Что такое жестокость. В защиту «братьев меньших»

Человеческое общество на протяжении многих веков постоянно и интенсивно развивается. Одни эпохи сменяются другими, прогресс во всех сферах деятельности воздвиг человека на пьедестал доминирующего вида на планете Земля.

Одно плохо: на пути прогресса меняется все, а вот жестокость никто при всех стремлениях, силах и возможностях не смог ни запретить, ни побороть, ни отменить. Эта черта характера, как и многие другие, проявляется в разных ситуациях, меняя человека до непредсказуемых последствий.

Что такое жестокость?

Жестокость - это эгоистичное себялюбие, зависть, ненависть и злоба по отношению к другим людям, к жизни и к себе. Это результат отсутствия успеха в достижении собственных целей и поставленных задач с умышленным или случайным причинением вреда всему окружающему.

Ни для кого не секрет: что посеешь, то пожнешь, - жестокость порождает жестокость. Причиняя вред всему вокруг с целью получения выгоды для себя, люди не задумываются о последствиях, которые не заставят себя долго ждать.

Формы проявления жестокости

Жестокость имеет разные формы проявления: причинение физической боли живому существу безо всякой жалости и сострадания, обидные слова, всевозможные действия и даже бездействие, а зачастую - нездоровые фантазии. Она находит лазейку в прямолинейности и упрямстве, в насмешке и коварстве, в гневе и недружелюбии, в нетерпимости к ошибкам других.

Страшнее всего, когда жестокость приносит удовольствие моральное или физическое. Это уже садизм. Причем от пагубных последствий страдают люди, животные, растения, строения, памятники, транспорт, места досуга и т. д.

Причины жестокости

Люди не рождаются жестокими. В обществе всегда существовали нормы поведения, этики и морали, на границе которых дремала жестокость. Жестокие люди становятся таковыми в силу многих причин:

  1. Завышенная или заниженная самооценка. Неудовлетворенность жизнью и собой.
  2. Понятия морали и нравственности утратили свою силу.
  3. Самоутверждение в искаженной форме как недопонимание способов самосохранения.
  4. Детские страхи, сохранившиеся во взрослой жизни у людей, столкнувшихся с равнодушием, жестокими наказаниями и строгим режимом воспитания в детстве.
  5. Демонстрация своего величия и могущества в унижающих, насмешливых словах, притеснении и подавлении, насилии, убийствах. Садизм - высшая форма жестокости.
  6. Гордыня и, как результат, чувство мести.
  7. Сокрытие личных комплексов в силу неполноценности и слабости.
  8. Проявление бесчеловечности в бездействии, получение удовольствия от этого, преднамеренный отказ в помощи.

Допустимая жестокость

Чтобы глубже понять, что такое жестокость, нужно рассмотреть ее как реакцию на нетерпимые обстоятельства, угрожающие существованию человека. И чем ожесточеннее они будут, тем больше зашкаливает ответная реакция.

Психология жестокости - тонкая грань, на которой балансируют добро и зло. Можно ли быть для всех безобидным, отзывчивым, уступчивым человеком, если сталкиваешься с подлостью, несправедливостью, унижениями и оскорблениями? Пожалуй, нет. А жестоких боятся, сторонятся, иногда даже уважают.

Жесткий человек - это сильная личность. Доброту нельзя противопоставить жестокости, если от этого зависит человеческая жизнь. Поэтому жестокость должна быть развита не для насилия, а для того чтобы ему противостоять.

Почему существуют жестокие люди? Человек по своей природе - хищник. Если оглянуться на всю историю, то войн с жесточайшими уничтожениями всего живого не сосчитать. Поэтому в любом развитом обществе необходимы законы, нарушение которых чревато суровым наказанием. Жестокость - неотъемлемая часть жизни, а значит, с ней нужно учиться жить и бороться, искать новые модели поведения.

Примеры жестокости в повседневной жизни

Каждый человек хоть однажды спрашивал, что также жестокость, примеры которой встречаются сплошь и рядом. Все информационные средства просто пестрят сообщениями о бесчинствах и насилии. Телевидение, радио, пресса, Интернет, художественная и научная литература, учебники истории - везде можно столкнуться с примерами жестокости.

Любой исторический общественный строй, цари, крепостное право, войны, репрессии - все пронизано жестокостью. Культ жестокости в религиях, жертвоприношение, агрессия, запугивание, злоупотребление властью, зашкаливающий уровень преступности и безнаказанность, терроризм - это тоже жестокость.

В семейной жизни примерами жестокости могут служить подавление воли, энергетический вампиризм, создание препятствий в реализации интеллектуальных, творческих и профессиональных возможностей, всевозможные запреты в планировании потомства, бюджета, досуга и т. д.

И, конечно, жестокое отношение к животным - это пропасть, из которой невозможно выбраться. Если человек способен обидеть бессловесное существо, то его уже сложно назвать человеком.

Что такое жестокость в детском мире

Очень часто жестокость проявляется у детей, которые вышли из-под контроля. Жестокость детей в первую очередь связана с неблагоприятными отношениями в семье. Отсутствие уважения между членами семьи, частые ссоры в присутствии детей снижают уровень доверия к родителям, от чего возникает злоба и агрессия у ребенка.

Внимание, забота, терпение, откровенность помогут защитить детей от жестокости. Очень важен личный пример для подражания. Отсутствие жестокости со стороны родителей к детям и окружающим людям поднимет на должный уровень уважение в семье. Видеть и ценить в ребенке личность, считаться с его мнением и интересами, пытаться увидеть мир его глазами - залог успеха в извечной проблеме отцов и детей.

Как победить жестокость?

Зная и понимая, что такое жестокость, можно принять определенные меры по ограждению себя от нее. Среди них простые методы и работа над собой:

  1. Если осознать, что жестокость - зло, то это первый шаг к решению вопроса избавления от нее.
  2. Необходимо полюбить себя, людей и весь окружающий мир, тем самым избавиться от внутренних страхов.
  3. Нужно отдавать миру то, что сам хочешь получить: милосердие, сострадание, добро.
  4. Повышение самооценки, стремление к успеху, общественному признанию - один из эффективных путей борьбы с жестокостью.
  5. Ограничение круга общения. В окружении добрых и порядочных людей мир становится чище.

Таким образом, жестокость обусловлена как внешними, так и внутренними факторами, которые закладываются в человеке с самого детства. Мы говорили не только о собственном умении быть жестоким, но и о самом отношении к такому проявлению других людей. Поэтому бороться и предупреждать это свойство характера нужно с детства, прививая ребенку доброту и милосердие к окружающим людям.

Жестокость – совокупность компонентов поведенческой логики, характеризующейся целенаправленным причинением страданий живому или неживому существу.
Словарь Суккубов

Жестокость (бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам) – это морально-психическая черта личности, которая проявляется в нанесении морального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении, а так же в получении внутреннего удовольствия от страданий людей или животных. Жестокость – это понятие близкое к агрессии, однако она является более устойчивой личностной структурой. Жестокость предполагает полное безразличие к нуждам и страданиям другого человека или живого существа. Она не допускает мысли о том, что ему может быть больно, плохо, грустно, обидно, досадно. Человеку, проявляющему жестокость, «не больно за другого». Жестокости сопутствуют бесчувственность, эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие милосердия. Обратной стороной жестокости является чрезмерная ранимость. Нередко эта деструктивная морально-психологическая черта появляется в результате перенесенной психотравмы или под влиянием длительного воздействия психотравмирующей ситуации. Человек, заковывается в жестокость, как в броню, а внутри его остается страдающее Я. Оно амбивалентно. С одной стороны оно совершенно не готово признать значимость другого человека, а с другой стороны оно хочет, чтобы его любили, жалели и ласкали. То есть жестокость - это своего рода прикрытие от страха, противоречия между чувством собственной неполноценности и высокими притязаниями общества.

Проявление милосердия, любви к людям и животным, признание ценности человеческой жизни, сочувствие и сопереживание – вот основные пути преодоления жестокости. Если смотреть еще глубже – то это глубинная работа над собственными страхами и комплексами.

  • Жестокость – это немилосердность, бесчувственность, бесчеловечность.
  • Жестокость – это проявление крайней неудовлетворенности жизнью и собой.
  • Жестокость – это неудачная попытка скрыть свои комплексы и личностную ранимость.
  • Жестокость – это ложный путь демонстрации собственной силы и величия.
  • Жестокость – это неуважительность, умноженное на гордыню.

Недостатки жестокости

  • Жестокость делает человека извергом.
  • Жестокость трудно остановить; она может стать причиной преступления.
  • Жестокость нарастает как снежный ком и приводит к еще большей жестокости.
  • Жестокость приносит зло самому человеку, его родным и близким, а также обществу.
  • Жестокость является ненадежным и деструктивным прикрытием собственной неполноценности.

Проявления жестокости в повседневной жизни

  • Социальная реклама. В проекте социальной рекламы «Новое пространство России» был выпущен плакат «Преодолеть жестокость мы можем только вместе». Он призван культивировать вечные культурные и семейные ценности российского народа и бороться с социальной жестокостью.
  • Фильм «Жестокость». В 2007 году в кинопрокате появился новый продукт российского кинематографа под названием «Жестокость». Это история о девочке тинэйджере, с трудным детством и изломанной судьбой, и о женщине Зое, успешной в жизни, но неудачнице в любви. Слоган фильма «Это не любовь – это жестокость». Картина повествует о гневе, агрессии, чувстве мести, о жестокости сердца. Можно ли переступить через любовь и дружбу? Можно! Но что будет потом? Чтобы ответить на этот вопрос, и стоит посмотреть фильм.
  • Детская жестокость как феномен. Детская жестокость на определенном этапе является нормальным возрастным психологическим образованием. Ведь подрастающий малыш еще только учится контролировать свои эмоции, и этот механизм еще не отлажен. Здесь важно понимание и правильное поведение со стороны родителей. Нужно давать выход эмоциям. Активные игры, спорт, прогулки, животные, «бой подушками» - вот помощники в борьбе с агрессией. Однако сегодня социальные работники и психологи озабочены неконтролируемой, возрастающей детской и подростковой жестокостью. Что движет этими детьми? http://www.vesti.ru/videos?vid=540108
  • Культ жестокости. В некоторых религиях или видах спорта даже существует культ жестокости. Считается, что проявление жестокости – это демонстрация собственной силы и могущества. Морально-этическая сторона вопроса остается за скобками.

Как преодолеть жестокость

  • Принятие и осознание. Важнейший этап в борьбе с жестокостью – это осознание проблемы и ее принятие. Только понимание того, что жестокость – величайшее зло, может помочь избавиться от нее.
  • Любовь к самому себе и признание общечеловеческих ценностей. Поскольку в основе жестокости лежит нелюбовь, неуважение и отрицание самого себя, то и работу над этим качеством следует начинать с восстановления любви к себе и избавления от глубинных страхов. Очень важно понять и принять ценность жизни человека как таковую. Ценность своей жизни и жизни других людей.
  • Сочувствие и милосердие. Если вы обнаружили в себе проявления жестокости и хотите от них избавиться, то старайтесь тренироваться в милосердии. Старайтесь думать над страданиями других людей, жалеть и кормить бездомных животных, подавать милостыню. Не упускайте момента помочь другому человеку, совершив акт милосердия.
  • Формирование своей силы и успешного стиля. Обычно жестокость проявляют люди, чувствующие свою ущербность в той или иной сфере жизни. Это люди, внутренняя самооценка либо занижена, либо завышена. А это обратные стороны одной и той же медали. Поэтому борьбе с жестокостью способствует выравнивание самооценки, формирование успеха и удовольствия от социального принятия и одобрения. Старайтесь добиться успеха и общественного признания. Позитив со стороны других людей сделает вас более терпимым человеком.

Золотая середина

Жестокость

Сострадательность

Жертвенность

Крылатые выражения о жестокости

Чем достойнее человек, тем большему числу живых существ он сочувствует. - Френсис Бэкон - Всякая жестокость происходит от немощи. - Луций Сенека - Неуверенность рождает злость. - Вячеслав Бучарский - Жестокость и страх пожимают руки друг другу. - Оноре де Бальзак - Ария Нейер / Военные преступления: жестокость, геноцид, террор и борьба за справедливость Книга интересна конкретными примерами и анализом проблемы жестокости на социальном уровне. Здесь приведены факты, касающиеся борьбы с жестокостью в разных странах и на разных уровнях государственности. Уильям Голдинг / Повелитель мух Это художественное произведение является признанной классикой мировой литературы. Она повествует о добропорядочных мальчиках, которые получив приличное воспитание, оказались на необитаемом острове. Что случается тогда, когда люди забывают о любви и милосердии? Случается непоправимое. Книга принесет подлинное удовольствие, раскроет проблему жесткости и заставит задуматься о серьезных вещах.

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Причин проявления жестокости может быть не мало. Начнем с того, что значит жестокий человек. Это тот человек, который безразличен к эмоциям окружающих и способен не воспринимать их. Часто причиной жестокости могут быть какие-то трагические события.

К человеку обращались так же жестоко, как и он стал жесток в последствии. Но бывает так, что это качество врожденное. Оно возникает само по себе. Не редко бывает так, что сила воли и бессердечие идут рука об руку.

Волевой человек, при развитии в себе бесчувственности может усиливать ее. Он не уступит при споре и гораздо вероятно станет мстить. Но такое проявление возможно в том случае, если у человека развивается бездуховность.

В обществе принято негативно оценивать такое человеческое качество, как жестокость. Это и понятно, по-другому и быть не может. Но было бы лучше относиться к этому с большим понимание, с принятием. Важно понимать механизмы того, как у человека возникает это качество, ведь никто не рождается жестоким. К сожалению, люди такими становятся. Психологами после тщательных исследований выявлено, что жестокими становятся люди, подвергшиеся насилию. Именно подвергшийся насилию человек превращается в жестокого насильника. И не всегда это осознается человеком и его окружением.

Поэтому было бы правильнее говорить о том, что жестокость это не личная заслуга конкретного человека, а плод неправильных взаимоотношений людей внутри различных групп людского сообщества, как семья, рабочий коллектив, страна и т.д.

Жестокость возникает у человека, которому и знакомо понятие доброты, но в силу тех или иных жизненных обстоятельств, человек проявляет себя так, потому что это является его защитной реакцией. Испытав предательство от любимого человека, пережив сильный эмоциональный стресс, человек порой ожесточается, становится непримерим с недостатками других людей, перестает прощать те моменты, на которые раньше не обращал никакого внимания. Бывает так, что человек становится жесток к своим домашним питомцам,так как его душевный настрой меняется, он не контролирует своих действий и эмоций, забывает о том, что животные беззащитные существа, а он в ответе за тех, кого приручил. Такую жестокость оправдать нельзя.

Доброта и жестокость - два противоположных качества.

Под жестокостью мы обычно понимаем черту характера человека, проявляющуюся в грубом, бесчеловечном, оскорбительном, жестком отношении ко всем живым существам, не только людям. Жестокость подразумевает причинение боли другим или даже несет угрозу жизни окружающим людям. Слово жестокость можно заменить синонимами: ожесточенность, озлобленность, бессердечность, бесчеловечность, безжалостность.

Как говорил римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека:

А французский писатель и философ Мишель Монтень считал, что:

Я думаю, что жестокость может быть врожденной, как говорят, таким уродился.

Слабый и трусливый человек, чтобы самоутвердиться ведет себя жестоко.

Жестокость может быть приобретенной. То есть добрый человек под влиянием жизненных обстоятельств вполне может ожесточиться ко всем или к определенным людям, его обидевшим.

Жизнь часто ломает людей, даже патологически добрые люди могут превратиться в монстров.

А в заключение хочу привести строки из известной детской песенки, она про собаку, но людскую жестокость тоже объясняет:

Жестокость не может быть следствием исполнения чьего либо приказа. Жестокость не рождается по научению или принуждению! Жестокость всегда есть выражение внутреннего душевного состояния того человека который её содеял!

Жестокость - это порождение духовной ущербности или/и безумия именно того индивида, который её чинит. Это клиника души и ума.

И ни каких боле оправданий этому пороку нет, и быть не может!

Причина жестокости в первую очередь исходит из эгоистической натуры человека. Эгоистичному человеку не знакомо сочувствие, доброе отношение к другим. Для примера мы можем привести литературного героя Николая Ивановича Чимша-Гималайского из рассказа «Крыжовник».

Николай Иванович был очень эгоистичный человек. Он мечтал стать барином и разводить крыжовник на своей собственно земле. Он так жаждал исполнить свою мечту, что придумал и осуществил свой план, как добыть деньги для покупки очень дорогой земли.

И план это состоял, в первую очередь, в женитьбе на богатой вдове. Николая Ивановича не волновало, что невеста старая и некрасивая, главное, что у неё были деньги и эти деньги после свадьбы были немедленно переведены на счёт Николая Ивановича. А дальше он продолжал копить не хватающие деньги за счёт ужесточения контроля за расходами на еду. Его жена прожила в таком режиме ровно три года и скончалась. Николай Иванович не чувствовал, что, именно, он виноват в её смерти, у него не было ни раскаяния и ни сожаления по поводу смерти его жены. Зато теперь у него была достаточная сумма и всё остальное было для него неважно. Мы видим, что, именно, эгоизм Николая Ивановича был причиной жестокого отношения к его жене.

  • Физическое и словесное насилие - сигнал тревоги, на который надо реагировать, если оно становится для ребенка основным способом общения.
  • Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку преобразовать его агрессивные импульсы в приемлемые, человечные чувства.
  • Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свое страдание, реагирует на неблагополучие в семье.

В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку…

«Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, - говорит психолог Ольга Кардашина. - Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или c теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, - а ведь именно так многие привыкли считать».

Что делать в таких ситуациях - наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?

Когда родителям начинать беспокоиться?

Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки?

«Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, - признается Лилия, мать двух близнецов-первоклашек. - Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загнали в угол ее сына и устроили ему «темную».

Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал... отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, - уточняет психолог Эдвига Антье. - Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо, и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством».

Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния

«Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, - подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. - По-настоящему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно агрессивен до жестокости. Для них такой способ поведения - основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи».

Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запреты - его поведение вполне нормально.

Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюансов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния». И их необходимо найти - иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно.

Агрессивность как этап развития

Понятно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы.

«Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, - объясняет Ольга Кардашина. - Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру».

Эту энергию детской агрессивности, подчеркивает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно - так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали этот авторитет как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.

Семьи, где рождается жестокость

Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже. «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, - говорит специалист. - Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».

«Нередко даже от трех-четырехлетних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», - говорит Мария Серебрякова. - Родители же, не вникая, лишь раздражаются: «Прекрати!» Но даже если ребенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию - чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности».

Чтобы помочь ребенку, нужно самим научиться реагировать на его поведение адекватно

Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья - нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты - и порождает детские проблемы.

«Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других - на общество, преподавателей, врачей, - говорит Морис Берже. - Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание».

Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.

Как родителям реагировать на агрессию ребенка?

Детский психолог Эдвига Антье в книге «Агрессивность» объясняет причины агрессивного поведения детей разных возрастов и советует родителям, как лучше поступить, столкнувшись с подобными реакциями ребенка.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.

Способы выражения: плач, крик.

Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.

Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.

Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.

Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.

Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.

1,5–3 года

Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.

Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.

Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.

Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.

3–6 лет

Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.

Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.

7–12 лет

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.

Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.

Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.

А. Для ребенка характерны:

  1. Трудолюбие.
  2. Успешность.
  3. Чрезмерное честолюбие.
  4. Стремление быть первым.
  5. Делать все напоказ.
  6. Быть в любимчиках у учителя.
  7. Надежность.
  8. Обаяние.
  9. Остроумие.
  10. Впечатлительность.
  11. Склонность к пустословию.
  12. Хвастовство.
  13. Занудство.
  14. Надоедливость.
  15. Легкие проказы.
  16. Склонность дразнить.
  17. Крик, плач.
  18. Лень.
  19. Неловкость.
  20. Неопрятность.
  21. Застенчивость.
  22. Робость.
  23. Зависимость.

Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - стремление любыми средствами привлечь внимание.

Б. Для ребенка характерны:

  1. Дерзость.
  2. Непокорность.
  3. Вспыльчивость.
  4. Прогулы уроков.
  5. Склонность к спорам.
  6. Неподчинение.
  7. Упрямство.
  8. Забывчивость.
  9. Склонность к безделью.
  10. Склонность демонстрировать превосходство: моральное, интеллектуальное, в умении планировать дела, в умении справляться с делами.

Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка -стремление любыми средствами достичь главенства.

В. Для ребенка характерны:

  1. Привычка нарушать всевозможные правила.
  2. Злость.
  3. Жестокость.
  4. Воровство.
  5. Угрюмое сопротивление.
  6. Сильная пассивность.

Если хотя бы на два утверждения раздела «В» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его стремление отомстить, заставить других почувствовать его боль и обиду.

Г. Для ребенка характерны:

  1. Комплекс неполноценности.
  2. Безнадежность.
  3. Тупость.
  4. Лень.

Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватка собственных сил.