1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.
Окончание часто называют изменяемой частью слова.
Ср.: книга - книги - книгу .
Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.
2. Окончания выражают грамматические значения:
рода, числа, падежа - у существительных (книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (большая книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книга - окончание -ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (моя книга - окончание -я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одна книга - окончание -а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
падежа - у некоторых местоимений (нет кого - окончание -ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание -и указывает на родительный падеж);
лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени (думаю - окончание -ю указывает на 1 лицо, единственное число);
рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание -а указывает на женский род, единственное число).
3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.
Нет ножа , резать ножом .
Но окончание может быть и нулевым . Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ - нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);
Стол □ , дочь □ .
у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;
Нет сил □ , нет дел □ , нет солдат □ .
у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;
Весел □ , счастлив □ .
у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;
Читал □ , пел □ .
у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .
Лисий □ , волчий □ .
Обратите внимание!
1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склонения и 2 склонения - армий □ , предгорий □ , блюдец □ . Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единственного числа.
Так, существительное армия [а́рм’иj ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ]ю , арми [ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] - часть основы, ведь окончание - изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий ), а в других формах он не получает специального обозначения.
В формах типа предгорий , блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е ).
Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’j ь] - предгорий [пр’и э дго́р’иj ]; блюдц е [бл’у́тц ъ] - блюдец [бл’у́дьц ].
2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: синий - синего ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий ) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .
Ср.: волчий - волчь [ j ]его , лисий - лись [ j ]его .
4. Окончание обычно находится в конце слова.
Исключения составляют:
окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);
Учит ся, учащий ся, идём те, кого -то, кого -либо, кого -нибудь.
окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.
В трёх стах , нет пяти десяти .
Обратите внимание!
Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень ), служебные части (под, и, будто, не ), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе ), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго ) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!
Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.
5. Основа - это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.
6. При склонении и спряжении основа может меняться - сокращаться или увеличиваться.
Например: лист □ и листь [ j ]-я - во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.
Ср.: жд-а -ть и жд -у - основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс -а ); чит-а -ть - чит-аj -ют - в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).
Обратите внимание!
1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (армия , сандалия , революция и др.) и среднего рода с финалью -ие (бытие , напряжение , возмездие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.
Ср.: арми -я, арми -и, арми -ей; быти -е, быти -я, быти -ем.
2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетарий , санаторий , край и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]-я, кра [ j ]-ю, кра [ j ]-ем . В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).
Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:
край □ , пролетарий □ , санаторий □ .
7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной .
Как ого -то - окончание -ого , основа как.. то ; уч ит ся - окончание -ит , основа уч..ся .
Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.
Записа -ть , записал -а , запиш -у .
Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.
Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал -а , надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях - формообразующий суффикс) неопределённой формы -ть : записа- .
Обратите внимание!
1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов (-л - в прошедшем времени, -и - в повелительном наклонении).
2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.
3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме - единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья - основа слова (для словообразования) - сын- .
4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш ) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.
Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.
Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще.
А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.
Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?
Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.)))
Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.
Элен, отвечаю здесь
//----------------------
Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?
Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").
Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.
Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений
. А школьники понимают, зачем она нужна
? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что
им говорят - но зачем
это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".
Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой.
Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.
А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)
При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".
Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.
Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .
1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая показывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. К примеру, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.
Примечание. Окончание не всегда находится в конце слова:
2. Окончание нередко именуют изменяемой частью слова: книжека - книжеки - книжек у . Это означает, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
3. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Окончания употребляются при образовании форм 1-го и такого же слова.
4. Окончания выражают грамматические значения:
рода, числа, падежа - у существительных (книжека - окончание -а прилагательных (большая книжка - окончание -ая показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книжка - окончание -ая местоимений (моя книжка - окончание -я показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), неких числительных (одна книжка - окончание -а показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж);
падежа - у неких местоимений (нет кого - окончание -ого показывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание -и показывает на родительный падеж);
лица и числа - у глаголов в реальном и будущем времени (дышу - окончание -у показывает на 1 лицо, единственное число);
рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание -а показывает на дамский род, единственное число).
5. Окончание может быть выражено одним либо несколькими звуками: нет ножика , резать ножиком .
6. Окончание может быть нулевым : стол Ο (ср. стола ), добр Ο (ср. добры ), читал Ο (ср. читали ). Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но конкретно отсутствие подобного вещественно выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение: ножик Ο - нулевое окончание показывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного.
Нулевые окончания есть в последующих формах слов:
1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и дамского рода (3-го склонения): стол Ο , дочь Ο ;
2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο , нет дел Ο , нет боец Ο .
Примечание. Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа множественного числа 1-го склонения и 2-го склонения существительных: армий , предгорий , блюдец . Это часть базы, а окончание тут нулевое. Для проверки есть возможность сопоставить данные формы с формами именительного падежа единственного числа. Анализ примеров:
3) у коротких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: в есел Ο , счастлив Ο ;
4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий : лисий Ο , волчий Ο (-ий - это суффикс, т.к. он сохраняется при склонении. Исключительно в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса говорит разделительный ь: волчий Ο - волчь [j-э ]го , лисий Ο - лись [j-э ]го );
5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал Ο , пел Ο .
7. Есть слова, у каких окончаний нет вообщем. Такие слова именуются неизменяемыми. См. Какие слова относятся к неизменяемым?
Следует различать слова в отсутствие окончаний и слова с нулевыми окончаниями.
Анализ примеров:
Упражнения к теме «Р
азличение слов в отсутствие окончаний и слов с нулевыми окончаниями
»
1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из их не такое окончание, как в других?
Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в других - окончание -ей.
2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, скотин, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.
Ответ: нулевое окончание: вдов, скотин, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .
3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперерыв, отбой, сумкой, твой ?
Ответ: наперерыв . Это - наречие, потому в нем нет окончания. Герой и отбой - существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у их нулевое окончание. В существительных дамского рода листвой и сумкой , также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.
4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, вспять, над, неплох, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и в отсутствие окончания.
Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, неплох ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, вспять, над, впредь .
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на сайт:
Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.
Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.
Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще.
А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.
Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?
Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.)))
Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.
Элен, отвечаю здесь
//----------------------
Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?
Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").
Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.
Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений
. А школьники понимают, зачем она нужна
? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что
им говорят - но зачем
это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".
Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой.
Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.
А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)
При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".
Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.
Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?
Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:
1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик — И. п., стол — И. / В. п.;
2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;
3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.
Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей — статей-. Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей — стать[й’-а] — стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j, без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.
Достаточно распространенной является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:
гений, гениj-[я], гениj-[ю] — участков-[ый], участков-[ого], участков-[ому]
армиj-[я], армиj-[ей] — столов-[ая], столов-[ой] и т. д.
4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умен;
5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:
ед. число И. п. син-[ий] лисий-
Р. п. син-[его] лисьj-[его]
Д. п. син-[ему] лисьj-[ему]
В. п. = и. п. / в. п.
Т. п. син-[им] лисьj-[им]
П. п. син-[ем] лисьj-[ем].
Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj- от существительных: мама — мам-ин-, лиса — лис-ий-. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий- реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;
6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) — ср.: дела-л-[а], дела-л-[и];
7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и-, пиш-и-[те];
8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-.
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.