Что такое верлибр. Верлибр - что это? Антология русского верлибра

История [ | ]

Общие сведения [ | ]

Вопреки распространённому мнению, свободное стихосложение не является новейшим изобретением , имея, наравне с рифмометрическим, корни в дописьменном поэтическом творчестве, эпосе, исторических песнях , хотя и не является прямым продолжением дописьменных традиций . Тем не менее, для многих национальных стихотворных традиций верлибр стал основным способом выражения поэтического авангарда. Верлибр как литературное направление отстаивали французские поэты-символисты Гюстав Кан и Реми де Гурмон . Современный верлибр также многим обязан таким поэтам XIX века как Фридрих Гёльдерлин , Уолт Уитмен , Стивен Крейн , Артюр Рембо , Жюль Лафорг и др. В начале XX века он был избран в качестве основного метода многими англоязычными поэтами, в частности, представителями имажизма ; Ричард Олдингтон в предисловии к антологии имажизма () писал:

Мы не настаиваем на том, что верлибр - единственный метод написания поэзии. Но мы отстаиваем право и свободу поэтов писать таким образом.

В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи - эстетической категории естественности.

Свободный стих в русской поэзии [ | ]

Свободный стих как таковой был впервые упомянут в русских литературных источниках в XVIII веке Антиохом Кантемиром в его «Письме к приятелю о сложении стихов русских» , где также были заложены основы теоретического анализа свободного стиха и возможностей его адаптации в русской поэзии. Однако занял место в русской поэзии он лишь в начале XX века, когда со свободным стихом экспериментировали поэты Михаил Кузмин , Сергей Нельдихен и др.

В 1991 году решением президента «Ассоциации русского верлибра» (распавшейся в 1995 году) Карена Джангирова день 22 марта объявлен Днем Верлибра [значимость факта? ] .

Несмотря на всё это, в российской критике споры о месте верлибра в русской поэзии не утихают. Достаточно показательна, например, статья Кирилла Анкудинова в «Литературной газете» «Наблюдать умирание ремёсел». По его мнению, «в верлибре слово может быть „носителем информации“ плюс образом; однако поэзия помнит о том, что была синкретическим искусством, и слово - нота или сочетание нот незримой партитуры стиха (попытайтесь пропеть верлибр). … Поэтическая индивидуальность обеспечивается просодией, то есть звучанием стиха; верлибр умерщвляет просодию; лирическое слово в верлибре, вместо того, чтобы держаться на просодической волне, или идёт камнем ко дну прозы, или прицепляет к себе воздушный шар приторной образности» . С другой стороны, Дмитрий Чернышев определяет верлибр как высшее достижение литературы со времён «ритмической речи богов» .

Примеры [ | ]

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Молодые девушки похожи лицом
на небо,
на ветер,
на облака.
Потом из них получаются
верные жены,
лица которых похожи
на дома,
на мебель,
на хозяйственные сумки.
Но их дочери
вновь похожи лицом
на небо, ветер
и весенние ручейки.

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Свободный стих // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  2. Свободный стих // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. - 1971
  3. Бурич В. От чего свободен свободный стих // Вопросы литературы. - 1972. - № 2 .
  4. Александр Жовтис. От чего не свободен свободный стих? Стихи нужны… - Алма-Ата: 1968. - С. 35-36.

ВЕРЛИБР

ВЕРЛИБР

(франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в не стиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи - наложение обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может противоречить первому. Обычные стихи с размером и рифмой можно записать прозой, уничтожив формальную строку, как говорят, in continio - строка в этом случае не уничтожится, ее концы будут показывать рифмы и метрическая схема. В случае В. это невозможно - это стих, который определяется самим фактом наличия "голой" стихотворвой строки как "эквивалента метра" (термин Ю.Н. Тынянова). Двойная сегментация речи проявляется в В. прежде всего в том, что окончание синтаксических синтагм может не совпадать с окончанием строк, то есть возникает эффект интонационного переноса, enjambement. И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А. Блок. "Она пришла с мороза...") В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болтовней или И совсем неуважительной к занятиям болтовней - и кроется стиховая суть В. Свободный стих выражал в самой своей форме нечто чрезвычайно важное для ХХ в. Недаром католик Г. К. Честертон написал, что "свободный стих, как свободная любовь, - противоречие в терминах", а всемирно известный культуролог Вяч. Вс. Иванов назвал В. "способом видеть мир". Может быть, суть заключалась в его раскованности, в тотальной эмансипированности его формы. Недаром в России верлибром активно писали лишь до 1920-х гг., а потом вновь перешли на обычные 5-стопные ямбы и 3-стопные амфибрахии (дело изменилось после "оттепели" 1950-х гг., что тоже характерно). Между тем в Европе и во всем мире В. стал господствующей системой стиха. На Западе им стали даже переводить обыкновенный, метрически организованный стих. Однако именно образцы русского В., в особенности те шесть текстов, написанных В., которые оставил Блок, представляют огромный интерес, причем не только для теоретика стиха, но и для философа и лингвиста. В. - не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайно сложная система, можно сказать, метасистема. Для того чтобыпонять это, проанализируем один из самых известных В. Блока. Чтобы было понятно и наглядно, приводим его полностью, пронумеровав строки: 1. Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом воздуха и духов, 5. Звонким голосом 6. И совсем неуважительной к занятиям 7. Болтовней. 8. Она немедленно уронила на пол 9. Толстый том художественного журнала, 10. И сейчас же стало казаться, 11. Что в моей большой комнате 12. Очень мало места. 13. Все это было немножко досадно 14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета". 17. Едва дойдя до пузырей земли, 18. О которых я не могу говорить без волнения, 19. Я заметил, что она тоже волнуется 20. И внимательно смотрит в окно. 21. Оказалось, что большой пестрый кот 22. С трудом лепится по краю крыши, 23. Подстерегая целующихся голубей. 24. Я рассердился больше всего на то, 25. Что целовались не мы, а голуби, 26. И что прошли времена Паоло и Франчески. Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того, это метрическая автоцитата из стихов "второго тома": Она пришла с заката. Был плащ ее заколот Цветком нездешних стран. Звала меня куда-то В бесцельный зимний холод И в северный туман. Разбираемое стихотворение находится в начале "третьего тома". Поэт как бы издевается над своими прошлыми идеалами, над Прекрасной Дамой; строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет в русской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую от стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." - "динамический мотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни" (формулировка профессора К. Ф. Тарановского, которому принадлежит это открытие). Теперь сравним строку 16 с лермонтовскими стихами: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. Вновь метрическая цитата (кстати, следует оговорить тот факт, что ни в коем случае нельзя фамилию Макбет, произносить сударением на первом слоге, в этом случае разрушается размер: вспомним ирландские и шотландские фамилии - МакТаггарт, МакКинси, МакКартни, МакАртур - везде ударение на втором слоге. Что касается строки 17, то белым (то есть нерифмованным) 5-стопным ямбом написаны трагедии Шекспира, среди них "Макбет", разумеется: Земля, как и вода, имеет пары. И это были пузыри земли. Мы привели лишь наиболее очевидные случаи. Все стихотворение Блока и любой В. состоит из строк, соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам, - в этом суть В. как системы систем. У Борхеса в рассказе "Утопия усталого человека" есть следующий пассаж: "- Это цитата? - спросил я его. - Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось. Наш язык - система цитат". Система цитат - интертекст (см. ИНТЕРТЕКСТ), определяющее понятие поэтики модернизма (см. МОДЕРНИЗМ) и постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ). Вот почему В. стал символом поэзии ХХ в.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Синонимы :

Смотреть что такое "ВЕРЛИБР" в других словарях:

    верлибр - а, м. vers libre. Свободный стих. стих, строящийся на интонационно синтаксической основе, не связанный ни постоянной рифмой, ни определенной метрикой. СИС 1985. Густав Кан.. ввел в поэзию свободный стих, vers libre, отошел в последние годы от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Стих, свободный стих Словарь русских синонимов. верлибр см. свободный стих Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    ВЕРЛИБР, смотри Свободный стих … Современная энциклопедия

    См. Свободный стих … Большой Энциклопедический словарь

    Верлибр - ВЕРЛИБР, смотри Свободный стих. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (фр. vers libre) в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в европейской, в частности англоязычной поэзии XX века. Это тип стихосложения, для которого характерен… … Википедия

    верлибр - а, м., лит. Стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном напевом). Верлибры Гийома Аполлинера. Синонимы:… … Популярный словарь русского языка

    - (фр. vers libre) свободный стих стих, строящийся на интонационно синтаксической основе, не связанной ни постоянной рифмой, ни определенной метрикой. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. верлибр [фр. verslibre букв. свободный стих] – … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [франц. vers libre] Свободный стих, построенный на интонационной и синтаксической основе без учёта числа слогов и ударений в строке. * * * верлибр см. Свободный стих. * * * ВЕРЛИБР ВЕРЛИБР, см. Свободный стих (см. СВОБОДНЫЙ СТИХ) … Энциклопедический словарь

    - (франц. vers libre) то же, что Свободный стих … Большая советская энциклопедия

Тема верлибра даже сегодня остаётся малоизученной в русской филологии. Дискуссии, касающиеся этой необычной формы стихосложения, практически не стихают. Свободных стих, как ещё называют верлибр, до сих пор не имеет чёткого определения. И это несмотря на то, что он имеет более чем вековую историю и тот факт, что к этой форме обращались практически все известные поэты прошлого столетия! Предлагаем поговорить о том, что это - верлибр, как появилась эта форма, какие изменения претерпела. Кроме того, мы дадим несколько советов о том, как написать такое стихотворение.

Определение

Для того чтобы понять значение существительного «верлибр», нужно обратиться к словарю. Слово это пришло в русский язык из французского, vers libre можно перевести как «свободное стихотворение». Если заглянуть в "Словарь культуры XX века", составленный В. Рудневым, можно узнать, что такое верлибр - так называется форма метрической композиции.

История появления

Следует отметить, что такая стихотворная форма, как верлибр, могла появиться только в той стране, где система стихосложения достигла пика своего развития. В XIX веке такими государствами были Франция и Германия, а в начале XX - Англия и Россия.

Сам термин «верлибр» в европейской поэзии появился благодаря английскому поэту и писателю Ричарду Олдингтону и сторонникам литературного течения под названием «имажинизм». В 1914 году Олдингтон назвал этим словом творчество таких имажистов, как Ф. Флинт, Х. Дулитл, Т. Хьюм и Э. Паунд. Кроме того, Ричард отметил, что верлибр - это не просто стихотворение без чёткой рифмы. Он назвал этот вид сложения стихов наивысшей формой поэзии. Верлибр, утверждал Олдингтон, позволяет автору передать словами все свои чувства.

Однако следует отметить, что очень похожие на верлибр произведения были написаны куда раньше. Например, «Слово о полку Игореве» - достойный пример верлибра. Да и другие древние русские былины были изложены именно в этой форме. Широко представлен свободный стих даже в молитвословной литературе русского народа и Библии! Именно библейские заповеди можно назвать классикой свободного стиха. Ещё один пример верлибра - сборник псалмов, переведенных с иврита А. Сумароковым, опубликованный в 1747 году.

Популярность в западной поэзии

Благодаря французским символистам и немецким предромантикам, верлибр в XX веке стал главным методом сложения стихов в западной поэзии. Он практически вытеснил привычный силлабо-тонический стих. Объяснить такую популярность этой формы просто: дело в том, что европейские языки можно отнести к аналитическим языкам. Главное их отличие от языков синтетических заключается в бедности флексий (окончаний, суффиксов). Проще говоря, рифмовать на аналитических языках гораздо сложнее.

Ещё одним фактором, который привёл к переходу от рифмованных стихов к верлибру, можно назвать социальные причины. Так, основоположник верлибра Уолт Уитмен, утверждал: для своих идей - зачастую революционных и нестандартных - ему нужна и революционная форма стихосложения. Свободный стих подходит для этого как нельзя лучше - он избавлен от излишней вычурности и нарочитой красивости, не следует суровым поэтическим правилам, а потому дарит поэту новые возможности!

Верлибр в России

Конечно, такая форма метрической композиции, как верлибр, имеет очень глубокие корни в русской поэзии. Но следует отличать стихи того времени от современного верлибра. Главное их отличие заключается в том, что современный стих появился на базе развитой стихотворной системы, в то время как фольклорный стих (называемый некоторыми исследователями «предверлибром») возник до формирования канонов и традиций стихосложения.

Изначально этот тип стихосложения был просто подражанием поэтов-переводчиков западным коллегам. В XIX веке такие стихи писали Тургенев и Фет. Подражанием принято считать и стихи Бальмонта и Брюсова. Первыми «чистыми» современными верлибрами можно считать стихи поэтов Серебряного века - Сологуба и Гиппиус, Цветаевой и Блока... Почти все поэты XX века использовали эту уникальную форму стихосложения.

Однако период расцвета верлибра был недолог: в 30-х годах прошлого столетия его окрестили «результатом разложения загнивающего искусства буржуазии», верлибристов перестали печатать.

Верлибр: поэзия оттепели

Вернулась стихотворная форма в 50-х годах. В период оттепели верлибры вновь начали печатать. Экспериментировали с ним многие молодые авторы - Б. Окуджава, А. Галич и другие, но самым удивительным было внимание к свободному стихотворению таких мэтров, как А. Вознесенский, К. Симонов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий. Однако повальная мода на верлибр в русской литературе началась в 1980-90-х. Стихи без рифмы появились на страницах газет и журналов, в альманахах и поэтических сборниках. Один из самых известных сборников стихов этого типа вышел в 1991 году. Составителем «Антологии русского верлибра» был Карен Джангиров, маэстро свободного стихосложения. Он собрал под одной обложкой литературные эксперименты современных поэтов России.

Литературный раскол

Ещё один интересный факт о верлибре: в середине прошлого века в литературном мире произошёл самый настоящий раскол! Поэты разделились на два противоборствующих лагеря. Одни были сторонниками этого типа стихосложения, другие - противниками. Но в конце концов даже приверженцы традиционных форм обратились к верлибру, чтобы донести до читателей свои идеи.

Особенности верлибра

Можно сказать, что верлибр - это стихотворение, которое неподвластно канонам литературы. Для него характерны частичное или полное отсутствие рифмы, изотонии, строфики и метра. Кроме того, здесь не действует принцип равенства строк. Но при этом свободный стих имеет следующие признаки стихотворения:

  • фразы делятся на строки;
  • каждая строка начинается с заглавной буквы.

Но далеко не все верлибры пишутся без ритма и рифмы. Нередко поэты-верлибристы используют принцип созвучия.

Виды верлибра

Принято различать несколько видов этой стихотворной формы. Предлагаем познакомиться с ними.

  1. Белый стих. Он может быть как нерифмованным, так и рифмованным лишь частично. У такого стихотворения всегда имеется чёткий размер, который очень легко определить.
  2. Ударный (акцентный) стих. В отличие от белого, этот вид верлибра не имеет ритма, который можно было бы проследить. Однако количество ударных слогов в каждой строчке акцентного стиха всегда фиксировано.
  3. Вольный стих. Второе его название - басенный стих. Именно им написаны практически все басни Крылова. Вольный стих может быть как нерифмованным, так и рифмованным. Ещё один вариант - строение стиха на созвучиях. Главное условие, которое должен выполнять поэт, - непостоянство ритма.

Исследования Юрия Орлицкого

Один из исследователей этой нестандартной формы стихосложения - Юрий Орлицкий - предлагает и дополнительное разделение верлибра. Например, на западный и восточный. В своих работах он пишет: западный верлибр отличается большим объёмом, индуктивностью и эпичностью; восточный же крайне лаконичен, стремится к минимализму. Ещё, говорит исследователь, можно разделить верлибры на «чистые» и «метрические».

Есть и ещё одна теория, которая предлагает разделить стихи-верлибры на усложнённые и упрощённые. Первые характеризуются использованием различных приёмов и фигур: внутренних рифм, анаграмматических кодов, лексического параллелизма. Упрощённые являются простыми разбитыми на строки художественными зарисовками, которые не содержат поэтических приёмов.

Преимущества верлибра

Сегодня литературные критики в один голос утверждают - писать поэтичные и одновременно содержательные верлибры могут только поэты, наделённые исключительным даром и виртуозно владеющие языком. Конечно, работа над верлибром сложна, но в то же время писать стихи без ритма и рифмы куда интереснее. Необходимость рифмовать строки отпадает, не нужно соблюдать размер строф. Благодаря тому, что верлибр - это полный отказ от поэтических условностей, автор может создать удивительное поэтическое полотно, полное переживаний, чувств и смыслов.

Мифы

Вокруг этой формы сложения стихов существует немало мифов. Вот основные заблуждения:

  1. Верлибр является поэтической прозой или вообще прозаическим текстом, записанным в столбик. Так считают люди, знакомые со школьной программой литературы. На самом деле поэзия - это нечто большее, чем просто ритм и созвучия. Это особый взгляд на окружающий мир, умение передавать эмоции и чувства. Поэтому качественный верлибр - это поэзия в чистом виде.
  2. Нередко знак равенства ставят между верлибром и белым стихом. Это неверно: белый стих считается лишь одной из трёх разновидностей верлибра.
  3. Написать верлибр может даже человек, далёкий от поэзии, ведь ему не придётся соблюдать определённые нормы. Это в корне неверное убеждение. На самом деле сотворить поэтический шедевр может далеко не каждый. Давно известно: порой красота силлабо-тонического стихотворения, его выверенные рифмы и музыкальность позволяют скрыть недостаток смысла. Лишённый «украшений» верлибр - это точные мысли, голые метафоры.
  4. Ещё один миф говорит - верлибр не является стихотворением. Но стих без рифмы имеет те же особенности, что и привычные читателям стихотворения: он делится на строки, каждая строка начинается с заглавной буквы. Кстати, литературные критики говорят, что главное достоинство верлибра - его повествовательность и доверительность. И рекомендуют читать такие стихи в одиночестве.

Верлибр: примеры стихов

Великолепные верлибры вышли из-под пера Марины Ивановны Цветаевой. Отдельно стоит отметить цикл 1916 года «Голуби реют серебряные». Но самый известный верлибр поэтессы - чувственный, беззащитный и нежный стих «Я бы хотела жить с вами»:

И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили.

Не менее ёмкие верлибры писал и Владимир Петрович Бурич - теоретик и пропагандист этой стихотворной формы:

Человечество

непотопляемое судно

Пять миллиардов

Королева русской поэзии Анна Ахматова также обращалась к форме верлибра. Именно верлибром написана глава из её тяжёлой поэмы «Реквием». Стихи, лишённые рифмы и изысков, смогли максимально точно передать те страшные события.

Чтобы познакомиться с поэтами-верлибристами, стоит прочесть «Антологию русского верлибра», заново перечитать сборники стихотворений Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Александра Блока и других поэтов Серебряного века.

Как написать верлибр?

Литературоведы шутят - верлибрист похож на сапёра: он просто не имеет права на ошибку. Так как же написать хороший свободный стих?

  1. Первое правило - минимализм. Верлибр должен быть лаконичным, коротким. При этом важно, чтобы он нёс в себе смысловую нагрузку.
  2. Человек, решивший написать верлибр, должен в совершенстве владеть наукой рифмования стихов. Без знания азов поэзии не стоит браться за свободный стих.
  3. Главный секрет хорошего верлибра - его филигранность, тонкость и смысл. Стихотворение может быть остроумным, построенным на игре слов, может даже напоминать афоризм. Но ни в коем случае нельзя создавать описательные верлибры - для этого японцы придумали хокку!

Томас Элиот утверждал, что автор верлибра в принципе свободен от всего, кроме необходимости писать хорошие стихи. Позже советский поэт-верлибрист и литературовед Владимир Бурич в своей знаменитой статье «От чего свободен свободный стих» серьезно проанализировал этот вопрос, попытавшись выделить те основные черты, которые являются характерными именно для данной поэтической формы. На сегодняшний момент это исследование Бурича является наиболее полным и авторитетным материалом о русском верлибре. Учитывая, что с момента публикации этой статьи в журнале Вопросы Литературы в 1972 году прошло больше 40 лет, можно представить насколько он устарел. Однако, более интересных, полных, глубоких исследований верлибра в России так и не появилось.

Верлибр - это краеугольный камень современной поэзии, несправедливо отвергнутый в России. Ставший одной из самых распространенных поэтических форм западной литературы, свободный стих до сих пор остается у нас весьма спорным творческим методом. Русских верлибристов немного, а стихотворения лишенные рифмы до сих пор воспринимаются русским читателем как нечто исключительное и вообще не имеющее особого права на существование. Не понятно, что это такое – стих без рифмы, чем он отличается от прозы, как его читать, в чем его красота, да и вообще – зачем такое писать? Солененького захотелось? Давайте попробуем разобраться.

Откуда есть пошел верлибр

Прежде всего, давайте определимся с понятием – что такое верлибр? Верлибр это поэтическая форма, в

Разной степени свободная от рифмы, ритма, размера. Верлибр имеет версификационные источники в фольклоре, например – заговоры, думы, сказания и другие формы нерифмованной или частично рифмованной поэзии. Само слово верлибр (vers libre) пришло из французского языка и в дословном переводе означает свободный стих. Таким образом, верлибр это и есть свободный стих. Считается, что впервые термин верлибр использовал французский писатель Г. Кон в предисловии к книге «Первые стихи» (изд. 1884г). Позже, в 1915 году термин ввел в употребление Ричард Олдингтон – в предисловии к антологии имажизма. Существует немало толкований понятия верлибр. Так, разные литературоведы давали различное определение свободному стиху. В частности, верлибром предлагалось считать стихотворения без размера и с такими признаками стиха, как строфика. Другие исследователи называли верлибром стихотворения с неравным числом ударений (вольные) и без рифм, при этом к верлибру причисляются любые нерифмованные вольные и акцентные стихи, а также белый стих. Наиболее полным можно считать определение А. Жовниса, который считал верлибр стихотворением, которое имеет такие признаки стиха, как корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих, но при этом свободным от сквозных мер повтора. Верлибр по Жовнису строится на «повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза».

Таким образом, верлибр это стихотворение, которое не имеет рифмы, ритма, размера, что структурно приближает его к прозе. Однако, он может обладать целым рядом вторичных признаков стихотворения. Также, верлибр может быть ритмичным или частично ритмичным, а также частично рифмованным и даже иметь размер (белый стих).

О свободе свободного стиха

Складывается впечатление, что современный верлибрист свободен вообще от всего, включая необходимость писать хорошие стихи. На первый взгляд так оно и кажется – написать верлибр легко, не нужно ломать голову над рифмой, биться над ритмикой, подгонять строки под размер. Можно просто взять прозу, разбить ее на троки – и вот вам стихотворение, так ведь? Нет. Есть одно, достаточно точное, хотя и не классическое определение верлибра, которое дала Соня Шаталова, девочка-аутист из Москвы: верлибр это стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от этого хуже. Можно добавить, что не только не станет хуже, но и приобретет особые качества, которых лишен традиционное рифмованное стихотворение. Бурич, в своем знаменитом исследовании, утверждал, что свободный стих свободен не столько от рифмы и метра, сколько от тех качеств, которыми метр и рифма наделяют произведение. В частности, от рифменного ожидания, когда услышав первое слово рифмопары, читатель или слушатель уже подсознательно угадывает продолжение стихотворения. От запоминаемости стихотворения, которое запав в память возникает кстати и некстати, забалтывается, психологически стареет, утрачивает новизну и остроту. От фонических свойств рифмуемых слов, которые являются самым скоростареющим элементом конвенционального стиха, потому что точно указывают на время, художественное направление и социальную среду в котором создано произведение. В некоторых случаях рифма может указывать даже на автора. Именно эти особенности привели к возникновению «теории банальной рифмы», призванной спасти рифму от девальвации. Свободен верлибр и от сковывающего влияния метра, от которого в метрическом стихотворении зависит лексический выбор и порядок слов в строке. От неестественности интонаций, которые может навязывать тот или иной метр. От ограниченного применения тех или иных размеров, которые могут быть закреплены за конкретными жанрами, что необычайно снижает область их применения.

В статье будет рассмотрено такое понятие, как верлибр. Что это, каковы его особенности, история и отличия от смежных форм - обо всем этом мы поговорим. Начнем с определения.

Особенности верлибра

Русский свободный стих - явление, которое порождает множество споров. Литературоведы, критики и поэты дискутируют о том, откуда происходит верлибр, что это, каков его "возраст"... Возникают даже споры о том, о том, уместно ли использовать сам этот термин. Тем не менее в современной науке, опирающейся на работы ученых 1910-1920 годов, главным образом Ю. Тынянова (портрет его представлен ниже), сложился довольно четкий подход к пониманию того, что такое верлибр в литературе.

Это особый тип стихосложения, который характеризуется последовательным отказом от каких бы то ни было "вторичных признаков", свойственных стиховой речи: слогового метра, рифмы, изосиллабизма, изотонии и регулярной строфики. Отсутствие данных признаков помогает нам определить верлибр. Что это такое, вы лучше поймете на основе сопоставления со смежными формами, которое представлено в конце статьи.

Возникновение верлибра

Верлибр, понимаемый так, мог появиться лишь в стране, где национальная система стиха была развита в высокой степени. Таковыми и были в 19 столетии французское и немецкое стихосложение, а в начале следующего - англоязычное и русское. При внешнем сходстве дописьменных форм стиха, главным образом молитвословного, с сегодняшним верлибром, нужно признать, что это совершенно разнородные явления в историческом отношении. Фольклорный, устный "предверлибр" появился до традиции "несвободного" стиха в нашей стране. Эта традиция действовала в течение трех веков. А современный сформировался из "предверлибра". Он появился путем постепенного отказа авторов от тех или иных внешних признаков стиха по мере того, как необходимость в них отпадала как для самих поэтов, так и для читателей, которые становились все более искушенными.

Следует сказать, что "похожие" на верлибр отдельные произведения еще в 19, и даже в 18 столетии встречаются в отечественной поэзии. А. Сумароков (портрет его представлен выше), например, в 1747 году опубликовал 19 текстов в созданной им книге, где были помещены переложения псалмов. Подзаголовки, которыми были снабжены эти тексты, следующие: "точно как на еврейском". Они выглядят для современного исследователя вполне полноценными свободными стихами.

Русский верлибр в 19 веке

Множество стихотворений без метра, рифмы и иных традиционных признаков встречаются у поэтов 19 века, которые переводили французских или немецких авторов и вольно подражали им, в манере, свойственной той эпохе. Среди этих авторов можно выделить И. Тургенева, А. Фета, М. Михайлова. Наконец, Николай Языков (портрет его представлен выше) в 1840 г. в своем шуточном стихотворении под названием "Когда б парнасский повелитель…" осуществил эксперимент, ставший очень популярным как у сторонников свободного стиха, так и (в особенности) у его противников в 20 веке. записал в виде прозы метрическую рифмованную часть своего послания, а в "столбик" - ту, которая была лишена признаков, присущих стиху, то есть представляла собой верлибр (что это такое, вы уже знаете). Эти примеры, как и другие подобные, тем не менее, объединяет одна общая черта. Сергей Кормилов, современный стиховед, предложил именовать ее маргинальностью. Дело в том, что эта поэзия (верлибр) находится как бы "на полях" развития литературы - в переводах, пародиях, переложениях, шуточных стихах.

Развитие русского верлибра в 20 веке

Сказанное выше относится и к первым опытам свободного стиха середины прошлого века. У М. Кузмина, К. Бальмонта и В. Брюсова они появляются главным образом в виде вольных подражаний зарубежным поэтам. А у того же Кузмина, а также у Л. Семенова и А. Добролюбова - и в форме прямой имитации духовного народного стиха. Что касается Н. Рериха, его верлибры - это стихотворения, которые аккумулируют мудрость Востока. Однако в это же время в нашей стране появляются и первые образцы лишенного маргинальности, чистого верлибра.

Его примеры мы находим в творчестве Гиппиус, Блока, Каменского, Сологуба, Крученых, Гуро, Хлебникова… Наверное, проще было бы назвать поэтов Серебряного века, которые никогда не обращались к верлибру, чем тех, кто обращался к нему.

Свободный стих оказывается вне закона

Русский свободный стих в 1920-30-е гг. разделил судьбу, общую для множества явлений отечественной литературы. Сначала его объявили так называемым правоверным видом пролетарского искусства. Несколько позже, в годы "учебы у классиков", он стал считаться продуктом разложения буржуазного искусства. Это, по сути дела, поставило верлибр вне закона. Авторы, которые в середине века интересно и плодотворно работали с этой формой стиха (Г. Оболдуев, В. Мазурин, С. Нельдихен, Д. Хармс) оказались вычеркнутыми из литературы.

Реабилитация

Лишь в конце 1950 годов - начале 1960 верлибр снова вышел из подполья. Однако его возвращение длилось недолго: с него вроде бы сняли официальный идеологический запрет, но вкусовой, редакторский барьер (не менее строгий) продолжил действовать. Редкие публикации верлибров Н. Рыленкова, К. Некрасовой, В. Солоухина, В. Бурича неизменно сопровождались отрицательной критикой со стороны государства. Однако в это же время, не афишируя, свои свободные стихи публикуют такие мэтры отечественной поэзии, как И. Сельвинский, Н. Ушаков, К. Симонов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Л. Озеров, А. Вознесенский, В. Боков, О. Шестинский - авторы, относящиеся к самым разным направлениям в литературном творчестве.

"Время верлибра"

В 1980-1990 годы наступает "время верлибра". Этот термин был взят из одноименного стихотворения Татьяны Данильянц, московской поэтессы (на фото выше). В это время стихи без метра и рифмы вдруг начинают публиковаться во всех журналах и газетах, альманахах и авторских сборниках. И вот возникает новый конфликт вокруг отечественного верлибра. Те, кто писал им несколько десятилетий, принимаются бороться за "чистоту жанра". Они начинают выступать против различного рода полиметрических гибридных форм, в которых собственно верлибр (неурегулированный принципиально) соседствует с метрическими, рифмованными и иными "строгими" формами.

Разграничение "верлибра" и "свободного стиха"

Авторы, представляющие новую волну, которым не пришлось испытать на себе всей тяжести пресса, под гнетом которого вызревал внешне суховатый и лаконичный свободный стих В. Куприянова, А. Метса, В. Бурича, напротив, требовали называть свободными именно полиметрические формы. Они справедливо полагали (с точки зрения здравого смысла, конечно, а не с терминологической), что любое ограничение свободы, включая и принципиальный отказ от признаков стиха, принятых традиционно, - это несвобода. Так возникло разграничение "верлибра" и "свободного стиха", которое окончательно запутало как авторов произведений, так и читателей. В действительности же, как уже было сказано выше, в науке о стихе сегодня имеется строгая система понятий. В ней верлибр (свободный стих) - вполне определенный литературный феномен. Что же касается монтажных, полиметрических, гибридных и других подобных форм, для них имеются свои, также достаточно строгие и определенные наименования. Большинство поэтов, впрочем, отлично понимает это. По большей части дискуссии ведутся с рекламными и иными внелитературными целями.

Деятельность К. Джангирова

"Антология русского верлибра" - известный сборник, составленный Кареном Джангировым. Он был издан в 1991 году. В этот сборник включены верлибры современных русских поэтов. Он примечателен тем, что является одним из первых в своем роде. Кстати, Карен Джангиров считается маэстро русского свободного стиха. В 1980 годах он изменил положение этой формы поэзии в нашей стране, демократизировав ее, сделав доступной как для авторов, так и для читателей.

Верлибр и другие формы

Итак, считается, что верлибр - это литературный термин, который характеризуется следующими признаками: у него нет ни рифмы, ни размера, а строки его не упорядочены по длине. Однако для того чтобы определиться точнее, необходимо разделить следующие понятия: белый стих, верлибр, рубленная проза, стихи в прозе.

Рубленная проза

Почему-то считается, что если оформить миниатюрный текст в прозе в виде отрывочных строк, получится свободный стих. Это так с формальной точки зрения. Однако чрезвычайно важно и то, что можно по-разному разбить на строки один и тот же отрывок прозы. Такая вот "рубленная проза" нередко выдается за верлибр. Примеры стихов, даже свободных, все-таки отличаются от прозы, хотя текст последней может быть довольно мелодичным. Тем не менее он не является верлибром, поскольку стихотворная строка не появляется в процессе разбиения.

Стихи в прозе

Стихи в прозе (без рифм) - почти та же самая рубленная проза, но более лиричная. Она характеризуется напевными, насыщенными интонациями. В ней присутствуют созвучия, элементы ритмики. Без разбиения на строки должно быть оформлено такое стихотворение. Верлибр в этом отношении совпадает с рассматриваемой нами формой. Строфы стихов в прозе представляют собой сплошной текст. Это достаточно красивый поэтический прием, но порядком устаревший. Поэты-любители в наше время часто прибегают к нему, чтобы скрыть огрехи - технические или смысловые.

Белый стих

Верлибр следует отличать от который также является видом безрифменного стихосложения. Однако в нем должен присутствовать ритм и размер, одинаковый в строках. Текст оформлен в строфы. Отсутствие рифмы является единственным допущением. В техническом отношении это довольно простой прием, но все же в которой есть "сублимированный смысл". В форме белого стиха была построена вся античная поэзия, поскольку традиция рифмованного стихосложения в то время еще не оформилась. Сегодня белые стихи чаще всего являются стилизацией под народный эпос. Рифма при этом игнорируется сознательно.

Итак, верлибр - это литературный термин, который следует отличать от смежных понятий. Синонимом его является термин "свободный стих".