Чувства лирического героя зимнее утро. Природа в стихах А

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад , в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой , а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта . В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой — Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения — «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини — это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему — новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).


Кто из нас не знает знаменитые пушкинские строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Мы вспоминаем их, когда выходим зимним утром из дома и видим чудесную картину, которая умещается в два слова: «мороз»… и «солнце»... И кажется, что даже добавлять ничего не надо. Именно с этих слов начинается знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Конечно, это стихотворение о природе, о радости жизни, об ощущении счастья.

Итак, «мороз и солнце; день чудесный!» - читаем мы, и перед нашими глазами открывается удивительный пейзаж: голубое небо, и на нем яркое солнце, какое обычно светит в морозный день.

Мы как будто видим лирического героя (возможно, самого поэта), который подошел к окну и замер, очарованный. Но к кому же он обращается?

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись…

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Высокая лексика (негой, взоры, явись), яркие метафоры (северной Авроры, звездою севера) помогают поэту выразить те торжественные чувства, которые рождаются в его душе.

А ведь еще вчера все было совсем по-другому. Об этом вторая строфа:

Вечор, ты помнишь, вьюга, злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

С помощью олицетворений (вьюга злилась, мгла носилась) поэт одушевляет природу, показывает ее близкой человеку, родственной его душе. Ведь ночная природа вызывала в нем ужас, что подчеркивается звукописью.

Мы как будто наяву слышим завывание ветра (ударные - вечОр, пОмнишь, мУтном, пятнО), звуки снега, стучащего в окно (злилаСь, носилаСь, сквоЗь). И даже «бледное пятно луны» не радует глаз, потому что мы видим «сквозь тучи мрачные».

Но это было вчера, а сегодня:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Сколько в этих строчках света! Снег блестит, речка блестит – ощущение зимнего блеска нас не покидает, блеск снега даже режет глаза так, что хочется зажмуриться, как и бывает ясным зимним днем, настолько точно передал это поэт. А краски! Небеса как будто раздвинуты, и кажется, что голубым цветом залито все пространство. «Лес чернеет», «ель зеленеет» - эти яркие пятна тоже радуют глаз. Впечатление усиливает сравнение «великолепными коврами, а также анафора в конце строфы. И мы наслаждаемся красотой зимнего утра вместе с лирическим героем.

Но вот он отходит от окна и видит, что и комната преобразилась: теперь она «озарена янтарным блеском» а значит, солнце проникло и сюда. Даже печь начинает трещать «веселым треском», радуясь прекрасному утру. И желание прогуляться («не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?») кажется абсолютно естественным.

И последняя часть стихотворения передает ощущения полного счастья, когда герой вместе со своей возлюбленной садятся в сани и наслаждаются красотой природы, быстрым бегом нетерпеливого коня и конечно, обществом друг друга. И то, что вчера казалось пустым и грустным, сегодня воспринимается совсем по-другому. И даже вынужденное заточение (а мы знаем, что стихотворение написано в Михайловском, куда Пушкин был сослан, поэтому мы и слышим легкую грусть в голосе поэта) кажется не таким страшным, даже «милым».

Стихотворение удивительно легкое и светлое. Четырехстопный ямб, чередование мужской и женской рифм, простота изобразительно-выразительных средств создают ощущение естественности и простоты. Каждая строка проникнута теплотой. Мы чувствуем настроение полной гармонии. Великолепная природа, любимый человек, простые радости – а что еще нужно человеку для счастья?

Обновлено: 2017-10-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Горохова Виктория

Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения.

Задачи:

1. анализ противоположных образов стихотворений;

2. сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Методы исследования:

Художественный анализ стихотворения (анализа синтаксических средств языка)

Изучение литературы по проблеме

Структура: Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования городского округа « Город Якутск»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Работа ученицы 4 Б класса

Гороховой Виктории

Классный руководитель: Сафонова Л.В.

Якутск, 2017


Подписи к слайдам:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро » Горохова Виктория Егоровна ученица 4 Б класса МОБУ СОШ № 7 ГО «Город Якутск» Научный руководитель: Сафонова Лидия Владимировна Учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 ГО « Город Якутск»

Унылая пора! Очей очарованье! Приятно мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа! Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

По литературному чтению в начальной школе мы изучили три произведения А.С.Пушкина о зиме – «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога». В стихотворении «Осень» Александр Сергеевич признается, что любит снег, луну, стоячие реки, обожает кататься с подругой на санях, лежу у печи, нравятся зимние праздники. Но ему это быстро надоедает. Все эти чувства нашли отражение и в его стихотворениях о зиме. Во всех произведениях мы находим эти слова – снег, луна, сани, подружка, печь… Эти произведения одинаковы еще и тем, что раскрывают настроение и чувства поэта. В «Зимнем вечере», ему скучно («будет сердцу веселей»). В «Зимней дороге» ему печально и одиноко («то сердечная тоска»). А в «Зимнем утре» у него прекрасное настроение, чувствуется удаль, веселье, он счастлив. Стихотворение «Зимнее утро» отличается: обилием синтаксических средств языка; наличием противоположностей образов (антитезой) как основного элемента конструкции стихотворения (гипотеза). Цель работы: анализ конструкции стихотворения «Зимнее утро» на основе его синтаксического построения. Задачи: анализ противоположных образов стихотворений; сделать анализ синтаксических средств языка в стихотворении.

Анализ стихотворения Мо- роз и солн -це; день чу- д ес - ный! Еще ты дрем -лешь, друг пре- л ес т -ный Пора, красавица, просн ись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера яв ись! Вечор, ты помнишь, вьюга зл ѝ л ась, (А) На мутном небе мгла нос ѝ л ась; (А) Луна, как бледное пятн ó , (В) Сквозь тучи мрачные ж ел т ѐ ла, (С) И ты печальная сид ѐ л а - (С) А нынче... погляди в окн ó: (В) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Противоположные образы Настроение, чувства, создаваемые этими образами Мороз Солнце День чудесный! Ты Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась … А нынче..... погляди в окно: Я Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись… Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Мы Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Вечер Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - Утро А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Сейчас Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Снег, речка Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Лес, поля Прозрачный лес один чернеет … И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые Родное место поэта… берег, милый для меня Композиционно смысловая рамка произведения

Синтаксические средства языка в стихотворении Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злѝлась, На мутном небе мгла носѝлась; Луна, как бледное пятн ó , Сквозь тучи мрачные желтѐла, И ты печальная сидѐла - А нынче... погляди в окн ó: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Вывод: Стихотворение раскрывает чувства автора, его эмоции. В нем органично сочетаются и высокий стих, и просторечие, разговорный язык. В стихотворении противоположные элементы являются основным элементом конструкции стихотворения. Противоположные образы, сталкиваюсь создают другой образ. С интаксические средства языка в стихотворении очень интересные, они обогащают художественный образ и придают интонации.

Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Зимнее утро»

pushkin2stihi/pushkin/pushkin2Стихотворение "Зимнее утро»

Анализ стихотворения - Зимнее утро

Поэзия Пушкина удивительно верна русской

действительности, изображает ли она русскую

природу или русский характер…

В. Г.Белинский.

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе "Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению "Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет "друг прелестный» и "друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания "Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. "Открой сомкнуты негой взоры» - так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание "нынче» и "вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

"…вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче погляди в окно!»

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой ("под голубыми небесами»), и чёрный ("прозрачный лес один чернеет»), и зелёный ("ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: "Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это "берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.