностью);

Вменяемость человека, осознание происходящего, возможность по сво­ей воле пресечь действие, которое будет иметь негативные последствия. Невменяемыми признаются психически больные. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, нарко­тическое) усугубляет вину.

В ходе исторического развития человеческого сообщества повышается уровень личной свободы человека, его моральной ответственности за себя и свою семью.


Философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответ­ственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Фромм выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить чело­веку с себя свободу и ответственность:

Тоталитарный режим, возглавляемый "сильной личностью", вождем, взявшим на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов;

"автоматизирующий конформизм" - некритичное принятие чужих мне­ний (СМИ и пр.), превращение мнения общества в свое собственное.

3. Существуют разные точки зрения на то,перед кем ответствен человек. Человек несет ответственность перед другими людьми потому, что на­ходится в зависимости от них:

Свобода человека в обществе не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

Человек находится в естественной зависимости от других людей (ком­муникативной, социокультурной, психологической);

Человек находит нравственные ориентиры в обществе.

Религиозная точка зрения:

Бог является высшим судьей, моральным законодателем;

Человек несет ответственность, прежде всего перед Богом и во вторую очередь - перед людьми, обществом.

Индивидуалистические концепции содержат утверждение, что человек ответствен в первую очередь перед самим собой. Он уникален, отчужден от других членов общества, свободен от влияния извне.

Учения, соединяющие принципы индивидуализма и ориентации на других

людей (Э. Фромм и др.):

* человек не подчинен диктату извне, ответствен перед своей совестью;

* совесть человека ориентирована на благо свое и других людей;

· защита интересов других людей является естественным стремлением человека, проявлением высшего начала в его душе. Мысли и чувства человека определяют его поведение. Человек несет ответственность за единство духовной и поведенческой сторон своей личности.

Моральная ответственность – выражение способности своими силами справляться со своей деятельностью, действиями и поступками. Во все времена такой тип ответственности имел большое значение, но в период кризиса и в условиях преобразования общества моральная ответственность для каждого человека приобретала особый смысл.

Моральная ответственность играет важную роль во всех сферах личности – культурной, политической, хозяйственной, семейной. В первую очередь любая ответственность влечет за собой понимание моральных норм и принципов.

Виды моральной ответственности

Виды ответственности определяются таким образом, как и перед кем несется человеком эта самая ответственность. Выделяются три основных:

  1. Ответственность перед собой самим . Человек делает выбор и в результате останавливается на своей жизни, своей судьбе, потому несет за них ответственность. Этот вид зачастую проявляется в сомнениях, и сожалениях человека.
  2. Ответственность за поступки перед другими . Вид такой моральной ответственности зачастую связан с административной и правовой ответственностью.
  3. Ответственность перед миром и окружающими . Проявление такой ответственности определяется заботой о мире, вызванной впоследствии тревоги. Такой вид ответственности считается наиболее сложным, поскольку человек считает, что он в ответе за все и всех. Человек может отрицать и не осознавать эту ответственность.

Моральная ответственность человека за происходящее

За счет инстинкта самосохранения человеку приходится нести ответственность за свои ошибки и неудачи, тем самым возлагая все на судьбу. Такая ответственность глобальная и отпугивающая, поскольку она требует от человека включения в естественные и социальные связи. Такая ответственность порождается от многообразных и множественных связей личности и общества.

Моральная ответственность - ♦ (ENG moral responsibility) обладание способностью совершать выбор между правильными и неправильными действиями (см. Моральность) и, т. обр., быть ответственным за сделанный выбор … Вестминстерский словарь теологических терминов

моральная ответственность за смерть ложится на - нареч, кол во синонимов: 1 кровь падает на (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Повышенная моральная ответственность - возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера … Психология человека: словарь терминов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ответственности, мн. нет, жен. 1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в … Толковый словарь Ушакова

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА - – наступает в случаях нарушения государством норм международного права и своих обязательств. Следует различать ответственность, вытекающую из совершения государством в лице его органов и должностных лиц неправомерных действий (деликтов),… … Советский юридический словарь

ответственность - Большая, великая, высокая, главная, глубокая, громадная, значительная, изрядная, колоссальная, немалая, неразделенная, нешуточная (разг.), огромная, основная, особая, полная, почетная, реальная, серьезная, страшная (разг.), строгая, суровая,… … Словарь эпитетов

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - нравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд… … Российская педагогическая энциклопедия

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ нравственная - моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по… … Российская педагогическая энциклопедия

ответственность - и; ж. 1. к Ответственный (3 4 зн.). О. работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2. Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.; обязанность… … Энциклопедический словарь

ответственность - и; ж. 1) к ответственный 3), 4) Отве/тственность работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2) Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п.;… … Словарь многих выражений

Ответственность — это осознание соответствия (или несоответствия моральным нормам действий человека, а также результатов и последствий его поступков. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой.

Моральная ответственность человека зависит от:

— его дееспособности;

— способности к пониманию и верному истолкованию требований;

— влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Кроме того, моральная ответ, означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.

Чувство ответственности существует в двух формах -позитивной (чувство значимости, влияния на происходящее) и негативной (неуверенность в возможности достичь положительных результатов).

Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом и пр.

Моральная ответст. предполагает след. условия:

— свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него);

— преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью);

— способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям. (Невменяемыми признаются психически больные люди. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.)

В ходе исторического развития чел. сообщества повышается уровень личйой свободы, а также уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. В этой связи философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:

— тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов);

— «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное).

Центральной категорией морали является добро. Добро - это высшая нравственная ценность, делать добро - главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра - все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего - это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью. В религиозном смысле Добро - характеристика явлений с точки зрения их соответствия Божьему промысл

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире в житейском ключе составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.

Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия моральным нормам действий человека, а также результатов и последствий его поступков. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой.

Моральная ответственность человека зависит от:

Его дееспособности;

Способности к пониманию и верному истолкованию требований;

Влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Кроме того, моральная ответ, означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.

Чувство ответственности существует в двух формах -позитивной (чувство значимости, влияния на происходящее) и негативной (неуверенность в возможности достичь положительных результатов).

Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом и пр.

Моральная ответст. предполагает след. условия:

Свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него);

Преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью);

Способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям. (Невменяемыми признаются психически больные люди. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) усугубляет вину.)

В ходе исторического развития чел. сообщества повышается уровень личйой свободы, а также уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. В этой связи философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность:

Тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов);

- «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное).

Добро и зло.

Центральной категорией морали является добро. Добро - это высшая нравственная ценность, делать добро - главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. В самом деле, умывание и одевание, процесс еды, чтение, ходьба, посещение театра - все это дела, которые сами по себе ни нравственны, ни безнравственны. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности. Такие действия называют поступками. Покупка хлеба не есть поступок, но если человек делится хлебом с голодающим или отнимает его у страждущего - это поступки (получающие моральную оценку с плюсом или минусом).

Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью. В религиозном смысле Добро - характеристика явлений с точки зрения их соответствия Божьему промысл

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. Вопрос о преобладании зла или добра в мире в житейском ключе составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.

Совесть и Долг.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим со­бой.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "не­чистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.