Что значит инфантильный человек – понятие, признаки, виды инфантилизма, как избавиться от инфантильности. Современные проблемы науки и образования

Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.


Навигация по статье:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.


В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.
  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. (Данные вопрос рассматривается в статье Что делать, если у вас инфантильный муж . прим.ред.)

И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.

infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ [Уроки Благополучия] Как научить подростка самостоятельности. Важно знать!!

    ✪ Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Воспитание детей. Мамина школа

    ✪ Реальный и иллюзорный прогресс женщины. Руслан Нарушевич

    Субтитры

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения - тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных . Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Физиологический инфантилизм

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

К ак быть, если человек с которым вы делите свою жизнь, страдает инфантильностью? Он по-прежнему привлекает вас, у вас общие цели в жизни, но он совершенно не в состоянии позаботиться даже о себе. Что делать? Излечимо ли это?

Инфантильность , или акцентированность взрослого человека на состоянии ребёнка - достаточно распространённая сегодня ситуация. Мы имеем целое поколение молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет, чьи родители выросли в послевоенное время и слишком ревностно оберегали спокойствие собственных чад. Подумайте сами. Люди, родившиеся с 45 по 55 годы, были просто лишены нормального детства. Страна была в руинах после войны, люди жили в хибарах, у многих не было отцов. Дети были лишены всего: опеки, заботы, образования, одежды, нормальных жизненных условий. Какими выросли эти дети? Жёсткими, волевыми, крепкими, способными пройти любое испытание.

Естественно, лишившись заботы в детстве, эти люди были особенно обеспокоены тем, чтобы их дети получили то, что недополучили они. Причём в некоторых случаях, это происходит по принципу: лучше дать с избытком, чем недодать. В результате, мы имеем целое поколение изнеженных молодых людей, которым в детстве и юности уделяли излишнее внимание, центрировали их запросы, оберегали от домашней работы, физического труда, любых трудностей. Позиция ребёнка в результате в их сознании стала наиболее акцентуированной. Им внушили, что ребенком быть выгодно, что их любят, несмотря ни на что, о них позаботятся. Что делать что-либо и предпринимать какие-либо собственные усилия необязательно. Всё и так сделают за них в любом случае.

Но дети выросли. У них уже собственные семьи. Как быть? Когда пора заводить уже собственных детей (и у многих они уже есть), заботиться о родителях, а человек ещё сам, по сути, находится в состоянии ребёнка. Что может быть хуже парня, который не умеет забить гвозд, и не понимает, как обеспечить себя и свою семью? Что может быть хуже девушки, которая воспринимает каждое предложение помыть посуду как личное оскорбление и ждёт, пока грязное бельё покроется плесенью, чтобы заняться стиркой? Какими воспитают они собственных детей и найдут ли вообще силы заняться их воспитанием?

В более приемлемом положении, как это ни странно, оказались те представители этого поколения, кто пережил развод родителей. Им уделялось меньшее внимание, на них были возложены хоть-какие то обязанности. Плюс, осознание того, что жизнь сложнее, чем кажется, и бывают проблемы, которые решить не так-то просто, пришло к ним в самом раннем возрасте. Эти дети в коллективе всегда особняком, они всегда выделяются, их немного. Но именно трудное детство (если оно, конечно, их не сломало) и сделало их более приспособленными и самостоятельными, чем остальных, коммуникабельных и беззаботных, но совершенно оторванных от жизни и её трудностей.

Как распознать, что ваш партнёр страдает инфантилизмом? Есть типичные признаки.

Очень часто он выглядит как ребёнок, в буквальном смысле. У него бывает детское выражение лица. Часто ему дают гораздо меньше лет, чем ему есть. Он любит говорить как ребёнок, шепелявить или искажать слова. В его лексиконе множество детских слов и выражений, усвоенных в детстве. Он любит уменьшительно-ласкательные прозвища. Любит сам их говорить и любит, когда его ими называют. Естественно, с вами наедине. От всех других свою инфантильность он скрывает и тщательно притворяется, что соответствует стандартам поведения.

В быту он совершенно не приспособлен. Представления о чистоте и порядке находятся у него на уровне, в какой комнате лежат те или иные вещи. А уж где они лежат, на полке или на полу, несущественно. Чисто в доме - это когда следы грязи ещё не видны и она не катается комками. Разумеется, он любит чистоту, но промежутки времени, между которыми он начнёт ею заниматься, могут быть очень длинными. Уборка под его руководством может проходить до раз в полгода. То же самое касается любых домашних дел. Стирка, глажка, любая бытовая обязанность - не для него. Лучшая работа - отложенная на попозже! Вот его девиз.

Разумеется, совсем ничем не заниматься инфантильный не может. Он находит отдушину в хобби. Каком-нибудь занятии, которое считает полезным и приятным для себя. Мужчины часто могут просиживать вечера за компьютерными играми, в интернете, выпивать. Женщины могут шить или вязать, заниматься бесконечной готовкой (если любят поесть). И те и другие могут уходить в запойное чтение, убивая время. Конечно, это нормальные занятия. Но когда ими занимаются сутки напролёт, игнорируя насущные дела и обязанности - это уже признак патологии.

Когда ребёнок вырастает из взрослой опеки, он часто может не заботиться о своём внешнем виде. Ходить в не совсем чистой одежде, хотя он безусловно любит хорошо выглядеть. Но следить за собой? Это же работа! Обязанность. Где на неё найти сил?!

Сексуальность инфантильного, конечно, проявляется, но никогда не станет доминирующей в его поведении. Он же ещё ребенок. Иногда он стесняется её, даже если ему уже под 30. Поэтому столкнуться с открытым проявлением сексуальности, общаясь с инфантильным, можно только, если он в вас о-очень заинтересован! Конечно, в семье это может стать проблемой. Когда вы хотите секса, а ваш муж или жена в основном предпочитает сводить интимную близость к нежным объятиям и лежать так часами, наслаждаясь уютом, как это делают маленькие дети.

Первый совет тем, кто в описании инфантильного пратнёра узнал себя. Тяжело, и от этого никуда не деться.

Но, как говорят психоаналитики, осознать проблему - наполовину её решить. Что вам можно посоветовать дальше?

Поймите, что мир - неисследованное поле для применения ваших возможностей. Что у вас полно сил. Начните верить в себя и применять в жизни свою веру.

Рискуйте, совершайте хоть и неправильные, но свои выборы. Решайтесь на смелые поступки. Экспериментируйте. Поймите, что ваша замкнутость на внутреннем, изолированном мире, ваше нежелание ежедневно сталкиваться с этим миром лицом к лицу - на самом деле проявление глубинного страха, который заложили в вас ваши родители. Они не говорили вам прямо: «Жизнь опасна - лучше всего сидеть тихо и ничего не делать». Но всеми своими действиями, своим поведением, своими чувствами они передали вам этот страх. Страх за вас, который стал и вашим страхом. Теперь всё, что вы делаете - это живёте в страхе.

Но жизнь в страхе - это имитация жизни. На самом деле, вы не живёте, вы имитируете жизнь. Вы не проявляете свои желания, не даёте им выражения, делаете то, что предписано, но ваша внутренняя сущность молчит. Вы заставили её замолчать. Это состояние можно поломать, скинуть, если позволить себе начать дышать полной грудью, избавиться от страхов. Постепенно, конечно. Делайте то, что давно мечтали делать, смотрите на мир широко, видьте там собственные надежды. Видьте, как они сбываются там. Доверьтесь миру и доверьтесь себе.

В вас таятся громадные силы. Верьте в это. Никто, кроме вас, не в состоянии ограничить вас и сказать, что вы можете, а что - нет. Испытайте свои силы. Так со временем вы обретёте свою внутреннюю силу и станете взрослым. И это не означает потерять открытый ум и способность радоваться жизни, вовсе нет. Просто вы станете опорой самому себе и будете знать: что бы ни случилось, самый лучший ваш помощник - вы сами. Независимость, сила и уверенность в себе - это то, что больше всего привлекает нас в других. Представьте теперь, как изменится ваша жизнь, если вы сами станете носителем этих качеств?

Другая сторона вопроса: если не вы, но ваш ближайший человек - ваш партнёр, супруг является инфантильным. Что делать в этом случае? Вы отлично проводите время, вам весело и хорошо друг с другом, но как дело доходит до бытовых вопросов, каждый раз назревает конфликт, и в трудных ситуациях вы знаете, что на вашего партнёра вы не сможете положиться.

Разумеется, это угнетает. А если это продолжается из года в год? Что делать? Неужели расходиться только из-за немытой посуды и неубранного дома. Ведь когда посуда вымыта, дом убран, еда приготовлена, проблемы улажены (хоть и в основном вашими усилиями) - у вас снова гармония. Жизнь продолжается. Но с другой стороны, нельзя же всю жизнь тащить весь быт совместного проживания на себе. Это хорошо, если нет детей, а если они появятся? Тогда вам придётся ухаживать и за ними, и за своим инфантильным супругом.

В таком случае ситуация точно может начать принимать угрожающие размеры. Ведь человеческая психика имеет свои ограничения. Мы - эмоциональные существа. Вечно сдерживать рациональностью свои негативные эмоции невозможно. Когда-нибудь плотина прорвётся, и всё, что лелеется, может рухнуть. Как этого избежать? Что можно сделать, чтобы этого не случилось?

Ну, во-первых (и это чистая правда), критиковать бесполезно. Инфантильного, живущего в детском мышлении человека этим вы только дальше забьёте в свои комплексы. Он ещё больше утвердится в том, что жизнь сложна и опасна, и ещё дальше отодвинет собственные потребности проявить себя. Так что критикой и упрёками (пускай и справедливыми) вы ничего не добьётесь. Можно выпустить пар, но как это решит проблему? Ведь это не только его проблема, это теперь ваша общая проблема, раз вы сложились в союз. С другой стороны, молча принимать его поведение тоже нельзя. Вы лишь отодвигаете срок разрешения ситуации.

Уход тоже не решит проблему. Вы будете чувствовать себя виноватыми, что бросили такого неподготовленного к жизни партнёра, и очень быстро захотите вернуть его. Чувство вины перед другим станет сильнее желания избавиться от проблемности личного существования.

Что можно порекомендовать в таком случае? Можно, конечно, попробовать давать советы, высказывать пожелания, мягко подводить человека к осознанию того, что существует проблема. Но, как показывает практика, сломать устойчивые психические стереотипы таким мягким, даже длительным способом, практически невозможно. Наставления будут отлетать от него как горох, поскольку он будет отсеивать всё, что не стыкуется с его мировосприятием. Он будет кивать головой, может быть, даже на секунду задумается, но уже через минуту он забудет, о чём вы говорили. Его подсознание послушно уберёт из оперативной памяти всё, что мешает и тревожит. Оставаться вне тревог - главная его цель.

Одно из стержневых проявлений личности: тенденция наступать или сдаваться. Как правило, в каждом человеке преобладает что-нибудь одно. Инфантильный человек хочет наступать, он даже станет предпринимать шаги, чтобы начать сражаться, но глубоко внутри он всё-равно убежден, что проиграет. И это губит его мотивы делать что-либо, он снова регрессирует к старому, проверенному способу поведения. Ничего не делать и не принимать решений - лучший способ сохранить равновесие. Пускай это равновесие неустойчиво и хрупко и в любой момент готово рассыпаться - ничего, соберем его снова.

Инфантильный человек не знает другого способа решения жизненных трудностей. Ему невыносима сама мысль, что для жизни нужно всегда прилагать усилия. Осознание этого травмирует его. Ведь ему внушили, что у него нет собственных сил, что ему не на что опереться.

Ваш партнёр - в душе ребёнок? Вот и отнеситесь к нему как ребёнку. Перестаньте взваливать на него слишком много психологически. Успокойтесь и наберитесь терпения. Раз в вашем союзе вы - взрослый, так проявите понимание и мудрость.

В первую очередь, перестаньте критиковать его за очередные проступки. Будьте мягче. Это очень важно, поверьте! Ваше отношение откроет его для ваших намерений. Подобрев и перестав видеть в вас агрессора, он научится слушать вас внимательнее и прислушиваться. Поняв, что его ни к чему не принуждают и не заставляют, он захочет рано или поздно сделать то же самое, что и вы. Покажите своим примером, что вам это приятно.

Да, это звучит по-детски. Но мы и обсуждаем сейчас проблему акцентированности на детском поведении взрослого человека. Станьте ему примером взрослого, уверенного в себе человека. Перестаньте раздражаться, покажите, что ваша жизнь вас полностью устраивает и вы полностью довольны собой. Он заинтересуется, как вам это удаётся. А следующий шаг будет восхищение вами и желание подражать. А начав подражать, он будет делать это во всём. И вы сами не заметите, как все те обязанности, которые ещё недавно лежали целиком на ваших плечах, теперь отняты у вас и с радостью выполняются вашим партнёром. Вовремя и со всей ответственностью. Согласитесь, достойный приз за усилия.

Всё, что вам нужно для этого, всего лишь измениться самому. Станьте уверенным, внушите себе, что ничто вас не остановит. Проявите эту уверенность вовне и никогда её не лишайтесь. Так вы станете примером, достойным для подражания. А личный пример, как известно ещё со времен пещерной педагогики - лучший способ воспитания.

И последние рекомендации. Делая своё дело, внушая уверенность в себе, испытывая уверенность сам, идите до конца. Иногда партнёр будет провоцировать вас вернуться к старому поведению. Ведь часто вы поддавались на его игры и разделяли с ним его поведение. Оставляли на ночь не вымытую посуду, хотя вам это совсем не свойственно, не обращали внимания на грязь в доме и на ворох грязного белья, откладывали на потом насущные дела и вместе с ним предавались уходу от жизни мира и забывали о проблемах.

Разделяя с вами собственное мировосприятие, он получает для себя разрешение продолжать жить по-прежнему. Он будет стараться как бы засасывать вас в свой внутренний мир, вы это почувствуете. Эту регрессию. Помните, вы для него не просто партнёр, вы и его энергетический опекун - замена родительского контроля. Разделяя с вами свой мир и видя ваше одобрение, он утверждается в правильности своего поведения. Этого делать больше нельзя!

Конечно, вам так было хорошо!.. Быть счастливым инфантильный умеет! В нём ребёнок сохранился нетронутым, со всем его детским оптимизмом и очарованием. Но, уходя от проблем, мы не устраняем их, а просто откладываем. Глубоко внутри инфантильный осознаёт это, и потому его вечным спутником бывает чувство вины, которое он подавляет. Нельзя быть счастливым, забывая о проблемах. Истинное счастье можно получить, решая проблемы и делая этот мир хоть немного светлее и чище.

Так что, как бы вам ни хотелось, но не принимайте больше его игру. Вы нацелились на то, чтобы стать объектом для подражания, так делайте всё для этого, не давая слабину. Не регрессируйте вместе с ним в детство. В то же время не забывайте быть счастливым. Это главное. Не увидев счастья в ваших глазах, ваш инфантильный партнёр не поверит вам. Счастье и комфорт - это главное, что его привлекает в жизни. Уберите счастье из уравнения, и ваши усилия будут напрасными.

Видите, какова ваша скромная цель? Стать счастливым самому! Несмотря ни на что. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся остальные. Делайте это, а раздражение оставьте слабым.

Подключите старый добрый приём визуализации. Представляйте своего партнёра таким, каким бы вы хотели увидеть его. Видеть, как он моет посуду. Как он убирает, без вашего понукания. Как у вас в доме чисто. Представьте, насколько у вас гармоничные отношения. Это отлично работает. Приём мысленного представления! Вживайтесь в эти образы и это здорово поможет вам преодолеть вашу маленькую проблему.

Кстати, говоря о визуализации, которая является метафизическим понятием, следует отметить следующий момент. Согласно многим учениям о человеческой природе, мы отзеркаливаем наши собственные внутренние проблемы на окружение. Что это значит? Что недостатки, которые вы видите в других людях, на самом деле, скрытая проекция ваших собственных внутренних проблем такого же типа. И стоит поразмыслить, а нет ли того, что вам так яро не нравится в вашем партнере, в вас самих? Хорошо подумайте. Ведь человек может просто реализовать то, что вы подавляете в себе. В его поведении это очевидно, а в вашем не проявлено, но в скрытом виде всё равно существует.

Просто так ничего не случается. Случайностей не бывает вообще. Если вы встретились именно с этим человеком и чувствуете притяжение к нему, это зачем-то надо. В большинстве случаев это происходит для обоюдного развития. Может, не партнёра надо менять, а вам самим стоит провести генеральную уборку собственного сознания? Подумайте над этим.

В современном научном дискурсе, посвященном проблемаv молодежи, в последние годы все чаще появляется термин «инфантильность».

Инфантильность (от лат, infantilis - детский) представляет собой задержку или остановку развития , сохранение у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту . Это понятие впервые было введено в 1864 г. французским психиатром Э. Ласегом, отметившим, свойственные некоторым лицам, страдающим психическими заболеваниями, беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В начале ХХ в. психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием каких-либо дефектов и проявляющийся исключительно нарушениями поведения, стал рассматриваться как особая психологическая и социальная характеристика личности. Наиболее изученной формой инфантилизма является, так называемый, простой психический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость ох-ватывает все сферы деятельности, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям повышенной эмоциональной живости, неустой-чивости, преобладании мотива получения удовольствия, боязни всего нового. В интеллектуаль-ной деятельности также преобладает влияние эмоций, а игровые интересы преобладают над интеллектуальными.

Ряд авторов (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.) еще в последней четверти ХХ в. отмечали в своих исследованиях, что психический инфантилизм стал диагностироваться все чаще. Его типичные проявления: задержка развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленном формировании морально-этических принципов. По мнению С.А. Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

Эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущест-венно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям;

Эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность;

Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в самоутверждении, свободе, принад-лежности временной перспективы;

Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармо-нию личности: «аффективная логика»; «произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии свидетельства в его под-держку, например «я-неудачник» или «я-супермен»; «селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вы-рванных из контекста; «сверхраспространенность» - построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях «все или ничего», «мир или черный, или цветной»; ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпи-мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности об-рести устойчивость; «персонализация» - отнесение внешних собы-тий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи; преувели-чение негативных событий и минимизация позитивных, что приво-дит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости личности .

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism) - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств . По сути своей социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода. Как справедливо отмечает В.С. Братусь «… о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде-ленных социальных групп, к которым принадлежат ис-следуемые индивиды: то, что ВОлне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Существует целый ряд солидных иссле-дований, дающих примеры межкультурных различий, как в макромасштабе (например, между Востоком и Западом), так и в микромасштабе (например, между различными слоями и социальными группами одного и того же общества)» .

При таком подходе, по крайней мере два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социаль-ных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каж-дым таким «социумом» требований. «В силу этих об-стоятельств поведение индивида регулируется не еди-ным набором норм и ценностей, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рефе-рентной группы, рабочего коллектива, социальной сре-ды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т. п.)... Очевидно, что, последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каж-дого индивида получим множество критериев нормы» .

Формирование социального инфантилизма связывают, в первую очередь с нарушением механизма социализации, соответственно и причины его могут быть столь же разнообразны, как и агенты социализации, влияющие на становление личности (семья, образовательные организации, средства массовой информации, а также более глобальные агенты, такие, как, например, культурное своеобразие, тип и уровень развития общества, ценности, активно продвигаемые СМИ как общецивилизационные и др.).

Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая подчеркивают, что, в первую очередь, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» .

Примечательно, что в Европе анализ влияния семьи как агента социализации в последнее время все теснее переплетается с изучением влияния модернизации общества на его (семейного воспитания) характер и особенности. При этом дети рассматриваются не как изначально гомогенная группа на пути к повзрослению, но как структурный компонент общества, отражаю-щий социальные и культурные изменения. Подверженность влиянию общего движения в сторону модернизации и цивилизации не подвергается при этом сомнению.

При изучении воздействия модернизации широко используются такие подходы, как, например, предложенная У. Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Н. Элиасом понятие «цивилизационного процесса». Модернизация касается меняюще-гося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на процесс воспитания.

Согласно У. Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни. Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благо-приятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения . Иначе говоря, роль семьи, как социализирующего института постепенно снижается, более того, государственные институты прямо иди косвенно способствуют ослаблению этого влияния.

Интересно, что подобная модель рассматривается западными учеными как форма преодоления социальной инфантильности, хотя с нашей точки зрения речь здесь идет скорее о смещении акцентов с семейной социализации к неким общественным моделям. Хорошо это или плохо - предмет отдельной дискуссии, хотя если мы обратимся не к теоретическим конструкциям, а к реалиям XXI в., то увидим, что разрушение семьи на Западе носит все более целенаправленный характер. Это и ослабление собственно институтов семьи, и всемерное поощрение ЛГБТ-культуры, и гипертрофированное развитие ювенальной юстиции, функции которой все в большей степени искажаются. Если добавить к этому постоянно продвигаемый глобальными СМИ «культ молодости», буквально вынуждающий людей и внешне, и внутренне сохранять «юность» сколь бы искусственные методы при этом не применялись, можно предположить, что деформация всего процесса социализации обретает непредсказуемый характер. Как справедливо отмечает М. Кириленко «культ молодости в современном обществе стал настолько агрессивен, что право на старение следовало бы записать в Декларацию прав человека» .

Наряду с семьей, важнейшими институтами социализации являются система образования и церковь, но и здесь мы видим выстраивание в так называемых, развитых странах, все более агрессивной модели, нивелирующей роль общественного сознания и низводящей всю систему ценностей до низового уровня (физиологического, личностного, потребительского). Это и программы сексуального воспитания, и последовательное размывание традиционных норм морали и этики.

Что же касается средств массовой информации, то их роль в процессе социализации достаточно давно и убедительно доказана. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых сведений, позволяют решить эту задачу максимально удобным способом. В итоге, «перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» .

Наиболее негативная сторона влияния СМИ заключается в том, что для большей части «потребителей» информации каналы «активного», самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными», интерпретативными. Не случайно специалисты в области социальной психологии подчеркивают специфику «особых социализационных процессов в новой информационной среде по сравнению с «реальной» социализацией» .

Все происходящее приводит к нарушению модели развития не столько молодежи, сколько всего общества в целом, т.е. инфантильности общества. Этот процесс в социокультурном контексте достаточно подробно описал А.С. Ахиезер в работе «Критика исторического опыта»: «…отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием, властью, правящей и духовной элитой от фактического усложнения уровня общества, его динамизма, что приводит в конечном итоге к дезорганизации и, возможно, к необратимым катастрофическим последствиям. Инфантилизм выражается в низком уровне государственности массового сознания… приводит к тому, что… разрыв между минимальным уровнем способности принимать эффективные решения, определяемые сложностью проблем, и реальной способностью их принимать, может оказаться опасно большим» .

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая оказывается наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Причем сегодня речь идет уже не столько о каких-то личностных нарушениях, сколько о массовом искажении сознания молодежи, которое в результате становится одной из наиболее серьезных угроз для общества и государства.

Именно молодежь становится не только легко манипулируемым коллективным субъектом, но и главным проводником наиболее разрушительных явлений в современном мире. Ее руками осуществляются «цветные революции», свергаются правительства, развязываются войны. Еще в 30-е гг. Й. Хейзинга использовал понятие близкое термину инфантильность - пуэрилизм. В философском, культурологическом и социологическом контексте это означает поведение «членов того или иного организованного коллектива по меркам отроческого или юношеского возраста» . И хотя Й. Хейзинга, автор концепции «человека играющего» провозглашал универсальность феномена игры и его непреходящее значение в человеческой цивилизации, пуэрилизм он рассматривал как «внушающее опасение явление современной общественной жизни», своего рода деструктивную модель развития, подчеркивая «массовость и жестокость, с каким оно распространяется в общественной жизни нашего времени.

Действительно, как показывает практика, «политическая детскость» обладает свойством проявляться именно в массовых форматах, формируя различные молодежные движения, часто несущие в себе мощный деструктивный потенциал: фанаты, нацисты и др. Показательным является тот факт, что Хейзинга впервые описал пуэрилизм как явление, свойственное молодежи Северной Европы, в 1938 г. В начале XXI в. человечество вновь сталкивается со схожими явлениями, а опасность социальной незрелости как особого социокультурного феномена нарастает не менее стремительно, чем в годы, предшествовавшие второй мировой войне.

Природа массового проявления инфантильности, по нашему мнению, кроется в разрушении работы социализирующих институтов. Это может происходить в ситуации крупных социетальных трансформаций, когда утрата ценностных ориентиров связана со сломом старой модели и выстраиванием новой. В то же время, во второй половине XX - начале XXI вв. проявилась и еще одна тенденция - целенаправленная деятельность по управлению ценностным восприятием общественных групп. Так, по мнению ряда исследователей, особую активность в этом отношении проявляют США, выступающие в качестве главного проводника идеологии глобализма. Главными ценностями, активно поощряемыми на всех уровнях влияния, объявляются ценности денег, индивидуализма, либерализма, личных свобод, часто доводимые до абсурда .

По мнению С. Халими, результатом подобной деятельности становится «вытеснение глубокого размышления над вопросами социального устройства, дискуссий об обществе и его перспективах, замещение интеллектуалов людьми спектакля» . Мягкое влияние, т.е. воздействие на ценности, а не на составляющие каркаса общественного устройства выступает сегодня в качестве основного инструмента достижения целей США, публично объявивших себя единственной супердержавой, миссия которой состоит в повсеместном распространении цивилизованной (с их точки зрения) модели общественного устройства.

«Влиянию через ценности» в той или иной степени подвержены все индивиды и общества, но наиболее восприимчивой группой выступает молодежь. Именно это ее свойство и стало активно использоваться, в том числе для формирования управляемых социальных кризисов.

Лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, априори присущие молодежи, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать этой социальной группой в общественных процессах, воздействуя, в первую очередь, на их ценностные представления, разрушая (искажая, не позволяя сформироваться) «культурное ядро».

Проявления пуэрилизма как формы массовой инфантилизации молодежи мы можем видеть сегодня все чаще: это и футбольные фанаты, и молодежь «весело» протестующая на «майданах» и «болотных», и зарождающиеся в разных странах движения националистов, и менее яркие, но не менее опасные проявления инфантильности в виде социальной апатии, процветания потребительской культуры и др.

Сегодня перед отечественной педагогикой и перед всем обществом стоит очень серьезный вызов. Преодоление инфантилизации российской молодежи - сложная комплексная задача, которая должна решаться на всех уровнях.

1

В данной статье представлены результаты социологического исследования, проведенного во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса среди студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Организация работы с молодежью». Цель исследования – стремление выявить наличие или отсутствие характеристик социального инфантилизма среди студентов. В процессе изучения данной проблемы авторы пришли к следующим выводам. Проблема социального инфантилизма среди молодого поколения, в научной сфере, излишне усугублена. Результаты социологического опроса показали, что ярлык социального инфантилизма, прикрепившийся за основной массой студенчества, крайне некорректен и не вполне обоснован. Молодое поколение, наоборот, достаточно активно проявляет себя на поле социальных практик, в которое включены учебный процесс, трудовая и общественная деятельность. Студенчеству присущи следующие характеристики: высокая степень социальной адаптации, широкий спектр интересов, ответственность за собственное принятие решений, осознание себя субъектом трансформационных процессов социума, концентрация на поставленной цели, максимальный интерес к инновациям. Полученные результаты демонстрируют тот факт, что студенчество по своему содержанию, в полной мере, не относится к категории социального инфантилизма. Конечно, нужно быть предельно объективным, нельзя отрицать и полного его отсутствия. Наличие тех или иных качества синдрома «Питера Пена» среди молодого поколения не превышает критических пороговых показателей, за которыми имеется точка невозврата, которая не даст возможности стать динамично развивающейся личностью.

социальный инфантилизм

молодое поколение

социальная адаптация

социализация

деловая активность

самоменджмет

осознанное самоограничение

локус контроля

1. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России // Человеческий капитал. - 2014. - №5 (65). - С. 146-151.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (дата обращения: 28.01.2017).

3. Волонтеры ВГУЭС посетили детей в школе-интернате для слабослышащих [Электронный ресурс]. – URL: http://volunteer.vvsu.ru (дата обращения: 21.01.2017).

4. Волонтерство и трудоустройство [Электронный ресурс]. – URL: https://career.ru/article/17929 (дата обращения: 14.01.2017).

5. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - №6 (25). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf http://naukovedenie.ru (дата обращения: 22.01.2017).

6. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - №2 (14). - С. 128-136.

7. Инфантилизм - характеристики и разновидности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/infantilizm_-_harakteristiki_i_raznovidnosti (дата обращения: 25.01.2017).

8. Косова У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kdobru.ru/materials/ (дата обращения: 29.01.2017).

9. Кто играет в квесты? Статистика [Электронный ресурс]. – URL: https://questme.ru/article/posts/kto-igraet-v-kvestyi-statistika/ (дата обращения: 27.01.2017).

10. Положение о Центре волонтеров ВГУЭС [Электронный ресурс]. – URL: http://volunteer.vvsu.ru/about/docs/ (дата обращения: 22.01.2017).

11. Почему увлечение квестами полезно для человека? [Электронный ресурс]. – URL: https://questhelp.ru/articles/520/ (дата обращения: 24.01.2017).

12. Хрипович В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Научные труды республиканского института высшей школы. - 2015. - №15 (2). - С. 206-213.

В сознании большинства индивидов, в которое включено и научное сообщество, любые новые, непривычные обстоятельства в практике повседневных реалий мгновенно облекаются в форму враждебных и злободневных проблем. Анализ публикаций, в центре которых обозначена тема социального инфантилизма среди молодежи, показал склонность некоторых исследователей к неодобрительным и нелестным характеристикам в адрес подрастающего поколения. Изобилие оскорбительных высказываний в адрес молодежи автоматически программирует ее на асоциальные и дезадаптивные сценарии жизненного пути.

Впервые о проблеме детей-бумерангов, по мнению В.А. Хриптович, заговорили в США, когда доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла с 27,6% в 2007 г. до 31% в 2013 г. Не менее остро эта проблема стоит в Европе: с родителями живут 67% испанцев и 60,7% итальянцев от 18 до 29 лет. В Японии 70% одиноких работающих женщин в возрасте 30-35 лет, а в России 18% мужчин и 14% женщин в возрасте от 25 до 29 лет до сих пор проживают со своими родителями .

Прежде чем перейти к рассмотрению заявленной темы исследования, необходимо сделать акцент на значении понятия «социальный инфантилизм».

Явление социального инфантилизма - междисциплинарный предмет научного дискурса психологов, социологов, философов, психологов. Плеяду отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной теме составляют Л.С. Выготский, М.Л. Покрас, В.И. Гарбузов, Э. Фром, А. Маслоу и другие.

По мнению Ефимовой Г.З., с точки зрения социологии инфантилизм конкретной социальной группы является социальной характеристикой личности и напрямую связан с процессами первичной и вторичной социализации, а также влиянием на индивида всего спектра социальных институтов и проявляется в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодого поколения, его адаптации к социальной реальности, характеризуется «сбоем» в процессе социализации и нежеланием человека усваивать новые для него социальные роли, принимать обязательства (стремление к упрощению жизни, максимальному ее облегчению и удобству для себя) .

Исследователь Бакулина А.С. указывает на социальный инфантилизм как морально-нравственную незрелость индивидуума .

Психологи определяют социальный инфантилизм как «состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, позже - нежелание создавать семью ("Это тяжело и хлопотно!"), рожать и воспитывать детей» .

По мнению авторов, заслуживает внимание концепция исследователя Жестковой Н.А., которая отошла от трафаретных и шаблонных методов изучения социальных явлений. Она раскрывает суть социального инфантилизма посредством бинарной оппозиции к социальной зрелости. По мнению Жестковой Н.А., «понятие социальной зрелости личности не может существовать само по себе как отдельная сущность, а только в структурной связи с понятием личностного инфантилизма. Без первого теряет смысл и второе понятие». Выводы исследователя опираются на принцип диалектического структурирования, который означает «фундаментальный, универсальный процесс осмысления, суть которого заключается в том, что единое раздваивается на противоположные части и изучается спектр взаимосвязей между ними» .

Облик современного российского студента глазами профессорско-преподавательского состава, в контексте социального инфантилизма, далеко не однозначен и многовариативен. За исключением тех преподавателей, которые не делают поспешных выводов и суждений по отношению к студентам, касающихся их настоящих и будущих проекций моделей поведения, другая часть преподавателей все-таки оценивает обучающихся сквозь призму поверхностного наблюдения. Как мы все знаем, далеко не всегда посредством наблюдения возможно увидеть детальное и фактическое положение вещей, поэтому мы обратились к наиболее правдивому и беспристрастному методу - опросу. Ценность любого опроса представляет собой возможность выявить такие явления и процессы, которые скрыты под поведенческими масками индивидов.

Контингент опрашиваемых - студенты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Организация работы с молодежью». В опросе приняло участие 110 человек. Генеральной целью анкетирования явилось желание выявить среди них наличие факторов социального инфантилизма, их полного или частичного отсутствия.

Из анкет было выявлено, что 70% студентов параллельно с учебой совмещают трудовую деятельность на день опроса. Постоянную работу имеют всего лишь 5%. Причины, подтолкнувшие искать работу: не хочу зависеть от родителей (70%); нужно нарабатывать опыт, чтобы в последующем устроиться на высокооплачиваемую работу (5%), нужны деньги на учебу (15%), много свободного времени (5%). Несколько студентов не стали отвечать на данный раздел анкеты.

Студенты на вопрос «Какие ассоциации вызывает у Вас слово "инфантильность"?» дали следующие определения. В процентом соотношении они распределились следующим образом: беспечность (2,2%), беззаботность (5,5%), неопытность (2,2%), детство (12,1%), глупость (1,1%), наивность (12,1%), незрелость (4,4%), боязнь взрослеть (2,2%), безответственность (20,9%), ребячество (9,9%), рассеяность (3,3%), лень (23,1%), неумение поддержать разговор (1,1%), невоспитанность (4,4%), безволие (5,5%), иждивенчество (2,2%), несамостоятельность (7,7%), необразованность (1,1%) (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма ассоциаций со словом «инфантильность» у студентов ВГУЭС

На вопрос «Какие из характеристик инфантильности свойственны лично Вам?» 74,7% респондентов ставили прочерки, но были и те, кто признал в себе черты инфантильности, к которым они отнесли: страх взросления (1,1%), наивность (1,1%), детскость (3,3%), лень (13,2%), рассеяность (4,4%), безразличие (2,2%) (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма характеристик инфантильности, которые признали в себе студенты

Как мы видим, лидирующее положение занимает лень. Полагаем, что лень нельзя сводить к отсутствию желания работать в принципе. Зачастую лень обусловлена эмоциональной и физической усталостью, что носит временный характер.

Один из вопросов анкеты звучал так: «Какие самоограничения Вы себе устанавливаете?». Данный вопрос был включен в исследование, т.к. любой вид самоограничения является индикатором целостности индивида, что никак не соотносится с понятием «инфантилизм». К тому же самоограничение представляет собой метод самовоспитания, состоящий в сознательном неиспользовании имеющихся условий и резервов своей жизнедеятельности, сокращении потребления .

Личностная композиция, состоящая из дисциплины, самовоспитания, самообладания, самоменеджмента, умения критично оценивать происходящее, представляет собой прочное монолитное ядро социально адаптивной личности. Позиция такого индивида крайне противоположна инфантильной персоне.

Девушки, принявшие участие в заполнении анкеты, в качестве генерального самоограничения выбрали графу «стараюсь меньше есть» - 87% от общего количества опрашиваемых. Строгий режим дня соблюдают не так много человек: 12% девушек, 2% молодых людей.

Тому, что социальные сети сегодня являются бичом и проклятьем современности, посвящено многочисленное количество исследований. Потребность использования социальных сетей в качестве развлечений среди студентов постепенно сокращается. Нельзя сказать, что идет масштабный процесс, но цифры анкеты выявили следующую картину. Осознанно огранивают себя в увлеченности социальными сетями 23% парней, 14% студенток. Из личных бесед преподавателей с обучающимися известно, что ключевой причиной отказа от активности в социальных сетях является сокращение свободного времени из-за совмещения работы и учебы.

Отсюда мы видим, что деловая активность студентов обязывает расставлять приоритеты при выборе жизненных действий и ориентиров, что не характеризует молодое поколение как инфантильное. На втором месте после загруженности идет увлеченность студентов продуктивными видами отдыха, к которым можно отнести занятия в спортклубах, активный отдых на спортивных площадках. К ним можно добавить полюбившиеся многим квесты, или «игры разума». Как отмечают специалисты, квесты - это мощная тренировка логики, памяти, интуиции и сообразительности. К тому же квесты учат принимать решения, стимулируют активность центральной нервной системы, а в реальной жизни умение видеть перед собой правильную цель и достигать ее будет просто неоценимым . Число поклонников данного вида интеллектуального отдыха среди молодежи растет во всех городах Российской Федерации. По статистике (около 70%), это люди в возрасте от 20 до 35 лет .

Достаточно веским доводом в пользу не повсеместного социального инфантилизма в среде студенчества является и активное участие молодых людей в волонтёрской деятельности, и именно в той, в которой нуждаются люди, ограниченные различными жизненными обстоятельствами.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на протяжении многих лет существует Центр волонтеров. Целью создания Центра волонтеров ВГУЭС является социально активное и патриотическое воспитание обучающихся.

Основными задачами Центра волонтеров ВГУЭС являются:

Развитие социально-правовой активности и гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Развитие волонтерского движения;

Реализация молодежной политики, создание социокультурной среды, направленной на творческое самовыражение и саморегуляцию личности, толерантности обучающихся .

Перечислим несколько социально значимых проектов и мероприятий, реализуемых Центром волонтеров за 2016 год. Проект «Яркое детство» - посещение волонтёрами школы-интерната для глухонемых и слабослышащих детей и детского онкогематологического центра. В рамках данного проекта некоторые мероприятия осуществляются совместно с автономной некоммерческой организацией «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело». Совместная акция Центра волонтеров с благотворительным фондом «Сохрани жизнь» по сбору средств на лечение онкобольных детей. Студенты с октября 2015 года начали посещать воспитанников специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната I вида. Сейчас в группе проекта состоит около 10 студентов и несколько школьников Владивостока. Студенты помогают детям адаптироваться к внешней среде, учат их не бояться общения с теми, кто старше их по возрасту. Поездки проходят каждые выходные (преимущественно - по субботам) .

Проводимые Центром мероприятия никак не попадают в рамки социального инфантилизма, а, наоборот, демонстрируют твердую жизненную позицию молодых людей, которая, к сожалению, отсутствует у многих взрослых. Посещение детских онкобольниц, детских домов и других социальных учреждений, где господствуют боль и страдание, не под силу многим взрослым людям. Видеть мучения другого человека и при этом не терять самообладания, а, наоборот, уметь оказывать эмоциональную поддержку, удел сильных личностей, к которым с полной уверенность можно отнести студентов-волонтеров.

Практически в каждом высшем учебном заведении Российской Федерации имеются подобные центры, где задействованы студенты, которых никак нельзя отнести к категориям «детей-бумерангов», «кидалтам».

Согласно данным онлайн-опроса компании HeadHunter, 40% студентов и аспирантов российских вузов принимают участие в различных волонтерских и благотворительных проектах. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности отражены на рис. 3.

Рис. 3. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности

Если обратим внимание на личностные характеристики добровольцев, к которым исследователь У.П. Косова относит следующие: предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи; внутренний локус контроля, сострадательность, заботливость, чувство долга, ответственность, толерантность, творческие способности, направленность на общение с людьми, личностная зрелость, стрессоустойчивость, высокий уровень социально-психологической и аутопсихологической компетентности, то они никак не коррелируются с типичными моделями поведения инфантильных субъектов .

Выводы. Каждая эпоха предъявляет свои требования к социуму. Нет ни одной социальной группы, которая бы не старалась встроиться в плоскость координат, соответствующих текущему моменту времени, и молодежь здесь не является исключением. Но, как и в каждой стратификационной структуре, есть те, кто успешно справляется с вызовами системы, а есть и те, кто во внешнем мире видит угрозу, и поэтому персонаж Питера Пена - их вечный спутник. Данные опроса среди студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса наглядно подтвердили этот вывод.

Библиографическая ссылка

Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Чернышова А.Л. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ВЫДУМАННАЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА? // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26409 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»