Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45
Тема : « Простые, сложные и составные числительные».
Цели урока:
Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.
Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных? Кто попробует?
……, повтори то, что сказала …...
- сообщение учеников из истории числительных;
Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать
4. Закрепление
Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.
Слайд № 2.
Посмотрите на слайд.
Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?
сложные числительные
составные числительные
Простые: шесть участков, одиннадцатый век.
Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.
Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.
- работа по карточкам (2 человека)
Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):
Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.
А сейчас вы выступите в роли конструкторов.
Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными. Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради .
- Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.
1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.
(Составное).
2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).
3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).
4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.
Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.
Слайд № 3.
Посмотрите на ключ.
сл п с п сл
Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.
Подведем итог проверочной работы.
Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.
Кто сделал 1 ошибку?
Кто не справился?
Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.
На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.
А сегодня на уроке получили оценки…
Выставление оценок с кратким комментарием.
Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)
Слайд № 4.
§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.
Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.
☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3
предложения с числительными, различными по своему строению.
Это :
А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.
Задание: Вспомните и назовите примеры.
Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д
Литература.
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. - М.: Экзамен, 2006. - 318, - (Серия «Учебно-методический комплект»).
Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание - М.: Просвещение, 2003.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013
Задание: Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.
Карточка № 2.
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание
: Укажите: простые (п
.); сложные (сл
.); составные (с
) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Мы учимся в шестом классе.
Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Имя числительное - часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.
Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: пять (или 5) хоккеистов (числ.) - великолепная пятёрка (сущ.).
Простые и составные числительные
По количеству слов числительные бывают: простые и составные. Простые состоят из одной основы, составные - из двух основ или нескольких слов.
- Простые — имеют одну основу (описывают одну цифру): один, три, восемь.
- Сложные — имеют две основы (описывают две цифры), пишутся слитно: тринадцать, семьдесят.
- Составные — состоят из нескольких слов, пишутся раздельно: две тысячи четырнадцать, сто восемьдесят.
В составных числительных число слов равно числу значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слов тысяча, миллион и т.п. и с учетом слитного написания сложных числительных: 102 — сто два, 1501 — тысяча пятьсот один.
Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), стодвадцатимиллионный (бюджет).
Значение и грамматические признаки
В зависимости от значения и использования числительные разделяются на количественные и порядковые .
Выделяют и другие виды числительных, которые в школьной программе обычно не рассматриваются: счётные (единичный случай, двоичный код), мультипликативные (двойной удар, тройная выгода), неопределённо-количественные (мало, несколько). Классификация числительных - неоднозначный вопрос, так как разные авторы и филологи выделяют различные виды числительных. Но в школьной программе всё просто, изучаются количественные и порядковые числительные.
Морфологические признаки
Имя числительное - изменяемая часть речи, числительные склоняются по падежам. Начальная форма числительного — именительный падеж.
Все количественные числительные (целые, собирательные, дробные) изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам (один, одна, одно) и числам (один, одни), числительное два - по родам (два, две).
Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам. Порядковое числительное согласуется с существительным, в словосочетании порядковое числительное является зависимым словом: первый вагон, второй вагон, третий звонок.
На главной странице сайта подробно описывается склонение всех видов числительных с правилами, исключениями и примерами.
Синтаксическая функция
Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Порядковые числительные чаще являются определением, реже - сказуемым и подлежащим.
Двадцать делится на пять (числительное двадцать - подлежащее).
Шестью шесть - тридцать шесть (числительное тридцать шесть - именная часть сказуемого).
Мы едем в пятом вагоне (числительное пятом - определение).
Война закончилась в 1945 году (в 1945 году - обстоятельство времени).
Количественное числительное в сочетании с существительным является одним членом предложения.
Восемь сотрудников нашей фирмы завтра едут в командировку (восемь сотрудников - подлежащее).
Рабочий день начинается в восемь часов (в восемь часов - обстоятельство).
Числительное пол-
Числительное пол- может писаться слитно, через дефис, раздельно.
Пишется слитно:
если имеет значение «половина» и входит в состав сложного слова, вторая часть которого является существительным в родительном падеже и начинается с согласной буквы: полкилограмма, полкилометра, полтретьего, полчаса;
если находится в составе наречий: вполоборота, вполголоса;
пишется слитно слово поллитровка и слово четверть в составе сложных слов: четвертьфинал.
Пишется через дефис:
перед гласной буквой, перед буквой л, перед именем собственным: пол-острова, пол-лимона, пол-России.
Пишется раздельно:
если имеет самостоятельное значение и соотносится с последующим существительным через согласованное определение: пол столовой ложки, пол сахарного мешка.
Сокращённое написание
Порядковые числительные могут иметь одну или две буквы справа (3-й, 21-го), других вариантов не существует. Если часть слова записана цифрой, а часть буквами с собственным корнем, то наращение справа не применяется (10-летие, 2-тонный, 3-процентный). Во всех числах, начиная с пятизначных, целая их часть разбивается неразрывными пробелами на группы по три знака: 18 789 300, 25 000 (но 200, 3700). Если четырёхзначные числа используются в одном столбце или списке с числами большего порядка, то и они разбиваются на группы: 15 000, 2 000, 145 000. Неразрывный пробел в Windows ставится одновременным нажатием Alt + Shift + Пробел, для MAC — Alt + Пробел.
Правописание не с числительными
С именами числительными отрицание не пишется раздельно. Примеры: не два, не первый в списке, через наш город проходит не нулевой меридиан.
Употребление нуль и ноль
Допустимо употребление обеих форм. Использование каждой формы имеет свое обоснование.
- При подсчёте, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше единицы, ноль целых и одна десятая.
- В терминологическом значении преобладает форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
- В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, в двадцать ноль-ноль, свести к нулю, температура абсолютного нуля.
- Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевой пробег.
Числительные делятся на простые, сложные и составные.
Составные числительные состоят из двух или более слов: двадцать пять, пятьдесят шестой, триста шестьдесят. В составные числительные могут входить как простые, так и сложные числительные.
1. Перепишите числительные в таком порядке: 1) простые, 2) составные, 3) сложные.
Ст о, одиннадцат ь, семидесятый, один, т риста пятьдесят седьмой, тр и, сор ок, шестьдесят, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, девятнадцатый, триста.
Какие звуки обозначают выделенные буквы?
Составьте словосочетания «сложное числительное + существительное», обозначьте в них главное слово.
2. Запишите словами данные ниже числа. Какие из них простые, какие сложные, а какие составные числительные?
20, 17, 101, 207, 49, 300, 1000, 306, 1109, 18, 40.
3. Спишите, подчеркните составные числительные.
В одиннадцат..м веке нашу родину называли страной городов: (в)ней их было более двухсот семидесяти. В тысяча девятьсот семьдесят третьем году в нашей стр..не насчитывалось одна тысяча девятьсот тридцать пять городов. Среди них одиннадцать городов с населением более миллиона человек, тридцать три города с населением пятьсот тысяч и более и сто восемьдесят восемь городов с населением от ста тысяч до пятисот тысяч. С тысяча девятьсот тринадцатого года по тысяча девятьсот семьдесят третий доля городского населения увеличилась с восемнадцати до пятидесяти процентов.
Какие из существительных не употребляются во множественном числе?
4. Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие на приблизительное? На каком месте стоит имя числительное в первой группе словосочетаний? Определите падежи числительных. Над простыми числительными надпишите пр., над сложными - сл., над составными - сост.
Десять дней - дней десять - около десяти дней. Сто двадцать шагов - шагов сто двадцать. Пять тыс..ч - тыс..ч пять - около пяти тыс..ч. Шестьсот тонн - тонн шестьсот - около шестисот тонн. Два года - года два -около двух лет.
Составьте с первыми тремя сочетаниями слов предложения.
Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.
Грамматические признаки числительного
Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.
Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:
Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;
Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;
Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.
Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).
Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.
Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.
Виды числительных
Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.
Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.
В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.