Что такое психодрама? Психодрама активно используется в лечении. Психодрама Дж

Психодрама -- это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает действительные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников .

Следует отметить, что именно психодрама является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследование, чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения .

Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.

В роли терапевта режиссер психодрамы пытается помочь членам группы изменить неудачные стереотипы поведения. С одной стороны, режиссер может не вмешиваться в групповой процесс, позволяя группе самой продолжать занятие. С другой стороны, он может агрессивно, настойчиво и ласково требовать от участников работы в драматическом действии. Как любой лидер, терапевт иногда становится мишенью для комментариев и критики со стороны группы; но, будучи членом группы, он должен реагировать на эти нападки открыто и не защищаться от них.

В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение участников, анализирует реакции всех членов группы на какое-то действие.

Тот член группы, который является субъектом конкретного психодраматического действия, называется протагонистом. Протагонист, изображая события из своей жизни, имеет редкую возможность дать собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой равных партнеров, сочувствующих ему. С помощью режиссера, аудитории и специальных творческих приемов протагонисты осуществляют действия по принципу "здесь и сейчас" для того, чтобы достичь инсайта при осознании своей психической реальности и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Участник, задействованный в работе с протагонистом, исполняет роль "вспомогательного Я". "Вспомогательное Я" олицетворяет всех значимых других в жизни протагониста. Зерка Морено выделила пять основных функций "вспомогательного Я":

· сыграть ту роль, которую замышляет протагонист для осуществления психодрамы;

· помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с отсутствующими персонажами действия;

· сделать видимыми те аспекты взаимоотношений, которые протагонист не сознает;

· терапевтически направлять протагониста в решении его внутри- и межличностных конфликтов;

· помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни;

Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так же как и гештальттерапевт, режиссер психодрамы является одним из наиболее активных руководителей психокоррекционных групп. Однако в отличие от гештальттерапевта режиссер психодрамы выступает в роли катализатора, статус которого в большей или меньшей степени аналогичен статусу члена группы. Более того, он, как правило, не работает с участником один на один, а старается использовать потенциальные возможности всей группы. Одной из положительных сторон психодрамы является то, что члены группы активно вовлекаются в работу внутри группы, особенно если они выступают во время представлений как "вспомогательные Я". Такие особенности групповой динамики, как групповые нормы, темы и борьба влияний, имеют в психодраме большое значение. Обратная связь, которую дают члены группы, расценивается в психодраме не как проекция, которая мешает терапевтическому процессу, а как существующая реальность.

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пережить важные события своего прошлого, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может возникать одновременно с катарсисом, а также при обсуждении переживаний, возникших в ходе психодраматического действия.

Таким образом, драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения.

Ролевая игра - это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни

Второе понятие - спонтанность - было выделено Морено на основе наблюдений за игрой детей. Он считал, что спонтанность - это тот ключ, который поможет открыть дверь в область творчества. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а, следовательно, она не чужда контроля над собой. Понятие теле описывает двусторонний поток эмоций между всеми участниками психодрамы. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата - инсайта, нового понимания имеющейся проблемы.

Психодрама привносит в психокоррекционные группы такую важную особенность, как ролевые игры по принципу «здесь и сейчас». Этот подход имеет разнообразные приложения как к лечению, так и к личностному росту. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.

Морено вывел несколько важных понятий, таких как "спонтанность", "креативность", "здесь-и-теперь" и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии.

В психодраматическом действии Морено выделял три фазы :

Первая служила для сплочения и разогрева группы и помогала установлению контакта между директором и членами группы. Вместе с тем в процессе разогрева выяснялось, кто из присутствующих был готов стать протагонистом и какова была его проблема, которую ему хотелось бы "разыграть".

Вторая фаза - само драматическое действие. Теперь протагонист выступал в роли главного действующего лица, а директор отступал в сторону, управляя процессом со второго плана. Время от времени в игру включались другие участники, исполнявшие различные роли. "Протагонист получает возможность встретиться не только с частями своего "я", но и с другими персонажами, участвующими в его внутреннем конфликте". В это время протагонист забывал о существовании директора и группы. Теперь он находился в окружении вспомогательных лиц, воплощавших образы и символы его внутреннего мира.

Протагонист получал возможность войти в соприкосновение со своими конкретными жизненными трудностями, а также с реальными, преувеличенными или даже вымышленными проблемами. В процессе действия он мог войти в конфликт с конкретными антагонистами или своими проекциями на них. Подобно детским переживаниям в психодраме Морено, это взаимодействие иногда могло оказаться болезненным, так как оно приводило человека к открытию в себе не самых приятных личностных черт. Но иногда оно освобождало от субъективных заблуждений и позволяло вновь объективно взглянуть на жизнь.

Именно поэтому, говоря о катарсисе в психодраме, Морено видел в нем высшую ценность психодраматического метода. Он называл его "катарсисом интеграции, очищающим восстановлением". В своем труде "Театр спонтанности" он писал, а позже повторял: "Каждое последующее событие освобождает человека от впечатлений, оставшихся от предыдущего... При повторении события, происшедшего ранее и не коснувшегося сознания, которое теперь вспоминается как бы полуосознанно и достигает сознания, может освобождаться энергия, связанная с этим событием..."

На третьей фазе театр заканчивался, и на первый план выступала группа. Иногда протагонист мог почувствовать себя жертвой, отданной на заклание группе. Только теперь, когда протагонист и группа вступили в прямой контакт, он опять по-настоящему осознавал существование группы. Каждый участник говорил о своих чувствах и переживаниях, которые возникали у него во время психодрамы. Избавившись от своего тяжкого груза, протагонист получал ответный дар. Он узнавал о том, что и у других существуют похожие проблемы, и больше не чувствовал себя ущербным. Или же он начинал понимать, что похожие проблемы могут иметь иное решение. Его собственный жизненный опыт расширялся и обогащался за счет жизненного опыта окружающих. Кроме того, он узнавал, как его воспринимают другие, в чем они ему сочувствуют, а в чем, может быть, и нет, и получал возможность увидеть свое отражение в “объемном зеркале” группы.

Морено называл психодраму "естественным методом реального исцеления". Во время психодраматического процесса оживали древнейшие немые слои человеческой психики, возникшие значительно раньше слова и потому не имевшие возможности вербального выражения. "Как ни важна роль языка в развитии индивида и группы - он все-таки является устной и письменной формой общения и, разумеется, может считаться великим социальным завоеванием, - но в его в истории остаются более ранние ступени развития человеческого общения и довербальная жизнь ребенка..." .

Сознание связано с языком, бессознательное немо. Оно возникло задолго до языка и потому может считаться коллективным. "Теория психодрамы отводит немым слоям психики значительную роль в образовании неврозов и психозов". Но "в процессе исцеления не имеет никакого значения, относится ли "спонтанность" пациента к его "бессознательному" или нет" 36а. Здесь уже упоминалось о том, что Морено отвергал психоанализ Фрейда, избегая употреблять термин "бессознательное". Источником всех психических процессов он считал жизненную реальность и, по нашему мнению, одновременно пытался найти подход к бессознательному, к немым слоям психики через символическое содержание драматического действия.

Психодраму Морено рассматривал как цельный терапевтический метод, основанный на спонтанном действии и позволявший использовать все формы выражения душевного состояния: слово, мимику и символику жеста.

Размышляя о ранней фазе детского развития и характерном для нее симбиотическом слиянии младенца с матерью, (по выражению Нойманна - "первичном единстве") , Морено пришел к мысли о возможном установлении тождества Я и Ты. Эти рассуждения привели его к развитию метода дублирования: один человек мог попробовать посмотреть на мир глазами другого, говоря, чувствуя и действуя от его лица. Иными словами, дубль - это вторая половина «Я», его возможное дополнение. Здесь имеется в виду только ощущение человеком своей целостности, а не полное тождество, характерное для сильного «Я», способного идентифицироваться с другими. Возможность отождествления одного субъекта с другим, а также с окружающими объектами, которая позже была технически реализована в психодраме, впервые была использована Ф. Перлзом в созданном им методе гештальт-терапии 37 .

Следующей фазой психического развития Морено считал осознание ребенком своего "я", то есть уникальности своей личности. Психологические механизмы, характерные для этой фазы, просматриваются в психодраматической технике «зеркала». Подобно ребенку, который, глядя в зеркало, постепенно осознает, что отражение в зеркале является его собственным, протагонист видит свое отражение в других участниках драмы и постепенно осознает свое “я” и его внешние проявления.

Техника «зеркала» была очень проста в применении: человек наблюдал отражение, копию своей характерной манеры поведения, формы выражения своей личности и т.д. или, если говорить вообще, - отражение содержания своей психики .

На третьей фазе развития психики возникает отношение "Ты", т.е. - познание другого. Этой фазе в психодраме соответствует введение в роли, их исполнение и обмен ролями с характерным для этой техники "проникновением в другого". По всей вероятности, этот обмен ролями является наиболее важной техникой для знакомства с внутренним миром другого человека. Она может успешно применяться, если протагонист готов быть открытым и честным, а в некоторых случаях - достаточно мужественным. Например, иногда протагонисту, по указанию директора, неожиданно для себя приходится поменяться ролями со своим антагонистом. Или в драме, посвященной взаимоотношениям отца и сына, сыну требуется войти в роль отца. В таком случае он должен изменить свое мировоззрение и чувства, свои мерки и эмоции, чтобы вжиться в образ отца и какое-то время находиться в этом образе. Если ему это удастся, он сможет субъективно воспринимать своего отца, воспринимая себя объективно с точки зрения отца. Таким образом, у протагониста появляется новый взгляд на самого себя, которого до сих пор просто не существовало. (В таком случае опять можно говорить о возвращении проекций.)

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.
Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.
Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:
1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в
игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:
1. Протагонист.
2. Режиссер (фасилитатор).
3. Вспомогательные "Я".
4. Зрители.
5. Сцена.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),
предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.
Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".
Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:
Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.
Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.
Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.
Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

” А социодрама на городской площади - игра с тысячей человек?. А “волшебный магазин”? . А сколько мифов, да еще изобрел магнитофон…

Само происхождение Морено окружено легендами. Точная дата его рождения неизвестна: 1889, 1890 или 1892, а место - также приблизительно. Морено родился на корабле во время путешествия родителей по Черному морю. Да и семья его не была обычной, в общепринятом смысле, еврейской семьёй: мать приняла католичество, отец мечтал стать актёром в театре. Жили они в Бухаресте, одном из самых крупных городов Австрийской империи. Когда мальчику исполнилось 5 лет, переехали в Вену. Роскошную, манящую, ветреную и изменчивую, как светская красавица, окутанную блистательным шлейфом великой музыки и великих имён. Там он провел лучшие годы своей жизни, учился в гимназии, слушал лекции Фрейда, окончил университет с двумя дипломами – врача и философа…

Современная эпоха освоила его идеи так глубоко, что забыла имя их автора. Усвоение через забвение… Его книги и статьи, внешне напоминающие притчи, написанные более 50-ти лет назад, очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой точке земного шара. Целые пласты театра и киноискусства несут на себе печать его стиля. На всех континентах растет число психодраматических групп и ширится социометрическое движение. То, что на Западе было точкой отсчета, что было глубоко усвоено (и благодаря этому ушло в подсознание), та мореновская основа, одна из основ западной науки и терапии, воспринимается нами в обратном порядке - через многие последствия и последователей.

Он создал: групповую психотерапию, социометрию, психодраму, социодраму, и многое другое, что серьезно повлияло на несколько гуманитарных областей - психологию, социологию, философию, театр... У него многому научились Фриц Пёрлз, создатель гештальт-терапии, Курт Левин, создатель динамической теории личности и многих методов групповой работы, Вирджиния Сатир, создательница семейной терапии. Многие “столпы” современной западной психологии и социологии учились в институте Морено в Нью-Йорке или прошли психодрама-терапию в его терапевтическом театре. О нем ходили легенды.

Одна из многих легенд гласит, что в одном из венских парков рос красивый старый дуб, у которого любил присаживаться в глубоких раздумьях молодой философ Морено. Он сам здесь любил играть в детстве - особенно нравилось забираться на самую верхушку и чувствовать себя там царем вселенной. А как-то мальчишки собрались в подвале того старого дома, где жила семья Морено, и стали играть в “небеса”: построили высокую пирамиду из столов и стульев. Морено, игравший Бога взобрался на самый верх.. Игра завертелась, и достигла того накала, когда все ей подчинено и остальное, называемое обычно объективной реальностью, исчезает и теряет силу. Внизу кружились ангелы и какие-то еще существа и все взывали к нему: “наш любимый Бог!” И Морено почувствовал себя Богом. “Иди к нам! Спускайся с небес! Лети!” – доносилось снизу. И он полетел…Так впервые в его практике столкнулись игра и реальность, точнее две реальности, или две игры - как Вам больше нравится. А Морено, тем не менее, сломал себе запястье, однако остался в глубоком убеждении, что изначально мир был един, и в нем не было разделения между реальностями. Это стало его идеей-фикс. Позже в книге “Театр импровизации” (1923) он напишет: “Идея фикс стала моим постоянным источником вдохновения; она провозглашала, что существует своего рода первоприрода, бессмертная и заново возрождающаяся в каждом поколении, первовселенная, включающая в себя все сущее, и все происходящее в которой священно. Я возлюбил это колдовское царство и решил не покидать его более никогда”.

В нашу эпоху человек поднят на щит, “человек – это звучит гордо! ”, повсюду говорят о проблемах границ, правах человека, человек (по крайней мере, на Западе) защищен не только законом, но и отдельной квартирой, и защищен даже современными представлениями о строении личности. Но в это же самое время человек оказался наедине со своими проблемами, болезнями и наедине со своим одиночеством. Человеку кажется, что никому нет дела до того, что у него на душе, что он на самом деле чувствует, возникает слишком разреженное пространство безразличия, и даже неверие в существование Другого человека. В 20-е годы Морено выпустил поэтический сборник “Слово отца”, где повествование идёт от первого лица, которое обращается к каждому читателю лично. Но что это за лицо, которое может быть “наедине со всеми”? Чтобы ни у кого из тех, кто его слышит, не было чувства одиночества? Чтобы человек чувствовал близость “Я” и “Ты”. Я попытался кратко передать суть этого эссе в стихотворной форме:

Я – здесь. Я с тобою.
И с вами. Со всеми.
И я актуален. Я остр. Я – в теме.
Я в центре событий, подобно звезде.
Я двигаюсь быстро. Я – везде.

Да и сам Морено всегда был прост в обращении с людьми и открыто поддерживал веру в то, что он может войти в Положение каждого, вникнуть в его внутреннюю жизнь на максимальную глубину. В отношениях, как с друзьями, так и врагами, предпочитал открытость и ясность. Он любил пошутить, более того – вообще считал смех лучшим лекарством и на его могиле в Вене написано: “Здесь лежит человек, который принес в психотерапию смех и шутку”. Он создал метод, полностью соответствующий его личности – волшебный, искромётный, на самом деле весёлый. Некоторые техники даже имеют соответствующие названия: “волшебный магазин”, “живая газета”. Везде, где собирается психодраматическая группа, живёт дух Морено (есть даже традиция такая – оставлять пустой стул специально для Морено). В пустом пространстве жизнь участников преображается и концентрируется в волшебной игре, где возможны любые встречи (даже с умершими и несуществующими, в обычном мире персонажами), возможны любые фантазии (которые, как ни странно, очень влияют на жизнь), возможны изменения в отношениях, конфликтах и в общении. И это волшебное царство существует здесь и сейчас.

Детям легче попасть в это царство. И вот у старого дуба появляется ребенок, один, другой, собирается целая компания. В венских парках Морено играл с детьми в импровизации: “Одним из моих любимых занятий было, усевшись у подножия большого дерева в садах Вены, собрать вокруг себя детей и рассказывать им сказки. Самой значимой частью повествования было то, что я, словно один из героев сказки, сидел у подножия дерева, что дети тянулись ко мне по зову волшебной флейты и, оставляя окружающий их убогий мирок, попадали в волшебную страну. И не так важна была сама сказка или то, что я им рассказывал, - важно было действие, атмосфера таинства, парадокса, ирреальности, воплощаемой в явь….”. Это были игры свободного творческого духа, царские игры, из которых потом появились психодрама и социодрама. В спонтанной игре дети преображались: “Паясничающие озорники приучались в игре ориентироваться на тему, роли и своих товарищей, робкие дети непринужденно играли, посторонние дети включались в игру детской группы, поначалу исполняя роли, которые поручал им Морено. Дети с удовольствием вживались в свои роли и обучались таким образом новым способам поведения". Именно у детей Морено научился видеть игру во всем, видеть разные реальности, видеть совсем простые вещи, никем уже не замечаемые, и удивляться.

Во время Первой мировой войны Морено работал врачом в военном госпитале, потом в лагере итальянских крестьян-беженцев под Веной. Там он впервые задумался о том, почему такая различная атмосфера в их домах, что, конечно, отражалось на здоровье обитателей. И молодой врач-философ стал прослеживать взаимоотношения между жителями дома и между домами. Он увидел, как потоки чувств между людьми скрыто или явно становятся поводом для конфликтов или дружбы и любви – при всей сложности и многообразии они могут быть разделены на притяжение и отталкивание (симпатии и отторжение). Кроме того, встречается и равнодушие, что по сути означает изоляцию данного индивида или целой семьи. Длительное наблюдение и размышление натолкнуло его на идею: все притяжения и отталкивания можно измерить и восстановить меру общения всех со всеми в рамках лагеря. То есть дать людям возможность регулировать свои дистанции в общении, влиять на свой статус в зависимости от своего спонтанного выбора – Морено назвал это социометрией (дословно “мера общения”). Он предложил администрации лагеря плановое перегруппирование, в результате которого произошло бы оздоровление как конкретных индивидов, так и локальных сообществ – как физическом, так и в духовном плане. Теперь эта практика активно используется в организационном консультировании, тренинге, групповой и семейной терапии. Психодрама и социометрия создают единую философскую, психологическую и социологическую систему Морено. Эта система является одновременно и наукой, и терапией, и искусством.

В 20-е годы Морено создал в Вене Театр спонтанности, где люди играли самих себя, где каждый сам был драматургом, актером и режиссером сегодняшней драмы и, в конечном счете, своей жизни. Тогда он открыл удивительные и целебные свойства спонтанности. Спонтанность есть у каждого живого существа еще до его рождения, она непрерывно и постоянно порождается в каждом из нас, вновь и вновь давая нам вечно новую возможность реагировать на новые и старые обстоятельства. Человек, лишенный спонтанности, умирает. Спонтанность невозможно накопить, она – в вечном движении. Общество постоянно создает так называемые “культурные консервы”, в которых закрепляются знаки, значимые обстоятельства и ситуации, ценности, верования, которые необходимы людям для общения между народами и государствами. Но в жизни человека культурные консервы могут стать преградой в развитии спонтанности, либо закрепиться в виде “окостеневшего” сюжета с консервированными ролями и тогда только психодрама помогает вновь вернуться, найти ситуацию (это делает разогрев) и сделать свой выбор, но уже спонтанно, то есть изменить сюжет или роли. Но спонтанность бывает и разрушительной, если она не превратится в креативность – решающая способность, помогающая человеку выжить в современную эпоху. Морено утверждает, что социальная смерть может наступить раньше физической, если не развивает свою спонтанность и не раскрывает креативность. Морено всегда верил, что каждый человек уникален (никогда ранее не существовало такого же и никогда не будет), каждый из нас талантлив и рождён для творчества.

Но Морено не просто констатирует, он помогает людям, страдающим от неспонтанности, от “культурных консервов”, от изоляции, от духовной нищеты, вторичности, от недостаточного внимания. Он создал волшебный театр, где человек приобретает особые силы, начинает больше видеть, например, может "залезть в шкуру" своего противника, антипода, понять, почему он всё время оказывается в одной и той же роли (например, роли жертвы), посмотреть со стороны на себя и свою жизнь. В театре психодрамы из изгоя можно превратиться в звезду и посмотреть на мир другими глазами. Где и когда в современном мире это возможно, кроме как в волшебном царстве театра спонтанности?

Вы спросите: а что будет после того, как я покину волшебный театр? Все вернется на свои места или станет еще хуже? Нет, ни то, ни другое – повторить все в точности на самом деле уже невозможно, а вот взять из игры с собой в жизнь можно, достаточно только озвучить это на последней, третей фазе игры, которая так и называется – консервация. Снимая с себя роли, участники уже от себя лично делятся впечатлениями, при желании говорят о том, как это связано с их жизнью. Так завершается действие, завершается обмен чувствами между участниками и обмен между игрой и реальностью. Внутреннее действие, однако, может продолжаться, на сцене собственной души, на фоне внутренних голосов, во сне. Кстати, Морено ввел специальную форму работы со снами, мечтами и галлюцинациями. Для Морено все реальности, явно или скрыто появившиеся на психодраме, имеют равные права.

Знаменитая техника “пустого стула”, изобретённая Морено, даёт возможность каждому участнику группы обратиться в волшебном пространстве психодрамы к любому человеку (персонажу, внутреннему голосу, Богу, любой сущности), как будто он присутствует здесь и теперь в группе. Можно обратиться с просьбой, претензией, вопросом и даже услышать ответ, можно прояснить отношения , встретиться, попрощаться (если этого не произошло в жизни или если хочется это изменить). Можно неожиданно обнаружить, что обращаясь к данному человеку, ты на самом деле говоришь совсем с другим и здесь этих двух людей связывает только то чувство, с которым ты к ним относишься. А казалось бы, такая простая вещь – пустой стул…

В 1925 году Морено уехал в США и создал там специальный санаторий с психодраматической сценой в пригороде Нью-Йорка, издавал журналы “Психодрама” и “Социометрия” (любопытно, что первая статья о нейро-лингвистическом программировании появилась в журнале “Социометрия”). В 1932 году на собрании Американской психиатрической ассоциации он выступил с сообщением о понятии групповой психотерапии, об использовании групповой психотерапии в работе с преступниками. В 1934 году уже провел большое социометрическое исследование в колонии для несовершеннолетних девушек в Хадсоне, после чего он выпустил книгу “Кто выживет?”, выдержавшую потом много изданий. Позже он создал Американский институт психодрамы и Американское социометрическое общество. После Второй мировой войны Морено объездил многие страны Европы (в том числе и Россию), показывая на практике как работают методы психодрамы и социометрии. В 60-е годы стали регулярно проводится международные конгрессы по групповой психотерапии, во многих странах появились терапевтические театры и национальные ассоциации психодрамы и социометрии. Морено умер в 1974 году, он похоронен в Вене. Во всем мире существуют десятки морено-институтов. На многие языки мира переводятся и издаются труды Морено.

Подобно Жюлю Верну он сделал то, что под силу нескольким научным коллективам вместе взятым. По всему миру созданы институты, носящие его имя, выпускающие специали-стов-универсалов, имеющих, впрочем, свои специализации: психодраматерапевт, социомет-рист, социальный работник, социодраматург, организационно-управленческий консультант, бизнес-тренер, морено-педагог, тренер широкого профиля (например, по игровому обучению иностранным языкам), исследователь. Во всём мире появляются театры спонтанности, терапевтические театры психодрамы.

Из всех форм театра спонтанности сейчас в мире наиболее распространен так называемый плейбек-театр – на русский это можно перевести как “театр зрительских историй”. В нем реализуется некая “половинная форма” театра спонтанности, все-таки здесь разделены зрители и актеры, разыгрывающее те истории и чувства, которые им открывают зрители. Такие актеры готовятся совершенно иначе, нежели актеры обычного театра, они учатся не “консервировать” в совершенных формах чувства драматурга, а отражать спонтанность зрителей здесь и сейчас.

Многие люди, случайно услышав “краем уха” о терапевтическом театре, реагируют так, будто им придётся разучивать роль в каком-то драмкружке и представлять ее на обычной сцене. Однако психодрама – это не лицедействие, а душедействие (так и переводится слово “психодрама”), то есть свободное действие души, которая может как надеть любые маски, так и снять их в любой момент. Здесь нет и не может быть репетиций, потому что здесь каждый сам становится драматургом, режиссёром в одном лице, каждый играет сам себя и, собирая разные свои роли (социальные, психологические и др.), собирает себя. Тот, кто представил часть своей жизни в концентрированном виде, где главное – не факты в обычном смысле, а правда жизни, точнее правда чувства, тот становится действительным драматургом собственной жизни. Любая сцена здесь не только открывает что-то новое в известном, но и становится тестом на реальность, то есть позволяет попробовать новые или измененные только что роли на практике, сразу же увидеть последствия изменений, ощутить новую реальность.

Морено создавал в группе такую доверительную и спонтанную атмосферу, что люди не боялись открыть свои важные ситуации, он говорил “не рассказывай – покажи!”. И каждый участник психодрамы независимо от своих способностей и природной выразительности способен показать своё видение своей ситуации (при поддержке группы) “как это было”, но уже “здесь и теперь”. Проигрывая и переживая всё еще раз, но уже в художественно концентрированном виде, главный герой (его называют “протагонист”), постепенно, через игру становится активным деятелем и хозяином своей ситуации. Морено говорил: “Всякий второй раз освобождает о первого”.

Естественно, что Морено, как создатель новой терапии отношений (социометрии и психодрамы) принципиально повлиял на привычные представления о ролях терапевта и пациента. Теперь в психотерапии на одном полюсе оказался гипноз как самый директивный метод, а на другом – психодрама как самый недирективный. Если пациент полагается на терапевта, не его лечебное воздействие, то и ответственность за результаты лежит, конечно, на терапевте (яркий пример – гипноз). Если же пациент не просто “вмешивается” в процесс исцеления, но и активно его направляет, делая спонтанные выборы, то ответственность за результат у него максимальная и совместная с терапевтом (яркий пример – психодрама). И тогда уже он их пациента превращается в клиента, который скорее консультируется и самостоятельно вмешивается в свою жизнь, из клиента – в человека, не зависящего ни от терапевта, ни от консультанта. Понятие патологии вообще растворяется и остается только в медицинской терапии. Психодрама вплотную смыкается с искусством.

Наша профессия – психодрама и психодраматургия не очень-то вписывается в привычные представления. Генезис нашей профессии следует искать в той же Вене на рубеже XIX и XX веков. Респектабельный психиатр доктор Фрейд всегда носил добротную тройку с тонко подобранным галстуком, а его коллег это раздражало, они ещё не отказались от белых халатов. Морено любил одеваться со вкусом и был бонвиваном, и вообще человеком светским. Тут уж сказывается общность происхождения и среды, в которой мы выросли – это венская творческая интеллигенция. Морено совсем иначе относился к художникам и писателям – они были ему намного ближе, чем коллеги-врачи. Фрейд наоборот относился к писателям с недоверием, хотя сам был писателем и свою Нобелевскую премию получил именно по литературе (а по психологии ее и до сих пор нет). Фрейд свою собственную художественную переработку личностного материала считал самой адекватной, а другим отказывал в праве на интерпретацию, например, часто не был доволен видением других психоаналитиков. Но самое главное он не оставлял права творческого отношения к своей жизни самого пациента. У Морено всё наоборот: он всегда видел в человеке талант и стимулировал к творческой переработке своей жизни, помогал вырабатывать художественное отношение к себе, к другим, к собственным поступкам, к ситуациям в городе, в стране, в мире.

Еще студентом Венского университета Морено посещал лекции Фрейда и как-то после лекции несколько студентов окружили Фрейда и он спросил у Морено: “А вот Вы, молодой человек, чем занимаетесь?” И Морено ответил: “Вы позволили пациенту говорить свободно и этим произвели революцию. Я даю ему возможность свободно действовать. Я двинусь дальше с того места, где Вы остановились”. Впоследствии он говорил о том, что психоанализ всегда движется от действий к символу (от событий – к их пересказу их интерпретации), а психодрама – от символа к действию (от рассказа, от объяснительных схем, созданных самим человеком или кем-либо к игре в эти события, к действии внутри него).

Он не был аутсайдером, не был изгоем, не считал себя обиженным судьбой, скорее наоборот. Часто люди с харизматической жилкой, основывая школы, создают концепции, компенсирующие их низкий статус. Морено был лучезарным философом, искрящимся мыслителем, блестящим тонко чувствующим практиком, уверенным мастером, способным собрать воедино теорию и практику, вобрать в один момент, в один миг все чувства человека в одно “здесь и теперь”, все чувства человечества. Он не был певцом какого-либо класса, не проповедовал справедливость или какую-либо ценность, не был защитником какой-то одной культуры, народа, какой-то одной конфессии. Он был гражданином всего человечества.

Психология знает много методов групповой психотерапии. Один из них – метод психодрамы. Это театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее людям лучше понимать свой , особенности других людей. Вместе с тем это отличный способ раскрытия . Психодрама помогает человеку изменить восприятие, самовосприятие, отношение, самоотношение, поведение. В результате повышается продуктивность жизни личности и ее взаимоотношений.

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии. Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.
  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.
  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, . Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Содержание статьи:

Психодрама - это один из методов группового психотерапевтического воздействия, в основе которого лежит осознание пациентом проблемы через действие в ходе театрализованной игры, перенос своих чувств и переживаний путём вхождения в роль избранного персонажа. Метод психодрамы заключается в достижении озарения, осознания проблемы под наблюдением психотерапевта.

Общие положения и понятия психодрамы

Основоположником этого направления в психотерапии является Якоб Морено, который известный также как создатель методики социометрии и групповой психотерапии. Зародился этот метод в 20-х годах XX века и до сих пор пользуется популярностью у многих ведущих специалистов современного мира.

Принципиальным отличием психодрамы от обычного театрального представления выступает отсутствие границ в импровизации и выборе роли, а также отсутствие заранее известной схемы развития событий и финала.

Участники психодрамы сами выбирают себе роли, таким образом эмоционально присоединяясь к своему персонажу, пропуская через себя происходящее. Роль, так или иначе, цепляет глубинные проблемы личности, которые в процессе игры не так болезненно переживаются. Это метод позволяет взглянуть на себя «со стороны», посмотреть на свои переживания беспристрастно, быстрее найти внешнее решение внутренней проблемы.

В рамках одного драматического этюда рассматривается одна реальная проблема одного из участников группы, роли соответствуют значимым для данного участника личностям, с которыми нарушен вербальный контакт. Таким образом, участники, ознакомившись с предложенной проблемой, выбирают себе роль в ее рамках.

При сюжетно-ролевой игре происходит более четкое осознание переживания, к которому присоединяются все участники группы. Роли задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому выходу из проблемы.

Также одним из важных аспектов психодрамы является коррекция вербального поведения личности, которая протекает наиболее эффективно в рамках групповой терапии. Неэффективные способы общения замещаются на более приемлемые, изменяются и стратегии поведения посредством исполнения роли.

Основными понятиями в групповой психодраме являются:

  • Выбор роли и ролевая игра . Участник психодрамы может выбрать любую роль, независимо от того, какой она будет - положительной или отрицательной. Самым важным является выявление в процессе ролевой игры материала, с которым потом можно работать, корректируя и изменяя его.
  • Отсутствие чёткого сценария, спонтанность поведения . Это одно из важных требований к развитию психодраматического действия. Именно спонтанность даёт возможность проявить себя как личность во всём своём многообразии образов и переживаний.
  • Теле . Данный термин объединяет два понятия и выражает эмоциональное присоединение чувств и переживаний к личности психотерапевта, перенос значимых отношений на психотерапевта, а также контрперенос - обратное явление переносу, когда психотерапевт присоединяется, вовлекается в переживания клиента.
  • Осознание, озарение . Так называемый катарсис присутствует в психотерапии как главный маркер того, что решение проблемы найдено или же клиент будет более рассудительно относиться к ситуации решения, так как инсайт - это внутреннее переживание, вышедшее во вне и осознанное клиентом. Достижение катарсиса всеми членами группы (первичный эффект), а также активными зрителями (вторичный эффект) - главная цель работы по методу психодрамы.

Обратите внимание! Стоит отличать театрализованную игру по заранее известному сценарию от психодрамы, которая посредством ролевой игры приводит к лечебному психотерапевтическому эффекту, не травмируя личность участника групповой психотерапии, а позволяя духовно раскрыться в процессе творчества.

Цели и задачи психодрамы как метода психотерапии


Основными целями психодрамы выступают диагностирование и коррекция неадекватного вербального и эмоционального поведения, самосовершенствование и самопознание через драматическую игру.

Психодрама позволяет людям учиться распознавать не только вербальные стимулы, но и оценивать невербальные посылы в поведении окружающих. Участники психодрамы учатся чувствовать друг друга.

Задачи психодрамы заключаются в следующем:

  1. Переосмысление путём творчества своих внутренних чувств и переживаний;
  2. Создание условий для реализации более глубокого самопонимания клиентом;
  3. Избавление от неэффективных стереотипов в поведении и эмоциональном реагировании;
  4. Формирование конструктивного вербально-эмоционального поведения.
Выполнение целей и задач психодрамы четко регулируется ведущим группу психотерапевтом. После каждого катарсиса всеми участниками группы обсуждаются достижения, которые были реализованы в рамках этого занятия, какие задачи были решены в ситуации «здесь и теперь».

Фазы развития психодрамы


Как и любое драматическое действие, психодрама имеет свои фазы развития:
  • Сплочение группы, установление контакта между ведущим и участниками . При установлении личного контакта между всеми членами группы выясняется также, кто станет субъектом психодрамы - протагонистом, обсуждаются роли в соответствии с обозначенной проблемой.
  • Драматическое действие . Главная роль - у протагониста, руководитель группы или директор наблюдает со стороны, управляя происходящим на втором плане. Разыгрывается проблема в ролях. Протагонист погружается в реальный мир проблемы, которая приобретает характер «здесь и теперь». Происходит «катарсис интеграции, очищающее восстановление» - так называл Морено финал психодрамы.
  • Рефлексия группы и протагониста . Каждый участник группы рассказывает о своих чувствах и переживаниях, возникших в процессе драматического действия, в это время протагонист получает обратный контакт, переставая ощущать себя одиноким в своей проблеме.
Проходя все фазы психодраматического действия, человек осознает, поглощается проблемой, но тут же ищет и находит пути ее решения, оставаясь при этом не одиноким на протяжении этого тяжелого субъективного пути, вплоть до катарсиса.

Основные методики психодрамы


Психодрама как метод психотерапии приобрел большую популярность в годы своего возникновения, так как человек воспринимался не только как соотношение «сознательное - бессознательное», а как система социально-значимых элементов, в которой все составляющие между собой взаимодействуют. Система, которая взаимодействует с окружающим миром людей, и под его воздействием может существенно меняться. Человека Я. Морено называл, исходя из выше сказанного, социальным атомом.

Методика монолога

Во время монолога протагонист проговаривает существующую проблему, пытаясь донести ее слушателю максимально понятно. Во время объяснения проблемы сам человек как бы со стороны видит ее, что приводит к осознанию ее до конца.

Метод монолога также применим не только в психотерапии, но и в обучении, когда ученику позволяют объяснить другому непонятную тему. Реализуются два направления: к объясняющему приходит полное осознание, к незнающему - понимание.

Методика двойника

Протагонист выбирает себе дублёра, который помогает искать выход из сложившейся ситуации, в то время когда сам исполнитель главной роли уже не может этого сделать или заходит в тупик. Двойник выступает в роли вспомогательного Я, эмпатийно идентифицируя себя с протагонистом.

По данной методике строятся отношения руководителей и их заместителей, так как заместитель в курсе всех дел своего начальства, что позволяет более продуктивно сотрудничать и быстрее решать накопившиеся проблемы.

Методика обмена ролями

Протагонист становится двойником или одним из видов вспомогательного Я, и наоборот.

Особенность данной техники психодрамы в том, что она также направлена на достижение единения с самим собой. Однако она позволяет узнать поближе и всех членов группы, выделить значимые для себя черты в другом человеке, которые впоследствии необходимо будет изображать театрально.

Методика отображения

Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают другие участники группы, посмотреть на себя глазами окружающих.

Эта методика позволяет не только увидеть неконструктивные особенности своего поведения, но и научиться у других участников более адаптивным методам и действиям в сложившейся ситуации.

Представленные техники разделяются очень условно и могут присутствовать не только в психодраме, но и других психотерапевтических школах, что вполне естественно. Переход от одного метода к другому осуществляет ведущий группы, который подбирает наиболее актуальные способы их применения в зависимости от ситуации во время психодраматического действия.

Какие выбрать упражнения психодрамы


Как любая психологическая практика, психодрама имеет ряд специфических упражнений, которые позволяют решать поставленные в ходе психотерапии задачи. В технике психодрамы упражнения носят игровой характер, что помогает преодолеть многие психологические механизмы защиты, таким образом, быстрее прийти к решению проблемы. Обозначим некоторые из них.

Ролевая игра

Цель этого упражнения состоит в отработке умений игры по ролям. Подойдет для начала психодраматической терапии. По времени занимает около 30 минут. Группа делится пополам, образуется два круга - один внутри другого.

Участники внешнего круга, по сигналу руководителя группы, движутся по часовой стрелке, а внутренние - против. По сигналу ведущего они останавливаются и поворачиваются лицом к соответствующему партнёру из другого круга.

Внешний круг, полицейские, дает указание внутреннему кругу, автомобилистам, как им двигаться в течение трех минут, затем две минуты идет обсуждение о своих чувствах в данных ролях. Роли могут быть выбраны разные, в зависимости от целей психодрамы.

«Пустой стул»

Задача этого упражнения кроется в более ясном познании себя или проговаривании отношения к другому значимому человеку, поможет выявить недостающие личностные качества и черты.

Посередине сцены ставят пустой стул, каждый участник группы, выходя к нему, представляет значимого человека, к которому впоследствии обращается, или часть себя.

Осуществляется персонификация посредством одушевленных или неодушевленных предметов. Участники психодрамы называют животное или предмет с качеством, которого им не хватает.

«Назад в прошлое»

Цель упражнения: воссоздание в ролях картины прошлого, с соблюдением принципа «здесь и теперь». Выбирается ситуация, произошедшая с протагонистом или другим участником группы, которую хотелось бы разобрать по ролям и осознать более ясно. Раздаются роли. Ситуация проигрывается.

«Сон»

Цель: понимание экзистенциального смысла сновидения, обучение правильному поведению во сне. Разыгрывается сновидение как реальная ситуация, в ролях. Участники учатся понимать скрытый смысл снов и тому, как видеть приятные сны.

«Реплики в сторону»

Цель: выразить чувства или свое отношение к другому человеку, не глядя в глаза. Участники становятся друг напротив друга, один из них, говорящий, отворачивается в сторону и высказывает, что считает нужным.

«Скульптура семьи»

Цель - оценка внутрисемейных отношений. Участник, чью семью рассматривают, выступает в роли Терапевта. Он выбирает из группы тех, кто наиболее похож на членов его семьи. Каждому обозначает его роль и дает к ней аннотацию. Затем Терапевт сам занимает свою позицию в семье.

Члены семьи могут сидеть за столом и взаимодействовать, а могут стоять на определенном расстоянии, характеризующем степень близости. Участники несколько минут вживаются в роли, а затем делятся впечатлениями.

«Шахматная доска»

Цель - выявление взаимоотношений между участниками группы. Участники играют роли шахматных фигур, а участник в роли короля выбирает, кто на него будет нападать, а кто - защищать.

«Шеринг от себя»

В заключении психодраматического занятия можно провести упражнение такого типа, как «шеринг». Цель: рефлексия чувств и эмоций, полученных в ходе занятия.

Зрители дают оценку точности выражения чувств в исполнении ролей. Подводят итоги занятия, резюмируют достижения протагониста. Затем участники группы говорят о своих собственных проблемах, возникнувших в ходе занятия. Отмечаются новые способы реагирования и поведения, обсуждаются возможности применения полученных навыков в будущих ситуациях.

Что такое метод психотерапии психодрама - смотрите на видео:


Психодрама как метод психотерапии применима в любом возрасте, поэтому ограничений у детей не имеет. Особый лечебный эффект упражнений достигается только при условии работы с опытным руководителем, который умеет вовремя использовать те или иные техники, уместные в конкретной ситуации.