Что значит обобщение. Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

Обобщение (англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см . Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое обобщение характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». - Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. обобщение теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение , в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Многие вещи в реальной жизни обладают общими. Например, и кошки, и собаки - животные. У объектов также могут быть общие свойства, которые можно выделить с помощью обобщения между их классами. Выделение общих свойств в отдельные классы упростит процесс изменения системы и управление ею в будущем.

Обобщение подразумевает, что один класс наследует свойство другого класса. Наследующий класс называется потомком. Класс, свойства которого наследуют, называется предком. Наследование означает, что определение предка, включая все его свойства (атрибуты, отношения или операции его объектов) также верно и для объектов потомка. Графически обобщение изображается в виде стрелки, направленной от потомка к предку.

Обобщение можно выполнять в несколько стадий, что позволяет моделировать сложные многоуровневые иерархии наследования. Общие свойства располагаются в верхних уровнях иерархии, а специальные - в нижних. Другими словами, с помощью обобщения можно моделировать концепции более общего характера.

В системе по переработке отходов все классы (Консервная банка, Бутылка и Ящик) описывают разные типы отходов. Они обладают двумя общими свойствами - высотой и массой. С помощью атрибутов и операций эти свойства можно оформить в виде отдельного класса Отходы. Классы Консервная банка, Бутылка и Ящик унаследуют свойства этого класса.

Классы Консервная банка, Бутылка и Ящик обладают общими свойствами - высотой и массой. Каждый из этих классов представляет собой частный случай общей концепции Отходы.

Множественное наследование

Класс может наследовать из нескольких других классов путем множественного наследования. Однако обычно у класса бывает только один предок.

При использовании множественного наследования будьте готовы к следующим потенциальным проблемам:

  • Если класс наследует свойства нескольких классов, проверьте имена отношений, операций и атрибутов предков. Если некоторые предки названы одинаковым именем, необходимо дать дополнительное описание в классе-потомке, например, указав имя для определения источника наследования.
  • Если используется повторяющееся наследование, один и тот же предок наследуется потомком более одного раза. В этом случае иерархия наследования будет иметь форму ромба, как показано на следующем рисунке.

Множественное и повторяющееся наследование. Класс Окно с полосой прокрутки и вложенным окном наследует свойства класса Окно более чем один раз.

Здесь может возникнуть вопрос "Сколько копий атрибутов класса Окно добавлено в класс Окно с полосой прокрутки и вложенным окном?". При использовании повторяющегося наследования необходимо иметь четкое определение его семантики. В большинстве случаев семантика определяется языком программирования, который поддерживает повторяющееся наследование.

Обычно правила языков программирования, касающиеся множественного наследования, очень сложны, и для правильного использования этих правил необходимо их очень хорошо понимать. Поэтому множественное наследование рекомендуется применять только при необходимости и с большой внимательностью.

Абстрактные и конкретные классы

Класс, не имеющий экземпляров, и существующий только для наследования другими классами, называется абстрактным классом. Классы, имеющие экземпляры, называются конкретными классами. Обратите внимание, что действующий абстрактный класс должен иметь по крайней мере одного потомка.

Сайт Палитра в системе управления складом товаров служит абстрактным сущностным классом, который обладает свойствами, общими для различный типов сайтов Палитра. Свойства этого класса наследуются конкретными классами (Приемный пункт, Оборудование и Помещение), каждый из которых представляет собой сайт Палитра. Все эти объекты обладают общим свойством - содержат одну или несколько палитр.

Класс-предок, в данном случае сайт Палитра, является абстрактным и не имеет собственных экземпляров.

Использование

Поскольку каждый стереотип классов имеет свое назначение, наследование между классами разных стереотипов не имеет смысла. Например, если пограничный класс унаследует свойства сущностного класса, то превратится в некий гибрид. Поэтому обобщение применяется только между классами одного стереотипа.

Обобщение позволяет установить два вида отношений между классами:

  • Отношение подтипов - потомок является подтипом предка. Отношение подтипов означает, что потомок наследует структуру и поведение предка и является его типом. То есть, потомок - это подтип, который может полностью заменить предка в любой ситуации.
  • Отношение подклассов - потомок является подклассом (не подтипом) предка. Отношение подклассов означает, что потомок наследует структуру и поведение предка и не является типом предка.

Для создания таких отношений нужно выделить свойства, общие для нескольких классов, поместить их в отдельные классы и установить наследование от этих новых классов. Другой способ - создать новые классы, конкретизируя свойства более общих классов, и установить наследование, чтобы новые классы наследовали свойства более общих классов.

Если эти два варианта совпадают, будет нетрудно правильно установить наследование между классами. Однако в некоторых случаях эти варианты не совпадают. Тогда нужно очень тщательно следить, чтобы структура наследования оставалась ясной и четкой. По крайней мере нужно знать назначение каждого экземпляра наследования в модели.

Наследование и поддержка полиморфизма

Отношение подтипов означает, что потомок является подтипом, который может полностью заменить всех своих предков в любой ситуации. Отношение подтипов - это частный случай полиморфизма. Оно является важным свойством, позволяющим создавать все клиенты (объекты, которые используют предка) без учета потенциальных потомков этого предка. В результате объекты-клиенты становятся более общими и пригодными для повторного использования. Когда клиент использует действительный объект, он будет работать определенным образом, и объект будет всегда выполнять свою задачу. При наличии отношения подтипов система всегда позволяет вносить изменения в набор подтипов.

В системе управления складом товаров класс Интерфейс Оборудование определяет базовый набор функций для связи со всеми типами транспортного оборудования, например, кранами и грузовиками. Этот класс определяет, помимо прочего, операцию executeTransport.

Классы Интерфейс Грузовик и Интерфейс Кран наследуют свойства класса Интерфейс Оборудование. Таким образом, объекты обоих классов будут отвечать на сообщение executeTransport. Эти объекты могут в любое время заменить Интерфейс Оборудование и будут при этом обладать его поведением. Другие объекты (клиенты) могут послать сообщение в объект Интерфейс Оборудование, не обладая информацией, откуда придет ответ - от Интерфейса Грузовик или от Интерфейса Кран.

Класс Интерфейс Оборудование может быть абстрактным, то есть может не иметь собственные экземпляры. В этом случае он может только определять сигнатуру операции executeTransport, а классы-потомки будут ее реализовывать.

В некоторых объектно-ориентированных языках программирования, например, в C++, иерархия классов используется как иерархия типов, вынуждая создавать подтипы в модели проектирования с помощью наследования. В других языках, например, в Smalltalk-80, при компиляции не используется контроль типов. Если объекты не могут ответить на полученное сообщение, они выдают сообщение об ошибке.

Однако обобщение можно использовать для установления отношений подтипов и в языках без контроля типов. В некоторых случаях обобщение нужно использовать независимо от того, поддерживает ли его язык программирования. Это делается для упрощения модели объекта и исходного кода и удобства их обслуживания. В целом, решение о том, применять ли наследование, в большой степени зависит от специфики языка программирования.

Наследование для поддержки повторного использования реализации

Отношение подклассов составляет основу концепции повторного использования при обобщении. При создании подклассов необходимо определить, какие части реализации будут повторно использоваться наследуемыми свойствами, определенными в других классах. Отношения подклассов экономят усилия и позволяют повторно использовать код при реализации классов.

В библиотеке классов Smalltalk-80 класс Dictionary наследует свойства класса Set.

Причина этого обобщения в том, что класс Dictionary может повторно использовать некоторые общие методы и способы хранения из реализации класса Set. Хотя класс Dictionary можно рассматривать как класс Set (содержащий пары ключ-значение), Dictionary не является подтипом Set, потому что в Dictionary нельзя добавлять объекты любых типов, а только пары ключ-значение. Объекты, использующие Dictionary, не обладают информацией, что этот класс является классом Set.

Создание подклассов часто приводит к возникновению непоследовательности наследования в иерархиях, из-за чего структуру наследования трудно понять и использовать. Поэтому наследование только в целях повторного использования следует применять тогда, когда в инструкциях по работе с языком программирования не указаны другие способы. Работа с повторным использованием такого типа достаточно сложна. Любые изменения класса Set могут повлечь значительные изменения всех классов, наследующих его свойства. Учтите это и устанавливайте наследование только от стабильных классов. Наследование фактически остановит реализацию класса Set, потому что для его изменения придется приложить слишком много усилий.

Наследование в языках программирования

Использование отношений обобщения при проектировании сильно зависит от семантики и соответствующих рекомендаций языка программирования. Объектно-ориентированные языки поддерживают наследование между классами, а остальные языки - нет. При работе с моделью проекта необходимо учитывать характеристики языка программирования. Если язык не поддерживает наследование или множественное наследование, необходимо смоделировать наследование при реализации. В таком случае это лучше сделать в модели проекта и не использовать обобщение для описания структур наследования. Моделирование структур наследования с помощью обобщения, а затем моделирование наследования при реализации может разрушить проект.

Если язык не поддерживает наследование или множественное наследование, необходимо смоделировать наследование при реализации. В таком случае это лучше сделать в модели проекта и не использовать обобщение для описания структур наследования. Моделирование структур наследования с помощью обобщения, а затем моделирование наследования в реализации может разрушить проект.

Во время моделирования возможно потребуется изменить свойства интерфейсов и других объектов. Наследование рекомендуется моделировать одним из следующих способов:

  1. Направляя сообщения от потомка к предку.
  2. Копируя код предка в каждом потомке. В этом случае класс предка не создается.

В этом примере потомки направляют сообщения своему предку через ссылки, которые являются экземплярами ассоциаций.

Поведение, общее для объектов Консервная банка, Бутылка и Ящик, оформляется в отдельный класс. Объекты с таким же поведением при необходимости его выполнения посылают сообщение в объект Отходы.

ОБОБЩЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ

(лат. generalisatio) , мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение) ; 2) от одной к другой - более общей (логич. О.) . Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так, напр. , обнаруживая некоторое и специфич. у представителей известного неопределённо большого множества предметов, образуют о нём (индуктивное О.) . В др. случае, отправляясь, напр. , от понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности, переходят к обобщённому понятию о треугольнике вообще (логич. О.) . Аналогично, производя соответствующие отвлечения, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от классич. механики к механике релятивистской; это означает, что обобщать можно как суждения, так и науч. теории. Процесс О. связан с процессами абстракции, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ОБОБЩЕНИЕ

(от лат. generalisatio)

мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая как результат процесса обобщения: понятие – обобщенное понятие – – науки – . Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в действительности. Противоположность обобщения – .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ОБОБЩЕ́НИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция , Логика индуктивная, Научная индукция , Неполная индукция, Популярная индукция).

2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель , Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего , общность, и т.д., вообще к.-л. между двумя или бóльшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная . Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой.

Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, Μ., 1961, гл. 10.

Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ОБОБЩЕНИЕ" в других словарях:

    обобщение - Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в НЛП. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. обобщение … Большая психологическая энциклопедия

    Понятий логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, доверенность документ деловая бумага. Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от… … Википедия

    Абстракция, синтез, синтезирование; вывод, подытоживание, стилизация, универсализация, резюмирование, итог, суммирование, генерализация, резюме Словарь русских синонимов. обобщение 1. итог, резюме 2. синтез Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero производить, порождать). 1. В логике операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений; в дедуктивной логике на основе постулированных правил вывода для кванторов общности и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого… … Психологический словарь

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ, итог, резюме ОБОБЩЕННЫЙ, общий, книжн. суммарный ОБОБЩАТЬ/ОБОБЩИТЬ, подытоживать/ подытожить, несов. и сов. резюмировать, несов. и сов. суммировать ОБОБЩЕННО, книжн. суммарно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий … Большой Энциклопедический словарь

    ОБОБЩЕНИЕ, обобщения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. обобщить обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период… … Толковый словарь Ушакова

    ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» англ. generalized other ; нем. verallgemeinerter Anderer . ПоДж. Г. Миду возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий, установок, ценносте … Энциклопедия социологии

Книги

  • Обобщение способа Jacobi интегрирования полных систем линейных однородных уравнений. Обобщение соответствующих исследований Clebsch`a , Г.В. Пфейффер. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство`Известия академии наук СССР`). В…

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Словарь Ушакова

Обобщение

обобще ние , обобщения, ср. (книж. ).

1. только ед. Действие по гл. - . «...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина...» Сталин .

2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Обобщение

(от лат. generalisatio ) - мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Педагогический терминологический словарь

Обобщение

переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

Словарь антонимов русского языка

Обобщение