Что взволновало вас в оде вольность. "Вольность" (Пушкин): подробный анализ оды

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет. Несмотря на юный возраст, личность автора полностью сформировалась. Ода «Вольность» подчеркивает четкую политическую позицию автора. Спустя многие годы это произведение смогли оценить читатели и критики. При жизни Пушкина это произведение не печаталось. После того как Александр Сергеевич написал это творение его отправили в ссылку. Правительство не смогло понять и принять данное произведение.

В своем произведении Пушкин протестует против правящего режима. Он указывает на торжество свободы при французской революции, которая была в 1789 году. Ода «Вольность» направлена против тирании во власти, против властелинов, которые ставят себя выше простого народа. Автор считает, что закон должен быть один для всех. Соблюдая закон в стране можно обеспечить свободу граждан.

В то время Пушкин находился под влиянием декабристов, и в своем произведении он выражал их позицию. Воинственный стиль написания оды, придавал произведению революционный оттенок. Главная задача написанного произведения, призвать народ к восстанию в стране и свергнуть несправедливую власть.

Природа наградила поэта необычайным талантом, и он не хотел растратить его на пустяки. Пушкин решил, что в своих произведениях должен призывать к свободе и равенству среди людей. Гневные высказывания в сторону высшего общества являются благородными и необходимыми в стране, где нет справедливости и закона.

В глубине души Пушкин понимает, что изменений к лучшей жизни не произойдет, но все же пытается изменить общество в лучшую сторону. Поэт определил для себя главные составляющие России: рабство и сила. В прежние времена русский народ прославлял себя великими подвигами и мужественностью в боях. Сейчас же это бесправный народ, крепостные и рабы.

Поэт часто думает о жизни, в которой не будет существовать крепостное право, все люди будут сыты и свободны. Ода показывает презрительное отношение автора к правящему режиму России. Пушкин верил, что после революции народ станет жить лучше, но для этого должна пролиться кровь.

Ода нашла отклик в сердцах большевиков и повлияла на начало революции 1917 году. Произведение написано в виде монолога с оттенком лирики. В концовке своего произведения Александр Сергеевич призывает власть с уважением относиться к простому народу и соблюдать законы.

Сочинение-анализ стихотворения Вольность

Ода «Вольность» - яркий пример свободолюбивых устремлений Пушкина. В произведении поэт гневно обличает неограниченную власть монарха и несправедливые общественные порядки.

В начале оды Пушкин демонстративно отбрасывает любовную и схожую тематику, олицетворяемую в образе царицы Цитеры, острова, где располагался храм богини любви Афродиты. Под впечатлением революций в Европе и идей, витавших в среде его друзей – декабристов, поэт восхваляет конституционный строй. Он не побуждает уничтожить монархию, как таковую, так как призывает царей склониться перед силой закона. В стихотворном произведении заметны следы влияния модной в XVIII веке идеологии Просвещения.

Злом для Пушкина являются не троны сами по себе, а восседающий на них порок. Монархи для него – вполне допустимый элемент государственного устройства. Однако подчеркивается, что источником их власти является не наследственное, данное свыше право, а существующие для блага общества государственные законы. Неправедное правление, по мнению Пушкина, само навлечет на правителей неизбежную кару.

Вольнолюбивый поэт желает не столько построения некого нового, построенного на абсолютно других принципах общества, а искоренения преступлений и злоупотреблений. Его цель не достижение абстрактного идеала, а переустройство существующего. Пушкин восхваляет равенство всех перед законом. Его идеал – правосудие, карающее виновного вне зависимости от его социального статуса, богатства и близости к власти. Поэт воспевает волю, которая в данном случае, также скорее представляет собой обычное гражданское равенство.

Вместе с тем, оде «Вольность» Пушкин не мирный реформист, пытающийся добиться своих целей маленькими шагами за долгий период времени, он зовет рабов к восстанию. Он не сторонник мирных ненасильственных методов давления через выражение общественного мнения, митинги и акции гражданского неповиновения. Поэт прямо говорит о радости при погибели тиранов и даже их детей. Здесь он точно отражает воззрения, циркулировавшие в кругах декабристов, готовых пойти жестокие меры.

В оде «Вольность» Пушкин выражал ненависть к деспотизму и симпатии к правовому государству, основанному на справедливых и разумных началах.

9, 10 класс

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Авдия Каллистратова в рассказе Плаха Айтматова сочинение
  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли

    На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

  • Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого 5 класс сочинение

    Роман описывает определённый временной отрезок, на протяжении которого меняются главные герои и внешне, и духовно. Один из них - Петя Ростов. Это пятый, самый младший ребёнок в семье

Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.

Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева. В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева.

Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу. Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев - на английскую революцию XVII века, Пушкин - на французскую революцию 1789 года). Вслед за Радищевым Пушкин считает, что равный для всех закон - залог обеспечения политической свободы в стране.

Но ода Радищева - призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще, а ода Пушкина направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона. Пушкин выражал в своей оде взгляды ранних декабристов, под влиянием которых он находился.

Однако сила пушкинского стиха, художественное мастерство поэта придавали оде более революционное значение. Передовой молодёжью она воспринималась как призыв к революции. Так, например, знаменитый русский хирург Пирогов, вспоминая о днях своей юности, рассказывает следующий факт. Один из его товарищей-студентов, как-то заговорив о политических взглядах Пушкина, отразившихся в оде «Вольность», сказал: «По-нашему не так; революция так революция, как французская,- с гильотиной». Тогда другой гневно воскликнул: «Кто так из вас смеет говорить о Пушкине? Слушайте!» - и прочитал стихи:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоём челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрёк ты богу на земле.

Не менее революционно звучали для читателей и заключительные строки второй строфы:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Своё стихотворение Пушкин, по примеру Радищева, облёк в форму оды. Начинается ода с обращения к грозной для царей музе - гордой певице свободы, тут же указывается тема: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». Далее следует изложение основного положения: для блага народов необходимо сочетание мощных законов с вольностью святой. Затем это положение иллюстрируется историческими примерами (Людовик XVI, Павел I). Заканчивается ода, как обычно, обращением к царю извлечь урок из сказанного.

Стройность композиции помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В соответствии с содержанием оды находятся и словесные средства его выражения.

Речь поэта, приподнятая, взволнованная, отражает разнообразные его чувства: пламенное желание свободы (I строфа), негодование против тиранов (II строфа), скорбь гражданина при виде царящего беззакония (III строфа) и т. д. Поэт находит точные и вместе с тем образные слова для выражения волнующих его мыслей и чувств. Так, музу политической оды он называет «грозой царей», «свободы гордою певицей», которая «гимны смелые» внушает.

Ода «Вольность» оказала большое революционизирующее влияние на современников Пушкина, она служила декабристам в их революционной агитации.

Окончив в 1817г. лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселился в Петербурге. После шестилетнего лицейского «заточенья» он активно включается в литературную и общественную жизнь столицы. Он посещает заседания «Арзамаса», членом которого практически становится, вступает в литературно – дружеское объединение «Зеленая лампа». Одно из любимых, и, пожалуй, самых главных его увлечений - театр. Пушкин был признанным ценителем актеров, поклонником актрис: Е.С.Семеновой, А.И.Колосовой, Е.И.Истоминой. В тайное общество, о котором Пушкин догадывался, он не был принят. Его пылкий нрав и сближение «с людьми ненадежными» пугали членов тайного общества. Пушкин находился в большом свете, но он настойчиво рвался оттуда. Александр Сергеевич задыхался в атмосфере придворного ханжества, мракобесия, самодурства, низкопоклонства, лести.

Однако светский шум и театральные увлечения были лишь внешней стороной его бурной и сложной жизни, он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником. В 1817 году Пушкин написал многие политические, свободолюбивые стихотворения. Юный поэт вступал в русскую литературу как певец передовых революционно настроенных кругов общества:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Пушкин как поэт мыслил глубже многих декабристов, он был их политическим вождем. К этому времени в стране нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола.

Пушкин, испытав влияние ранних декабристских взглядов, проникся ими. В его стихотворениях были черты русского гражданского вольнолюбия – надежда на закон, протест против крепостного рабства:

Увы! Куда ни брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела – Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Все чаще в стихах Пушкина проявлялось слово «свобода». Причем в устах поэта это слово становилось многозначным, начинало светиться и отливать различными смыслами. свобода – это не только личная независимость, но и свободный образ жизни – гражданская вольность, свобода порабощенного народа.

Пушкин становился певцом высоких идеалов. Он говорил, что являлся продолжателем идей Радищева. Это действительно так, потому что в своих стихотворениях «Вольность» и «Деревня» поэт поднимает основные темы Радищева – против самодержавия и крепостничества. Но пути у них были разные: Радищев хотел прийти к свободе через народную революцию, а у Пушкина были надежды на закон:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

Поэт, бурно выступавший за ограничение власти царя законами, не исключал насилия над императорами, если бы они не склонялись перед законом, поэтому некоторые строки оды звучат как призывы:

…Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте падшие рабы!

Но Пушкин все– таки призывал царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

В своей оде Пушкин осуждает казнь народом французского короля Людовика XVI:

… О мученик ошибок славных,

За предков в шуме бурь недавних

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик…

Молчит закон – народ молчит,

Падет преступная секира…

Также осуждает убийство дворянами Павла I, но одновременно выступает за ограничение самодержавия конституцией.

Большой популярностей пользовались острополитические «крылатые словечки», которые Пушкин произносил в театре, в других публичных местах. Именно в них, в этих возникавших эпиграммах, сказывалась настроенность Пушкина и в то же время проявлялось его меткое и беспощадное остроумие – умение в нескольких строках «пригвоздить противника к позорному столбу».

Оду «Вольность» декабристы восприняли горячо, так как видели в ней отражение своих мыслей. Пушкинская поэзия являлась возбудителем революционной энергии, недовольства политикой царского правления.

Сочинение

Окончив в 1817 г. лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселился в Петербурге. После шестилетнего лицейского «заточенья» он активно включается в литературную и общественную жизнь столицы. Он посещает заседания «Арзамаса», членом которого практически становится, вступает в литературно — дружеское объединение «Зеленая лампа». Одно из любимых, и, пожалуй, самых главных его увлечений — театр. Пушкин был признанным ценителем актеров, поклонником актрис: Е. С. Семеновой, А. И. Колосовой, Е. И. Истоминой. В тайное общество, о котором Пушкин догадывался, он не был принят. Его пылкий нрав и сближение «с людьми ненадежными» пугали членов тайного общества. Пушкин находился в большом свете, но он настойчиво рвался оттуда. Александр Сергеевич задыхался в атмосфере придворного ханжества, мракобесия, самодурства, низкопоклонства, лести.

Однако светский шум и театральные увлечения были лишь внешней стороной его бурной и сложной жизни, он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником. В 1817 году Пушкин написал многие политические, свободолюбивые стихотворения. Юный поэт вступал в русскую литературу как певец передовых революционно настроенных кругов общества:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Пушкин как поэт мыслил глубже многих декабристов, он был их политическим вождем. К этому времени в стране нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола.

Пушкин, испытав влияние ранних декабристских взглядов, проникся ими. В его стихотворениях были черты русского гражданского вольнолюбия — надежда на закон, протест против крепостного рабства:

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть.

Все чаще в стихах Пушкина проявлялось слово «свобода». Причем в устах поэта это слово становилось многозначным, начинало светиться и отливать различными смыслами. свобода — это не только личная независимость, но и свободный образ жизни — гражданская вольность, свобода порабощенного народа.

Пушкин становился певцом высоких идеалов. Он говорил, что являлся продолжателем идей Радищева. Это действительно так, потому что в своих стихотворениях «Вольность» и «Деревня» поэт поднимает основные темы Радищева — против самодержавия и крепостничества. Но пути у них были разные: Радищев хотел прийти к свободе через народную революцию, а у Пушкина были надежды на закон:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

Поэт, бурно выступавший за ограничение власти царя законами, не исключал насилия над императорами, если бы они не склонялись перед законом, поэтому некоторые строки оды звучат как призывы:

…Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте падшие рабы!

Но Пушкин все-таки призывал царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

В своей оде Пушкин осуждает казнь народом французского короля Людовика XVI:

… О мученик ошибок славных,

За предков в шуме бурь недавних

Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик…

Молчит закон — народ молчит,

Падет преступная секира…

Также осуждает убийство дворянами Павла I, но одновременно выступает за ограничение самодержавия конституцией.

Большой популярностей пользовались острополитические «крылатые словечки», которые Пушкин произносил в театре, в других публичных местах. Именно в них, в этих возникавших эпиграммах, сказывалась настроенность Пушкина и в то же время проявлялось его меткое и беспощадное остроумие — умение в нескольких строках «пригвоздить противника к позорному столбу».

Оду «Вольность» декабристы восприняли горячо, так как видели в ней отражение своих мыслей. Пушкинская поэзия являлась возбудителем революционной энергии, недовольства политикой царского правления.

«Вольные стихи» Пушкина расходились по Петербургу с невероятной скоростью: на сходках молодежи, на заседаниях «Зеленой лампы». Их заучивали, переписывали в альбомы. Такая популярность «вольных стихов» и эпиграмм Пушкина объясняется тем, что он поэтически формулировал мысли, чувства и настроения кругов русского общества. Молодой вольнодумец почти три года, не зная осторожности, сочинял и распространял в Петербурге свои свободолюбивые стихи, не мог не остаться безнаказанным. Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает», — злобно говорил Александр I. Император хотел сослать Пушкина в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Но за него заступились друзья, и царь смягчил наказание: Пушкина выслали на юг России. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга. Дельвиг и Яковлев проводили его до Царского села. Они расстались, и Пушкин оправился один — в свой долгий и нелегкий путь изгнанника.

«Вольные стихи» Пушкина «Деревня», «К Чаадаеву», «Вольность» начинают в русской литературе поэзию декабристов. Ода «Вольность» отражает наиболее общественно-политические вопросы того времени. Это стихотворение как оружие в борьбе за прогресс, демократию, свободу и счастье человечества.

Интересная предыстория у известной оды А.С. Пушкина «Вольность». После окончания лицея юный поэт сдружился с Тургеневыми. Они жили на Фонтанке напротив Михайловского дворца. В один чудесный вечер, когда у Тургенева собралась прогрессивная молодежь, и среди них присутствовал Пушкин, кто-то из молодых людей предложил поэту написать экспромтом стихотворение о Михайловском дворце. Пушкин и живостью и гибкостью молодой обезьяны вскочил на длинный стол, растянулся на нем, и глядя в окно начал что-то писать. Половина произведения была написана на этом столе, вторую половину произведения поэт дописал ночью у себя дома. На следующий день он принес Тургеневу оду на большом листе бумаги. Первоначально это произведение было названо одой «На свободу».

Немало споров у биографов и литературных критиков вызывает до сих пор дата написания оды.

Одни называют 1817 год, опираясь на дату, указанную рукой Пушкина. Другие, как например, пушкинист историк, живший на стыке XIX-XX веков, Н. О. Лернер убедительно опровергал, этот год написания, и уверенно доказывал, что произведение не могло появиться раньше 1819 года. Современник Лернера М.А. Цявловский считает, что стихотворение было написано в начале 1818 года, и тема свободы была подсказана Пушкину Николаем Тургеневым.

Предлагаем вашему вниманию текст оды «Вольность»:

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла *,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор -
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела - Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон - народ молчит,
Падет преступная секира…
И се - злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец ** -

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.