Что такое Нарния: значение слова. Что значит Нарния с точки зрения христианства? «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Юпитер

Великим Львом - Богом, который является создателем всего мироздания. Почитание Аслана является истинной религией, которую исповедуют нарнийцы, отступление от которой ведёт к различным пагубным последствиям.

В различные времена на территории Нарнии или вблизи неё действовали Колдуньи, которые отвергали почитание Аслана, и преследовали за веру в Аслана или её утверждение. Нечисть Нарнии, существовавшая в разные периоды её развития, отдалена от Аслана и противится ему.

На юге нарнийского мира, в Тархистане, существует отвратительный по нарнийским представлениям культ Таш - богини, которая требует человеческих жертв. Её главный храм находится в Ташбаане. В храме выставлена статуя Таш, сделанная из камня и покрытая золотом, с алмазами, вставленными в глазницы. У неё туловище человека, голова хищной птицы и четыре руки. Пальцы заканчиваются когтями, напоминающи птичьи клювы. Среди почитателей Таш существует поверье, что взглянувший в лицо Таш немедленно умирает. При этом считается, что в такой смерти и заключена цель жизни любого верующего.

Сам Аслан замечает, что Таш является его религиозным антиподом. Если Аслан символизирует Жизнь, Свет, Радость, Правду, то Таш - это Смерть, Тьма, Горе, Ложь. Более того, человек, поклявшийся именем Таш и сдержавший клятву, на самом деле служит Аслану. И наоборот, призвавший Аслана лжец на самом деле служит Таш.

Также в Тархистане известно почитание Зардинах - владычицы мрака и девства, которой приносили жертву девушки, которые собирались выйти замуж.

В разные периоды своего развития в Нарнийском мире появлялись всплески атеизма. Например, у гномов в Нарнии подобная тенденция (атеизма или религиозной индифферентности) наблюдалась несколько раз достаточно явно. Также атеизм мог быть свойственен тархистанцам, во всяком случае, такое явление зафиксировано в поздний период.

География

Нарния - это и весь созданный вторичный мир, и страна, как очевидно, в его центре. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии и/или пришельцами с Земли/возможно, иных миров.

Нарния

Название «Нарния» связано не только с нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую Творец - Аслан - наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния - страна гор, равнин и холмов, достаточная часть страны покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточное Море , на западе - огромные горы , на севере - река Шриббл, на северо-северо-западе находятся равнины и те же горы, и на юге - иные горы, отделяющие Нарнию от Орландии.

Замки, города и поселения. Резиденция Королей - замок Кэр-Параваль, в устье Великой Реки. Известны замок Мираза и замок Белой Колдуньи. Города на реке - Беруна, Бобровая Плотина и Чиппингфорд (поздний период Нарнии).

Королями Нарнии могут быть только люди (или существа, имеющие доминирующую человеческую кровь) - «дети Адама и Евы».

Человеческое население европеоидного (англосаксонского и, вероятно, с такими же последующими примесями) типа. Роды первоначальной королевской династии и аристократии смешивались с наядами и дриадами, лесными и речными богами.

Орландия

Орландия - горная страна на юге от Нарнии. На севере ограничена горами, во многом из которых и состоит территория Орландии, а на юге - рекой Орлянка. Резиденция короля в замке Анвард, в сердце страны. Другие города или поселения в Орландии не упоминаются. Орландия во всех текстах Хроник в союзе с Нарнией.

Начало Орландии дано переселенцами из Нарнии, о каких-либо внешних вторжениях в антропологический/национальный облик орландцев неизвестно.

Первым королём Орландии был младший сын одного из нарнийских королей.

Тархистан

Тархистан (англ. Calormen , от лат. calor «жара») - это империя на юге нарнийского мира. На большей части страны субтропический и умеренный климат . Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Орландию и Нарнию от могущественных тархистанцев. Культурный центр Тархистана - река, которая течёт с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица - Ташбаан - расположена на острове в середине течения реки.

Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии и, очевидно, переселенцами с Земли/иного мира ирано-афганского и/или семито-аравийского (арабид) антротипа (или иных близких типов).

Тельмар

Территория к северо-западу от Нарнии. В 300-м году освоена Тархистаном. В 460-м земли захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от сотворения Нарнии Тельмар совершает захват Нарнийского королевства. Тельмаринские короли начинают новую династию нарнийских королей.

По данным Хроник, тельмаринцы чистого европеоидного типа, как и орландцы и первоначальные (до Великой Зимы и прихода тельмаринцев) нарнийцы.

Восточное Море

После появление Тельмарин некоторые животные перестали быть говорящими.

Колдуньи

В книгах о Нарнии упоминается Белая Колдунья , некогда королева Чарна .

Белая Колдунья (Джадис) появляется в четырёх книгах серии: «Племянник чародея», «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», « Серебряное кресло», мельком упоминается в книге «Принц Каспиан»

Джадис - последняя правительница мира Чарн, погубившая этот мир (об этом рассказывается в книге «Племянник чародея»); в Нарнию она попала из-за действий героя первой книги Дигори; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была Лилит , и что в её венах течёт кровь джиннов и великанов. Джадис выглядит очень высокой, прекрасной и холодной женщиной.

На момент событий, происходящих в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», Колдунья держит в повиновении Нарнию на протяжении ста лет, сковав её вечной зимой. Именно с ней приходится сражаться четвёрке детей, попавших в Нарнию.

В книге «Серебряное Кресло» описывается иная Колдунья - предстающая в образе Зелёной Дамы, способной превращаться в огромную змею. Происхождение её не совсем понятно, рассказчик упоминает, что это та самая Колдунья, что сковала Нарнию льдом, но Белая Колдунья, по всей видимости, окончательно погибла в битве с Асланом (конец книги «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»). Возможно всё же, что это возрождённая Джадис, о возможности возвращения которой говорили ведьма и оборотень (в книге «Принц Каспиан»)

Среди обитателей Нарнии известны ведьмы, но это существа иного, несравнимо меньшего уровня, чем колдуньи.

Мифические существа

Прочие обитатели Нарнии имеют прообразы в земной мифологии: Кентавры , Драконы , Дриады , Наяды , Фавны , Менады , Минотавры , Пегас , Феникс , Сатиры , Морские змеи, Оборотни ,Ведьмы, Единороги, Грифоны, боги рек, лесов и т. д. (несмотря на то, что Льюис был христианином) и т. д.

Есть подобие ангельской иерархии - народ Звезд.

Космология

Астрономия

Созвездия неба Нарнии отличаются от земных. Упоминаются летние созвездия Корабль, Молот, Леопард. Северная полярная звезда неба Нарнии носит название Острие Копья и ярче Полярной звезды Земли. Принцу Каспиану показали сближение планет Тарвы, Лорда Победы, и Аламбил, Леди Мира. Планеты видны в южной части неба (что исключает внутренние планеты), и сошлись на угловое расстояние меньше градуса. Такое сближение можно увидеть лишь раз в двести лет. На небе Нарнии ярко светит луна. Нарния обладает магнитным полем достаточной напряженности, чтобы можно было пользоваться магнитным компасом.

Многомирие

Мир Нарнии - один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Чарна. Миры эти соединяются посредством Леса-Между-Мирами . Это место с особой магией, для одних усыпляющей и умиротворяющей, для других опасной. Проникать из одних миров в другие через Лес-Между-Мирами возможно при помощи особых артефактов.

Время

Посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.

Способы попасть в Нарнию

Платяной шкаф

  • Через Лес-между-мирами c помощью особых, обладающих магией возвращения жёлтых и зелёных колец, через магию таинственного вещества - песка, принадлежавшего культуре затонувшей Атлантиде , из которого и были сделаны данные кольца. Так попали Дигори и Полли в первой хронике «Племянник чародея ». После приключений в Нарнии Дигори закопал кольца в саду. В последней книге серии «Последняя битва » герои хотели выкопать кольца, чтобы отправить Юстаса и Джил на помощь Тириану в Нарнию, но погибают и переносятся в Нарнию по воле Аслана.
  • Через Платяной шкаф . Так попала сначала Люси , а потом и другие дети Певенси в Нарнию во второй хронике Лев, Колдунья и Платяной шкаф .
  • Через пещеру на одном из островов. Таким образом пираты попали в Нарнию и поселились в стране Тельмар.
  • Если кто-то вызовет из Нарнии. Вызвать может Аслан или же тот, кто обладает Рогом Сьюзен . Так вызвал Каспиан X детей Певенси в хронике «Принц Каспиан».
  • Через картину . В хронике « » Эдмунд , Люси и Юстэс попадают в Нарнию через картину, на которой изображено море.
  • Через каменную дверь на холме за школой Юстеса и Джил . Именно через эту дверь они и попадают в Нарнию в книге «Серебряное кресло »
  • Умерев в своём мире. В конце хроники «Последняя битва » все главные герои из Англии погибают в железнодорожной катастрофе и переносятся в истинную Нарнию.
  • Также в Нарнию можно попасть, используя некоторые галюциногенные препараты, антидепрессанты, наркотики. Грибы, по поверию нарнийцев, использовал сам Аслан, когда создавал сей прекрасный мир.

Все описанные способы, кроме жёлтых и зелёных колец, являются непостоянными и, скорее всего, одноразовыми. Также Аслан упоминал, что в Нарнию нельзя попасть одним и тем же путём.

Наиболее значимые события в истории Нарнии

1 Сотворение Нарнии. Животным дарована речь. Дигори сажает Древо Защиты. Белая Колдунья оказывается в Нарнии, но вынуждена бежать на Север. Франциск I воцаряется в Нарнии.

180 Принц Коль, младший сын нарнийского короля Франциска V, ведет своих соратников в незаселенную Орландию и становится её первым королем.

204 Группа преступников бежит из Орландии через Южную Пустыню и основывает Тархистан,

300 Тархистанская Империя захватывает новые земли. Среди них - Тельмар к западу от Нарнии.

302 Нарнийский король Гейл освобождает Одинокие острова от дракона. Благодарные жители избирают его императором.

460 Пираты из нашего мира захватывают Тельмар.

898 Белая Колдунья возвращается в Нарнию с Дальнего Севера.

900 Начинается Долгая Зима.

1000 В Нарнии появляются четверо Певенси. Предательство Эдмунда. Самопожертвование Аслана. Поражение Белой Колдуньи и конец Долгой Зимы. Питер становится Верховным Королем Нарнии.

1014 Королева Сьюзен и король Эдмунд посещают двор Тархистанского Тисрока. Орландский король Лум находит своего потерянного сына принца Кора и отражает предательское нападение тархистанского царевича Рабадаша.

1015 Четверо Певенси охотятся на Белого Оленя и исчезают из Нарнии.

1998 Тельмаринцы нападают на Нарнию и завоевывают её. Королем Нарнии становится Каспиан I.

2290 Рождение принца Каспиана, сына Каспиана IX. Мираз убивает своего брата Каспиана IX и узурпирует трон.

2303 Принц Каспиан бежит от своего дяди Мираза. Гражданская война в Нарнии. С помощью Аслана и Певенси, которых Каспиан призывает Волшебным Рогом королевы Сьюзен, ему удается победить Мираза. Каспиан воцаряется под именем Каспиана X.

2306-2307 Великое плавание Каспиана Х к Краю Света.

2310 Каспиан Х берет в жены дочь волшебника Раманду.

2325 Родился принц Рилиан.

2345 Королева гибнет от укуса змеи. Рилиан исчезает.

2356 Юстэс и Джил появляются в Нарнии и спасают принца Рилиана. Смерть Каспиана X.

2555 Обман Хитра (ослик, одетый в львиную шкуру, выдаётся им за Аслана). Тархистанцы проникают в Нарнию. Короля Тириана спасают Юстэс и Джил. Нарния захвачена тархистанцами. Последняя битва. Конец Нарнии.

Ссылки

  • Narnia News - один из крупнейших русскоязычных сайтов и форумов, посвящённых Хроникам Нарнии.
  • Нарния-страна Аслана - сайт, посвящённый Хроникам Нарнии. Все о Нарнии на русском.
  • - онлайн-книга из серии Хроник Нарнии «Лев, колдунья и платяной шкаф».
  • - онлайн-книга из серии Хроник Нарнии «Плавание Утреннего Путника».
  • Cair Paravel - El Portal a Narnia (исп.)
Племянник чародея
(1955)
Лев, колдунья и платяной шкаф
(1950)
Конь и его мальчик
(1954)
Принц Каспиан
(1951)
Покоритель зари, или Плавание на край света (1952) Серебряное кресло
(1953)
Последняя битва
(1956)
Персонажи Аслан · Питер · Сьюзен · Эдмунд · Люси · Юстэс · Джил · Дигори · Полли · Каспиан · Рилиан · Шаста · Белая Колдунья · Мираз · Хмур Мир Нарния · Обитатели Нарнии · Государство Нарния · Орландия · Тархистан · Одинокие Острова · Тельмар · Кэр-Паравель · Беруна · Анвард · Чарн · Лес-между-мирами · Паграхан · Равнина Фонарного столба Предметы Жёлтые и зелёные кольца · Платяной шкаф · Фонарный столб · Рог Сьюзен · Покоритель Зари Фильмы Walden Media Лев, колдунья и волшебный шкаф (2005) · Принц Каспиан (2008) · Покоритель Зари (2010) Сериал Би-би-си

Девочка рассказала про Нарнию, но ей никто не поверил. Случайно они встречаются и решают вернуться в Нарнию. Предварительное название ленты «Хроники Нарнии: Серебряное Кресло» (The Chronicles of Narnia: The Silver Chair). Законченная весной 1953 и опубликованная в 1956 году, Последняя битва описывает конец мира Нарнии. До того, как Эдмунд вернулся, Аслан посвятил Питера в рыцари Нарнии.

Дети снова должны спасти Нарнию и помочь нарнийцам вернуть трон законному правителю Каспиану. Книга Серебряное кресло была закончена в 1951 году и опубликована в 1953. В ней Юстас и его одноклассница Джил Поул, убегая от школьников, попадают в Нарнию.

Дигори Керк и его подружка Полли Пламмер попадают в другие миры в результате эксперимента дяди Дигори, встречают Джадис (Белую Колдунью) и становятся свидетелями создания Нарнии.

Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому что она заинтересовалась помадой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Основанием послужило отрицательное представление других рас и религий, особенно тархистанцев, как врагов Аслана и Нарнии.

Хроники Нарнии: Принц Каспиан - вышел в 2008 году. Вторым фильмом сделали «Принца Каспиана», поскольку в другом случае актёры успели бы вырасти. Хроники Нарнии: Покоритель Зари» вышел в декабре 2010 года. У фильма меняется режиссёр, новым режиссёром становится Майкл Эптид. Её не было полдня (столько, по её мнению, она была в Нарнии), хотя в реальном мире прошло несколько секунд.

Однако дом профессора Керка является промежуточным звеном между нашим миром и миром Нарнии

Ночью Люси снова пошла в шкаф и попала в Нарнию, а за ней тихо, чтобы остаться незамеченным, пошёл её брат Эдмунд. В Нарнии после короткого выяснения отношений и примирения они отправляются к фавну Тумнусу и узнают, что его арестовала полиция Белой колдуньи (только тогда звучит её имя - Джадис). От них они узнают, что существует пророчество - когда придут два сына Адама и две дочери Евы, они победят Колдунью и вернут в Нарнию мир. Там же в первый раз они слышат имя Аслана.

Он объяснил, что в новом мире только они вдвоём испытывают горе: Дигори за свою больную маму, а он за зло, проникшее в Нарнию

После небольших титров Люси интересуется у профессора Кёрка, вернутся ли они в Нарнию ещё. Он отвечает положительно и прибавляет - вернутся тогда, когда не будут этого ожидать. Действие фильма происходят в двух мирах; соответственно, все предметы и костюмы делятся на предметы из нашего мира и предметы из мира Нарнии.

Аслан поручает найти сына Каспиана - принца Рилиана, который был похищен 10 лет назад. Юстас и Джил вместе с кваклем Хмуром отправляются на поиски принца в северные земли, населённые великанами. Законченная весной 1950 года и опубликованная в 1954, Конь и его мальчик - первая книга, которая не является прямым продолжением предыдущей.

Но распространено мнение, что предпочтителен первоначальный порядок, который сначала вводит основные терминывселеннойНарнии и позже объясняет их в приквелах. Льюис, как эксперт в области аллегорий, утверждал, что книги не были аллегориями, и предпочитал называть христианские аспекты в них «предположительными». Как в том, что мы называем альтернативной историей (фантастикой). Хеншер и Пулман также обвинили «Хроники Нарнии» в разжигании расизма.

Проснувшись, она узнаёт, что Нарния уже сто лет находится под властью Белой колдуньи, которая требует каждого человека отдавать ей. Тумнус отводит девочку к тому месту, где они встретились

Эдмунд, оказавшись в плену, видит там Тумнуса. Потом она превращает Тумнуса в изваяние и едет вслед за Люси, Питером и Сьюзи, которые вовремя сбежали с бобрами. Тем временем Белая Колдунья, гнавшаяся следом, превращает в изваяние лиса, и отдаёт приказ собрать своё войско против Аслана. А Питер, Сьюзи, Люси и бобры приходят в лагерь к Аслану, чтобы увидеть его. Дети сообщают правду про Эдмунда, и Великий Лев обещает помочь, что он и сделал.

Действие в нашем мире происходит в 1940 году, и стилистика соответствует тому времени

Она напоминает про Тайную Магию и говорит, что в соответствии с её предписаниями Эдмунд - чья кровь теперь достояние ведьмы - должен быть казнён. Ночью он идёт по лесу, и его находят Люси и Сьюзен в подавленном состоянии.

Затем они мчатся в ледяной дворец и оживляют всех существ, которых Джадис заморозила (в том числе и фавна Тумнуса). Очень любил книги в детстве. Однако не все животные и мифические существа в фильме - ненастоящие.

Первый вид - оружие, которое было сделано так же, как делалось в Средневековье. Съёмки начались 28 июня 2004 года, первой сценой были дети в вагоне поезда. Производство фильма закончилось в декабре 2004, с перерывом на Рождественские и новогодние праздники, но потом было ещё три недели съёмок. Аслан отправил Дигори и Полли в сад, где росло дерево Вечной молодости. Он показал Питеру замок Кэр-Паравел, и в этот момент по лагерю разнёсся звук рога Сьюзан.

В мире Нарнии есть почти все мифологические существа, когда-либо придуманные» - рассказывает Ричард Тейлор. Вот и закончились приключения в платяном шкафу. Но если Профессор всё-таки прав, то приключения в Нарнии только начинаются». Пробыв в Нарнии целых пятнадцать лет, в реальном мире они отсутствовали меньше минуты.

Великим Львом - Богом, который является создателем всего мироздания. Почитание Аслана является истинной религией, которую исповедуют нарнийцы, отступление от которой ведёт к различным пагубным последствиям.

В различные времена на территории Нарнии или вблизи неё действовали Колдуньи, которые отвергали почитание Аслана, и преследовали за веру в Аслана или её утверждение. Нечисть Нарнии, существовавшая в разные периоды её развития, отдалена от Аслана и противится ему.

На юге нарнийского мира, в Тархистане, существует отвратительный по нарнийским представлениям культ Таш - богини, которая требует человеческих жертв. Её главный храм находится в Ташбаане. В храме выставлена статуя Таш, сделанная из камня и покрытая золотом, с алмазами, вставленными в глазницы. У неё туловище человека, голова хищной птицы и четыре руки. Пальцы заканчиваются когтями, напоминающими птичьи клювы. Среди почитателей Таш существует поверье, что взглянувший в лицо Таш немедленно умирает. При этом считается, что в такой смерти и заключена цель жизни любого верующего.

Сам Аслан замечает, что Таш является его религиозным антиподом. Если Аслан символизирует Жизнь, Свет, Радость, Правду, то Таш - это Смерть, Тьма, Горе, Ложь. Более того, человек, поклявшийся именем Таш и сдержавший клятву, на самом деле служит Аслану. И наоборот, призвавший Аслана лжец на самом деле служит Таш.

Также в Тархистане известно почитание Зардинах - владычицы мрака и девства, которой приносили жертву девушки, которые собирались выйти замуж.

Помимо Аслана упомянут его Отец.

В разные периоды своего развития в Нарнийском мире появлялись всплески атеизма. Например, у гномов в Нарнии подобная тенденция (атеизма или религиозной индифферентности) наблюдалась несколько раз достаточно явно, или как отрицание всякой веры или как готовность использовать ради достижения цели чего угодно. Также атеизм мог свойственен некоторым знатным тархистанцам, во всяком случае, такое явление зафиксировано в поздний период. Неизвестно,была ли религия у тельмаринов, но скорее всего они игнорировали культ Аслана, но были подвержены суевериям-вере в призраков южных лесов и т. д. Более-менее атеистично могли быть настроены некоторые представители знати, но не большинство тельмаринов. Простые солдаты, увидев ожившие деревья и Аслана, впали в ступор и сдались, при том что жители Старой Нарнии, включая великанов, серьёзного страха под руководством сильного лидера, вроде Мираза, не внушали.Подтверждение-победы тел Маринов,начиная со времён Каспиана Завоевателя.Даже страх перед морем и лесами не мешал тельмаринам держать гарнизоны вдоль побережья(одинтиз таких и перехватил Трама) и при нужде воевать в лесах,причём успешнее,чем сами нарнийцы.С этим столкнулся Каспиан,когда Мираз выследил нарнийское войско и нанес укрепившимся в Кургане Аслана нарнийцам ряд поражений.Лишь внезапная гибель короля и появление ходячих деревьев,Аслана и исчезновение моста деморализовало тельмарских солдат,позволив малочисленным старым нарнийцам взять их в плен.Кроме того,сам факт проигрыша в поединке их короля,по тельмарским обычаям означавший поражение армии и отсутствие возглавившего их полководца(Глозель и Соспесиан вместо командования ввязались в рукопашную с нарнийцами)

География

Нарния - это и весь созданный вторичный мир, и страна, как очевидно, в его центре. На территории этой страны впервые в этом мире появилась жизнь. Все остальные территории были населены выходцами из Нарнии и/или пришельцами с Земли / возможно, иных миров.

Нарния

Название «Нарния» связано не только с нарнийским миром, но особенно со страной Нарния внутри этого мира, которую Творец - Аслан - наполнил говорящими животными и мифическими существами. Нарния - страна гор, равнин и холмов, достаточная часть страны покрыта лесом. На востоке страну ограничивает Восточное Море , на западе - огромные горы , на севере - река Шриббл, на северо-северо-западе находятся равнины и те же горы, и на юге - иные горы, отделяющие Нарнию от Орландии.

Замки, города и поселения. Резиденция Королей - замок Кэр-Параваль, в устье Великой Реки. Известны замок Мираза и замок Белой Колдуньи. Города на реке - Беруна, Бобровая Плотина и Чиппингфорд (поздний период Нарнии).

Королями Нарнии могут быть только люди (или существа, имеющие доминирующую человеческую кровь) - «дети Адама и Евы».

Человеческое население европеоидного (англосаксонского и, вероятно, с такими же последующими примесями) типа. Роды первоначальной королевской династии и аристократии смешивались с наядами и дриадами, лесными и речными богами.

Орландия

Орландия - горная страна на юге от Нарнии. На севере ограничена горами, во многом из которых и состоит территория Орландии, а на юге - рекой Орлянка. Резиденция короля в замке Анвард, в сердце страны. Другие города или поселения в Орландии не упоминаются,хотя вероятно есть некий порт-принца Кора протархистански настроенные вельможи похищают на корабле, на корабле же преследует их король Лум. Орландия во всех текстах Хроник в союзе с Нарнией и постоянно оказывалась независимой-ни Белая Колдунья,ни Тархистан ни Тельмар её не захватывали.Даже в момент оккупации Нарнии тархистанцами перед гибелью мира она была независимой и король Тириан надеялся на помощь Орландии в организации партизанской войны.

Начало Орландии дано переселенцами из Нарнии, о каких-либо внешних вторжениях в антропологический/национальный облик орландцев неизвестно.

Первым королём Орландии был младший сын одного из нарнийских королей,династия не прерывалась и не менялась.Попыток восстановить гегемонию в Нарнии орландцы из-за небольших вооружённых сил не предпринимали.В стране развит институт рыцарства.

Тархистан

Тархистан (англ. Calormen , от лат. calor «жара») - это империя на юге нарнийского мира. На большей части страны субтропический и умеренный климат . Великая Пустыня находится на севере страны и является естественным барьером, в течение веков защищавшим Орландию и Нарнию от могущественных тархистанцев.

Культурный центр Тархистана - река, которая течёт с запада на восток вдоль южного края Великой Пустыни. Столица - Ташбаан - расположена на острове в середине течения реки. Важнейшие провинциальные центры связаны дорогами и регулярной курьерской связью. Официальный культ-поклонение богине Таш(от которой ведёт род Тизрок и знатнейшие тарханы), и ряду менее значимых божеств. На западе и юге ведутся войны с мятежниками и независимыми странами, о которых в Хрониках упомянуто косвенно-орландские и нарнийские купцы и послы бывали обычно в Ташбаане и на севере страны и мало интересовплись такими делами.

Основан группой беглых преступников, пришедших из Орландии и, очевидно, переселенцами с Земли/иного мира ирано-афганского и/или семито-аравийского (арабид) антротипа (или иных близких типов). Сильная армия (не только латная конница но и колесницы, армия такая крупная что отряд в тысячу копий считается небольшим), развито судоходство и военно-морской флот. Развита государственная почта, разветвленный чиновничий аппарат. Сильны позиции феодальной аристократии-тарханов, однако правитель-Тизрок, является абсолютным монархом. Развито рабовладение. Тархистан - крупнейший покупатель рабов, однако основные производительные силы - свободные общинники.

Тельмар

Территория к северо-западу от Нарнии. В 300-м году освоена Тархистаном. В 460-м земли захватывают пираты, попавшие на Земле на необитаемый остров и обнаружившие проход между мирами. В 1998 году от сотворения Нарнии из за страшного голода Тельмар развязывает войну и совершает завоевание Нарнийского королевства, пребывавшего в смуте.Это произошло примерно через девятьсот лет после исчезновения Певенси.Корнелиус упоминает некую Великую Битву,в которой решился исход войны,а часть гномов,сбежав с поля боя,мимикрировали под людей. Тельмаринские короли начинают новую династию нарнийских королей. Сильны позиции могущественных лордов, с которыми приходится считаться даже королю. Развиты феодальные отношения, однако власть короля сильна, но не так как в Тархистане, связана традицией и лордами.Тельмарины имеют сильную армию,упомянуты частые войны с великанами(в частности Мираз отправил на войну с великанами Эттисмура нелояльный аристократический дом Пассаридов)Развито начальное образование.Есть зачатки наук и даже ученые-книжники и маги.

По неизвестным причинам Одинокие Острова перешли во владение королей дома Каспиана Завоевателя, но из-за отсутствия флота власть тельмарских королей до Каспиана Мореплавателя там была номинальной и губернатор превратился в некоронованного правителя,покровительствующего пиратам и работорговцам.Но от формальной лояльности королям Тельмарской династии губернаторы не отказывались и упоминали множество эдиктов и указов,присланных из Нарнии и которыми(как уверял губернатор Гумп) они руководствовались.

По данным Хроник, тельмаринцы чистого европеоидного типа, как и орландцы и первоначальные (до Великой Зимы и прихода тельмаринцев) нарнийцы.

Восточное Море

Белая Колдунья (Джадис) появляется в четырёх книгах серии: «Племянник чародея», «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», «Серебряное кресло», мельком упоминается в книге «Принц Каспиан»

Джадис - последняя правительница мира Чарн, погубившая этот мир (об этом рассказывается в книге «Племянник чародея»); в Нарнию она попала из-за действий героя первой книги Дигори; также говорится (в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф»), что её прародительницей была Лилит , и что в её венах течёт кровь джиннов и великанов. Джадис выглядит очень высокой, прекрасной и холодной женщиной.

На момент событий, происходящих в книге «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф», Колдунья держит в повиновении Нарнию на протяжении ста лет, сковав её вечной зимой. Именно с ней приходится сражаться четвёрке детей, попавших в Нарнию. Была убита в битве с Асланом.

В «Принце Каспиане» ведьма и оборотень говорили о возможности её возрождения.

В книге «Серебряное Кресло» описывается иная Колдунья - предстающая в образе Зелёной Дамы, способной превращаться в огромную змею. Происхождение её не совсем понятно, но рассказчик упоминает, что это та самая Колдунья, что сковала Нарнию льдом .

Среди обитателей Нарнии известны ведьмы, но это существа иного, несравнимо меньшего уровня, чем колдуньи.

Мифические существа

Прочие обитатели Нарнии имеют прообразы в земной мифологии: Кентавры , Драконы , Дриады , Наяды , Фавны , Менады , Минотавры , Пегас , Феникс , Сатиры , Морские змеи, Оборотни , Ведьмы, Единороги, Грифоны, боги рек, лесов и т. д. (несмотря на то, что Льюис был христианином) и т. д.

Есть подобие ангельской иерархии - народ Звезд.

Космология

Астрономия

Созвездия неба Нарнии отличаются от земных. Упоминаются летние созвездия Корабль, Молот, Леопард. Северная полярная звезда неба Нарнии носит название Острие Копья и ярче Полярной звезды Земли. Принцу Каспиану показали сближение планет Тарвы, Лорда Победы, и Аламбил, Леди Мира. Планеты видны в южной части неба (что исключает внутренние планеты), и сошлись на угловое расстояние меньше градуса. Такое сближение можно увидеть лишь раз в двести лет. На небе Нарнии ярко светит луна. Нарния обладает магнитным полем достаточной напряженности, чтобы можно было пользоваться магнитным компасом.

Многомирие

Мир Нарнии - один из бесчисленных миров, в которые входит и наш с вами мир, и мир Чарна. Миры эти соединяются посредством Леса-Между-Мирами . Это место с особой магией, для одних усыпляющей и умиротворяющей, для других опасной. Проникать из одних миров в другие через Лес-Между-Мирами возможно при помощи особых артефактов.

Также упоминается, что все настоящие миры - лишь отроги гор Аслана.

Время

Посетители Нарнии заметили, что течение времени, в то время как они отсутствовали в своём измерении, ведёт себя абсолютно непредсказуемо. Обычно время в мире Нарнии течёт быстрее чем в их родном мире, но это не всегда обязательно. Исходя из того факта, что Аслан способен создавать переходы между Землёй и Нарнией, скорее всего, все другие порталы подвластны ему и он может контролировать их направления и течение времени. Это значит, что время должно течь в обоих мирах независимо друг от друга.

Способы попасть в Нарнию

  • Через Лес-между-мирами c помощью особых, обладающих магией возвращения жёлтых и зелёных колец, через магию таинственного вещества - песка, принадлежавшего культуре затонувшей Атлантиды , из которого и были сделаны данные кольца. Так попали Дигори и Полли в первой хронике «Племянник чародея ». После приключений в Нарнии Дигори закопал кольца в саду. В последней книге серии «Последняя битва » герои хотели выкопать кольца, чтобы отправить Юстаса и Джил на помощь Тириану в Нарнию, но погибают и переносятся в Нарнию по воле Аслана.
  • Через Платяной шкаф . Так попала сначала Люси , а потом и другие дети Певенси в Нарнию во второй хронике Лев, Колдунья и Платяной шкаф .
  • Через пещеру на одном из островов. Таким образом пираты попали в Нарнию и поселились в стране Тельмар.
  • Если кто-то вызовет из Нарнии. Вызвать может Аслан или же тот, кто обладает Рогом Сьюзен . Так вызвал Каспиан X детей Певенси в хронике «Принц Каспиан».
  • Через картину . В хронике «Покоритель зари, или Плавание на край света »

    Наиболее значимые события в истории Нарнии

    1 Аслан своей песней дает Нарнии жизнь, сотворяя звезды и солнце, земли и воды, природу и говорящих зверей. Дигори Керк и Полли Пламмер невольно приводят с собой в Нарнию нескольких чужаков, в том числе - Джадис, королеву Чарна. Дигори сажает Древо Защиты. Джадис бежит на север. Франциск I становится королём Нарнии.

    180 Принц Коль, младший сын нарнийского короля Франциска V, ведет своих соратников в незаселенную Орландию и становится её первым королём.

    204 Группа преступников бежит из Орландии через Южную Пустыню и основывает Тархистан,

    300 Тархистанская Империя сильно разрастается. Тархистанцы колонизируют земли Тельмара, расположенные к западу от Нарнии за горным хребтом.

    302 Нарнийский король Гейл освобождает Одинокие острова от дракона. Благодарные жители избирают его императором.

    407 Король Орландии Олвин Светловолосый побеждает Пира, двухголового южного великана, обратив его в камень. Так возникла Гора Пира - двуглавая вершина.

    460 Пираты из нашего мира случайно попадают в Нарнию и захватывают Тельмар.

    570 Примерно в это время жил заяц по имени Лунный Свет.

    898 Джадис возвращается в Нарнию под именем Белой Колдуньи и объявляет себя королевой Нарнии.

    900 Из-за чар Белой Колдуньи в Нарнии начинается столетняя зима.

    1000 В Нарнии появляются четверо Певенси. Предательство Эдмунда. Самопожертвование Аслана. Поражение Белой Колдуньи и конец Долгой Зимы. Питер становится Верховным Королём Нарнии.

    1014 Король Питер предпринимает успешный поход на северных великанов. Королева Сьюзен и король Эдмунд посещают двор Тархистанского Тисрока. Орландский король Лум находит своего потерянного сына принца Кора и отражает предательское нападение тархистанского царевича Рабадаша.

    1015 Четверо Певенси охотятся на Белого Оленя и исчезают из Нарнии.

    1050 Рам Великий наследует трон Орландии.

    1052 Примерно в это время жила королева Лебедь.

    1998 Каспиан I Завоеватель возглавляет поход тельмаринцев на Нарнию и покоряет её. Он становится королём Нарнии. Старые нарнийцы вынуждены скрываться.

    2290 Рождение принца Каспиана, сына Каспиана IX. Мираз убивает своего брата Каспиана IX и узурпирует трон.

    2303 Принц Каспиан бежит от своего дяди Мираза. Гражданская война в Нарнии. С помощью Аслана и Певенси, которых Каспиан призывает Волшебным Рогом королевы Сьюзен, ему удается победить Мираза. Каспиан воцаряется под именем Каспиана X.

    2306-2307 Великое плавание Каспиана Х к Краю Света.

    2310 Каспиан Х берет в жены дочь волшебника Раманду.

    2325 Родился принц Рилиан.

    2345 Королева гибнет от укуса змеи. Рилиан исчезает.

    2356 Юстэс и Джил появляются в Нарнии и спасают принца Рилиана. Смерть Каспиана X.

    2534 Для защиты равнины Фонарного столба от частых разбойничьих набегов построены три сторожевые башни.

    2555 Обман Хитра (ослик, одетый в львиную шкуру, выдаётся им за Аслана). Тархистанцы проникают в Нарнию. Короля Тириана спасают Юстэс и Джил. Нарния захвачена тархистанцами. Последняя битва. Конец Нарнии.

    Техника и оружие

    Арбалет – применялось тельмаринами в фильмах "Принц Каспиан" и "Покоритель Зари".В книгах отсутствует.

    Лук – оружие, используемое для лучников.В книгах единственное дистанционное оружие.Нарнийские гнромы искустны в стрельбе из лука.Лук также используют тельмарины и тархистанцы.Гальмские матросы Каспиана тоже неплохо пользуются луками-после их обстрела теревинфский пиратский корабль попытался бежать,но был взят на абордаж.

    Меч – оружие для поражения врага.В Тархистане предпочитают кривой ятаган,в Нарнии.Тельмаре и Орландии-прямой обоюдоострый меч.

    Копье-основное древковое оружие.Применяется как пехотой,так и кавалерией,в том числе кентаврами.Используется и как охотничье оружие.

    Кольчуга-основной доспех в мире Нарнии.За исключением тархистанских кольчуг,нарнийские,орландские и тельмарские(и возможно островные) кольчуги схожи.Отдельно стоят кольчуги гномьей работы,самые лучшие в мире Нарнии.Именно такими пользовались Питер и Эдмунд. Кавалеристы Тархистана и тельмарские воины Мираза и Каспиана поголовно носят кольчуги.Но если тарзистанцы используют невысокие круглые шлемы со шпилем,обмотанные тюрбаном и маленькие круглые щиты,то остальные воины-люди предпочитают кеонические шлемы и треугольные щиты.

    Бригандина - в фильме "Принц Каспиан" основной тельмаринский доспех вместе со шлемом-морионом и круглым или продолговатым щитом с "македонским солнцем".В книгах тельмарины носят обычные лёгкие кольчуги.

    Боевой топор-наряду с луком любимое оружие гномов.Люди тоже его используют-Каспиан Мореплаватель при известии о пропаже сына чуть не зарубил лорда Дриниана боевым топором. Противовоздушный арбалет – оружие тельмаринов. Использовалось для поражения воздушных объектов и наземной живой силы.

    Катапульта(требушет) – мощное оружие тельмаринов. Использовалось для разгромления нарнийцев. Встречалось в фильме "Принц Каспиан".

    Швейная машинка – принадлежит Бобрихе в книге "Лев, колдунья и платяной шкаф".

    Каменный посох – оружие Джадис. Если коснуться посохом живого существа, то оно окаменеет.