Детский сад обучение грамоте подготовительная группа. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Русские народные праздники

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников- это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны Первое упоминание о масленице - 16 век. К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели. Развлечения на Масленицу: угощение блинами; катание с гор; скоморошьи балаганы; подвесные качели; катание на лошадях; кулачные бои; взятие снежных городков.

Масленица Особое значение имел ритуал почетного ввоза специально сделанного чучела – символа масленицы. Гостью приветствовали песнями-причитаниями. С этого момента считалось, что праздник начался.

Масленичная неделя Понедельник – встреча Вторник – «заигрыши» Среда – «лакомка» Четверг – «разгул» Пятница – «тещины вечерки» Суббота – «заловкины посиделки» Воскресенье – «прощенный день»

Масленица В последний день масленицы совершались очистительные обряды: на возвышенном месте разжигался большой ритуальный костер, и в нем сжигали старые ненужные вещи. Чучело символизирующее Масленицу сжигали, праздник считался законченным, все оставшиеся после масленицы угощения подлежали уничтожению, так как начинался Великий Пост.

Благовещение Благовещение – благая весть о рождение Иисуса. Пора прилета птиц. Пора копать землю, сажать. Праздник не отмечался весельем, традиционны были посещение церкви, соблюдение запретов, беседы о севе, пахоте.

Благовещение Рано утром крестьяне отправлялись в церковь к заутрене. В этот день разрешалось послабление поста. Девушки в этот день водили хороводы с пением веснянок. Принято было выпускать на волю птиц. Запрещалось заплетать косы, прясть, давать что-либо в долг. Освящали зерно, гадали на будущий урожай.

Вербное воскресенье Приезд Иисуса Христа в Иерусалим народ приветствовал пальмовыми ветвями. У русских место пальмовых ветвей заняла верба.

Вербное воскресенье В этот день все спешили в церковь, чтобы освятить веточки вербы. Их приносили домой, а потом надолго сохраняли, чтобы они отводили от дома болезни.

Вербное воскресенье Верба обладает магической силой (предохраняет от болезней; придает жизненную силу и здоровье; оберегает дом от молний, пожара, нечистой силы). Вербу хранили целый год на божнице. Народ примечал, что если хорошо цветет верба – пашня будет удачной.

Пасха – «праздник праздников», чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа Иисус Христос был распят ради искупления грехов человеческих. Воскрес через три дня в седьмой день недели (воскресенье), поэтому каждое воскресение люди не работают в память о воскрешении Христа.

Пасха К Пасхе готовились, начиная с чистого четверга, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи.

Пасха В ночь с субботы на воскресенье происходит пасхальная служба – полуношница, после окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались крашенными яйцами.

Пасха Важнейший элемент праздника – утренняя пасхальная трапеза, после которой деревенские ребятишки шли «христосоваться», хозяева одаривали их пирогами, конфетами, крашенными яйцами. На улицах девушки и парни плясали, пели песни, соревновались в различных играх с пасхальными яйцами.

Пасха В пасхальное утро выходили на улицу смотреть как «радуется» солнышко, играет, а значит быть хорошей и здоровой жизни, богатому урожаю и счастливым свадьбам.

З а к л ю ч е н и е В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Формирование традиций – процесс непрерывный. Некоторые исторические традиции России уходят в прошлое или изменяются под натиском современных реалий. А вот новые традиции в России, напротив, завоевывают себе «место под солнцем» и входят в жизнь русского народа. Кроме того, некоторые национальные традиции в России постепенно набирают популярность и становятся общенародными и повсеместными. Отследить все эти процессы, пожалуй, могут только специалисты, а вот увидеть их результат – совокупность современных русских традиций – может каждый.

Составитель: Батуева С.А, учитель начальных классов МБОУ «СОШ»№25, г. Балаково Говорят, что влюблённые венчаются на небесах… Свадьбы, проведённые в Русской Традиции, наполнены смыслом, весельем, молодецкой удалью, девичьей красотой и силой новой Жизни. Праздник летнего солнцеворота. Парни загодя срубают деревце. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала» . Под деревце прилаживают изображение Ярилы – куклу. « Ярилу » облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Разжигают костер. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», « коняшки ». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают… Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки. Слово коляда произошло от латинского calendae , что означает первый день месяца. Раньше словом коляда славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки. Колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая. Пришла коляда Накануне Рождества, Дайте коровку, Масляну головку. А дай Бог тому, Кто в этом дому. Ему рожь густа, Рожь ужимиста. Ему с колосу осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна пирог. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытием, И богатством. И создай вам, Господи, Еще лучше того! А еще девушки в эту пору устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого… Традиционная писанка Живое яйцо – зародыш будущей жизни. Сейчас красят яйца только в чистый четверг - на Пасху, а в стародавние времена это был целый цикл обрядов, связанных с плодородием природы и человека. Вели эти обряды в основном женщины, потаенно и бережно храня и передавая защитную магию символов, нанесенных на живое яйцо – зародыш будущей птицы. А ведь птица в нашей древней символике означала не что - нибудь, а душу человеческую, воплощенную или невоплощенную в тело. И символы эти работали, лечили и тела и души как самих мастериц, так и тех, кому писанки предназначались. Это был огромный мир символов, иногда показывающих устроение вселенной и путь души по божественным мирам, иногда хранящих здоровье или привлекающих богатство, иногда дарящих силу воинам для битвы или роженицам в рождении ребенка. Огромный красочный мир, где руками были выписаны и ярость, и любовь, и нежность, и стремление ввысь… На протяжении всей весны происходит раскраска яиц « писанок » , « крашенок » - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую старину. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием славянских представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играют важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производится «с солью, с хлебом, с белым яйцом» ; яйцо разбивают о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье - крест обязательная принадлежность обрядов при посеве. Нередко яйца закапывают в землю, катают по засеянному полю. Яйца кладут под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, кладут в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходят скот и дарят их пастуху. Итак, подведем итог: Славянская писанка – древний народный вид искусства, и одновременно – послание к богам, которые оберегают род людской. Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Тут и хороводы и кадрили всем народом И игры детские, и забавы молодецкие. Хочешь гирю потолкай, хочешь в детках поиграй Если силы есть - на столб, или в баню, были чтоб. А чтоб справиться с горой, пройди сперва стеношный бой. С Бабой Масляной в огонь отправляй беду и хворь. Сил набрать на целый год, даст через костёр полёт. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. В народе каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас - де горы готовы, и блины испечёны - просим жаловать». Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам. Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой - нибудь подарок. Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина. Разгуляй – один из дней масленицы. Разгуляй в солнечный денёк на свежем воздухе с песнями, плясками и традицией – сжигание масленицы. 14 сентября отмечаются Осенины - первая встреча осени по народному календарю. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли обряд посвящения мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. 14 сентября еще называют днем Семена Летопроводца в память Симеона Столпника, жившего в V веке. Этот человек прославился своим самоотверженным образом жизни, положив начало новому виду подвижничества - столпничеству, у него учились претерпевать трудности человеческого бытия во имя святого дела. При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: http:// www.prazad.com ; http:// www.proshkolu.ru ; http:// www.24open.ru ; http:// ru.wikipedia.org

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Образовательные цели:

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Учить называть слова по заданной модели.

Развивающие цели:

развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;

развивать умение называть слова на заданный звук.

Воспитательные цели:

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.

Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).

Ход занятия

I. Организационный этап.

II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.

III. Основной этап.

Игра «Кто больше?»;

Игровое упражнение «Докончи слово»;

Игра «Малышки-коротышки»;

Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;

Словесная игра «Скажи правильно»;

Игра «Назови братца»;

Игра «Узнай звук»;

Словесная игра «Заблудился звук»;

Игра «Кто внимательный?»;

Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;

Игра «Исправь ошибку»;

Игра «Назови слова».

IV. Заключительный этап.

Ход занятия

(Дети входят в группу, здороваются с гостями)

Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)

— Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

(Звонит звонок, дети становятся в круг)

Воспитатель:

— Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).

— Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)

— Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:

Мы – малышки-коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начала и концы.

(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)

— Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)

— Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).

— Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)

— Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)

— А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)

— Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).

— Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).

— А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

— Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)

— Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).

— Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).

— Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.

— А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.

— Умница, правильно все сделал.

— Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).

(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)

— Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).

(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).

— Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).

— Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).

Молодцы!!!

Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

— А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!

(Звонит звонок, занятие закончилось)