Что ты здесь делаешь какая характеристика предложения. Общая характеристика сложного предложения и его видов

Как дать характеристику предложения:

1. Определить, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительные, побудительное.

2. Определить, какое предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Определить, какое предложение по наличию главных членов: двусоставное, односоставное.

4. Определить, какое предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

5. Определить, чем осложнено предложение: однородными членами, обращением, прямой речью.

Для начала, нужно определить является ли слово или группа слов предложением . Для этого предложение должно иметь законченную мысль.

Предложение может быть простым и сложным , очень важно правильно на данном этапе определить количество грамматических основ.

Если одна, то предложение простое, две и более сложное.

Обратите внимание, что грамматическая основа может быть не полной.

Например: Прислушался, а поезд то приближался. (в этом предложении 2 грамматические основы)

Характеристики для простого предложения

Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные . В двусоставном присутствуют и подлежащие и сказуемое. В односоставном один из членов грамматической основы отсутствует.

В зависимости от присутствующего главного члена предложения односоставное предложение может быть:

  • номинативное;
  • инфинитивное;
  • безличное;
  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • определенно-личное.

Простое предложение может быть также полным и не полным . Не полное предложение, когда один из значимых по смыслу членов предложения (не важно главных или второстепенных) пропущен.

Также простое предложение может быть распространенным (есть второстепенные члены) и не распространенным (только грамматическая основа).

Характеристики для сложного предложения

Первое, что нужно определить в сложном предложении это является оно союзным или бессоюзным (наличие союза или союзного слова между частями сложного предложения).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные .

Части сложносочиненного предложения равны и не зависимы друг от друга. Для связи сложносочиненных предложениях используются такие союзы: соединительные, противительные, разделительные.

Части в сложноподчиненном предложение не могут считаться равными. Независимую часть принято называть главной частью, а зависимая соответственно именуется придаточной. Сложноподчиненные предложения бывают (определяется по виду придаточного предложения): определительные, изъяснительные, присоединительные и обстоятельственные.

Также сложные предложения с тремя и более частями могут иметь в составе различные виды связи.

Синтаксическая характеристика предложения, которую иначе называют "синтаксический разбор", требуется для систематизации его конструкций, что помогает более полно понять его смысл и не допустить ошибки при постановке знаков препинания. Как правило, подобная письменная работа требуется в заведениях среднего образования, так как впоследствии она проводится мысленно на автоматическом уровне.

Если предложение оказалось простым, характеризуем его по типу основы - односоставное или двусоставное. В первом случае необходимо указать разряд (назывное, определенно- или неопределенно-личное, безличное). Во втором - полное предложение или неполное.

После этого идет характеристика предложения по наличию второстепенных членов - оно может быть распространенным или нераспространенным. Далее указываем наличие осложняющих структур - вводных слов, обращений, причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, прямой речи, обособленных конструкций. И в завершение - разбираем все члены предложения, указывая части речи, которыми они выражены. Объясняем расстановку знаков препинания. Характеристика предложения, если оно простое, на этом заканчивается.

Характеристика несколько отличается от описанной выше схемы. После второго пункта следует указание типа связи между его частями - она может быть союзной или бессоюзной. При обнаружении союзной связи определяем - сложносочиненное или сложноподчиненное.

После этого отдельно разбираем каждую простую конструкцию, как если бы это были отдельные предложения по алгоритму, приведенному выше. Точно так же указываются состав, наличие второстепенных членов, осложненность и так далее. На этом характеристика предложения завершается.

Итак, мы видим, что любая характеристика предложения в конечном итоге сводится в объяснению знаков препинания. То есть она нужна для проведения систематической самопроверки. Кроме того, данная процедура помогает избежать распространенных в частности, неверного согласования между частями предложения. Характеристика предложения в большинстве случаев довольно проста, но здесь есть и обратная сторона медали. Малейшая ошибка может повлечь к неправильному толкованию предложения или неверному его написанию. Конечно, при работе с готовыми примерами это не так страшно. Но в заданиях, где от зависит постановка знаков препинания, нужно стараться подходить к характеристике как можно более серьезно. И тогда вы сможете избежать множества ошибок.

Простое предложение - это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр). Отец моет машину. Дети играют на лужайке. Сумерки. Бабушка отдыхает. Простое предложение - основной структурный тип предложений в русском языке, который служит для построения сложных предложений. Пришла весна + Растаял снег = Пришла весна, растаял снег.

Характеристики простого предложения.

1..По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

2..По восклицательности: восклицательные – невосклицательные.

3..По наличию второстепенных членов: распространенные – нераспространенные.

4..По наличию главных членов: двусоставные – односоставные (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные).

5..По смыслу: полные – неполные.

6..Осложненные или ничем не осложненные (оборотами или однородными членами).

Нарушение грамматических (синтаксических) норм при построении простого предложения (нарушение координации между подлежащим и сказуемым; нарушение порядка слов в предложении; нарушение границы предложения; нарушение норм в употреблении однородных членов предложения; ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов).

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе

Сложные случаи
1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

· если при данных словах нет зависимых слов.
Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

· при неодушевлённых подлежащих.
Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.



· Если не подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

· Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
Например: Народ выбрал своего правителя.

· Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
Например: Ночью на небе зажглось много звезд.

· Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)



2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающим .

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:

I. Структурный аспект.

II. Семантический аспект.

III. Коммуникативный аспект.

IV. Функциональный аспект.

I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения

1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.

2) Средства связи :

а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):

· сочинительные союзы (ССП);

· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);

· интонация (БСП).

б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):

· местоименная замена (могут использоваться не только личные местоимения);

· синонимическая замена (категориальные, общеязыковые, контекстуальные);

· лексические повторы;

· использование однокоренных слов;

· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);

· структурная неполнота последующих частей;

· соотносительные слова, в школе они называются указательными (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;

· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);

· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);

· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;

· интонация незавершенности первой или нескольких первых предикативных единиц (ПЕ): первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;

· наличие вводных слов.

*Особое средство – использование частиц в значении союзов. Пример1 : Вот приедет барин, барин нас рассудит. Комментарий к примеру: частица вот используется в значении союза когда . Варианты – это БСП, это СПП. Примеры 2, 3 : Кругом темно, только светится далекая луна. Он спросил, скоро ли экзамен . Часто частица сохраняет свои свойства частицы и поэтому подобные конструкции можно считать БСП, но при этом она приобретает свойства союза , поэтому эти же конструкции можно считать союзными за счет синкретичных свойств частиц-союзов.

Пример анализа средств связи в СП :

Княжна Марьяпридумывала те слова, которые онаскажет ему при встрече.

Основное средство связи : союзное слово которые , выраженное относительным местоимением.

Дополнительные средства связи :

· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,

· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),



· интонация незавершенности первой части,

· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);

· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в), скажет (сов.в., буд. в.).

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor