Детские стихи про весну. Песенка весенних минут

1.Входная диагностическая работа. Диктант». Урок № 2. Дата_____________

Диктант

Приближение бури

Буря неотвратимо надвигалась. Солнце медленно садилось, постепенно исчезая за линией горизонта, закат разгорался пурпуром, и его жидкое пламя разливалось по серому небу. Ветер усиливался, и синева моря становилась всё глубже и холоднее. Тёмную поверхность его прорéзали белые гребни пенных валов, и сразу стало казаться, что таинственная и зловещая глубь океана настойчиво пытается выглянуть наружу.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскалённой печи.

Отдалённый берег давно утонул в густом тумане, брызгах и сумер-ках приближающегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и мощные угрюмые валы катились к озарённому заходящим солнцем горизонту.

(По В. Короленко)

Языковой анализ

Задания

3. Составьте схемы последнего предложения первого абзаца (I вариант) и последнего предложения второго абзаца (II вариант).

4. Из предложения На небе тоже водворялась торопливая тревога выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

5. Выпишите последнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

6. Проведите лексический разбор слов мощный (I вариант) и угрюмый (II вариант) из последнего предложения текста.

2. Контрольная работа № 1(диктант по итогам повторения). Урок № 11. Дата__________

Диктант

Весенний полдень. Солнце тихо катится по синему небу. С холма виднеется широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками. Временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. За рекой чернеют разопревшие нивы. Земля как будто вздыхает, и чуть видимый пар поднимается от неё к небу.

Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

Языковой анализ

Задания

1. Выпишите из четвёртого предложения текста местоимение её и проведите его фонетический разбор.

2. Из четвёртого предложения текста выпишите все наречия.

3. Из первого предложения второго абзаца (I вариант) и из второго предложения второго абзаца (II вариант) выпишите подчинительный союз и проведите его морфологический разбор.

4. Выпишите из текста четвёртое предложение и проведите его синтаксический разбор.

5. Проведите лексический разбор слов лёгкий (I вариант) и печальный (II вариант) из последнего предложения текста.

Примечания.

Выписать на доску данные слова, указав их значения.

Разопревшие (нивы) – разбухшие, размякшие.

3. Зачет по теме: «Функциональные разновидности языка»

Урок № 26. Дата___________

Упражнение 120.

Анализ текста.

1. Спишите текст, вставляя буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Лучи тёплого дня удар ли сл… пому в лицо согрели нежную кожу и он инст_нктивно пов_рачивал к со… нцу свои (не, ни)зрячие глаза. Мальч… к как буд(то) чу… ствовал, к какому центру т… готеет всё окружающее. Для него (не, ни)было (не, ни)этой пр_зрачной дали (не, ни) л_зурного свода (не, ни)широко ра_двинутого г_р_зонта. Он чу ство - вал только как что(то) матер_альное, л_скающее, тёплое к.. сается его лица согр_вающ_м прик_сновением. Потом кто(то) пр хладный и лёгкий сн… мает с его лица эту негу и проб…. гает по нему ощущени… м свежей пр… хлады. В комн… тах мальчик пр… вык двигат… ся св_бодно чу_ствуя (во)круг себя пуст… ту. Здесь же его охв… тили какие(то) странно см_нявш_еся волны. Они то нежно л… скали то щ.._котали то опь_..няли. Тёплые прик… сновения со… нца быстро обмах…_вались кем(то). Струя ветерка зв_ня в уши охват…_вая лицо в_ски голову до самого з_тылка т_нулась (во)круг ст_раясь подхв_тить мальч…_ка увлечь его куда(то) в пр_странство. Но он (не, ни)мог вид… ть (не, ни)чего. Тогда(то) рука мальч.._ка крепче сж… мала руку матер_ а его сер_це зам_рало. (По В. Короленко)

2. Вслух выразительно прочитайте отрывок из повести «Слепой музыкант».

3. Проведите текстоведческий анализ фрагмента.

4. Найдите в тексте слова, передающие зрительные и осязательные ощущения, и сгруппируйте их по тематическому признаку. Какова роль этих слов в раскрытии основной мысли текста?

5. Проведите разные виды языкового разбора.

1) Фонетический разбор слова тёплого.

2) Морфемный разбор слов прохладой, согрели.

3) Лексический разбор слова опьяняли (волны).

4) Морфологический разбор выделенных слов.

5) Синтаксический разбор последнего предложения текста.

6. Выполните задания по орфографии и пунктуации .

1) Объясните слитное, раздельное или дефисное написание слов со скобками.

2) Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Контрольная работа № 2. Диктант «Орфография и пунктуация»

Урок № 47. Дата _______________

Диктант

Творчество Толстого.

Толстой – великий художник. Это истина, признанная читающим миром и нигде и никем серьёзно не оспариваемая.

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, в котором все отражения соответствуют явлениям действительности. Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, в нём есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели… И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями, стремлениями ввысь и глубокими падениями, созданы в полном соответствии с творчеством жизни… И всё это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей бодрой мысли.

Творчество Толстого есть воплощение беспокойного, бескорыстного , неустанного и заразительного стремления. Единый мотив, никогда не изменявшийся у писателя, – искание правды, стремление к цельному душевному строю. Тоска по непосредственности и искание веры, дающей цельность душевного строя, – такова основная нота главных героев Толстого-художника, в которых всего полнее отразилась его собственная личность.

136 слов. (По)

Языковой анализ текста

1. Проведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.

2. В предложениях последнего абзаца подчеркните согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

3. Найдите и подчеркните в последнем предложении текста приложение.

5. Контрольная работа № 3 по теме «Однородные члены предложения»

Урок № 66. Дата______________

Первые полёты во сне.

Существуют повторяющиеся, знакомые каждому человеку сны. Кто из нас хоть когда-нибудь не летал во сне?

Летают во сне все: взрослые и дети, женщины и мужчины, философы и глупцы. Я отлично помню мои первые детские полёты во сне.

Тогда мне ничего не стоило одним усилием потерять весь свой вес, отделиться от земли, плавно подняться к высокому потолку и лечь там в воздухе грудью и лицом вниз. Люди, стоявшие на земле, всё старались достать меня оттуда. Но мне было чрезвычайно легко уходить от преследования. Я делал руками и ногами волнообразные движения и кругообразными зигзагами изящно и ловко парил в воздухе. И внутри меня всё время дрожал ликующий восторженный смех.

Потом я переменил способ летания. Я брал в руки рукоятки обыкновенной детской скакалки, но вместо шнура в моём аппарате была красная шёлковая лента. Я быстро начинал вращать эту ленту вокруг себя и тотчас же взмывал вверх… И яркая радость цвела в моей душе.

Языковой анализ текста

1. Найдите в тексте предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом при них. Составьте его схему.

2. Выпишите из текста предпоследнее предложение и проведите его полный синтаксический разбор.

6. Контрольная работа №4. Диктант по теме «Предложения с обособленными членами» Урок № 78. Дата _______________

Ночное море.

Море грозно гудело под обрывами, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, сквозя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.

Высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли , ил и гравий… И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, всё вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и уже ясно была видна морская даль.

Языковой анализ

1. Подчеркните обособленные члены в предложениях первого (I вариант) и второго (II вариант) абзацев.

2. Подчеркните в первом предложении третьего абзаца все ряды однородных членов. Составьте схему для каждого ряда однородных членов.

3. В последнем предложении текста подчеркните грамматические основы. Составьте схему этого предложения.

7. Контрольная работа № 5 «Предложения осложненной структуры»

Урок № 94. Дата ______________

Диктант

(1)Малька – это такая злющая, вздорная собачонка, что хуже уже некуда. (2)Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. (3)Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. (4)Бывало, к Лидии никто не ходил гулять, даже по праздникам. (5)Собачка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. (6)Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька всё рычит и рычит. (7)Откуда, казалось бы, столько злости бралось?

(8)Да и некоторым имеющим спокойный нрав животным не было от Мальки житья. (9)Малька, например, каждый раз бросалась и, задыхаясь от ярости, лаяла на миролюбивого, спокойного мерина Верного, когда он проходил мимо дома Лидии к реке, чтобы напиться.

(10)Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и, подходя к дому, услышал сердитый голос хозяйки. (11)Я, немного помедлив, всё же вошёл в комнату. (12) Лидия, поздоровавшись со мной, продолжала ругаться.

1. Обозначьте в тексте вводные слова

2. Подчеркните обособленные обстоятельства

3. Проведите синтаксический разбор последнего предложения

8. Контрольная работа № 6 по итогам года «Синтаксис»

Урок № 97. Дата _______________

Диктант.

Дорога в гору.

Как задумчиво синеют поздней осенью долины, уходя друг за другом в горы! Низкое небо равнодушно висит над озерами, и неподвижно лежат тёмно-свинцовые озёра, налитые между туманно-сизыми кряжами.

Мы уехали из города на пароходе утром, а после полудня уже шли в гору. Как печальна была эта дорога! Низкорослый лес был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья. Иногда из-за деревьев глядели изумлённые морды коров, больших, непрерывно что-то жующих. Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов. С величавых гор, сумрачно синевших сосновыми лесами, серым дымом спускалась зима. Останавливаясь для отдыха, я подолгу смотрел в долины, слабо лиловевшие далеко внизу. Лишь изредка слышно было падение листика, медленно опускающегося на землю.

Близ какого-то туннеля, черневшего своим жерлом в тумане, показался небольшой посёлок. Только не спеша можно было преодолевать трудный подъём по грязным, скользким шпалам. Но очень скоро от посёлка осталось одно пятно внизу, а с гор уже повеяло сыростью осеннего снега.

150 слов. (По)

Языковой анализ

1. В предложениях третьего абзаца подчеркните грамматические основы.

2. Выпишите предложение Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья и проведите его полный синтаксический разбор.

3. Выпишите предложение Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов и замените его синтаксическим синонимом – простым предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Хаос весенней неурядицы смолк. Под жаркими лучами солнца работа природы входила все больше и больше в свою колею, жизнь как будто напрягалась, ее поступательный ход становился стремительнее, точно бег разошедшегося поезда. В лугах зазеленела молодая травка, в воздухе носился запах березовых почек. Мальчика решили вывести в поле, на берег ближней реки. Мать вела его за руку. Рядом на своих костылях шел дядя Максим, и все они направлялись к береговому холмику, который достаточно уже высушили солнце и ветер. Он зеленел густой муравой, и с него открывался вид на далекое пространство. Яркий день ударил по глазам матери и Максима. Солнечные лучи согревали их лица, весенний ветер, как будто взмахивая невидимыми крыльями, сгонял эту теплоту, заменяя ее свежею прохладой. В воздухе носилось что-то опьяняющее до неги, до истомы. Мать почувствовала, что в ее руке крепко сжалась маленькая ручка ребенка, но опьяняющее веяние весны сделало ее менее чувствительной к этому проявлению детской тревоги. Она вздыхала полною грудью и шла вперед, не оборачиваясь; если бы она сделала это, то увидела бы странное выражение на лице мальчика. Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением. Губы его раскрылись; он вдыхал в себя воздух быстрыми глотками, точно рыба, которую вынули из воды; выражение болезненного восторга пробивалось по временам на беспомощно-растерянном личике, пробегало по нем какими-то нервными ударами, освещая его на мгновение, и тотчас же сменялось опять выражением удивления, доходящего до испуга и недоумелого вопроса. Только одни глаза глядели все тем же ровным и неподвижным, незрячим взглядом. Дойдя до холмика, они уселись на нем все трое. Когда мать приподняла мальчика с земли, чтобы посадить его поудобнее, он опять судорожно схватился за ее платье; казалось, он боялся, что упадет куда-то, как будто не чувствуя под собой земли. Но мать и на этот раз не заметила тревожного движения, потому что ее глаза и внимание были прикованы к чудной весенней картине. Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только по временам на ее поверхности плыли и таяли кое-где последние из них, выделяясь белыми пятнышками. На поемных лугах стояла вода широкими лиманами; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурным сводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобно льдинам. Временами пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Дальше за рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюся дымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоску леса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от нее к небу, как клубы жертвенного фимиама. Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце. С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться. Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Теперь, несмотря на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал было различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись попрежнему неудержимо, и ему казалось, что они проникают внутрь его тела, так как удары его всколыхавшейся крови подымались и опускались вместе с ударами этих волн. Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки, и над всем этим проносился порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукавшего волов над распахиваемой полоской. Но мальчик не мог схватить этих звуков в их целом, не мог соединить их, расположить в перспективу. Они как будто падали, проникая в темную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в непонятную дисгармонию. А ветер с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их рокот застилает все остальные звуки, которые несутся теперь откуда-то с другого мира, точно воспоминание о вчерашнем дне. И по мере того как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой-то щекочущей истомы. Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их. Но задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой работы зрительных представлений. И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее, налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем все сразу смолкло. Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком обмороке.

У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
(Т. Шорыгина)

2. Живая цепочка

Набухла речка,
Набухла почка,
Живая в небе
Плывёт цепочка.
В рассветной сини
Курлычет стая,
Весну и лето
Соединяя.
(В. Орлов)

3. Уж верба вся пушистая...

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
(А. Фет)

4. Весна

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)

5. Сельская песня

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
(А. Плещеев)

6. Уходи, Зима седая...

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней – царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь – и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон – уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!
(А. Майков)

7. Весна и Ручей

Я под снегом долго спал,
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
и с Весною повстречался:
– Хочешь, песенку свою
Я тебе, Весна, спою? –
А Весна: – Кап-кап! Кап-кап!
Ручеёк, ты не озяб?
– Нет, ни капельки, нисколько!
Я проснулся только-только!
Всё звенит, журчит во мне!
Я спою!.. Растает снег.
(В. Ланцетти)

8. Весенняя гостья

Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»
(К. Льдов)

9. Подснежник

Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный.
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -
Вдруг растают лепестки!..
(И. Емельянов)

10. Дарит песенки весна

Дарит песенки весна,
Раздаёт улыбки,
И навстречу ей со дна
Выплывают рыбки.
(Т. Белозёров)

11. Лес проснулся

Славит лес Весну-царевну:
Звонко льется смех напевный
В глубине зеленой,
Над водой студеной.

Лесовик под дубом пляшет,
Свежей веткой буйно машет.
Вьются Водяницы,
Резвые сестрицы.

В волосах речные травы,
Грудь как пена, взор лукавый, –
Либо им весною
Тешится игрою!

Дед космач, седой, мохнатый,
Сел верхом на пень горбатый,
А яга-старуха
Что-то свищет глухо.

Всеми радость овладела:
В пышном блеске ночи белой
Роет царь болотный
Корень приворотный.

И колдует в тине зыбкой:
"Зачаруй, Весна, улыбкой
Все тропы лесные
И сердца людские!"
(М. Пожарова)

12. После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
(И. Бунин)

13. Поспеши, Весна!

Поспеши, весна, поспеши,
Мне зайчишку жаль от души:
Нет в лесу духовок-печей,
Не пекут хлебов-калачей,
Нет избушки – дверь запереть,
Негде даже уши погреть…

Поспеши, весна, поспеши,
Мне воробышка жаль от души:
У воробышка бабушки нет,
Кто же свяжет носки и жилет?
Зябнут пальчики на синем снегу.
Я помочь воробью не могу…

Поспеши, весна, поспеши,
Окунишку жаль от души:
Ходит-бродит он в холодной воде,
Что поесть, он не находит нигде,
Видно, плачет в темноте и тиши.
Поспеши, весна, поспеши!
(Х. Мянд, перевод с эстонского И. Токмакова)

14. Бегство

Куда-то утром убежали вьюги,
Морозы скрылись где-то вдалеке.
Зима шубёнку сбросила в испуге
И с ними убежала налегке.

А ночью возвращается за нею,
Вздыхает, примеряет среди тьмы.
Но что-то всё короче и теснее
Становится шубёнка у зимы.
(В. Орлов)

https://сайт/stixi-o-vesne/

15. Журавушка

Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
(Е. Благинина)

16. На лугу

Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...
(А. Блок)

17. Кутерьма

Когда от весны удирала зима,
Такая вокруг началась кутерьма
И столько на землю свалилось хлопот,
Что утром, не выдержав, тронулся лёд.
(В. Орлов)

18. Наконец пришла весна

Наконец пришла весна.
Ель, берёза и сосна,
Сбросив белые пижамы,
Пробудились ото сна.
(Игорь Шандра)

19. За рекой луга зазеленели...

За рекой луга зазеленели,
Веет лёгкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой...
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает
И дорожки мягкие в саду...
Не пойму, что душу раскрывает
И куда я медленно бреду!

Не пойму, кого с тоской люблю я,
Кто мне дорог... И не всё ль равно?
Счастья жду я, мучась и тоскуя,
Но не верю в счастье уж давно!

Горько мне, что я бесплодно трачу
Чистоту и нежность лучших дней,
Что один я радуюсь и плачу
И не знаю, не люблю людей.
(И. Бунин)

20. Март

Больной, усталый лед,
Больной и талый снег...
И все течет, течет...
Как весел вешний бег
Могучих мутных вод!
И плачет дряхлый снег,
И умирает лед.
А воздух полон нег,
И колокол поет.
От стрел весны падет
Тюрьма свободных рек,
Угрюмых зим оплот,-
Больной и темный лед,
Усталый, талый снег...
И колокол поет,
Что жив мой Бог вовек,
Что Смерть сама умрет!
(Д. Мережковский)

21. Весна

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.
(А. Майков)

22. Утренние стихи

Как это приятно -
Проснуться
И встать,
И синее небо
В окне увидать,

И снова узнать,
Что повсюду - весна,
Что утро и солнце
Прекраснее сна!
(И. Мазнин)

23. Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, –
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
(В. Жуковский)

24. Сосульки

В тихом закоулке
Нашего двора
Плакать две сосульки
Начали вчера.
"Цок-цок-цок, нам жарко!
Цок-цок-цок, беда!"
В брызги разлеталась
Звонкая вода.
Солнце чуть повыше
Встало над двором,
Слёзы из-под крыши
Хлынули ручьём.
Бедные сосульки
Плакали весной,
Делаясь всё меньше
С каждою слезой.
Так проплакав сутки,
Утром в выходной
Стали две сосульки
Лужицей одной.
В лужице под вечер
Высохла вода -
Ведь не помогают
Слёзы никогда!
(Л. Дербенев)

25. Песня скворца

– Снег! Снег!
Ты скоро станешь ручьем!
Ты запоешь,
Как поют ручьи!
И побежишь за вешним лугом
По тонким морщинкам
Теплой земли!.. –
Так, сидя на ветке,
Скворец распевал.
Мы слушали песню скворца,
А снег уже таял,
Он не успевал
Дослушать ее до конца.
(Л. Фадеева)

26. Возвращаются певцы

От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)

27. Конница весны

Не капель весенняя
Пробивает лёд -
Это в наступление
Конница идёт.

Встреченная птицами
В ранние часы,
Цокает копытцами
Конница весны.

И совсем не капельки
Капают кругом -
Маленькие сабельки
Блещут серебром.

По снегам проворная
Конница летит,
Оставляя чёрные
Ямки от копыт.
(В. Орлов)

28. Весна, весною, о весне

В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется "весна".

Склоняем вслух: "Весна, весны..."
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут "весна, весны, весне".

Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
"Весна, весны, весною".

"Пришла ве-сна,
Дождись ве-сны.
(Дождался, листики видны!)
Привет вес-не,
Встречай ве-сну.
(Куда ж я руку протяну?)
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне..."
(Я. Аким)

29. Шепчет солнышко

Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик!
И берёт его из почки
За зелёный чубчик.
(В. Орлов)

https://сайт/stixi-o-vesne/

30. Чудеса

По опушке шла весна,
Ведра с дождиком несла,
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.

Зазвенели капли,
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои.

Ведра с дождиком весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.

Чу-де-са!
(В. Степанов)

31. Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

32. Весна аукнула

Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
(Л. Аграчёва)

33. Конец учебного года

Парты устали.
Устала доска.
И швабра устала.
И мел, полкуска.
Устали все стены,
И все половицы,
И наилучшие все ученицы!
Одни педагоги
Ничуть не устали!
Наверное,
Из нержавеющей стали.
(Л. Фадеева)

34. Весна идёт

Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
по двору текло.

В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.

Расколол я тонкое
Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.

Говорят прохожие:
– Вот весна идёт! –
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
(А. Барто)

35. Весне мы очень рады!

Пускай сугробы во дворе
И снег почти не тает,
Сегодня март в календаре –
Весна в права вступает!

Готовы прыгать к небу мы
И щебетать, как птички, –
Последний день прошёл зимы,
Оторваны странички!

Теплее стало на душе,
Веселью нет преграды,
Улыбки наши до ушей –
Весне мы очень рады!
(Н. Родивилина)

36. Сочиненье о весне

Тает снег на школьной крыше,
Лучик солнца на окне,
Мы в своих тетрадях пишем
Сочиненье о весне.
Вот скворец на ветке тонкой
Чистит пёрышки свои,
И несутся с песней звонкой
Синеглазые ручьи.

Так всегда бывает в марте -

Зайчик солнечный на парте
Дразнит каждого из нас.
Дразнит каждого из нас,
Дразнит каждого из нас.

Перезвон капели слышен
Всем ребятам в тишине,
Мы в своих тетрадях пишем
Сочиненье о весне.
Почему, не знаем сами,
С нетерпеньем ждём звонка,
А по небу парусами
Проплывают облака.

Так всегда бывает в марте -
Радость к нам приходит в класс.
Зайчик солнечный на парте
Дразнит каждого из нас.
Дразнит каждого из нас,
Дразнит каждого из нас.

Стаи птиц под облаками
Кружат в синей вышине,
Вся природа пишет с нами
Сочиненье о весне.
(Н. Просторова)

37. Всё зазеленело...

Всё зазеленело...
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит.

Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река.

Весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.

А над ним всё выше
Солнышко встает,
Жаворонок песню
Веселей поет.
(С. Дрожжин)

38. Песенка весенних минут

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.

Потихоньку,
Полегоньку,
Прогоняем зиму
Прочь.
(В. Берестов)

39. Март на пятки наступает

Март на пятки наступает,
Прогоняя зиму прочь.
Днём снежок немножко тает.
Подмораживает ночь.

Ясным днём сосульки плачут –
Солнце плавит им бока,
Ночью тёмной слёзы прячут –
Предвесенняя тоска.

Ручейки повеселели,
Бодро, радостно журчат.
Ночью шепчут еле-еле
Или вовсе крепко спят.

Скоро с зимушкой прощаться –
Уж к концу идёт февраль.
Вам хочу, друзья, признаться:
Мне её немножко жаль!
(Н. Родивилина)

40. Зелёные стихи

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,
Шепчет младший гном:
«Видишь? рыжий гимназистик
Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?
Май теперь ведь… май!»
Старший гном зевает сонно:
«Цыц! не приставай».
(С. Чёрный)

41. Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
(Ф. Тютчев)

42. Дзинь-ля-ля

"Дзинь-дзинь-дзинь", –
Поют капели.
"Ля-ля-ля", –
поет скворец.
Дзинь-ля-ля!
На самом деле
Наступил
Зиме конец!
(В. Степанов)

https://сайт/stixi-o-vesne/

43. В апрельском лесу

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравью
Поправлять дворцы свои.
(Г. Ладонщиков)

44. Первый лист

Лист зеленеет молодой -
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым...

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, -
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной...

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа!..
(Ф. Тютчев)

https://сайт/stixi-o-vesne/

45. Рассеянная зима

Ещё кругом стоят
Деревья голые,
А с крыши капли
Капают весёлые.

Зима куда-то
Убежала в панике
И очень плохо
Закрутила краники.
(В. Орлов)

46. Май

Зелёный, красный,
Яркий май,
С ребят пальтишки
Поснимай,
Деревья
В листики одень,
Звени ручьями
Целый день!
Куда я в мае
Ни пойду,
Везде я солнышко
Найду!
(С. Капутикян)

47. Весна

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ф. Тютчев)

48. Деньки стоят погожие

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
(М. Пляцковский)

49. Первая травка

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
(С. Городецкий)

50. Март

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь всё, конюшня и коровник.
Голуби в снегу клюют овес,
И всего живитель и виновник -
Пахнет свежим воздухом навоз.
(Б. Пастернак)

51. Сыплет черёмуха снегом

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
(С. Есенин)

52. Здравствуй, весна!

Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Сел щегленок на кленовый
Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:
В ясном блеске вышина,
Светит солнце, радость всюду,-
Здравствуй, милая весна!
(М. Пожарова)

53. Стихи о весне

С чего это всюду
Такое веселье,
Такое -
С зари до зари -
Торжество?
С того,
Что справляют
Скворцы новоселье...

И только всего-то?
И только всего!
С того,
Что несётся,
Невзрачный,
Бумажный,
По речке ожившей
Кораблик отважный,
А волны и ветер
Качают его...
И только всего-то?
И только всего!

И только всего,
Что, как прежде красна,
Пришла,
Прилетела,
Вернулась весна!
(И. Мазнин)

54. Весна

Опять весна пришла на дачу.
Ликует солнце. День подрос.
И лишь одни сосульки плачут,
Жалея зиму и мороз.
(Г. Новицкая)

55. Я жду

Я жду, когда растает снег,
И залетают всюду мушки,
И огласят заросший брег
Нестройным кваканьем лягушки,
Когда распустится сирень,
Проглянет ландыш ароматный
И освежится жаркий день
Грозой нежданной, благодатной.
Я жду, когда в полях свирель
Вдруг запоет неприхотливо
И ей угрюмый коростель
Ответит дерганьем пугливо.
Я жду, а снег идет сильней,
Трещат суровые морозы...
О лето, где ты? Где стрекозы?
Где голосистый соловей?
(М. Чехов)

56. Март

Март! Март! Март! Март!
Разогрелись крышки парт,
Разукрасила дома
Голубая бахрома.

Март! Март! Март! Март!
Воробьи вошли в азарт:
С тротуара - на карниз,
«Чик-чирик!» - и пулей вниз.

Март! Март! Март! Март!
Мухи выползли на старт -
Набирают силушки,
Расправляют крылышки.

Март! Март! Март! Март!
Ярче зелень школьных карт,
Дольше прежнего урок,
Звонче прежнего звонок -
Дзин-н-нь!
(А. Крестинский)

57. Подснежник

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?"
(П. Соловьёва)

58. Первая пчела

Едва лишь солнце вышло из-за туч
Взглянуть, как там после дождей в природе,
Как любопытный и болтливый луч
Проговорился: тёплой быть погоде.

И ты, покинув тёмное дупло,
Летишь на первый жёлтенький цветочек,
И у меня в душе - теплым-тепло,
Хотя ещё на улице - не очень.
(О. Фокина)

59. Стихи о весне

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.

Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
(С. Маршак)

https://сайт/stixi-o-vesne/

60. Март

То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле -
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.
(В. Орлов)

61. Марту дремлется легко

Вскрылись
Чёрные дороги –
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.

По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.
(Г. Новицкая)

62. Весеннее гадание

Яблоньке сегодня
Не до сна –
Радостно глядит
Из-под платочка:
Что-то нагадала ей
Весна
По ладошке юного
Листочка.
Что-то нашептала
И чуть свет
Собралась куда-то
Вместе с маем...

Сбудется гаданье
Или нет –
Это мы по осени
Узнаем.
(В. Орлов)

63. Весна, весна!

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.
(Е. Баратынский)

64. Весной

На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.
(Н. Гончаров)

65. В класс влетала весна

Срывая урок,
В класс влетела
Весна -
Забыли закрыть,
Видно,
Створки окна.
Призыв
Соблюдать тишину
Не помог -
Напрасно учитель
К ребятам
Был строг.
Они оказались
Совсем
Не при чем:
Без умолку
Тополь
Шумел
За окном.
(С. Островский)

66. Черёмуха

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. Есенин)

67. Когда в окно стучит апрель

Когда в окно
стучит апрель
Я, бросив город,
Еду в поле –
Послушать
Жаворонка трель,
Весной полюбоваться
Вволю!
Люблю глядеть,
Как не спеша
В ней просыпается душа!

И солнце – красный стригунок –
Летит,
Едва земли касаясь,
И радость прыгает,
Как заяц,
И под собой
Не чует ног!
(Г. Новицкая)

68. Опять весна

И опять слепой надежде
Люди сердце отдают.
Соловьи в лесах, как прежде,
В ночи белые поют.

И опять четы влюбленных
В рощи юные бегут,
Счастью взоров умиленных
Снова верят, снова лгут.

Но не радует, не мучит,
Негой страстною полна,
Лишь бесстрастью сердце учит
Сердцу чуждая весна.
(Д. Мережковский)

69. На иве распустились почки

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла – больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
(К. Бальмонт)

70. Позывные

Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
(В. Орлов)

71. Весенняя арифметика

Вычитаем!
Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед, и снег.
Если вычесть снег и лед,
Будет птичий перелет!
Сложим солнышко с дождем...
И немного подождем...
И получим травы.
Разве мы не правы?
(Э. Мошковская)

72. Сердитый снег

Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте
Взял и почернел.
(М. Садовский)

73. Весна пришла

По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!
(Т. Дмитриев)

74. В апреле

Первый солнечный денёк,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы,
А сосульки прослезились
И повесили носы.
(В. Орлов)

https://сайт/stixi-o-vesne/

75. Звонче жаворонка пенье...

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
(А. Толстой)

76. Март

Ещё не наступило пробужденье
Природы, погружённой в полусон.
Но лес в дремотно-сладостном томленьи
Уже готов капели встретить звон.

Ещё в плену у льда томятся реки,
Но тонок, как стекло, и хрупок лёд.
Ещё улыбки солнечные редки,
Но всё синей и ярче небосвод.

Измято снеговое покрывало,
И лес стоит, по пояс обнажён.
И снег с цветными искрами опала
Местами серый стал, как халцедон.

Хрустальный блеск зима вернёт нескоро.
Забыто белой кисти волшебство.
Но это та потеря, за которой
Приходит новой жизни торжество.
(Н. Седова-Шмелёва)

77. Проталинки

Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!
(М. Тахистова)

78. Весеннее утро

Я хотел поспать немножко,
Но увидел свет в окне.
Лучик - тёплую ладошку
Протянуло солнце мне.

И на ухо прошептало:
- Сбрось скорее одеяло.
Сон тебе не надоел?
Поднимайся -
Столько дел!

Зацветают вишенки -
Сладкий аромат.
Как в рубашке вышитой
Наш весенний сад.
(В. Нестеренко)

79. Ледоход

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.

Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.

Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет –
Нет ему возврата!

Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.

Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.

А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.

Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрет и оживет
В шири полноводной!
(С. Маршак)

80. Воробей

Воробей взъерошил
Пёрышки –
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.
(В. Орлов)

81. Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам...

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
(Ф. Тютчев)

82. Часовой

Поставленный на пост
Самой весной,
По стойке "смирно",
Опустив ладошки,
В перчатках белых,
Словно часовой,
Стоит подснежник
На озябшей ножке.
(В. Орлов)

83. Ландыш

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем – неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(А. Фет)

84. Идёт весна по городу

Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!

И у пуделя- улыбка!
И в аквариуме рыбка
Улыбнулась из водицы
Улыбающейся птице!

Вот и получается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, –
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
А по какому поводу?
Идёт Весна
По городу!

Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Весна Маевна Черешникова!
(Юнна Мориц)

85. Чудесный цвет

Мне сказали:
Белый цвет
Чрезвычайно
Сложен.
Этот цвет
На семь цветов
Может быть
Разложен.
Вот теперь
Понятно,
Почему весной
Снег растает
Белый,
А луг растёт –
Цветной.
(Х. Гайнутдинов)

86. Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
(Н. Ключкина)

87. Это утро, радость эта...

Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Это крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё весна.
(А. Фет)

КИМы русский язык 8 класс

1.Входная диагностическая работа. Диктант». Урок № 2. Дата_____________

Диктант

Приближение бури

Буря неотвратимо надвигалась. Солнце медленно садилось, постепенно исчезая за линией горизонта, закат разгорался пурпуром, и его жидкое пламя разливалось по серому небу. Ветер усиливался, и синева моря становилась всё глубже и холоднее. Тёмную поверхность его прорéзали белые гребни пенных валов, и сразу стало казаться, что таинственная и зловещая глубь океана настойчиво пытается выглянуть наружу.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскалённой печи.

Отдалённый берег давно утонул в густом тумане, брызгах и сумер-ках приближающегося вечера. Море ревело глубоко и протяж¬но, и мощные угрюмые валы катились к озарённому заходящим солнцем горизонту.

(По В. Короленко)

Языковой анализ

Задания

1. Проведите фонетический разбор слов исчезая (I вариант) и жидкое (II вариант) из второго предложения текста.

2. Из последнего предложения первого абзаца выпишите все наречия. Укажите их морфемный состав.

3. Составьте схемы последнего предложения первого абзаца (I вариант) и последнего предложения второго абзаца (II вариант).

4. Из предложения На небе тоже водворялась торопливая тревога выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

5. Выпишите последнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

6. Проведите лексический разбор слов мощный (I вариант) и угрюмый (II вариант) из последнего предложения текста.

2. Контрольная работа № 1(диктант по итогам повторения). Урок № 11. Дата__________

Диктант

Весенний полдень. Солнце тихо катится по синему небу. С холма виднеется широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками. Временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. За рекой чернеют разопревшие нивы. Земля как будто вздыхает, и чуть видимый пар поднимается от неё к небу.

Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

(По В. Г. Короленко)

Языковой анализ

Задания

1. Выпишите из четвёртого предложения текста местоимение её и проведите его фонетический разбор.

2. Из четвёртого предложения текста выпишите все наречия.

3. Из первого предложения второго абзаца (I вариант) и из второго предложения второго абзаца (II вариант) выпишите подчинительный союз и проведите его морфологический разбор.

4. Выпишите из текста четвёртое предложение и проведите его синтаксический разбор.

5. Проведите лексический разбор слов лёгкий (I вариант) и печальный (II вариант) из последнего предложения текста.

Примечания.

Выписать на доску данные слова, указав их значения.

Разопревшие (нивы) – разбухшие, размякшие.

3. Зачет по теме: «Функциональные разновидности языка»

Урок № 26. Дата___________

Упражнение 120.

Анализ текста.

1. Спишите текст, вставляя буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Лучи тёплого дня удар ли сл… пому в лицо согрели нежную кожу и он инст_нктивно пов_рачивал к со… нцу свои (не, ни)зрячие глаза. Мальч… к как буд(то) чу… ствовал, к какому центру т… готеет всё окружающее. Для него (не, ни)было (не, ни)этой пр_зрачной дали (не, ни) л_зурного свода (не, ни)широко ра_двинутого г_р_зонта. Он чу ство- вал только как что(то) матер_альное, л_скающее, тёплое к.. сается его лица согр_вающ_м прик_сновением. Потом кто(то) пр хладный и лёгкий сн… мает с его лица эту негу и проб…. гает по нему ощущени… м свежей пр… хлады. В комн… тах мальчик пр… вык двигат… ся св_бодно чу_ствуя (во)круг себя пуст… ту. Здесь же его охв… тили какие(то) странно см_нявш_еся волны. Они то нежно л… скали то щ.._котали то опь_..няли. Тёплые прик… сновения со… нца быстро обмах…_вались кем(то). Струя ветерка зв_ня в уши охват…_вая лицо в_ски голову до само¬го з_тылка т_нулась (во)круг ст_раясь подхв_тить мальч…_ка увлечь его куда(то) в пр_странство. Но он (не, ни)мог вид… ть (не, ни)чего. Тогда(то) рука мальч.._ка крепче сж… мала руку матер_ а его сер_це зам_рало. (По В. Короленко)

2. Вслух выразительно прочитайте отрывок из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

3. Проведите текстоведческий анализ фрагмента.

4. Найдите в тексте слова, передающие зрительные и осязательные ощущения, и сгруппируйте их по тематическому признаку. Какова роль этих слов в раскрытии основной мысли текста?

5. Проведите разные виды языкового разбора.

1) Фонетический разбор слова тёплого.

2) Морфемный разбор слов прохладой, согрели.

3) Лексический разбор слова опьяняли (волны).

4) Морфологический разбор выделенных слов.

5) Синтаксический разбор последнего предложения текста.

6. Выполните задания по орфографии и пунктуации.

1) Объясните слитное, раздельное или дефисное написание слов со скобками.

2) Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Контрольная работа № 2. Диктант «Орфография и пунктуация»

Урок № 47. Дата _______________

Диктант

Творчество Толстого.

Толстой – великий художник. Это истина, признанная читающим миром и нигде и никем серьёзно не оспариваемая.

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, в котором все отражения соответствуют явлениям действительности. Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, в нём есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели… И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями, стремлениями ввысь и глубокими падениями, созданы в полном соответствии с творчеством жизни… И всё это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей бодрой мысли.

Творчество Толстого есть воплощение беспокойного, бескорыстного, неустанного и заразительного стремления. Единый мотив, никогда не изменявшийся у писателя, – искание правды, стремление к цельному душевному строю. Тоска по непосредственности и искание веры, дающей цельность душевного строя, – такова основная нота главных героев Толстого-художника, в которых всего полнее отразилась его собственная личность.

136 слов. (По В. Г. Короленко)

Языковой анализ текста

1. Проведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.

2. В предложениях последнего абзаца подчеркните согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

3. Найдите и подчеркните в последнем предложении текста приложение.

5. Контрольная работа № 3 по теме «Однородные члены предложения»

Урок № 66. Дата______________

Первые полёты во сне.

Существуют повторяющиеся, знакомые каждому человеку сны. Кто из нас хоть когда-нибудь не летал во сне?

Летают во сне все: взрослые и дети, женщины и мужчины, философы и глупцы. Я отлично помню мои первые детские полёты во сне.

Тогда мне ничего не стоило одним усилием потерять весь свой вес, отделиться от земли, плавно подняться к высокому потолку и лечь там в воздухе грудью и лицом вниз. Люди, стоявшие на земле, всё старались достать меня оттуда. Но мне было чрезвычайно легко уходить от преследования. Я делал руками и ногами волнообразные движения и кругообразными зигзагами изящно и ловко парил в воздухе. И внутри меня всё время дрожал ликующий восторженный смех.

Потом я переменил способ летания. Я брал в руки рукоятки обыкновенной детской скакалки, но вместо шнура в моём аппарате была красная шёлковая лента. Я быстро начинал вращать эту ленту вокруг себя и тотчас же взмывал вверх… И яркая радость цвела в моей душе.

(По А. И. Куприну)

Языковой анализ текста

1. Найдите в тексте предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом при них. Составьте его схему.

2. Выпишите из текста предпоследнее предложение и проведите его полный синтаксический разбор.

6. Контрольная работа №4. Диктант по теме «Предложения с обособленными членами» Урок № 78. Дата _______________

Ночное море.

Море грозно гудело под обрывами, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, сквозя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.

Высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий… И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, всё вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и уже ясно была видна морская даль.

(По И. А. Бунину)

Языковой анализ

1. Подчеркните обособленные члены в предложениях первого (I вариант) и второго (II вариант) абзацев.

2. Подчеркните в первом предложении третьего абзаца все ряды однородных членов. Составьте схему для каждого ряда однородных членов.

3. В последнем предложении текста подчеркните грамматические основы. Составьте схему этого предложения.

7. Контрольная работа № 5 «Предложения осложненной структуры»

Урок № 94. Дата ______________

Диктант

(1)Малька – это такая злющая, вздорная собачонка, что хуже уже некуда. (2)Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. (3)Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. (4)Бывало, к Лидии никто не ходил гулять, даже по праздникам. (5)Собачка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. (6)Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька всё рычит и рычит. (7)Откуда, казалось бы, столько злости бралось?

(8)Да и некоторым имеющим спокойный нрав животным не было от Мальки житья. (9)Малька, например, каждый раз бросалась и, задыхаясь от ярости, лаяла на миролюбивого, спокойного мерина Верного, когда он проходил мимо дома Лидии к реке, чтобы напиться.

(10)Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и, подходя к дому, услышал сердитый голос хозяйки. (11)Я, немного помедлив, всё же вошёл в комнату. (12) Лидия, поздоровавшись со мной, продолжала ругаться.

    Обозначьте в тексте вводные слова

    Подчеркните обособленные обстоятельства

    Проведите синтаксический разбор последнего предложения

8. Контрольная работа № 6 по итогам года «Синтаксис»

Урок № 97. Дата _______________

Диктант.

Дорога в гору.

Как задумчиво синеют поздней осенью долины, уходя друг за другом в горы! Низкое небо равнодушно висит над озерами, и неподвижно лежат тёмно-свинцовые озёра, налитые между туманно-сизыми кряжами.

Мы уехали из города на пароходе утром, а после полудня уже шли в гору. Как печальна была эта дорога! Низкорослый лес был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья. Иногда из-за деревьев глядели изумлённые морды коров, больших, непрерывно что-то жующих. Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов. С величавых гор, сумрачно синевших сосновыми лесами, серым дымом спускалась зима. Останавливаясь для отдыха, я подолгу смотрел в долины, слабо лиловевшие далеко внизу. Лишь изредка слышно было падение листика, медленно опускающегося на землю.

Близ какого-то туннеля, черневшего своим жерлом в тумане, показался небольшой посёлок. Только не спеша можно было преодолевать трудный подъём по грязным, скользким шпалам. Но очень скоро от посёлка осталось одно пятно внизу, а с гор уже повеяло сыростью осеннего снега.

150 слов. (По И. А. Бунину)

Языковой анализ

1. В предложениях третьего абзаца подчеркните грамматические основы.

2. Выпишите предложение Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья и проведите его полный синтаксический разбор.

3. Выпишите предложение Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов и замените его синтаксическим синонимом – простым предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом.