Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Цели самостоятельной работы
у качественное усвоение учебного материала;
выработка умений и навыков учебной деятельности;
у формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучаемому материалу;
формирование готовности к самообразованию;
формирование самостоятельности как качества личности.
Преимущества самостоятельной работы
В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.
Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.
Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства учащихся.
Процесс обучения становится более живым и увлекательным.
Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ученику.
Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.
Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей.
Виды самостоятельной работы
Мотивы самостоятельной работы
чувство долга и ответственности;
положительное отношение к учению;
потребность в знаниях;
интеллектуальные чувства, удовлетворение от познания;
профессиональные установки (у старшеклассников);
Уровни самостоятельной работы
1-й - низкий
отсутствие начальных умений и навыков
самостоятельной работы при потребности в ней.
Побуждение: стимулирование учителем, жесткий контроль,
выработка необходимых умений и навыков
2-й - средний
умения выполнять задания по данной инструкции,
организовать свою работу.
Побуждение: стимулирование учителя и личная мотивация
3-й - высокий
самостоятельное планирование, организация и выполнение
заданий без предварительной инструкции,
инициативный поиск новой информации,
переход в самообразование.
Побуждение: личная мотивация
Компоненты самостоятельной работы
Процессуальный компонент |
Организационный компонент |
Особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, оперативность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность Умение ставить и разрешать познавательные задачи Владение разными типами чтения и фиксации прочитанного Умение подбирать и усваивать определенное содержание Умения контроля и самоанализа |
Умения планировать время и свою работу Умения перестраивать систему деятельности Умения осуществлять информационный поиск, работать в библиотеках, сетях Интернет, ориентироваться в современных классификаторах источников Пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информационными технологиями |
Введение………………………………………………………………….……….. ...3
Самостоятельная работа как вид учебной деятельности.
1.1. Понятие самостоятельной работы. Анализ различных подходов…………...5
1.2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы………...11
1.3. Значение самостоятельной работы для развития познавательных способностей учащихся……………………………………………………………16
2. Классификация видов и форм самостоятельных работ……………………….17
2.1. Домашняя учебная работа учащихся………..………………………………..19
2.2. Работа с книгой….………….………………………………………………….22
2.2.1. Традиционные формы работы с книгой……………………………………23
2.2.2. Нетрадиционные формы……………………………………………………28
2.3. Упражнения – как самостоятельный вид учебной деятельности………….32
Практическая часть…………………………………………………………...37
Заключение…………………………………………………………………….46
Литература…………………………………………………………………….48
Приложения
Введение
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Целью данной квалификационной работы является изучение организации самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
Проанализировать различные направления в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении,
Ознакомиться с множеством определений и выяснить, какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования зрелой личности,
Апробировать некоторые виды самостоятельных работ на практике.
Гипотеза: Применение различных видов самостоятельной работы на уроке информатики формирует умения учащихся самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности.
Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника. Предметом – условия ее реализации.
1. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности.
Понятие самостоятельной работы. Анализ различных подходов.
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что существует несколько определений понятию самостоятельной работы. П.И. Пидкасистый дает такое определение самостоятельной работы.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
По определению А.И. Зимней самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
На мой взгляд, это определение является наиболее расширенным и затрагивает как деятельность ученика, так и учителя.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Таким образом, самостоятельной работе можно дать следующее определение: самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др.
В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными материалами для организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.
Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
2)оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
3)результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
2)процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
3)мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Итак, в социальном плане самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретного взаимодействия со средой.
Определение самостоятельной работы
При достаточно многостороннем освещении общепедагогических и методических вопросов этой проблемы ее психологическая сторона остается наименее представленной, тем более с позиции учебной деятельности. Определим исходные для рассмотрения этой проблемы положения.
Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. Соответственно организуемая и управляемая учителем учебная (классная и внеклассная по заданию учителя) работа учащегося должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учебным предметом. Это означает для учителя не только четкое осознание своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у учащихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу обучающегося. Но в целом это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
Что же психологически для самого обучающегося означает самостоятельная учебная работа? Прежде всего, она должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А.Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.
Рассмотрим специфику самостоятельной работы (в точном, деятельностном смысле этого слова) в сопоставлении с внеклассной (внешкольной, внеурочной, внеучебной работой). Соотнесем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы в обучении. Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важными требованиями являются также добровольность и активность учащихся в этой работе, массовость как форма организации.
Если определить самостоятельную работу как высший специфический вид учебной деятельности учащихся, то можно выявить ее существенные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности. (Например, учитель иностранного языка объявляет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать современный «молодежный» разговорный (английский) язык, могут пользоваться ее консультациями и имеющейся литературой.)
Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы в отличие от «внеклассной», «домашней» как раз и состоит в том, что в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, новые познавательные задачи. Второе из названных выше требований к внеклассной работе также не совпадает с особенностью самостоятельной работы как специфического вида деятельности. Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд. Примером может служить самостоятельный разбор шахматных партий начинающим шахматистом. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и предпосылок для заинтересованных в этом учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле слова.
Требования добровольности, активности участия школьников, равно как и целесообразности включения межпредметных связей, распространяется и на самостоятельную работу как вид учебной деятельности. Показательно, что требование массовости, предъявляемое к внеклассной работе, т.е. характер включенности учащихся, например, в кружки, театры-студии и др., изменяется для самостоятельной работы. Оно заменяется предложением преимущественно индивидуальной работы школьника. По взаимной договоренности, по внутреннему согласию, желанию нескольких ребят такая работа может быть и коллективной, что повысит ее результативность и в предметном, и в личностном плане. Можно полагать, что понимаемая таким образом самостоятельная работа - эта форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляющим; знания, получаемые школьником в классе и во внеклассное время подготовки к урокам.
Деятельностный характер самостоятельной работы
Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Являясь по общему признанию сложной и многозначной, самостоятельная работа терминологически точно не определена, хотя ее содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности обучающегося. В деятельностном определении самостоятельная работа - это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе внешкольного опосредованного системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники).
Важно отметить, что само управление понимается в контексте его психологической модели, возможность создания которой раскрыта Л.М. Фридманом . Она основана на положениях о субъектном (а не объектном) характере, структуре управления деятельности ученика, о динамичности, жесткости или гибкости этого управления, личностном участии ученика (в частности, обязательности его целеполагания), личной ответственности учителя и обязательности коллективных форм работы.
Существенным для определения характера внешнего управления самостоятельной работой школьников является положение автора о степени жесткости такого управления. Чем больше последовательность действий ученика, согласно Л.М. Фридману, «...задается извне управляющей системой, тем более жестким является управление. Чем больше эта последовательность выбирается и определяется по содержанию самим учеником, тем более гибким является управление учеником... Жесткость управления должна убывать по мере роста учащихся». К моменту завершения среднего образования и переходу в вуз управление должно становиться полностью гибким . Гибкость управления самостоятельной работой школьников становится, таким образом, отдельной методической проблемой организации этой работы применительно к тем каналам, через которые управление осуществляется, т.е. применительно к учителю, программе, содержанию учебного материала как системе задач.
Индивидуально - психологические детерминанты самостоятельной работы
Представляя собой особую, высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. Понятие саморегуляции было психологически обосновано И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке как о самой совершенной, самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующейся системе. В общем контексте собственно психологической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы .
В целях развития саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания. Учащемуся нужно не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить их другими, также представляющими интерес. Учащийся должен уметь моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации - объект, соответствующий этому предмету. Саморегуляция обучающегося предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. применительно к условиям соответствующей цели деятельности осуществлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий.
Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным для саморегуляции является умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям.
Саморегуляция включает также представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем названным представлениям обучающегося должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения. Естественно, что сама предметная саморегуляция человека связана с его личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформированность ее волевых качеств. Как подчеркивает А.К. Осницкий, умения саморегуляции могут быть сформированы достаточно быстро, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности .
Определение самостоятельной работы как деятельности ее субъекта
Принимая во внимание психологическую характеристику самостоятельной работы как учебной деятельности, можно дат|
более полное описание этого явления с позиции самого субъекта деятельности. С этой точки зрения, самостоятельная работа может быть определена как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Организация и самоорганизация работы
Все сказанное подчеркивает необходимость специальной, учитывающей психологическую природу этого явления организации самостоятельной работы не только и не столько учителем, сколько самим учеником. В процессе такой организации должна быть принята во внимание специфика учебного предмета: математики, истории, иностранного языка и т.д. В то же время организация самостоятельной работы поднимает целый ряд вопросов, свидетельствующих о готовности к ней самого школьника как субъекта этой формы деятельности.
Первый вопрос - умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, даже применительно к студентам, не говоря уже о школьниках. Так, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять . Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения. Следовательно, можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на первый вопрос отрицателен.Здесь возникает второй вопрос: может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе определить новую форму деятельности, а не просто способ выполнения домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозначен. Он определяется тем, что, во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (например, формирования умения вычленять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты). Во-вторых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эффективно и как бы самопроизвольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе. Результаты исследований показывают, что даже у студентов (у 77% первокурсников и 12,8% второкурсников) отношение к учебе отрицательное .
Естественно, что проблема формирования у учащихся способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на процесс и на результат деятельности), воспитания интереса к учению. Как подчеркивают исследователи, «при целенаправленном формировании... все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая, регулирующая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, актив 1 ные попытки поставить самостоятельные и гибкие цели учебной работы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними» . При этом исследователи отмечают, что позитивные мотивационные изменения, формирование интереса к учению происходят в результате изменения, совершенствования целостной личности школьника.
Обучение самостоятельной работе
При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего педагогического коллектива. Она заключается в целенаправленном обучении учеников, особенно средних и старших классов и студентов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач. Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы:
- «приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа:
- приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);
- общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);
- приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.;
- общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;
- приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;
- приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и др.)» .
Очевидно, что здесь приведены как общие приемы организации умственного труда, так и конкретные приемы учебной работы, например работы с текстом. Сформированность последнихможет служить одной из главных предпосылок и в то же время основой самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами.
Отметим еще раз, что в целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки, что в свою очередь предполагает совершенствование контроля и оценивания самим учителем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника формироваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.
Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы
Особенности самостоятельной работы обучающихся могут быть сопоставлены с его классной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т.е. со всеми видами его аудиторной и внеаудиторной, внеурочной занятости. Очевидно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой - собственно самостоятельной работой школьника как высшей формой самоорганизации учебной деятельности (см. таблицу).
Анализ видов учебной работы показывает, что самостоятельная работа как деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащегося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения. При этом необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы обучающегося пока еще не полностью разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу самого подхода к этой проблеме. Предлагаемый подход к рассмотрению самостоятельной работы как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принципах развивающего обучения. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников,
Самостоятельная работа школьника
Основные критерии |
Виды учебной работы |
|||
Классная (аудиторная) работа |
Домашняя работа как подготовка к уроку |
Внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной |
Самостоятельная работа по учебному предмету, осуществляемая параллельно со школьной |
|
По источнику управления (контроля): контроль учителя самоконтроль ученика | ||||
По характеру осуществления деятельности: заданный извне режим собственный режим работы | ||||
По характеру побудителя: от учителя, школы собственная познавательная потребность или потребность достижения | ||||
По присутствию источника управления-учителя: в его присутствии без него | ||||
По фиксированию места учебной деятельности: фиксированное (например, класс) не фиксируется |
наряду с повышением их предметной компетенции, должна способствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности.
Программа обучения самостоятельной работе
Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:
Диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;
Определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения учебного заведения времени;
Определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;
Самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объекта, например при изучении иностранного языка, может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);
Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с педагогом в учебное время может служить образцом составления такой программы;
Определение формы и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.
Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.
В современных условиях модернизации современного образования, направленности образовательного процесса на подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста самостоятельная работа рассматривается как одна из важных форм организации учебного процесса на протяжении обучения в образовательных учреждениях. По мнению Н.А. Морозовой [ Маркина М.А., Шемякина В.Н. Роль предмета информатики в формировании у обучаемых навыков самостоятельного приобретения знаний // Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству. Тезисы докладов пятых рязанских педагогических чтений. - Рязань: Изд-воРГПУ, 1998.-Ч. 2. -с. 121-123.], данная позиция имеет глубокие исторические корни. Так, в принятом в 1835 году втором российском университетском Уставе отмечалось, что одной из главных целей университетского образования являлась необходимость "водворить... в университетском юношестве стремление к образованию... самостоятельному". Уставом 1884 года "отменялись обязательные экзаменационные сессии, ставшие во многом формальными, и заменялись зачетом полугодий, оценивающим действительную и систематическую самостоятельную работу, а не ответы на три случайно выбранные из целого курса вопроса".
Популярные преподаватели дооктябрьского периода К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев в собственных работах подчеркивали, что лишь независимая служба формирует условия для глубочайшего овладения познаниями и развития мышления учащихся.
В современных критериях развития российского образования проблема организации самостоятельной работы студентов в системе среднего проф образования еще располагаться в центре интереса экспертов и педагогов. Данная неувязка отыскала отображение в Концепции модернизации русского образования, в муниципальных образовательных стандартах СПО и учебных планах ССУПризыв. Перейдем к разбору мнения независимая служба.
Суть самостоятельной работы осмотрена в трудах СВ. Акмановой, Е.Л. Белкина, Н.А. Морозовой, Е.Н. Беспалой, В.П. Вишневской, О.В. Виштак, Н.И. Войтиной, Б.П. Есипова, И.А. Зимней, В.А. Козакова, Б.И. Коротяева, И.Л. Лернера, В.С. Листенгартена, О.А. Нильсона, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, И.Г. Широковой и др.
Анализ литературы сообразно данной дилемме показал, что одного представления о сущности мнения "самостоятельная работа" по сих времен недостает. В настоящее время имеется некоторое количество подходов к раскрытию сущности предоставленного мнения.
Сообразно понятию различных исследователей, независимая служба (СР)представляет собой: форму обучения(Н.Г. Дайри, И.И. Ильясов, А.С. Лын-да, В. Я Ляудис); способ обучения(А.В. Усова); разряд учебной деловитости(Р.А. Низамов, О.А. Нильсон); лекарство организации и управления познавательной деловитостью(Е.Л. Белкин, П.И. Пидкасистый).
- 1-ые 3 подхода - это попытка открыть суть мнения "самостоятельная работа" чрез протест на вопрос: как организована познавательная активность? Исходя из этого, создатели определяют, какова выкройка организации процесса обучения.
- 4-ый подъезд основывается на осмысливании обучения как организации познавательной деловитости обучаемого, а суть хоть какой формы обучения состоит в том, что она является средством организации познавательной деловитости.
Отсюда и такое разнообразие в определениях понятия "самостоятельная работа", которые представлены нами в виде сводной таблицы (см. таблицу 1).
Таблица 1 Определение понятия "самостоятельная работа" в научно-педагогической литературе
Определение самостоятельной работы |
|
Это целенаправленная и систематическая познавательная деятельность, направленная на самостоятельное пополнение и совершенствование знаний, умений, в результате которой происходит качественное развитие личности студента. |
Е.Н. Беспалая |
Это форма организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности. Является одним из важнейших средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе; осуществляется как в ходе урочных занятий, так и во внеурочное время. В профессиональной школе распространены следующие формы внеурочной самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; выполнение заданий по циклам дисциплин; конкурсное выполнение заданий; изучение новой техники, технологии на базовых предприятиях, в лабораториях. |
С.М. Вишнякова |
Это форма учебного процесса и его существенная составляющая часть, для успешной организации и выполнения которой необходимо планирование и контроль со сторо ны преподавателя, а также планирование объема самостоятельной работы кафедрами, учебной частью, методической службой учебного заведения. |
Н.В. Гросс, В.П. Фатеев |
Это особая система условий обучения, организуемых преподавателем. |
Н.Г. Дайри |
Учебная деятельность, которая определяется заданием учителя и выполняется учащимися при максимальном напряжении их сил, на основе приобретенных знаний, умений и навыков без непосредственной помощи учителя. |
М.А. Данилов |
Это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий. |
Б.П. Есипов |
Это организуемая самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера. |
И.А. Зимняя |
Форма организации учебной деятельности учащихся, которая способствует развитию самостоятельности и активности в обучении. |
А. С Лында |
Это выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя. |
Р.М. Микельсон |
Это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. |
П.И. Пидкасистый |
Одно из наиболее эффективных и необходимых средств прочного усвоения и закрепления учебного материала. |
Н.М. Шульман |
Анализ обилия подходов и определений мнения "самостоятельная работа" дозволил нам разглядывать её как форму организации учебной деловитости, носящей правящей нрав, а её сущность заключается в решении учебно-познавательных задач.
Соответствующими чертами самостоятельной работы, какие логически выливаются из представленного больше материала, являются присутствие поручения; неимение конкретного роли педагога в его исполнении; наличие умышленно данного для исполнения поручения времени; присутствие опосредованного управления педагогом познавательной деятельностью студента.
Отчерченный сравнительно-сопоставительный анализ указывает, что:
- - неразрывно сплетенная с овладением способами наук, дающая рациональные методы учебной деловитости;
- - осознанное изучение познаний, углубляющее познания при их разнообразном практичном использовании;
- - развивающая умения, самосовершенствующая познания;
- - приводящая в деяния все эмоциональные, мыслительные и волевые процессы студента;
- - формирующая функциональную самостоятельную личность в процессе
субъект-субъектных отношений, предопределяющая дела сотрудничества меж студентами и педагогом;
Нарабатывающая эксперимент творческой деловитости.
Сообразно вопросу о целях самостоятельной работы одного представления еще не есть. Целью самостоятельной работы определяют:
- - воспитание самостоятельности как личного свойства грядущего спеца (Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, И.Е. Торбан);
- - усвоение действий (В. Граф, И.И. Ильясов, Б.Я. Ляудис);
- - формирование требуемых познаний, умений и навыков (Е.Л. Белкин).
Анализ литературы сообразно дилемме изучения дозволяет отметить главные функции самостоятельной работы:
- 1) формирование энергичности и самостоятельности личности, мотивационная функция;
- 2) интерес к познаниям и потребности к самообразованию;
- 3) овладение оптимальными методами учебной деловитости, развитие познавательных возможностей;
- 4) выработка умений и навыков учебной деловитости;
- 5) формирование мировоззрения;
- 6) конкретизация и ущелье предметных познаний.
При исполнении самостоятельной работы исполняются:
- - выработка личных навыков саморегуляции и самодисциплины;
- - приобщение к научно-исследовательской работе, покупка навыков ведения научных изучений;
- - развитие возможности к разбору и синтезу;
- - выработка и закрепление личных оптимальных способов исполнения самостоятельной работы, покупка и закрепление познаний;
- - приобретение навыков работы с литературой и автономного розыска нужных материалов.
Вопросу классификации самостоятельной работы уделялось интерес почти всеми создателями. При этом в качестве базы для классификации хватаются наиболее различные симптомы: родник познаний; нрав познавательной деятельности обучающихся; ступень их самостоятельности и энергичности; конструкция деловитости; разряд исполняемой работы; учебные дисциплины, год обучения и пр.
Этак, Б.П. Есипов дает классификацию самостоятельных работ, сообразно которой независимая служба может улаживать различные дидактические задачки:
- 1. Самостоятельные работы, используемые для получения новейших знаний:
- а) предварительные: надзор над материалом;
- б) выполняемые во время слушания разъяснений преподавателя: составление таблиц, схем; собирание конспекта лекций;
- 2. Независимая служба над материалом учебника: чтение материала учебника и ответы на вопросы; собирание плана параграфа учебной литературы; собирание плана статьи, различение её тезисов.
- 3. Самостоятельное покупка учащимися новейшего познания без предварительного его изложения преподавателем: ответы на вопросы после видео просмотра материала; опыт и надзор за его плодами.
- 4. Независимая служба учащихся на базе обретенных знаний: отчет; творение; заключение познавательных задач; упражнения с целью выработки умений и навыков; практические работы.
- 5. Независимая служба с целью возобновления и испытания познаний, умений и навыков учащихся: сводная матрица; контрольная работа [ Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 1994. -3.-е. 10-12.].
Е.Л. Белкин предлагает классификацию видов самостоятельной работы, предназначенных для:
создания условий, обеспечивающих накопление известных фактов и способов деятельности в ходе усвоения обучающимися содержания информации учебных дисциплин;
создания условий, обеспечивающих преобразующее воспроизведение студентом учебной информации;
- - создания условий, обеспечивающих воспроизведение отдельных функциональных элементов знаний в различных их вариациях и структуры этих знаний в целом;
- - вовлечения обучающихся в процесс генерации субъективно и объективно новой информации [ Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде // Школьные технологии. - 2000. - 6. - с. 12-15.].
Известный исследователь В.П. Стрезикозин выделяет следующие виды самостоятельных работ: работа с учебной книгой; работа со справочной литературой; работа с программированными материалами; сочинения и описания; наблюдения и анализ по заданиям педагога; лабораторные работы; графические работы [ Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Школа-пресс, 1995.-303 с.].
Характер деятельности обучающихся учитывается в классификации Л.Г. Вяткина:
репродуктивный тип самостоятельных работ (воспроизведение ранее полученных знаний и оперирование ими);
выборочно-воспроизводящий тип самостоятельных работ (актуализация имеющихся знаний и частичная их творческая переработка);
творческий тип самостоятельных работ (создание принципиально новых духовных или материальных ценностей) [ Войтина Н.И. Планирование и организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа // Совершенствование самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования. Сборник статей по материалам межвузовского научно-практического семинара. -Магнитогорск: МаГУ, 2003. - с. 40-44.].
П.И. Пидкасистый выделяет самостоятельную работу:
По образцу (требует переноса известного способа решения в непосредственно-аналогичную или отдаленно-аналогичную ситуацию);
реконструктивно-вариативную (требует преобразования структуры учебных текстов);
частично-поисковую (нацелена на нахождение, выявление существенных признаков явлений и применений понятий науки в новой ситуации);
исследовательскую (нацелена на развитие опыта творческой деятельности, способствует применению новых знаний в новых условиях, требует создания нового метода, способа решения проблемы) [ Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академ, 1998. - 509 с.].
Каждый тип самостоятельной работы в практике обучения, с точки зрения исследователя, представлен большим разнообразием самостоятельных работ: работа с книгой; упражнения; разнообразные задачи, практические и лабораторные работы; проверочные самостоятельные работы; доклады, рефераты; индивидуальные и групповые задания в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе; домашние лабораторные опыты и наблюдения; технические моделирование и конструирование.
И.И. Малкин обозначает следующие виды самостоятельных работ:
репродуктивного типа (воспроизводящая, тренировочная, обзорная, проверочная);
познавательно-поискового типа (подготовительная, констатирующая, экспериментально-поисковая, логическо-поисковая);
творческого типа (художественно-обзорная, научно-творческая, конструктивно-творческая);
Познавательно-практического типа (учебно-практическая, общественно-практическая) [ Домрачеев В. Г". Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 1994. -3.-е. 10-12.].
Г.С. Брусникина выделяет три вида самостоятельной работы в зависимости от целей их применения и изложения учебного материала преподавателем:
побудительные самостоятельные работы (практические, теоретические);
познавательно-поисковые самостоятельные работы (констатирующие, познавательно-поисковые);
познавательно-практические самостоятельные работы (педагогические упражнения, педагогические задачи).
И.А. Зимняя выделяет виды самостоятельных работ на основании следующих критериев:
по источнику управления (контроль учителя, контроль ученика);
по характеру осуществления деятельности (заданный извне режим, собственный режим работы);
по характеру побудителя (от учителя, образовательного учреждения, собственная познавательная потребность);
по присутствию источника управления (в присутствии учителя, без него);
По фиксированию места учебной деятельности (фиксированное, не фиксируется) [ Зимняя И.А. педагогическая психология: Учебник для вузов. -М.: Логос, 2002.-384 с.].
Не считаем целесообразным, приносить все популярные классификации видов самостоятельной работы обучающихся, так как это не является задачей нашего изучения. Приведенные классификации демонстрируют, насколько важной является неувязка организации самостоятельной работы в педагогической науке. В связи с сиим изучения крайних трех-четырех лет, приуроченные к теме диссертации, невзирая на отдельные выражения о неактуальности и несвоевременности разработки уже "совершенно разработанной" трудности, считаем верными и обоснованными.
Не считая такого, разрешено сориентировать, что эксперты обращают интерес на выделение уровней и шагов самостоятельной работы обучающихся. Разбирая выработки в данной области, разрешено отметить 3 главных уровня самостоятельной работы:
I - маленький, соединенный с неимением начальных умений и навыков самостоятельной работы при потребности в ней;
II - обычный, соединенный с умениями делать поручения сообразно предоставленной инструкции, осуществить свою работу;
III - высочайший, соединенный с автономным планированием, организацией и исполнением заданий без подготовительной аннотации, инициативным розыском новейшей инфы, переходом в самообразование.
При этом выделяются 2 компонента самостоятельной работы: процессуальный и координационный. 1-ый подключает в себя индивидуальности мыслительной сферы (независимость, упругость, результативность, креативность, дееспособность к разбору, синтезу, обобщениям, внимательность); знание становить и позволять познавательные задачки; владенье разными типами чтения и фиксации прочтенного; знание выбирать и одолевать определенное оглавление; умения контроля и самоанализа. 2-ой - умения намереваться время и свою работу; умения реорганизовывать систему деловитости; умения исполнять информативный розыск, действовать в библиотеках, сетях Веб, опознаться в современных классификаторах источников; воспользоваться оргтехникой, банками данных и современными информационными технологиями.
К шагам самостоятельной работы относятся:
- - самонастройка (целеполагание, собирание программы);
- - самоорганизация (планирование; отбор средств и источников; реализация, внедрение приемов усвоения и переработки инфы; применение познаний; фиксирование итогов);
- - самоанализ и контроль (критика значительности самостоятельной работы и корректировка итогов; критика эффективности приемов работы и её результатов; мнение о направленностях оптимизации самостоятельной работы и работы сообразно самообразованию).
В целом же следует подметить, что переход РК к рыночной экономике диктует новейшие запросы к спецу, одним из главных свойств которого является независимость. Создание предоставленного свойства определяется, в том числе, и организацией самостоятельной работы как вида учебной деловитости в учебных заведениях среднего профобразования, имеющей свою специфику и индивидуальности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………3
ГЛАВА I . Самостоятельная работа на уроках математики в начальных
классах………………………………………………………………………………7
1. Самостоятельная работа как метод обучения. Его значение в развитии и
воспитании младших школьников…………………………………………….8
2. Виды самостоятельных работ:…………………………………...……….10
Фронтальные самостоятельные работы;
Индивидуальная самостоятельная работа;
Групповые самостоятельные работы;
Домашние самостоятельные работы;
1.3 Методика организации самостоятельной работы……………..……….14
Дифференцированный подход к самостоятельной работе.
При помощи карточек;
ГЛАВА II ………………………….……………………………22
1. Констатирующий эксперимент…………………….……………….…….23
2. Формирующий эксперимент………………….…………………………..27
3. Контрольный эксперимент………….…………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………34
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………....38
ВВЕДЕНИЕ
Об основание выбора темы.
Именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее
творческих возможностей. Но почему же так много людей несамостоятельных,
не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные
решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает
давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа
ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт
школы - лучшее тому доказательство.
Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в
тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и
умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок,
сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает
у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков,
поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить,
то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей
работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной
работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным
средством формирования личности, побуждает
умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у
школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В начальных классах все
зависит от учителя: как он будет учить детей выполнению самостоятельной
Актуальность темы.
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том,
чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,
чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это
не простое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная
деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и
практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на
уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают
работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках
математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников,
самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для
выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен
постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как
ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление
Все шире и шире входит самостоятельная работа в практику школы, различные
ее виды. Учителя стремятся вооружить учащихся соответствующими умениями,
используя для этого и классные занятия, и дополнительные занятия, и
домашние занятия.
Объект исследования .
Организация учебно-воспитательного процесса по математике в начальной
Предмет исследования .
Организация самостоятельной работы. Методика выполнения самостоятельной
работы в 4-ем классе.
Цель исследования.
Доказать, что при правильной методике организации проведения
самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей.
Гипотеза
Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и
использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается
самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более
трудные задания.
Задачи исследования.
1. Изучить литературу по проблеме исследования
2. Определить уровень сформированности навыков самостоятельной работы в
исследуемом предмете.
3. Определить систему упражнений работы по формированию навыков
самостоятельной работы в 4 классе.
Методы исследования.
Изучение литературы по теме курсовой работы, беседы, моделирование
уроков, и занятий, контрольные задания, интервьюирование, изучение
документации.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Самостоятельная работа - активный метод обучения. Пример можно привести на обсуждении урока. Одни учителя говорили, что на уроке была самостоятельная работа, другие утверждали, что её не было, так как не было над чем думать. Так что же такое самостоятельная работа? Для одних - это форма и метод организации учения, для других - специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих-деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия
учителя. Однако основные признаки самостоятельной работы на уроках математики - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя,
выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и
усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.
Итак, с/р. на уроках математики - это такой метод обучения, при котором
учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают
учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим
признаком с/р. считают активность детей, отсутствие помощи учителя.
Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её,
учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем
есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении
задания, в решении задач, но он организует деятельность. С/р. всегда
завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит
самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с
теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы
всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность
школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и
нестандартный подход.
Как метод обучения с/р. чаще применяется на уроках и дома с целью
закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и
эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении
других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения дети могут
усвоить на уроке. С/р. используются с целью повторения, систематизации,
проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной
деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках
математики могут использоваться такие технические средства, как учебные
пособия (счетный материал, геометрические фигуры и т. д.), сборники задач
и упражнений, учебник.
Большую роль в с/р. на уроках математики играет учебник. Многолетний опыт
учителей и специальные исследования показали, что учебник как средство
организации с/р. на уроках математики. Обладает большими формирующими
возможностями. Учитель при организации с/р. на уроке наряду с д./З. может
использовать и учебник, с которого могут быть выбраны задания для с/р.
Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована
деятельность учащихся. Форма организации - это определенная расстановка
участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся,
самих школьников между собой.
В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том,
чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том,
чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся
при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от
учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять