Деятельность петра первого и ее результаты. Вопросы, по которым возникают споры

Реформы Петра I раскололи русское общество, привели к образо- ванию двух разных укладов. Один из них, по терминологии В.О. Клю- чевского, назван «почвой», другой – «цивилизацией».

«Почва» – это уклад, основные черты которого сложились в ус- ловиях Московского царства. В нем господствовало общинно- корпоративное устройство, вертикальные связи, отношения поддан-

ства. Развитие шло медленно, тяготело к застою. С этим укладом бы- ла связана подавляющая масса населения – прежде всего общинное крестьянство, находившееся в зависимости от помещика или госу- дарства. Здесь господствовали коллективизм, уравнительные прин-

ципы социальной справедливости, антисобственнические настроения.


Все стороны почвенного уклада определяло русское правосла- вие. Церковь призывала сосредоточиться на духовной стороне жизни, отрешиться от земных забот и тягот, смиренно нести свой крест. Она осуждала стремление к прибыли как цели экономической деятельно- сти, не согласилась признать предпринимательство богоугодной дея- тельностью. Антирыночная направленность православия очевидна.

«Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры: песни, сказания, былины, народные обряды. Существовала своя сис- тема образования, которая обеспечивала непрерывность традиции.

«Почва» представляла собой уклад, преобладавший и по объему: с ним было связано большинство населения. Мировоззрение здесь оп- ределялось русским православием и традициями общинности.

«Цивилизация» – это уклад западного типа. Он включал лишь малую часть России, в основном грамотную и активную. В рамках этого уклада началась модернизация общественной жизни: формиро- вание классовой структуры, развитие предпринимательства, рыноч- ных отношений, появление профессиональной интеллигенции. Но этот уклад насаждался государством, им контролировался, не был ор-

ганичным для общества, а потому не был в полном смысле слова за-

падным. Он был значительно деформирован.

Мировоззрение этой части населения становилось рационали- стическим. Личностное начало получило импульсы для своего разви- тия, и общественные идеалы формировались под влиянием европей- ского образования, европейских мыслителей. В котле отечественной культуры начали вариться европейские достижения: идеи француз- ских просветителей и социалистов, достижения новейшей филосо- фии, науки.

Однако возможности для рационализации сознания и индиви- дуализации общества были ограничены. Давили корпоративность и мощное государство. Государство вмешивалось во все, указывало,

что производить, чем торговать, в каких портах выгружать товары, где жить и т.д. Становление рынка шло медленнее, чем это было воз- можно при ресурсах страны. Круг собственников, людей с капитала- ми, был узок. Практически не рос слой мелких и средних собственни- ков. Мелкой частной собственности на землю не существовало.


Отсутствие развитого рынка наемной рабочей силы, конкуренции

среди рабочих сдерживало рост квалификации, снижало рост произ- водства. В 1721 г. Петр I издал указ, разрешавший частным предпри- нимателям покупать крепостных для работы на заводах. Труд крепо-


стных был крайне неэффективен, а потому способ решения этого во- проса можно считать азиатским. В большинстве стран Европы в ХVII в. гораздо более мягкое, чем в России, крепостное право было отмене- но. В России в ХVII в. крепостными были не только крестьяне, но и новый класс рабочих. Отношения подданства остались неизменными.

Западный уклад в России имел сильные восточные черты. Кон- куренция в промышленности была очень слабой. Все предпринима- тели были обязаны выполнять прежде всего казенный заказ. Все, что производилось сверх госзаказа, продавалось на свободном рынке. От- сутствие конкуренции не давало стимулов для совершенствования технологий и производства в целом.

Культура западного уклада была светской: театр, литература, живопись – все развивалось на рациональной основе. Несмотря на то, что западная культура светского типа стала складываться в России лишь с начала XVIII в., то есть относительно недавно, за короткий исторической срок она достигла небывалых высот. Культура «почвы» в целом изучалась мало и была неизвестна «цивилизованной» России. Западный уклад, несмотря на государственный контроль, по сравне- нию с «почвой» развивался динамично, был ведущим по значению. Именно его развитие определило место России в мире.

Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. В рамках одного государства сосуществовали два общества, обладавшие раз- ными ценностями и идеалами, идущие разными путями развития. Разрыв в уровнях развития этих укладов постоянно увеличивался. Противостояние двух укладов сверху донизу, постоянная угроза на- рушения общественного согласия и скатывания к гражданской войне были повседневной реальностью и важнейшим фактором обществен- ного развития в течение XVIII–XX вв. Общество постоянно стояло перед выбором: либо «почва» и, значит, восточный тип развития, как это произошло в период царствования Ивана Грозного, либо европей- ский путь и возрождение традиций Киевской Руси, республиканского Новгорода.

Таким образом, реформы Петра I имели масштабные долговре- менные последствия, которые сказываются ощутимо и в современной России. Наследие Петра Великого на протяжении почти трех столе- тий вызывает споры, неоднозначные оценки. Западники утверждали, что всем лучшим в своей истории Россия обязана Петру I, он сделал государство европейским, воссоединил Россию с Европой.


Сторонники «почвы» (их называют славянофилами) утверждали обратное: Петр I изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру заимствованиями из западной и нанес вред естественному ходу развития страны.

Историк-декабрист М.А. Фонвизин так оценивал Петровскую эпоху: «Если Петр старался вводить в России европейскую цивилиза- цию, то его прельщала более внешняя сторона. Дух же этой цивили- зации – дух законной свободы и гражданственности был ему, деспо- ту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоин- ства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным за границей».

Итоги преобразовательной деятельности Петра I заключаются в следующем:

1. Россия получила выход в Балтийское море и тем самым вошла в среду европейских народов.

2. Создана первоклассная армия и военно-морской флот.

3. Создан новый аппарат государственной власти, более пригод-

ный для общества, чем старая система приказов.

4. Создана крупная промышленность, что сделало Россию эко-

номически независимой от других стран.

5. Заложены основы светской русской культуры.

6. Положено начало созданию системы национального образо-

вания и медицины.

7. Церковь подчинена государству, ликвидировано патриаршество.

8. Россия стала империей.

Многогранная и противоречивая в своих конкретных проявлениях и исторических последствиях, по-разному оценивается в историографии. При этом оценки деятельности Петра I во многом определяются теми принципиальными теоретическими (методологическими) подходами, которых придерживаются те или иные исследователи. В рамках всех научных направлений, которые основываются на идеи поступательного, прогрессивного развития человечества, даются в целом положительные оценки деятельности Петра I.

Так, в 30 40-е гг. XIX в. западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.), считая Россию страной, идущей по западноевропейскому пути развития, отстаивая необходимость использования опыта Запада, делали вывод о том, что Петр I осуществил исключительно полезное для страны дело, сократив еѐ отставание от Европы и т. д. Историки «государственной школы» (прежде всего, С. М. Соловьев) писали о реформах, о личности Петра I в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.

В XX в. представители историко-материалистического направления (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, Е. В. Анисимов и др.), пришли к выводу о том, что в результате петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу, а созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада. Но вместе с тем, обращается внимание на то, что необходимые реформы были проведены дорогой ценой, за счет усиления эксплуатации народа.

Представители либерального направления (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), которые главное внимание уделяют развитию личности, признают заслуги Петра I в деле европеизации страны, превращения ее в передовую державу. Но при этом они считают, что страна была обескровлена из-за перенапряжения народных сил, а пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов. В результате же «вестернизации» (в смысле «слепого» копирования западных идей и порядков) в России утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии.

Страна же к концу правления Петра I представляла собой военно-полицейское государство с крепостнической экономикой: реформы законсервировали крепостнические отношения. Представители технологического направления (С. А. Нефедов и др.), которые, изучая прогресс человечества, главное внимание уделяют технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе, рассматривают реформы Петра I в контексте технологической модернизации шведско-голландского образца.

При этом отмечается то, что новые явления взаимодействовали с традициями прошлых эпох, и этот синтез не привел к существенным переменам: в России имел место абсолютизм восточного образца. Дворяне не были свободны, поскольку обязаны были нести государственную службу, а их отношения с крестьянами регулировались государством. Промышленность же, созданная Петром I, была, в основном, государственной промышленностью, обслуживающей армию и флот.

В целом Россия оставалась восточным государством с европейским фасадом. Сторонники локально-исторической теории, в целом отрицательно относятся к реформаторской деятельности Петра I. Славянофилы в 40-е гг. XIX в. пришли к выводу, что реформы Петра I - это насильственное вмешательство государства в самобытную жизнь русского народа, которое нанесло русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и естественного пути развития.

В рамках религиозно-исторической теории существуют два противоположных подхода к оценке деятельности Петра I. Христианская историография, представленная официальной церковью, к Петру I относится лояльно: деятельность царя как помазанника Божьего была направлена на благо России. А вот в старообрядческой христианской литературе проявляется явно негативное отношение к Петру I, так как, по мнению старообрядцев, он пренебрегал старинными православными традициями, преследовал старообрядцев и т. д. Следует подчеркнуть, что в оценках деятельности Петра I известными государственными, общественными, деятелями, писателями, а также историками прослеживается определѐнная противоречивость и неоднозначность.

Как представляется, это объясняется, очевидно, тем, что, во-первых, для истории важны не только позитивные результаты преобразований, сами по себе, но и та цена, которая заплачена за них народом. Во-вторых, тем, что противоречивыми оказались последствия петровских реформ во всех сферах жизни российского общества.

Преобразования Петра I представляют собой модель реформирования общества в условиях его системного кризиса. Это обстоятельство, по мнению авторитетных историков (Каменского и др.) , с одной стороны, обеспечило радикальным реформам Пѐтра I благоприятные условия, так как в результате кризиса произошла дезорганизация политической элиты, и она не смогла составить оппозиции: петровские реформы, перевернувшие жизнь российского общества, не встретили сколько-нибудь серьѐзного сопротивления.

Но, с другой стороны, кризис потребовал радикальных преобразований во всех сферах жизни и в относительно короткий срок. Это предопределило отсутствие планомерности, системности, проработанности, подготовленности в процессе реформирования, а также, во многом, и насильственный способ реализации реформ. Исторический опыт петровских реформ свидетельствует о том, что период радикальных реформ требует максимального напряжения сил общества, и не может продолжаться сколь угодно долго. Общество, несомненно, через какое-то время начинает нуждаться в передышке и в осмыслении опыта, уроков осуществляемых преобразований, т.е. идѐт проверка реформ самой жизнью, в ходе которой происходит в той или иной мере, движение вспять.

Это, по сути дела, и наблюдалось в послепетровский период, когда проявились противоречивые, негативные последствия петровских реформ. В течение, по крайней мере, двух десятков лет преемникам Петра I пришлось ликвидировать последствия, например, финансового кризиса, сокращая расходы на государственный аппарат и армию. Долгосрочные негативные последствия имел и социокультурный раскол нации, вызванный реформами Петра I.

Сегодня существует точка зрения, согласно которой в результате реформ Петра I начался процесс модернизации России, означающей «не отказ от самобытности как таковой, а отречение от самобытности старого образца и созидание новой модели самобытности».1 При этом царьреформатор, в отличие от некоторых современных реформаторов, изначально ставил перед собой не задачу уподобления Западу, а задачу превращения России в могущественную страну, оснащѐнную современными научнотехническими, технологическими достижениями. И хотя при решении этой задачи не обошлось в ряде случаев без поверхностного «европейничания», в итоге, благодаря реформам Петра I, «была заложена новая Россия, непохожая на себя в прошлом, но от этого не ставшая идентичной ни Англии, ни Франции, ни Западу в целом: Россия приступила к строительству новой модели самобытности».

Своей реформаторской деятельностью Петр I, добивался преодоления того, что он считал социально-экономической, социально-политической отсталостью страны, и осуществлял то, что сегодня называют модернизацией. При этом он стремился к достижению тех идеалов общественного устройства, которые предлагала в своѐ время западноевропейская общественная мысль.

Годы правления:1682- 1725

Из биографии

  • Пётр I – один из самых выдающихся государственных деятелей России.
  • Уже с детства интересовался военным делом. Создал «потешные войска» в Преображенском, где жил с матерью. Эти войска станут основой будущего Преображенского полка. Увлекался судостроением, огнестрельным делом. Много времени проводил в немецкой слободе, где жили мастера этого дела.
  • Пётр I любил свою страну, мечтал, чтобы она стала самой мощной державой, и все силы прикладывал к достижению цели. Он хотел изменить и страну, и людей, и ему во многом удалось это сделать. Россия стала одной из цивилизованных стран мира, мощным государством — империей, а он сам — императором.
  • Пётр I был противоречивой личностью. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.
  • В течение жизни он изучил много ремёсел, считал, что труд должен быть обязательной потребностью любого человека, независимо от положения и чина. Он мог решать важнейшие государственные дела и в то же время заниматься обычными повседневными делами. Больше таких правителей Россия не знала.
  • Пётр I обладал поистине энциклопедическим знаниями: овладел многими ремёслами и науками, был полководцем, законотворцем, дипломатом, историком, географом. Он мог легко разговаривать как с королями западных стран и их министрами, так и с простыми мастеровыми, со всеми находя общий язык. Легко говорил на немецком и голландском языках.
  • Для деятельности Петра I характерен взгляд далеко в будущее. Он стремился совершать не сиюминутные преобразования, а те, которые надолго будут способствовать расцвету России. Так многие его нововведения действовали десятилетия и более: государственные учреждения, созданные им, просуществовали весь 18 век, рекрутские наборы – до 1864 года, а Сенат, Синод, прокуратура — до 1917 года.
  • Пётр I ценил талантливых, трудолюбивых людей. Он не смотрел на различия — сословные, религиозные, национальные. Человек труда, радеющего за Россию, он превозносил и всячески поощрял таких людей.
  • Сколько талантливых деятелей страны вышло из низов при Петре I !

Исторический портрет Петра I Великого

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Усиление царской власти. Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране.1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника, исходя из интересов государства.
Совершенствование системы государственного и местного управления. 1.Реформы центрального управления : вместо Боярской думы сначала создана Ближняя канцелярия, а затем в 1711 создан Правительствующий Сенат ;вместо 44 приказов- 11 (затем 14) коллегий в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.2.Реформы местного управления : создание Ратуши в Москве и земских изб в городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе — губернатор.3.С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.(1 провинция = 5 дистриктам,с нем. районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).1714-появление фискалов — чиновников, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах)
Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи. 1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат.
Ухудшение положения крестьян. Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание в 1705-1706 и восстание под предводительством К.Булавина в 1708-1709 г.
Проведение церковной реформы. 1721- создание Синода, руководящего церковью. Ликвидация патриаршества, во главе Синода — светский человек, обер-прокурор.
Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы. 1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии .Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии (1701-первая артиллерийская школа в Москве, 1712- в Петербурге, 1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь.
Совершенствование финансовой системы. Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати.
Дальнейшее развитие промышленности Создавались новые промышленные центры, новые отрасли(судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса.
Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы.1700-начало разработок Нерчинских рудников,1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки.
Поддержка отечественной торговли. Проводилась политика меркантилизма и протекционизма ,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю.
Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию. Формировалась система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы.
Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России. Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба.А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого, эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая русская подводная лодка(механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России.
Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка 1700- создана горноразведочная служба, цель которой — поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье.
Дальнейшее развитие культуры. Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-переход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру(открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Расцвет живописи, особенно портретной (А.Матвеев, И.Никитин)

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Южное направление.Цель: добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории. 1695-первый Азовский поход , неудачный, так как не было флота.1696-второй Азовский поход . Удачный. За зиму был создан флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700-Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война . Турция требует возвращения Азова.1711-Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие , по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии.
Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории. 1699-Северный союз (Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга(Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706- Альтранштадтский мир между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 — сражение у деревни Лесной, крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва . Победа России.1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.1710- первая морская победа — Гангутский бой.

1718-1719-Аландский конгресс, по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир.

1720-Гренгамский бой, победа России.

1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги(это часть Карелии, Ингрия, Эстляндия — Эстония, Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.

Южное направление.Цель — закрепление на берегах Каспийского моря. 1722-1723 – русско-персидская война. Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722- каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён, завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря(Баку, Решт, Сальян)1723-Петербургский договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории.
Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией, 1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию(Хивинский поход ). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было — добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Продолжала укрепляться абсолютная власть царя, он стал именоваться императором.
  • Многочисленные реформы усилили аппарат государственной власти и местного самоуправления, что привело к значительному усилению всех сфер жизни общества.
  • Создана сильная армия и флот, мощное промышленно производство, что позволило добиться выхода к морю, превратиться в мировую державу, сократив отставание от стран Запада.
  • Россия стала одной из сильных цивилизованных стран мира, чему способствовали многочисленные преобразования и реформы в социальной, культурной сфере.
  • Удачная политика на западе и юге: Россия получила выход к Балтийскому морю, завоевала территории около него, завоевала и присоединила западные и южные территории Каспийского моря.
  • Значительно повысился международный авторитет России, которая стала именоваться империей.

Однако были и негативные результаты деятельности.

  • Значительно усилилось закабаление крестьян, ухудшилось их положение. Итогом чего стали многочисленные народные выступления.
  • Реформы проводились часто насильственно, без учёта традиций, веками сложившихся в стране.
  • Неудачная политика на юге и востоке: не был открыт выход к Чёрному морю и путь в Индию для торговли.

Хронология жизни и деятельности Петра I

1682-1696 Совместное правление Петра I и Ивана V.
1682-1889 Регентство Софьи
1701 Построена в Москве Сухарева башня
1695, март-октябрь Первый Азовский поход Петра I, неудачный.
1696, май-июль Второй Азовский поход Петра I.Взят Азов.
1697-1698 Великое посольство в Европу.
1697-1699 Экспедиция В.Атласова на Камчатку.
1 января 1700 Начло нового летосчисления.
1700 Константиновский мир с Турцией.
1700-1725 Северная война со Швецией .
СОБЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ:
1700, ноябрь Поражение под Нарвой
1702 Взят Нотебург
1703 Взята крепость Ниеншанц
1708 Битва у Лесной , победа России
1709 Полтавская битва
1714 Победа русского флота при мысе Гангут
1720 Победа русского флота у острова Гренгам.
1701 В Москве открыта школа «математицких и навигацких» наук.
1702-1704 Начало создания Балтийского флота
1703 Выход первого номера газеты « Ведомости»
1703 Основание Санкт-Петербурга
1705 Введение рекрутской повинности , то есть начало создания регулярной армии.
1705-1706 Восстание стрельцов в Астрахани
1707 Учреждение 8 губерний
1707-1708 Восстание казаков на Дону под предводительством К.Булавина.
1710 Перепись населения.
1710-1713 Русско-турецкая война
1711 Учреждение Правительствующего Сената
1711 Прутский поход Петра
1711 Денежная реформа. Чеканка золотых, серебряных и медных монет.
1713 Петербург — столица России.
1714 Указ о единонаследии , уравнивание поместий с вотчинами.
1714 Устав воинский
1716-1718 Хивинский неудачный поход А.Бековича- Черкасского.
1718-1721 Создание коллегий (вместо приказов).
1718 Начало налоговой реформы, переход на подушную подать .
1719 Разделение губерний на провинции . Генеральный регламент.
1721 Ликвидация патриаршества, учреждение Синода.
1721 Ништадский мир со Швецией(Россия + Лифляндия, Ингерманландия, Эстландия, часть Карелии с Выборгом, часть Южной Финляндии)
1722 Табель о рангах.
1722 Указ о престолонаследии.
1722 Учреждение купеческих гильдий и ремесленных цехов.
1722-1723 Русско-персидская война . Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.
1724 Указ об учреждении Академии наук(открыта в 1725, после смерти Петра 1).
  • Пётр I был высокого роста- 2м, всегда выделялся в толпе.
  • Царь за свою жизнь освоил много ремёсел. Он научился навигации, кораблестроению, изготовлению часов, брал уроки рисования и гравёрного дела, учился изготавливать бумагу, был каменщиком, плотником, садовником, посещал анатомический театр, где изучал основы анатомии и практиковался в хирургии. Одному делу так и не смог научиться Пётр I- плетению лаптей. Он говорил: « Нет ремесла мудрёнее лапотного».
  • В результате военных побед Пётр 1 стал императором Всероссийским, князем Курляндским, Эстляндским, Карельским. В военной карьере от тоже достиг больших успехов- от сержанта до капитана, полковника и адмирала флота.
  • Пётр I отличался прилежностью в обучении, усидчивостью, хотя в детстве и отрочестве мог играть сутки, причём без еды- так увлекался игрой.
  • Здоровье у царя было прямо богатырское. Кроме того, несколько раз ему приходилось избегать смерти от рук заговорщиков.
  • Пётр I очень любил кататься на коньках. Раньше коньки накрепко привязывали к обуви шнурками. Привычные нам коньки – прикреплённые полозьями к подошве- он изобрёл сам, находясь в Голландии и увлёкшись там катанием на коньках.
  • Многие сподвижники Петра I, например, его правая рука Меншиков, были полуграмотными людьми.
  • Пётр I издал множество указов за свою жизнь. Были среди них и необычные. Например, указ о том, каким должен быть подчинённый, гласил: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим начальника не смущать». Кто знает, может с этого указа пошло желание начальников видеть в своём окружении людей, значительно ниже их по уровню образования и умений?)))
  • А чего только стоит медаль « За пьянство», выпускаемая по указу Петра I! Она весила 7 кг., и носящий её волей-неволей задумывался: а не стоит ли перестать пить. Так что в каждую эпоху были свои методы борьбы с пьянством!)
  • Пётр I всеми силами стремился повысить уровень образованности в стране. Так по его указу священникам было запрещено благословлять на брак дворян, не имеющих образования.(Помните Митрофанушку из комедии Д.Фонвизина « Недоросль», слова героя: « Не хочу учиться, а хочу жениться»!- это отголосок петровских преобразований!)

При Петре I впервые

  • 1698- первый орден Андрея Первозванного. Им награждались за воинские заслуги и гражданскую службу. Первым орден получил в 1699 генерал-адмирал Ф.Головин.
  • В 1702 году в Москве на Красной площади немецкая театральная труппа дала первые общедоступные спектакли. Для этого был специально построен театр.
  • Первая газета — « Ведомости» , она стала выходить в 1702 г.
  • Именно при Петре I Россия становится морской державой. Первая морская победа одержана в устье Невы против шведов в 1703., в честь чего была выпущена медаль, на которой было написано: « Небываемое- бывает!»
  • Первый учебник математики Магницкого выпущен в 1703
  • Первая в России обсерватория на Сухаревской башне в 1702г,
  • В 1707- в Москве открыт первый военный госпиталь.
  • В 1708 выпущена первая книга, написанная облегчённым гражданским шрифтом, это была геометрия.
  • Первая публичная библиотека открыта в 1714г.
  • Знаменитая Кунсткамера — это первый музей в России, начал музей действовать с 1719г.
  • С 1 января 1700г – переход на новое летоисчисление.
  • Впервые вместо приказов стали действовать коллегии.
  • Во главе церкви впервые поставлен светский человек — во главе Синода в 1721 стоял обер-прокурор.
  • Впервые появились губернии и провинции.

Таким образом, при Петре I Великом было очень много нововведений, чего раньше не было в стране. Поистине император был ПЕРВЫМ!Не случайно в 1721 году Сенат присваивает Петру I титулы «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.

На сайте poznaemvmeste.ru можно найти материал по личностям, которые жили в этот период, были сподвижниками императора (см. раздел «Личности» )

На данном сайте есть материал о сподвижнике Петра 1- который можно использовать в историческом сочинении.

При описании в историческом сочинении начального периода деятельности Петра 1 можно использовать материал о его сподвижнике- первом генералиссимусе

Москва. Памятник « В ознаменование 300-летия российского флота», Зураб Церетели, 1997
Высота 98 м. Самый высокий в России и один из самых высоких в мире.

Этьен Фальконе
Памятник Петру 1 в Петербурге, Сенатская площадь.
Медный всадник. 1768-1770

С 1892г. По 1898г. Историки называют «Университет Петра». В этот период времени его сестра Софья являлась регентшей при двух наследниках Иване и Петре. В этот период он живет с матерью в селе Преображенском, а на другом берегу немецкая слобода Кукуй, где жили выходцы из Западной Европы, которые были приглашены при Иване III. Петр приезжая на лодки к ним, там он вобрал основы Западной Европы, их культуру. И сравнивая нашу русскую самобытность, он приходит к выводу, что Русь нужно разворачивать к Западной Европе. После «великого посольства» (поездка в Западную Европу). 1697г. Он начинает проводить реформы по изменению быта русского дворянства (пить кофе, брить бороды, ввел платья по Венгерскому образцу).

Цель: Повернуть развитие России по Западному пути. Но не для того, что бы рядом с ними встать, а для того что бы Россию сделать большой процветающей державой.

Результаты: Россия получила выход в Балтийское море, и стала морской державой при сильном флоте, сильная армия, развитая экономика страны, из возящей превратилась в вывозящую. Возвышение международного престижа России.

Политика просвещенного абсолютизма в России. Екатерина II.

1762-1796гг. Правление Екатерины II, называется «Золотым веком дворянства» и эпоха просвещения абсолютизма. Распространение культуры, просвещение в России.

Просвещенный абсолютизм- это союз философов и монархов. В это время широкое распространение получило теория согласно которой, феодальные основы общества можно преодолеть не революционным, а эволюционным, самими монархами и их дворянами при помощи мудрых советников философов и прочих просвещенных людей. Цари, которые должны быть людьми просвещенными учениками идеологов просвещения, таковыми были: Фридрих II (король Пруссии) и Екатерина II. В этот период был «Золотой век дворянства», по жалованной грамоте дворянства 1762г. Дворянам разрешалось не служить и это дало возможность им заниматься просвещением, отправлять детей на учебу за границу. На этом этапе дворянства было высоко просвещенное элитное общество.

Меры по либерализации крестьянского вопроса и попытки политической модернизации в первой половине XIX в. Александр I, Николай I.

Либерализация крестьянского вопроса - реформа крепостного права. Александр I, внук Екатерины II, его правление можно разделить на две части:

1.Дней Александровых прекрасное начало;

2.Царствование;

В 1802 был издан указ «О вольных хлебопашцах», разрешавших освобождать своих крестьян с землей. В 1808-1809 – было запрещено продавать крестьян, печатать газетах о продажах, и отправлять их в ссылку по воле помещиком. Но результаты были незначительны.

Николай I провел много реформ. Реформа « О государственных крестьянах»(1837-1842). Этой категории давалось частичное самоуправление, были открыты школы, больницы, крестьян просвещали по агротехники, насыщали сельхоз\культурой. При Николае I, каждая община выращивала картофель. 1842г. Указ об «обязанных крестьянах». Помещики могли давать крестьянам личную свободу, а за пользованием землей крестьяне должны выполнять определенные повинности.

Политическая модернизация Александра I:

1.В первой половине своего правления, его секретарь Сперанский разработал проект - конституции. На основании которых, создается: государственная дума, местная дума, как выборный представительный орган власти. 1810г. Был утвержден государственный орган, который состоял из: государственных сановников, которые должны были выступать с законодательной инициативой перед царем. Это единственный орган просуществовал до революции 1917г.

Николай I (1825-1855). Своей задачей считал укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократию(чиновники), для охраны и слежки за неблагонадежными людьми создается II отделение Собственного Его Императорского Величия канцелярия. Для работы этой канцелярии создается корпус Джардамвов, который занимался политическим сыском.

2.1833г. был выпущен «свод законов Российской империи».

3. Финансовая реформа.

4.Промышленный переворот (рост городского населения), строительство ж\д.

5.Вводится реальное образование (институты).

Итоги внешнеполитической деятельности Петра I

Основные направления внешней политики России этого периода - северо-западное и южное - определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

Победа России в Северной войне (1700-1721 гг.) во многом была закономерной, поскольку война имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского нашествия, когда перед русским и украинским народами борьба за независимость выступила на первый план.

Страна, под руководством Петра, "поднявшего ее на дыбы", сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе. В ходе войны русская армия приобрела высокий уровень организации и руководства, а мужество, стойкость и патриотизм ее солдат стали одним из главных источников победы.

Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.

Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы. Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию. В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.

Итоги и оценка петровских преобразований

Оценивая петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции.

1. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.

2. Созданное Петром I новое государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны.

3. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имени аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.

4. Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя.

5. Опираясь на некоторые тенденции, наметившиеся в XVII в. в России, Петр I не только развил их, но и за минимальный исторический промежуток времени вывел ее на качественно более высокий уровень, превратив Россию в могущественную державу.

6. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый, податный нажим на население.

7. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления - бунт стрельцов в Астрахани (1705 - 1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), на Украине и в Поволжье - были направлены не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

8. Несмотря на противоречивость личности Петра I и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформирования и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

9. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр I Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля.

Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Отсюда противоречивость оценки преобразований в исторической науке.