Цитаты из Кастанеды о силе духа и принципах пути воина. Организация военного похода и выступление отряда в путь

Путь воина

Неделание самого себя

Чтобы достичь второго внимания, необходимо накопить достаточное количество личной силы. Надо определенным образом изменить свой взгляд на мир, следовать определенным установкам, которые маги сгруппировали вместе и назвали «путь воина». Если ученик, следуя этим установкам, выполняет неделание самого себя.

Положим, человек считает себя пропавшим. Это его делание : он постоянно говорит себе об этом, в это верит. Чтобы воздействовать на это делание, он должен в течение восьми дней лгать самому себе. Вместо того чтобы говорить себе «правду», что он отвратителен, насквозь прогнил и представляет собой груду никчемности, он должен говорить себе, что он прямая противоположность, зная в то же время, что он лжет, что он абсолютно безнадежен.

Эта ложь поможет притянуть его к другому деланию. И тогда он сможет понять, что и то и другое делание лживо и нереально, и что цепляться за любое из них - трата времени, потому что единственная, реальная вещь в человеке - это то существо, которое умрет. Достигнуть этого существа означает достичь состояния, в котором больше нет делания самого себя.

Только освободившись от старого делания, человек может сделать себя сильным, ведя безупречный образ жизни. А для этого он должен избавиться от старых привычек, действовать, делая себя сильным, вопреки своему знанию о том, что изменить себя невозможно, это и есть неделание самого себя.

Безупречность

Ступая на путь воина, следует помнить, что главным для воина является безупречность.

Одна из забот воина - высвободить энергию, чтобы использовать ее для встречи с неизвестным. Безупречность помогает осуществить перераспределение энергии.

Образно говоря, мир людей поднимается и опускается, и люди поднимаются и опускаются вместе со своим миром. Искусство быть воином состоит в том, чтобы быть вне всего и быть незаметным, чтобы не растрачивать свою энергию по пустякам.

Безупречность - это правильное использование энергии.

Безупречность - не мораль, это наилучшее использование нашего уровня энергии, это отсутствие чувства собственной важности.

Быть безупречным означает делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен. Более того, ты все время должен выталкивать себя за свои границы.

Быть безупречным - значит, понять чего ты хочешь в жизни, и тем самым поддержать свою решимость достигнуть этого. А потом делать все от тебя зависящее и даже больше для того, чтобы воплотить в жизнь свое стремление.

Убеждение магов состоит в том, что безупречная жизнь сама по себе неизбежно ведет к чувству трезвости мышления, а это, в свою очередь, приводит к изменению восприятия мира воином и возможности воспринимать неизвестное, видеть. Более того, маги пришли к выводу, что безупречные люди не нуждаются в том, чтобы их кто-то вел в учении. Они могут, сберегая энергию, сами по себе делать то, что делают маги. Все, что необходимо воину, - это безупречность, энергия, сила, а это начинается с одного действия, которое должно быть точным, преднамеренным и постоянным. Если это действие повторяется достаточно долго, человек обретает чувство несгибаемого намерения, которое можно приложить к чему угодно. Когда это достигнуто - путь свободен.

Несгибаемое намерение

Несгибаемое намерение - это стремление к абсолютно четко очерченной цели, не нарушаемое никакими противоречивыми интересами или желаниями.

Если воин ставит перед собой цель, он делает все возможное, чтобы достичь ее, и для этого он использует несгибаемое намерение. Но чтобы выработать в себе несгибаемое намерение в отношении чего-либо, воин должен отбросить все лишнее и осознать, чего именно он хочет достичь.

Путь сердца

Что бы воин не делал, он всегда выбирает путь и решает ступить на него только в том случае, если этот путь является для него путем сердца.

Существуют миллионы путей, поэтому всегда следует помнить, что путь - это только путь. Если человек чувствует, что это не его дорога, то он не должен оставаться на ней ни при каких обстоятельствах. Конечно, для того чтобы иметь такую ясность, человек должен обладать трезвостью мышления.

Бесполезно тратить всю свою жизнь на один единственный путь, особенно если этот путь не имеет сердца. Любой путь не имеет ни начала, ни конца, ни цели, кроме той точки, в которой ты стоишь. И поэтому, если путь имеет сердце, то это путь хороший, а если не имеет, то толку от этого пути нет: оба пути ведут в никуда, но один имеет сердце, а другой - нет. Один делает путешествие по нему приятным и радостным, и столько, сколько по нему идешь, ты с ним - одно целое. Другой путь заставляет тебя проклинать свою жизнь. Один путь делает тебя сильным, другой - ослабляет.

Воин действует решительно, выбирая путь, испытывает его столько раз, сколько находит нужным, и затем спрашивает себя, и только себя одного, имеет ли этот путь сердце. Когда человек понимает, что выбрал тропу без сердца, эта тропа уже готова убить его. В этой точке лишь очень немногие люди могут разорвать свою направленность и покинуть этот путь.

Следует помнить, однако, что решение оставаться на пути, или бросить его, должно быть свободно от страха и амбиций: страх делает человека слепым, и точно так же амбиции не дают трезво взглянуть на вещи. И то и другое заставляет человека цепляться за один какой-то путь, забывая все остальные. Поэтому, только освободившись от страха и амбиций, можно принять правильное решение.

Щиты воина

Воин намеренно отбирает вещи, которые создают его мир. Для своей повседневной жизни он выбирает пути, в которых есть сердце. Именно последовательный выбор путей с сердцем отличает воина от среднего человека.

Воин намеренно выбирает только пути, имеющие сердце, поскольку каждая вещь, которую он выбирает, является щитом, что защищает его от нападений сил, которые он учится использовать.

Обычный человек, в равной мере окруженный этими необъяснимыми силами, недоступен для них потому, что имеет другие щиты для защиты: люди делают то, что делают люди. Это и есть их щиты. То, что делают люди, поглощает все их внимание, и таким образом создается описание мира, в котором этим необъяснимым могущественным силам просто нет места. Воин же намеренно открывает себя воздействию этих сил, и уже не имеет защиты обычных людей. В итоге, когда бы воин не имел столкновения с любой из тех необъяснимых и непреклонных сил, его просвет, находящийся на светящихся волокнах в районе пупка, открывается, делая его более доступным смерти. Когда он открывается, необходимо, чтобы воля была готова заполнить его. Но воля заполняет этот просвет только у магов, поскольку они специально развивают свою волю. Однако, если человек является воином, не будучи еще магом, то есть не развив в достаточной степени свою волю, то, начиная с некоторого момента, для него наступает время, когда он не может уже использовать щиты повседневной деятельности столь же эффективно, как обычный человек. Старые щиты не являются уже надежными для него, поскольку он начинает осознавать бессмысленность той рутины, которую делают люди.

Именно поэтому воин с самого начала намеренно отбирает составные части своего мира, окружая себя путями с сердцем как щитами. Только пути, имеющие сердце, могут дать эффективную защиту для воина: в критической ситуации столкновения с теми силами, которые встречаются в области второго внимания, единственным способом отражения их нападения является возвращение в сферу первого внимания, а для этого воин должен переключить свое внимание на такие вещи, которые приносят ему настоящую радость и удовлетворение.

Стратегия воина. Стратегический список

Проходя по путям жизни, воин для достижения своих целей всегда использует стратегию.

Необходимо сверять свои действия с целями и корректировать как действия, так и сами цели: мир постоянно меняется, и поэтому воин постоянно перепроверяет и корректирует свою стратегию.

В стратегический список воин включает все те поведенческие структуры, которые не являются важными, с точки зрения выживания и благополучия, но тем не менее присутствуют в его жизни. Далее он решает, какие пункты этого списка можно изменить, чтобы уменьшить расходование энергии, и таким образом увеличить свою личную силу.

В стратегическом списке воина чувство собственной важности фигурирует как фактор, отнимающий наибольшее количество энергии.

Чтобы составить стратегический список, воин должен полностью переосмыслить свою жизнь и разобраться в том, что для чего он делает. При этом воин выясняет, что является путем сердца для него, а что нет, и разрабатывает стратегию, в соответствии с которой он должен перенаправить свою жизнь так, чтобы во всем следовать своим предрасположениям.

Сущность пути воина заключается именно в определенном подходе к последовательному выбору способа поведения в отношении жизненных ситуаций, с которыми воин сталкивается в этом мире. То, что выбирает воин, всегда разумнее того, чему нас учили в этом мире родители, учителя, старшие друзья. Выбор воина призван исправить образ жизни человека, изменяя его отношение к самой жизни.

Существует два основных варианта отношения к жизни. Первый - покориться ей: либо приспосабливаясь к ее требованиям, либо сражаясь с ними. Второй - формирование своей жизненной ситуации сообразно собственным планам. Человек способен сам формировать жизненную ситуацию в соответствии со своими установками.

Говоря о формировании жизненной ситуации, маги имеют в виду осознания того, что на самом деле представляют собой действия людей и их взаимодействия, что лежит в основе поступков человека. В ходе осознания мы можем обрести энергию, достаточную для формирования последствий каждого сделанного нами выбора и всего хода нашей жизни.

Как говорят маги, воин должен постоянно выслеживать самого себя. В действительности, уже для того чтобы пересмотреть свою жизнь, совершенно необходимо постоянно наблюдать за своими действиями, выслеживать себя, чтобы хорошо отдавать себе отчет в том, что ты делаешь и для чего.

Трезвость мышления

Для того чтобы научиться сознательно изменять собственное состояние сознания, чтобы сделать свою жизнь наиболее эффективной, воину необходимо выработать в себе особую силу - чувство трезвости мышления; это естественная и глубокая склонность к исследованию и пониманию.

Обладать трезвым мышлением означает: всегда принимать в расчет все, что может иметь отношение к делу, всегда рассматривать все возможности, прежде чем совершить выбор; это значит, постоянно пересматривать все, что делаешь, отыскивая наилучший путь; но главное, сохранять постоянный контроль в любой ситуации.

Человек, имеющий трезвый взгляд на вещи, в состоянии найти новый путь, лучший среди прочих, поскольку, делая выбор, он просматривает все варианты и не цепляется за старые проторенные пути. Поэтому справедливо будет сказать, что чувство трезвости, уравновешенности - это основа основ сталкинга, ибо это чувство является именно тем, что позволяет осуществлять плавные, гармоничные смещения осознания.

Контроль и дисциплина

Дисциплина - это неуклонное сознательное выполнение действий, направленных на претворение в жизнь некоторой стратегии. Действовать дисциплинированно - значит, делать то, что ты должен делать в соответствии со своей стратегией, в то время, при которых ход событий, как кажется, заставляет тебя бросить все и отдаться потаканию себе или просто предаться удовольствиям, забыв обо всем остальном и утратив таким образом трезвость мышления.

Настройка своего духа в такой ситуации называется контролем. Контроль - это удержание части внимания на самом внимании, то есть наблюдение за собственными действиями и собственным состоянием сознания, их сознательная корректировка в соответствии с требованиями стратегии.

Дисциплина невозможна без контроля, поскольку сознательное действие подразумевает контроль.

Человек, обладающий контролем и дисциплиной, оказывается способен очень эффективно решать задачи, которые ставит перед ним жизнь. Такого человека называют воином. Строго говоря, до тех пор, пока человек не овладел контролем и дисциплиной, - он еще только ученик; овладев ими, он становится воином.

Смирение и отрешенность. Настроение воина

Отрешенностью называется контроль желаний. Воин всегда контролирует свои желания, он всегда отрешен.

То, что делает нас несчастными, - это желания. Но если мы научимся сводить свои желания к нулю, то малейшая вещь, которую мы получим, будет истинным даром. Для воина желания - это только мысли. Иными словами, желания существуют для воина постольку, поскольку он концентрирует свое внимание на этих вещах, думает о них. Воин рассматривает все желания как мысли, и как таковые может унять или вовсе отбросить их.

Обычного человека может обижать и огорчать то, что с ним происходит в жизни, и он может жаловаться на свою жизнь, чувствуя, что все вокруг заставляет его плясать под свою дудку. Но при этом обычный человек и думать не думает о возможности контроля своих желаний и своих эмоциональных состояний. Он просто плывет по течению, увлекаемый своими страстями и желаниями, как лист, отданный на волю ветра. В его жизни нет силы. Воин рассчитывает и действует: он отступается, отрешается от себя, от всех своих желаний, ради действия направленного на их достижение. Пока воин действует в правильном настроении, никто не сможет заставить его поступать против самого себя или против того, что он считает нужным.

В мире нет такой силы, в которой бы отсутствовало настроение. И любое настроение - это путь. Поэтому контроль своего настроения очень важен. Настроение воина всегда сочетает в себе контроль и отрешенность. Поскольку отрешенность - это один из видов контроля, то нет ничего удивительного в том, что воин всегда находится в состоянии контроля, и в то же время он отрешен.

Всегда удобно действовать в таком настроении. Оно проносит тебя через всякую чушь и оставляет очищенным. Настроение воина требуется для каждого отдельного поступка. Иначе становишься рассеянным и неуклюжим. Воин всегда в полном контроле и никогда не потакает своим желаниям, он не дает силам жизни захватить себя.

Воин знает, что вниманием можно управлять. И он пользуется этим знанием!

Если воин хочет того, чего не может достичь или получить в настоящий момент, он просто переключает свое внимание на что-либо другое, что приносит ему спокойствие и удовольствие: он перестает хотеть. Однако, если воин знает, что его желание исполнимо, он создает стратегию достижения своей цели и действует. Если же он ничего не может сделать сейчас, но знает, что сможет достичь своей цели позднее, он просто ждет: он использует свое терпение, чтобы противостоять силам своей жизни. Воин знает, что он ждет, и он знает, чего он ждет; и пока он ждет, он ничего не хочет, поэтому какую бы маленькую вещь он не получил, она больше, чем он может взять. Быть голодным или страдать от боли означает, что человек сдался и больше не воин, сила голода и боли уничтожает его.

Чтобы достичь отрешенности, воин должен думать о своей смерти. Только мысль о неминуемой смерти делает человека отрешенным так, что он не может предаваться чему-либо. Он знает, что смерть охотится за ним и не даст ему времени привязаться к чему-либо, поэтому он испытывает без алчности все и вся.

Конечно, всегда может случиться так, что возможности человека окажутся ограничены внешними обстоятельствами, и достичь удовлетворенности ему будет очень непросто.

Смирение - это принятие своей судьбы таковой, как она есть; это использование внимания таким образом, чтобы, с одной стороны, помнить о том, что твои желания недостижимы, а с другой стороны, - не концентрировать на этом внимания, не предаваться печали и жалости к самому себе.

Воин всегда безжалостен, поскольку жалость бесполезна; это настроение не уживается с силой. Жалость (к себе или к кому-либо другому) отнимает время и энергию, которые могут быть использованы на то, чтобы изменить ситуацию своей или чужой жизни. Нет смысла жаловаться или печалиться - вместо этого следует действовать.

Воин трезво смотрит на вещи и поэтому знает, что может изменить в своей судьбе, а что нет. С этим знанием он всегда стремится изменить то, что может изменить, если сердце велит ему сделать подобное действие.

Когда воин достигает своих целей, когда воин испытывает чувства радости и удовлетворения, он, тем не менее, по-прежнему сохраняет отрешенность: воин не дает своему вниманию полностью сконцентрироваться на чем-либо, потеряв контроль. Воин никогда не позволяет чувствам захватить себя - будь то чувство печали, или же чувство радости. Он сохраняет контроль в любой ситуации.

Итак, в основе поведения воина лежат контроль, отрешенность и превыше всего - смирение. Принять свою судьбу в полном смирении, не как повод для сожалений, а как живой вызов - это первое, что должен сделать воин на пути к безупречности. Только приняв свою судьбу, он сможет продвигаться дальше в учении. Сопротивление тому, что невозможно изменить - это путь в никуда.

Но чтобы принять свою судьбу, человек сначала должен трезво взглянуть на свою жизнь и на себя самого, он должен переосмыслить свою жизнь, и после этого он должен узнать, какие пути в жизни являются путями сердца для него. И лишь сделав это, он сможет полностью осознать свою судьбу и принять ее от начала и до конца.

Нужно понимать, что ему не дано осуществить вовсе и чего нельзя добиться в ближайшее время. И в отношении этих вещей воин должен принять свою судьбу с полным спокойствием и безмятежностью духа и в абсолютном смирении. Не предаваясь жалости к себе, но, настраивая свой дух, он должен действовать согласно планам, с радостным спокойствием следуя по тропам своего сердца. Тогда дорога к силе будет открыта для него.

Контролирование глупости

Сочетание контроля и трезвого взгляда на мир приводит воина к такому состоянию, которое маги называют контролированием собственной глупости.

1. Предположим, что нечто является более важным, чем что-либо другое. Это означает, что имеется какая-то причина, некий критерий, в соответствии с которым это нечто является более важным. Но всегда можно найти другой критерий, согласно которому это нечто будет не более, а менее важным, чем что-либо другое. Следовательно, чтобы это нечто было действительно более важным, мы должны указать некую причину, по которой важнее воспользоваться тем «критерием важности», в соответствии с которым это нечто более важно, чем что-либо другое, а не тем, в соответствии с которым оно менее важно. Нам никогда не удастся найти такой критерий, который делает это нечто действительно более важным, чем что-либо еще.

Пример :

Предположим, мочиться в общественных местах нехорошо, то есть следовать правилу, гласящему, что мочиться в общественных местах нехорошо, важнее, чем следовать противоположному правилу, согласно которому, мочиться в общественных местах можно, если хочется. Но каков же критерий выбора первого правила как более важного? Предположим, первое правило важнее, поскольку мочиться в общественных местах - значит, создавать эстетический дискомфорт окружающим. Но, с другой стороны, кто сказал, что оберегать окружающих от эстетического дискомфорта важнее, чем спасать себя от разрыва мочевого пузыря? Необходимо доказать, что оберегать эстетические пристрастия окружающих важнее, чем собственное здоровье. Мы можем попытаться найти какую-либо причину для этого, но снова окажемся в той же ситуации, поскольку и на эту причину обязательно найдется контрпричина.

2. В действительности, очевидно, когда мы говорим о важности чего-либо, мы основываемся не на логическом обосновании, а на чувствах: мы чувствуем, что нечто является более важным, чем что-то другое. Но воин знает, что чувствами можно управлять. Все дело здесь в манипулировании вниманием: мы можем удерживать внимание на чувстве того, что нечто является более важным, чем нечто другое, а можем переключить свое внимание, и будем чувствовать, что это нечто, наоборот, является менее важным; наконец, мы можем заставить себя чувствовать, что эти вещи совершенно равнозначны. И это может быть применимо к чему угодно! А если так, то выходит, что действительно ничто не является более важным, чем что-либо еще.

Осознавая все это, воин уже не может руководствоваться в своих поступках чувством важности чего-либо, понимая всю условность этого. Поэтому совершая действия, воин основывается исключительно на том, отвечают ли эти действия его предрасположению, или нет. Важность чего-либо его совершенно не волнует. Иными словами, воин во всем следует путям своего сердца, понимая при этом, что все это не имеет ровным счетом никакого значения. Это и называется контролированием глупости.

Контролирование собственной глупости включает два аспекта:

1. Контролировать свою глупость - это значит постоянно помнить, что ты дурак, и ничего не знаешь об этом прекрасном и ужасающем мире.

Обычный человек, как правило, не обращает на это внимания, поэтому мир для обычного человека - это нечто само собой разумеющееся, где все известно заранее, так как он умен и все знает; он привыкает верить, что все знает о мире. Человек оказывается пойманным в замкнутом кругу собственной глупости, и уже не может заметить своей глупости и взять ее под контроль.

Воин, с другой стороны, разрывает этот круг. Воин помнит, что пока он думает о мире как о чем-то заранее известном и предсказуемом, он является безнадежным дураком. Таким образом воин контролирует свою глупость.

2. Контролировать свою глупость - это значит постоянно помнить, что твои поступки - это поступки дурака, который ничего не знает об этом прекрасном и ужасающем мире.

Обычный человек так, как правило, не думает. Он ощущает важность и разумность своей персоны, и вследствие этого его поступки тоже кажутся ему разумными и важными. Он привыкает верить, что действовать, согласно его представлениям о мире, лучше, разумнее. А совершая «важные» поступки, человек привыкает чувствовать себя важным.

Воин, напротив, ничего подобного не чувствует. Он не считает, что какие-то из его поступков лучше, важнее, чем другие. Воин осознает, что знает о мире так мало, что в свете этого не может рассматривать свои поступки как наиболее разумные. Поэтому он совершает определенные поступки не из-за того, что они важнее других, но просто потому, что эти поступки в большей мере отвечают его предрасположению, чем другие. Это и есть контролирование глупости.

В результате такого отношения к вещам, воин начинает рассматривать свою жизнь совсем иначе, нежели обычный человек. Все, что делает воин, все, что с ним случается в жизни, не хорошо и не плохо; все в жизни является вызовом.

Обычный человек рассматривает все, что с ним происходит, как благословение или проклятие. Воин относится ко всему, как к вызову для себя. Жизнь воина - это ответ на вызов. А вызовы не бывают ни хорошие, ни плохие.

Воин занят действиями, а не раздумьями, хороши его поступки или нет. Воин просто трезво взвешивает все обстоятельства, и затем выбирает наилучший из поступков, который, как он чувствует, может совершить. Он просто выбирает тропу с сердцем и следует по ней. Воин знает, что его жизнь завершится, в конечном счете, очень быстро. Он знает, что он, как и любой другой, не идет никуда. Он знает, что никакая вещь не является более важной, чем другая; если взглянуть на него, он выглядит точно так же, как обычный человек, за исключением того, что глупость его жизни находится под его контролем.

Поскольку не существует чего-то более важного, чем все остальное, воин выбирает действие и выполняет его так, как будто оно имеет значение. Выполнив действие, воин спокойно отходит в сторону, его не заботит: были ли его поступки хорошими или плохими, принесли они результаты или нет.

Правило для сталкера

Обычный человек строит свои отношения с миром на основе чувства собственной важности и других привычек. Цель воина - избавиться от привычек, и в первую очередь - от привычки чувствовать важность самого себя и своих поступков. Но избавляясь от них, воин утрачивает прежние основы взаимодействия с миром, и у него появляется нужда в обретении новых основ. Основами, направляющими действия воина, становятся для него инструкции, получившие название «правило для сталкера».

1. Все, что нас окружает, является неизмеримой загадкой.

Воин концентрирует свое внимание да том, что он в действительности не знает об этом мире почти ничего: все, что он на самом деле знает, ограничено в основном поступками людей и тем, что делают люди; все остальное, во что привыкли верить люди, не более, чем модели, которые не идеально описывают ту часть мира, на которую люди привыкли обращать внимание.

2. Мы должны пытаться раскрыть загадку этого мира, даже не надеясь на успех.

По сути дела, воина не волнует результат; для воина важен сам процесс поиска, само соприкосновение с бесконечными тайнами бытия. Именно это и становится основной целью воина в жизни.

3. Воин, зная о своем долге попытаться раскрыть загадку окружающего мира, занимает свое место среди этих загадок, и сам себя рассматривает как одну из них.

Следовательно, для воина нет конца загадке бытия, будь то камешек, муравей или он сам. В этом смирение воина. Каждый равен всему остальному.

А зная о том, что во всем в мире заключено бесконечно больше всего, чем он знает, воин осознает также, что и его собственные возможности безграничны, неописуемы и неизмеримы. И зная это, воин стремится их раскрыть.

Таким образом, правило для сталкера - это квинтэссенция всего учения магов.

Принципы сталкинга

Следуя предписанию правила для сталкера, воин проходит по тропам жизни, и в своих действиях он исходит из семи принципов искусства сталкинга. Эти принципы есть практическая основа взаимодействия воина со всем, что его окружает.

Принципы сталкинга таковы:

1. Сознательность выбора и трезвость.

Воин сам выбирает место для битвы. Воин никогда не ослабляет контроль, и не позволяет кому, или чему бы то ни было втягивать себя во что-то, чем сам он заниматься не хочет. Он всегда принимает полную ответственность за все, что делает, поскольку знает, что любое решение он принимает перед лицом неминуемой смерти. Любая импровизация может быть удачной лишь в том случае, если она должным образом подготовлена, и чтобы не оказываться в невыгодном для себя положении, всегда следует трезво оценивать ситуацию, используя для этого всю доступную информацию, а уже потом решать, вступать или не вступать в битву.

2. Отбрасывание лишнего.

Воин стремится не усложнять; он всегда отбрасывает все, что не является необходимым. Сложность ситуации - это не что иное, как один из аспектов отношения к ней. Определяется сложность любой ситуации тем, каким образом ты ее осознаешь. Так что, управляя вниманием, можно управлять и сложностью любой ситуации. А если так, то стоит ли усложнять? Ведь любая битва - это битва за собственную жизнь.

3. Совершение поступков с полной отдачей.

Решая, вступать или не вступать в битву, воин знает, что любая битва - это борьба за собственную жизнь, и нужно биться до конца, здесь и сейчас. Принимать ответственность за свои решения - значит быть готовым сражаться до конца.

4. Необходимость расслабления.

Воин должен уметь расслабляться, отступаться от себя и ничего не бояться. Только тогда силы, ведущие нас, открывают дорогу и помогают. Чтобы действовать с полной отдачей, нужно постоянно подстегивать себя, и страх - хорошее средство для этого. Воин должен ослаблять концентрацию время от времени, чтобы не терять трезвости мышления, концентрируясь на одном и том же. А чтобы иметь возможность вовремя остановиться, всегда нужно быть отрешенным, никогда не теряя контроля.

5. Контроль степени внимания.

Встречаясь с неожиданным и непонятным, и не зная, что делать, воин на какое-то время отступает, позволяя своим мыслям бродить бесцельно. Ослабление концентрации внимания позволяет телу расслабиться, а сознанию - расширить сферу внимания и увидеть вещи по-новому. Расширение взгляда отрезвляет, и, в конечном итоге, позволяет найти решение.

6. Интенсивность жизни.

Когда воин действует - он сжимает время. Здесь даже секунды идут в счет. В битве за собственную жизнь секунда - это вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения.

7. Отстраненность.

Воин никогда не выставляет себя вперед. Действовать, находясь в тени, гораздо эффективнее, чем действовать на переднем плане. Чтобы не утратить трезвости, воин должен быть отстраненным от мира наблюдателем, даже находясь в самой гуще событий. А чтобы не испытывать ненужных влияний извне, воин должен стараться привлекать к себе как можно меньше внимания и воздерживаться от контактов с окружающими, если эти контакты не являются действительно необходимыми.

Результаты применения принципов сталкинга

1. Воин никогда не принимает себя всерьез. Он смеется над самим собой.

2. Воин терпелив, потому что действует без спешки, но и немедля. Воина ведет осознание собственной смерти, поэтому у него просто нет времени, чтобы бездельничать, и нет времени, чтобы допускать неверные шаги.

3. Воин обладает бесконечными способностями к импровизации. Воин не имеет времени на то, чтобы цепляться за старые проверенные пути и допускать ошибки, концентрируя внимание на чем-то одном. Воин стремится трезво смотреть на вещи. В каждой ситуации он ищет решение, наиболее адекватное этой ситуации, а чтобы действовать таким образом, воин стремится расширять свой взгляд на мир, свою сферу внимания. И это неизбежно приводит к появлению у него новых возможностей, которые воин тут же использует. Отсюда - способность импровизировать, совершать новые, неожиданные поступки, - столь неожиданные, что в конечном итоге они могут привести воина к остановке мира, к достижению второго внимания.

Четыре настроения сталкинга

Безжалостность, хитрость, терпение и мягкость составляют суть сталкинга. Они являются основой, которая, со всеми своими ответвлениями, должна быть изучена шаг за шагом. Руководствуясь принципами сталкинга, воин должен воплощать во всех своих действиях эти четыре настроения.

Безжалостность - это настроение, в котором отсутствует жалость к самому себе и к кому бы то ни было.

Жалея других, человек, на самом деле, ставит их сначала на свое место, и затем изливает на них чувства, которые являются чувствами жалости к себе самому.

Жалеть кого-то, значит думать, что этот кто-то - такой же, как ты. Между тем, если отбросить привычку верить, что все люди одинаковы, то становится видно, что все различны, хотя и привыкли концентрировать свое внимание на ряде одних и тех же вещей. А если какой-то человек воспринимает мир иначе, чем ты, то те вещи, которые вызвали бы у тебя жалость к себе, будь ты на его месте, вполне возможно, не будут вызывать жалость к себе у него. И в этом случае твоя жалость к нему будет совершенно бессмысленной и бесполезной.

Впрочем, жалость бессмысленна и бесполезна в любом случае: жалость отнимает время и энергию, которые могут быть потрачены на то, чтобы изменить ситуацию, которая вызывает у тебя чувство жалости.

Таким образом, безжалостность не есть жестокость, и не подразумевает отказа от помощи кому-либо. Но так как воин, контролируя свою глупость, понимает, что практически все люди так или иначе отличаются от него, - очевидно, вещь, которую он может считать помощью кому-то, этим кем-то может вовсе не восприниматься как помощь, и не являться ею. И поэтому безупречность воина по отношению к другим состоит в том, чтобы наилучшим образом оказывать им помощь, но только в том случае, если они тебя об этом попросят.

Хитрость, или искусность - настроение, побуждающее к поиску наиболее адекватных средств разрешения ситуации. Воин не выбирает первое попавшееся решение. Он ищет, исследует, обращая внимание на все новые и новые аспекты, связанные с ситуацией, а затем находит наилучшее, нестандартное, хитрое решение. Воин никогда не действует прямолинейно. Он всегда искусен, а его искусность маскирует все, что он делает, скрывая острие его безжалостных ударов.

Терпение - это настроение отрешенности и бесстрастности, легкости и покоя, и в то же время полного контроля и внимания ко всему, что происходит; это настроение ожидания, в котором отсутствует суета и непоседливость, но отсутствует также и медлительность, а есть только сила ждать - ждать столько, сколько будет нужно, даже если придется ждать целую вечность.

Терпение имеет два аспекта: долговременный и кратковременный. Долговременный - это собственно терпение, умение долго ждать. Кратковременный - это выдержка - способность не реагировать сразу, но ждать, трезво взвешивая все аспекты ситуации, когда это необходимо.

Мягкость, умеренность - это настроение, в котором сочетаются смирение и активное действие; мягкость подразумевает очень осторожное и внимательное отношение ко всему; быть мягким - значит всегда находить и использовать такую силу воздействия, которая является наилучшей во всех отношениях, которая несет в себе мощный импульс, с одной стороны, но, с другой стороны, результаты ее воздействия не оказываются нежелательными. Мягкость - это сила без насилия.

Безжалостность позволяет действовать эффективно; хитрость позволяет импровизировать; умеренность позволяет адекватно претворять стратегию в жизнь; терпение дает возможность совершать требуемые шаги именно тогда, когда нужно.

Безжалостность, хитрость, терпение и мягкость являются четырьмя ступенями обучения сталкингу. Эти четыре настроения необходимо практиковать и совершенствовать до тех пор, пока они не станут совершенно отточенными и незаметными для окружающих. А для этого воин должен постоянно выслеживать самого себя, корректируя свое поведение.

Но безжалостность не должна быть бессердечием, хитрость - коварством, терпение - медлительностью и мягкость - глупостью. Воин должен быть безжалостным, но обаятельным; хитрым, но деликатным; терпеливым, но активным; мягким, но неотступным.

Маги вырабатывают в себе совершенное сочетание безжалостности, хитрости, терпения и мягкости. Эти четыре основы сталкинга неразрывно связаны друг с другом и являются направляющей силой во всех действиях магов: мягкость требует терпения; чтобы уметь ждать, надо осознавать преимущества «хитрых» действий по сравнению с прямолинейными; чтобы действовать по-настоящему искусно, нужно уметь рисковать, нужно быть свободным от рациональных опасений, а для этого нужно быть свободным от чувства жалости к самому себе, от чувства собственной важности.

Чтобы действовать по-настоящему эффективно, всегда находить адекватные средства для разрешения любой ситуации, требуются все четыре настроения. Поэтому любое действие, совершаемое магом, неизбежно управляется этими четырьмя принципами. Иными словами, любое действие мага имеет заранее обдуманный замысел и исполнение и синтезирует в себе четыре основы сталкинга.

Маги используют эти четыре настроения сталкинга как руководство к действию. Эти четыре настроения представляют собой четыре различных состояния ума, четыре различных вида интенсивности воздействия, посредством которых маги могут заставить измениться свое восприятие и внутреннее состояние, а это необходимо для осуществления эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Терпение и чувство времени. Человек знания

Итак, терпение - это бесстрастное ожидание.

Воин знает, что и чего он ждет, и он не спешит и не тревожится, он просто делает то, что должен - в этом суть терпения. И в этом - великое наслаждение воина.

Терпение неразрывно связано с чувством времени. Чувство времени обретается воином лишь после того, как к нему приходит терпение. Оно приходит, так сказать, «с практикой ожидания». Терпение, равно как и другие настроения сталкинга, должно культивироваться достаточно долго, чтобы стать действительно силой. Именно поэтому четыре настроения сталкинга являются четырьмя ступенями обучения этому искусству, которые могут быть пройдены лишь последовательно, в результате длительной практики. Точно так же и чувство времени может прийти к воину лишь со временем, после того, как он в полной мере овладеет терпением.

Чувство времени - это способность точно почувствовать момент, когда все, что до этого сдерживалось, должно быть отпущено. Чувство времени управляет также и осознанием момента, когда нужно совершить что-либо, что не предполагалось совершать заранее, но наиболее успешно может быть сделано именно в данных обстоятельствах.

Контроль, дисциплина и терпение подобны плотине, за которой все накапливается. Чувство времени - шлюз в этой плотине.

Терпение означает сдерживание своим духом того, что, как знает воин, по праву должно произойти, поэтому терпение никак не связано с планами, которые человек может строить, но определяется только личной силой человека: в случае, когда воин обладает в полной мере контролем, дисциплиной и чувством времени, терпение гарантирует, что тот, кто чего-то заслуживает, получит это.

Человек, обладающий терпением и чувством времени, пребывает в состоянии тонкого равновесия со всем окружающим миром, безошибочно чувствуя, что и когда он должен делать, какие шаги должен предпринимать в учении. Иными словами, такой человек получает знание непосредственно ото всего, что его окружает. Такой человек, как говорят маги, владеет безмолвным знанием, то есть получает знание без помощи слов. Поэтому человека, овладевшего терпением и чувством времени называют человеком знания. Из книги Мистическое путешествие мирного воина автора Миллмэн Дэн

Глава 19 Возрождение и путь воина Не жалей времени на раздумья; но когда приходит время действовать - не рассуждай, но действуй Эндрю Джексон Это произошло неожиданно, в самый обыденный день, как обычно и случаются неожиданности. Причиной стало зерно, посеянное далеко в

Из книги Пересекая границу. Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды автора Уильямс Дональд Ли

Глава 3. Путь Воина Августовский вечер 1961 года. Карлос вместе с пятью индейцами с помощью дона Хуана пытается заглянуть в другой мир, используя пейот. Разжевав шесть бутонов кактуса и отхлебнув текилы, чтобы избавиться от горечи во рту, Карлос почувствовал сильнейшую

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора

Путь Воина Духа как развитие и совершенствование лучшего Многие думают, что в этой жизни множество путей достижения истины. Но мало кто ответит на вопрос: что ты подразумеваешь под словом «истина»? И поиск «истины» продолжают, возможно, много раз проходя мимо неё…На

Из книги Воинская магия и гипноз автора Серебрянский Юрий Анатольевич

Глава 10. Путь Воина Вот солнце восходит над миром чужим:На наш здесь всё очень похоже.Но если от голода свалишься с ног,Тебе здесь никто не поможет.Попросишь о помощи - сразу убьют,За то, что признал свою слабость.Попросишь воды - четвертуют, сожгут,Тебя, проявившего

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Путь воина Неделание самого себяЧтобы достичь второго внимания, необходимо накопить достаточное количество личной силы. Надо определенным образом изменить свой взгляд на мир, следовать определенным установкам, которые маги сгруппировали вместе и назвали «путь воина».

Из книги Послание Карлоса Кастанеды. Встречи с Нагвалем автора Торрес Армандо

Из книги Найди свой истинный Путь автора Синельников Валерий

Из книги Судьба и ситуации автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Васильевна Баранова Путь Воина Духа. Судьба и

Из книги О семье автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Васильевна Баранова Путь Воина Духа. О семье

Из книги Некоторые качества эгоизма и способы их трансформации автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Васильевна Баранова Путь Воина Духа. Некоторые качества эгоизма и способы их

Из книги Крайон. Путь в Эдем – путь силы и света автора Шмидт Тамара

Тамара Шмидт Крайон. Путь в Эдем – путь силы и света

Из книги Мудры: как влиять на других и самому защититься от чужого влияния автора Таль Макс

Что произойдет, если вы выберете первый путь – путь зла? Мудра не сработает так, как вы хотите. Вы просто не сможете причинить зло другому человеку. Причина в том, что мудры по самой своей природе работают лишь на созидательные цели. При помощи мудры вы не сможете нарушить

Из книги Путешествие Сократа автора Миллмэн Дэн

Что произойдет, если вы выберете второй путь – путь добра? Если же вы выберете второй путь, то вам достаточно будет выполнить мудру и сформировать намерение убрать препятствия из вашей жизни так, чтобы это послужило всем во благо.Как именно эти препятствия исчезнут – вам

Рисунок Родиона Китаева

Мы делаем выбор только один раз. Мы выбираем, быть воином или быть обычным человеком. Другого выбора просто не существует. Не на этой земле. – Карлос Кастанеда. «Колесо времени »

Кто такой Карлос Кастанеда?

Полумифический американский писатель Карлос Кастанеда – автор серии книг об эзотерических шаманских учениях, первую из которых («Учение дона Хуана») он написал как магистерскую диссертацию, а за третью книгу («Путешествие в Икстлан») получил степень доктора философии по антропологии. Биография Кастанеды окутана тайнами (точно не установлена даже дата его рождения), география его жизни причудлива (Буэнос-Айрес, Сан-Франциско, Милан, Лос-Анджелес), а система проповедуемых взглядов продумана не хуже любой религии.

Как появилось учение дона Хуана?

Книги Кастанеды суммируют его опыт обучения у мексиканского мага и шамана из племени яги – дона Хуана, с которым Кастанеда познакомился во время университетской антропологической практики. Он общался с доном Хуаном несколько лет, постепенно становясь адептом многослойной философии учителя. Кастанеда беседует с доном Хуаном и записывает мудрости шамана, которые в итоге формируют целую систему взглядов на жизнь – так называемый Путь воина. В первых книгах Кастанеда делает упор на необходимости сочетания эзотерических практик с приемом галлюциногенов и трав для достижения просветления, но в последующих работах концентрируется исключительно на приобретении духовного и физического опыта.

Что такое Путь воина ?

Искусство воина состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком. – «Путешествие в Икстлан »

Путь воина – способ жизнеустройства, конечная цель которого – полная свобода и бесконечное осознание. Дон Хуан, а вслед за ним и Кастанеда, предлагает схему пути, пройдя по которому от бессознательного состояния можно перейти в состояние «просветления» и «повышенной восприимчивости». Путь воина – это путь из мира привычек, навязанных ценностей, стереотипов, норм и условий в «мир полной свободы».

Набор определенных жизненных установок ведет человека («воина») по жизни («поле битвы»), помогая ему справляться с любой жизненной ситуацией («принимать уготованный ему жребий»). Воин, прошедший этот путь от и до, может стать Человеком Знания и достигнуть наивысшей степени осознанности.

Большую часть установок Пути воина Кастанеда почерпнул из нагуализма – религиозно-магического учения индейского племени тольтеков, верящих в связь человека с духами-покровителями. Основа учения тольтеков – понятие «тоналя» и «нагуаля», условных аналогов «сознательного» и «бессознательного», благодаря правильной работе с которыми можно достигнуть внутренней свободы.

Почему это важно?

«Учение дона Хуана» появилось на книжных прилавках в конце 1960-х годов, совпав по времени с ростом интереса к альтернативной философии и антропологическим исследованиям. В противовес присущему Западу рациональному восприятию мира и позитивистской культуре, Кастанеда поставил иррациональное и мистическое. Он отвергнул априорное восприятие реальности, проповедуя гибкую и лишенную всяких условий форму познания мира.

Кастанеда назвал свое учение новой когнитивной системой, радикально иначе решающей самые важные вопросы современности. Именно потому, что Кастанеда говорил на языке иррационального, ему удалось стремительно прославиться и сохранить популярность, о чем свидетельствуют миллионные тиражи книг, толпы последователей, создание целой корпорации проповедников учения дона Хуана – «Cleargreen» и даже возникновение шуточной классификации почитателей Кастанеды.

Основные принципы Пути воина

Воин должен стереть личную историю

Ложь существует только для тех, у кого есть личная история. Если у человека нет личной истории, то что бы он ни сказал, ложью не будет. – «Путешествие в Икстлан »

Сделать из себя другого человека можно только уничтожив старого – любой, вставший на путь воина, должен быть готов стереть историю своей жизни и создать себя заново. Знание о человеке формирует его социальный образ, который постепенно фиксируется и замещает реальную личность. Воин должен опустошить себя от чужих навязанных представлений о себе и собрать себя сам. Он может наполнять «пустую» личность чем угодно и когда угодно, не замыкаясь в рамках собственной биографии и с легкостью формируя новые представления о себе.

Кастанеда советовал создавать вокруг себя «туман» и сам весьма преуспел в этом: запрещал себя фотографировать и снимать на камеру, не разрешал использовать диктофоны в ходе лекций и интервью и пресекал любую фиксацию самого себя, чтобы сохранить подвижность личности, уничтожить любую определенность и остаться алертным: «Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести себя так, будто все известно заранее».

Воин должен научиться сдвигать «точку сборки»

Воин, чья точка сборки сдвинулась, имеет возможность выбрать один из двух вариантов: либо он признает, что болен, и начинает вести себя как сумасшедший, эмоционально реагируя на странные миры, которые воспринимает в результате сдвига; либо он бесстрастно и отрешенно ждет, зная, что рано или поздно точка сборки обязательно вернется на место.«Огонь изнутри »

Стержневое понятие учения дона Хуана – «точка сборки», определяющая процессы восприятия внешнего мира. «Сдвиг» этой точки – главная цель воина, достигнуть которую можно благодаря многолетним духовным практикам.

То, как человек ощущает мир, зависит только от положения точки сборки. Фиксированная точка сборки закрывает многообразие восприятия, подвижная точка сборки позволяет воспринимать сразу несколько миров и выходить за пределы известного. Например, рациональное мышление – лишь определенное положение точки сборки.

Для того, чтобы научиться сдвигать точку сборки, воины практикуют сталкинг, занимаясь самовыслеживанием. Сталкинг подразумевает осознанное отношение к себе и кропотливое изучение самого себя, со всеми страхами и тайными желаниями. Учась обращать внимание на ранее игнорируемые мысли и чувства, воин меняет мировоззрение и двигает точку сборки в положение повышенного осознания.

Воин должен стереть чувство собственной важности

Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжёлым, неуклюжим и пустым. Быть воином означает быть легким и текучим.«Отдельная реальность »

Чувство собственной важности в интерпретации дона Хуана – главный враг любого человека. С одной стороны «это сердцевина всего лучшего, что в нас есть», а с другой «сердцевина всей нашей внутренней гнили». Именно собственная важность не позволяет человеку воспринять мир во всей его полноте, становится причиной обид и вызывает раздражение. Чувство собственной важности мешает воину принять любую жизненную ситуацию за должное и культивирует слишком серьезное отношение к своим мыслям, чувствам и поступкам. Уничтожение чувства собственной важности рушит стены между воином и внешним миром, прекращая пагубный внутренний диалог, направленный исключительно на самого себя.

Если не думать о своей смерти, то жизнь так и останется не более, чем личным хаосом. – « Отдельная реальность »

Настоящий воин должен воспринимать жизнь как ступень, связующее звено между собой и смертью. Смерть – единственный мудрый советчик воина и именно к смерти стоит обращаться за советом в любой жизненной ситуации. Только в смерти воин может быть по-настоящему уверен, потому что она всегда рядом.

Смерть в учении тольтеков подобна фильтру, который помогает оценить то, что действительно важно и имеет значение. Для воина, вступившего на поле боя, смерть – главный катализатор битвы, потому что именно она имеет какое-то значение: «Смерть ожидает нас, и то, что мы делаем в этот самый миг, вполне может стать нашей последней битвой на этой земле».

Воин должен быть безупречным

Безупречность – это делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен.«Сказки о силе »

Главная свобода воина состоит в его безупречности, которая учит его смотреть на себя со стороны и объективно оценивать, сделал ли он самое лучшее из всего возможного. Безупречность подразумевает безупречный контроль над самим собой и своей жизнью, и именно она питает личную силу воина. Безупречности можно достигнуть только помня о смерти, потому что действовать безупречно можно лишь чувствуя конечность времени и ответственность за каждое совершаемое действие.

Воин должен быть текучим, ему надо избавиться от привычек и распорядка

Когда видишь, мир становится иным. Это – текучий мир, в котором все непрерывно движется, изменяется, течет. – «Отдельная реальность »

Привычки формируют определенный способ восприятия жизни, что недопустимо для воина, важная черта которого – текучесть, позволяющая ему каждый раз воспринимать мир как бы с нуля. Не Вселенная подстраивается под воина, а сам воин под вызовы Вселенной и меняющиеся обстоятельства. Текучесть и отсутствие привычек открывает воину новые возможности и дарит «кубический сантиметр шанса», за который только непрерывно текучий и свободный воин может ухватиться.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.

Воин не должен разочаровываться в себе и сердиться на себя

Воин берет свою судьбу, какой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении. «Сказки о силе »

Человек, который полностью принял на себя ответственность за свой мир, не может быть разочарован в себе и недоволен своей жизнью. Любое событие для воина – это битва, которую он обязан принять, а любой выбор продиктован лишь его желаниями. Настоящий воин полностью принял себя таким, какой он есть, и поэтому он всегда готов к внешней битве. Внутренняя битва помешает выиграть внешнюю и способна поставить под сомнение безупречность воина.

У воина уже есть все необходимое для битвы

Воин должен культивировать чувство, что у него есть все необходимое для этого экстравагантного путешествия, которым является его жизнь. «Колесо времени »

Воину следует быть уверенным, что у него всегда есть все необходимое для каждой новой битвы. Дон Хуан называет жизнь «опытом всех опытов», априори дающем человеку то, что необходимо ему здесь и сейчас. Сила воина не в вещах и материальных ценностях (за которые он не должен цепляться), а в свободе и осознании самодостаточности жизни. Любая битва может быть выиграна воином, потому что настоящий воин всегда готов к той битве, на которую вызывает его жизнь.

Воин должен жить действием

Воин живет действием, а не думанием о действии или думанием о том, что он будет делать, когда закончит действовать.«Колесо времени »

Слова – не самая сильная сторона воина, его главный козырь – действие. Осведомленность воина и его знания появляются не благодаря словам, которые отражают привычный взгляд на мир, а благодаря совершенным поступкам, которые и имеют значение. Любое действие воину следует совершать не ради выгоды, а ради духа, исходя о воинском представлении о безупречности.

Воин должен постичь контролируемую глупость: для него ничто не имеет значения

При отсутствии чувства собственной важности единственный способ, позволяющий воину взаимодействовать с социальной средой, – это контролируемая глупость. – «Дар орла »

Воину нет ни до кого дела и его ничто не волнует. Любой предмет и человек для него – объект практики контролируемой глупости, которая помогает ему общаться с другими людьми. Для того, кто идет по Пути воина, все равнозначно. И сам воин так же равнозначен миллиону других людей, от которых его отличает лишь то, что он сам контролирует глупость своей жизни. Для воина не важно, имеет что-то значение или не имеет, он знает конечную точку своего пути и перед ней все меркнет, размывается и становится незначительным.

Текст: Ксения Витюк

Свою Родину наши предки всегда защищали мужественно и стойко. «Сей народ, — писал о них византийский историк Лев Диакон, — отважен до безумия, храбр и силен». Со времен общинно-родового строя перед решающими сражениями или походами, на вечевых сходах или военных советах коллективно принимались решения, которые затем неукоснительно выполнялись всеми воинами. Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных. Выражение «по отцу и сыну честь» точно характеризовало отношения, сложившиеся на Руси. Общественное мнение осуждало неисполнение воинского долга или нарушение данного слова. Понятие о чести воина являлось фундаментом дисциплины. Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью «за други своя».

Важное место в традициях русского воинства отводилось клятвенному слову. Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия христианства — целовали крест.

До нас дошло немало фактов высочайшей самоотверженности русичей, их верности данному слову. В историю русского военного искусства яркой страницей вошло сражение войска киевского князя Святослава в 971 году с армией византийского императора Цимисхия у крепости Доростол. Превосходящие силы византийцев два месяца осаждали крепость. Перед решающим сражением Святослав обратился к воинам: «Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут». Воины ответили князю: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». Они сдержали свою клятву и с честью вышли из кровопролитного сражения. Цимисхий вынужден был заключить почетный для Святослава мир.

Требования воинской дисциплины, основанные на верности воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обостренном чувстве воинской чести в виде неписанных традиций, наставлений и поучений передавались из поколения в поколение русских воинов.

Одним из первых русских документальных источников, в котором заложены требования воинской дисциплины, стало «Поучение» Владимира Мономаха. В нем даны рекомендации по ведению разведки, организации лагеря, управлению войсками и т. д. В «Поучении» Мономах наставлял потомков: «На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Сторожей сами наряжайте, и ночью со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пораньше. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело». Особый акцент делал на взаимоотношения воинов: «…при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными и младшими в любви пребывать».

Исторически сложилось, что до XV века русское войско состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла княжеская дружина, и ополчения. Дружинники были связаны клятвой на верность князю, но в мирное время могли открыто покинуть дружину и перейти к другому князю или «удалиться на покой». Но с момента выступления в поход вступало в силу правило, что каждый, покинувший дружину, — изменник и перебежчик. Он становился изгоем или карался смертью. В бою дружинники бились упорно и ожесточенно, стояли до конца, предпочитая смерть позору. «Меча изломавшие, и руками начаша битися», — писал о них летописец.

Для ополченцев, набранных из простого народа на период боевых действий, военная служба была временным явлением. Они значительно уступали дружинникам в боевой подготовке, но традиционно отличались высокой стойкостью и самоотверженностью, так как защищали родную землю и шли в бой за правое дело.

Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности, дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва.

На Куликовом поле первым принял на себя сокрушающий удар наемной генуэзской пехоты и конницы Мамая передовой полк, состоящий почти исключительно из ополченцев. «Пешая русская рать, — донесли до нас летописи, — аки древеса сломишаяся и аки сено посечено лежаху». Полк погиб почти весь, но с места не сошел, выполнив свой долг до конца.

Исход битвы решил засадный полк, состоящий из конных княжеских дружинников. Им, профессиональным воинам, было нестерпимо больно оставаться безучастными свидетелями гибели в бою товарищей. Но, повинуясь приказам князя Андрея Серпуховского и воеводы Боброка, дружинники, сохраняя высокую выдержку, дождались переломного момента битвы и нанесли стремительный удар в тыл и фланг войску Мамая.

Шли века, изменялось оружие, способы ведения боя и принципы комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения Отечеству.

В средние века в русском государстве начинают вырабатываться нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности военнослужащих, требования к воинской дисциплине.

В 1571 году при Иване Грозном был утвержден «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». В нем не только были определены основные задачи сторожевой службы на границах русского государства, порядок ее несения, но и установлены меры наказания за недобросовестное исполнение служебных обязанностей.

В этом документе вопросы организации службы ставились очень жестко: «А стояти сторожем на сторожах с коня не слезая… А станов им не делати, а огни класть не в одном месте…, а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а кто где ночевал, и в том месте не полднивать!».

Небрежность в организации службы могла обернуться большой бедой для всего государства, поэтому «Боярский приговор» предусматривал: «А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учиница война, и тем сторожем быти казненным смертью…». В то же время жесткая регламентация сочеталась с большой самостоятельностью военнослужащих. Подчеркивалось, что в рамках общих положений станичники вольны «ехати, которыми местами пригоже», действовать «посмотря по люди и по делу», самостоятельно решать, как будет «податнее и прибыльнее».

Основные положение «Боярского приговора» действовали более ста лет.

Продолжение темы в следующих статьях.


Когда речь заходит о чукчах, воображение тут же рисует наивных героев народных анекдотов. Однако, на самом деле народ из Чукотского края суровый, непримиримый, свободолюбивый и мстительный. На протяжении 150 лет чукотские воины боролись с русскими казаками, первопроходцами, регулярной армией. Даже Советский Союз имел сложности в регионе. Свою власть Советы смогли установить здесь де-факто только в 50-х годах прошлого века. Воевали чукчи и с соседними народами. В чем же секрет их бойцов?

Воинственные оленеводы


Внешняя опасность всегда заставляла чукчей сплотиться. Все селения здесь были не очень большими. В каждом насчитывалось от 15 до 20 воинов. Возглавлял их самый сильный или самый опытный боец. За оружие брались преимущественно мужчины, ведь в их обществе царил жесткий патриархат. Женщины шли на войну только в исключительных случаях. Несколько поселений организовывали военные отряды по 80-100 человек. В исключительных случаях чукчи могли собирать импровизированные армии в 500 человек. В 1702 году, если верить историческим записям, на Анадырь напало почти 3 тысячи воинов чукчей.

Любопытно, что племена чукчи никогда не вступали в союзы с соседями за исключением чукотских эскимосов.

Пытки «русских индейцев»


На пути у чукчей лучше было не попадаться. Неосторожный знак или поступок расценивался как призыв к атаке. Во время пыток чукчи не знали пощады к пленникам. Историки описывают два вида наиболее часто встречавшихся истязаний. Если врага нужно было заставить говорить, то его связывали по рукам и ногам, а затем перекрывали доступ воздуха. После того, как пленник терял сознание, его приводили в чувство, и пытка начиналась заново. «Раскалывались» даже самые стойкие.

Если же к врагу испытывали особую ненависть, тогда его медленно, но верно поджаривали на вертеле.

Навыки воинов


Обучать владению оружием для охоты и войны мальчиков начинали с 5 лет. С самого начала детей приучали переносить невзгоды, быть сильными и выносливыми. К 16 годам из мальчика уже получался весьма серьезный боец и неплохой охотник. Когда дело доходило до войны, чукчи предпочитали тактику партизанской войны, а также молниеносных набегов с целью грабежа и захвата пленников.

Экипировка воинов


Доспехи чукчей напоминали воинское облачение японских самураев. Пластинчатые костяные латы, которые делались из ребер оленей и клыков моржей. Скреплялись кости при помощи кожаных ремешков. Были также наручи и ноговицы, пластинчатые шлемы. Спину защищал длинный подол. Интересным элементом брони является окрылье, которое явно должно было защищать голову воина от стрел. С приходом российской власти чукчи получили доступ к более совершенным материалам, в том числе железу и тут же начали использовать его в изготовлении брони и оружия. Ситуация стала настолько сложной, что власти империи даже запретили продавать железо чукчам.


Главным оружием чукотского воина был длинный мощный лук сложной конструкции, изготовленный из лиственницы, елового креня, березы, оленьих жил и бересты. Стрелы к такому луку имели длину 60-85 см. Кончик боеприпаса венчался костяным, позднее и реже металлическим наконечником. Древко для стрелы делали из плавуна.


Вторым оружием чукчи было копье. Чаще всего оно было длинным, под 2.5 метра. Иногда его заменяла пальма – импровизированное оружие из большого чукотского ножа и древка длиной 2 метра. Важным отличием было то, что чукотская пальма могла использоваться, как топор или мачете.


Некоторые воины имели при себе пращи, а также боло. Последние носили в качестве украшения на голове. При себе такое оружие имели даже дети. В умелых руках эти 10-12 веревок длиной до 90 см с грузиками на конце были серьезным оружием. Само собой у каждого чукчи был нож.

Хочется узнать еще больше интересного о том, как воевали разные народы? Тогда читай про и было революционным оружием на момент своего появления.

Когда на мировой карте встретятся два вражеских отряда, между ними разразится битва. Если одна из сторон - ваш союзник, а вторая - враг, вы можете присоединиться к битве и помочь своим. Также вы можете сами развязать битву, напав на врага или дождавшись нападения. После начала битвы вы сможете предпринять несколько действий, в зависимости от занятых сторон.

  • Отступить . Битвы не будет, не будет и потерь с обеих сторон. Отступить вы сможете не всегда, особенно если ваш отряд слишком медленный или если враг значительно превосходит вас числом.
  • Приказать войскам атаковать без вас . Если под вашим командованием находится несколько человек, вы можете выслать их в бой, не вступая в него самостоятельно. Однако надо проявлять осторожность - обычно ваши отряды не сражаются в полную силу без вас. Вступив в бой лично, вы уже не сможете покинуть его, пока ваши или вражеские силы не будут разбиты, а если у вас достаточно большой отряд, вы сможете просто задавить врага числом.
  • Атаковать врага . Ведите своих людей в бой. Группы, с которыми вы вступите в бой, выбираются случайным образом, но этот выбор зависит от их позиции в вашем списке: те, кто значатся первыми, имеют больше шансов появиться на поле боя, поэтому перед началом битвы рекомендуется поменять список при помощи стрелок «Вверх» и «Вниз».
  • Отступить, оставив несколько солдат прикрывать тылы . Будучи хорошим тактиком, вы можете оставить часть вашего отряда на растерзание врагу, а самому вместе с остальной частью отряда отступить с поля боя. Количество человек, прикрывающих ваш отход, зависит от навыка «тактика».

Если же вы присоединились к уже начатой битве, то будете командовать смешанным войском, состоящим как из ваших, так и из союзных солдат. Если же вам повстречалась битва между двумя нейтральными к вам сторонами, то лучше не вмешиваться. Поле боя - не лучшее место для политики и спонтанных решений.

Фазы битвы

Битва проходит несколько фаз, в зависимости от «Размера битвы», который вы определяете в настройках. От «Размера битвы» зависит, сколько групп единовременно может находиться на поле боя. Это ограничение делится между двумя сторонами в соответствии с боевым преимуществом, которое, в свою очередь, зависит от численности каждой из сторон и развитости её умений.

Воины, раненные в одной фазе, останутся ранеными до конца боя, и их уровень здоровья тоже сохранится при переходе из одной фазы в другую (хотя здоровье может отчасти восстановиться в зависимости от того, насколько хорошо у вас развито умение оказывать первую помощь). После каждой фазы у вас будет возможность покинуть поле боя, но при этом вы не сможете собрать трофеи с врагов, которых успели убить.

В течение всего времени битвы на поле будут появляться новые солдаты. После начала битвы любая сторона может получить подкрепления.

Фаза битвы оканчивается, когда войска одной из сторон, включая подкрепления, окончательно разбиты (мертвы или лежат без сознания). Также битва заканчивается, когда все воины одной стороны убиты или ранены.

Если вы находитесь на значительном расстоянии от врага после начала битвы, то можете в любой момент нажать клавишу Tab и отступить. Но так вы всё равно можете потерять людей: их могут ранить или убить и во время отступления. Уходите с поля боя только тогда, когда ситуация станет совсем безнадёжной.

Команды

Как командир отряда вы можете отдавать ему приказы в бою. Для начала выберите, кому отдать команду:

  • Клавиша 1 : всем, кто есть на поле, вне зависимости от типа войска.
  • Клавиша 2 : лучникам и всем пешим солдатам, ведущим бой на расстоянии.
  • Клавиша 3 : пехоте - пешим воинам, которые ведут ближний бой.
  • Клавиша 4 : кавалерии - конным солдатам.
  • Клавиша 5 : спутникам - любым героям, состоящим в вашем отряде.

Также вы можете скомбинировать группы для удобства управления:

  • Если вы задержите клавишу Ctrl и нажмёте клавишу с цифрой, то вы объедините выбранную группу с той, что была выбрана до этого. Например, если вы хотите отдать команду одновременно пехоте и лучникам, то сначала нажмите 3 , а потом - Ctrl + 2 .
  • Клавишей 6 можно выбрать всех солдат, не входящих в выбранную вами группу.

После выбора группы воинов можно отдать им команду:

  • Клавиша F1 - держать позицию. Приказ вашим людям оставаться рядом с тем местом, где находитесь вы. Если у них есть оружие дальнего действия, они будут стрелять из него, но не вступят в ближний бой, пока враг не подберётся слишком близко. Эта команда полезна в том случае, если вы хотите, чтобы ваши люди защищали какой-то участок земли. Например, если ваш отряд состоит в основном из пехоты, они могут встать на крутом склоне и защититься от вражеской кавалерии.
  • Клавиша F2 - следовать за мной. Приказ вашим людям идти за вами или подойти к вам и оставаться как можно ближе.
  • Клавиша F3 - в атаку! Приказ вашим людям сломать строй и преследовать врага поодиночке.
  • Клавиша F4 - спешиться/оседлать коней. Приказ вашим людям слезть с лошадей и драться на ногах, если местность не располагает к конному бою. Сесть верхом - отменить приказ спешиться и приказать вашим кавалеристам вновь забраться на коней. Если какая-то лошадь лишилась хозяина, на ней поедет тот, кто умеет ездить верхом.
  • Клавиша F5 - прекратить/открыть огонь. Приказ вашим стрелкам открыть / прекратить огонь по противнику. При приближении к противнику они автоматически перейдут в режим ближнего боя, если у них имеется соответствующее оружие.
  • Клавиша F6 - десять шагов вперёд. Приказ вашим людям сделать 10 шагов в направлении врага и остановиться.
  • Клавиша F7 - десять шагов назад. Приказ вашим людям сделать 10 шагов назад и остановиться.
  • Клавиша F8 - сомкнуть ряды. Приказ вашим людям сократить дистанцию между собой. Такая команда особенно полезна при подготовке пехоты к кавалерийской атаке.
  • Клавиша F9 - рассредоточиться. Приказ вашим людям встать подальше друг от друга. Такая команда полезна при атаке вражеских лучников или арбалетчиков.

Поражение

Иногда враг оказывается для вас слишком силён. Любое ваше поражение имеет крайне плохие для вас последствия - они могут лишь варьироваться от «катастрофических» до «неприятных». Если вы сами не пошли в бой, но выслали своих бойцов вперёд, то как только они будут разбиты, враг непременно попробует атаковать уже вас. Если вы лично возглавили свой отряд, были ранены и вышли из сражения, ваши воины могут вытащить вас из свалки и оказать первую помощь, после чего вы уже снова сможете решить,: продолжать сражение или отступить. Если же ваши войска были разгромлены, ваша лошадь убита, а сами вы получили палицей по шлему, всё ваше имущество перейдёт к победителю, ваши выжившие бойцы будут захвачены в плен, а вас лично ожидает рабство.

Победа

Если же вы одержали победу, то сможете забрать всё имущество поверженного врага. Обратите внимание на то, что вам, вероятно, придётся делиться трофеями с союзниками, в зависимости от того, насколько их силы превосходили ваши. Трофеи делятся на несколько категорий. Прежде всего это пленные. Их можно продать в рабство, а можно присоединить к своему отряду. За знатных пленников вам непременно предложат выкуп. Число захваченных живьём врагов зависит от популярности дробящего оружия в вашем отряде: активное использование палиц и дубинок изрядно повышает шансы на то, что противник будет чаще оглушаться. Также вы сможете освободить пленников вашего противника и взять их в свой отряд. Вся поклажа врага также поступает в распоряжение вашего отряда. Вы заберёте себе только часть трофеев, так как ваши бойцы имеют законную долю при дележе добычи. Самый главный трофей - это опыт. Как командир и полководец вы получаете большую часть опыта, более низкий процент получат герои у вас на службе, самую же маленькую прибавку к опытности получают наёмники.

Отряды

Ваш отряд - не единственный в мире, и за время путешествия по миру вам встретится множество других групп. Некоторые из них будут относиться к вам дружелюбно, некоторые - враждебно, а некоторым не будет до вас никакого дела. Если вместо города или другого места на карте вы щёлкнете левой кнопкой по какой-либо группе, то весь ваш отряд последует за ней.

Каждый отряд имеет свой цвет, обозначающий их фракцию. Число над группой означает, сколько в ней людей, а если рядом стоит ещё одно число (например, «+8»), то оно означает количество пленных в этом отряде. Для того чтобы получить более подробную информацию о какой-либо группе, просто задержите на ней курсор. Например, надпись «33/38 + 6» означает, что всего в группе 38 человек, из них годно к бою 33 (5 ранено), и эта группа ведёт с собой ещё шестерых пленников.

Расстояние, на котором вы будете замечать чужие группы, зависит от зоркости вашего отряда. Если это умение развито хорошо, то вы сможете заметить врага первым, что даст вам преимущество в бою. Ночью выслеживать чужие отряды труднее как вам, так и вашим врагам.

Если кто-нибудь в вашем отряде обладает навыком слежения, то на земле будут появляться цветные стрелки. Это следы, оставленные прошедшей здесь группой, а стрелки показывают направление, в котором эта группа двигалась. Цвет означает давность следа (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий), а размер стрелки соответствует размеру группы. Для получения более подробной информации наведите на след курсор, и если слежение в вашем отряде развито хорошо, вы сможете узнать, сколько людей было в прошедшей группе и даже кем они являлись.

Скорость

Скорость вашего передвижения по карте мира зависит от шести факторов:

  • Размер отряда . Чем больше в отряде людей, тем медленнее он будет передвигаться.
  • Тип бойцов в отряде . Конные воины передвигаются намного быстрее пеших, и если весь ваш отряд состоит из всадников, то и скорость у него будет выше. Обратите внимание на то, что на скорость передвижения по карте влияет не порода лошади, а только умение всадника ездить верхом. На скорость пеших воинов влияет навык атлетики, и, таким образом, элитные войска передвигаются по карте быстрее новобранцев. Скорость передвижения по карте - это средняя величина между самым медленным воином в отряде и общей скоростью отряда.
  • Вес ноши . Если вы торгуете громоздкими товарами или просто несёте много вещей, то лучше всего будет купить несколько недорогих лошадей, на которых можно навьючить поклажу. Вьючные животные увеличивают скорость вашего отряда, просто находясь в вашем инвентаре.
  • Тип местности и погода . Отряд быстрее передвигается по ровной местности в дневное время. Ночью или в лесу скорость передвижения снизится.
  • Боевой дух отряда . Чем счастливее ваши воины, тем больше они будут выкладываться во время пути.
  • Навыки . С каждым новым уровнем командного умения «Прокладывание курса» скорость передвижения вашего отряда будет возрастать на 3%.

Иногда скорость может стать вопросом жизни и смерти, но это, конечно, зависит от типа вашего отряда. Если у вас нет воинов, способных отбить вражескую атаку, то лучше передвигаться как можно быстрее. В идеале ваш отряд должен быть достаточно сильным, чтобы напасть на кого-то, и достаточно быстрым, чтобы скрыться от превосходящих сил врага.