Что такое религиозный фанатизм. Расшифровка понятия: фанатизм

Интересная статья о фанатизме во всех его проявлениях с юмором и интересными умозаключениями из серии занимательной психологии.
Особенное внимание уделено "шопоголикам", есть информация о "повышеной любви" к занудству, спорту, компьютеру!

Часто ли тебя раздражало, когда сосед, имеющий не очень отменный голос, круглосуточно, в прямом смысле слова разминает свои голосовые связки? Могу угадать ответ. Конечно же, да. И это не потому что ты холерик, а просто потому что ты живой человек. А твой чудный сосед, просто фанатик.
Что такое фанатизм и как с ним бороться?

Всякого рода фанатизм представляет собой психологическую зависимость от чего-либо. Но еще, пока, без потери здравого смысла. Причем, фанатизм обычно не приносит значительного ущерба окружающим. Ведь человек обычно «фанатеет» на почве собственных умозаключений и приоритетов.
Вообще увлечения чем- либо можно разделить на определённые этапы:

  • Этап симпатии. Человеку приятно заниматься тем, что нравиться;
  • Любительский этап или так называемое хобби. Занятие занимает существенную часть жизни;
  • Цельно- фанатический. Не доходит до стадии фанатизма, ведь обычно прекращается после достижения цели;
  • Стадия укоренённого фанатизма (выходит за рамки нормы).
  • Отдельным этапом является возрастной фанатизм, когда чрезмерное увлечение проходит с возрастом.

А теперь давайте попробуем рассмотреть фанатиков по определённым типам . Может, в каком- то из них ты узнаешь себя, любимого или своего друга.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП ФАНАТИКОВ (дальше АТФ)

Особые приметы:

Девушки: отсутствие макияжа, неинтересная прическа, собранная в хвостик (наверняка они не знают об утюжке для волос); бабушкин кардиган, в лучшем случае купленный на распродаже; не исключается сочетание кроссовок с классическим блузоном.
Мужчины: неспортивное телосложение; рубашка, заправленная в брюки, джинсы, шорты, независимо от случая.
И в обоих случаях: куча книжек и разных бумажек и никаких глянцевых журналов.
И все это не, потому что у аналитических фанатиков полное отсутствие вкуса, а потому что “shopping” это лишняя трата времени, а вручение Нобелевской премии уже «не за горами».
Зато на роботе АТФ незаменимы, ведь робота всегда сделана вовремя и уж слишком фанатически качественно (Джон Неш,«Игры разума»).

Хорошая новость:

  • Если твой друг аналитический фанатик, тебе повезло. Ведь ты точно будешь уверена насколько вероятно попасть в какую-то неловкую ситуацию. Например насколько возможно что твой парень, после работы, зайдет именно в тот бутик, где ты так сладко улыбаешься, покупая новое болеро, юбку, топ, ну и еще пару кофточек. Ведь кто виноват, что твой любимый забыл свою кредитку на журнальном столике;
  • Если же тебе станет интересно долго ли до летнего солнцестояния на Юпитере, что такое дисперсия и сколько людей ежегодно умирает от лептоспироза иктерогеморратического, не бойся, можешь звонить даже в три часа ночи – получишь точный ответ. Жалоб же за свое нахальство не услышишь, ведь человеку так приятно, что ты поинтересовалась именно у него, а не элементарно посмотрела в Интернете.

Плохая новость:

  • Перед тем как задать вопрос АТФ, подумай. Потом очень долго будешь умолять о молчании;
  • Ты не сможешь поплакаться в жилетку аналитическому фанатику, ведь сразу получишь план выхода из ситуации расписаний ежесекундно. А иногда так хочется, чтобы просто выслушали и пожалели.

ЛЕЧЕНИЕ - не лечится. Попробуй просто почаще вытаскивать друга на крышу дома покушать мороженого. Ведь столько прелестей вокруг кроме книжек и рутинной роботы.

Особые приметы:

И мужчины и женщины выглядят одинаково – волосы моются все реже, появляются страшные синяки под глазами не говоря уже у смене гардероба. У девушек обычно еще и полное отсутствие маникюра (что там уже о педикюре говорить). А ведь до всасывания в компьютерную сеть все они выглядели очень даже ничего.

Плюс , обрати внимание, не жалуются ли люди, которых ты подозреваешь в СФ на постоянную бессонницу, увеличении месячной оплати за свет и постоянные проблемы на роботе.
Особенность сетевой зависимости еще в том, что ней может «заболеть» как подросток, так и довольно взрослый человек. Обрати внимание, если ты пропадаешь в контактах, «одноклассниках» или он - лайн играх больше 6 часов в сутки, может и ты становишься СФ.

Хорошая новость - никаких.

Плохая новость:

  • Кроме того, что тебе может стать неловко если ты все-таки сумеешь вытащить друга прогуляться, есть еще и угроза здоровью друга, как физическому, так и психологическому.

ЛЕЧЕНИЕ - лечится.

Шаг 1 - Попроси друга, переночевать, обосновавши все ремонтом в квартире.
Шаг 2 - Уложи спать (методов много). Если не хочешь материальной ответственности, даже не думай выбрасывать компьютер с окна, останется уж очень много следов твоего преступления.

Шаг 3 - Побалуй так любимый ПК пару-тройкой десятка вирусов (если это не “Apple”).
Если не поможет, можешь вылить бокал спиртного на клавиатуру. В крайнем случае перерезай провода.
Процедуру нужно повторять 1 раз в 2 месяца, по мере необходимости. То, что друг будет занят ремонтом компьютера гарантировано.

ШОПОГОЛИКИ

Об этом типе фанатиков ты уже наверняка слышала очень много и нового ничего не узнаешь. Но если ты идешь в магазин за хлопьями и молоком, а возвращаешься с 19 парой босоножек на танкетке, то нет, ты увы не коллекционер, ты фанатик. Задумайся. И не забывай, на протяжении 14 дней вещь можно вернуть, при наличии чека и паспорта. А по дороге домой приобрести 20 пару джинсов.

Хорошая новость:

  • Если твоя подруга шопоголик, всегда будет у кого взять сумочку на важное свидание.
  • Ты всегда будешь в курсе где и что продается, не говоря уже о распродажах.

Плохая новость:

  • В квартире шопоголиков всегда мало места и куча ненужных вещичек. Они живут по принципу – « все в дом»;
  • Не купленный шопоголиком паяльник, в магазине техники, приводит в депрессию. Ведь как можно обойтись без такой нужнейшей вещи дома;
  • Шопоголики «не доживают» до второй зарплаты;
  • Разговоров и занятий, кроме как о походах по магазинах не бывает (даже в рабочее время).

ЛЕЧЕНИЕ – лечится частично.

Учи друга экономить. Предложи собрать ненужные вещи, и те которые уже не носятся в отдельный ящик и отвести в какой то детский дом. Если твой друг любит детей – может сработать.
Почаще ходите вместе в театры, музеи, выставки танков, машин, котов, и т.п., но только не по магазинам. Со временем появится чувство меры.

СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ

Помнишь, как многие школьники носили футболки с номерами известных футболистов, собирали плакаты, наклейки и не пропускали ни одного футбольного матча? Спортивный фанатизм проходит с возрастом, но не всегда. И в более взрослом возрасте он может остаться и прогрессировать.
Но если твой друг не признает никаких торговых марок кроме ADIDAS, NIKE и PUMA; смотрит финал UЕFA, как-будто в ожидании экстаза; занимается в спортзале 4 раза в неделю и каждые 4 года ездит на Олимпийские Игры, это еще не фанатизм, это здоровое увлечение спортом.

Хорошие новости:

  • Подумай, может и тебе будет приятно сходить на какую нибудь игру для общего развития;
  • Спорт – это всегда хорошо, здоровье обеспечено.

Плохие новости:

  • Тебя «заставят» включить в список любимых магазинов и спортивные бренды;
  • Перекачанные парни интересны только до определенного момента, дальше – никакого ума и сообразительности, только куча мышц;
  • Фанаты спорта не всегда сами им особо занимаются.

ЛЕЧЕНИЕ – может и лечить не надо.

Чтобы узнать, является ли твой любимый спортивным фанатиком, можешь заявить: «Я или футбол». Если услышишь утверждение типа «Глупенькая, конечно же ты», можешь смело разрешать любимому футбольные слабости.

Что касается звездного фанатизма , его можно поделить на две категории:
- тех, у кого завышенная самооценка (типа, «нет звезды меня звезде»);
- и тех, кто всегда и во всем подражает звездам.

Эгоцентризм не лечится, а интерес к кумиру пропадает когда тот совершает какую нибудь оплошность.

Маниакальный фанатизм – это уже психологическая болезнь, которую нужно отличать от фанатизма и ограничивать в свободе. (Желательно на пожизненное заключение).

Спорным остается вопрос можно ли назвать мужчин фанатиками по отношению к прекрасному полу ? Ведь это естественно. Хотя боль от предательства, по – настоящему любимого человека остается открытой раной на всю жизнь.

Повышенный интерес и физическая зависимость девушек же к мужчинам это уже нимфомания . Обидно.

И это ещё далеко не весь список. Если задуматься, каждый второй глубоко в душе фанатик. Но если твой парень или муж постоянно готовит, моет посуду, пылесосит, забрасывает и вывешивает вещи из стиральной машины (твои в том числе, да еще и так как надо); уступает финал кубка UEFA в пользу FASHION TV, значит… нет, не обязательно он фанатик домашнего хозяйства .

Может он просто очень любит тебя? Хотя и первый вариант тоже не исключается.
У каждого свои «тараканы в голове» и жизненные умозаключения.

Сколько людей, столько и мнений. Может и лечить фанатизм не надо? Каждому свое.

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект. В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы , придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы . Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Что такое фанатизм – преданность или безумие? Это явление старое, как мир. Оно процветало еще в древние времена, когда не было мегапопулярных артистов, футбольных команд и школ камикадзе. Само слово «фанат» происходит от латинского «жертвенник», а слово «поклонник» – самый частый его синоним, говорит само за себя. Поклонение всегда имеет религиозную почву и неважно, кому оно совершается – Богу, идее или другому человеку.

В рабском обожании есть нечто сладкое и опьяняющее. Оно ослепляет разум и толкает на поступки, которые адекватному человеку не присущи. Суть фанатизма тождественна с природой влюбленности – люди переживают чувство эйфории, восторга и бесконечной преданности. Вот только любовная страсть живет не дольше трех лет, а состояние фанатизма может длиться до самой смерти, то утихая, то разгораясь снова.

Известно, что существует религиозный, спортивный, национальный и культурный фанатизм.К фанатизму более склонны люди с флегматичным или меланхоличным типом характера. Причина этого явления – ощущение своей ничтожности и бесполезности. Человек не осознает себя полноценной личностью, теряет индивидуальность и поэтому вынужден искать утешения в лживых ценностях. Обычно настоящие фанаты не имеют четкой жизненной цели, они слабы и безвольны, хотя и способны на подвиги в порыве чувств.

Все мы слышали библейскую заповедь – «Не сотвори себе кумира». Однако, лепить кумиров – это естественная подсознательная потребность человека. Всем нужны авторитеты, образцы, учителя… С одной стороны, это хорошо, ведь восхищаясь лучшими, люди совершенствуются сами. Но с другой стороны, грань между разумным почитанием и слепым поклонением очень тонкая. Человек, творящий идола, перестает быть хозяином своей жизни, он бежит от ответственности за свою судьбу и прячется в храме первобытных инстинктов.

Конечно, «чистые» фанаты встречаются гораздо реже, чем люди, имеющие склонность к фанатизму. Во всех остальных он просто дремлет. Нет ничего плохого в том, что мы испытываем счастье, когда любимая команда выигрывает футбольный матч или отстаиваем идентичность родного народа в политике, культуре или просто в быту. Но следует контролировать своего внутреннего жреца, чтобы вера в превосходство наших богов не превратилась во вредную зависимость.

Вероятно, что в детстве фанатики недополучали любви и заботы родителей, поэтому выросли закомплексованными и несчастными. Такие подростки легко поддаются чужому влиянию, отнюдь не всегда хорошему. Молодых фанатов не составит труда собрать в послушное стадо, которое будет слепо следовать за сомнительными идеями и, не задумываясь, приносить себя в жертву.

Если ребенка воспитывать слишком строго и делить мир на белое и черное, он также вырастет фанатиком того, во что веруют его родители. Например, если в семье пуританские порядки, то дети тоже будут презирать земные радости и даже могут пойти в монастырь. В таком случае они вырастут религиозными фанатиками. Но может произойти обратное – вырвавшись на волю, они отвергнут Бога и заменят его другими, но уже мирскими божествами.

Для человека, одержимого фанатизмом, не существует альтернативных мнений и позиций. Он утратил способность анализировать и развиваться всесторонне. Для него существует только объект или идея, которые завладели его душой. Несмотря на психологическую скованность, фанаты очень склонны к агрессии. Отстаивая свою точку зрения, они не приемлют компромиссов. Спорить с такими людьми не только бессмысленно, но и опасно.

Фанатизм – одна из мощнейших сил, которые движут человечеством. Нередко вдохновленные массы или даже отдельные фанатики меняли ход истории. Преступления мировых диктаторов, кровопролитные войны и ужасные социальные трагедии – все это случается потому, что люди позволяют себя обманывать, очаровывать харизмой великих злодеев и одурманивать идеями, которые несут лишь разрушения и горе.

Итак, слепая вера в превосходство кумира так же губительна, как и полное отсутствие веры в жизни. Фанатизм – это не любовь и не преданность, это глупое служение своим закоренелым комплексам и фобиям. Фанат – не кто иной, как безумец, которого охотно используют в своих целях более разумные индивиды. Настоящая же любовь к кому-то или чему-то – это свобода, а не рабство.

Фанатизм - это увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). Фанатизм характеризуется выработкой человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения собственного поведения, которое может заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы.

Особое место в психологии девиантного поведения в связи с социально-психологической значимостью последствий занимает религиозный фанатизм. Разрушение семей, разрыв родственных и дружеских связей, резкая и кардинальная смена стереотипа жизни человека ставят эту проблему на одно из первым мест по значимости. Наибольший интерес представляет психологический аспект веры, позволяющий анализировать механизмы формирования фанатичного поведения, становление аномалий и отклонений от этно- и социо-культуральной норм, изучение изменений, происходящих в личности под воздействием религиозной общины.

Характерной особенностью религиозной веры является признание существования сверхъестественного, под которым понимается нечто, не подчиняющееся законам окружающего мира, лежащего «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов. Особую роль играет феномен «избранности», формирующий, с одной стороны, чувство идентификации с группой единомышленников, «посвященных в тайну»; с другой, укрепляющий чувство превосходства над другими (непосвященными) людьми.

Наиболее благоприятной почвой для возникновения отклоняющегося поведения считается сектантство. Последователи христианства считают, что секта - это «организованное общество людей, разномыслящих с...церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении» (Б.А.Любовик). Не существует однозначной трактовки понятия секта, поскольку межконфессиональное противостояние носит принципиальный характер. По мнению представителей «больших (старых, склонных к монополизации веры)» религий отличительная черта секты заключена в том, что она в своих воззрениях отличается от главенствующей, не является официальной и широкораспространенной в конкретной стране религией. Подобную точку зрения нельзя признать обоснованной. Можно согласиться с тем, что тоталитарные религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в сознании у человека состояния повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д. В нетрадиционных религиях, как правило, большую роль играет эмоционально-психологическая сторона, оттесняющая на задний план вероучение. Это выражается в провозглашении приоритета религиозного переживания. Большое значение придается «боговдохновленной» форме проявления чувств и поведения верующего как свидетельству подлинной и глубокой религиозности человека. Спонтанные проявления религиозных чувств, особенно состояния транса, экстаза, интерпретируется как «просветление», как приобщение к божественной реальности, к которым и стремятся адепты религиозной группы (А.Ю.Егорцев).

По мнению В.В.Павлюка, религиозная секта воспитывает у своих членов «реакцию избегания», вследствие которой верующий непроизвольно, как бы автоматически, избегает тех действий, которые не одобряются группой. Привитая в ходе общения и воспитания в религиозной группе такая эмоциональная реакция блокирует возможность отступления от принятых в группе норм. Подкреплением для «реакции избегания» выступают определенные религиозные санкции со стороны группы в целом, либо ее лидеров в виде неодобрения, осуждения. Чувство общности, объединенности с другими членами группы может быть весьма реальным психологическим фактором в религиозной группе. Угроза применения или пример применения в прошлом мер осуждения, отчуждения вызывает чувство опасения быть отверженным группой и тем самым выступает своеобразным психологическим стражем отступления от регламентированных норм повседневной жизни верующего.

Характерными особенностями воздействия тоталитарных сект на личность считаются (А.Ю.Егорцев):
1) установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты (жесткая дисциплина; внушение чувства вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой);
2) формирование психологической зависимости от лидера и организации (подавление способности к критическому мышлению; требование разрыва с критически настроенными людьми; ограничение круга общения только членами секты; отсутствие свободного времени, личной жизни вне общины).

В рамках религиозной секты формирование религиозного фанатизма существенно облегчается, поскольку лидером и самой общиной с помощью длительных и интенсивных психологических воздействий формируется готовность не сомневаться в правильности или неправильности собственного поведения, снимается ответственность за него и как следствие волевой контроль собственной деятельности. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Одним из актуальных, теоретически и практически значимых является вопрос о личностных особенностях, предрасполагающих к вовлечению индивида в религиозную секту, о соотношении внутренних устремлений личности, религиозной толерантности и необходимой степени активной психологической «вербовки» для становления религиозного фанатизма. Известно, что особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления.

RJ. Lifton выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания человека в религиозной группе:
1) контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;
2) мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».
3) требование чистоты - четкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта - «хорошая» и «чистая», все остальное - «плохое» и «грязное».
4) культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины.
5) «святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
6) нагруженный (культовым смыслом) язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
7) доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8) разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. «цель оправдывает любые средства».

По мнению Е.Н.Волкова, личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный «опыт», она переживает групповой «опыт», отсюда - сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В процессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты происходит формирование феномена «удвоения» личности (РЛифтон), сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функционирующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыслению собственного положения и склонны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.

Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «Я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «Я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «Я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых - психологически - условиях (Е.Н.Волков).

Исследования RJ.Lifton привели к пониманию того факта, что практически каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к формированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Предрасполагающим фактором к этому может становиться низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.

Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у человека со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, происходит изменение всех четырех формальных признаков сознания (по К.Ясперсу). У него нарушается: 1) чувство деятельности - осознание себя в качестве активного существа; 2) осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; 3) осознание собственной идентичности: я остаюсь тем, кем был всегда; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Многообразие психических феноменов, возникающих в результате пребывания человека под культовым контролем и кардинально изменяющих его поведение в сторону аномалий и девиаций, можно сгруппировать в следующие восемь блоков (рис. 12):
1) Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности).
2) Блок аффективных феноменов-расстройств (психопатологические эмоциональные состояния (переживания) в рамках посттравматического стрессового расстройства: депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т.д.).
3) Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активности (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности).
4) Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений).
5) Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма).
6) Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схемы тела, восприятия времени).
7) Блок мыслительных аномалий (использование т.н. аффективной логики, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей).
8) Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчужденность, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения).

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозную, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идеи и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов могут стать психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен или считает, что не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживаний становятся своеобразными аддиктами.

К сверхценным психологическим увлечениям при девиантном поведении относится деятельность, посвященная проповедованию тех или иных мистических традиций, эмоциональная поглощенность и следование традициям экстрасенсорики и эзотерики - пара-психологическая зависимость. Сутью подобного девиантного поведения является убежденность в том, что действиями, переживаниями и даже сознанием человека управляют «неведомые силы». Адепты экстрасенсорики убеждены в существовании «сверхъестественных» феноменов и процессов, вызывающих те или иные болезненные патологические проявления индивида на уровне соматики или психики. Основой парапсихологических воззрений становятся остающиеся нераспознанными феномены психической деятельности человека, которые трактуются как экстрасенсорные, биоэнергетические. По мнению А.ПДуброва и В.Н.Пушкина, биогравитация - это способность человека создавать, излучать и воспринимать определенный вид физического поля, имеющего специфическую квантово-импульсную природу, сходную с гравитацией, и в то же время имеющие свои «особые черты».

Все обоснования существования биоэнергетики в настоящее время носят гипотетический характер и поэтому могут рассматриваться лишь как одна из версий возможной трактовки происходящих в человеке психических и психосоматических процессов и не могут приниматься за факты. Лица, поведение которых базируется на парапсихологических воззрениях и постулатах экстрасенсорики, не принимают во внимание принципиально важное научное мировоззрение и способ доказательства чего бы то ни было в сфере познания. Они настаивают и в этом вопросе на привлечении к анализу ненаучных методов и способов анализа действительности.

Отклоняющееся поведение, базирующееся на традициях экстрасенсорики, можно разделить на пассивный и активный варианты. При пассивном варианте человек, разделяя экстрасенсорные традиции осмысления действительности и, в частности, межличностных отношений (любви, верности, зависти и др.), возникновения и лечения болезненных проявлений (порча, сглаз и др.), прибегает к помощи практикующих экстрасенсов лишь в случаях появления семейных (партнерских, сексуальных) проблем или болезней. При активном варианте человек с определенного момента начинает ощущать в себе необычные способности («прозревает») и изменяет весь стиль поведения, стараясь максимально использовать «новые качества его личности». В некоторых случаях человек начинает ощущать в себе способности прогнозировать течение и исход событий (ясновидение и провидение), в других - начинает осознавать лечебные и оздоровительные качества своих действий. Нередко, такой человек отказывается от прежних привычек и поведенческих стереотипов. Он способен бросить любимую работу, уйти из семьи и «помогать страждущим». Его воззрения в возможность исцелять людей превращается в стойкую непоколебимую убежденность, не требующую доказательств. Критика его способностей со стороны окружающих либо игнорируется им, либо встречает сопротивление, когда «экстрасенс» начинает активно противостоять официальной медицине.

Девиантное поведение, основанное на увлечении экстрасенсорикой и эзотерикой, может базироваться как на характерологических особенностях, так и на психопатологических симптомах и синдромах (мы не рассматриваем варианты сходного по форме псевдодевиантного поведения, основанного на попытке извлечь выгоду из заблуждений людей).

Фанатизм – это психическое заболевание, которое может затрагивать любые сферы. В международной классификации указано 7 видов заболевания, некоторые из них нормально воспринимаются в обществе:
политический;
здоровья;
идейный;
научный;
религиозный;
спортивный;
культурный.
Признаки фанатизма
У фанатизма есть две степени – средняя и крайняя. Средняя степень встречается часто и проявляется в том, что человек подвержен доминантной идее, но не доводит ее до абсурда и не навязывает окружающим. Крайняя степень психического расстройства диагностируется реже и выражается в жестком навязывании своего выбора другим людям, тирании по отношению к ним, включая пытки и другие виды физического насилия. Симптомы заболевания проявляются в следующих отклонениях от нормы:
Фанатик близко к сердцу принимает события, касающиеся его идола. Он страдает, впадает в депрессию, вплоть до самоубийства из-за женитьбы кумира, проигрыша любимого футбольного клуба.
Человек сопровождает объект поклонения на гастролях, дежурит у дома, покупает аксессуары и атрибуты, связанные с ним.
Фанатичные люди постоянно говорят об «идее фикс» – другие темы их не интересуют.
Интересы и хобби, что раньше были в радость, отходят на задний план.
Фанатик агрессивно реагирует на любые выпады окружающих, касающиеся объекта или субъекта его поклонения.
религиозный фанатизм
Фанатизм к человеку
Этот вид психического расстройства отличается от других тем, что объектом преследования и поклонения фанатика становится конкретный человек. Часто жертва фанатизма – популярный певец, музыкант, актер и другая известная личность. Главная опасность такого состояния в его устойчивости – чем ближе кумир, тем опаснее поведение его фанатов. Современная эстрада знает сотни случаев, когда поклонники в экстазе рвали одежду на знаменитостях, врывались в их дома, преследовали на гастролях.
Фанатизм может проявляться по отношению к человеку противоположного пола. Эту форму расстройства часто путают с любовью. Любовь женщины к мужчине подразумевает трезвую оценку достоинств и недостатков своего партнера, а фанатичное увлечение идеализирует и обожествляет его, преклоняется, не замечает недостатков, оправдывает любые слова и поступки своего божества.
Спортивный фанатизм
Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду. Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры. Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:
Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.
Религиозный фанатизм
Религиозные фанатики возводят свою религию в культ, отрицая существование других вероисповеданий. Ими и их единомышленниками движет желание властвовать над иноверцами. Групповые ценности фанатиков возводятся в культ поклонения – они слепо верят религиозному лидеру, беспрекословно ему подчиняются и готовы отдать жизнь, если потребуется.
Мусульманский и православный фанатизм одинаково опасны экстремистскими устремлениями. Новым членам секты «промывают мозг» за 2-3 недели, а после 4-5 лет жизни по уставу религиозной общины изменения становятся необратимыми. Любой культ объединяют одинаковые признаки:
У них есть лидер, называющей себя мессией.
В них правит тоталитарная система и философия.
Члены культа беспрекословно подчиняются правилам общины.
Фанатики беспрекословно отдают имущество и деньги на благо общины.
фанатизм
Как становятся фанатиками?
Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.
Зависть к чужим успехам.
Заниженная самооценка.
Известная личность, которая добилась всего и блистает.
Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты. Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно. Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.
Как избавиться от фанатизма?
Фанатизм как психологический феномен появился в 17 веке, когда католический епископ Боссюэ ввел это понятие в обиход. Успешное избавление от болезни возможно, если:
Фанатик поймет, что его утверждения ложные.
Научится анализировать навязчивые мысли и смотреть на ситуацию с другой стороны.
Будет переключаться на другие события.
Повысить самооценку.
Обратится за помощью к психологу.
Фильмы про фанатиков
Фанатизм в любви, религии, спорте и любой социальной сфере – признак эмоциональной нестабильности, впечатлительности, отсутствия лидерских качеств, внушаемости. О фанатиках сняты десятки фильмов – они рассказывают о том, чем чревата слепая вера и следование за кумирами, религиозное раболепие.
«Фанат» с Робертом Де Ниро – драма о сложных отношениях профессионального спортсмена и его фаната.
«Мастер» рассказывает о моряке, который устроился в фотоателье после войны. Через время бывший военный попадает под влияние религиозного лидера и начинает проповедовать его заветы.
«Сдохни, Джон Такер!» Сюжет фильма рассказывает о школьном мачо, которому хотят отомстить три его бывшие девушки. Их не останавливает то, что приманкой в коварном плане выступает девушка, только что приехавшая в город.