Модель: личностная.
Цели и задачи урока:
- “Погружение” в удивительный мир писателя, “вживание” в созданный автором мир, приобщение к “секретам” авторского мастерства;
- Постижение нравственных проблем произведения;
- Воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
- Формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умения вести диалог;
- Анализ художественного текста;
- Закрепление литературоведческих терминов;
- Развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы. Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
- Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Оборудование: магнитофон (на уроке звучит музыка Ф. Шопена “Вальс”, Бетховен “К Элизе”)
Оформление: портреты писателя, рисунки, высказывания, схемы
Эпиграфы:
Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее.
Л.Н. Толстой о романе И.А. Гончарова “Обыкновенная история”
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!
Н.В. Гоголь
Чувства не врут. И. Гёте
Ход урока
Звучит музыка (Ф. Шопен “Вальс”).
Выходит ученик в роли Александра Адуева.
“Жизнь… Жизнь так хороша, так полна прелести, чего-то таинственного, заманчивого, скрывающего в себе так много.
Но неужели я ошибался и в заветных думах, и в теплых верованиях в любовь, в дружбу, и в людей… и в самого себя? Что же жизнь? Как жить – чувством или разумом?”
Слово учителя: Сегодня мы с вами обратимся к произведению И.А. Гончарова “Обыкновенная история”, написанном в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?
В творческом наследии И.А. Гончарова романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них писатель видел своеобразную трилогию.
На ваш взгляд, что объединяет все три романа Гончарова?
- “Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой”. И.А. Гончаров.
- Антитеза “героя – идеалиста” и “героя – практика” в разных ее вариациях станет ведущей для романного мира Гончарова.
- Писатель показал представителей патриархального и буржуазного укладов (обращение к схеме).
- Общая тема всех романов – Россия на переломе двух исторически эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной.
Учитель: Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.
Надеюсь, совет Толстого пригодится и нам.
Белинский, неистовый Виссарион, считал этот роман “страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму”.
А каково ваше мнение о романе?
- Автор дает объективное описание картины русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века.
- Диалоги дядюшки и племянника написаны с блеском. Дядя уверено разбивает племянника.
- Это история о том, как милый деревенский провинциальный юноша превращается в человека практического. Наивный, чистый провинциал – идеалист становится чудовищем.
- Мне понравился образ Лизы. И, на мой взгляд, именно Лиза права, считаю, что норма – это сердце в ладу с рассудком.
- Я считаю, что сюжет и композиция очень просты. Состоит из 2 частей с эпилогом. Главный герой, молодой человек Александр Адуев, живший идиллистической жизнью под крылом своей матушки Анны Павловны, решает покинуть родное поместье Грачи. Но все его мечты разбиваются о бездушную атмосферу Петербурга, где от человека требуется одно умение – “больше любить свое дело, чем человека, все рассчитывать и обдумывать”.
- На мой взгляд, сюжет содержит “вечное зерно” – библейский мотив о блудном сыне.
- Я считаю, что главная тема произведения – это тема любви. Она способствует пониманию характера главного героя. Каждая из героинь (Сонечка, Наденька, Юлия, Лиза) дается в восприятии Александра, причем при изменении взглядов героя на любовь меняется и его понимание роли женщины в обществе. К сожалению, от романтического воспевания не остается и следа.
Что является главным в содержании романа?
- Драматическим содержанием романа являются взаимоотношения двух главных персонажей: племянника и дяди.
- Между ними происходит своеобразный поединок на право прожить жизнь согласно своим идеалам. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей.
- А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.
- Основа композиции – антитеза.
- А в центре романа – конфликт двух “философий жизни”: философии чувства и философии разума. Первую представляет романтик жизни – Александр Адуев, вторую – делец, практичный человек – Петр Адуев.
Учитель: Конфликт в “Обыкновенной истории” принято называть диалогическим. Он порожден несходством жизненной философии. Для Гончарова важен поиск гармонии. Итак, юноша, полный высоких и благородных, душевных порывов.
Кого напоминает этот литературный герой?
- Образ Адуева часто соотносится с образом Ленского, героя романа “Евгений Онегин”. Пушкин, как известно, допускал, что его герой мог бы быть “повешен, как Рылеев”, но его мог ждать и иной удел: перерождение из пылкого мечтателя в обыкновенного помещика.
Учитель: Эту идею поэта развивал В.Г. Белинский, который был уверен, что Ленского, несомненно, ожидает последнее. Гончаров, как раз, и показал подобный вариант перерождения, намеченный еще Пушкиным.
Давайте посмотрим, о чем спорят наши герои, и какими они представлены в начале романа: Инсценировка (приезд А. Адуева к дяде, первая встреча)
На чьей вы стороне: дяди или племянника?
Во что верит Александр, в чем он убежден? Каковы его ценности?
Каким вам кажется поведение дяди? Быть деловым человеком –веление века? Какого: 19, 20, 21?
(Cопоставление героев, заполнение таблицы – Приложение 1)
Сразу ли изменился Александр?
- Он принял правду Петербурга только после 10 лет жизни в нем.
- Герой проходит закономерные стадии взросления.
- Разочарования преследуют его не только в любви, но и в творчестве, на службе. В отчаянии он доходит до попытки самоубийства.
- Он даже уезжает из Петербурга в имение к матери. Но “покойная” жизнь показалась скучной, он возвращается в столицу только за карьерой. Появляется новый Адуев с лысиной, с орденом на шее, пополневший. Он – крупный чиновник и обладатель большого состояния.
- Из романтика Александр превратился в скептика, циника, эгоиста, разочарованного в жизни, любви. Это деятельный практик, для которого все определяется расчетом.
- Для себя он открывает обыкновенные и страшные истины: надо быть дельцом. Быть человеком – дела и расчета, а мера ценностей – деньги.
Кто виноват в крушении возвышенных надежд Александра?
- Бюрократичный Петербург.
- Циничный скептик дядя.
- Расчетливый, жестокий век.
- Просто человеческое сердце стало иным.
Для вас неожиданный эпилог или закономерный?
- Конец романа закономерен: у бывшего поклонника Шиллера- “плешь, почтенное брюшко, начало геморроя, прекрасное жалование и богатая невеста”.
- От прежних идеалов Александра – не следа, он даже стыдится их.
Считаете ли вы, что тип романтика устарел?
- Да, хотя романтизм Адуева, его вера в любовь “навеки” и дружбу “по гроб жизни” - канва не глубокая. Но что в них смешного, дурного? Ничего, и даже наоборот. С истинно человеческой точки зрения, эти чувства нормальны, необходимы, и даже самого Адуева в течение нескольких лет оберегают от пошлости.
- Но пошлость побеждает. Восторги любви, упоение дружбой просто неприличны для надворного советника и кавалера.
Инсценировка: сцена эпилога
Почему в эпилоге романа И.А. Гончаров изобразил Адуева – старшего несчастным, страдающим?
Для вас последняя сцена объятий героев – это символ примирения поколений, эпох?
Почему “Обыкновенная история”? В чем она обыкновенна?
К какой мысли подводит читателя? На чьей стороне автор?
- Автор показывает односторонность позиций героев, убеждая читателей в необходимости гармонии “ума” и “сердца”
- Писатель подводит читателя к мысли о равнозначности в человеческой жизни и ума и пылкости сердца.
- Герои изменились не только внешне, произошла метаморфоза, они меняются местами. Ушел в прошлое впечатлительный юноша-мечтатель, теперь он преуспевающий человек, а Петру Ивановичу в конце романа, чтобы спасти жену, потребовалось больше сердца и чувства, чем “головы”.
- Исповедуя философию трезвого дельца, старший Адуев оставил все это в прошлом за ненадобностью.
- Произведения актуально во все времена
Учитель: Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой, расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанной истории, и просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности.
“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!”
Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Читатель сам ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь…
Литература
- Великие россияне/ Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: “Олма – пресс”, 2003. – с. 407.
- Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: - Ч.1. – М., Московский Лицей, 2003. – 139 – 145с.
- Ю.А. Гаецкий Миллион терзаний: Повесть о Гончарове. – М.: Дет. лит., 1979. – 61-81 с.
Ум и разум – это одно и тоже, как по-вашему? А вот по Ведам – эта разница есть, и она таится в сфере контроля. Давайте разбираться, так как я думаю, что этот пост может заставить вас задуматься и многое переосмыслить.
Физическое тело
Если взять человека и «разложить его по полочкам», то самой грубой его составляющей является материальная часть, а именно физическое тело.
Чувства
Над телом (выше по уровню) стоит уже более «продвинутая часть» человека – это чувства (зрение, слух, осязание… — не путайте с эмоциями), которая и контролирует тело. Органы чувств, в зависимости от ситуации заставляют тело вырабатывать определённые гормоны, ускорять ритм сердца, повышать «боеготовность» организма и т.д. Чувства напрямую связаны с эмоциями.
Ум
Чувства контролирует ум, который и направляет органы чувств на разные объекты и события. Ум - это особенность не только человека, но и животных. Кроме контроля над чувствами, уму присуща деятельность принятия или отвержения, чем он постоянно и занимается. Кстати, ум сам по себе, не такой уж и «умный», так как независимо от последствий, он только и делает, что ищет комфорта и наслаждения, и всеми путями старается избежать боли и неприятного.
Вывод — ум через органы чувств ищет только наслаждений, не думая о последствиях.
Разум
Если бы ум был для современного человека «высшей инстанцией», то вся наша деятельность сводилась бы только к тому, чтобы вкусно поесть, заняться сексом и сладко поспать, но к счастью для нас, над нашим умом есть «начальник поумнее» — это разум.
Разум контролирует ум, а значит контролирует и весь организм, только с одной оговоркой – если разум действительно развит и силён.
Работа разума весьма схожа с работой ума – принимать или отвергать, но разница в том, что в отличии от ума разуму свойственно анализировать и оценивать примерно так: «Да, это может быть и приятно, но это не лучшее решение, так как последствия этого действия могут быть плачевными. Лучше я потерплю сейчас, но огражу себя от вреда впоследствии».
Как видите, разум куда дальновидней ума, он не идёт на поводу у чувств, он более разумный начальник.
Разум – это то, чем мы различаемся от животных.
Душа
И несколько слов о самой тонкой субстанции нашего организма – о душе. Душа стоит выше разума, собственно это и есть истинный ты.
Жить душой – это значит полностью полагаться на «Разум (ВОЛЮ) Бога», всегда и всех любить (не как эмоцией), иметь связь с Богом…
Душой живут просветлённые, святые люди, душой живут маленькие дети. Душе не свойственен эгоизм, злость и прочие негативные эмоции, душа почти всё знает и смотрит на мир «без очков и тумана в голове».
Жить душой – это лучший вариант жизни, но к сожалению, для нас пока это очень сложно, так как для этого надо очиститься от всего негатива и отказаться от многого «земного».
Как видите, все мы устроены довольно сложно (на самом деле намного сложнее) и в нас есть всё, чтобы жить правильно и счастливо. Но почему тогда мы все живём по-разному?
А всё дело в том, что каждый из нас живёт по сценарию того, кто в данный момент «царь в голове».
Наличие разума – это не гарантия того, что он сильнее ума. Если разум сильно развит, то да, но если нет, то человек становится «рабом страстей».
Давайте рассмотрим некоторые сценарии развития жизни, в зависимости от того, «кто у власти»
Ум – у власти
Если ум сильнее разума, то от «греха не убежать». Такой человек живёт эмоциями и ищет таких удовольствий, как: вкусно поесть, потрахаться, побольше денег и т.д.
Ум живёт девизом: «Пусть мне сейчас будет хорошо, а там будь, что будет». Это путь алкоголизма, наркомании, спида и насилия. К счастью тотальная власть ума – это явление очень редкое, так как разум, хоть и в разной степени, всё же тоже имеет свою силу и вмешивается в каждую ситуацию.
Разум или «правильный царь в голове»
Как я уже писал выше, «жить душой» — это лучший из вариантов жизни, но для большинства из нас сегодняшних, это пока ещё очень трудно, а ближайшей, высшей ступенькой духовного развития — будет жизнь разумом.
Сильный разум – это гораздо лучше сильного ума. Благодаря разуму можно избежать множество ошибок, про таких говорят: «У него царь в голове». Если развит разум, человек не идёт на поводу чувств, не даёт уму идти по разрушительному пути поиска удовольствий, а берёт всё это под контроль, стараясь принять правильное решение.
Жить душой – это жить с Богом
Разум – это круто, но без души, это просто компьютер для принятия логичных решений. И хоть, большинству из нас до просветления пока далеко, это не значит, что душа не вмешивается в выбор каждого поступка. Как бы не была развита личность, но голос совести (души) свойственен каждому человеку, хоть и в разной степени.
Живут душой просветленные люди, к такой жизни надо стремиться и нам. Жить душой – это жить с Богом, в Боге, по заповедям Него. Это жизнь без страданий, а если я точнее, то я скажу так: это жизнь, где физические страдания практически нечего не значат, ведь ты в таком состоянии ощущаешь себя нетленной частичкой Мирового Океана Жизни.
Ты задумался?
Прочитав мой маленький, упрощённый экскурс об иерархии ума, разума, чувств и души ты уже наверняка призадумался над такими простыми, но очень важными для каждого из нас вопросами: «Так кто же сейчас из царей в твоей голове? Кто из них имеют реальную силу в твоей сегодняшней жизни?» .
А вот ответ на вопрос: «Что делать, чтобы перескочить выше на «одну ступень», к примеру, с власти ума на силу разума?» — то, это уже тема следующих постов.
Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!
Чтобы развить в себе способность мыслить, способность думать логически и быть объективными, старайтесь смотреть на жизнь без эмоциональных и субъективных фильтров - и вы увидите перед собой все истинное. Используемый должным образом, разум - мощное орудие , поддерживающее вашу душу на пути ее эволюции. Это канал, через который вы видите мир и интерпретируете его. Ничто так не питает ваше интуитивное сознание и духовное развитие, как острый, аналитический, рациональный ум - тот, что тщательно за всем следит, в точности все записывает и отмеряет нужные порции информации.
Проблемы возникают тогда, когда вы смущаете объективный рассудок алогичными или автоматическими выводами, понятиями и догами - или мнениями, почерпнутыми у других людей. Это - общая ошибка.
Наблюдайте за всем и познавайте все, включая и свои чувства, но не допускайте, чтобы они овладевали вами. Они слишком интенсивны, а в пылу горячечной реакции все теряет свою ясность. Однако чувства остывают медленно, и все время оставаться в состоянии такой горячности очень трудно. Физическое тело устает под давлением сильных эмоций и того количества адреналина, которое они впрыскивают в него, поэтому, достигнув точки пресыщения, вы от них просто закрываетесь. Находясь в подобном состоянии, никогда не пытайтесь разрешить ситуацию и не планируйте свои действия. Ваши восприятия будут неточными, а доступ к Высшему «Я» - блокирован. - только тогда вы сможете все ясно видеть и действовать разумно и творчески.
У всех вас есть так называемые «слепые зоны» - то есть места, где вы не способны узреть более масштабную картину. Эти зоны - результат вашего воспитания, влияния социальных условий и даже прошлых жизней. Урок вашей души заключается в том, чтобы устранить эти барьеры разума. Стремитесь увидеть то, что скрыто от вас. Где именно ваш разум становится в тупик из-за неспособности или нежелания как можно объективней и точней узреть более глобальную картину явлений? Какие поведенческие эмоциональные реакции перекрывают вам доступ к Внутренней Мудрости? Задумайтесь над этими вопросами - и ваше Высшее подскажет вам ответы.
Игнорируйте точку зрения эго. Оно слишком близоруко, субъективно и неуверенно в себе, оно постоянно обороняется, оправдывает себя, осуждает и критикует других, гневается и всего боится. Вместо этого смотрите на жизнь с точки зрения Высшего «Я» - оно всегда спокойно, объективно, нацелено на творчество и принятие разумных решений, никого не осуждает и всех любит.
Слабo развитый рассудoчный ум часто является следствием неадекватнoгo видения - не только зрительнoгo видения, хoтя oнo тоже играет свoю рoль, нo и прoзрения и наблюдательнoсти. Вы когда-нибудь слышали пoслoвицу: «Видишь только то, что желаешь видеть»? Нoсите ли вы рoзoвые oчки, oтфильтрoвываете ли все неприятнoсти, вoспринимаете ли мир как напoлoвину пустой стакан или видите только темные, негативные аспекты ситуации - ни oдин из этих спосoбoв видения не дает тoчнoй картины реальнoсти, и пoтoму вы oказываетесь неспoсoбными изменить ее.
Прoверяйте свoе зрение на чистoту. Если зрение лишенo четкoсти и oстрoты, значит, такoв же и ваш разум. Фoкусируйтесь на свoих наблюдениях, чтoбы видение ваше на всех урoвнях былo незамутненным и ясным. Чем бoлее oбъективнo вы различаете нынешние услoвия и чем меньше предубеждений вы вкладываете в сoбственнoе вoсприятие, тем бoлее вы гoтoвы к вoссoединению сo свoим Высшим «Я», кoтoрoе приведет вас к пoзитивным решениям и эффективным твoрческим дoстижениям.
Как-то один мой клиент безрассудно обвинил свою жену в измене и потребовал развода только потому, что увидел, как она целуется в ресторане с другим мужчиной. И неважно, что в это время она сидела дома с детьми. Он отказывался принимать ее категорические заверения в том, что она ему не изменяет, предпочитая верить собственным глазам. Проблема была в том, что он был ужасно близорук и, хотя он считал, что видел свою жену, на самом деле это была не она, а ее младшая сестра. Он признал свою ошибку и извинился только три недели спустя, когда сестра жены пришла навестить их и представила своего жениха, который оказался тем самым «другим мужчиной». Смешно, не правда ли? Однако не обманывайте себя - подобные вещи случаются постоянно.
Слишком эмоциональные реакции связывают ваши творческие способности. Не позволяйте яду чувств отравлять себя, не давайте чувствам манипулировать вашим восприятием. Провентилируйте, прочувствуйте, выразите свои импульсы, прислушайтесь к ним, а затем приведите в спокойное состояние. Когда они успокоятся, вновь с ясным умом изучите ситуацию, прежде чем решить, какие действия и в каком направлении предпринимать.
Предубеждения, «слепые зоны», мнения и наваждения закрытого ума калечат вашу способность искусно творить желаемое. Божественный Дух ничего не скрывает и ничего не осуждает. Разум, если его умело привлечь и должным образом настроить, становится мостом, соединяющим то, что существует сейчас, с тем, чего вы ждете от будущего.
Теперь вы можете применить этот урок на практике.
- Если вы отличаетесь эмоциональной горячностью или слишком слезливы и готовы лить слезы по любому поводу; если редко помните точные детали, касающиеся людей, мест или событий; если все воспринимаете на свoй счет и удивляетесь, пoчему мир так жесток; если увязли в жизненных коллизиях, кoтoрые следуют oдна за другой, причем пo oднoй и той же схеме; если ваши реакции бездумны, если вы слишком тoрoпитесь и сразу же срываетесь с места и часто склoнны к незрелым суждениям и пoступкам, - значит, вы нoвичoк в этoм урoке.
- Если вы наделены дарoм высокой чувствительнoсти пo oтнoшению к людям и явлениям и быстрo oт них закрываетесь; если вы слишком ранимы; если вы oчень неoхoтнo вoспринимаете взгляды других людей; если тoрoпитесь и начинаете гoвoрить и действoвать, не пoдумав, в результате чегo частo неправильнo oцениваете тoчку зрения другoгo челoвека; если ведете дневник и не прoчь пoсетить психoтерапевта, чтобы лучше себя пoнять, - значит, вы ученик.
- Если вы никогда не тoрoпитесь с принятием решений и, прежде чем что-либо сделать, oснoвательнo изучаете ситуацию сo всех стoрoн; если звoните дoверенным друзьям и надежным сoветчикам, чтобы oни пoмoгли вам разoбраться в прoблеме, кoгда вас пoкидает яснoсть мышления; если уделяете пристальнoе внимание людям, местам и oбъектам и oстрo пoдмечаете все их детали; если даете себе труд пoразмыслить, прежде чем действoвать, и предпoчитаете высказывать свoе мнение, только кoгда спокoйны; если ждете oтветы на любые вoпрoсы лишь пoсле тoгo, как тщательнo изучили этoт предмет, - значит, вы пoдмастерье.
- Если вы наделены фoтoграфическoй памятью, если не скользите взглядoм пo пoверхнoсти, а спoсoбны прoникать в суть вещей; если вoздерживаетесь oт умoзаключений и принятия решений, прежде чем не пoлучите всю неoбхoдимую инфoрмацию, не oтсoртируете и не oсмыслите ее; если у вас oткрытый ум и вы всегда стремитесь узнать больше, особенно в тех областях знаний, где вы считаете себя достаточно сведущим; если молитесь, медитируете и ждете подсказок и указаний от своего Высшего «Я», - значит, вы на пути к мастерству в этом уроке души.
Если вы новичок:
Сбавьте ход и успокойтесь.
- Прежде чем делать выводы, соберите побольше информации и убедитесь, что ее источники объективны и надежны.
- Подмечайте как можно больше деталей, когда общаетесь с людьми или попадаете в новые места.
- Когда чувствуете, что излишне эмоциональны, сделайте глубокий вдох и выдох, прогуляйтесь или примите душ и расслабьтесь.
Если вы ученик:
- Запишитесь в группу поддержки, чтобы найти единомышленников и обрести новые перспективы.
- Откройте свой ум и старайтесь воспринимать не только свою точку зрения, но и точку зрения других людей.
- Выявите свои «слепые зоны», изучив повторяющиеся проблемы с помощью учителей, психотерапевтов и непредубежденно мыслящих Друзей.
- Проверьте свое зрение, смените очки и выполняйте упражнения, тренирующие глазные мышцы.
- Ежедневнo старайтесь пoдмечать нoвые явления и при встрече со знакoмыми людьми или пoсещении знакoмых мест выявляйте все новые детали.
Если вы пoдмастерье:
- Пoпрoсите Высшее «Я», чтoбы oнo указалo вам «слепые зoны» и пoвысилo ваше oсoзнание. Несколько минут в день выпoлняйте физические и медитативные упражнения.
- Когда oкажетесь перед лицoм жизненных коллизий и перемен, сосчитайте дo десяти и сделайте глубoкий вдoх и выдoх, а не пускайтесь сразу вo все тяжкие.
- Задавайте вoпрoсы, занимайтесь исследoваниями или запишитесь в сooтветствующую школу, где вам пoмoгут узнать все o тoй или инoй ситуации, пoвтoряющейся прoблеме или сфере ваших твoрческих интересoв.
- Дoверяйте вашим советчикам пo жизни, тем, ктo выслушает вас и пoмoжет oтсoртирoвать всю собранную инфoрмацию, дабы вы мoгли сoставить пo вoзмoжнoсти ясную и наибoлее тoчную картину.
- Как только изучите и систематизируете все данные, oбратитесь к свoей Высшей Мудрoсти за пoлучением oпределеннoгo oтвета или решения.
Если вы на пути к мастерству и пoлнoму усвoению этoгo урoка:
- Читайте нoвые книги, пoсвященные старым любимым темам.
- Когда вступаете с кем-то в диалог, тщательно следите за состоянием своей головы и сердца и не отказывайтесь от дополнительной информации, когда бы ваш дух ни предложил ее.
- Находите время, чтобы побыть в одиночестве, обдумывая, взвешивая и сортируя усвоенное.
- На конечной стадии абсолютно все дела и проблемы передоверяйте своему Высшему «Я» для принятия окончательного решения.
Урок души:
Совершенствовать и очищать свой разум.
Цель души:
С помощью Высшего Разума видеть наличие Истинного Духа во всех людях, на какой бы стадии развития они ни находились.
по материалам из книги: Соня Чокет - "Душа, её уроки и цель".
Счастье – желанная цель для большинства людей. У каждого свое представление о нем. И вопросы: «Как нужно жить, чтобы быть счастливым? Разумом или чувством? Чувство ли должно верховенствовать над разумом? Или подчинение голосу разума – единственный путь, ведущий к счастью?» ‒ остаются открытыми. Писатели, классики, всегда верно чувствовавшие тонкую душу человека, пытались найти ответ.
Так, Базаров, главный герой произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», безусловно, жил разумом, а скорее даже рассудком. Анализ, рассуждения, скептицизм – вот его постоянные спутники. Запрещая себе чувствовать, он также не понимал и не ценил чувства окружающих (отца и сына Кирсановых, своих родителей). Даже после того как влюбился в Одинцову, герой продолжал жить, продумывая каждый свой последующий шаг. Испугавшись чувств, он предпочел прикрываться безразличием и цинизмом. Пленившись красотой Анны Сергеевны, он пошловато замечает: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» А позднее, оценив ее ум, грубо отзывается о ней как о «бабе с мозгом».
Но цинизм – плохая защита для страдающей души. И в итоге, так и не обретя счастья, Базаров впадает в состояние хандры, безразличия к собственной жизни, что приводит его к ранней смерти.
Но только ли разум может привести к несчастью? Может быть, чувства и эмоции также способны погрузить человека в состояние отчаяния?
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показывает нам во многих эпизодах, что это так. Буря чувств, эмоций, желание любить и быть любимой захлестнули Наташу Ростову, когда за ней, ждущей своего жениха, Андрея Болконского, начал ухаживать Анатоль Курагин. Не отдавая себе отчета, она была готова убежать вместе с ним прочь из родного дома, в неизвестность, оставив в прошлом своего жениха, родителей, свою честь, свою прежнюю жизнь. Бесспорно, такие действия не могли довести до добра. Впоследствии она горько сожалела о совершенном. Но кто знает, смогла ли бы она вообще жить, простила ли бы себя, если бы все-таки сбежала, поддавшись эмоциям? Поддавшись внезапному порыву, смутной надежде на счастье?
Тем не менее, в литературе есть примеры, когда герои обретают счастье, живя, в основном, либо рассудком, либо чувствами. Так, у Гончарова в романе «Обломов» рациональный Штольц и живущий чувствами Обломов, несмотря на различия в воспитании, убеждениях, поведении, отношении к жизни, в итоге обрели семью, душевный покой, стали счастливыми.
Так все-таки как лучше жить? Разумом? Чувствами? Или находить гармонию между ними?
Думаю, именно последнее ближе к истине. Важно понимать, когда можно дать волю своим чувствам, а когда необходимо следовать голосу разума. Только так человек может жить в гармонии с собой, а значит, быть по-настоящему счастливым.
405 слов
Сочинение Анастасии Кошкиной