Что волнует студентов? формирование молодежной политики и ценности нового поколения. исследование кафедры философии и юридической психологии вгуэс

«Мы все учились понемногу…»

Многие думают, что учеба - это скучный и нудный процесс. Но только не у студентов! Умение лавировать между зубрежкой и раздолбайством - уникальный навык, который легко приобретается каждым студентом за время обучения в университете. Что может быть веселее романтика предзачётных ночей? Еще вчера ты отрывался на вечеринке вместе со своими одногруппниками, а сегодня до утра учишь билеты к экзамену, приободряемый лишь чашкой крепкого кофе. Вчерашний школьник с легкостью учится как губка впитывать в себя знания в любое время суток и в любом состоянии. И как здесь не вспомнить о продумывании плана по сокрытию шпаргалок, крике «Халява приди», который уже не пугает жителей соседних домов, о зачетки на веревке за окном и других глупых, но веселых студенческих приметах?


Студентом быть классно, потому что ты учишься находить выход из самой трудной ситуации.

Безумных лет кипящее веселье

Однако студенчество - это не только пора нудных лекций, семинаров и зачетов. Это еще и возможность попробовать себя в разных видах деятельности и побывать в необычных местах. В студенческой жизни помимо ВУЗа есть еще масса интересных вещей: КВН, научные кружки, языковые курсы, выступления на концертах, поездки стройотрядов и многое другое. Студент - это жизнелюб, которым двигает желание делать открытия, искать приключения и узнавать всё новое. Его ни что не может остановить, ведь он гонится за самыми яркими впечатлениями и воспоминаниями. Первые серьезные отношения, поиск своего места в жизни, подработки и желание быть лучше - вот что является главными составляющими бытия студента.

Студенчество - это тот возраст, когда можно наслаждаться жизнью и свободой, беззаботно проводить время, рисковать, совершать безумные поступки, не боясь осуждения со стороны людей, ведь «студентам можно все!».

Студентом быть классно, потому что ты никогда не сидишь на месте.

Жизнь общажная

Наиболее остро «прекрасную пору» испытывают на себе иногородние студенты. В общежитии жизнь кипит похлеще, чем вода в чайнике! Именно в этом месте вчерашний школьник начинает чувствовать себя частью некого большого и дружного коллектива. Здесь легко найти друзей, ожидая очереди в душ или готовя на кухне последнюю пачку макарон на всю комнату. В общежитии ни один житель не оставит тебя в беде, если ты остался без еды, денег или электричества.

Только в этом здании дети проходят через «мельницу жизни» и ступают в мир окрепшими духом людьми. Житель студенческого общежития не только проявляет здесь все свои первичные личностные качества, но и развивает другие черты своего характера. К примеру, смекалку. Ведь кто как не студент способен научиться есть суп ложкой, готовить из ничего изысканные блюда, кипятить чайник без чайника и спать при свете. А вечерние посиделки под гитару, поиск истины в жарких дискуссиях и ночные разговоры по душам с соседями по комнате являются неотъемлемой частью жизни каждого вузовца.

За что получили награды сотрудники опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ)? Кому помогли первокурсники ТГУ? В чём польза проектной деятельности студентов? Об этом – в материале «Толк радио».

Профессора ТГУ удостоены высокой награды. Ветеранам Тольяттинского госуниверситета вручили памятные знаки «За успехи в высшем образовании и научной деятельности». Этот знак учреждён в Самарской области в честь 100-летия университетского образования. Опорный ТГУ стал одним из трёх вузов нашего региона, в которых награду получили сразу 40 сотрудников – члены учёного совета университета и ветераны ТГУ. Первым памятный знак «За успехи в высшем образовании и научной деятельности» ректор Михаил Криштал вручил ветеранам Тольяттинского госуниверситета.

В минувшую пятницу, 7 сентября, студенты ТГУ получили дипломы за свои идеи и их оригинальное воплощение во время проектной недели. Около тысячи первокурсников ТГУ на следующий день после торжественной церемонии, организованной в честь начала нового учебного года, оказались в центре внимания игротехников из Москвы и Санкт-Петербурга. Ребята сформировали 114 команд, каждая из которых в течение четырёх дней работала над своим блиц-проектом социальной или технологической направленности. Студенты создавали тротуарную плитку с подсветкой и предлагали сделать карту с обозначением мест, где можно недорого подкрепиться, искали пути очистки окружающей среды от химикатов и работали над прототипом аппарата для экологической утилизации пластика. «Первокурсники порадовали разнообразием идей и скоростью сплочения команд», – призналась в интервью «Толк радио» директор центра проектной деятельности ТГУ .

Некоторые проекты, родившиеся в ТГУ на минувшей неделе, будут иметь продолжение. К примеру, студенты института машиностроения и гуманитарно-педагогического института объединили свои силы, чтобы подарить старой одежде новую жизнь. Всего за сутки первокурсники собрали значительное количество вещей, которые уже не станут носить одни люди, но с большим удовольствием наденут другие. Участницы проекта рассказали, что воплотить задуманное в жизнь удалось во многом благодаря репостам в соцсетях и отзывчивости тольяттинцев.

Они живые открытые, легко идут на контакт, – поделился своими впечатлениями директор образовательного бюро «Солинг» Сергей Иванов. Он напомнил, что в прошлом году ТГУ стал пилотной площадкой, на которой игротехники помогали первокурсникам погрузиться в проектную деятельность. Это важно, поскольку внедрение в учебный процесс практической работы студентов предусмотрено Программой развития Тольяттинского госуниверситета. И на протяжении всего пути к диплому будущие инженеры, химики, экономисты и лингвисты параллельно с изучением теории будут иметь возможность применить полученные знания в реальной жизни.


24.01.2011

Взятки за экзамены, угроза отчисления из университета, отсутствие общежитий, положенных стипендий или льгот. Эти и другие проблемы осветила во время онлайн-конференции кандидат юридических наук, член Союза юристов образовательных учреждений Наталья Васильева. За час юрист ответила более чем на 50 вопросов. Из них корреспондент “МК” выбрал наиболее волнующие российских студентов.

— Имеет ли право государственный вуз брать деньги за вступительные испытания в аспирантуру?

— Плата за экзамены в государственных вузах с абитуриентов, поступающих в аспирантуру, не взимается. В соответствии с законодательством обучение может оплачиваться, поскольку заключается договор об оказании платных образовательных услуг. Однако вступительные испытания не входят в этот перечень и должны быть только бесплатными.

— Каков процесс перевода студента из одного вуза в другой?

— Процедура начинается с заявления на имя ректора принимающего вуза. Нужно узнать, имеются ли свободные места. Если ответ положительный, то учащемуся дается справка, подтверждающая, что он может перевестись на данный факультет. После чего стоит обратиться в деканат своего вуза с просьбой об отчислении в порядке перевода. Учебное заведение в свою очередь должно выдать академическую справку с перечислением освоенных предметов, количеством часов и оценками по дисциплинам. На основании этого документа принимающий вуз проводит аттестацию, перезачитывая имеющиеся предметы и выделяя те, которые еще стоит сдать. Но есть и ограничение дисциплин на досдачу. Их количество не должно быть больше 20. В противном случае переводят на курс ниже.

— Что делать студенту, если его отчислили во время болезни? Имеет ли он право на восстановление?

— В соответствии с пунктом 9 статьей 16 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” отчисление студента во время болезни не допускается. Учащемуся необходимо написать заявление на имя ректора с требованием восстановить его на свой курс и приложить копии справок и больничного листа. В течение месяца жалоба должна быть рассмотрена.

— Кто имеет право на получение общежития и есть ли нормы жилплощади?

— В первую очередь на общежитие имеют право иногородние студенты. Если они обеспечены местами, то могут рассматриваться и другие категории обучающихся. Кроме того, преимущественным правом на заселение обладают малоимущие и ребята из многодетных семей. Еще один важный момент: оплата за проживание в общежитиях не должна превышать 5% от размера стипендии. Согласно Жилищному кодексу РФ на каждого учащегося полагается 6 кв. м. Если эти условия нарушаются, то обращайтесь в администрацию общаги.

— В каких вузах есть военная кафедра?

— В России всего 52 таких вуза. Перечень утвержден Правительством РФ от 6 марта 2008 года. Среди них МГУ, МАИ и другие.

Перечень факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Факультет военного обучения при Дальневосточном государственном университете путей сообщения, г. Хабаровск

Факультет военного обучения при Казанском государственном технологическом университете

Факультет военного обучения при Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Факультет военного обучения при Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана

Факультет военного обучения при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Факультет военного обучения при Пензенском государственном университете

Факультет военного обучения при "МАТИ" - Российском государственном технологическом университете имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Факультет военного обучения при Ростовском государственном университете путей сообщения

Факультет военного обучения при Санкт-Петербургском государственном университете

Факультет военного обучения при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете

Факультет военного обучения при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Факультет военного обучения при Уральском государственном техническом университете - УПИ, г. Екатеринбург

Факультет военного обучения при Южно-Российском государственном техническом университете, г. Новочеркасск

Факультет военного обучения при Южно-Уральском государственном университете, г. Челябинск

Факультет военного обучения при Южном федеральном университете, г. Ростов-на-Дону

Военная кафедра при Алтайском государственном техническом университете имени Н.И.Ползунова, г. Барнаул

Военная кафедра при Балтийском государственном техническом университете "ВОЕНМЕХ" имени Д.Ф.Устинова, г. Санкт-Петербург

Военная кафедра при Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии

Военная кафедра при Воронежском государственном университете

Военная кафедра при Воронежском государственном техническом университете

Военная кафедра при Государственном университете по землеустройству, г. Москва

Военная кафедра при Государственном университете - Высшей школе экономики, г. Москва

Факультет военного обучения при Дальневосточном государственном техническом университете имени В.В. Куйбышева, г. Владивосток

Военная кафедра при Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И. Ленина

Военная кафедра при Казанском государственном техническом университете имени А.Н. Туполева

Военная кафедра при Ковровской государственной технологической академии

Военная кафедра при Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете

Военная кафедра при Костромском государственном технологическом университете

Военная кафедра при Кубанском государственном аграрном университете, г. Краснодар

Военная кафедра при Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток

Военная кафедра при Московском авиационном институте (государственном техническом университете)

Военная кафедра при Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете)

Военная кафедра при Московском государственном университете леса

Военная кафедра при Московском государственном институте международных отношений (университете)

Военная кафедра при Московском государственном институте электронной техники (техническом университете)

Военная кафедра при Московском государственном строительном университете

Военная кафедра при Московском государственном университете геодезии и картографии

Военная кафедра при Московском инженерно-физическом институте (государственном университете)

Военная кафедра при Московском государственном агроинженерном университете имени В.П. Горячкина

Военная кафедра при Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете)

Военная кафедра при Московском государственном лингвистическом университете

Военная кафедра при Московском физико-техническом институте (государственном университете)

Военная кафедра при Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского

Военная кафедра при Омском государственном техническом университете

Военная кафедра при Российской академии правосудия, г. Москва

Военная кафедра при Российском государственном гидрометеорологическом университете, г. Санкт-Петербург

Военная кафедра при Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва

Военная кафедра при Ростовском государственном строительном университете

Военная кафедра при Рязанском государственном радиотехническом университете

Военная кафедра при Самарском государственном аэрокосмическом университете имени академика С.П. Королева

Военная кафедра при Самарском государственном техническом университете

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете имени В.И. Ульянова-Ленина

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики

Военная кафедра при Санкт-Петербургском государственном горном институте имени Г.В.Плеханова (техническом университете)

Военная кафедра при Саратовском государственном техническом университете

Военная кафедра при Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск

Военная кафедра при Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск

Военная кафедра при Сибирском федеральном университете, г. Красноярск

Военная кафедра при Тольяттинском государственном университете

Военная кафедра при Томском государственном университете

Военная кафедра при Томском политехническом университете

Военная кафедра при Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте)

Военная кафедра при Уфимском государственном авиационном техническом университете

Военная кафедра при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Военная кафедра при Хабаровской государственной академии экономики и права

Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Учебный военный центр при Балтийском государственном техническом университете "ВОЕНМЕХ" имени Д.Ф.Устинова, г. Санкт-Петербург

Учебный военный центр при Владивостокском государственном медицинском университете

Учебный военный центр при Воронежском государственном университете

Учебный военный центр при Воронежском государственном техническом университете

Учебный военный центр при Дальневосточном государственном техническом университете имени В.В.Куйбышева, г. Владивосток

Учебный военный центр при Дальневосточном государственном университете путей сообщения, г. Хабаровск

Учебный военный центр при Ивановском государственном энергетическом университете имени В.И.Ленина

Учебный военный центр при Костромском государственном технологическом университете

Учебный военный центр при Кубанском государственном аграрном университете, г. Краснодар

Учебный военный центр при Московском авиационном институте (государственном техническом университете)

Учебный военный центр при Московском государственном институте электронной техники (техническом университете)

Учебный военный центр при Московском государственном медико-стоматологическом университете

Учебный военный центр при Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

Учебный военный центр при Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана

Учебный военный центр при Нижегородском государственном университете имени Н.И.Лобачевского

Учебный военный центр при Омском государственном техническом университете

Учебный военный центр при Пензенском государственном университете

Учебный военный центр при "МАТИ" - Российском государственном технологическом университете имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Учебный военный центр при Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва

Учебный военный центр при Ростовском государственном медицинском университете

Учебный военный центр при Ростовском государственном строительном университете

Учебный военный центр при Ростовском государственном университете путей сообщения

Учебный военный центр при Рязанском государственном радиотехническом университете

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения

Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича

Учебный военный центр при Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, г. Омск

Учебный военный центр при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени М.Ф.Решетнева, г. Красноярск

Учебный военный центр при Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск

Учебный военный центр при Сибирском федеральном университете, г. Красноярск

Учебный военный центр при Тольяттинском государственном университете

Учебный военный центр при Томском государственном университете

Учебный военный центр при Уральском государственном техническом университете - УПИ, г. Екатеринбург

Учебный военный центр при Уфимском государственном авиационном техническом университете

Учебный военный центр при Хабаровской государственной академии экономики и права

Учебный военный центр при Южно-Российском государственном техническом университете, г. Новочеркасск

Учебный военный центр при Южном федеральном университете, г. Ростов-на-Дону.


Сохранить ссылку:

Татьяна

23 года. Поступила в РОАТ в 2014 году на факультет экономической безопасности. Отчислилась в 2017 году

«Я училась в Российской открытой академии транспорта - подразделении Московского государственного университета путей сообщения. Там был открыт набор по собеседованию, а не по результатам ЕГЭ - поступить было достаточно легко. Я училась на платном отделении, год стоил 56 тысяч рублей, учебу оплачивала я сама, хотя иногда брала деньги у родителей. Из вуза решила уйти, поняв, как бессмысленно я трачу время и деньги.

Осознание пришло после устройства на работу: у меня был необычный график - СУР, то есть совмещение учебы и работы, позволявший два дня учиться, а два дня зарабатывать. До 31 декабря я была оператором на железной дороге - полноценным сотрудником с серьезными обязанностями и ответственностью. Все необходимое для работы я узнала на практике, а те знания, которые мне давали в вузе, оказались бесполезны. Никто из преподавателей или кураторов не пытался отговорить меня от решения бросить учебу. Учебную часть волнует только платежеспособность студентов, в деканате не интересуются, какая у тебя успеваемость. Если ты своевременно платишь, то хвосты и незакрытые зачеты никого не смутят. Если есть задолженность по оплате, то разговор будет короткий: либо оплачиваешь, либо вылетаешь.

Работа меня тоже разочаровала: там нет способов реализации, развития и перспектив. Даже закончив институт и получив диплом, я бы все равно осталась на своем месте. Мое начальство оказалось не заинтересовано в моем развитии и не готово было давать рекомендации - так что мне придется самой рассказывать о своих достижениях. Из студенческого общежития я выселилась неделю назад - теперь снимаю квартиру. Я устала от большого количества людей и бытового дискомфорта, надоело постоянно находиться с кем-то в одной комнате.

Думать о продолжении образования и о другой специальности мне пока рано. Я не нашла себя, сейчас буду стараться понять, чего хочу. Родителям о своем решении отчислиться я пока не сообщила: не знаю, как они к этому отнесутся, потому что они люди старой закалки, с дипломами, и уверены, что образование нужно каждому. Мой молодой человек меня не поддерживает: у него самого высшее образование, и он считает, что хорошо или плохо, но надо учиться, чтобы просто поставить галочку. Отчасти близкие правы: сегодня сложно получить работу без диплома. Но, наверное, им придется принять мое решение, так как я все-таки уже взрослый человек и имею право распоряжаться жизнью. Мне нужно стремиться к большему, а не просиживать часы на неинтересных парах, которые я могла бы потратить на самообразование. Поэтому сейчас я не только отчисляюсь, но и увольняюсь с работы. Мне нужна свобода, чтобы вдохновиться и выбрать новое направление».

Зоя

23 года. Поступила в МГУ в 2013 году на факультет журналистики. В 2017 году взяла академический отпуск по состоянию здоровья


«В МГУ я поступила со второго раза. Четыре года назад набрала по 83 и 84 по русскому и английскому, еще 60 баллов по литературе, но до проходного минимума так и не дотянула. Поэтому один год я училась в Казанском федеральном университете на факультете филологии. Чтобы поступать снова, второй раз сдавала все ЕГЭ, заново проходила вступительные экзамены, в итоге поступила на бюджетное вечернее отделение журфака.

Прошлым летом меня сбила машина в Казани - пришлось взять академический отпуск на год. У меня были множественные травмы, некоторое время я находилась в коме. Восстановление оказалось долгим, я до сих пор не вернулась к прежнему состоянию. Моя группа меня очень-очень поддержала - я им благодарна. Осенью я вернулась в МГУ, снова пошла на третий курс, но поняла, что еще не готова возобновить обучение. Из-за аварии у меня ухудшилась память, чтобы жить в Москве, нужно работать, потому что содержать меня некому, - я не в состоянии это делать, поэтому снова беру академ. Со стороны факультета я не встретила особого участия: мне рассказали, какие нужно предоставить справки, чтобы меня не отчислили и дали именно отпуск. Естественно, никаких зачетов не закрыли и автоматов за экзамены не поставили.

Несмотря на трудности, я не потеряла желание учиться и не разочаровалась в МГУ. Когда я только восстановилась после первого отпуска, мне нужно было досдать экзамен и зачет. На зачете обнаружились мои катастрофические проблемы с памятью: пришлось ждать, когда все студенты уйдут из аудитории и мы останемся с преподавателем с глазу на глаз. Я рассказала, что меня сбила машина, и он сразу сказал: «Давайте зачетку».

Сейчас ко всему произошедшему я отношусь легко. Скорее всего, закончив дела в университете, поеду к родным в Екатеринбург. Потом, наверное, полечу в какую-нибудь теплую страну, потому что мне сейчас по-настоящему необходимо отдохнуть. Потом, возможно, вернусь в Москву и начну работать, после восстановлюсь».

Катя

18 лет. Поступила в МПГУ в 2016 году. Отчислилась в 2017 году


«В школе у меня были нормальные оценки, но ЕГЭ я сдала плохо - набрала 220 баллов за три экзамена. Однако их хватило, чтобы поступить в Московский педагогический университет. Официально я отучилась там полгода, но фактически на учебу перестала ходить еще в ноябре, а отчислилась неделю назад. Когда я поступала, не ожидала, что так ошибусь с вузом и факультетом. Первый месяц мы вообще не учились, было погружение: слушали одну-две лекции в день о том, какой у нас хороший университет, нам рассказывали его историю, водили по музеям. А потом, когда наконец началось обучение, я удивлялась, что процесс организован так неинтересно, и решила, что не буду здесь учиться.

Свое желание уйти из университета я ни с кем из преподавателей и с учебной частью не обсуждала, но и мне не задавали вопросы о моей успеваемости и пропусках. Только один раз через старосту группы со мной пытались связаться, попросив написать куратору курса, почему я не хожу на пары. Но я никому ничего писать не стала, и больше меня не беспокоили. Со своей группой я особенно не общалась; знаю, что ушла еще одна моя одногруппница.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием; они согласны с тем, что нужно найти другой университет и другую специальность. Я родилась и выросла не в Москве и пока живу в общежитии, но уже нашла компанию, с которой буду снимать квартиру. Собираюсь подрабатывать и готовиться к поступлению, ведь мне придется заново сдавать ЕГЭ. Документы подам в СПбГУ и МГУ на географический факультет».

Николай

19 лет. Поступил в МГМСУ им. Евдокимова в 2015 году на факультет стоматологии. В 2017 году отчислен за неуплату


«У меня в семье почти все врачи, и с 8-го класса я думал, что хочу продолжить традицию. Учился в профильном химико-биологическом классе, у нас было по восемь часов химии и биологии, но в 11-м классе эти предметы мне уже не очень нравились. Тогда же я увлекся фотографией и, выбирая между учебником и фотоаппаратом, часто выбирал второе. В итоге ЕГЭ сдал средне, заявления подал в Первый и Третий медицинские университеты, учиться пошел в Третий на платное отделение: год обучения обошелся моим родителям в 350 тысяч рублей.

В самом начале было интересно, но сложно. Мы ездили на пары в разные корпуса, а не как в школе сидели в одном здании. Сразу началась практика - выполняли обязанности санитаров в больнице. А когда пошли зачеты и контрольные, нам, первокурсникам, стало ясно, как сказываются реформы образования на учащихся. По многим предметам нам сократили часы, а вот отчетности и всяких проверочных работ добавили, увеличив в два раза объем материала. Первую сессию я сдал хорошо, но во втором семестре интерес у меня пропал, к тому же мне не нравился контингент и поведение студентов. Оказалось, что в медицинский идут люди, которые не обладают творческими задатками и в то же время не сильны в точных науках. Я ненавижу серость - с детства рисую, играю на гитаре и на фортепиано, пишу стихи, фотографирую и пытаюсь снимать кино. С однокурсниками мне скучно. Еще я понял, что не могу 12 часов в день учить анатомию, у меня не такой склад ума. Зато мое увлечение фотографией переросло в нечто большее: с первого курса я постоянно фотографирую, причем только на пленку, сам проявляю, иногда снимаю по ночам.

Еще в апреле я решил уходить из вуза - не ушел сразу только из-за армии. Плату за обучение на втором курсе вовремя не внес и был отчислен. Сейчас у меня есть время до весеннего призыва, я съеду с квартиры, где прописан, буду снимать жилье, работать, а летом собираюсь поступать в Школу Родченко. Новости родители восприняли вначале негативно - они люди консервативных взглядов; мама считает, что у человека должна быть профессия, и не верит, что фотограф тоже профессия, хотя сама она дизайнер. Сейчас они изменили мнение и хотят, чтобы я учился, любил свое дело и мог обеспечивать себя. Работу я пока не нашел: думаю устроиться администратором в фотостудию, еще мне предложили работать в антикафе».

Иван

21 год. Поступил в МГТУ им. Баумана в 2013 году на факультет энергомашиностроения. Отчислился в 2017 году

«Я учился в физико-математическом лицее, у меня технический склад ума, родители сказали, что в Бауманку я поступлю легко, и я начал готовиться. Набрал 258 баллов за три экзамена ЕГЭ - по математике, физике и русскому языку - и попал на бюджет. Учиться именно на этом факультете не было моей мечтой, но вуз мне нравился. У меня есть старший брат, он тоже учился в МГТУ на той же специальности и сейчас по ней работает. Но в какой-то я момент понял, что электромашиностроение мне неинтересно, уходил в академ. Второй раз уйти в академический отпуск, чтобы все обдумать, мне не дали - отчислили. С преподавателями свое решение я не обсуждал - это мое решение, на которое повлиять никто не сможет.

Сейчас я занимаюсь продажей автозапчастей, работа мне нравится, и, кажется, она повлияла на решение выбрать другой институт - думаю через какое-то время продолжить образование в МАДИ. Родители были в шоке, конечно, но через какое-то время стали спокойнее. Их, кстати, не пугает и мое желание отслужить год в армии - ведь это полезно для мужчины. Я бы хотел попасть в ВДВ или автомобильные войска - служба может мне пригодиться в дальнейшей профессии. Возможно, через какое-то время я буду жалеть о том, что сейчас бросил учебу, но узнать об этом я точно пока не могу и менять ничего не буду».

Имена некоторых героев материала изменены.

опрос студентв вузов Владивостока о ценностях личности

Ценностные ориентации студентов в контексте разработки молодежной политики.

О.А. Коротина, зав.кафедрой ФЮП, канд. филос. наук

В. Е. Чередниченко, студентка гр.БПС-11

Одним из важнейших индикаторов состояния общества является положение молодежи. Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства. С переходом российского общества на новый путь развития значимым социальным феноменом становится молодежная политика. 29 ноября 2014 года Председатель Правительства Д. Медведев утвердил «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», направленные на воспитание гражданственности и патриотизма, формирование ценностей здорового образа жизни и института семьи. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является формирование системы ценностей. Для решения поставленных задач необходимо изучение ценностных ориентаций современной молодежи. Это знание поможет в поиске ответов на вопрос какие технологии могут быть наиболее оптимальными и эффективными.

Современная отечественная психология развивает неклассический подход к изучению ценностей (Д. Леонтьев), главной чертой которого является положение о неразрывной связи и взаимовлиянии трех компонентов:

Общественные идеалы и ценностное содержание общественного сознания

Предметное воплощение идеалов в деятельности людей

Ценностные ориентации индивида

Другими словами, трансляция в обществе ценностных содержаний происходит посредством деятельности (огромным вкладом в мировую психологию была разработка советскими психологами концепции деятельностного подхода). Осознание и положительное отношение к ценности недостаточно для ассимиляции их индивидом, для того, чтобы данная общественная ценность стала личной ценностью. Необходимым условием интериоризации (присвоением) личностью ценностей общества является включение субъекта в деятельность (желательно коллективную). Примером может служить присвоение ценностей референтной для индивида малой группы.

На кафедре ФЮП совместно со студентами 4 курса в рамках ПИО проводятся социально-психологические исследования студентов. Первое исследование было направленно на изучение оценки качества образовательного процесса и выявление ценностных ориентаций студентов. Объем выборки составил 242 человека. 1 и 3 курсов разных направлений подготовки.

Для изучения ценностных ориентаций использовалась модификация методики Р.Инглхарта. Самыми значимыми ценностями стали семейное благополучие - 30% - 1 курс и 27% - 3 курс и материальный достаток 20% - 1 и 3 курс. Такие ценности как «возможность пользоваться демократическими свободами» и «строительство более гуманного и терпимого общества» набрали минимальное количество от 2 до 4%.

Полученные результаты можно проанализировать с помощью трехуровневой модели ценностной системы личности, позволяющей выявить ориентацию на ценности:

Адаптации (выживание и безопасность);

Социализации (социальное одобрение);

Индивидуации (независимость и саморазвитие).

На первом месте у студентов, как первого, так и третьего курса стоит тип ценностей социализации - 45% - 1курс и 51% - 3 курс, т.е. акцент на семью, карьеру, общественное признание. На втором, тип ценностей «адаптирующийся» - 36% т.е. акцент материальный достаток, здоровье, порядок. На третьем, тип ценностей «индивидуация» - 19% и 16% т.е. акцент на самореализацию, свободу, терпимость.

Следующая методика: «экспресс - диагностика социальных ценностей личности», которая выявила основные ценности. Приоритетными ценностями являются физические (ценности здоровья и активного отдыха), среднее значение - 18,5%, интеллектуальные - 15,5%, профессиональные 16%, далее семейные - 14,5%, финансовые - 14%, менее всего значимые ценности: духовные - 6% и общественные - 5,5%.

Третья методика «методика определения жизненных ценностей» Иванова, Колобова представляет собой разновидность вербальных проективных тестов (неоконченные предложения).

При анализе полученных результатов можно сделать следующее заключение самыми приоритетными ценностями считают:

Профессиональные ценности - 29% - 1 курс и 42% - 3 курс;

Материальные ценности - 18% - 1 курс и 21% - 3 курс;

Социальные ценности - 29% - 1 курс и 21% - 3 курс.

Так же интересно проанализировать выбор негативных (вредных для человека и общества) явлений. Самыми негативными явлениями студенты считают употребление наркотиков 23%, аборт - 12%, загрязнение природы - 10,5%, самоубийство - 9,5%. Минимальное количество баллов набрали развод - 3%, ложь - 3%, сокрытие доходов - 1,5%.

Лозунг, который подходит к образу жизни: самые актуальные лозунги «Всегда вперед» - 20,5%, «Спеши сделать добро, оставь после себя, что то хорошее» - 18%, «Наслаждайся жизнью» - 19,5%.

Основной проблемой российского общества является решение жилищной проблемы 41,55, активизацию молодежной политики выбрали 11,5% респондентов.

В заключении хотелось бы отменить что преимущественное большинство студентов, более 90% оценили свою успеваемость как отличную и хорошую, при этом что учится «легко» и «очень легко» считают 77% респондентов.

Второе исследование было направлено на изучение приоритетов развития молодежной политики, анкета была разработана кафедрой ГМУП, в анкетировании участвовало 76 человек 1 и 3 курсов. Приоритетными являются следующие направления: социальная поддержка студенческой молодежи; гарантии в сфере труда и занятости студенческой молодежи; создание условий для самореализации студенческой молодежи; поддержание и развитие дополнительных образовательных программ; формирование здорового образа жизни студенческой молодежи.

Мало приоритетными: развитие культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств; поддержка деятельности студенческих объединений; вовлечение молодёжи в управление ВУЗом.

Третье исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов разных ВУЗов г. Владивостока (ТГМУ, ДВФУ, МГУ им. Невельского, ДВЮИ МВД России, таможенная академия). На данный момент обработаны данные ТГМУ и они имеют большую корреляцию с результатами полученными во ВГУЭС. В дальнейшем планируется сравнительный анализ результатов по различным ВУЗам, по направлениям подготовки и в зависимости от балла ЕГЭ.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сделать вывод, что у современного студенчества на первый план выходят ценности материальные, профессиональные и интеллектуальные, а также ценность здорового образа жизни, с другой стороны, ценности общественные и духовные не являются приоритетными. Следовательно, такие задачи молодежной политики как «формирование гражданской позиции», «патриотизм», «национальная идея» будут оставаться симулякрами (пустыми формами), пока мы не осознаем, что наполнить их содержанием можно только с помощью конкретных дел. То есть учитывая ту систему жизненных приоритетов, которая сложилась у современного студенчества, в рамках учебного заведения мы можем говорить о материальном стимулировании, возможностях дополнительного образования, реализации спортивных устремлений, для создания условий реализации различных проектов в деятельностном ключе.