Что такое порт артур. Наиболее значительные достопримечательности

Порт-Артур - посёлок Березенского сельского поселения Чесменского района Челябинской области (изначально – Михайловский). Население 319 чел.(2002), 270 (2010).

Организован казаками при плановом переселении в начале ХХв. и назван в честь героической защиты Китайского города Порт-Артур казаками во время русско-японской войны.

Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

При обороне Порт-Артура в 1904-1905 годах отличились казаки станицы Санар-2 (ныне село Нижняя Санарка Троицкого района).

Всего из этой станицы на театр военных действий отправилось 35 казаков, многие из них были награждены. Особо отличился казак Тихон Игуменцев (награжден Георгиевским крестом и медалью «За оборону Порт-Артура»). Ему было разрешено сфотографироваться с пленным японцем (тогда это считалось наградой и доказательством храбрости).


Район Люйшунькоу (кит. трад. 旅順口区), до 1980 года - город Люйшунь, в историческом контексте Порт-Артур (англ. Port Arthur), при японской власти Рёдзюн - портовый город (незамерзающий порт, военно-морская база) в Китае на Жёлтом море, с 1950 года - район городского подчинения города субпровинциального значения Далянь.


Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (266-420) носило название Машицзинь. В период Тан (618-907) его переименовали в Дуличжэнь. В годы правления династии Юань (1271-1368) город носил название Шицзыкоу (букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В период Мин (1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны Цзиньчжоуского вэя, а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя. Тогда же появилось и современное название - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди, возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен, то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»).

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны, когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания, являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».


Командующий флотом с 9 февраля вице-адмирал Макаров Степан Осипович вплоть до своей гибели 31 марта 1904 год.После гибели Макарова до 22 апреля 1904 года непосредственно командовал Тихоокеанским флотом адмирал Алексеев Евгений Иванович главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами на Дальнем Востоке. С 22 апреля 1904 года назначен исполняющий на должность старшего флагмана и командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой Витгефт Вильгельм Карлович погибший в сражении с японским флотом 28 июля (10 августа) 1904 года в Жёлтом море.

Широко известен подвиг команды крейсера «Варяг», после боя в гавани Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея) потопившей свой корабль для того, чтобы он не достался японцам.


В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того, начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась целых пять месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

20 декабря 1904 (2 января 1905) года, после гибели генерала Р. И. Кондратенко, крепость была сдана японцам на 329-й день после начала войны генералом Стесселем вопреки решению Военного совета и желанию обороняющих крепость солдат.


Во время советско-японской войны 1945 года советские войска десантом освободили город от японских военных формирований 22 августа 1945 года. По советско-китайскому договору от 14 августа 1945 года район Порт-Артура был передан Китаем Советскому Союзу сроком на 30 лет в качестве военно-морской базы. По другим сведениям, предусматривалось совместное советско-китайское использование базы.

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года. В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.


Люйшунь больше не является закрытым городом для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями являются:

  • русская 15-я батарея Электрического утёса
  • форт № 2 - место гибели генерала Р. И. Кондратенко
  • высота 203 - мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
  • Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
  • железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.)
  • русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).

Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-04 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.

Д. А. Медведев посещает мемориальное кладбище русских и советских воинов в Порт-Артуре


Порт-Артур, русские 150-мм пушки на горе Высокая

В сентябре 2010 года в присутствии президента России Д. А. Медведева состоялось открытие отреставрированного мемориала русским и советским воинам в Порт-Артуре. С июня по сентябрь 2009 года на мемориале руcским и советским воинам прошли исследовательские работы российских реставраторов. Впервые с 1955 года (времени ухода советских войск) российской стороне были разрешены профессиональные исследования и видеосъемка на мемориале. В ходе исследований были произведены маленькие «открытия» вокруг мифов, которые накапливались вокруг мемориала с начала 20-го века: вокруг т. н. «японской часовни», т. н. «русской часовни», места захоронения адмирала Макарова.

Проект общественный, некоммерческий. Со стороны государства проект курируют Министерство иностранных дел России и Минобороны России, но государственных денег в проекте нет.

Район Люйшунькоу делится на 8 уличных комитетов и 5 посёлков.



По приезду была развернута иконная лавка, и жители Порт-Артура получили возможность заказать требы за своих близких. Кроме того, для сельчан привезли православные книги и образы святых.


Для многих из них это единственная возможность приобрести что-либо в иконной лавке - ведь поселок расположен далековато от районного центра.

У поклонного креста был отслужен молебен с акафистом Порт-Артурской иконе Божьей Матери. После этого батюшка отслужил литию об усопших воинах и всех православных христианах. На богослужении присутствовали не только взрослые жители поселка, но и много детей и молодежи, включая и юных футболистов из обеих команд.


После молебна состоялся первый в истории района товарищеский футбольный матч между командами Свято-Никольского храма и поселка Порт-Артур. В состав чесменской команды вошли настоятель храма иерей Артемий, алтарники Александр и Николай, а также старшие ученики воскресной школы.

Организаторами матча стали служащие Свято-Никольского храма и неравнодушные прихожане из Порт-Артура (Татьяна Бурзайкина и Анастасия Базаркина). Кстати, Татьяна Викторовна является хранительницей старинных икон из разрушенного местного храма во имя Казанской иконы Божьей Матери.


Свято-Николавский храм

Для начала игроки немного размялись на футбольном поле. А для болельщиков в это время были организованы соревнования по прыжкам через скакалку и вращению обруча. Для пожилых жителей поселка под березами был накрыт стол с угощением.

Матч получился очень напряженным: эмоции игроков буквально перехлестывали через край.

Игроки из команды Порт-Артура немного расстроились из-за поражения, но тут же вызвали чесменскую команду на матч-реванш.


После игры и церемонии награждения все были приглашены на совместную трапезу. Затем чесменцы съездили на местное кладбище, на котором уже долгие годы стоит купол разрушенной Порт-Артурской церкви. Татьяна Викторовна - хранительница икон старого храма - рассказала гостям историю этого купола, а потом пригласила к себе домой, поклониться старинной Казанской иконе Божьей Матери.

купол старой церкви на Порт-Артурском кладбище

Порт-Артурская икона Божией Матери («Торжество Пресвятой Богородицы») - почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. На иконе Дева Мария изображена без младенца Иисуса.

Празднование в честь Порт-Артурской иконы совершается 29 августа (16 августа по юлианскому календарю) - в день Третьего Спаса.

Порт-Артурская икона Божией Матери - первая явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

С началом русско-японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы. Икона находилась в Санкт-Петербурге, летом 1904 года была доставлена на Дальний Восток, в начале августа икона была поставлена во Владивостокском кафедральном соборе. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было крайне затруднительно.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить икону в Порт-Артур. В начале ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября, в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список. В начале января была получена первая телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. После войны икона вернулась в Успенский собор Владивостока. В 1932 году собор был закрыт, в 1938 году взорван, и дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. В феврале 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. Экспертиза установила, что это не современный список. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов на вывоз, икона вернулась в Россию. После реставрации икона была отправлена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет - доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь изКронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Икона была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

24 мая 1955 года СССР передал Китаю военную базу Порт-Артур. Так завершилась почти 60-летняя история конфликтов вокруг этого города, и переходов Порт-Артура между Китаем, Россией и Японией.

Город, носящий китайское название Люйшунь (Люйшунькоу), был построен на месте одноименного рыбацкого поселка в 1880-х годах. Название Порт-Артур этот поселок получил в августе 1860 года, когда в гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Причина строительства города заключалась в удобстве бухт Порт-Артура, которые при некотором углублении фарватеров и бассейна представляют собой идеальную, весьма вместительную гавань, включающую практически закрытый от ветра и волн Западный бассейн, соединенный с морем через менее просторный, но более глубокий Восточный бассейн, и открытый внешний рейд.

Новопостроенный Порт-Артур вскоре сменил владельца. В 1894 году в ходе японо-китайской войны он был занят Японией. В 1895 году после окончания войны под давлением великих держав Япония вернула порт и город Китаю, а в декабре 1897 года там появились российские корабли. Китай, а в особенности китайское побережье в это время стало ареной соперничества России, Германии, Великобритании и Японии, и появление в Порт-Артуре эскадры контр-адмирала Дубасова, с личного повеления императора Николая II, было вызвано желанием получить Порт-Артур в качестве военно-морской базы прежде, чем это сделают немцы или англичане. Рядом с Порт-Артуром началось сооружение еще одного города и торгового порта, получившего название Дальний (Далянь).

База Порт-Артур должна была обеспечить защиту с моря Ляодунского (Квантунского) полуострова, который в следующем, 1898 году был арендован Россией на 25 лет по русско-китайской конвенции, заключенной в Пекине.

На территории, полученной Россией, была образована Квантунская область, которая начала быстро развиваться. Далянь, отлично отстроенный и оборудованный, в короткое время стал одним из крупнейших портов Китая, и занял второе (после Шанхая) место по грузообороту среди всех континентальных портов Азии от Охотского до Южно-Китайского моря.

В 1904 году накопившиеся противоречия между Россией и Японией, которая была поддержана Великобританией, привели к войне. Япония начала боевые действия с атаки на русские корабли в Порт-Артуре, где миноносцами были повреждены эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада», и в Чемульпо, где после неравного боя с японской эскадрой был затоплен собственным экипажем крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».

Высадив войска на континенте, Япония начала продвигаться на север - в сторону контролируемой Россией Маньчжурии, и на юг - к Порт-Артуру.

Летом 1904 года японские войска, подошедшие к Порт-Артуру, взяли город в осаду. 23 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан врагу. Последовавший в 1907 году суд установил, что командующий обороной генерал-лейтенант Стессель сознательно готовил крепость к сдаче, которая произошла «на невыгодных и унизительных для России условиях вопреки мнению военного совета, не исчерпав всех доступных средств к обороне».

Следующие 40 лет Порт-Артуром, и всем Квантунским полуостровом, полученным по Портсмутскому миру, владела Япония. Город остался по большей части вне зоны военных действий в ходе обеих мировых войн, пока 22 августа 1945 года советские воздушно-десантные войска не заняли Порт-Артур, взяв в плен японский гарнизон.

По заключенному в том же месяце советско-китайскому договору Порт-Артур передавался в аренду СССР на 30 лет в качестве военно-морской базы. О передаче Дальнего и всего Квантуна речь уже не шла. 12 октября 1954 года после окончания корейской войны было подписано соглашение об обратной передаче Порт-Артура Китаю и выводе оттуда советских войск.

Передача Порт-Артура Китаю была естественным шагом - завершивший гражданскую войну, объединенный и резко усилившийся Китай не желал присутствия иностранных, пусть и дружественных войск на своей территории. Но история борьбы за Порт-Артур и шире - за влияние в АТР - дает нам определенные исторические уроки.

Сегодняшнее значение азиатско-тихоокеанского региона в глобальном балансе сил, роль местных портов и военных баз, лучше всего доказывает оправданность стремления России к усилению своего влияния в этом регионе. К сожалению, после падения Порт-Артура и прекращения русско-японской войны вся история русского/советского присутствия в регионе сводится лишь к защите своих рубежей и возвращению отторгнутых территорий - южного Сахалина и Курильских островов. При этом экономическое освоение российских дальневосточных территорий по-прежнему находится на зачаточном уровне, если не считать эксплуатации биологических ресурсов океана и добычи нефти на шельфе Сахалина.

Кроме того, в последние 20 лет наблюдается отток населения с российского Дальнего Востока и ослабление военного присутствия России в регионе.

Однако такое положение не может быть вечным. Россия должна осваивать принадлежащие ей земли и акваторию Дальнего Востока и заботиться об их защите. В противном случае история Порт-Артура может повториться снова - уже на собственно российских территориях. При этом следует заметить, что на момент начала русско-японской войны соотношение сил между Россией и основными соперниками в регионе было далеко не столь тревожным, как в настоящее время.

Одним из ключевых сражений неудачной для России войны с Японией 1904-1905 годов стала оборона Порт-Артура. Этой битве, как и всей войне, на протяжении вот уже более века даются весьма противоречивые оценки.

Расположенный на Ляодунском полуострове китайский город-порт Порт-Артур Россия получила на 25 лет в аренду в 1898 году на основании русско-китайской конвенции.

К самому факту этой аренды в России было разное отношение. Если военные были довольны получением незамерзающей базы флота на побережье Жёлтого моря, то дипломаты полагали, что участие России в экспансии империалистических держав в Китай может иметь для страны негативные последствия.

Тем не менее, дело было сделано, и 16 марта 1898 года на Золотой горе был водружён Андреевский флаг.

К моменту русской аренды Порт-Артур представлял из себя неблагоустроенный посёлок, в котором проживали около 4 тысяч жителей. Развёрнутое русскими активное строительство кардинально изменило данный регион: к 1904 году в Порт-Артуре проживали более 50 тысяч человек, не считая военных.

Согласно замыслу русских адмиралов, силы Тихоокеанского флота России были распределены между Владивостоком и Порт-Артуром. К началу войны с Японией в Порт-Артуре были сосредоточены 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клипера, 4 канонерские лодки, из них 2 броненосные, 2 минных транспорта, 2 минных крейсера и 25 эскадренных миноносцев.

Война началась с атаки на Порт-Артур

Военное командование Японии, начиная войну с Россией, главной задачей первого периода видело разгром русского флота в Порт-Артуре при сохранении самого порта, который предполагалось использовать в интересах ВМФ Японии. Главную роль в захвате Порт-Артура планировалось отвести японской пехоте, а не флоту — ресурсы японского императорского флота были ограничены, в то время как в солдатах Япония недостатка не испытывала.

Русское военное командование в течение шести лет, что Порт-Артур находился в аренде до начала войны, прилагало усилия по созданию новых укреплений вокруг порта и города. Русский генералитет полагал, что Порт-Артур способен выдержать длительную осаду в полной изоляции от остальных войск, стянув к себе крупные силы противника. Возможно, именно такое мнение и стало причиной того, что японцам позволили сравнительно легко отрезать Порт-Артур от основных русских сил.

Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с неё и началась русско-японская война. Скрытно подошедшие к гавани японские корабли выпустили торпеды по русским кораблям, в результате чего были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Попытка русского флота осуществить прорыв из блокированного Порт-Артура потерпела неудачу.

Гибель адмирала

В течение первых месяцев 1904 года японцы предприняли серию попыток заблокировать русский флот непосредственно в порту путём установления мин и затопления старых судов, однако эти планы были сорваны.

С началом войны командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен вице-адмирал Степан Макаров , один из наиболее выдающихся русских флотоводцев. Прибыв в Порт-Артур, он в считанные недели сумел восстановить боеспособность флота и воодушевить моряков.

Но 31 марта 1904 года адмирал Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск», наскочившим на японскую мину. Вместе с Макаровым погибли также около 30 офицеров и 650 матросов. Среди погибших оказался и русский художник-баталист Василий Верещагин .

Адекватной замены Макарову среди руководителей обороны Порт-Артура не нашлось. Трагедия 31 марта серьёзно повлияла на конечный исход обороны.

В блокаде

Вопрос командования обороной остро стоял с самого начала сражения и до его окончания. Начальником сухопутной обороны крепости был назначен командир 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Роман Кондратенко . Общее руководство обороной крепости формально должен был осуществлять комендант крепости генерал-лейтенант Константин Смирнов , но фактически верховное командование с самого начала находилось в руках начальника бывшего Квантунского укреплённого района генерал-лейтенанта Анатолия Стесселя .

Именно оценка действий Стесселя вызывает большего всего споров. Одни полагают, что командующий действовал соответственно обстановке, по мнению других, он проявлял нерешительность, граничащую с трусостью.

Так, в мае 1904 года японцам всё-таки удалось на несколько дней запереть русские корабли в гавани, что позволило осуществить высадку в Маньчжурии 2-й японской армии численностью около 38,5 тыс. человек. При этом Стессель никаких мер к срыву десанта не предпринимал.

Это позволило японцам прервать железнодорожное сообщение между Порт-Артуром и русскими силами в Манчжурии, после чего было развёрнуто наступление в направлении Порт-Артура с целью его полной блокады с суши.

Первый штурм

Методичное продвижение японских войск вперёд завершилось к первым числам августа 1904 года, когда, захватив Волчьи горы, пехотные части противника вышли на подступы к Порт-Артуру. Дальнобойная артиллерия японцев начала обстрел порта.

Силы обороняющихся русских войск не превышали 38 тысяч человек, в распоряжении командующего японской армией генерала Ноги было более 100 тысяч человек, при этом японцы имели возможность подвоза подкреплений.

7 августа 1904 года японцы открыли ожесточённый огонь по передовой позиции Восточного фронта — редутам Дагушань и Сяогушань — и к вечеру их атаковали. Весь день 8 августа там шёл бой — и в ночь на 9 августа оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек.

19 августа японцы начали бомбардировку Восточного и Северного фронтов, и последний был атакован. В течение последующих трёх дней японцы атаковали с большой энергией Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинную гору, но отовсюду были отражены, успев занять лишь Угловую и укрепление Панлуншань.

К 22 августа японцам удалось овладеть передовыми редутами Восточного фронта. Ободрённый этим успехом генерал Ноги в ночь на 24 августа начал генеральный штурм Порт-Артура, растянувшийся на четыре дня. Японцы бросали в бой всё новые и новые силы, однако потерпели неудачу, потеряв около 20 тысяч солдат и офицеров.

Бойня на Высокой

Второй штурм Порт-Артура был предпринят 19 сентября 1904 года. Под контроль японцев перешли Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинная гора, однако 22 сентября у Высокой горы наступление захлебнулось.

Потери японцев были чрезвычайно велики, однако они не испытывали проблем с резервами, в то время как русская армия сражалась в условиях дефицита боеприпасов и продовольствия.

С 1 октября 1904 года японская армия стала применять против осаждённых 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своды фортов и стены казематов. Ситуация для обороняющихся стала неуклонно ухудшаться.

30 октября 1904 года при поддержке осадной артиллерии начался третий штурм Порт-Артура. Несмотря на благоприятные условия, японцы вновь потерпели неудачу.

Генерал Ноги взял паузу, ожидая прибытия свежей 7-й пехотной дивизии. Именно она стала ударной силой 4-го штурма, начавшегося 26 ноября. Атаки японцев велись по двум направлениям — на Восточный фронт и на гору Высокая. Потери японской армии росли, но Ноги повторял атаки снова и снова. Убедившись в бесплодности атак на Восточном фронте, он сосредоточил усилия на захвате горы Высокая. После десяти дней боёв, потеряв более 12 тысяч солдат и офицеров, Ноги овладел Высокой.

11-дюймовая мортира, использовавшаяся при осаде Порт-Артура. Фото: Public Domain

Капитуляция

Ситуация стала критической для русской армии. Уже на следующий день японцы оборудовали на Высокой позиции тяжёлой артиллерии, которая уничтожила остатки русской эскадры.

15 декабря 1904 года случилось и ещё одно событие, повлиявшее на итог битвы. В этот день от прямого попадания гаубичного снаряда в каземат форта номер 2 погиб один из руководителей обороны генерал Роман Кондратенко.

В отличие от Стесселя, Кондратенко умело руководил войсками, сыграл ключевую роль в отражении штурмов и пользовался огромным авторитетом среди солдат и офицеров.

Существует версия, что обстрел японской артиллерии, приведший к гибели генерала, не был случайным — Кондратенко являлся противником капитуляции и намеревался продолжать оборону, несмотря на тяжелейшие условия.

2 января 1905 года генерал Стессель объявил о намерении капитулировать перед японцами. После смерти Кондратенко помешать этому решению не мог никто.

5 января 1905 года была заключена капитуляция, согласно которой русский гарнизон в составе 23 000 человек сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. Офицеры могли вернуться на Родину, дав честное слово, что не будут участвовать в дальнейших военных действиях.

Затопленные русские корабли в гавани Порт-Артура. На переднем плане «Полтава» и «Ретвизан», далее «Победа» и «Паллада». Фото: Public Domain

«Стессель сдаст и эту крепость!»

Как уже говорилось, существуют прямо противоположные оценки поступка Стесселя. Согласно мнению одних, генерал спасал своих подчинённых в безнадёжной ситуации, избегая ненужных жертв. Основные русские силы никакой помощи Порт-Артуру оказать не могли, и дальнейшее сопротивление вылилось бы в кровавую бойню.

Сторонники другой версии полагают, что Стессель, сдавший крепость тогда, когда все средства к обороне ещё не были исчерпаны, фактически склонил чашу весов в войне в пользу Японии. Сдача Порт-Артура принудила 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру идти во Владивосток через Цусимский залив, где и произошло трагическое для русского флота сражение. Японская экономика к началу 1905 года, по мнению критиков Стесселя, уже была подорвана войной, и продержись Порт-Артур, Япония была вынуждена заключать мир на русских условиях.

Овладение Порт-Артуром обошлось японцам чрезвычайно дорого. По разным оценкам, убитыми и ранеными они потеряли от 65 до 110 тысяч человек. Потери защитников Порт-Артура убитыми и ранеными не превысили 15 тысяч человек.

Генерал Стессель по возвращении в Россию предстал перед военным трибуналом и был приговорён к расстрелу, который был заменён на 10-летнее заключение в крепости. Но, проведя в тюрьме только год, Стессель был помилован Николаем II и освобождён.

Отношение к Стесселю выражает анекдот, популярный в России в начале XX века: «Вы знаете, генерала Стесселя приговорили к заключению в крепости! — О, Боже мой, совершенно напрасно — он ведь и эту крепость сдаст!»

Возвращение

После окончания русско-японской войны был заключён Портсмутский мирный договор, по которому права на аренду Порт-Артура и всего Ляодунского полуострова перешли к Японии.

Японское владычество продлилось до 22 августа 1945 года, когда Порт-Артур на завершающем этапе Второй мировой войны заняли советские десантники.

В сентябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев принял участии в открытии отреставрированного памятного мемориала в честь павших в Порт-Артуре русских и советских воинов.

В настоящее время этот небольшой китайский город на побережье Желтого моря носит название Люйшунь. Чем примечателен этот город? Начиная с 1898 года, согласно конвенции между китайским императором и Николаем II, эта местность на 25 лет переходила в пользование России. После город стал главной базой российского флота в Тихом океане и получил нынешнее название. Где находится Порт-Артур, город русских моряков? А какова его история? Об этом далее в статье.

Где находится г. Порт-Артур? Как туда добраться?

Туристам, желающим посетить музей-крепость, следует приготовиться к тому, что дорога не будет легкой. Имеются ввиду затраты по времени.

У жителей Владивостока дорога займет немного, всего пять-шесть часов. Авиарейс с пересадкой в Сеуле из Владивостока доставит путешественников в Далянь за четыре часа. Оттуда следует сесть на рейсовый автобус в Люйшунь, время в пути один час. Можно отправиться на такси, но это будет дороже.

Такой же маршрут, но на автомобиле займет практически целый день. Для путешествия по Китаю следует заранее подготовить маршрут или воспользоваться местными интернет-картами.

Жителям средней полосы России предстоит сначала авиаперелет до Пекина, это около восьми часов. Дальше тоже можно продолжить путешествие на самолете. Рейс "Пекин - Далянь", время в пути составит 1,5 часа. Поездка на автобусе или автомобиле займет не менее девяти часов, плюс еще час до того места, где находится Порт-Артур.

И для осмотра достопримечательностей понадобится как минимум три-четыре дня. Город растянулся по побережью, памятники и исторические места расположены далеко друг от друга, за пару дней не управиться.

История города

На месте китайского рыбацкого поселка Люйшунькоу в 1880-х годах началось строительство города с таким же названием. Двадцатью годами ранее поселок получил название Порт-Артур, после того как там был произведен ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название и было принято впоследствии Россией и европейскими странами.

Решение построить город было продиктовано желанием Китая защитить свои подступы с моря от европейских держав, которые живо интересовались местом, где находился Порт-Артур.

В ходе первой китайско-японской войны в 1894 году город заняла Япония. Через год, благодаря давлению России, Франции и Германии Порт-Артур был возращен Китаю.

В конце 1897 года первые русские корабли появились в Желтом море. Еще через год было заключено соглашение между Китаем и Россией о том, что два портовых города, Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний), на 25 лет отдаются в аренду российскому государству. Однако Япония не стала терпеть у себя под боком российский флот и в 1904 году без предупреждения напала на Порт-Артур.

Там, где находится Порт-Артур, история хранит память о героизме русских солдат.

Отвага российских моряков в японско-русской войне

Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.

Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские - чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.

Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.

На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.

Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.

Борьба за форт

Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.

На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.

Музей-крепость Порт-Артур

Русской колонией этот город был недолго. Однако присутствие русских ощущается до сегодняшнего дня. В городе сохранились постройки времен дореволюционной России и времен СССР. Некоторые кварталы города целиком и полностью напоминают русские. Есть в этом месте и железнодорожный вокзал постройки 1903 года. В настоящее время он не действует. Десять лет назад была запущена новая ветка метро, по которой из Даляня можно доехать до Порт-Артура.

Есть в городе здание тюрьмы. Строительство ее начали русские в 1902 году, а завершили ее в 1905 году победившие японцы. В настоящее время в тюремном комплексе расположен музей. Тюрьма носила название русско-японской. Туда отправлялись в заключение русские пленные, местное китайское население и даже японские военнослужащие.

Самое заметное место в Порт-Артуре - это мемориал, возведенный в честь японской боевой славы на Перепелиной горе. Памятник сделан в виде артиллерийского снаряда.

«Большое орлиное гнездо»

Сопка «Большое орлиное гнездо» - одна из основных точек обороны Порт-Артура. Здесь можно посмотреть разрушенные военные постройки, японские памятники и музей. На вершине сопки установлены русские пушки. Они были сняты с одного из броненосцев при подготовке к обороне крепости.

На склонах сопки «Большое орлиное гнездо» расположены полуразваленные сооружения форта. Стены и укрепления сохранены в том виде, в котором они остались после первой войны с японцами. Множество следов от снарядов и пуль. В некоторых местах форта сохранились остатки казематов.

С вершины этой сопки открывается отличный вид на город Люйшунь. Становится понятно, что такое Порт-Артур. Эта местность имела огромное значение в обороне побережья.

Русское кладбище. Описание памятного места

Главное историческое место в Люйшуне - это Русское кладбище. Самое крупное захоронение русских воинов за пределами государства. На кладбище захоронено семнадцать тысяч человек. При входе на кладбище установлен памятник русским воинам-освободителям Китая от японских оккупантов. Внутри мемориала расположен музей. Его открыли стараниями китайских граждан. В музее много фотографий и экспозиций, посвященых послевоенному времени. Россия помогала Китаю восстанавливаться после оккупации. В музее все тексты выполнены на русском и китайском языках.

Общая площадь кладбища составляет 4,8 га. На его территории расположено 1600 скульптур и памятников. Это кладбище признано самым большим российским мемориалом на территории Китая. Весь комплекс признан объектом, имеющим большое историческое значение. В 1988 году правительство Китая приняло решение, что мемориал будет сохранен как памятник провинциального значения.

Наиболее значительные достопримечательности

Ранее город Люйшунь был закрыт для иностранцев. В настоящее же время посетить историческую местность, где находится Порт-Артур, не составит трудности.

Туристам обязательно стоит посетить:

  1. Русскую 15-ю батарею Электрического утеса.
  2. Форт на сопке «Большое орлиное гнездо».
  3. Гору Высокая, легендарная высота 203.
  4. Русское кладбище с часовней.
  5. Железнодорожный вокзал, построенный русскими в 1903 году.

Отдельно хотелось бы сказать о высоте 203. Именно после того как была она взята в 1905 году, русские войска капитулировали. Тогда победа осталась за Японией. За эту высоту велись отчаянные бои в течение полугода. Солдаты с обеих сторон проявляли невообразимую отвагу и преданность своему делу.

Постройки того времени. Сохранились или нет? Особенности

В городе сохранены постройки, дома, усадьбы начала двадцатого века. Правда, большая часть из них не отреставрирована и находится в запущенном состоянии, за исключением редких зданий, которые облюбовали современные китайцы.

Некоторые кварталы в китайском городе выглядят совсем как в России: жилые дома «сталинки» и «хрущевки», административные строения в советском стиле. Улицы Ленина и Сталина, после того как прекратил свое существование Советский Союз, никто не переименовывал. Все скорее наоборот. Здесь, вдали от России, эти улицы сохранили свои исторические названия. Отметим, что находятся в отличном состоянии.

Небольшое заключение

Теперь вы знает, что Порт-Артур - китайский город русской славы. Надеемся, что информация о нем была вам интересна и полезна.

Порт-Артур. Сухой док и доковая мастерская. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Железная дорога и вокзал. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Туземный город - китайский. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Набережная. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова в Гуаньдуне (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. Порт при довольно мелководной, но достаточно глубокой для крупных океанских судов бухте в 1,5-2 км в поперечнике, образует прекрасную, частью искусственно углублённую гавань с широким рейдом в открытом море. На начало XX века город состоял из двух частей: старый - восточный, новый - западный, с предместьем Тигровый нос .

Возникновение города

Портовый город возник на месте китайского рыбацкого поселка Люйшунь в 1880-е годы («был сооружен для китайцев немецкими инженерами только в 1884»). Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в тамошней гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством, однако 21 ноября в ходе Первой Японско-китайской войны этот район заняла Япония , и база была разрушена. В 1895 году по Симоносэкскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России , Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Российское владение

С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».

Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, - причем прибавил: - Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».

Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем… Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво». Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому.

Вот что пишет А. В. Шишов в своей книге :

Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка, типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.

Осада Порт-Артура

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внутреннем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» , а также крейсер «Паллада» . Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

Широко известен подвиг команды крейсера «Варяг» , потопившей свой корабль для того, чтобы он не достался японцам в гавани Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея).

Русским тихоокеанским флотом вплоть до своей гибели 31 марта 1904 года командовал вице-адмирал Макаров .

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась целых пять месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

Японское владение

После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. В 1923 году, после окончания срока аренды, территория не была возвращена Японией Китаю, а осталась оккупированной.

Ссылки

  • Ветераны из стран бывшего СССР у памятника павшим советским войнам в Люйшуне. Сентябрь 2005 г. (англ.)