Треугольник (с точки зрения пространства Эвклида) – это такая геометрическая фигура, которая образована тремя отрезками, соединяющими три точки, не лежащими на одной прямой. Три точки, которые образовали треугольник, называются его вершинами, а отрезки соединяющие вершины называются сторонами треугольника. Какие есть треугольники?
Равные треугольники
Существует три признака равенства треугольников. Какие треугольники называются равными? Это те, у которых:
- равны две стороны и угол между этими сторонами;
- равна одна сторона и два прилежащие к ней угла;
- равны все три стороны.
У прямоугольных треугольников существуют следующие признаки равенства:
- по острому углу и гипотенузе;
- по острому углу и катету;
- по двум катетам;
- по гипотенузе и катету.
Какие бывают треугольники
По числу равных сторон треугольник может быть:
- Равносторонним. Это треугольник с тремя равными сторонами. Все углы в равностороннем треугольнике равны 60 градусов. Кроме этого, совпадают центры описанной и вписанной окружностей.
- Неравносторонним. Треугольник, не имеющий равных сторон.
- Равнобедренным. Это треугольник с двумя равными сторонами. Две одинаковые стороны – боковые, а третья сторона – основание. В таком треугольнике совпадают биссектриса, медиана и высота, если их опустить на основание.
По величине углов треугольник может быть:
- Тупоугольным - когда один из углов имеет величину более 90 градусов, то есть когда он тупой.
- Остроугольным – если все три угла в треугольнике острые, то есть они имеют величину менее 90 градусов.
- Какой треугольник называется прямоугольным? Это такой, у которого есть один прямой угол равный 90 градусов. Катетами в нем будут назваться две стороны, которыми образован этот угол, а гипотенузой – противолежащая прямому углу сторона.
Основные свойства треугольников
- Против меньшей стороны всегда лежит меньший угол, а больший угол всегда лежит против большей стороны.
- Равные углы всегда лежат против равных сторон, а против разных сторон всегда лежат разные углы. В частности, в равностороннем треугольнике все углы имеют одинаковое значение.
- В любом треугольнике сумма углов равняется 180 градусов.
- Внешний угол можно получить, если у треугольника продолжить одну из его сторон. Величина внешнего угла будет равняться сумме не смежных с ним внутренних углов.
- Сторона треугольника больше, чем разность его двух других сторон, но меньше, чем их сумма.
В пространственной геометрии Лобачевского сумма углов треугольника будет всегда меньше, чем 180 градусов. На сфере это значение больше 180 градусов. Разность между 180 градусов и суммой углов треугольника называется дефектом.
Предмет: математика
Класс: 3 класс
Учебник: «Математика» 2 часть.
Тема: Виды треугольников
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Научить определять виды треугольников по измерениям длин их сторон.
Задачи :
1)Актуализировать знания о геометрических фигурах - прямоугольник, квадрат, треугольник.
2)Актуализировать сложение и вычитание трёхзначных чисел, деление двузначного числа на однозначное, двузначное и круглое; умножение двузначного на однозначное число.
3)Ввести термины: равнобедренный, равносторонний, разносторонний треугольник.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите, скажите, что это такое?
(пирамида)
Скажите, из чего она состоит? (из частей, уровней …)
Можно ли эту пирамиду сравнить с нашим знанием? (да)
Каждый день вы строите всё новые и новые пирамиды, каждый уровень пирамиды- это новое знание, которое вы получаете на уроке. А что будет с пирамидой, если мы уберём синий уровень? (Она разрушиться, станет меньше.)
А как из-за чего может разрушиться наша пирамида знаний? (Из-за не выполненного д/з, пропусков уроков, не внимательно слушать учителя.)
Что нужно делать, чтобы наша пирамида становилась прочнее, росла? (Учить уроки, хорошо работать на уроке, выполнять д/з, не прогуливать школу.)
Ребята, вы сказали всё верно. А теперь давайте представим, что наша пирамида отбросила тень. Скажите, на какую геометрическую фигуру тень похожа?
(На треугольник.)
Сегодня мы продолжим работать с такой геометрической фигурой, как треугольник.
2.Актуальзация знаний и фиксация затруднений в проблемной ситуации
С какими геометрическими фигурами вы знакомы? (квадрат, прямоугольник, треугольник).
На доске таблица, заполните её, опираясь на свои знания (у каждого обучающегося карточка с такой таблицей):
Как называются первые две геометрические фигуры? (прямоугольник и квадрат, одним словом это четырёхугольники.)
Скажите, какие виды четырёхугольников вы знаете? Ответить на этот вопрос вам поможет изображение их на слайде.
Названия четырёхугольников появляются после ответов детей.
(ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм - называют их по изображениям на слайде или доске.)
Можете ли вы сказать, что такое прямоугольник, а что такое квадрат?
(Прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны)
Найдите лишнюю геометрическую фигуру, опираясь на результаты таблицы. (Треугольник).
Хорошо, четырёхугольники все очень разные, а что вы знаете о треугольнике? (Треугольники бывают: остроугольные, тупоугольные, прямоугольные.)
Что вы ещё знаете о треугольнике? (Определение)
Треугольник - это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.
Заполните следующую таблицу, опираясь на свои знания:
(Учитель заполняет таблицу в соответствии ответам детей. В колонках «название» возникают разные мнения, а некоторые дети оставляют их пустыми.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы выполняли? (Заполни таблицу.)
Где возникло затруднение? (При записи названий треугольников)
Почему возникло затруднение? (Не знаем как они называются)
Какую цель урока нужно поставить? (Узнать, какие ещё есть виды треугольников кроме изученных (тупоугольный, остроугольный, прямоугольный) , научиться определять эти виды у треугольников.)
Какая тема нашего урока? (Виды треугольников)
4.Открытие нового знания.
Давайте вернёмся к таблице.
Впишем размеры сторон треугольников. (Вписывают.)
Хорошо, а сейчас посмотрите и скажите, что вы заметили? (У первого треугольника все стороны равны, у второго 2 стороны равны, а у третьего все стороны разные.)
Верно, а можете ли вы придумать названия этим треугольникам, основываясь на том объяснении, которое вы сейчас дали? (Да)
Как вы назовёте треугольник, у которого все стороны равные? Придумай прилагательное, состоящее из 2х слов: равные стороны. (Равносторонний)
Как назвать треугольник, у которого все стороны различные? (Разносторонний)
Как называется треугольник, у которого 2 стороны равные? (Дети сомневаются, чтобы ответить на этот вопрос они пользуются учебником с.73) (Равнобедренный) А какой ещё треугольник можем назвать равнобедренным? (Равносторонний)
Заполните таблицу самостоятельно, опираясь на новые знания.
А можем ли сейчас дать определение видам треугольников? (Да)
Равносторонний - треугольник, у которого все три стороны равны.
Равнобедренный - треугольник, у которого равны хотя бы две стороны. Равнобедренным треугольником является и равносторонний треугольник.
Разносторонний - треугольник, у которого все стороны разные.
Проверьте свои определения с.73 -учебник. (Проверяют.)
Верно ли вы составили определения? (Да.)
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Выполните задание из учебника с.74 (под?)
1)Разносторонние: 2,3,5
2)Равнобедренные: 1, 4 , 6, 7
(Учащиеся записывают в тетради. По очереди говорят ответы, аргументируя. Образец фиксируется на доске).
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение задания самостоятельно. По окончанию работы - самопроверка по образцу (на доске или на индивидуальных карточках).
№1.Заполни таблицу , схематично изобрази треугольники.
№2.Выпиши номера:
1)Разносторонних треугольников.
2)Равнобедренных, из выписанных номеров подчеркни номера равносторонних треугольников.
Эталон:
Задание №1:
Задание №2:
1)Разносторонние треугольники: 2,3,4
2)Равнобедренные треугольники (подчеркнут номер равностороннего треугольника): 1, 5
7.Включение в систему знаний и повторение
На песке мальчик нарисовал треугольники и зашифровал слова, найди значения выражений, записанные в треугольниках. Сначала решай те, которые записаны в разносторонних треугольниках, а потом в равнобедренных треугольниках. И отгадаешь зашифрованные слова.
Подсказка: Запиши числа в порядке возрастания и слова у тебя получатся.
Карточка:
Решение:
Ответ: Виды треугольников
8.Рефлексия учебной деятельности.
Нарисуй соответственно пирамиду знаний, состоящую из 7 уровней. Каждый уровень - это ответ на вопрос.
Ответьте на вопросы:
1)Ребята, что такое вы записали «виды треугольников»? (Тему нашего урока)
2)Какова была наша цель? (Узнать, как называются все 3 вида треугольников, научиться определять эти виды по измерениям длин сторон.)
3)Какие виды треугольников вы узнали? (разносторонний, равнобедренный, равносторонний)
4) А почему они так называются?
( Равносторонний - треугольник, у которого все стороны равны.
Равнобедренный - треугольник, у которого хотя бы две стороны равны, в том числе и равносторонний треугольник, потому что у него есть две равные стороны.)
Разносторонний - треугольник, у которого все стороны разные.)
5) Научились схематично изображать все виды треугольников? (Да, на самостоятельной работе.)
6) Какие открытия вы сегодня сделали? (Новые виды треугольников, их названия.)
7) Ребята, а вы сможете определить вид треугольника по его измерениям? (Да) Я вам сейчас буду говорить измерения, а вы поднимать вверх карточку с названием вида треугольника (карточки выданы дополнительно- по 3 карточки.)
1. 2см, 3см,5 см.- разносторонний
2. 4см, 4см, 2 см - равнобедренный
3.6см, 6см,6см - равносторонний, равнобедренный
Поднимите руки, кто сегодня достиг вершины этого знания? (Поднимают)
А поднимите руки, кому не хватило 1, 2 уровней. (Поднимают.)
(Учитель анализирует «пирамиды знаний у детей, делает выводы - какой уровень западает и на следующем уроке начинает актуализацию знаний с этого.)
Из всех многоугольников треугольники имеют наименьшее количество углов и сторон.
Треугольники можно различать по виду их углов.
Есди все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником (рис. 113, а).
Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником (рис. 113, б).
Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником (рис. 113, в).
Говорят, что мы классифицировали треугольники по виду их углов.
Треугольники можно классифицировать не только по виду углов, но и по количеству равных сторон.
Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.
На рисунке 114, а изображен равнобедренный треугольник ABC, у которого AB = BC. На рисунке равные стороны отмечают равным количеством черточек. Равные стороны AB и BC называют боковыми сторонами , а сторону AC − основанием равнобедренного треугольника ABC.
Если стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.
Треугольник, изображенный на рисунке 114, б, − равносторонний, у него MN = NE = EM.
Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину, называют разносторонним треугольником.
Треугольники, изображенные на рисунке 113, − разносторонние. Если сторона равностороннего треугольника равна a, то его периметр вычисляют по формуле:
P = 3 a
Пример 1 . С помощью линейки и транспортира постройте треугольник, две стороны которого равны 3 см и 2 см, а угол между ними − 50 °.
С помощью транспортира построим угол A, градусная мера которого 50 ° (рис. 115 ). На сторонах этого угла от его вершины с помощью линейки отложим отрезок AB длиной 3 см и отрезок AC длиной 2 см (рис. 116 ). Соединив отрезком точки B и C, получим искомый треугольник ABC (рис. 117 ).
Пример 2 . С помощью линейки и транспортира постройте треугольник ABC, сторона AB которого равна 2 см, а углы CAB и CBA соответственно равны 40 ° и 110 °.
Решение. С помощью линейки строим отрезок AB длиной 2 см (рис. 118 ). От луча AB с помощью транспортира откладываем угол с вершиной в точке A, градусная мера которого равна 40 °. От луча BA в ту же сторону от прямой AB, в которую был отложен первый угол, откладываем угол с вершиной в точке B, градусная мера которого равна 110 °(рис. 119 ).
Найдя точку C пересечения сторон углов A и B, получаем искомый треугольник ABC (рис. 120 ).
Самый простой многоугольник, который изучается в школе — это треугольник. Он более понятен для учащихся и встречает меньше трудностей. Несмотря на то что существуют различные виды треугольников, у которых имеются особенные свойства.
Какая фигура называется треугольником?
Образованная тремя точками и отрезками. Первые называются вершинами, вторые — сторонами. Причем все три отрезка должны быть соединены, чтобы между ними образовывались углы. Отсюда и название фигуры «треугольник».
Различия в названиях по углам
Поскольку они могут быть острыми, тупыми и прямыми, то и виды треугольников определяются по этим названиям. Соответственно, групп таких фигур три.
- Первая. Если все углы треугольника острые, то он будет иметь название остроугольного. Все логично.
- Вторая. Один из углов тупой, значит треугольник тупоугольный. Проще некуда.
- Третья. Имеется угол, равный 90 градусам, который называется прямым. Треугольник становится прямоугольным.
Различия в названиях по сторонам
В зависимости от особенностей сторон выделяют такие виды треугольников:
общий случай — разносторонний, в котором все стороны имеют произвольную длину;
равнобедренный, у двух сторон которого имеются одинаковые числовые значения;
равносторонний, длины всех его сторон одинаковые.
Если в задаче не указан конкретный вид треугольника, то нужно чертить произвольный. У которого все углы острые, а стороны имеют разную длину.
Свойства, общие для всех треугольников
- Если сложить все углы треугольника, то получится число, равное 180º. И неважно, какого он вида. Это правило действует всегда.
- Числовое значение любой стороны треугольника меньше, чем сложенные вместе две другие. При этом она же больше, чем их разность.
- Каждый внешний угол имеет значение, которое получается при сложении двух внутренних, не смежных с ним. Причем он всегда больше, чем смежный с ним внутренний.
- Напротив меньшей стороны треугольника всегда лежит самый маленький угол. И наоборот, если сторона большая, то и угол будет самым большим.
Эти свойства справедливы всегда, какие бы виды треугольников ни рассматривались в задачах. Все остальные вытекают из конкретных особенностей.
Свойства равнобедренного треугольника
- Углы, которые прилегают к основанию, равны.
- Высота, которая проведена к основанию, является также медианой и биссектрисой.
- Высоты, медианы и биссектрисы, которые построены к боковым сторонам треугольника, соответственно равны друг другу.
Свойства равностороннего треугольника
Если имеется такая фигура, то будут верны все свойства, описанные немного выше. Потому что равносторонний всегда будет равнобедренным. Но не наоборот, равнобедренный треугольник не обязательно будет равносторонним.
- Все его углы равны друг другу и имеют значение 60º.
- Любая медиана равностороннего треугольника является его высотой и биссектрисой. Причем они все равны друг другу. Для определения их значений существует формула, которая состоит из произведения стороны на квадратный корень из 3, деленного на 2.
Свойства прямоугольного треугольника
- Два острых угла дают в сумме значение в 90º.
- Длина гипотенузы всегда больше, чем у любого из катетов.
- Числовое значение медианы, проведенной к гипотенузе, равно ее половине.
- Этому же значению равен катет, если он лежит напротив угла в 30º.
- Высота, которая проведена из вершины со значением 90º, имеет определенную математическую зависимость от катетов: 1/н 2 = 1/а 2 + 1/в 2 . Здесь: а, в — катеты, н — высота.
Задачи с разными видами треугольников
№1. Дан равнобедренный треугольник. Его периметр известен и равен 90 см. Требуется узнать его стороны. В качестве дополнительного условия: боковая сторона меньше основания в 1,2 раза.
Значение периметра напрямую зависит от тех величин, которые нужно найти. Сумма всех трех сторон и даст 90 см. Теперь нужно вспомнить признак треугольника, по которому он является равнобедренным. То есть две стороны равны. Можно составить уравнение с двумя неизвестными: 2а + в = 90. Здесь а — боковая сторона, в — основание.
Настала очередь дополнительного условия. Следуя ему, получается второе уравнение: в = 1,2а. Можно выполнить подстановку этого выражения в первое. Получится: 2а + 1,2а = 90. После преобразований: 3,2а = 90. Отсюда а = 28,125 (см). Теперь несложно узнать основание. Лучше всего это сделать из второго условия: в = 1,2 * 28,125 = 33,75 (см).
Для проверки можно сложить три значения: 28,125 * 2 + 33,75 = 90 (см). Все верно.
Ответ: стороны треугольника равны 28,125 см, 28,125 см, 33,75 см.
№2. Сторона равностороннего треугольника равна 12 см. Нужно вычислить его высоту.
Решение. Для поиска ответа достаточно вернуться к тому моменту, где были описаны свойства треугольника. Так указана формула для нахождения высоты, медианы и биссектрисы равностороннего треугольника.
н = а * √3 / 2, где н — высота, а — сторона.
Подстановка и вычисление дают такой результат: н = 6 √3 (см).
Эту формулу необязательно запоминать. Достаточно вспомнить, что высота делит треугольник на два прямоугольных. Причем она оказывается катетом, а гипотенуза в нем — это сторона исходного, второй катет — половина известной стороны. Теперь нужно записать теорему Пифагора и вывести формулу для высоты.
Ответ: высота равна 6 √3 см.
№3. Дан МКР — треугольник, 90 градусов в котором составляет угол К. Известны стороны МР и КР, они равны соответственно 30 и 15 см. Нужно узнать значение угла Р.
Решение. Если сделать чертеж, то становится ясно, что МР — гипотенуза. Причем она в два раза больше катета КР. Снова нужно обратиться к свойствам. Одно из них как раз связано с углами. Из него понятно, что угол КМР равен 30º. Значит искомый угол Р будет равен 60º. Это следует из другого свойства, которое утверждает, что сумма двух острых углов должна равняться 90º.
Ответ: угол Р равен 60º.
№4. Нужно найти все углы равнобедренного треугольника. Про него известно, что внешний угол от угла при основании равен 110º.
Решение. Поскольку дан только внешний угол, то этим и нужно воспользоваться. Он образует с внутренним углом развернутый. Значит в сумме они дадут 180º. То есть угол при основании треугольника будет равен 70º. Так как он равнобедренный, то второй угол имеет такое же значение. Осталось вычислить третий угол. По свойству, общему для всех треугольников, сумма углов равна 180º. Значит, третий определится как 180º - 70º - 70º = 40º.
Ответ: углы равны 70º, 70º, 40º.
№5. Известно, что в равнобедренном треугольнике угол, лежащий напротив основания, равен 90º. На основании отмечена точка. Отрезок, соединяющий ее с прямым углом, делит его в отношении 1 к 4. Нужно узнать все углы меньшего треугольника.
Решение. Один из углов можно определить сразу. Поскольку треугольник прямоугольный и равнобедренный, то те, что лежат у его основания, будут по 45º, то есть по 90º/2.
Второй из них поможет найти известное в условии отношение. Поскольку оно равно 1 к 4, то частей, на которые он делится получается всего 5. Значит, чтобы узнать меньший угол треугольника нужно 90º/5 = 18º. Осталось узнать третий. Для этого из 180º (суммы всех углов треугольника) нужно вычесть 45º и 18º. Вычисления несложные, и получится: 117º.