Что такое семейное обучение школьника. Чем семейное обучение отличается от домашнего



Семейное образование
(или homeschooling) - форма получения образования, предусмотренная законодательством Российской Федерации, предполагающая изучение общеобразовательной программы вне школы.

При семейном обучении право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

Оставляет право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения также имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Альтернатива школе

Согласно Конституции РФ, основное общее образование обязательно и его получение детьми должны обеспечить родители или лица, их заменяющие.

В РФ образование может быть получено:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования или самообразования.

Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Российская Федерация поддерживает различные формы образования, но при этом устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Современные родители больше не хотят быть пассивными потребителями образовательных услуг, они все чаще выбирают для себя роль активных участников процесса, которые воздействуют на рынок.

Как следствие, появился выбор, что делать родителям, которые не хотят в силу разных причин, водить ребенка в общеобразовательную школу.

Вот несколько вариантов:

1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, вальдорфские школы, школы-парки и другие)

2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.

3. Перейти на семейное образование.

Кому подходит семейное обучение

К такой форме образования все приходят по-разному: кто-то в силу убеждений, кто-то обстоятельств.

Вот несколько мотивов родителей, выбирающих семейное образование:

  • нежелание вписывать ребенка в рамки системы;
  • желание обеспечения лучшего образования для ребенка;
  • желание обеспечения более гармоничного развития ребенка;
  • необходимость укрепления здоровья ребенка;
  • желание нести личную ответственность за образование своего ребенка;
  • выбор в пользу особенностей личности своего ребенка;
  • желание поиска индивидуального пути ребенка;
  • нежелание давать ребенку негативный пример поведения от ровесников.

Что меняется в жизни ребенка, практикующего семейное образование

Окружение

Изначально ребенок не запирается в узких рамках возрастной группы, никто не диктует ему, какого возраста должны быть его друзья.

Он с самого начала не причисляет себя к группе ровесников, что исключает возникновение однотипных стремлений и ярлыков текущего возраста.

В его окружении могут быть дети как младше, так и намного старше.

Ребенку не подаются друзья "на блюдечке", как в школе. Он выбирает их сам, исходя из своих интересов и увлечений, а также особенностей характера и потребности в общении.

Иногда друзей приходится искать и это прекрасный навык для будущей взрослой жизни.

Кто-то считает, что хоумскулинг лишает детей социализации, а кто-то наоборот.

Человек, который научился искать подходящих ему друзей в 10 и 15 лет - не останется один или в окружении случайных людей в 25 и 40.

Учителя и уроки

В каждом из нас живет неискоренимая любознательность. Каждый помнит наслаждение от того, что узнал, сумел, изобрел и получил. Именно это чувство - лучший двигатель учебы.

Выбрав такую форму обучения родители отправляются в совершенно свободное плавание по альтернативным образовательным течениям.

У нас в стране существует очень много хороших педагогических систем, экспериментов, методик и т. д.

Именно сегодня информации, отвечающей потребностям каждого ребенка так много, как никогда за весь период истории человечества.

Время, режим, питание

Простые радости жизни в виде зоопарка, бассейна, музея, заповедника становятся доступны в любое время года и дня.

У домашнего ребенка гораздо больше возможностей быть на свежем воздухе.

А также в разных интересных местах, будь то мамина работа или папин гараж, аквапарк или поездка к бабушкиному другу археологу. Ребенок может больше находиться среди близких и интересных ему людей.

Режим - дело гибкое. Если у ребенка скачок роста, он переутомился или слегка простыл, самое правильное - дать ему поспать, это может предотвратить множество болезней.

При семейной форме образования ребенка торопят только собственные же планы.

Ответственность родителей

Когда ребенок находится на домашнем обучении, очень помогает понимание того, что начинать любые воспитательные процессы придется, так или иначе, именно с себя.

Родителю, практикующему семейное образование не на кого сваливать возникшие проблемы, даже если у ребенка сложный характер, отсутствие желания учиться, чрезмерная вялость или активность и т. д.

И только родители могут действительно понять - проблема ли это, с которой нужно работать или временное поведение ребенка в заданной ситуации.

Оценки

Практически любые виды проверок, вопросов и тестирования могут создавать риск разрушения мотивации к обучению.

Уровень гормонов стресса возрастает у ребенка в ответ практически на любое экзаменирование.

Главное правило оценки при обучении на семейном образовании - сравнивать себя можно только с собой вчерашним.

Ребенку не приходится ждать чужой оценки своих способностей и как-либо зависеть от нее.

Личные качества

Часто ребенок, оказавшийся вне рамок подавляющей его системы, словно "расцветает", он расслабляется, становится собой и начинает осознавать собственные потребности в получении знаний.

Поведение ребенка более не связано общественными ярлыками - "драчун", "непоседа", "тихоня". Оно не состоит из чужих фраз и особенностей, принятого в компании поведения.

Таким образом, постепенно ребенок учится оставаться собой, получая при этом правильные результаты.

Ответственность ребенка

Многие родители переживают, что выбирая семейное образование, они создают ребенку некий искусственный мир, где все нацелено на создание комфорта, подачу ему удобных решений и т. д. А во взрослой жизни ведь всякое бывает.

Но если задуматься чего родители вообще хотят достичь своим воспитанием, какими хотят видеть своих детей в будущем и просуммировать разнообразие ответов, скорее всего большинство родителей скажут: мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и самостоятельными людьми.

Семья - это своего рода тренажер, который готовит ребенка к взрослой, самостоятельной жизни. Есть ряд навыков, которым на семейном образовании ребенок автоматически обучается с самого юного возраста.

К таким навыкам относятся:

  • умение найти себе занятие, дело, применение;
  • возможность видеть свою цель не как "закончить четверть без троек", а как "хочу узнать, попробовать, добиться чего-то";
  • умение получать радость от процесса и результата.

Система изначально забирает у ребенка вожжи, которыми он управляет своей жизнью. Семейное образование действует в этом случае мягко - не забирая инициативу, позволяя проявлять себя тогда, когда ребенку самому это необходимо.

Ребенок может действовать самостоятельно:

  • сам нашел учителя и сам договорился;
  • сам заработал и сам оплатил свой спортивный семинар;
  • сам поставил себе задачу и сам нашел решение, через пробы и ошибки, ругаясь, когда не выходит, отчаиваясь и снова вдохновляясь;
  • сам "добывает" из мира информацию, испытывая восторг от новых решений и гордясь собой по праву.

И никто не торопит, не оценивает, не сравнивает и не критикует.

Плюсы семейного образования

1. Индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял все до мелочей.

2. Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников.

3. Ребенок может жить по естественным биологическим часам - просыпаться тогда, когда хочет, учиться в определенное время, когда это получается лучше всего.

4. Кто как не родители способны учесть все индивидуальные особенности своего ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится ему в будущем.

5. У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах - языки, архитектуру, искусство и т.д.

6. Домашнее обучение поможет ребенку в будущем справиться с трудным выбором профессии.

7. Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам, что делает его жизнь свободнее и естественнее.

8. Исключается негативное влияние окружения на ребенка.

9. У родителей появляется возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.

10. Появляется возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции.

11. Родители могут контролировать процесс развития ребенка.

12. Родители могут чутко следить за состоянием здоровья ребенка.

13. Родители могут определять ежедневное питание ребенка.

14. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

15. Как показывает практика, кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы семейного образования

1. Ребенок может чувствовать себя отчужденно. Возможно ему будет не хватать коллектива, общения со сверстниками, жизни в обществе. Может возникнуть шаблонный образ "белой вороны".

2. Возможно, из ребенка получится не тот человек с лидерскими качествами, которого родители хотели бы видеть.
Чтобы быть лидером, личностью нет необходимости сбегать от реальной жизни в обществе, напротив, следует проявлять себя, бороться с конкурентами, завоевывать популярность и уважение поступками.

3. Навыки коммуникации могут быть сведены к нулю.
Ребенок, обучающийся дома, не всегда имеет возможность ежедневно тренировать навык общения с ребятами разного возраста и разных социальных групп.

4. Возможен побочный эффект в виде проявления эгоизма у ребенка в будущем.
У человека, который привык к избранному отношению, в коллективе могут возникнуть сложности в ситуации, где он оказывается на равных условиях с другими.

5. Неправильно организованное семейное обучение может привести к отсутствию или частичному нарушению дисциплины у ребенка.

6. За детьми требуется постоянный контроль.
Родители, выбирающие такую форму обучения должны быть готовы и иметь возможность тратить свое время на детей.

7. Есть риск возникновения дальнейших трудностей с обучением в ВУЗах, колледжах, техникумах, если родители не сумели дать должное образование.

8. Чрезмерная опека может привести к инфантилизму ребенка.
Если у ребенка совершенно не будет опыта, необходимого для самостоятельной жизни, это может наложить негативный отпечаток на его личностные качества.

9. Ребенок должен стать обязательным участником выбора семейного формата обучения, в противном случае это будет очередное навязывание родителями уставов, ограничивающих ребенка, что лишает данный вид образования основного преимущества перед школой.

10. Родителям нужно быть готовыми к тому что хорошее образование может обойтись серьезными затратами денежных средств.

11. Родителям необходимо быть очень организованными людьми, чтобы правильно построить для ребенка процесс обучения дома, пользуясь всеми преимуществами данной формы обучения и исключая возможные недостатки.

12. Родителям может не хватать педагогических знаний, чтобы самостоятельно выбирать методики для обучения ребенка.

С какими трудностями могут столкнуться родители, выбирающие семейное обучение

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • отсутствие видения решения проблемы дисциплины;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • отсутствие навыка родителей работать с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение.



Как перевести ребенка на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1.Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Советы опытных родителей как это сделать

1. Не надо ни о чём спрашивать в школе, пишите заявление.

Главный интерес администрации школы - не соблюдение ваших законных прав, не выполнение законов и даже не интересы ребёнка, а наименьшее количество проблем.

Поэтому, желая перевести ребенка на семейную форму обучения вы можете услышать от директора школы такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т. д.

Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация скорее всего поменяется.

Школа - это государственное учреждение, поэтому, согласно № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", обязана принять ваше заявление и меры по его обработке.

В заявлении можно использовать оборот "в соответствии со статьей 17 закона "Об образовании в РФ" прошу…" - так будет понятнее, что закон вы уже читали и препираться по этому поводу бессмысленно.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Делайте два экземпляра заявления для подписи.

Сделайте один дополнительный экземпляр заявления для себя. На вашей копии документа также необходимо поставить отметку о приёме заявления (печать, подпись, дата). Это нужно для того чтобы исключить "случайную" потерю документа руководством школы.

3. Обращайтесь за разъяснениями в вышестоящие инстанции.

Если школа даёт вам письменный отказ, не даёт никакого ответа, отказывается принимать заявление или выставляет неправомерные условия, необходимо обратиться в другие вышестоящие инстанции.

Например, в РОНО (районный отдел образования), в городской комитет по образованию, к уполномоченному по правам ребёнка в Министерстве образования. В особых случаях можно отправить письмо и в прокуратуру.

4. Не ждите быстрого решения.

Когда вам придёт ответ из госоргана, куда вы обращались, не спешите радоваться, сначала почитайте, что вам написали. С вероятностью 99% на конкретный вопрос вам ответили отпиской.

В этом случае необходимо написать следующее обращение, где следует указать что вы не получили ответа по существу на своё предыдущее обращение и просите дать конкретный ответ на свой вопрос, как это и должно происходить по закону.

После этого часто приходит нормальный ответ.

5. Сохраняйте спокойствие и улыбайтесь.

Вы значительно упростите себе жизнь, если не будете относиться к администрации школы и другим госслужащим как к личным врагам.

Помните, что это просто переговоры, которые как и любые другие, можно вести спокойно и вежливо.

По опыту, чем активнее вы заявляете о своих законных правах, тем меньше администрация школа хочет с вами конфликтовать и проявляет желание нормально договориться.

Что говорят о семейном образовании

Родители:

"Мой сын сам находит для себя информацию, он умеет учиться и это самое главное, чему я смогла его научить дома.

Главной трудностью оказалось разрешить сыну временами ничего не делать, а себе - спокойно смотреть на это. А главной проблемой - найти общий язык с учителями, которые считают невозможным самостоятельное обучение."

Ольга Молчанова, мать

"Я хорошо понимаю, зачем нужны экзамены. Но идея крайне искажена. Готовятся и учатся люди, чтобы сдать, а не чтобы знать. И вот в этом я вижу неудачу системы.
Поэтому мои дети не учатся для того, чтобы сдать школьный зачет. Они находят решение возникающих перед ними задач. Как только задачей станет сдача зачета, они будут искать ее решение. А я, конечно, помогу им, по мере сил."

Катя Азанова, мать

"Обычно наш день выглядит так: дети спокойно высыпаются, встают, кушают, во что-то играют, потом мы начинаем заниматься. Либо мы проводим один, два, три урока с небольшими перерывами, либо мы проведем один большой урок, потом погуляем, потом проведем еще урок. Но часто они занимаются самостоятельно по учебнику в своем ритме, как им удобно. То есть, дети просто знают, что им за неделю нужно пройти вот этот раздел, и они его читают. Если надо прочитать литературное произведение или написать сочинение, они делают это когда хотят, я не даю домашних заданий.

Я учу детей именно заниматься самостоятельно. То есть даешь человеку учебник по биологии и он его читает, а если что-то непонятно, то я вместе с ним по учебнику разбираюсь, поскольку я в биологии не специалист."

Алексей Карпов, многодетный отец

Специалисты:

"Поиск альтернативных путей никогда не будет массовым, но современное образование, если оно направлено в будущее, должно быть разным: семейным, традиционным, школьным, смешанным"

Алексей Семёнычев, консультант по вопросам семейного образования

"Если ребёнок оказался на низких позициях в классе и при этом плохо учится, на помощь может прийти альтернативное обучение.

Смена окружения, индивидуальный подход к выстраиванию мотивации уберегают от негативных откликов в виде оценок и мнения сверстников.

Благодаря альтернативному образованию появляется возможность подтянуть уровень знаний, повысить самооценку и чувство собственного достоинства."

Анна Девятка, семейный психолог, гештальт-терапевт

Литература на тему " Семейное обучение как система" Алексей Карпов

Отвечает на такие вопросы как:

В чем специфика индивидуального обучения?
- Как действовать, чтобы не создать дома аналог школы?
- Какие трудности могут вам встретиться?
- Как реагировать на неудачи?

"Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

Книга предлагает родителям полное и доступное изложение всей юридической информации, необходимой для того, чтобы воспользоваться законным правом учить ребенка школьного возраста дома.

В ней рассмотрены различные нормы российского образовательного права, касающиеся семейного образования и экстерната, включая особенности регионального регулирования этих форм получения образования.

Популярные вопросы

Чем семейное образование отличается от экстерната?

Экстернат относится к самообразованию.

Общее для обеих форм: обязательность выполнения программ, самостоятельность в их освоении и последующая аттестация.

Различия: при семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная, форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы.

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях на сегодня предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования, во время обучения, имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Но родителям, выбравшим семейное образование, рекомендуют всё-таки проходить их каждый год, чтобы быть уверенным, что разные течения не "унесли корабль" далеко в сторону от ФГОСа.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Оценивает знания учеников специальная комиссия, в которую обычно входят учителя из разных школ района, города или даже региона. Таким образом, к ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

Обучение на дому и семейное образование одно и то же?

Достаточно часто семейное образование путают с обучением на дому, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера.

Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому.

Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.

Литература и источники

24 Сен 1 1740

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы - и . Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская - психолог, многодетная мама, автор книги .

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге, или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания "стоять над душой", а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике.

Как итог, хоумскулинг признается неэффективным, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный подход.

Хоумскулинг - это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный "бонус" домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.

Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.

В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

А как же у других родителей получается?

Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение - возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому - людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках - рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее обучение?

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно? Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант - когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые могли бы эффективно передать ребенку.

Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.

Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно - очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнее обучение эффективным

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться перед ребенком с учебником. Сначала позаботьтесь о том, чтобы у него появился важнейший навык - быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается учебный процесс дома. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается занятий с репетиторами, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия. При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. "Семейники" по статистике числятся среди худших учеников, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.


Мой личный опыт семейного обучения

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь - очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь - личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.

Наша задача как родителей - думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?

Пустая, хвастливая статья... а обсуждение вышло на удивление интересным и содержательным, есть о чем подумать!
Спасибо постоянным участницам конференции))

Семейное образование не подходит тому, кто не хочет этим заниматься, не настроен всерьез.
Кто хочет - найдет возможности, кто не хочет - тысячу аргументов против.
На мой взгляд семейное образование хорошо тем, что у него есть очень много всяких разных вариантов. От семейных и альтернативных школ и школы дома до анскулинга.
Кто хочет может заниматься высокими технологиями и наукой, кто хочет - рукоделием, творчеством и сельским хозяйством.

Если абстрагироваться от тона статьи - все очень резко и безаппеляционно, в жизни оттенков и полутонов бесчисленное множество, и столько же вариантов успешного образования - с одной идеей могу согласиться безоговорочно. Семейное образование не подходит категорически родителям, которые требуют от детей освоения всех нюансов школьной программы в установленные извне сроки (аттестация по классам). То есть попытка буквально воспроизвести школу дома, с почасовой отсидкой за уроками. Чаще всего быстро обе стороны бывают разочарованы, как минимум.

Во всех остальных случаях это может быть превосходно реализовано. Это может даже в школе происходить, если у ребёнка есть возможность следовать своим интересам, развивать сильные стороны и получить "отсрочку" в отношении слабых в ожидании доразвития определённых зон мозга, перерастания поведенческих проблем и пр. Именно это наблюдаю сейчас у младшего ребёнка - способного, но изначально очень проблемного в плане учебы. Просто нарадоваться не могу, что нашли школу с семейным типом обучения.

Вот интересно, предлагается родителям решить вопрос обработки информации. Скорочтение, развитие памяти, логика. Но... забавно, но при наличии этих навыков школьная программа осваивается вообще на счет раз))) Особенно понравилось что "легко не будет" и ошибочно думать что ребенок сам захочет, местные фанаты со как раз обратное доказывают))
И да, я 20 лет работаю в ИТ. Одного ребенка уже вырастила до взрослого совершенно самостоятельного состояния. И сегодня надела именно фартук, который меня учили шить 30 лет назад. Десятилетия прошли, а роботов не наблюдаю, фартук так и остался единственным способом защитить одежду от брызг при приготовлении еды)))

Оооо, опять! После фразы "наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы" понятно, что читать статью - бессмысленная трата времени. Вольный перевод. Дети, которые не могут осилить элементарную, в сущности, школьную программу, получают двойки и тройки, а мамы, вспоминая свою неспособность учиться и свои двойки и тройки, жалеют бедных деточек и поливают по-всячески школу и учителей. И пытаются доказать мамам способных детей, что они умнее и успешнее, а еще состоятельнее:))))

Прочитав такую статейку, я бы точно не стала адептом со. Предвзято и глупо.

Есть и вполне реальные наблюдения:) Только трактовка страдает.
"ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов."
Естественно, сам, как правило, не мотивирует. Вообще насаждения тяги к знаниям и заинтересованность в _процессе_ обучения (а не только в результате) - дело семьи. Что при школьном обучении, что вне его. Когда есть школа - еще и там некая мотивация привносится, ну и просто тяга "за коллективом" срабатывает, наверное.

"Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий."
Глупо и наивно противопоставлять совершенно разные вещи, кмк. Никак умение управляться с иголкой и ниткой и понимание, как происходит создание вещей не мешает изучать компьютерные технологии. Вообще никак.

То, что школу, фактически, пытаются заменить не только мамой, но и "специализированными курсами" и репетиторами, я уж умолчу:))) "В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия.", "Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах." - прелестно же! Это то, что среднестатистический (обычный) ребенок вполне естественно получает в семье и школе.

А вот это "При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками." отлично работает и при обучении в школе.

Но вообще, из статьи следует, что "успешная мама" - это неработающая мама, в первую очередь. Которая, видимо, сама 10+5 лет училась, чтобы стать заменителем учителя для одного ученика. Ну, может быть, кому-то такая жизненная схема кажется реальным успехом, не знаю.

в школе, оказывается, "Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания". почему я никак с ними не столкнусь, с этими механизмами? и почему же тогда дома достаточно понимания, что "Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, ...отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей". почему точно такое же понимание не может быть у ходящего в школу? не пойму

Ааа, вот она, "библия")))), откуда нам транслируется и транслируется, практически дословно.

Всплакнула: "В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания".
Бедные, бедные дети...

Комментировать статью "Кому не подходит семейное обучение"

Домашнее обучение. Поделитесь мнением!. Дистанционное образование, экстернат. Домашнее обучение. Поделитесь мнением! Девочки, есть у нас такие, у которых дети обучаются дома? Не по причине слабого здоровья, например, а это именно позиция родителей...

Обсуждение

Дочь училась все 11 лет на семейном. Две музыкальные, танцевальный, художка, медаль в школе, высокие баллы ЕГЭ, строжайшая дисциплина, жизнерадостный взгляд на мир - всё это наше. Условия: у меня два высших образования (техническое и гуманитарное)+полное финансирование(и личное участие) со стороны мужа. Если этого нет - фигня и профанация.

21.11.2018 20:29:28, Аэл.

Мой на семейном 4й год. Для нас это удобно. Самым удобным оказалось сдавать в лояльной инет-школе в этом году. Но я учу сама, кроме англ. Ребенок трудный, учится и не хочет, и не может. Сейчас учимся с удовольствием, много роликов в инете, на любую тему. Остается время на тренажерку и музыку.

Кому не подходит семейное обучение. Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование.

Обсуждение

Похвастаюсь. Сегодня поговорила в школе с завучем, без вопросов дали ИУП по 2м предметам. Попросили написать заявление в свободной форме, передать через дочку. В заявлении должна быть фраза, что "ответственность за освоение программы беру на себя". У нас вообще очень человечное отношение в школе....

Мой опыт говорит, что в наших школах сейчас проще что-то решить неофициально, чем что-то официально оформить.
У нас девочка-олимпиадница решила в 11-ом классе уйти на самостоятельное. Ох, и натерпелась она! Все, кому не лень, её шпыняли от директора до учителки МХК!
Пришла на контрольную - зачем пришла?
Не пришла на контрольную - Почему "этой нашей" нет??
Дипломы олимпиад, которые она приносит школе, все любят, ага!! А всю эту бухгалтерию с самостоятельным/домашним/ИУПам-и, отчетами в комитет по образованию и т.д. администрации школ и учителя терпеть-ненавидят!

В общем, мы, глядя на это всё ничего формализировать не стали. Уезжает ребь на олимпиаду - записка от меня, что "по семейным...". Надо отоспаться после олимпы или доп.занятий - опять записка. Классуха сначала возмущалась, потом - отстала.

Если ты на самостоятельном или на ИУП, то у тебя все формальные сдачи зачетов-контрольных-лаб прописаны, и никуда ты не денешься - всё придется сдавать. Да еще и точно в срок! Раньше сроков не всегда принимают - учителя же не обязаны, только если пойдут навстречу ученику.
А если ты, типа, болел или по каким-то другим причинам пропустил урок, то далеко не всегда тебя вообще заставляют что-то досдавать. Как говорится - всё, проехали. :)

Если не ошибаюсь, по санпину до 25% пропусков учебного времени считается вариантом нормы. Мы следили только, чтоб оценок для аттестации хватало по всем предметам.

Домашнее образование, нюансы. Забираю детей домой учиться, директор предложил официально ничего не оформлять понятно. блин, это все усложняет. я совсем не против того, чтобы за нас счет Домашнее обучение - очень тернистый путь, очень хлопотный и дорогой.

Обсуждение

Мы в МШЗД на заочное перешли, тоже частная. Там раз в месяц контрольные по всем предметам онлайн, а приезжать только в конце года на итоговые аттестации.

В зависимости как договоритесь.
У меня сейчас ребенок тоже оформлен как на ИУП. ЧАсть предметов заочно, часть очно.
Школа получает деньги. Считаю, что это правильно, т.к. труд учителей должен быть оплачен. С другой стороны можно попросить о консультации при необходимости.

Я когда искала своему школу для аттестации, мне понравились школы при колледжах малокомплектные ТК 21 и 26 . Администрация школьных отделений очень доброжелательна. Мы в итоге прикрепились к 21. Была приятно удивлена уровнем педагогов.

Про домашнее обучение. Думаю для дочери. Аргументы за - со школой опять проблемы, в этот раз вообще не связанные с дочкой, но А есть официальная статистика,что дети на домашнем обучении лучше социализированы? Я против домашнего обучения ребенка аспергера.

Обсуждение

Я давно склонялась к домашнему обучению, но всё-таки два года кое-как мы проучились в школе. Для ребенка школьное обучение далось тяжело. Так как в садик мы не ходили, его воспитанием я всегда занималась самостоятельно. Начались конфликты со сверстниками, бесконечные болезни. Смысла обучения в школе я больше видела, поэтому сейчас учимся сами в он-лайн школе Бит. Учимся дистанционно, знания дают достойные, мало того, моего ребенка даже подхвливают. Он стал явно опережать своих сверстников.

Мои дети на семейном и мне это очень нравится.
Наша практика и практика других знакомых показывает, что общения на семейном образовании не становится меньше. Освобождается время для занятий там, где есть единомышленники. У меня сын ходит заниматься в студию для взрослых и ему там комфортнее. И для социализации это лучше, ведь это процесс передачи знаний и навыков об обществе от старших к младшим. Чем со сверстниками обмениваться? Только дружат, а это другое.
И еще хотела спросить. У вас есть организация родителей с этим синдромом? У нас, родителей с синдромом Дауна, свой круг общения, где дети с синдромом и без дружат по много лет, встречаемся на праздниках, организуем совместные занятия, кружки.

постою рядом послушаю, потому как устраивая ребенка знающего программу первого класса в этом году в первый класс - долго сомневалась - а надо ли нам оно и не уйти ли на экстернат сразу до 1 сентября не мучая ребенка - благо началка это такое дело когда с ребенком за месяц можно пройти годовую программу не особо напрягаясь:)

до сих пор сомневаюсь - правильно ли я сделала запихнув ребенка в ИМХО откровенно слабую школу к никакому учителю, хотя - это было лучшее из имеющего в наличии в 20 минутах езды:(

особенности семейной формы обучения. Дистанционное образование, экстернат. Мы на семейном с сентября. Те деньги, которые государство выделяет школе за моего ученика, школа перевела на мой счет, поскольку школа его не обучает.(Приятно, но не из-за этого все...

Но домашнее обучение для вас имхо не выход. А много занятий сверх школы научат трудолюбию. У моих детей в классах и мальчики плакали. Их, как раз, никто не дразнил. А задирали совсем других детей, сразу и не поймешь, за что.

Обсуждение

если учитель не настроен на работу,то вряд ли выйдет с ней закончить началку.
Я посмотрела- вы в Москве? есть школы надомного обучения.Формально для детей с проблемами здоровья,реально-просто всякие дети,малокомплектные классы,оочень хорошие(лучшие) учителя потмоу что детей мало, а надбавки большие.
Вот в нашем округе (зеленоград)школа.
[ссылка-1]
Я ее неплохо знаю.Обучение качественно,обычное.
Вам бы такую найти.

У меня была довольно тяжелая дочка. Поэтому я не отдала ее в школу в 7 лет, а целый год вместо этого занималась ею: психолог групповой и индивидуальный, нейропсихолог, дефектолог, логопед, музыкальная школа, фигурное катание. За год выправилась девушка, сейчас никаких проблем.
Постарайтесь максимально задействовать все возможные и невозможные ресурсы, разных специалистов. В возрасте 7-9 лет еще вполне возможно чудо.

Моей почти 9, заканчивает 3 класс на семейном. Негатива для нас нет, один позитив - ребенок познает программу (и за пределами вширь и в глубь) в своем темпе, ничто не тормозит ее и не форсирует. Много времени на прогулки, кружки, свободное чтение, игры.

1. В 4 классе, думаю, реально. Я просто оставляю задание, если уезжаю куда-то. Ну иногда напомнить надо. Моя в школу совсем не хочет, поэтому делает даже то, что не стала бы для себя - для аттестации нужно, и точка.

2. У нас музыка с частным педагогом и бассейн. Кружки, секции - нереально, я искала.

3. Читает, играет, занимается часа 2 (больше не требовалось пока). В 12 идет гулять.

4. Знакомиться:) у моей 3 постоянные подруги с младенчества и куча новых знакомств на кружках. Постоянно приглашает кого-то в гости - правда, мало кто из родителей выдерживает темп:) Но вообще общение нешкольников - не проблема.

21.05.2009 15:55:39, Эль Нинья

1. Удастся ли совмещать - очень сильно зависит и от мамы, и от ребенка. Если ребенок может самостоятельно ставить задачу и вовремя её выполнять, то, скорее всего, получится.
2. На первую половину дня занятия бывают, но нечасто. В музыкалке бывает, что педагоги в 11-12 часов готовы заниматься.
3. Утром чаще всего выполняются задания. В некоторых видах спорта тренировки бывают по утрам.
4. Круг общения приходится организовывать, если нет двора, в котором ребенок может общаться сколько угодно. Это требует определенных дополнительных усилий, но преодолимо. И потом, совершенно необязательно, что старые друзья "отвалятся". Если есть общие интересы помимо школы, будут продолжать общаться.

домашнее обучение. подскажите, у кого дети на домашнем обучении (или экстернате - это ведь одно и то же)? когда перешли? почему домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит...

Обсуждение

домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит на дом

экстернат - ребенок ходит на консультации (1-2 в полугодие, но вообще как договоришься) - сдает экзамены. Может сдавать досрочно, может со всем классом. Учитель домой не ходит

семейное - ребенок ходит на консультации, учитель домой не ходит. !!!родители получают деньги "на методические материалы и т.д.!

Собственно поэтому семейное образование выцарапать сложнее, нужно искать школу, где оно прописано в уставе

Мой сын на экстернате, семейное организовать не получилось, но мы в Краснодаре, не в Москве, здесь это реже бывает. Ну и плюс в Москве (по отзывам мам) семейникам за год выплачивают около 20 тысяч рублей, у нас намного меньше, так что я не сильно бодалась.

Если есть вопросы - можно тут или в подник

Дочь 2 класс заканчивает на семейном обучении. Ислючительно по убеждениям. Очень довольны. Успеваемость отличная, по математике - на класс-полтора выше идет. Занимаюсь я, а в основном дочь сама. Можете прямо здесь расспросить, мой комп сейчас не работает, почту не читаю.

23.01.2008 23:01:38, Эль Нинья

Домашнее обучение. Образование, развитие. Домашнее обучение. Ситуация: ребенок болеет постоянно, в этом году (с сентября) уже успел переболеть бронхитом, пневмонией, часто сопли.

>

Законы, положения и т.п. по оформлению на семейную форму обучения могут меняться, поэтому у каждого ответа на вопрос стоит дата последней редакции.

сентябрь 2006 г.

Нужно найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Для этого можно обратиться в местный центр управления образованием, где есть данные на все местные школы. Далее находите взаимопонимание с администрацией школы в лице директора и преподавателя начальных классов. Взаимопонимание подразумевает удовлетворяющую всех договорённость об условиях аттестации ребёнка (об этом см. ниже). Пишете заявление и сдаёте документы.

сентябрь 2006 г.
Не существует.

сентябрь 2006 г.
Подчёркиваем, что это лишь возможный комплект, т.к. узаконенного нет. Ключевым и единственно обязательным пунктом является только пункт 9.

Заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования. Приказ по ОУ о переводе на обучение в форме семейного образования. Приказ по ОУ, регламентирующий аттестацию учащегося. Протокол заседания педагогического Совета. Приказ по ОУ об итогах аттестации учащегося. Расписание консультаций и аттестации учащегося. Протоколы аттестации. Журнал регистрации заявлений на перевод учащегося на семейную форму получения образования. об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося.

сентябрь 2006 г.
Не обязательно. Во многих известных мне школах принято проставлять только лишь четвертные отметки для учащегося — семейника. Как правило, он прикреплен к одному из классов соответствующей параллели, куда и проставляются отметки.

сентябрь 2006 г.
Законодательно установленного порядка нет. В известной мне практике заведен такой порядок: на каждый предмет и на каждый экзамен составляется ведомость. В заголовке пишется предмет и класс, а ниже пишется фамилия и инициалы учащегося и отметка (если аттестуется несколько учеников-семейников сразу, то в одну ведомость вносятся данные на каждого). Еще ниже подпись, фамилия учителя и дата. Это устраивает и школу, и управление образования.

сентябрь 2006 г.
Никакого утвержденного положения нет. Периодичность аттестации должна быть не реже, чем один раз в год. Обычно никакого специального приказа не пишется. Иногда прописываются сроки аттестаций в между родителями и школой. А чаще устно договариваются с ответственным за семейное образование в школе лицом о сроках сдачи экзаменов. Очень существенно: формы экзамена выбирают родители, т.к. по закону за образование ребенка, обучающегося в семье, отвечают родители, и они же, естественно, определяют наилучшую для него форму экзамена: устный, письменный, тестирование, собеседование, реферат. Для детей начальной школы экзамен незнакомому учителю является стрессом, поэтому лучше договориться младшешкольников аттестовывать по контрольным, которые они пишут дома, а экзамены дети начинают сдавать с пятого класса.

сентябрь 2006 г.
Все перечисленные предметы не являются в точном смысле слова образовательными. Качество их освоения никто не контролирует. Если вам удается договориться со школой о сдаче основных предметов (математика, русский и т.д.), то с аттестацией по не основным предметами трудностей не будет. Например, если ваш ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, то по музыке и рисованию ему поставят пятерку, а если нет, то, может быть, четверку. Физкультуру в обязательном порядке сдают в девятом и одиннадцатом классах и, как показывает опыт, меньше четверки никто не получает.

планируем переезд в будущем, поэтому сразу хотелось бы ориентироваться на российскую программу, которая отличается даже в началке; опыта с семейным образованием у местной системы нет никакого, чтобы просто узнать, как это оформить и подъехать с этим к школе, мне пришлось звонить в Министерство наробраза, ниже никто ничего не знает, не ведает.

Ответ. Мне неизвестны школы в Москве, поддерживающие очно-заочное обучение. Учеба летом связана только с поступлением в институт, занимаются с детьми только репетиторы. Если есть большая заинтересованность в дистанционном обучении, то мы можем попробовать его наладить, отвечая на вопросы заинтересованной стороны. Пишите.

Семейное образование - форма получения общего образования

В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.

Цель семейного обучения - дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.

Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в, очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Учебный процесс

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.

Как перейти на семейное образование

При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения .

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги .

Примечание.

1. При организации семейного образования школа руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
  • нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
  • локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.

2. Промежуточная аттестация - это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.

3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.

4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.