Что является предметом логики как науки. Сложные суждения и их виды

Введение

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

  • 1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;
  • 2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.
  • 3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний: логика мышление

  • 1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;
  • 2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов). Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п. Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления являются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи. В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть. Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться. Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы можем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д. Из суждений мы можем получать новые суждения.

Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек - смертен

Сократ - человек

Сократ - смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания. Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел " дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление. Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении.

Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли - «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления. Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.

Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Иванов Евгений Акимович

Глава I. Предмет логики

Глава I. Предмет логики

1. Специфика логики как науки

Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой - мысль, смысл, разум.

Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные науки совокупности знаний об окружающем мире, она уже тогда рассматривалась в качестве своеобразной, а именно рациональной, или умозрительной, формы философии - в отличие от натурфилософии (философии природы) и этики (социальной философии).

В своем последующем развитии логика становилась все более сложным, многогранным феноменом духовной жизни человечества. Поэтому естественно, что в разные исторические периоды у разных мыслителей она получала различную оценку. Одни говорили о ней как о некоем техническом средстве - практическом «орудии мысли» («Органон»). Другие усматривали в ней особое «искусство» - искусство мыслить и рассуждать. Третьи находили в ней некий «регулятор» - совокупность или свод правил, предписаний и норм мыслительной деятельности («Канон»). Были даже попытки представлять ее как своеобразную «медицину» - средство оздоровления рассудка.

Во всех подобных оценках, несомненно, содержится доля истины. Но - лишь доля. Главное, что характеризует логику, особенно в настоящее время, это то, что она есть наука - и притом весьма развитая, сложная и важная. И как всякая наука, она способна выполнять различные функции в обществе, а следовательно, обретать разнообразные «лики».

Какое же место занимает логика в системе наук?

Ныне существует великое множество самых разных отраслей научного знания. В зависимости от объекта исследования они, как известно, делятся прежде всего на науки о природе - естественные науки (астрономия, физика, химия, биология и т. д.) и науки об обществе - общественные науки (история, социология, юридические науки и др.).

По сравнению с ними своеобразие логики заключается в том, что ее объектом выступает мышление . Это наука о мышлении. Но если мы дадим логике только такое определение и поставим здесь точку, то допустим серьезную ошибку. Дело в том, что само мышление, будучи сложнейшим явлением, выступает объектом изучения и ряда других наук - философии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности человека, кибернетики, лингвистики...

В чем же специфика логики в сопоставлении именно с этими науками, тоже изучающими мышление? Каков, иначе говоря, ее собственный предмет исследования?

Философия , важнейшим разделом которой выступает теория познания, исследует мышление в целом. Она решает фундаментальный философский вопрос, связанный с отношением человека, а следовательно, и его мышления к окружающему миру: как соотносится наше мышление с самим миром, можем ли мы в наших знаниях иметь верную мысленную картину о нем?

Психология изучает мышление как один из психических процессов наряду с эмоциями, волей и т. д. Она раскрывает взаимодействие с ними мышления в ходе практической деятельности и научного познания, анализирует побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, выявляет особенности мышления детей, взрослых, психически нормальных людей и лиц с теми или иными отклонениями в психике.

Физиология высшей нервной деятельности человека раскрывает материальные, а именно физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека в процессе его функционирования - мышления, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические и биологические механизмы.

Кибернетика выявляет общие закономерности управления и связи в живом организме, техническом устройстве и в мышлении человека, связанном прежде всего с его управленческой деятельностью.

Лингвистика показывает неразрывную связь мышления с языком, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью языковых средств.

Своеобразие же логики как науки о мышлении как раз и состоит в том, что она рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, т. е. с точки зрения роли и значения как средства познания действительности, а также с точки зрения составляющих его элементов и связей между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики.

Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине . Однако такое определение, будучи удобным для запоминания, но слишком кратким, требует дополнительных пояснений каждого из его компонентов.

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

ЛЕКЦИЯ № 4 Предмет логики 1. Ощущение, восприятие и представление как формы познания окружающего мира Разными учеными предмет логики понимается по-разному. Некоторые указывают в качестве предмета рассуждения{2}, другие придерживаются более широкого толкования и

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет Отход схоластики от монастырского литературного гуманизма вскоре столкнулся с обилием древних текстов, вышедших из-под печатного пресса. Четыре века

Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К

1. Постановка вопроса: логика предмета и предмет логики Как наука, совпадающая с логикой и теорией познания, диалектика рассматривает вопрос об отношении мышления к бытию не только со стороны содержания, но и со стороны формы, под углом зрения совпадения форм

Из книги Метаполитика автора Ефимов Игорь Маркович

1. Политика - предмет страсти или предмет науки Если бы мы жили в пещерах и хижинах, охотились на диких зверей, били острогой рыбу, отыскивали съедобные коренья, то, наверное, мы так же, как наши далекие предки, молились бы усвоим деревянным богам о ниспослании удачной

Из книги Введение в логику и научный метод автора Коэн Моррис

Глава I. Предмет логики § 1. Логика и совокупность оснований Подавляющее большинство наших ежедневных дел мы проделываем, не задумываясь, и лишь изредка задаемся вопросом об истинной природе того, что по привычке считаем истинным. Однако при этом мы не можем всегда

Из книги Форма - Стиль - Выражение автора Лосев Алексей Федорович

Глава I. Предмет логики 1. Что из перечисленного ниже мы знаем непосредственно, а что с опорой на основания?a. Существует центр Земли.b. Существует король Италии.c. Мы обладаем легкими, с помощью которых дышим.d. Существует бельгийская колония Конго.e. Между Индией и Китаем

Из книги Фрэнсис Бэкон автора Субботин Александр Леонидович

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая работа состоит из нескольких очерков, писавшихся в разное время и по разным поводам и читавшихся в свое время в виде докладов в Государственной академии художественных наук и в Государственном институте музыкальной

Из книги Учение логики о доказательстве и опровержении автора Асмус Валентин Фердинандович

V. Предмет и задачи логики К середине XVI века перипатетическая диалектика окончательно завязла в логико-грамматических тонкостях той проблематики, которую почти две тысячи лет назад так свежо и оригинально сформулировал Аристотель. На фоне настойчивого стремления

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

ІІІ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ Чрезвычайно важное значение доказательства для всякого мышления и в особенности для мышления научного делает эту логическую форму важным предметом изучения логики.Логика изучает строение доказательства, его составные части, виды

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

§ 2. Предмет науки логики. Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях,

Из книги Гоббс автора Мееровский Борис Владимирович

1 ГЛАВА. Предмет и задачи логики

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Предмет и значение логики Приступая к изучению какой-либо науки, прежде всего необходимо выяснить ее предмет. Для этого есть несколько путей, и каждый из них дает определенный результат. Первый путь, или метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Глава I. Предмет логики 1. Специфика логики как науки Свое название логика получила от древнегреческого слова logos, означавшего, с одной стороны, слово, речь, а с другой - мысль, смысл, разум.Возникая в рамках античной философии как единой, не расчлененной еще на отдельные

Из книги автора

Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

Из книги автора

ГЛАВА I ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ “Логика” (от древнегреческого слова “логос”) означает “понятие”, “разум”, “рассуждение”. В современном языке это слово употребляется в следующих основных значениях.Во-первых, логикой называют закономерности в изменении и развитии вещей и

Логика - метод познания объективного мира для всех наук.

Наука логика, на основании своего предмета и методов познания в отношении других наук, образовалась как сфера ее применения, сфера интерпретации различных типов и направлений логических исследований. В этом смысле логика - прикладная наука, которая получила название "логика науки".

В историческом процессе взаимодействия логики и конкретных наук определился предмет исследования логики науки. Итак, это:

Специфика объекта науки (эмпирические и абстрактные объекты, теоретические конструкты);

Особенности научного познания (уровни и структура научного познания);

Научное знание (структура научного знания, критерии научности знания, формальная построение систем научного знания);

Типология научного знания;

Научная речь (объектный язык науки и метаязык, формализованная и неформализованная речь, фундаментальная и прикладная);

Научная теория (принципы и структура построения научных теорий, функции, типология);

Поиск оснований конкретных наук.

В связи со спецификой науки логики, исследующей универсальные формы, законы абстрактно-логического, рационального мышления, методы построения систем знания и формализации знания, она становится методом научного мышления. Это мышление основывается на принципах рациональности, впервые сформулированных еще Аристотелем. Таких принципов рационального мышления относятся: точность, однозначность в выражении мыслей, непротиворечивость, последовательность в рассуждениях, обоснованность, строгость и правильность выведения знания, доказанность утверждений на истинность. В науке логике разработана процедура реализации этих принципов рационального мышления - формулирование правил осуществления логических операций согласно этих принципов, методы обоснования и доказательства знания и его проверка на истинность.

На основании этих принципов происходит процесс научного познания, процесс поиска истины, результатом которого является научное знание.

В историческом контексте молений определить, как тот или иной тип логики (логической системы знания) выполнял методологическую функцию в научном познании. В рамках традиционной логики, обобщала и систематизировала знания об особенности абстрактно-логического, рационального мышления, была разработана теория логического вывода знания (силлогистика Аристотеля), что в дальнейшем трактовали как теорию выведения знания в науке. В рамках этой же логики были разработаны дедуктивная логика Декарта и индуктивная логика Ф. Бэкона - логики научного познания и научного открытия.

Г. Декарт трактовал дедукцию (дедуктивную логику) как метод научного пізнання. ее сущность заключается в строгом выводе из определенных исходных положений (аксиом, принципов, постулатов) новых положений, и если исходные положения истинны, то и выводное положение также истинно. Дедуктивный метод получил блестящее подтверждение в математике. Математика - дедуктивная наука, где основным методом получения математических истин является логический вывод, а не эксперимент. Критерий истинности математических соображений - их логическая безупречность, точное выполнение на всех этапах соображений правил формальной логики (Я. Хромой).

Возможности дедуктивного метода в естественных, технических и других науках на современном уровне развития научного познания определяют на основании метанаучного и металогічного анализа методологии научных исследований.

В естественных науках знания получают на основании наблюдений и экспериментов. Здесь на первом плане исторически возникла научная индукция, принципы которой сформулировал Ф. Бекон.

Сущность научной индукции:

Осуществить наблюдение за объектами, которые исследуются, и проводить эксперименты (создать искусственную ситуацию для изучения свойств определенных объектов, которые нельзя изучить в естественных условиях);

На основании наблюдений и экспериментов собрать как можно больше фактов (фактических данных) об объекте исследования;

Обобщить и систематизировать факты;

Определить общее, существенное, повторяющаяся в явлениях, процессах и вывести закон;

Создать теорию с целью объяснения тех объектов (предметов, явлений, процессов), которые исследуются, прогнозировать их дальнейшее развитие.

Например, на основании эмпирических исследований над такими природными явлениями, как колебания волн, звуков, света, морских приливов и т.д физики сформулировали общее теоретическое положение: "Любое явление, имеет периодическую природу, можно измерить". На основании эмпирического наблюдения за движением планет и теоретического обобщения полученных фактических данных. Кеплер (1571-1630) сформулировал законы движения планет.

Научную индукцию (индуктивную логику) Ф. Бекон трактовал также как метод научного познания причинно-следственных связей и метод научного открытия. Итак, определим, что такое причинно-следственная связь.

Причина - нечто (предмет, явление, событие), которое закономерно влечет возникновение чего-то другого (предмета, явления, события), что является ее следствием. Формально, А является причиной В. Например, физики, которые исследуют Вселенную (систему Галактик), обнаружили феномен "черной дыры" (об этом мы уже упоминали) - космическое тело, гравитационное поле которого настолько велико, что оно поглощает любое другое космическое тело. Четкое определение причинно-следственной связи этого феномена: если гравитационное поле определенного космического тела очень большое (А), то оно способно поглотить любое другое космическое тело (В).

Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер. Соответственно, можно утверждать, что любое явление или событие, выявленные в процессе наблюдений и экспериментов в природном или социальном мире, имеют свою причину.

В науке для установления причинно-следственных связей разработаны особые методы. Описание и классификация этих методов впервые осуществили английские философы и логики Ф. Бэкон и Дж. Милль. К таким методам относятся:

1. Метод единственного сходства, основанный на принципе: если два или более случаев исследуемого явления (они часто заметно отличаются друг от друга) сходны только в одном обстоятельстве, то она, вероятно, является причиной этого явления. Такой метод имеет другое название - "метод нахождения подобного в разном".

Схема вывода заключения на основании этого метода:

2. Метод единственного различия основывается на сравнении двух и более случаев, когда исследуемое явление в одном случае наступает, а в другом - нет, и если, следовательно, второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, то, вероятно, она и будет причиной этого явления.

Метод единственного различия имеет другое название - "метод нахождения различия в подобном". Схема вывода заключения на основании этого метода:

3. Объединенный метод сходства и различия, основанный на принципе нахождения подобного в различном и различия в подобном. Схема вывода заключения на основании этого метода:

4. Метод сопутствующих изменений основывается на принципе: если определенное явление а меняется каждый раз со сменой явления С, что ему предшествует, то эти явления находятся в причинной связи. Схема вывода заключения на основании этого метода:

5. Метод остатков основан на принципе: если известно, что причиной исследуемого явления не есть необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то, вероятно, это обстоятельство и является причиной упомянутого явления. Применение этого метода связано с установлением причины, которая обусловливает определенную часть сложного явления, при условии, что причины, которые обусловливают другие части такого явления, уже известные. Схема вывода заключения на основании этого метода:

Индуктивная логика сыграла большую роль в научном познании, не потеряв значение и на современном этапе развития науки.

Дедуктивную логику на современном этапе трактуют как логику математических наук, а индуктивную логику (в контексте современной вероятностной логики) - как логику естественных, общественных, "поведенческих" наук, когда на основании научных наблюдений и экспериментов собирают фактические данные. Исследователи, анализируя фактические данные, делают теоретические обобщения и выводят определенные эмпирические закономерности.

Символическая (математическая) логика приобрела особое значение в конкретных науках как метод формализации научного знания и метод создания формальных систем знания в соответствии с принципами построения таких систем (см. 4.1). В каждой конкретной науке определяют возможности формализации научного знания, то есть его изображения на языке символической логики и построения формальных систем.

На современном этапе методологическая функция науки логики в сфере конкретных наук реализуется в следующих направлениях:

Логический анализ систем научного знания методами современной символической логики;

Логический анализ научного языка, на основании которого експлікуються термины современной науки "эмпирический объект", "абстрактный объект", "научный закон", "научный факт", "научная проблема", "гипотеза", "теория", "истинность", "ложь", "верифікованість", "фальсифицированность" и т.п.;

Логическая экспликация исходных парадигм и принципов построения систем знания в науке;

Построение формальных моделей в различных науках методом формализации;

Разработка логических критериев истинности научного знания;

Обоснования оснований конкретных наук;

Средство получения нового знания в науке;

Средство научного открытия.

С возникновением множественности современных логических теорий, которая обобщена в понятии "неклассическая логика", по-новому определяют ее методологическую функцию. Применение определенной логической теории в конкретной сфере науки трактуют как ее интерпретацию.

Интерпретация (лат. - разъяснение, изложение) - логико-семантическая модель, которая создается с целью раскрытия смысла символов формализованного языка (логического исчисления). Интерпретация определенной логической теории в сфере науки означает построение адекватной логико-семантической модели с целью символического изображения знания об объекте, исследуются, и предоставление этому знанию істиннісного значение логическими средствами. Примеры такой интерпретации построение трехзначной логики Рейхенбаха квантовой физики, трехзначной логики Брауэра - Гейтинга для математики.

В процессе интерпретации той или иной логической теории в сфере конкретных наук стоит определить возможности самой логики как метода познания, метода научного открытия и метода построения формальных систем знания. Определение этих возможностей связано с такими объективными факторами развития современной науки:

1. Четче, выразительнее выделилась методология научного исследования в области естественных, гуманитарных, технических наук, а также наук, которые не вписываются в эту традиционную схему разделения наук. Так, выделились науки, получившие название "поведенческих", "пограничных", возникли новые науки - информатика, теория искусственного интеллекта, семиотика и под. Скажем, науки о природе и науки об обществе, человеке, артефакты культуры и другие нуждаются в своеобразной методологии исследования и особой логики описания и построения модели знания об объектах, которые они исследуют. Целесообразно определить возможности дедуктивного метода познания в поведенческих науках, науках об обществе. Наиболее вероятную логику также можно рассматривать как одну универсальную методологию для всех наук.

В области гуманитарных наук, наук о человеке возможна интерпретация інтенсіональних логик - логика смысла, логика понимания, логика символического познания. Формирование таких логик - новый этап в развитии современной неклассической логики.

2. Тенденция к интеграции наук, возникновение новых синтетических наук, то есть наук, которые формируются на границе конкретных научных исследований. Для них объект исследования может быть одинаковый, а методы исследования - специфические для каждой науки. Примеры таких интегративных наук: экология, биохимия, психогенетика, эвристика и др. Логические методы в этом аспекте предстают необходимыми, но не единственными, не универсальными методами познания.

Возникновение синтетических наук, которые формируют новые типы и виды знания, требует изменения аналитической парадигмы самой науки логики, создание такой парадигмы, чтобы построенная на ее основании логическая система интерпретировалась в сфере синтетических наук.

3. Новейшие открытия в области физики, космологии, биологии, генетики, возникновение нанотехнологий в конце XX - начале XXI в. требуют построения нового типа научного знания, анализ которого логическими методами приведет к необходимости создания нового типа логики.

Логика: философия вывода Объект и предмет логики

E. J. Lemmon. Beginning Logic. Cambridge. CUP Publisher. 2004. Chapter 2.

Объект и предмет логики

Формальная логика исследует дедуктивный вывод. Она не исследует индуктивное рассуждение. Предмет логики – строгое, или дедуктивное, доказательство с точки зрения его достоверности, или правильности.

Мышление как объект логики

Есть знания, истинность которых видна непосредственно . Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия физического действия, допустим, следы ног на песке. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна.Т.о., к числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания .

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания – мышления.

Мышление способно отражать окружающую действительность. Следовательно, порядок и связь реальных вещей определяют содержание, порядок и связь наших мыслей.

Однако мышление, с одной стороны, являясь производным от бытия, с другой стороны, обладает относительной самостоятельностью. Проявление данного свойства мышления весьма разнообразно и может иметь как позитивную, так и негативную направленность. Так, например, позитивность самостоятельности мышления проявляется в его способности опережать бытие и предвидеть будущее, в творческом характере мышления, в умении обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, понимать другого человека и т.п. Но иногда самостоятельность мышления достигает такой степени, что человек теряет контроль над соответствием мысли действительному содержанию отражаемого объекта. Мысль как бы отрывается от своего объективного основания (реальности) и начинает формулировать знания, которые искаженно отражают объект познания или совсем с ним уже не связаны. В результате мысль становится расплывчатой, противоречивой, неубедительной, непоследовательной и необоснованной. Причем это может произойти не только непроизвольно, случайно, но и преднамеренно (например, ложные показания). Это одно из отрицательных проявлений самостоятельности мышления.

В конечном итоге самостоятельность мышления заключается в том, что оно само является объектом познания. Мышление познается человеком так же, как и любой предмет физической реальности, отражаемый мышлением. Мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику часто называют наукой о правильном мышлении . Таким образом,объектом логики является мышление .

Главной особенностью мышления является идеальность. Материальное существует в пространстве и во времени, обладает атрибутивными свойствами, доступно человеку как нечто такое, что воздействует на его органы чувств. У идеального ничего этого нет. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду, рассматривая мышление как объект изучения логики.

Но мышление – это сложный, многогранный процесс. И логику в нем интересует отнюдь не все. Происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию изучает философия. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга – материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельности. Языкознание интересуется сущностью слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека.

Кроме того, человеку присущи различные типы мышления, которые представлены на схеме.

МЫШЛЕНИЕ

Теоретическое Практическое

понятийное образное наглядно- наглядно-

образное действенное

сфера логики

Основное различие между теоретическим и практическим видами мышления состоит в том, что они по-разному связаны с практикой. Так, практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач жизнедеятельности людей, тогда как теоретическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей познаваемой действительности.

Какаю же сторону мышления изучает логика. В чем состоит ее предмет? Рассмотрим это более подробно.

Предмет логики

Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление – это процесс рационального отражения мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности.

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, о смысле жизни и пр. При этом вполне очевидно, что в содержательном плане мысли математика, например, отличаются от мыслей юриста.

В различных по-содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством – какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.

Наши знания о форме достаточно разнообразны. Мы различаем форму правления, форму территориально-государственного устройства, форму политического режима, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства – это способ организации государственной власти, порядок образования органов государства, их структура и взаимоотношения в едином механизме. В приведенных примерах форма, таким образом, отражает способ связи содержательных частей.

Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли.

Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия.

В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами.

Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений.

Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах :понятиях, суждениях и умозаключениях , каждая из которых имеет при этом специфическую структуру.

Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы – преподаватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлением против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим – латинской буквой S, а то, что мыслится обS, - латинской буквойP. В итоге получим в обоих в обоих случаях одни и те же элементы мысли: «НекоторыеSестьP». Это и есть логическая форма приведенных суждений. Она получена в результате отвлечения конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма (или форма абстрактного мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание мысли существует и отражает эмпирическую действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют неразрывно. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений «Некоторые Sесть Р» имеет все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета мысли, обозначаемого буквойS, есть признак, обозначаемый буквойP. Причем слово «некоторые» показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть «формальное содержание».

Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу логики. Отсюда и ее название – формальная.

При этом следует иметь в виду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может, и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме.

Рассматривая истинность мышления, формальная логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Отсюда истинность мышления – это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. Аложность – свойство мышления искажать это содержание, извращать его.

Правильность мышления – это свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в мысли эмпирическую реальность, - предметы, явления и отношения между ними. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать связи и отношения действительности.

Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однакоцентр тяжести онапереносит на правильность мышления . Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще логическим. Правильное (логическое) мышление имеет следующие существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Определенность – это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

Непротиворечивость – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой реальности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

Последовательность – свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей и событий» Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.

Обоснованность – есть свойство правильного мышления отражать причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Оно проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Нарушение правильности мышления ведет к логическим ошибкам. Соблюдение правильности – есть закон мышления .

Таким образом, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами (далее будут рассмотрены).

Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика?

Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.

Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.

В-третьих, абстрактное мышление рассматривается как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления.

Вот почему формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Итак, формальная логика – есть изучение общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, лежащие в их основе, то есть все то, что служит целям осуществления правильного абстрактного мышления.

Следовательно, предмет формальной логики составляют:

    формы мыслительного процесса – понятия, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;

    законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания эмпирической реальности и самого мышления;

    методы получения нового выводного знания – сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др.;

    способы доказательства истинности или ложности полученных знаний – прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т.д.;

Таким образом, логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основании закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Логика как наука о мышлении. Предмет и объект логики.

1.Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

2. Понятие логического закона. Законы и формы мышления.

Логический закон (закон мышления) - необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

Закон тождества. Всякое высказывание тождественно са­момусебе:А = А

Закон непротиворечия. Высказывание не может быть од­новременно истинным и ложным. Если высказывание А - истинно, то его отрицание не А должно быть ложным. Сле­довательно, логическое произведение высказывания и его отрицания должнобыть ложно: A & A = 0

Закон исключенного третьего. Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, третьего не дано. Это означа­ет, что результат логического сложения высказывания и его отрицания всегда принимает значение истина: A v A = 1

Зако́н доста́точного основа́ния - закон логики, который формулируется следующим образом: всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т. е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.

Различают три основные формы мышления: понятие, сужде­ние и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отра­жаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Суждение -это форма мышления, содержа­щая утверждение или отрицание какого-либо положения относи­тельно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение – такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Становление науки логики, этапы ее развития.

1 этап - Аристотель. Он пытался найти ответ на вопрос: "Как мы рассуждаем". Он подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждения, умозаключения. Так возникла формальная логика – наука о законах и формах мышления. АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle) (384-322г. до н. э.), древнегреческий ученый, философ
2 этап – появление математической или символической логики. Основы ее заложил немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц.Он сделал попытку заменить простые рассуждения действиями со знаками. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) немецкий философ, математик, физик, языковед.
3 этап - окончательно развил эту идею англичанин Джордж Буль, он явился основоположником математической логики. В его работах логика пиобрела свой алфавит, орфографию и грамматику. Начальный раздел математической логики назвали алгеброй логики или Булевой алгеброй. Джордж Буль (1815-1864). Английский математик и логик.
Джордж фон Нейман в основу работы компьютера заложил математематический аппарат, использующий законы математической логики.

Пример расширения объёма понятия с одновременным уменьшением содержания

МГУ → Государственный университет → Университет → ВУЗ → Учебное (образовательное) заведение → Учреждение образования → Учреждение → Организация → Субъект публичного права → Субъект права

Закон применим только при вхождении объёма одного понятия в объём другого, например: «животное» - «собака». Закон не работает для несовпадающих понятий, например: «книга» - «кукла».

Уменьшение объёма понятия с добавлением новых признаков (то есть, расширением содержания) наступает не всегда, а только когда признак свойственен части объёма исходного понятия.

Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные.

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Таковы, например, понятия «звезда», «командир полка», «государство».

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» - абстрактными.

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, - значит дать ему логическую характеристику. Так, давая логическую характеристику понятию «Российская Федерация», нужно указать, что это понятие единичное, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. При характеристике понятия «невменяемость» должно быть указано, что оно является общим (нерегистрирующим), несобирательным, абстрактным, отрицательным, безотносительным.

6. Отношения между понятиями. +++++++++++

Сравнимые понятия. По содержанию могут быть два основных вида отношений между понятиями - сравнимость и несравнимость. При этом сами понятия соответственно называются сравнимыми и несравнимыми.

Сравнимые понятия имеют разделение на совместимые и несовместимые.

Отношения совместимости могут быть трех видов. Сюда входят равнозначность, перекрещивание и подчинение.

Равнозначность. Отношение равнозначности иначе называется тождеством понятий. Оно возникает между понятиями, содержащими один и тот же предмет. Объемы этих понятий совпадают полностью при разном содержании. В этих понятиях мыслится либо один предмет, либо класс предметов, содержащий более чем один элемент. Говоря более просто, в отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. В качестве примера, иллюстрирующего отношения равнозначности, можно привести понятия «равносторонний прямоугольник» и «квадрат».

Пересечение (перекрещивание). Понятиями, находящимися в отношении пересечения, признаются те, объемы которых совпадают частично. Объем одного, таким образом, частично входит в объем другого и наоборот. Содержание таких понятий будет разным. Схематичное отражение отношение пересечения находит в виде двух частично совмещенных кругов (рис. 2). Место пересечения на схеме для удобства штрихуется. Примером могут служить понятия «селянин» и «тракторист»; «математик» и «репетитор».

Подчинение (субординация). Отношение субординации характерно тем, что объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть.

Отношения несовместимости принято делить на три вида, среди которых различают соподчинение, противоположность и противоречие.

Соподчинение. Отношение соподчинения возникает в случае, когда рассматриваются несколько понятий, исключающих друг друга, но при этом имеющих подчинение другому, общему для них, более широкому (родовому) понятию.

Противоположность (контрастность). Понятиями, находящимися в отношении противоположности, можно назвать такие виды одного рода, содержания каждого из которых отражают определенные признаки, не только взаимоисключающие, но и заменяющие друг друга.

Противоречие (контрадикторность). Отношение противоречия возникает между двумя понятиями, одно из которых содержит определенные признаки, а другое отрицает (исключает) эти признаки, не заменяя их другими.

Сравнимые - это понятия, так или иначе имеющие в своем содержании общие существенные признаки (по которым они и срав­ниваются - отсюда название их отношений). Например, понятия «право» и «мораль» содержат общий признак - «общественное яв­ление».

Несравнимые понятия. Несравнимые - понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении общих признаков: например, «право» и «всемирное тяготение», «право» и «диагональ», «право» и «любовь».

Правда, и такое деление носит в известной мере условный, относительный характер, ибо степень несравнимости тоже может быть различной. Например, что общего между столь, казалось бы, различными понятиями, как «космический корабль» и «авторуч­ка», кроме некоторого, чисто внешнего сходства в форме строе­ния? А между тем и то и другое - творения человеческого гения. Что общего между понятиями «шпион» и «буква Ъ»? Как будто ничего. Но вот какую неожиданную ассоциацию они вызвали у А. Пушкина: «Шпионы подобны букве Ъ. Они нужны в некоторых только случаях, но и тут можно без них обойтиться, а они привык­ли всюду соваться». Значит, общим признаком является «необхо­димые иногда».

Несравнимые понятия есть в любой науке. Есть они и в юриди­ческой науке и практике: «алиби» и «пенсионный фонд», «вина» и «версия», «юрисконсульт» и «независимость судьи» и т. д. и т. п. Несравнимость характеризует даже, казалось бы, близкие по со­держанию понятия: «предприятие» и «администрация предприятия», «трудовой спор» - «рассмотрение трудового спора» и «орган рассмотрения трудового спора», «коллективный договор» и «кол­лективные переговоры по поводу коллективного договора». Это об­стоятельство важно учитывать в процессе оперирования подобны­ми понятиями, чтобы вопреки желанию не впасть в комическое положение.

Классификация суждений.

Предикат суждения, будут носителем новизны, может иметь самый различный характер. С этой точки зрения во всем многообразии суждений выделяются три наиболее распространенные группы: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.

Атрибутивные суждения (от лат. altributum – свойство, признак), или суждения о свойствах чего-либо, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств (или признаков). Например: «Все республики бывшего СССР объявили о своей независимости»; «Содружество Независимых Государств (СНГ) непрочно». Поскольку понятие, выражающее предикат, имеет содержание и объем, атрибутивные суждения могут рассматриваться в двух планах: содержательном и объемном.

Реляционные суждения (от лат. relatio – отношение), или суждения об отношениях чего-либо к чему-то, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету (или нескольким предметам). Поэтому они обычно выражаются специальной формулой: х R у, где х и у – предметы мысли, a R (от relatio) – отношение между ними. Например: «СНГ не равно СССР», «Москва больше Санкт-Петербурга».

Примеры. Суждение «Все металлы электропроводны» можно превратить в суждение «Все металлы подобны электропроводным телам». В свою очередь, суждение «Рязань меньше Москвы» можно превратить в суждение «Рязань принадлежит к городам, которые меньше Москвы». Или: «Знания есть то, что подобно деньгам». В современной логике есть тенденция свести реляционные суждения к атрибутивным.

Экзистенциальные суждения (от лат. existentia – существование), или суждения о существовании чего-либо, это такие, в которых раскрывается наличие или отсутствие самого предмета мысли. Предикат здесь выражается словами «существует» («не существует»), «есть» («нет»), «был» («не был»), «будет» («не будет») и др. Например: «Дыма без огня не бывает», «СНГ существует», «Советского Союза нет». В процессе судопроизводства решается прежде всего вопрос, имело ли место событие: «Преступление есть» («Доказательств нет»).

По качеству связки

Качество суждения – одна из важнейших его логических характеристик. Под ним разумеется не фактическое содержание суждения, а его самая общая логическая форма – утвердительная, отрицательная или отрицающая. В этом проявляется наиболее глубокая сущность всякого суждения вообще – его способность раскрывать наличие или отсутствие тех или иных связей и отношений между мыслимыми предметами. А определяется это качество характером связки – «есть» или «не есть». В зависимости от этого простые суждения делятся по характеру связки (или ее качеству) на утвердительные, отрицательные и отрицающие.

В утвердительных суждениях раскрывается наличие какой-либо связи между субъектом и предикатом. Выражается это посредством утвердительной связки «есть» или соответствующими ей словами, тире, согласованием слов. Общая формула утвердительного суждения - «S есть Р». Например: «Киты – млекопитающие».

В отрицательных суждениях, наоборот, раскрывается отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом. И достигается это с помощью отрицательной связки «не есть» или соответствующими ей словами, а также просто частицей «не». Общая формула - «S не есть Р». Например: «Киты не рыбы». Важно при этом подчеркнуть, что частица «не» в отрицательных суждениях стоит непременно перед связкой или подразумевается. Если же она находится после связки и входит в состав самого предиката (или субъекта), то такое суждение все равно будет утвердительным. Например: «Мои стихи живит не ложная свобода».

отрицающие суждения – это суждения, в которых характер связки двойной. Например: «Неверно, что человек никогда не покинет Солнечной системы».

По объему субъекта

Помимо исходного, фундаментального деления простых, категорических суждений по качеству существует еще их деление по количеству.

Количество суждения – это его другая важнейшая логическая характеристика. Под количеством здесь разумеется отнюдь не какое-нибудь конкретное число мыслимых в нем объектов (например, число дней недели, месяцев или времен года, планет Солнечной системы и т.д.), а характер субъекта, т.е. его логический объем. В зависимости от этого выделяются общие, частные и единичные суждения.

Общие суждения имеют свои разновидности. Прежде всего, они могут быть выделяющими и невыделяющими.

Частные суждения – те, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов. В русском языке они выражаются такими словами, как «некоторые», «не все», «большинство», «часть», «отдельные» и др. В современной логике они носят наименование «квантор существования» и обозначаются символом «$» (от англ. exist – существовать). Формула $ х Р(х) читается так: «Существует х такой, что имеет место свойство Р(х)». В традиционной логике принята следующая формула частных суждений «Некоторые S есть (не есть) Р».

Примеры: «Некоторые войны справедливы», «Некоторые войны несправедливы» или «Некоторые свидетели правдивы», «Некоторые свидетели не правдивы». Кванторное слово здесь тоже может опускаться. Поэтому, чтобы определить, имеется ли налицо частное или общее суждение, надо мысленно подставить соответствующее слово. Например, пословица «Людям свойственно ошибаться» не означает, что это относится к каждому человеку. Здесь понятие «люди» взято в собирательном смысле.

По модальности

Основной информативной функцией суждения как формы мышления является отражение в виде утверждения или отрицания связей между предметами и их признаками. Это относится как к простым, так и к сложным суждениям, в которых наличие или отсутствие связи усложняется за счет связок.

Модальность суждений – это выраженная в суждении в явном или неявном виде дополнительная информация о характере обоснованности суждения или типе зависимости между субъектом и предикатом, отражающая объективные отношения между предметами и их признаками.

Сложные суждения и их виды.

Сложные суждeния образуются из нескольких простых суждений. Таково, например, высказывание Цицерона: «Ведь если бы даже ознакомление с правом представляло огромную трудность, то и тогда сознание его великой пользы должно было бы побуждать людей к преодолению этой трудности».

Так же, как и простые, сложные суждения могут быть истинными или ложными. Но в отличие от простых суждений, истинность или ложность которых определяется их соответствием или несоответствием действительности, истинность или ложность сложного суждения зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его суждений.

Логическая структура сложных суждений также отличается от структуры простых суждений. Основными структурообразующими элементами здесь являются уже не понятия, а простые суждения, составляющие сложное суждение. При этом связь между ними осуществляется не с помощью связок «есть», «не есть» и т. п., а посредством логических союзов «и», «или», «либо», «если [...], то» и др. Юридическая практика особенно богата такого рода суждениями.

В соответствии с функциями логических связок сложные суждения делятся на следующие виды.

1 Соединительные суждения (конъюнктивные) - это такие суждения, которые включают в качестве составных частей другие суждения - конъюнкты, объединяемые связкой «и». Например, «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

2 Разделительные (дизъюнктивные) суждения - включают в качестве составных частей суждения - дизъюнкты, объединяемые связкой «или». Например, «Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований».

Различают слабую дизъюнкцию, когда союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, то есть входящие в сложное суждение составляющие не исключают друг друга. Например, «Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме». Сильная дизъюнкция возникает, как правило, тогда, когда логические союзы «или», «либо» употребляются в исключающе-разделяющем смысле, то есть ее составляющие исключают друг друга. Например, «Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Условные (импликативные) суждения образованы из двух простых суждений посредствам логического союза «если [...], то». Например, «Если по истечении срока временной работы с работником не был расторгнут договор, то он считается принятым на постоянную работу». Аргумент, начинающийся в импликативных суждениях словом «если», называется основанием, а составляющая, начинающаяся со слова «то» - следствием.

В условных суждениях отражаются прежде всего объективные причинно-следственные, пространственно-временные, функциональные и другие связи между предметами и явлениями действительности. Однако в практике применения законодательства в форме импликации могут также выражаться права и обязанности людей, связанные с теми или иными условиями. Например, «Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» (п. 2 ст. 12 УК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что грамматическая форма «если [...], то» не является исключительным признаком условного суждения, она может выражать простую последовательность. Например, «Если исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление, то подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению

Виды вопросов.

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере.

1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тождественен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например, «Верно ли, что Семенов успешно защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?», «Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» и др. Восполняющие вопросы (или «к» - вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.Грамматический признак - вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п. Например, «Как заключить договор на оказание брокерских услуг?», «Когда было совершено это дорожно-транспортное происшествие?», «Что означает слово «спонсор»?» и др

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» - открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?».

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическоеметафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?».

Виды ответов.

Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выражен­ное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.

Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на что-вопрос «В каком году закончилась русско-японская война?» будет суждение: «Русско-японская война закончилась в 1904 году». Прямым ответом на ли-вопрос «Является ли кит рыбой?» будет суждение: «Нет, кит не является рыбой».

Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» кос­венным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции». На вопрос «Является ли кит рыбой?» косвенным будет ответ: «Кит относится к млекопитающим животным».

3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».

Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос «Был ли Дж. Кеннеди католиком?» могут быть получены утвердительные ответы: краткий - «Да»; развернутый - «Да, Дж. Кеннеди был католиком». Отрицательные ответы будут такими: краткий - «Нет»; развернутый - «Нет, Дж. Кеннеди не был католиком».

Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказы­ваются двусмысленными.

4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный ли-вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» полным будет следующий ответ: «Иванов и Сидо­ров - соучастники преступления, а Петров - исполнитель». На сложный что-вопрос «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» полным будет следующий ответ:

«Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».

Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос «Верно ли, что Иванов, Петров и Сидоров являются соучастниками преступления?» - неполным будет ответ: «Нет, неверно, Петров является исполнителем».

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы! Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определен­ный вопрос.

Виды дилемм

Условно-разделительными умозаключениями называются умозаключения, в которых одна из посылок является разделительным высказывание, а остальные – условными высказываниями. Еще одно название условно-разделительных умозаключений – лемматические, происходящее от греческого слова lemma – предложение, предположение. Это название основано на том, что в этих умозаключениях рассматриваются различные предположения и их следствия. В зависимости от числа условных посылок условно-разделительные умозаключения называют дилеммами (две условные посылки), трилеммами (три), полилеммами (четыре и более). В практике рассуждений чаще всего используются дилеммы.

Можно выделить следующие основные виды дилемм:

– простая конструктивная дилемма,

– сложная конструктивная дилемма,

– простая деструктивная дилемма,

– сложная деструктивная дилемма.

Пример простой конструктивной дилеммы (рассуждение Сократа):

«Если смерть – переход в небытие, то она благо. Если смерть – переход в мир иной, то она благо. Смерть – переход в небытие или в мир иной. Следовательно, смерть – благо».

Простая конструктивная (утверждающая) дилемма:

Если А, то С.

Если В, то С.

Пример сложной конструктивной дилеммы:

Молодой афинянин обратился к Сократу за советом: стоит ли ему жениться? Сократ ответил: «Если тебе попадется хорошая жена, то ты будешь счастливым исключением, если плохая, то ты будешь как и я, философом. Но тебе попадется хорошая или плохая жена. Поэтому или быть тебе счастливым исключением, или философом».

Сложная конструктивная дилемма:

Если А, то В.

Если С, то Д.

Пример простой деструктивной дилеммы:

«В современном мире, если вы хотите быть счастливым, нужно иметь много денег. Однако всегда было так, что если вы хотите быть счастливым, то нужно иметь чистую совесть. Но мы знаем, что жизнь устроена так, что невозможно одновременно иметь и деньги, и совесть, т.е. или денег нет, или нет совести. Следовательно, оставьте надежду на счастье».

Простая деструктивная (отрицающая) дилемма:

Если А, то В.

Если А, то С.

Неверно В или неверно С.

Неверно А.

Пример сложной деструктивной дилеммы:

«Если он умен, то он увидит свою ошибку. Если он искренен, то он признается в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Следовательно, он или не умен, или не искренен».

Сложная деструктивная дилемма:

Если А, то В.

Если С, то Д.

Не-В или не-Д.

Не-А или не-С.

Пример полного индуктивного умозаключения.

Все обвинительные приговоры издаются в особом процессуальном порядке.

Все оправдательные приговоры издаются в особом процессуальном порядке.

Обвинительные приговоры и оправдательные приговоры есть решения суда.

Все решения суда издаются в особом процессуальном порядке.

В этом примере отражен класс предметов - решения суда. Все (оба) его элементы были указаны. Правая сторона каждой из посылок справедлива по отношению к левой. Поэтому общий вывод, который имеет непосредственное отношение к каждому падежу в отдельности, является объективным и истинным.

Неполной индукцией называют умозаключение, которое на основе наличия определенных повторяющихся признаков причисляет тот или иной предмет к классу однородных ему предметов, также имеющих такой признак.

Неполная индукция часто применяется в повседневной жизни человека и научной деятельности, так как позволяет делать заключение на основе анализа определенной части данного класса предметов, экономит время и силы человека. При этом нельзя забывать, что в результате неполной индукции получается вероятностное заключение, которое в зависимости от вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятного к более вероятному {11} .

Сказанное выше можно проиллюстрировать следующим примером.

Слово «молоко» изменяется по падежам. Слово «библиотека» изменяется по падежам. Слово «врач» изменяется по падежам. Слово «чернила» изменяется по падежам.

Слова «молоко», «библиотека», «врач», «чернила» - существительные.

Вероятно, все имена существительные изменяются по падежам.

В зависимости от тог