Детям о терроризме. Исследовательская работа "дети-жертвы террора в новейшей истории"

Амина Качмазова, 18 лет. Cтудентка Северо-Осетинского государственного университета во Владикавказе

Когда у меня были зашиты глаза, я трогала игрушки. Пыталась наощупь определить, какие они. Мама сказала, что у меня в руках тигр, и что он белый, а я не верила. Это было единственное, чего я хотела: увидеть его.

Это было в больнице. У меня было осколочное ранение в лицо. Когда я наконец открыла глаза и увидела тигра, я заплакала.

У всех терактников с головой проблемы, я знаю. Я очень нервная. У меня руки дрожат. Я могу расстроиться из-за любой фигни! Мне так бывает стыдно иногда! Это бесит. И так все чаще и чаще. Мне кажется, я сойду с ума когда-нибудь. Какое-то время я думала: убью себя, возьму нож… У меня пару раз реально так было — я уже его брала, а потом думала, если я себя убью, я точно не попаду никуда. Точно не попаду в рай. А там — все мои друзья. Мне нужно в рай. Поэтому я остаюсь жить.

Я ненавижу 31 августа. Потому что понимаю: сегодня я была еще нормальным, обычным ребенком, но уже завтра произойдет то, что полностью изменит мою жизнь. Каждое 31 августа я закрываюсь в ванной и начинаю выть. Серьезно. Не плакать, не хныкать, а выть.

Я лежала на полу в захваченной школе, а снаружи шел сильный дождь, и я думала: блин, вода просто пропадает даром... а мы так хотим пить. Отпустили бы нас хоть на пять минут под дождем постоять, а потом обратно. Я, наверное, боготворю воду. И чтобы искупаться, и чтобы пить. Если тебе плохо — попей воды. Я не ем таблетки. Никогда не мерила давление. Потому что знаю: попью воды и станет лучше. После теракта у нас часто отключали воду, и я всегда плакала. Отключали на два часа, а я набирала семь ведер и три бидона. Я очень боялась остаться без воды.

Летом в нашей старой школе зажигали свечи по погибшим на Украине. Я не люблю эти вещи. По мне так лучше выслать их семьям материальную помощь. Я не могу сочувствовать людям, попавшим в катастрофы. У меня нет этого качества — сочувствия или сопереживания. Иногда я думаю, что я камень. У меня не бывает вообще никаких чувств. Мне кажется, что там, где я, там жизнь проходит, а там, где нет меня — идет.


Фариза Митдзиева, 18 лет, учится на психолога

Я не верю в рай, в этих святых людей, у которых нимб на голове. И в ангелочков я не верю. Я верю в инопланетян. Они реально существуют. Если бы Бог был, он бы всем помог. Он бы не допустил этого.

Террористы ходили по залу и расстреливали тех, кто шевелился. Мы притворялись мертвыми. Мама лежала рядом, я ее трогала, а она не реагировала. Я тогда очень испугалась. А какая-то девочка пела. Или мне показалось. Взрывы гремели, а она пела.

У нас вся семья была в теракте: я, мама, брат и бабушка. Кроме папы. Мне кажется, ему было даже хуже, чем нам. У него там жена, мама, дети. И вот как он себя чувствовал? Я бы не хотела быть на его месте.

На фото я вижу, как в школе сгорали люди, и мне не по себе становится. А тогда я спокойно могла на это смотреть. Я ползла, там лежали части тел, люди умирали. Девочка умирала у меня на глазах, а я проползла мимо. Мне стыдно сейчас. Я понимаю, что я была ребенком и ничего не могла сделать. Но я могла хотя бы закричать «помогите!». Если б я сейчас попала в теракт, я бы умнее была. Я бы постаралась кому-нибудь помочь. Честно.

Мне стыдно оттого, что я заложница. Наверно, люди думают, что мы этим пользуемся. В интернете писали: «Отобрать льготы! Зажрались!» А мне стыдно. Я никому не буду говорить, что я заложница. Я своим детям не буду про это рассказывать. Я не хочу, чтобы они знали, что их мама там была. Зачем им это знать? Вдруг они будут меня жалеть? Оказывается, заложникам можно без очереди проходить в поликлинике. Я только недавно узнала. Какие-то бабушки заходили, толкали меня, кричали на меня — я боялась взять результаты. Мне надо было только спросить! Но мне никто не поверил.

Я всегда буду помнить своих одноклассников, которые там остались. Но я не хочу, чтобы Беслан ассоциировался с тем, что тут умерли дети. Сюда же только из-за этого приезжают? А я хочу, чтобы что-нибудь веселое было! Чтобы у нас музей какой-нибудь построили… Лувр, Эйфелеву башню!

Недавно приезжала журналистка из New York Times и заставляла нас рисовать террористов. Даже шахидку. Амина Качмазова всего террориста голубым нарисовала. Она любит голубой цвет. Но рисунок выкинули. Он получился слишком веселым.


Амага Цибирова, 22 года. Студентка Горно-металлургического института во Владикавказе

В моей голове все очень четко. И не размывается. И не размоется, я думаю, не пройдет. И я не хочу, чтобы проходило.

Я не собиралась уже выходить оттуда. Я пыталась и не могла встать: на мне лежали. Готовилась к смерти, думала, быстрей бы уже прошло. А потом услышала, кто-то по-осетински как будто говорит: «Вставайте! Поднимайтесь!» Я пыталась встать, видела, что кто-то встает, а потом — автоматная очередь.

У моей сестры были осколочные ранения в сердце и живот. Несовместимые с жизнью. Потом оказалось, судмедэксперты всем ставили одно и то же. «Ранения, несовместимые с жизнью». Наверно, родителям было бы тяжело слышать, что она могла быть еще живой, когда горела.

Кого, Путина что ли винить? Я вот ждала Дзасохова почему-то, думала, сейчас он придет и всех спасет. На второй день глючили уже все. Боевики занесли в комнату физкультурников какие-то пакеты, желтые большие пакеты. Нам показалось, что там еда. И кто-то сказал, что это президент Осетии Дзасохов передал пироги и салат, а боевики не раздают и там будут сами хомячить.

У меня были галлюцинации там, такие реалистичные. Мой мозг пытался, наверно, объяснить весь этот грохот вокруг, а я как раз все лето смотрела сериал «Зачарованные», мне казалось, что если кто-то стреляет или падает — то это что-то взрывают ведьмы. Потом мне привиделись какие-то русалки… А потом мне показалось, что мама уехала с новым мужем, оставила нас… Когда очнулась, я спросила: «Ма, а ты почему в Австралию улетела?»

У того, кто меня спас, никого в Беслане вообще не было. Он приехал из села и все три дня был возле школы. И внутрь школы одним из первых прошел. Он меня вытащил оттуда и в раздевалку занес. А мне казалось, что это мой парень, он мне показывает свой новый дом, который хочет купить, и тут где-то бассейн есть.

Все бумаги по льготам я пыталась скрыть. И медицинские справки я скрывала. Я не поступала в институт с основной массой детей Беслана. Я не хотела, чтобы ко мне испытывали жалость. Меня наоборот злость берет! Я ничем не отличаюсь от других — я такая же!

Когда в первый раз ко мне пришел психолог, к концу разговора вышло так, что я ее успокаивала. Она плакала, медсестры прибежали, отпаивали ее корвалолом. Что ты ей рассказала, спрашивают. Она попросила рассказать, что было в школе, и я рассказала.

Я делала и говорила то, что они хотели услышать, чтобы они от меня отвязались. «Расскажи, как ты себя чувствуешь? Ты можешь цветом описать свое внутреннее состояние?» А у меня тогда был только серый цвет. Я поняла, что из-за этого нарвусь на идиотские разговоры и говорила: «Голубое небо вижу. Облака. Солнце». Потом они выходили и говорили маме: «Она очень легко это перенесла».

Они на самом деле хотели помочь, но они не сталкивались с такими случаями. Растерянные были. Вообще в России вся эта система плохо развита: психологи, психоаналитики…

Я думала, если ты вышел из той мясорубки, то всё, у тебя зеленый свет на всю жизнь. Оказалось, это не так.


Заур Абоев, 26 лет. Занимается бизнесом, живет во Владикавказе

На Кавказе всегда находили оправдание кровной мести. Но терроризм — это не кровная месть. Понятно, что среди этих боевиков, может быть, были люди, у которых тоже умерли дети. Тогда иди и убивай того, кто убил твоего ребенка! Но не убивай чужого ребенка.

Забыть эти три дня — значит забыть всех этих людей, которых больше нет. Не дай Бог. Я хочу помнить их последние слова. Я не вижу в этом никаких минусов. Как можно взять и забыть мечты девочки, которая умерла?

В первый день хотелось есть. Во второй день — хотелось пить. В третий день уже не хотелось ни есть, ни пить. Просто хотелось жить. Но были моменты, когда думал: слушай, ну давай уже все закончится.

Одно дело — когда ты просто сидишь со всеми. Другое — когда террорист говорит: я убью тебя. Когда тебя бьет террорист, потому что ты выпил воды. Когда взрывают шахидок, и этой волной тебя выкидывает в зал.

Многие стыдятся того, что было в спортзале. Сходили по нужде при ком-то или еще что-то… Но это глупо. Это вообще такая мелочь! Как можно этого стыдиться? Это не от хорошей жизни! Такие были условия. Я никогда никого не осудил, я не посмею даже кому-то, не дай Бог, сказать: «А ты там пила мочу!» Не дай Бог. Чтоб я ее сам тогда выпил.

Посидев на перекрестке двух миров, понимаешь, что самое главное в жизни — это жизнь.

Вот Оксана Кокова. Она же не может умереть? А она берет и умирает. Инна Туаева не может умереть? Умирает! Хасан Рубаев не может умереть? Ну как же так? Они же люди… Они же дети! И тут ты понимаешь, что умереть могут все. И ребенок, и мать, и беременная, и пьяный, и трезвый. Кто угодно. В любой момент. И от тебя это не зависит.

Хочется прожить несколько жизней еще и за тех, которые погибли. Хочется выпить две кружки воды. Одну за себя, другую за того, кто так и не смог ее выпить.

Всю жизнь, кроме этих трех дней, со мной случаются хорошие вещи. Эти три дня не могут, не должны оказать на меня давление, перечеркнуть все позитивное и прекрасное. Это невозможно. Нам сейчас всем по 20-25 лет. Мне 26. Дай Бог, чтоб все до ста дожили. Как же это так — еще семьдесят пять лет думать о том, что было? А жить когда?


Вика Каллагова, 22 года, закончила медицинский, поступает в аспирантуру

Оля скрытная. Мама умерла, когда мне было 12 лет. И с 12 лет я с ней не как сестра с сестрой, а как мама с дочкой. Я не проявляю свою любовь к ней. У нас нет этих «муси-пуси». Мы никогда в жизни вот так не сидели, не обнялись при встрече. Потому что резко детство кончилось. И я не привыкла проявлять свою любовь. Я наоборот, могу ударить, но сказать: «Я тебя люблю». У меня как-то все по-другому. Я люблю, но не показываю. Я не умею. Не привыкла.

Когда я убегала, я не думала. Просто бежала, как по инерции. Инстинкт самосохранения. Спасала свою жизнь. Возможно, те, кто бежал со мной, потом пожалели, что убежали. А я просто рада, что у меня вовремя включилась голова, и я поняла, что Оля там осталась.

Я не считаю себя ни героем, ни особенным человеком. Герой делает что-то для страны, для народа. Все, что я делала, я делала для себя, для своей семьи. Я четко понимала: если не вернусь — Оля оттуда не выйдет. Она худенькая, такая стеснительная... Ее даже если бы убивали, она б ничего не сказала.

Когда я ее нашла, она сидела в колготках и туфлях. От жары люди раздевались, а эта так и сидела, и сказала: «Всё, нам сейчас надо идти домой. У меня завтра день рождения».

В больнице я впервые увидела папу. Он подбегает, и я ему говорю: «Па, не плачь». А он и не плакал. Не знаю с чем сравнить даже. Не страх, не испуг. Просто в глазах была такая пустота, будто все уже рухнуло, но вдруг появилась какая-то искра. Он на меня такой взгляд кинул! Словно он заново жить начал.

Я не была готова к тому, что кто-то вообще погибнет. Хотя, когда был взрыв, я же сама видела, что умирали люди. Но не была готова. Приехала домой, и тут идет наш сосед. Естественно, все, кто видели меня, плакать начинали, обнимать. Я спрашиваю: «А как Белка? Где Белка?» И он начинает просто плакать. И я понимаю, что моей подруги Белки нет.

В прошлом году я потеряла отца. Я была в институте. Четвертая пара, телефон на беззвучном в сумке, еще надо в деканат… И тут я достаю свой телефон, и у меня куча пропущенных звонков. Под сто. И разные номера. Я сразу поняла, что случилось. Набрала папин номер, Оля подняла. Она плачет: «Папе плохо. Приезжай». То есть — всё. В эту секунду я поняла, что реально всё… Даже когда теракт, даже когда мама умерла, я не так это почувствовала. Состояние, что земля из-под ног ушла. Его нету. Я думала о том, как дальше жить, что нам дальше делать.

Мы с Олей остались одни. В нашей жизни было уже много чего плохого. И больше я просто не смогу. У меня просто нет сил.


Лидия Цалиева, 83 года, бывший директор школы №1

В Великую Отечественную я девочкой была. Это было страшно. Но тогда я, наверно, плохо поняла, что значит «страх».

Это был 25-й год моего директорства. Я и училась в этой школе, и работать меня сюда прислали. Начала с начальной школы: начальные классы, потом завучем, У меня все награды есть! У меня была така-ая красивая жизнь! Я бы заново прожила каждый ее день. Но только не это первое сентября. Не первое сентября четвертого года.

Я отказалась от директорства. Я сказала, что не смогу. У меня такое было состояние... Вам не понять, и не хочу, чтоб вы понимали. И не дай Бог, чтоб вы меня поняли. Это, это... Десять лет скоро будет... Еще ни одного часа, ни одного мгновения нет, чтобы я об этом не думала, чтобы я не видела перед собой детей, умирающих с голоду и без воды. Падают дети, на меня смотрят! Я же старше всех, я же главнее всех! А я ничего не могу сделать. Ничего не могу.

Я унижалась перед этими... Террористами. Я даже слово это ненавижу! Я стояла перед ними на коленях, когда зашел Аушев — это были переговоры. Он меня, правда, поднял, я ему благодарна, он меня за руку взял и посадил на диван. Они в учительской расположились. У нас такая учительская была — просто дом отдыха! Я принесла накидки, на диваны набросить. Это было чудо! И что они сделали с моей школой!? Я не хочу видеть ее в таком виде! Я любовалась раньше своей школой, хоть она и была старая... Я ею любовалась! Я была от нее без ума! А теперь я просто отворачиваюсь, когда проезжаю мимо.

Если бы меня спросили, я б назло всем врагам из нее сделала куклу! Заменила бы окна, крышу, изменила фасад, и сделала бы на этом месте новую школу! Я бы очень этого хотела.

Рядом сидел мой Рубаев Хасан. Я его никогда не забуду. Он мне помогал. Он остался на второй год в шестом классе. Он ко мне подсел и говорит: «Лидия Александровна, вы меня оставите на второй год?» Я говорю: «Хаса-ан, да ты что? Ты же у меня герой! Никогда!» Вы бы видели эти глаза, эти счастливые глаза... Взрывы огромнейшие, сильнейшие, а он от радости перескочил через весь зал к моей внучке: «Залина! Меня Лидия Александровна не оставит на второй год!»

Он погиб. Очень много детей погибло.


Касполат Рамонов, 65 лет, смотритель городского кладбища.

В первый год тут по газонам росли колючки. Идет мать, крест подопрет и уходит. Чтоб территорию отчистить, я становился на колени, брал кухонный широкий нож, втыкал его в землю возле колючки, расшатывал и с корнем выдирал. Так на коленях я прополз всю территорию.

А сейчас делают музей: «Мы — заложники. Мы — герои». Вышли из школы, и сейчас кайфуют в жизни. А дети ихние — здесь.

Среди заложников люди были разные. Некоторых готов сейчас поставить к стенке и расстрелять. Вот так они себя показали.

Мужик один, красавчик, увидишь его, скажешь: «Настоящий осетин!» И по поступкам он будет красавчик,по всем статьям... Сын у него здесь. Попал в заложники, бежал, сына оставил. Потом его ребята спрашивают: «Как же ты так? Сына своего бросил, Давидика?» «Херня, — говорит, — я таких детей еще много наштампую»

Люди очень разные. Некоторые здесь цветы возлагают для ритуала. А другие... Министр один. Не республиканского — российского масштаба. Зашел, встал на колени и плакал. Министр! А один генерал со свитой прошел через арку, перед газончиком на колени встал, фуражку снял, ткнулся лбом в землю и ревел. Я полчаса его успокаивал, он не мог в себя прийти. Генерал. Который войны прошел.

За пределом кладбища — я его называю «Город ангелов» — мне труднее. Я как в другой жизни. Может, я отвык от людей? Может жизнь стала другой? Или я ее представляю вот такой идеальной? Но здесь я дома.

Приезжаю в обед, на тропинке стоит несколько женщин и как-то громко они разговаривают. Подбегаю: «Что такое? Дайте посмотреть, что там интересного».

Посередине баба с двумя пакетами. Лет тридцать. Чашки, светильники, вазочки, все, что есть на могилках, в два больших пакета ходила, собирала. Так, — говорю, — оставьте ее в покое, не трогайте. Я ее в поле за мемориал отвез, лопату дал, говорю: «Копай». С полметра она уже выкопала, и тут сзади голоса какие-то. Поворачиваюсь — наши бабы стоят. «Пожалуйста, не делай этого». Если б не они, ее живую я там бы и закопал.

Мы в детстве друг друга пугали: кто сможет на кладбище прийти ночью? Кто посмеет? А сюда ночью маленькие дети приходят. Им не страшно. Сюда тянет людей. Здесь спокойно, тепло. Но многие из ребят-охранников работать тут не смогли — по ночам на погосте им слышались детские голоса.

Под «Древом скорби» есть цветник. Там могила. Маленькие неопознанные фрагменты, которые остались в лабораториях Ростова, положили в один большой гроб и похоронили. Бывают такие дни: вообще не облачно, листочки на деревьях не шевелятся, ветра нет. И вот оттуда начинается смерч. Какой по телевизору показывают. Все, что есть по дороге: ведра, венки, игрушки — все поднимается в воздух. Доходит до границы старого кладбища и падает.

В зале находились мои жена, дочь и сын. Третьего сентября дочь, Марианна, погибла. Я не помню, что было потом: говорят, я спал у могильного креста дочери несколько недель, а все кругом считали меня сумасшедшим. Я не помню.

Фото героев: Анна Кабисова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ с. Яковлевка Базарно – Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Исследовательская работа

«Дети- жертвы террора в новейшей истории»

Выполнила: ученик 10

класса Кудашев Рамиль Кямильевич

Руководитель:

Тугушева Расима Кадировна

учитель истории и обществознания

2015 год :

Введение……………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………..………….4-13

§ 1. Терроризм в истории человечества ………………………………4

§ 2 Терроризм в России.……………………………………………….5

§ 3 Трагедия Беслана.…………………………………………………..6-8

§ 4 Биографии детей - жертв Беслана.…………………………….9-13

Заключение……………………………………………………………….14-15

Список используемой литературы………………………………………16

Введение

Актуальность моей темы в том, что у памяти есть свойство стираться, мы часто забываем те или иные события из жизни или стараемся забыть то, за что на самом деле стыдно. Ведь история-это не только даты, крупные события, жизнь вождей, царей, диктаторов, а это прежде всего мы с вами. Поэтому мне захотелось затронуть те ноты, которые касаются детей. Для детей которых 1 сентября 2004 года должно было стать первым днём учёбы в выпускном 11-ом классе. Тема мне близка, потому что в результате трагедии погибли школьники- мои ровесники.

В своей исследовательской работе я использовала следующую литературу и источники:1. Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический

аспект: Учебно-методическое пособие. Методологическую базу исследования составила совокупность общенаучных и специальных методов анализа, беседы, социологического опроса.

Хронологические рамки моей работы охватывают периоды с 1992г по 2014 год.Целью данной работы - показать, что террор и дети – это несовместимые понятия, ведь террор ломает судьбы детей, он подобно катку проезжает, уничтожая физически или морально, ломая судьбы тех, кто выжил. Задачи : 1)проанализировать литературу по теме исследования

2)Параметры трагедии Беслана

3)провести опрос по теме «Терроризм сегодня» с обучающимися 9-11 классов. Объект: Терроризм как угроза для детей Предмет: процесс получения информации о террористических актах на территории России (на примере СОШ №1 г.Беслана). Методы: анализ, теоретический, социологический, исследовательский, опрос. Структура исследовательской работы обусловлена целью и задачами.

Работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Основная часть

§ 1. Терроризм в истории человечества.

ХХ век оставил свой кровавый след в истории человечества.Человечество не оправилось от последствий трагедии армянского геноцида, Второй мировой войны и Холокоста - преступной нацистской политики, унесшей миллионы человеческих жизней; геноцидов в бывшей Югославии и Руанде, в ходе которых погибли десятки тысяч детей. Теракты против детей продолжаются: от убийства в школе во французской Тулузе да захвата и казни трех израильских подростков летом 2014 г. Казалось бы, память о Второй мировой войне и геноцидах войне навсегда должна научить человечество ценить мир. К великому сожалению, приходится констатировать возрождение нацистских лозунгов. Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральной центре на Дубровке, Кизляре и Беслане... Откуда берется ненависть? Почему потомки воинов разных национальностей, сражавшихся плечом к плечу против нацизма, убивают друг друга по религиозным и национальным соображениям? Чудовищная правда сегодняшнего дня. Социальная напряженность в обществе, межэтнические конфликты, проявление различных видов экстремизма стали для многонациональной России. Сегодняшний мир представляется жестоким и разобщенным. В этом мире стало страшно жить: страшно ходить в школу детям, страшно пользоваться общественным транспортом, страшно посещать места массовых скоплений народа - именно они являются мишенью для террористов. 1

§ 2 Терроризм в России.

На различных этапах новой и новейшей российской истории террор занимал различное место в жизни общества: от индивидуального революционного террора в Российской империи в последние десятилетия её существования, до террора последних двух десятилетий в Российской Федерации, принявшего исламистский характер. От массового Красного и Белого террора противоборствующих сторон в годы Гражданской войны, до государственного в СССР. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года. 2 Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, заставить выполнять свои требования. Последние несколько лет нашей стране много пришлось пережить и в том числе нападки террористов. Мною были изучены и проанализированы статистика терактов за последние 23 года на территориии РФ.

§ 3 Трагедия Беслана.

Ровно 10 лет назад маленький Беслан в Северной Осетии потерял почти столько же людей, сколько жителей этого города погибло на фронтах за четыре года Великой Отечественной войны. Но самое страшное то, что в родной школе в самый светлый и теплый день года - 1 сентября - погибли 186 ни в чем не повинных детей. Погибли мучительно, страшно, сгорая от жажды, огня и чужой ненависти. Сегодня, 3 сентября, в российском календаре обозначен как день солидарности в борьбе с терроризмом.Русский народ никогда не забудет, какая ужасная трагедия случилась в Беслане 1 сентября 2004 года. Теперь в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте – в школе. Невинные дети, которые самое дорогое, что есть в этом Мире. Они погибли от позорных пуль в спину полулюдей- полуволков. Но им надо помнить, что и на них всегда найдётся управа, и Россия уже не раз и успешно защищала свою Родину от врагов, положивших глаз на Славную Землю и Великий народ.1 сентября 2004 в Беслане (Северная Осетия) была захвачена террористами школа № 1. В заложники были взяты 1128 человек - дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании, отказывая в самом необходимом. 3 сентября в школе произошли взрывы и возник пожар, в результате чего здание частично обрушилось. Федеральными силами был начат штурм. Во время перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в первый день). Единственный взятый живым террорист, Нурпаши Кулаев был арестован и приговорен к пожизненному заключению.

В результате теракта погибли 334 человека:

    Дети от 1 до 17 лет - 186

    Родственники, гости и друзья учащихся - 118

    Сотрудники школы - 17

    Бойцы спецназа ЦСН ФСБ - 10

    Сотрудники МЧС - 2

    Милиционеры – 1

    Последней погибшей в результате теракта стала 32-летняя Марина Жукаева, которая скончалась в августе 2005 года, не приходя в сознание. Ответственность за теракт в Беслане взял на себя Ш Шамиль Басаев, опубликовавший заявление на сайте "Кавказ-центр" 17 сентября 2004 года. 3

    Я провел опрос среди учащихся 9-11 классов (57 человек) своей школы по следующим вопросам:

1.Знаете ли вы, что такое терроризм?

2.Стали бы вы поддерживать терроризм, если бы это было вам выгодно?

3.Как по вашему мнению можно ли искоренить терроризм?

4. Сталкивались ли вы ваши близкие, родственники, друзья с террористическими актами?

По результатам опроса, по данной проблеме мною была прочувствована детская боль трагедий. Эта боль никого не оставляет, она всегда напоминает о себе.

Из 57 опрошенных, почти все знают что такое терроризм. Все опрошенные были против второго вопроса. По третьему вопросу многие согласились с тем, что искоренить можно терроризм. К счастью никто из опрошенных не сталкивался с терроризмом.

Мы должны постоянно помнить о жертвах террора. Чтобы мы наши дети никогда не были террористами. Никогда не стали их жертвами. Никогда не были равнодушными к преступлениям против детства.

§ 4 Биографии детей - жертв Беслана. 4

Есть такое высказывание: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется». Не удивляются, но восхищаются жертвенностью Бесланских учителей, жителей, учеников.Но нет более достоверной истории, чем история борьбы Бесланских учителей и учеников за жизнь. Низкий поклон и вечная память им.

Алана

Мы жили в непосредственной близости от школы, окна нашей

квартиры выходили прямо на спортзал. Поэтому я отправила сначала Алану, а потом, через некоторое время, сама пошла с годовалой дочерью Миленой. Мне не хотелось брать её с собой в школу,

и я надеялась её оставить с кем-нибудь из соседей на улице, так

как занести Милену к няне я уже не успевала. Но, к сожалению, на

улице я никого не встретила. Пришлось заходить во двор школы с

ребенком на руках.

Я успела подойти к классу своей дочери, переговорить с учильницей и родителями, а потом услышала автоматную очередь за своей спиной. Обернувшись, я в ужасе увидела искорёженное лицо человека с автоматом в руках, что-то орущее и угрожающее.

С этого момента жизнь моя перевернулась.

Террористы сделали всё для того, чтобы в спортзале, куда они

загнали всех заложников, люди ощущали себя, как в аду. Они усадили всех на пол. Места было так мало, что всем приходилось сидеть, поджав ноги, без возможности встать. Груднички, которые тоже оказались в числе заложников, жутко кричали. Была невыносимая жара, воздуха не хватало, в зале стоял гул, террористы нервничали и постоянно выпускали очереди из автоматов. Заставляли поднимать руки над головой, издевательски крича: «а ну-ка, сделайте зайчиков и закройте рты». Всё время использовали метод

коллективной ответственности, устрашая тем, что если найдут у кого-либо телефон, то убьют не только владельца, но и сидящих рядом. Постоянно напоминали, что в случае уничтожения одного из них, они будут убивать 50 заложников. Но в то же время они говорили: «молитесь, чтобы и мы добились того, чего мы хотим, и вы в живых остались».

Я сидела, поджав ноги, с годовалым ребёнком на руках, который вжался в меня, как будто снова хотел проникнуть в утробу, а старшая девочка сидела рядом и не соглашалась даже облокотиться, боясь усугубить моё и так трудное положение. А у меня было только одно желание - спрятать их обратно в себя. Сидя в этом аду под дулами автоматов и под развешанными гирляндами бомб, я испытывала одинаковую ненависть как к террористам, так и к нашей власти. Я понимала, что мы между ними -сильными и жестокими - добивающимися своих целей посредством жизней наших детей. Было невыносимо больно, когда террористы, насчитав 1 200

человек, заявили, что СМИ передают о 120, а через некоторое время о 354 заложниках. «Мы доведем вас до озвученного вашей властью количества, а все так и будут думать, что вас было столько» - издевались они над нами. «Никто не выходит с нами на переговоры, вы никому не нужны» - морально добивали заложников душегубы. За всё время, проведенное мною в спортзале, я, несмотря на своё смятение, не переставала удивляться стойкости и терпению наших деток. Удивительно, но у детей в критической ситуации ярко проявились все их хорошие качества. У взрослых было несколько иначе. Дети поддерживали друг друга, помогали друг другу, даже

приносили воды, кому удавалось выйти в туалет, другим листочки от

комнатных растений. Это были маленькие герои, которые вмиг__были лишены детства. Наши погибшие дети стали бы достойными гражданами страны.

На вторые сутки захвата в школу вошёл Руслан Аушев. Результатом его визита стало освобождение 26 человек (матерей с малолетними детьми). В их числе оказалась и я со своей младшей дочерью. На мою просьбу дать возможность вынести ребенка старшей сестре, террорист заорал: «Я сказал мать и грудной ребёнок. На выход!». Мы ушли, а Алана осталась в школе навсегда. С этим приходится жить, страдая каждый день.

Таймураз Дауров

1 сентября 2004 года Таймураз Дауров, как и все его сверстники со 2 «а», спешил на праздничную линейку вместе со своей сестрой четвероклассницей Дианой.

Вы идите, я вас догоню, - сказала им мать, которая замешкалась с маленькой дочкой Мадиной. Но ей не суждено было выполнить свое обещание. Вместе с сотнями детей и взрослых в капкан кровожадных хищников попали и Диана с Тамуликом. Даже в этом аду брат и сестра не разлучались, все время находились вместе, заботливо поддерживали друг друга. В невыносимой духоте с недетским мужеством терпели жажду и

«Кормились» надеждами, что после освобождения напьются воды от души. По словам одной из заложниц, на третий день кто-то тайком принес воды. Предложили попить и Тамулику, но он отказался:

Тогда в туалет захочется, а сходить некуда...

Маленький мужчина не мог себе позволить позориться перед женщинами и девочками. Несмотря на жару и духоту, он даже рубашку не снял. Ему было стыдно: как же он, мужчина, оголится перед слабым полом даже по пояс?..

Прогремели взрывы. Затем обрушились крыша и потолок. В огненном аду сгорели сотни безвинных душ, в их числе и Тамулик... Диана не понимала, что братик убит. Она стояла около него и смотрела безумными глазами, как его маленькое тельце окрасилось алой кровью. Ей кричали:

Убегай, девочка!.. Но она ничего не понимала:

Как я оставлю братика?.. Диану спасли. С ранами и в страшном стрессовом состоянии отвезли в больницу. Прошло время, но Диана не может забыть ту картину, как братик истекал кровью... Родные долго искали Тамулика. Вместе с родственниками объехали все больницы республики. Не верили в его смерть, надеялись, что он где-то лежит раненый. После безуспешных поисков, скрепя сердце, вошли в морг. По оставшимся кусочкам трусов и опознала мама обгорелое тело любимого сыночка... С болью вспоминают о своем воспитаннике и воспитатели детского сада «Березка»:

Тамулик был очень понятливым мальчиком. Его рассуждения в таком юном возрасте порой были такими серьезными, как у взрослого. Ему даже не нужно было говорить: «Нельзя этого делать». Он сам все понимал. Было усердие в учебе. А как он был азартен в спортивных играх! Его бабушка любила и баловала внуков. Откладывала для них самое сладкое, самое вкусное. Тамулик говорил: «Когда я вырасту, сначала стану ученым, а потом президентом. Сейчас ты обо мне заботишься, а потом уже будешь старая. Я буду делать для тебя все, чтобы ты ни в чем не нуждалась, чтобы тебе было хорошо...». Не пришлось стать Таймуразу Даурову ни ученым, ни прези-

Альберт Бердиков

Впервые маленький Альберт испугался в пятилетнем возрасте, когда в магазин, в котором работала его мама Загира, ворвался вооруженный грабитель. Он ударил ее прикладом автомата и забрал из кассы деньги Женщина осталась жива, но лишилась глаза. Потрясенный Альберт часто вспоминал это и говорил: «Хорошо, что он меня не ударил, а то бы я умер».

Загира обожала своего единственного сына. Он был очень любознательным, любил математику, терпеть не мог девочек, с интересом изучал осетинский язык и учил говорить на этом языке маму (Загира - дагестанка). Он был очень ласковым - никогда не уходил слать, не поцеловав на ночь маму и бабушку. Альберт был небольшого роста и мечтал поскорее вырасти. Единственный ребенок - вечная тревога матери. Загира постоянно боялась, что с ее мальчиком что-то случится. Чтобы быть рядом с ним, она устроилась техничкой в первую школу. На каждый День знаний они приходили вместе. Пришла она и теперь, хотя работала уже в другом месте. Вместе они оказались и в спортзале. Поначалу все происходящее казалось Альберту похожим на кадры из боевика. Но когда на его глазах застрелили Руслана Бетрозова, он испуганно спросил маму: «И меня тоже убьют?»Загира теряла сознание, Альберт прикладывал ей к лицу влажную тряпку, гладил щеки, тормошил: «Мама, мама, не умирай!Я всегда буду тебя слушаться!» Незадолго до первого взрыва он решил выйти в душевую, чтобы намочить майку. Успел сделать всего несколько шагов. Загира помнит ощущение пустоты в груди, когда смотрела ему вслед. Сын уходил от нее навсегда... Она опознала Альберта в морге 23 сентября.

Вначале они с мужем, отказываясь верить в смерть сына, искали его в больницах. После безрезультатных поисков пошли в морг. Загиру словно магнитом потянуло к черному пластиковому пакету под номером 235. Но на нем была бирка с чужой фамилией.

Тело уже опознано, - сказал служитель морга. Однако, спустя несколько дней, она вновь остановилась возле того же номера. Фамилии на пакете уже не было. Попросила открыть, перевернуть тело. И увидела знакомые родинки... После похорон кто-то принес ей из школы сочинение, которое Альберт написал в начальных классах. Тема: «Двадцать лет спустя». «Мне уже 30 лет. Я окончил юридический факультет. Работаю судебным исполнителем. У меня жена и двое детей. Я до сих пор дружу со своими одноклассниками Андреем и Аланом. До сих пор я помню свою школу и учителей Ирину Васильевну и Галину Хаджиевну (Ватаева Г.Х. тоже погибла). Они учили меня читать, писать и считать. И вот я уже взрослый мужчина...»

Заключение.

Думать о том, что это наша сегодняшняя действительность -

страшно. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки

всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпи-

мости по отношению к окружающим. В таких условиях всеобщей

нетерпимости, недоверия и постоянной вражды не может функцио-

нировать государство, полноценно развиваться социум. Не допустить

подобного развития событий - это забота каждого гражданина. Несмотря на меры, предпринимаемые государствен-

ными структурами, и деятельность общественных организаций,

проблема социальной напряженности не теряет своей актуальности.

Все чаще в последнее время люди стали задумываться над тем, как

создать условия комфортного существования в мире без насилия и

жестокости, в котором самой главной ценностью является неповто-

римая и неприкосновенная человеческая личность.

У терроризма нет лица и национальности. Терроризм - это чума современного общества. Это болезнь, которой заболевают только нелюди, переполненные неприязнью ко всему: к обществу, религии, культуре, людям. Только террорист, ничего не чувствующий, не испытывающий ничего, кроме ненависти, способен посягнуть на самое святое - человеческую жизнь, причем зачастую это оказывается детская жизнь.

Нет в словарях и в нашем понимании слова, которым можно назвать тех, кто убивает детей, женщин и стариков. Нет, потому что это не поддается человеческому пониманию, это вне человеческих ценностей и морали.Самое страшное то, что террористы стремясь добиться своих целей не воюют с сильными противниками, а бьют по незащищенным, слабым местам нашего общества - по мирному населению.

Решение этой проблемы является одной из главных задач всего мирового сообщества и в достаточной мере осознается международной общественностью, политическими деятелями, сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов, а также волнует любого здравомыслящего человека на земле.

Путь борьбы с терроризмом один. Всем людям в мире необходимо объединиться и дать достойный отпор этой проблеме глобального масштаба.

ОДНОГО ЛЕГКО СЛОМИТЬ, НО ВМЕСТЕ МЫ - СИЛА, КОТОРАЯ СМОЖЕТ ПОБЕДИТЬ ТЕРРОРИЗМ!

Вечная память детям Беслана, гибель которых потрясла весь мир!
Вечная память учителям, которые до последней минуты оставались верны своему святому долгу! Вечная память родителям, погибшим на глазах собственных детей!
Вечная память людям, спасавшим заложников в этой жестокой войне без правил!

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма объявляется минута молчания.

Список используемой литературы:

1. Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический аспект.

2.Годовщина теракта в Беслане- Российская газета (rg.ru)

3. Гушер А.И., Генерал-майор, Руководитель Центра стратегического развития

4. Кл.час \"Экстремизм и терроризм\"

Провела классный руководитель 9 класса - Агамирзоева Д.Н.

5. Соколова Я.В.Мы против экстремизм: Пособие для учащихся. –М.;НМЦ «Гражданин», 2009. -48 с.; ил.- (Я –гражданин России)

6. Алешина Наталья Владимировна Мы помним…", посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов

1 http://newsland.com/news/detail/id/481407/

3 Дети - жертвы Холокоста и террора: Педагогический аспект стр 58

4 Составлена на основе книг: Плакал дождь холодными слезами. / Автор-составитель М. Кабоев. Изд. 2-е - Владикавказ: Издательство - полиграфи-

ческое предприятие им. В. Гассиева, 2008; Баскаева Э. Пепел Беслана стучит в

наши сердца. Издание 2-е, дополненное и доработанное. Владикавказ, 2012

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. »

Дети – жертвы террора

Классный час, посвященный памяти детей,

погибших в Беслане

Обречены мы познавать.

Зачем же люди так жестоки?!

…Нет, их людьми нельзя назвать.

Они сгубили хладнокровно

Так много слабых, невиновных

Как дик наш двадцать первый век

Какой тиран пошел на это,

Какой осмелился злодей

Держать под дулом пистолета

Сердца беспомощных детей?!

Такого тяжкого страданья

Страна не знала много лет,

Нет террористам оправданья,

И на земле им места нет

Город Беслан...

Первый день осени, все рано встают,

Надевают костюмчики и в школу бегут.

Здесь все как и прежде:

Дети в школу спешат, вокруг счастье, надежды.

Дети дарят цветы, на их лицах веселье.

Все учиться хотят,

И все рады, что вместе.

Только радость большая

Подошла вдруг к концу:

Праздник быстро закончился,

Все как будто в аду.

И за что непонятно

Захватили детей,

Издевались над ними,

Не давали воды

И взорвать обещали, будто это - враги!

Дети - это святое!

Без детей жизнь как бред!

Но не все понимают,

Что без нас счастья нет.

Как же взрослые могут прикрываться детьми,

Делать детям плохое и не видеть вины.

Мир наш очень красивый,

Но он очень жесток,

Ведь детей убивают,

Если нету надежды,

Что наш мир будет чист.

И не будет злодейства.

Дети - это святое!

Это знайте всегда!

И тогда больше горя

Не увидит Земля!.

Считаем своим долгом вспомнить и тех воинов подразделений «Альфа» и «Вымпел»,которые погибли там, защищая детей и их родителей, а так же прикрывая своих товарищей. Человек жив, пока о нем помнят. И было бы непростительно не вспомнить их...

А времени - нет, всё идёт - на минуты

Альфа и Вымпел! Команда - вперёд!

Нужно заставить - молчать пулемёты

Главное - дети, своя жизнь - не в счёт.

Они это сделали, там - погибая

Прими их Господь - в свои райские кущи

Они все - ушли, память нам оставляя

О воинах - Русских, в бессмертье идущих.

(Показывается на экране фотография погибших войнов).

Сквозь млечный путь, Куда то в бесконечность

Совсем в иные – вечные миры

Простив нам разгильдяйство и беспечность

От всех живых Вы в этот день ушли.

Ушли затем, что бы опять вернуться,

В сознании и памяти людей.

Ни ангелами в небе обернуться,

“…А превратиться в белых журавлей…”

И вместе с той же журавлиной стаей

Что бы как прежде “…часто и печально

Мы замолкали, глядя в небеса…”

Нет ни одной боли сильней, чем эта!

Ни один ребёнок, ни один взрослый

Не забудет этот день и каждый, идя

мысленно с этими детьми и их родителями…

Объявляется минута молчания…

    3 сентября в Северной Осетии объявлен Днем памяти. Прошло десять лет после этой трагедии. Говорят, время лечит. Боль отступает, но не уходит… У нас нет возможности исправить прошлое. Мы можем только бороться за наше будущее.

Хочется, чтобы на сегодняшнем уроке мы поддержали требования всех школьников и внесли свой вклад в общую борьбу за мир. Нам нужен мир. Нельзя дать разрушить все то прекрасное, что сотворено нашими руками. Мир и труд – вот наша жизненная программа.

18 февраля 2005 г. в СШ № 000 г. Москвы состоялась торжественная церемония открытия детско-юношеского Движения «Дети России против терроризма». Школа № 000 стала инициатором создания Движения «Дети России против терроризма», автором идеи по установке в г. Москве памятника всем погибшим в СШ № 1 г. Беслана. Эта инициатива родилась осенью 2004 года, сразу после трагических событий в Беслане. По предложению московских школьников и при поддержке РОО «Молодежная лига труда» символом Движения стал колокольчик с надписью «Дети России против терроризма».

Чтоб тень войны нам Солнце не затмило,

И чтоб на счастье всем, покончить с ней, -

Соединяйтесь вместе, люди мира,

Еще сплочённей, тверже и тесней.

Единодушны люди доброй воли

Мы против сил войны встаем стеной, –

И никому на свете не позволим

В пучину бедствий ввергнуть шар земной.

Борьба с террором - общегосударственная задача, и не только. Это уже глобальная проблема человечества. У терроризма многонациональное лицо. И нужны новые меры борьбы. Мы должны знать, как поступить в случае беды. (Каждому ребенку вручается памятка «Как вести себя в чрезвычайной ситуации»). Желаю вам солнца и голубого неба над головой. Пусть рядом с вами всегда будут ваши родители и близкие, дорогие вам люди оставайтесь человечными, и тогда мир станет добрее.

История терроризма приводит в ужас. Особенно ужасает, когда дети становятся террористами. История терроризма пишется до сих пор.

Когда наступают сумерки тысячи босых детей северной Уганды уходят из родных селений в большие города: Гулу, Китгум или Лира. Придя туда, одни идут в здания, другие во дворы, парки или на автобусные остановки. Но, когда наступает рассвет, они возвращаются домой. Что все это значит?

Начиная с 1095 года и на протяжении двух столетий армии крестоносцев не раз проходили по дорогам Европы и Ближнего востока. Им противостояли мусульмане из Северной Африки и Азии. Обе стороны стремились любой ценой завоевать Иерусалим. Эти «святые воины» в многочисленных битвах рубили друг друга на куски. Мирные жители тоже страдали от топоров и мечей. Священнослужитель Вильям из Тира в двенадцатом веке описал вторжение Крестоносцев в 1099 году такими словами:

«Они носились с копьями и обнаженными мечами. Каждого кто, попадался им на пути они, сбивали с ног и разрубали не щадя никого-ни мужчин, ни женщин, ни детей. Убитых было так много, что все улицы были завалены трупами, и невозможно было пройти, не наступив на мертвые тела. Кровь лилась рекой , ею были заполнены все желоба и сточные канавы города, повсюду лежали груды мертвых тел».

Со временем террористы стали использовать огнестрельное оружие и взрывчатые вещества,что привело к еще большим трагическим последствиям.

Жертв-миллионы!

История терроризма приводит в ужас своей масштабностью.

Один молодой студент застрелил наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца Фердинанда. Это произошло 28 июня 1914 года. Этот год считается поворотным годом в истории Европы. Началась первая мировая война, где погибло двадцать миллионов человек.

Вторая мировая война отличалась зверствами. Это и бомбежки мирных жителей, расправа над ни в чем не повинными людьми и концентрационные лагеря. Но этой войной зверства не закончились. В Комбодже в 1970-х годах более миллиона человек стали жертвами резни. В Руанде в 1990-х годах в кровавой бойне погибло более 800 000 человек.

Кровавая история терроризма. Дети террористы.

Терроризм свирепствует вплоть до наших дней. История тех дней так ни чему и не научила. Террористы продолжают хладнокровно убивать. Бомбы взрываются на рынках, гибнут люди, женщины насилуются, детей забирают в рабство, до тла выжигаются целые селения. И этим зверствам нет конца. Никакие законы и общепринятые нормы не помогают.

Некоторые хотят добиться политической свободы и религиозной чистоты путем насилия. Они думают что именно этот метод наиболее эффективный. Даже правительства, чтобы установить порядок, прибегают к террору. Но если бы терроризм был эффективным способом в разрешении проблем, то давно уже наступили бы мирные условия, стабильность и процветание. Но на самом деле все наоборот - это порождает новые репрессии, что вызывает ответную реакцию.

Путь террора - ошибочный путь. Терроризм принес не свободу и счастье, а страдание, разочарование и смерть. Именно такие горестные плоды принес терроризм XX и XX| веку. Одна девушка поделилась:

«Каждый день я с ужасом думаю, что кто-то из моей семьи или друзей может погибнуть… Нам остается надеяться только на чудо ».

Многие тоже пришли к такому же выводу. Людям самим не справиться. Только в силах разрешить все проблемы человечества, в том числе и терроризм. Истории терроризма придет конец!

Голубева Олеся

Работа посвящена актуальной проблеме - проблеме опасности террора для человечества.Ученица показывает, что в последнее время Россия тоже становится объектом террористических актов. Вместе с тем автор подчеркивает, что дети становятся не только объктом нападений, но и участниками террористических акций, что является прямым нарушением прав ребенка, о чем говорится в Конвенции о правах ребенка. Дело борьбы с террором-это глобальная проблема человечества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕМИХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ"

Работа ученицы 6 класса «А»

Голубевой Олеси

Руководитель:

Кормилицина Любовь Александровна

2014 г.

Актуальность выбора темы2

Терроризм в России 2

Трагедия Беслана 4

В Ираке исламисты делают из детей террористов-смертников 6

Влияние массовой культуры на образ мышления человека 8

Выдержки из конвенции ООН о правах ребёнка 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

  1. Актуальность выбора темы
  1. Терроризм в истории человечества

ХХ век стал временем неслыханного в истории террора: государственного, политического, национального, религиозного. Сейчас мировое сообщество содрогается при сообщениях о все новых террористических актах. Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы. Его проявления обычно влекут массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию; он порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Слово “террор“ из латинского языка (terror - cтрах, ужас). Террор – это систематическое использование крайнего насилия, угрозы насилия для достижения публичных или политических целей. Терроризм трактуется как угроза насилием, индивидуальные акты насилия или компании насилия, ставящие целью в первую очередь постоянно внушить людям страх - терроризировать. Терроризм может означать международное преступление, совершаемое посредством насилия и устранения для достижения определённых целей и задач.

Терроризм - явление не новое в истории человечества: с древнейших времен в борьбе за власть люди использовали преступные действия, но в настоящее время терроризм претерпел такие количественные и качественные изменения, что представляет собой угрозу для существования всей человеческой цивилизации. Проблемами терроризма занимаются сегодня самые различные общественные науки: история, социология, политология, криминология, психология, философия.

  1. Терроризм в России

На различных этапах новой и новейшей российской истории террор занимал различное место в жизни общества: от индивидуального революционного террора в Российской империи в последние десятилетия её существования, до террора последних двух десятилетий в Российской Федерации, принявшего исламистский характер. От массового Красного и Белого террора противоборствующих сторон в годы Гражданской войны, до государственного в СССР.

Как же обстоит в реальной жизни? Цель данной работы - показать, что террор и права детей – это несовместимые понятия, ведь террор ломает судьбы детей, он подобно катку проезжает, уничтожая физически или ломая судьбы тех, кто выжил.

Дети и терроризм два слова, которые не при каких условиях не могут стоять рядом, так как противоречат друг другу по своей сути. Дети - это счастье, веселье, улыбки, да и вообще Жизнь. Терроризм – это горе, слезы, несчастье, Смерть. Но по причинам, не понятным ни одному нормальному человеку, в наш век эти два понятия все чаще можно слышать рядом. Взрослые решают свои проблемы, а заложниками их споров становятся дети.

  1. Террор - это преступление против будущего человечества
  1. Трагедия Беслана

Праздник первого сентября, который ждут все: и ученики, и учителя, и родители. Ведь это не просто праздник, это День знаний, интересных и нужных. Но кто-то решил, что ребята должны узнать о том, что такое ужас и смерть. 1 сентября 2004 года группа вооруженных террористов захватила школу в небольшом городке Беслан в Северной Осетии. В руках боевиков оказалось более 1200 человек. В основном это были дети и женщины. Захваченные заложники были загнаны в четыре основные помещения школы Беслана: спортзал, столовую, тренажерный зал и душевую. Три дня их держали в нечеловеческих условиях, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Попытки решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. Спустя несколько дней после захвата школы в городе Беслане, Россия хоронила 332 человека, из них 186 детей, погибших от рук нелюдей в обличье человека.

Воспоминания о событиях тех дней до сих пор болью и тоской отражаются в сердцах людей, даже тех, кого трагедия не затронула лично. Ведь террористы, захватившие школу в Беслане, посягнули на самое святое , что есть в этом мире, – жизнь детей. Большая страна не забыла о невинных жертвах, и скорбит по ним. Первого сентября 2014 года будет 10 лет как произошла эта трагедия!

  1. Как самому не стать пособником террористов

Террористы очень любят использовать в своих целях подростков и молодежь. Они хорошо понимают, что в 13-15 лет некоторые подростки относятся к войне как игре, где убивают других, кого угодно, но только не их самих.

Террористы охотно воздействуют на психику подростков, убеждая их, что сражаются за благородные цели. «Мы – правильные, мы сражаемся за свой народ, за свою землю, за чистоту нашей религии, - говорят они. – А эти – пришлые, они хотят нас поработить. Мы должны их изгнать с нашей земли и, если понадобится, убить». Все, что они говорят, в лучшем случае полуправда, с помощью которой они маскируют грубую, циничную ложь. Не секрет, что многие подростки неравнодушны к оружию. Подержать его в руках, а тем более прицелиться и нажать спуск – заветная мечта многих мальчишек. Участники бандформирований учитывают эту особенность и, чтобы заполучить к себе еще одного боевика, пусть даже совсем юного, делают вид, что они относятся к нему как к взрослому, сразу доверяют ему оружие.


Польский публицист РышардКапущинскй, много лет наблюдавший различные военные конфликты в Африке, писал о детях, которых используют в своих целях сепаратисты: «Они получают оружие и быстро проходят боевое крещение. Их коллеги постарше (тоже, впрочем, дети!) часто ленятся воевать и, когда предстоит бой с врагом, посылают этих мальчишек на передовую, в пекло сражения. …Ребенку неведома боязнь смерти, он не знает страха, который появляется только с годами».


Даже самые безобидные ситуации, не имеющие ничего общего с войной, могут оказаться связанными с пособничеством террористам. Подростки вызывают меньше подозрений и почти не привлекают к себе внимания. Вам могут предложить, например, за небольшое вознаграждение зайти в квартиру и проверить, дома ли тетя Саида, передать ей привет, Скажем, от Хуршета. На самом деле это может быть проверкой, есть ли в доме засада, устроенная спецподразделениями силовых структур. Такое поручение вам может дать даже знакомый человек. У него же на лбу не написано, член банды он или нет.


Охотно детей используют в роли почтальонов: они передают нужную информ ацию в лесной массив и обратно. Вы даже можете и не подозревать, что вас используют, не понимать, что вы ис полняете поручения террористов. Неоднократно бывали случаи, когда террористы засылали в нашу страну своих вербовщиков и заманивали молодежь за границу якобы для изучения Корана в медресе. На самом деле юноши оказывались в лагерях боевиков, на курсах, где специальные инструкторы учили их обращаться с взрывчаткой и оружием. Дальнейший путь выпускников таких курсов предопределен – диверсии и вооруженные нападения. В результате их жизнь оказывалась навсегда перечеркнутой.

  1. В Ираке исламисты делают из детей террористов-смертников.

Война превратила Ирак в одно из самых опасных для детей на Ближнем Востоке мест. По информации Fides, десятки детей умирают каждый день от голода. Исламские фундаменталистские группировки воруют детей и превращают их в «шахидов». «Армия Махди» с начала военного конфликта использует детей-солдат.

Маленькие дети привлекают меньше внимания и возбуждают меньше подозрений. Они способны свободно проходить по контролируемым военными участкам. Им не составит труда завлечь солдат в засаду. Поэтому экстремисты обучают их и используют в качестве террористов-смертников.

Аналитики утверждают, что «Армия Махди» использовала детей с начала военного конфликта в Ираке. В 2008 г. 376 таких «шахидов» были убиты и 1594 ранены. В 2009 г. насчитывалось 362 убитых и 1044 раненых детей. В 2010 г., по крайней мере, 194 нашли убитыми и 232 были ранены.Чаще всего страдают дети в Багдаде и провинциях Дияла и Нинева.

Международные террористические сети сегодня все чаще втягивают в свою деятельность подростков - практически детей. 15-летний палестинец ХуссамАбдо был остановлен израильскими солдатами на одном из КПП возле Наблуса на Западном берегу Иордана. Кадры его ареста в свое время обошли все телеканалы мира: посередине дороги стоит дрожащий от страха подросток, израильские солдаты наводят на него автоматы и кричат, чтобы он снял с себя «пояс шахида». Спустя пару минут, по-прежнему дрожа от страха, подросток подчиняется приказу. Взрыв не состоялся. О своем поступке он говорил уверенно: «Это не самоубийство, это - принесение себя в жертву, в жертву моему Богу. Это лучше, чем стать певцом или футболистом. Это лучше, чем что-либо в мире». Психологи считают Хуссама испуганным подростком, не вполне понимающим, что он делает, одним из мальчиков, угрозами или посулами втянутых циничными боевиками в поиски мученической смерти.

Террористы Талибана собирают голодающих детей, достигших возраста восьми лет в Афганистане, чтобы устанавливать смертельные придорожные ловушки, ставить приманки в засадах и даже делать из них террористов-смертников.
Несмотря на утверждения, что у них нет детей в их рядах, экстремисты Талибан активно набирали сирот и бездомных молодых мальчиков и обучали их использовать оружие, самодельные взрывные устройства и жилеты с взрывчаткой, согласно отчету, опубликованному в D ailyMail, сообщает Al-Alam.
Афганской сироте по имени Neaz было всего восемь лет, когда ему обещали горсть монет боевики Талибана, чтобы переманить его на свою сторону.
Согласно докладу, сразу после рейда Neaz был похищен лидерами талибов и доставлен в близлежащий город, где ему показали, как использовать оружие и делать самодельные взрывные устройства.Они задаривали его конфетами, и поначалу он был рад, когда они сказали, что планируют принести ему дополнительно специальный подарок – жилет смертника,
заполненный пулями и гранатами. «Они заставили меня примерить его. Гранаты были расположены вокруг моего тела, а затем они предложили мне монеты (50 Афганис – приблизительно 1$)», - сказал он. «Они сказали мне взорвать себя на контрольно-пропускном пункте. Я спросил, что я буду делать с деньгами, если я должен взорвать меня. Но они продолжали поощрять меня, говоря мне, что если я сделаю его, я попаду в рай».В конце концов он убежал и прошёл девять миль до полицейского участка, чтобы сдаться. Сейчас ему 10, Neaz живет в приюте в ЛашкарГах (LashkarGah).В тюрьмах Гильменда и Газни содержатся 224 ребёнка, арестованных правительственными войсками за планирование или проведение нападений.

Использование детей в качестве боевиков и как террористов-смертников одна из главных проблем в Афгани стане. Правозащитники убеждают группировку Талибан прекратить использование детей в афганском конфликте.

20 детей террористов-смертников, которые были арестованы афганскими силами безопасности, были освобождены президентом Хамидом Карзаем в 2011 году. Большинство их в возрасте младше 16 лет и они были арестованы в разных регионах Афганистана. Юные террористы-смертники признались, что были приняты на работу группировкой Талибан, и после того, как прошли обучение, они были посланы на задание – совершить террористические акты.

В Пакистане полиция провинции Белудижистан заявила, что арестовала группу детей от 8 до 15 лет, которые подготавливали и совершали взрывы по указанию террористов.

По словам представителей полиции пакистанской провинции Белуджистан, группа сепаратистов, которая воюет с правительством на протяжении многих лет, начала использовать детей для осуществления взрывов. Полиция задержала одиннадцать детей в возрасте от 8 до 15 лет, во время рейда в пригороде Кветта. Взрослым боевикам удалось скрыться.

Представитель полиции ЗубаирМехмуд заявил: "Все дети происходят из очень бедных семей. Некоторым детям только восемь лет". Он отметил, что дети признались, что помогали террористам осуществить минимум десять терактов в городе Кветта. За закладку взрывчатки каждый из мальчиков получал от $ 25 до $ 50. Один из задержанных мальчиков заявил, что он совершил взрыв 10 января вблизи рынка Квета, от которого погибли 79 человек и пострадали 67. Детей учили класть взрывчатку в мусорные кучи.

В январе и феврале в Квета произошли два мощных взрыва, которые унесли жизни около 200 человек. В течение многих лет вооруженная группировка "Объединенная армия Белуджистана" воюет за независимость провинции, которая имеет собственные месторождения газа.

Впервые об использовании детей для совершения терактов в Пакистане стало известно в 2009 году, когда правительство обвинило одного из лидеров пакистанского Талибана БайтуллуМехсуда в подготовке детей как террористов-смертников. Мехсуд также продавал детей-солдат за $ 6-12 тыс.

  1. Влияние массовой культуры на образ мышления человека.

В настоящее время существует колоссальное количество фильмов, чей сюжет замешан на терроризме. Очень велико количество компьютерных игр со сходным содержанием, где предлагается стать террористом, убивать, захватывать заложников и т. п. Разве это не может не сказаться на психологическом уровне восприятия мира неокрепшим сознанием ребенка? К сожалению, если о подобном и задумываются, то необходимых мер о предотвращении показа фильмов с фактами насилия, запрещении игр не предпринимается.

В глубине сознания хочется подражать полюбившимся героям, по «крутому» разобраться с возникшими проблемами, ощутить себя героем, в центре внимания толпы. А грань между воображаемым и реальным миром так легко переступить.

67 % опрашиваемых заявили, что играют в компьютерные игры с элементами терроризма. Из них – 40% отметили, что участвуют всегда на стороне силы борющейся с террористами. 60 % - ответили, что им без разницы на чьей стороне участвовать, лишь бы играть.84 % учащихся при ответе на вопрос – «любите ли вы смотреть боевики?» - дали положительный ответ.

  1. Можно ли противостоять терроризму?
  1. Объединение в борьбе с терром

Растущее в мире число террористических актов сделало необходимым создание международной системы борьбы с ними, координацию усилий различных государств на самом высшем уровне. Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем - политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путём не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве, утверждении или отстаивании национальной независимости, реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.

Терроризм представляет собой повышенную опасность, потому что часто влечёт за собой массовые человеческие жертвы, психические травмы, приводит к разрушению материальных и духовных ценностей, которые иногда бывает трудно, а подчас и невозможно воссоздать. Опасность проявления терроров – действия против мирных жителей. В России терроризм конца девятнадцатого, начала двадцатого веков входил в арсенал борьбы русского революционного движения. Казалось,Россию не коснутся трагические события. Но хроника последних лет говорит совсем о другом. Совсем недавно,накануне нового 2014 года, когда все радовались долгожданному празднику, страна содрогнулась от взрывов в Волгограде. как будто нам напомнили: террор всегда рядом. Будьте бдительны! Но самое страшное, что в результате террора погибают дети, а ведь это будущее любой страны.

  1. Создание конвенции ООН о правах ребёнка

Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 году, призвана защитить детей и создать все необходимые условия для их развития,так как здоровые дети –это здоровый мир.

Статья 1.2.

Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 6.

1. Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 16.1

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

  1. Заключение

У терроризма нет лица и национальности. Терроризм - это чума современного общества. Это болезнь, которой заболевают только нелюди, переполненные неприязнью ко всему: к обществу, религии, культуре, людям. Только террорист, ничего не чувствующий, не испытывающий ничего, кроме ненависти, способен посягнуть на самое святое - человеческую жизнь, причем зачастую это оказывается детская жизнь.

Нет в словарях и в нашем понимании слова, которым можно назвать тех, кто убивает детей, женщин и стариков. Нет, потому что это не поддается человеческому пониманию, это вне человеческих ценностей и морали.

Самое страшное то, что террористы стремясь добиться своих целей не воюют с сильными противниками, а бьют по незащищенным, слабым местам нашего общества - по мирному населению. Они совершают взрывы, поджоги, массовые отравления, угоняют самолеты, захватывают заложников. Все это приводит к массовым человеческим жертвам, уничтожению духовных и материальных ценностей.

Решение этой проблемы является одной из главных задач всего мирового сообщества и в достаточной мере осознается международной общественностью, политическими деятелями, сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов, а также волнует любого здравомыслящего человека на земле. https://accounts.google.com