Что такое наглость характеристика. Как себя вести с бестактными и наглыми людьми? Что скрывается под наглостью

Согласитесь, что наглость - довольно неоднозначное качество: оно может оказать большую услугу «пользователю» и при этом дико раздражать «наблюдателей». Наглость наглости рознь! Она может быть сознательно избранной жизненной позицией или рефлексом самозащиты, сиюминутным желанием пусть пыль в глаза или врождённым мышлением. Итак, попробуем разобраться, что к чему.

У наглости есть много синонимов, которые отличаются не столько смыслом, сколько эмоциональной окраской: дерзость, нахальство, бесстыдство, хамство, бесцеремонность. Возможные проявления - повышенный тон, взгляд в упор на вышестоящего по рангу, попытки чем-нибудь смутить собеседника, применение лжи, циничные и саркастические заявления, ухмылка, развязанное поведение, завышенные требования и т.д. Всего и не опишешь!

Полезное качество

«Часто одной только смелости мало, нужна ещё наглость» (Станислав Ежи Лец). То есть когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности, наглость имеет положительный оттенок и противопоставляется неуверенности в себе. Одним словом, наглость можно рассматривать как умение задевать, цеплять, заинтересовывать людей. Её можно сравнить с острой перчинкой, которая превращает пресное блюдо в деликатес.

Мы уже подзабыли, что когда-то слово «наглый» означало «быстрый, внезапный, неожиданный» (в украинском языке это значение сохранилось). А «дерзкий» значит «смелый»: отсюда такие замечательные слова как «дерзать», «осмеливаться», «решаться», «отваживаться» и даже «посягать». А посягают обычно на то, о чём большинство даже не осмеливается мечтать: стать абсолютным лидером в своей сфере деятельности, занять верхнюю ступень корпоративной лестницы, изменить мир или достичь безоблачного счастья ни смотря ни на что. Высокая «планка» и вера в свои силы - это и есть своего рода «наглость». Так почему бы и нет?

Но здесь важно не переусердствовать. Наглость, конечно, второе счастье… - для тех, у кого нет первого. Так звучит менее популярное продолжение знаменитой фразы. С одной стороны, практически всё, что делает наглый человек, он делает для своего же блага. Для достижения целей ему все средства хороши, и он определённо пойдёт дальше «обычного» человека. Но по этой же причине он не может позволить себе такую роскошь, как друзья - поэтому он чаще всего одинок.

Стратегия пикапера

Наглость в форме чрезмерной настойчивости - это то качество, которое мужчины активно используют при знакомстве с прекрасным полом. Поначалу такое поведение обычно осуждается, но затем большинство дам начинают находить его очаровательным - так как пристальное внимание всегда льстит, и показывает особую заинтересованность собеседника.

Не важно что говорят девушки - они могут осуждающе назвать ухажёра «наглецом» и ещё как угодно, но при этом просто хотят убедиться, что он действительно такой и не входит в серую массу. Вот почему многие мужчины считают этот протест против наглости лишь «проверкой для слабаков» - как говорится, «если женщина говорит нет - это значит да, но позже».

По мнению пикаперов, наглость вызывает в девушке правильные, «нужные» эмоции для её соблазнения, а также доказывает ей, что перед ней уверенный в себе, независимый, самодостаточный мужчина, привыкший поступать по-своему. А это - признак высокого статуса, привлекающего девушек.

Защитный механизм

«Наглость - не что иное, как ложный признак величия» (Сенека) Наглость может быть следствием самоуверенности, высокого социального положения, чувства превосходства и сознания своей безопасности. Но нередко за наглостью скрывается… неуверенность в себе. В сущности - это две стороны одной монеты, одного и того же явления. Чтобы как-то уравновесить свою неуверенность в себе, чтобы доказать себе, что всё обстоит иначе, человек (чаще всего подросток) начинает проявлять наглость.

Он ещё не знает себя, и его чувство собственной важности заставляет искать подтверждение во внешнем мире - в том, как реагируют на него люди, животные, виртуальные персонажи, физические предметы и т.п.
Иной раз, он может с этой целью унизить другого человека или пнуть дверцу собственного шкафа, которая вдруг встала на пути «важного» человека. Такое вот самоутверждение иногда практикуют и вполне взрослые люди, но это уже патология.

Национальная черта

Хутцпа - коктейль из сверхнаглости, оборзелости, чувства собственного достоинства при полном отсутстви робости и стеснительности. В своём оригинальном виде понятие существует только в еврейском языке, где считается положительной чертой характера. Впрочем, из всех правил есть исключения: не все евреи обладают этой чертой характера, зато ей обладают многие олигархи. Ведь на самом деле всё упирается в воспитание.

Пример хутцпы: человек, виновный в убийстве своих родителей, просит у судьи снисхождения на том основании, что он сирота. Или, к примеру: человек ставит подножку тёще, та выпадает из окна, а он трагическим голосом кричит ей вслед: «Куда же вы, мама?!» Обладающий хутцпой человек легко пригласит на танец королеву бала, безосновательно потребует повышения по службе или прибавки к заработной плате - да всё, что угодно.

Хутцпа - особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Хутцпа означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой. Носитель хутцпы спокойно реагирует на незнакомцев, авторитетных лиц, на ситуации, когда к нему привлечено внимание или когда его оценивают. При этом он ведёт себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым (а так оно, в общем-то, и есть). Практически это приводит к тому, что на протяжении длительного времени человек получает большее вознаграждение за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам (цитата из мультимедиа-учебника «История России»).

Наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства, которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости. В на речь шла о неуверенности в себе, страхе перед решительными действиями и переменами в жизни. В таком ключе преодоление страха — это даже не наглость, а скорей такое осознание происходящего, когда становится ясно, что страхи беспочвенны и не имеют смысла. В этом уже нет никакого противопоставления. Однако современный «уверенный» в себе человек часто увязает именно между противоборствующими «наглостью» и «неуверенностью» в своих силах, оказываясь то на одном полюсе этого антагонизма, то на другом. Попробуем разобраться в сущности этих явлений.

Возьмем, например, такую обыденную ситуацию, когда, при входе на работу установлен контрольно-пропускной пункт. Допустим, несколько раз в прошлом вы уже забывали свой пропуск, и охранник, нарушая устав, вас пропускал, потому что «входил в ваше положение», потому что он знает, что вы действительно здесь работаете. Вы уже почти привыкли к лояльности местной службы безопасности. Но вот, недавно появился новый охранник, наглый, строгий на лицо и неприветливый. И вот, очередной раз с вами приключилась рассеянность. Пропуск остался дома, вы смотрите с улыбкой на охранника, извиняетесь, но тот машет головой, дескать, и речи быть не может! У них тут свои правила! Заигрывания с охранником ни к чему не приводят. Ему плевать, что вам надо возвращаться домой за пропуском, а потом писать «объяснительную». И в это время может возникнуть вполне «адекватное» ощущение раздражения. Что происходит на самом деле? Действительно ли в этой ситуации раздражение на «наглость» оправдано?

В подобных ситуациях, чтобы освободиться от болезненной реакции необходимо ясно понимать, что руководит ее участниками. Как правило, достаточно понимания причины внешнего раздражителя. Если видимая причина – поведение охранника, значит необходимо анализировать именно эту, видимую причину. Почему охранник проявил наглость? Потому что сволочь? Это не внешняя причина, а личная субъективная реакция. Пока поговорим о внешних причинах.

Охранник может быть раздражающе скрупулезным просто потому, что боится наказания в следствии нарушения устава. Легко понять человека, который боится. Страх может выразиться внешней обеспокоенностью, или чем-то вроде «праведного» гнева. Но даже такой уровень понимания внешней причины может сохранять гнев, направленный на испуганного охранника. Может раздражать «неуместная глупость» – дескать, «нельзя же быть таким болваном, чтобы создавать из-за необоснованных страхов проблемы окружающим!». Если Вы полагаете, что страх охранника вызван его ограниченным пониманием ситуации, стоит понять, чего конкретно человек боится. Он («напрасно») может бояться потерять работу, или опасается, что выговор начальства заставит его пережить унижение и еще больший страх. Здесь связь между поступком и его причиной достаточно простая для понимания. Легко понять страх. Когда человек боится, он страдает. Сложней понять наглость.

Чтобы понять наглость ее нужно разложить на более простые для понимания составляющие. Как уже было упомянуто, наглость и неуверенность в себе – это два полюса. В сущности – это две стороны одной монеты, одного и того же явления. Наглец – это неуверенный в себе человек. И чтобы эту неуверенность в себе как-то уравновесить, чтобы доказать себе, что все обстоит иначе, неуверенный в себе человек начинает проявлять наглость. Он себя не знает, и поэтому ищет подтверждения из внешних источников. Его заставляет искать подтверждение этой «важности» во внешнем мире, в том, как реагируют на него окружающие.

Иной раз, наглец, чтобы убедиться в том, что он «важный» человек, может с этой целью унизить другого человека, или пнуть дверцу собственного шкафа, которая вдруг встала на пути «важного» человека. Наглец самоутверждается, потому что боится пережить унижение. Человек проявляет наглость, чтобы поддержать свою самооценку, чтобы доказать самому себе, что он важен! .

Возможно, пример наглости и неуверенности в себе на пропускном пункте – не самый показательный. Примеры могут быть любые: ситуации на дорогах, в очередях, при разделе «добычи» и др. У каждого в жизни могут быть свои примеры, в зависимости от опыта и данных в подсознании. Образно говоря, когда встречаются два наглеца, это напоминает встречу двух молодых бычков, которые никак не могут разойтись на узкой тропинке.

Когда наглость встречается с мудростью, это похоже на то, как начинающий каратист-задира подстрекает опытного, обладающего черным поясом. Опытный может сознательно уступить, проявить гибкость, потому что он уже уверен в себе, ему не нужны внешние подтверждения своей силы, в которых так нуждается новичок. Большая умная собака спокойна, а маленькая шавка лает на всех прохожих.

Когда «сила» держится на слабости окружающих – грош цена такой силе. Истинная сила – уметь настоять на своем, дать сдачи равному себе, но при этом не делать этого под влиянием самоутверждения. Сильный человек не станет давить, пока ситуация этого не требует. Добро – это не крестовый поход против «неверных». Добро сильнее зла не потому, что, «кто победил, тот и добрый». Добро – это мудрость, понимание последствий, понимание самого себя и своих истинных потребностей. Никто не может желать насилия всей душой. Наглость – это искаженное, неполное понимание собственной природы. Добро сильней зла, потому что добрый человек познал бесполезность зла.

Может показаться, что в этой статье наглость и неуверенность в себе критикуются. Единственная цель, которую я на самом деле здесь преследую – отображение этого психического механизма на вербальном уровне. В идеале, стоит помнить, что как наглость, так и неуверенность в себе – это наносное, это – , ментальная иллюзия, которая затрачивает море энергии. Наглость и неуверенность в себе – недальновидные «советчики». Их руководство приводит к болезненным крайностям и заблуждениям. Без наглости и неуверенности в себе остается больше энергии и ясности для .

Простить другого человека, перестать раздражаться можно, когда есть глубокое, ясное понимание его поступков. Тем более что раздражает нас на самом деле, именно то, что живет в нас самих. Нас раздражает наглость другого человека, потому что мы сами себе запрещаем проявлять это качество. Наглость «другого» человека – на внешнюю реальность. Чужая неприемлемая наглость – это наша собственная наглость, которую личный внутренний цензор грубо впихнул в кладовую бессознательного. И теперь она вырывается оттуда в форме обозленного раздражителя.

Иными словами, мы запрещаем чужую наглость просто потому, что запретили ее себе. Быть наглым – вовсе не «плохо». Покуда держится подавленная наглость, полезно практично и умеренно выпускать ее на поверхность в форме уместной «уверенности». Тогда, чужая наглость не будет вызывать зависти и раздражения. Вот это – уже более глубокая работа на личном внутреннем уровне.

В конечном итоге все сводится к . Страх неуверенного в себе наглеца простить легче, чем наглость. Все мы еще учимся. Эго устойчиво в динамическом равновесии. – структура, которая непрерывно течет, меняется, дополняется новыми «мазками». Поэтому эго пребывает в непрерывном поиске новых опор. Этой структуре не бывает «достаточно», ей всегда «мало». Эго пребывает в непрерывном поиске внешних подтверждений своего процветания. Но даже на этом уровне достижимо относительное успокоение, когда человек освобождает себя от полярности неуверенной в себе наглости.

Для гармонизации и устранения конкретных страхов может подойти анализ ситуации, пример которого приведен в этой статье, и следование методам, которые упомянуты в статье « ». Чтобы устранить страх полностью, необходимо познать себя, свое истинное . Это – духовное , состояние Будды. Искреннее устремление к этому может научить многому. Но здесь я не стану советовать «просветляться» и медитировать. Каждый уравновешивает жизнь наиболее эффективно теми «инструментами», которые доступны на текущем .

К сожалению, среди людей встречаются разные по характеру и привычкам типы, есть такие, с кем приятно иметь дело, вести разговор или заниматься трудом. Но есть и такие, с которыми даже развлечения не в радость. Своим поведением могут расстроить, оставить неприятный осадок. Часто такие люди навязывают своё видение действительности и не уважают мнение других. Их всех называют одним словом – наглец. Психологи изучили поведение и характеристику наиболее распространённых проявлений наглости и дали советы, как в подобной ситуации лучше поступать.

Нахал поневоле

Первый тип наглецов, по словам психологов не всегда предсказуем в поведении. Обычно в спокойной ситуации он ничем себя не проявляет. Его поведение абсолютно адекватное, он спокоен и никто из окружающих, предположить не может, что с виду нормальный человек может стать наглым в поведении. Вежливый и приятный во всех отношениях человек может измениться. К такой трансформации его подталкивают обстоятельства , возвышение своих интересов над интересами других, игнорирование мнения других людей. Если обычный человек проявит рассудительность и понимание того, что не одному ему нужно что – то сделать или достичь, то наглец, становясь перед проблемой, не видит другого решения, как подвинуть другого человека в сторону. Это может быть и коллега на работе, в ответственный момент взваливший часть своих обязанностей на плечи другого, это может быть и пассажир в очереди за билетом. Осознавая, что билетов для всех желающих не хватит, он может в грубой форме попытаться приобрести проездной документ, игнорируя то, что впереди него тоже есть люди.

В подобной ситуации, по словам психологов, молчание окружающих стимулирует наглеца на продолжение действий. А резкое осуждение, критика его действий, высказанные вслух слова могут осадить наглеца. Возможно, наглец не проявил бы себя так, не будь стрессовой ситуации, к которой он не был готов. Помочь ему справиться со своими эмоциями может любой человек, достаточно только объяснить всю нелепость поведения наглеца.

Утверждающийся за счёт других

Люди такого типа неуверенные в себе. Все свои действия они подвергают сомнениям. И стараясь самоутвердиться, как они считают, вырасти в своих собственных глазах – невзирая на протесты или неудовольствие других, проявляют наглость в поведении. Например, мужчина, желающий познакомиться с замужней женщиной прежде всего преследует цель – доказать самому себе, что он интересен для женщин. К большому сожалению, есть такое и в среде творческих личностей, когда начинающие таланты не могут отказать навязывающимся в соавторы.

От наглецов такого типа при помощи выражения возмущения или злости не отвязаться. Психологи утверждают, что их обезоруживает ирония в их адрес.

Обыкновенный эгоист

Для наглецов этого типа наглое поведение – норма. Он так привык себя вести с детства. Причин для этого множество. Это может быть и результатом домашнего воспитания, воспитания в условиях улицы, непонимания элементарных правил поведения и уважения других людей. Эти люди считают, что все им должны, себя превозносят, других презирают или равнодушны к проблемам окружающих. В большинстве своём наглецы этого типа искренне верят в правильность своих действий.

Люди такого типа уважают только силу. Силу можно продемонстрировать твёрдостью слов или прямым взглядом, решительным отпором на его действия. Достаточно такому наглецу раз уступить – он расценит это как слабость и будет постоянно повторять свои действия.

Наглецы пользуются тем, что люди не желают спорить, вступать в конфронтацию. Если несколько людей осадят наглеца, это будет ему уроком, в следующий раз перед тем, как совершать наглые действия, он задумается.

Про психическое явление «наглость»


Проявления наглости - мало исследованы с позиций психофизиологии. В статье будет показано, что это - важная метка этапа прохождения процесса формирования любых навыков, побочный эффект пока еще не вполне уверенно развитого навыка в условиях насущной необходимости получения желаемого результата при определенных препятствиях к этому.

Слово "наглость" в обиходе носит явно эпатажный характер, но не должно мешать корректному рассмотрению его психофизиологической подоплеки, и пока нет основания подбирать для него более благозвучный, "научный" термин.

Конечно то, к чему может привести развитие отдельных проявлений наглости в стиль наглого поведения, выходит далеко за рамки первопричин, как это происходит буквально со всеми задатками адаптивн ых механизмов творчества: искусства и науки, которые, в свою очередь, качественно подразделяются на множество видов. Так что в статье будет рассматриваться только первичный механизм и его проявления.

Бытующее понимание значения слова .

Как правило под словом наглость понимают дерзкое поведение, посягающее на общепринятые нормы, выражение протеста скандальными (эпатажными) средствами.

Наглость (первоначальное значение этого слова – «внезапность, быстрота, смелость», ср. выражение Как ты посмел!) – дерзость, нахальство. Возможные проявления – повышенность тона, громкость голоса, глядение прямо в глаза, без отведения взгляда (пронзительный взгляд, взгляд в упор), попытки чем-нибудь смутить собеседника, применение лжи, ухмылка, выпячивание больших пальцев и шевеление ими. Может быть следствием самоуверенности, высокого социального положения, другого чувства превосходства, отчаяния, возмущения, сознания своей безопасности. Типичная реакция – раздражение, презрение, противодействие .

Кстати, эпатаж свойственен авангардному , и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному ) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям». С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения .

Наглость и неуверенность в себе как две полярности

...Наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства , которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше время неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости .

При всем этом, казалось бы, вполне однозначном понимании, границы явления оказываются достаточно размытыми, а сами проявления наглости спорными, если не рассмотреть то, как и почему наглость возникает, в какое время развития индивида начинает проявляться и что является этому причиной. Мало того, явление почти не исследовано с позиции психофизиологии, хотя во множестве литературы приводится чисто эмпирическ ие исследования проявлений наглости в описании периодизации развития организма. И эти проявления касаются не только человека.

Специализированный комплекс отделов мозга, управляющий социальным поведением, сначала был обнаружен у млекопитающих, затем у других наземных позвоночных и даже у рыб. Американские биологи показали, что у разных групп позвоночных сходна не только структура этого комплекса, но и характер работы ключевых генов в нем. Те различия, которые всё же имеются, в большей степени затрагивают синтез сигнальных веществ (нейромедиаторов) и в меньшей - распределение рецептор ов, реагирующих на эти вещества. По-видимому, уже у последнего общего предка лучеперых рыб и наземных позвоночных имелась социально-ориентированная нейрон ная сеть, основные структурные и нейрохимические свойства которой в ходе дальнейшей эволюции менялись весьма медленно.

... Самое удивительное свойство сети SDM - это ее эволюционный консерватизм, то есть крайне медленный темп эволюционных изменений... базовые социально-ориентированные задачи у всех позвоночных схожи: привлечь хороших половых партнеров, одолеть конкурентов, повысить свой социальный статус, вырастить побольше здоровых потомков... Это фундаментальное сходство жизненных устремлений, вероятно, и создает предпосылки для развития более или менее универсальных социально-ориентированных нейрон ных структур в ходе эволюции.

Общность механизмов проявления наглости и существующие фактические материалы позволяет систематизировать и конкретизировать механизм, тем самым более корректно уточнив формальное определение. Что и будет сделано в этой статье.

Вот несколько показательных примеров эмпирическ их статей.

Когда ребенок грубит и препирается

Да, детям свойственно порой проявлять наглость!... Чаще всего причина такого поведения заключается в том, что маленький ребенок просто проверяет на своих родителях то, что узнал из телепередач или услышал от детей постарше, живущих по соседству.

Даже если ваш шестилетний ребенок, когда вы укладываете его спать, будет проявлять большие способности в споре, доказывая, что он еще совсем не устал, дайте ему понять, что вы знаете больше. Можете, конечно, похвалить его манеру вести диалог и пообещать, что позже выслушаете его, но при этом укажите, что вы все-таки лучше знаете, когда ему ложиться спать.... Семьи, где дети не стесняются подходить к родителям, чтобы спокойно изложить свои аргументы по тому или иному вопросу, можно считать здоровыми семьями. Однако даже в таких демократичных семьях, где каждый может говорить, что думает, бывают ситуации, когда последнее слово обязательно должно остаться за родителями. Если вы оказываетесь в ситуации, в которой вы должны показать свою власть, то вам нужно сразу же четко определить, что сейчас настал именно такой момент, а затем решительно пресечь всякую дискуссию.

Гиперактивность - одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка...В возрастной группе до 7 лет расстройства поведения в виде гиперактивности с нарушениями внимания сопровождаются задержкой психомоторного развития: отставанием в развитии мелкой и крупной моторики, слухового и зрительного восприятия и т.д. Отмечается легкий переход от слез к смеху. Возрастные интересы, в том числе интеллектуальные (например, к содержанию и иллюстрациям книг), могут быть недостаточно развиты. Наблюдаются нарушения социальных взаимодействий, прежде всего с взрослыми: дети не соблюдают дистанцию, фамильярны, склонны проявлять наглость. Сверстники часто отвергают таких детей из-за их импульсивности и вспышек гнева, не умения придерживаться правил в играх, сеяния раздоров .

Гиперактивность характерна не только для патологий развития, вызванных внутренними факторами, но и как начальный период наработки навыков адаптивн ости в любой области и в любом возрасте. В этом случае проблемы со вниманием и оценкой значим ости воспринимаемого в контекст е наработки новых представлений будет обладать спецификой ДВГА . То, что при этом провоцируется проявления наглости - говорит об условиях пока недостаточной искушенности, недостаточной уверенности и неумения в этих новых обстоятельствах быть взвешено рассудительным.

Подростковый кризис не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Есть разные варианты проявления, обозначим крайние случаи: подростковый кризис "чрезмерной независимости" (отрицание авторитетов, негативные поведенческие проявления, агрессия, хамство, стремление к независимости любым путем, упрямство, наглость, противопоставление себя другим и т.д.) и подростковый кризис "чрезмерной зависимости" (полная несамостоятельность, зависимость от других людей, инфантилизм во взглядах и поведении, стремление быть со всеми и "как все", лояльность к авторитетам, желание быть "правильным" ребенком, возврат к более детским интересам и т.д.)

Психофизиология явления .

Учитывая, что ребенок проходит критические периоды развития структур мозга, для каждого из которых характерна своя специфика наилучшей сенсорной активности (что рассматривается на параллельном сайте Хронотоп) и возникают специфические проявления психи ческих реакций, можно найти место начала и развитие проявлений наглости.

Период доверчивого обучения сменяется периодом игрового попрания авторитетов . Однако истоки наглости возникают раньше, когда есть насущная потребность (неважно чем обусловленная), точнее есть доминирующая мотивация, определяющая контекст поведения требует выполнения этого поведения во что бы то ни стало.

От общеупотребительного понимания слова "наглость" это состояние отличает то, что действию не мешает никакая противоречащая ему мотивация, и оно выполняется как только возникнет. Конечно, раздосадованный родитель может подумать про ребенка, который испортил буквально только что смененное белье что это - наглость. Но наглость - это активное противодействие кому-то или чему-то, оказываемое субъектом, проявившим такую наглость без достаточно уверенного прогно за последствий. Хотя у младенце нет вообще прогно зов последствий, но он не прилагает осознанного волевого усилия для преодоления внутреннего конфликта, его наглость пока невольна.

В период игрового попрания авторитетов уже есть багаж воспринятых норм поведения, который часто оказывается в конфликте с текущей доминирующей мотивацией и еще нет уверенного прогно за того, чем закончится попытка преступить норму. В случае если мотивация превысит блокирующее воздействие норм, становится возможным проявление наглости в поведении во всех случаях, когда нет времени или умения осмысл ить ситуацию более творчески.

В период конца доверчивого обучения на весь период игрового попрания авторитетов личность проявляет более решительные, революционные варианты проверочного поведения при все еще очень малом жизненном опыте, отсекающем многие такие варианты, что, конечно же, кончается плачевно во многих попытках получить опыт экстрима. Эта зависимость плавно корректируется печальным опытом неудачных попыток, оставляя жизненными более консервативные варианты. (см.Революции напрасны в молодых странах)

Итак, наглость - это попытка активных действий 1) в условиях мотивационной доминанты, 2) в конфликте с прежним опытом, при 3) значительной неуверенности (отсутствия уверенного прогно за) и 4) отсутствия времени или навыков осмысл ения . Если доминанта превышает неуверенность и табу морали, то действие совершается.

Представляется, что такое определение, формализ ующее выделенные механизмы психи ки (пусковой стимул в контекст е активной мотивации , превышающий доступный осознанию риск прогно зируемых последствий) наиболее полно коррелирует с бытующим пониманием слова "наглость".

Наглость - всегда акт осознанной воли, требующей волевого усилия для превышения сдерживающих факторов предыдущего опыта, если она уже не стала стилем неосознаваемого поведения.

Наглость - шаг, продиктованный не разумом (творческим осмысл ением ситуации с нахождением приемлемого в рисках варианта действий), а острой субъективно обусловленной необходимостью действий (см. Про опасности). Это - агрессия, прежде всего, в отношении своего прежнего опыта.

Наглое действие, закончившееся благополучно желаемым результатам, получает позитивную оценку ("наглость - второе счастье") и на этом доминанта исчерпывается, освобождая область осознания.

При неудаче приобретается негативный опыт, блокирующий подобные действия, но мотивационная доминанта может остаться, более склоняя к творческому, а не экстремальному нахождению варианта поведения.

В случае же задержки действия доминанта может существовать годами и развиваться как нерешенная, но очень насущная проблема, обрастая множеством субъективно продуцированных предположений, из которых имеют явное предпочтение те, что сулят желаемый результат. Это - путь нарастания субъективизмов, неадекватн остей. Это - путь развития идеи-фикс в условиях конфликта с носителями неприемлемых взглядов, и, соответственно, со всеми атрибутами развития параноидальной шизофрении, с обязательными теор иями заговоров и с повышенными шансами невосполнимых психи ческих нарушений.

В попытках оправдать желаемую идею, при недостаточной решимости или возможности ее осуществить, возникает все больше явного со сторонней точки зрения абсурда, пороков мышлени я, не замечаемых носителем важной идеи.

Примеры проявлений наглости и ее последствий .

Любой, кто воспитывал ребенка, сталкивался с ситуацией невозможности что-то разумно объяснить ему, если у ребенка еще не хватает необходимых для понимания промежуточных понятий, но ему очень что-то хочется до нетерпения. Возникает чувство бессилия, несмотря на всю мудрость взрослого. При настойчивой попытке образумить и что-то пояснить при активной наглости препирательств иногда возникают такие состояния, что к бессилию добавляется ощущение абсурда собственного понимания ситуации, что при накопившейся усталости и нескончаемости попыток объяснить и ответных пререканий может и в самом деле повредить психи ку.

Ребенок считает, что родитель не прав в каком-то важном для него вопросе, пытается нагло оспорить правоту агрессивными попытками навязать свои наивные представления. При этом, соответственно, любые образумливающие доводы оказываются бесполезны. Две конфликтующие таким образом стороны отличаются тем, что более опытный легко видит суть заблуждений наивного, но не может это объяснить в силу недостаточности промежуточных представлений у наивного. Наглый же с силой своей мотивирующей доминанты отсеивает все, что ей противоречит, усиливает все позитивные для его идеи прогно зы, придумывает доводы в поддержку, не замечая (не желая замечать) противоречащего. Его уверенность оказывается в итоге не меньше уверенности опытного при явной неадекватн ости, непроверенности идеи на практике.

Множество примеров проявления наглости легко найти в высказываниях наивных оппозиционеров. Так, они горячо убеждают себя и других, что на "Марше миллионов" 12 июня 2012 годя было 200 тысяч участников, не замечая, что вместимость места проведения не превышает 50 тысяч, а указание на неверность вызывает лишь попытки любым способом оправдать, прежде всего, в своих словах эту цифру и перенести порочность наглой логики на оппонентов, приписывая им ровно то, в чем оказываются сами не корректны.

Характерна наглостью про Онищенко, где автор в эпатажной форме (Г.Онищенко запретил россиянам есть суши ) сетует, что главврач страны не рекомендует есть суши в ресторане - как результат проверки этих ресторанов на выполнение санитарных норм контроля рыбы на гельминты. В качестве дополнительного довода против выжившего из ума высшего специалиста страны автор приводит убийственную по его мнению рекомендацию Онищенко не бояться употреблять ГМО. Автор с очевидностью для специалистов проявил себя как полный профан в поднятых вопросах, далекий по уровню понимания от Онищенко, но некоторые особенности речи Онищенко дали ему основания заподозрить его в абсурде и злом умысле. Все признаки наглости в этом примере присутствуют.

Можно привести и вспомнить много примеров проявления наглости по отношению не к оппоненту, а неживым сдерживающим факторам. Если очень нужно перепрыгнуть через быстроток, но нет уверенности, что допрыгнешь до другого берега, но очень нужно, то может возникнуть это состояние агрессивной наглости с совершением рискованных действий. Полученный опыт скорректирует представления о возможном, но если не решиться, а развивать эти идеи, например, в сильном желании летать усилием мысли (или что-то такое паранормальное), то возникнет комплекс неадекватн остей, провоцирующих множественные проявления наглости уже с трудом поддающиеся коррекции из-за развитой мотивационной доминанты (идеи-фикс).

Почти всегда люди, достигшие каких-то высот в развитии профессиональных навыков, во многом другом воспринимаются как все обычные, непримечательные, даже отталкивающие люди и, к тому же, часто демонстрирующие признаки, воспринимаемые негативно (чудак-профессор, выживший из ума ученый и т.п.), что является достаточными основаниями для того, чтобы их пытались оспорить те, кто в данной области не имеет сколько-то сопоставимых по глубине представлений, но имеют ярко выраженную мотивацию агрессивно оспаривать нежелаемое.

Польза-вред .

Неудовлетворенность существующим, порождающая творчество, - позитивна для адаптивн ости не только индивида, но и связанных общей культур ой других представителей вида, но если это сочетается с мотивационной доминантой, требующей немедленных действий или проявления своего отношения с целью воздействия на окружающих, то возникает агрессивная попытка подчинения своей воли так же как воля уже подчинила доминанте прежний конфликтующий с ней личный опыт. Но неуверенность, порождаемая недостаточностью опыта в таких действиях, несет очень большую вероятность неадекватн ости, т.е. в большинстве случаев такие действия окажутся во вред общей адаптивн ости вида. Это несколько напоминает ситуацию с мутациями, подавляющее большинство из которых вредоносно и только отдельные, случайно оказывающиеся удачными, дают эволюционное преимущество.

В виду подавляющего большинства неадекватн ых исходов наглых действий, наглость в целом воспринимается негативно, поэтому указание на наглость воспринимается как оскорбление, хотя это должно бы быть сигналом образумиться для наглеца.

Революционер - носитель мотивационной доминанты, преодолевший ее конфликты в себе и пытающийся сделать это в отношении других. Результаты революций имеют наиболее тяжкие последствия для всех, кто не разделял убеждения и всех, кто невольно оказался под губительном воздействии от неадекватн ости идей. Если стремление к новаторству в основном характерно для относительно раннего возраста, но наглость может проявляться в любом возрасте, если соблюдены условия ее возникновения.

В любой стране при любом уровне демократии и благосостояния есть процент людей, которые в определенных ситуациях оказываются в условиях, способствующих проявлению наглости. Называть их полноценными оппозиционерами было бы не корректно. Это - наивные оппозиционеры или наглецы.

Российских хулиганов депортируют из Польши по решению суда

Россиян, признанных виновными в хулиганстве, депортируют из Польши с занесением в "черный список" стран Шенгенского соглашения... Массовые беспорядки в Варшаве, по признанию польских властей, были спровоцированы местными хулиганами.... Всего по итогам столкновений до и после матча Польша - Россия задержаны 184 человека: 156 поляков, 24 россиянина, один венгр и один испанец... Среди задержанных россиян находится и человек, которого подозревают в метании файера на поле во время игры Россия - Чехия 8 июня. Тогда из-за неудачной попытки стюардов задержать предполагаемого нарушителя, в подтрибунном помещении возникла потасовка болельщиков с охраной .

Как распознавать у себя и других проявления наглости?

Неожиданные проявления горячности в рассмотрении проблемы, мотивирующей наглость проявлений этой горячности, может удивлять сама по себе человека, проявляющего наглость, заставлять его недоумевать, но не отказываться от идеи.

Как уже замечалось, с точки зрения людей искушенных наивность распознается моментально на основании опыта и, соответственно, распознается наглость. Здесь нет проблем: учитель сразу видит ошибку ученика, как бы тот не оправдывался. И он имеет обычно достаточный навык и возможности преодолеть наглое сопротивление.

Отступы вокруг формы

Наглостью принято называть бесцеремонное и чересчур напористое поведение, когда человек ради достижения своих целей идёт напролом, не считаясь с окружающим. Иногда наглость приносит положительные результаты, помогая добиваться всевозможных жизненных успехов. Не зря, наверное, есть пословица: «Наглость - второе счастье». Но тут, скорее, под наглостью подразумеваются не столько хамство и бесцеремонность, сколько смелость и решительность при достижении поставленных целей. Многие неуверенные в себе люди даже завидуют наглецам и противопоставляют их наглость своей неуверенности. Неуверенные люди, в отличии от самоуверенных наглецов, не умеют идти напролом, страшатся конфликтов и теряются в сложных ситуациях. Но, как говорится, всё хорошо в меру, поэтому чрезмерная наглость также нежелательна, как и неуверенность в себе, так как чревата большими проблемами в отношениях с окружающими. Тем более, что наглость, в большинстве случаев - всего лишь маска, которую мы надеваем, чтобы скрыть неуверенность в себе. Так что, наглость и неуверенность в себе - это две стороны одной медали . Давайте попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Рассмотрим для примера ситуацию. Женщина пришла на рынок за продуктами и захотела купить яблок. Подойдя к прилавку, она без спросу стала накладывать на весы не все подряд яблоки, а те, что покрасивее и побольше, но была грубо остановлена возмущенной продавщицей, которая высыпала все яблоки назад и заявила, что выбирать самые лучшие фрукты она никому не позволяет, и вообще, здесь не самообслуживание. В результате вышел конфликт, во время которого покупательница обвинила продавщицу в хамстве и в наглости и пошла покупать яблоки в другое место.
Почему же так получилось? Действительно ли покупательница имела моральное право возмутиться поведением продавщицы и обвинить её в наглости? И вообще, кто на самом деле повёл себя наглее - продавщица иди покупательница?

Подобных ситуаций в жизни случается множество, и основная их причина в том, что люди заботятся прежде всего о своей выгоде, об удовлетворении собственных потребностей, и даже не пытаются мысленно поставить себя на место своего оппонента. Бесспорно, если вдуматься, у каждого своя правда и каждый волен за неё бороться. Но весь подвох в том, что когда обе стороны конфликта начинают отстаивают свою правоту и не хотят взглянуть на ситуацию объективно и беспристрастно, то такой конфликт практически неразрешим.

Почему продавщица грубо отшила покупательницу? Потому, что она наглая хамка? Или может быть потому, что если каждый начнёт выбирать себе товар получше, то остальной товар уже невозможно будет сбыть по той же цене, и в результате продавец останется в убытке? Так что, чтобы не потерять объективность при оценке поведения людей, нужно прежде всего пытаться разобраться не в том, что человек сделал, а в том, почему он это сделал, то есть, какие мотивы руководили его поступками. Причём, оценивать любую ситуацию желательно холодно, беспристрастно и не предвзято - с точки зрения логики, а не под влиянием бурных эмоций.

Давайте попробуем ещё раз проанализировать вышеописанную ситуацию. Да, возможно, продавщица немного переборщила и обидела покупательницу. Поверхностная причина, которая заставила продавщицу повести себя нагло и жёстко - это нежелание потакать капризам покупательницы. Но есть и более глубокая причина, в основе которой лежат страх и неуверенность в себе. В глубине души продавщица была не уверена в том, что сможет распродать свой товар, если каждый будет выбирать себе лучшие яблоки, и просто побоялась остаться в убытке. И если бы покупательница поняла, что в поведении продавщицы нет ничего личного, то и поводов для обиды стало бы меньше. Всегда легче простить человеку страх и неуверенность в себе, чем наглость.

Когда с нами кто-то обращается нагло, это всегда задевает наше самолюбие, потому что наглый человек своим отношением к нам как бы показывает, что он сильнее нас, что он в чём-то нас превосходит. Поэтому наша реакция на наглость зачастую оказывается довольно бурной. Чтобы доказать, что тоже что-то из себя представляем, мы изо всех сил пытаемся урезонить наглеца, поставить его на место. И с этого момента здравый смысл и хладнокровие покидают нас, и мы ввязываемся в бессмысленную борьбу самолюбий. Если же у нас хватит мудрости, чтобы понять, что тот, кто ведёт себя с нами нагло, действует так только потому, что на самом деле он слаб, испуган и не уверен в себе, то и наша внешняя реакция на происходящее будет совершенно другой.

Наглость далеко не всегда является показателем смелости и силы духа. Куда чаще наглое поведение оказывается не совсем умелой защитной реакцией неуверенного в себе человека. Причин для наглого поведения может быть много, в диапазоне от банального стремления обезопасить себя от проблем, до желания доказать самому себе и окружающим собственную значимость. И чем слабее и неувереннее человек, тем наглее он себя ведёт в критических ситуациях, а принуждает его к такому поведению не что иное, как задетое больное самолюбие и подозрение на собственную неполноценность. Людей, которые привыкли вести себя подобным образом, можно назвать - неуверенные наглецы.

Люди, которые имеют заниженную самооценку и страдают от острого ощущения собственной ничтожности, часто пытаются замаскировать свою неуверенность под наглость и бесцеремонность. А особенно сильно наглеют они тогда, когда видят, что противник слабее их, и когда уверены в собственной безнаказанности. Таким образом они тешат свою гордыню и подпитывают .

Но наглость и хамство далеко не всегда помогают неуверенным наглецам самоутверждаться за счёт окружающих. Когда два одинаково наглых человека начинают выяснять отношения, они похожи на двух бойцовских петухов, которые готовы скорее заклевать друг друга или быть заклёванными, чем прислушаться к здравому смыслу и пойти хоть на малейшие взаимные уступки. Когда неуверенный наглец задирает и оскорбляет по-настоящему сильного и мудрого человека, он уподобляется маленькой и злобной Моське, которая старательно облаивает спокойно идущего Слона.

Возможно, ситуация конфликта продавщицы с покупательницей, которую мы тут привели - далеко не самый показательный пример наглости. Куда более ярко и наглядно наглость проявляется во многих, очень распространённых жизненных ситуациях - в борьбе за власть, при разделе имущества, при распределении льгот и обязанностей и др. Наверное, у каждого из нас случались в жизни ситуации, когда мы или становились жертвой наглецов, или сами вели себя нагло и вызывающе по отношению к другим людям. И если такие ситуации случаются с нами очень часто, то это явное свидетельство того, что мы сами подсознательно на них нарываемся, а значит, имеем проблемы с самооценкой и с самоуверенностью.

Когда человек самоутверждается за счёт слабых и пресмыкается перед сильными - это первый признак его неуверенности в себе и слабости духа. По-настоящему сильный и уверенный в себе человек никогда не пинает лежачего, не унижается перед более сильными и всегда умеет за себя постоять, но при этом не делает из своей силы повода для бахвальства. И что ещё очень показательно: сильный человек демонстрирует свою силу только тогда, когда этого требует ситуация, и не разменивается по мелочам, скандаля и доказывая свою правоту на каждом углу. Истинная сила всегда сочетается с мудростью и добротой. Добро всегда побеждает зло именно потому, что оно мудрее, умнее и дальновиднее. Стремление ко злу противно самой природе человека и никогда не приводит ни к чему хорошему, а поэтому истинные мудрецы никогда не становятся на путь зла, понимая, что этот путь ведёт в никуда. На любую наглость и на любое хамство всегда найдётся противодействие, и тогда наглец будет похож на барана, пытающегося пробить рогами стену.

В этой статье мы не ставим перед собой цели кого-то ругать или критиковать. Мы лишь пытаемся разобраться в природе наглости, чтобы понять, что движет наглецами и к каким последствиям может привести наглое поведение. Анализируя множество различных ситуаций, можно не раз убедиться в том, что наглость - это вовсе не синоним силы, смелости и решительности. Скорее, наоборот. Неуверенный наглец всё время мечется от наглости к неуверенности, и чем сильнее он унижает других людей, тем большим унижениям, в конечном итоге, по закону бумеранга, подвергается сам. Поэтому наглость желательно искоренять в себе так же активно, как и неуверенность. Когда мы обретаем внутреннюю цельность и становимся уверенными в себе, нам уже нет смысла быть наглыми.

Общение с наглецами всегда неприятно. И для того, чтобы не накапливать в себе обид и негатива, мы должны научиться видеть и анализировать глубинные мотивы человеческого поведения. А для того, чтобы получше понять другого человека, нужна самая малость: мысленно представить себя на его месте. И когда мы увидим за маской наглости и хамства обыкновенную неуверенность в себе, то вместо злости и обиды сможем проникнуться к обидчику жалостью и сочувствием. Злиться на наглецов бессмысленно, их можно только пожалеть, так как они лишены внутренней цельности и имеют низкую самооценку, а поэтому постоянно вынуждены поднимать её за счёт окружающих. Если же мы всякий раз, когда сталкиваемся с наглостью, испытываем злость, обиду и раздражение, если мы привыкли на хамство отвечать хамством - значит мы сами не далеко ушли от тех, кто нам хамит и оскорбляет нас, поэтому и входим с ними в резонанс. Вы можете представить уважающего себя Слона, который обиделся и разозлился на Моську?

Большинство наших психологических проблем и поведенческих отклонений, в том числе наглость и неуверенность в себе, являются прямым следствием низкой самооценки и утробного страха перед разрешением нашего Эго. Всё дело в том, что наше эго (наш имидж, маска, которую мы надеваем для окружающих) очень изменчиво и ранимо, а поэтому постоянно нуждается в точках опоры, которые мы пытаемся обрести при помощи самоутверждения и самовозвеличивания. И для того, чтобы наше раздувшееся Эго не причиняло нам проблем, мы должны взять его под контроль нашего истинного «Я». Мы должны правильно расставить приоритеты и понять, что наше истинное «Я» намного важнее, чем Эго. Только осознание реальности и значимости собственного «Я» может помочь нам полюбить и принять себя такими как есть, обрести уверенность в себе и избавиться от внутренней раздвоенности, которая проявляется в болезненном метании от гордыни к самоуничижению. Наше истинное, «Я» - неразрушимое и неделимое и осознавая это, мы приближаемся к состоянию покоя. Но даже если, работая над собой, мы не достигнем состояния полной невозмутимости, истинная любовь к себе и безусловное принятие себя непременно помогут нам преодолеть все свои страхи и комплексы и обрести подлинную уверенность в себе! Отступы вокруг формы