Диалог между учеником и учителем зарубежной литературы. Упражнение

В предыдущей статье мы с вами разобрали сражения «Наполеона», но теперь пришла пора отставить наши полководческие таланты в сторону и переключиться на управление государством. Глобальная стратегия, эта старшая сестра тактического боя, все время существования серии Total War оставалась у него в тени. Несмотря на то, что возможности ширились, кремниевый противник становился умнее, а графика хорошела, все развитие в итоге сводилось к одному — дожить до очередной масштабной битвы и отыграться за часы передвигания армий по карте. Но что изменится, если поставить вместо искусственного интеллекта живого игрока?

Специализация провинций Экономический прогресс Ода авторасчету Военный совет Александр Македонский жив!

В онлайновых баталиях немногие игроки выключают авторасчет сражения. И их можно понять: одна кампания и так отъедает приличный кусок жизни, а даже самая маленькая битва длится никак не меньше пяти минут. Отставьте свой тактический гений в сторону. Вот Макиавелли — это наш человек.

Не буду углубляться в основы управления, они не поменялись со времен Empire. Скажу лишь, что уровни народных волнений с предыдущей части ослабели и можно больше не опасаться огромных армий повстанцев, а в провинциях теперь можно строить меньше, но это хорошо — развитие земель никогда не было сильной стороной ETW.

На заметку: разработчики явно пошаманили с кабинетом министров у всех государств. За много партий я так и не увидел в них ни одной личности с двумя звездами управления — то есть с самого начала игры вся вертикаль власти работает как надо. И правильно — нечего нам рыться в списках чиновников. Лишь Австрия красуется недееспособным королем.

Специализации провинций

Каждая партия начинается с судорожного осмотра выданного разработчиками добра. Так, король вроде есть... и министры тоже. Вот фермы, тут мы сделаем аграрный рай. Ага, фабрика — здесь будут строится пушки. Выделить, чем богаты наши земли, с самого начала очень важно, ведь именно на этой информации мы будем потом строить всю нашу стратегию. Условно здания можно разделить на три части.

Аграрные . Тут все понятно — много-много ферм. Эти земли будут нашими «курортами» для очень потрепанных войск: аграрные дела дают в области небольшой, но нужный плюсик к скорости пополнения армий. К тому же они обычно находятся в глубоком тылу (как у Пруссии), где неприятель их не достанет. Еще и неплохие деньги. Сельское хозяйство очень дешево по сравнению с другими видами зданий и быстро окупается — это дает нам почву для эффективной тактики «в стиле Хрущева», суть которой заключается в том, чтобы на первых порах ударными темпами выращивать кукурузу. Но, увы, в поздней игре плюсы от аграриев не так заметны, поэтому вам очень повезло, если в землях с фермами есть что-нибудь еще — к примеру, конюшни или лесозаготовки. Первые делают кавалерию дешевле; вторые дают деньги и скидку на строительство зданий, что делает лес желанным гостем рядом с большими городами. Увы, и тех и других у вас будет очень мало — где-то три-четыре здания на всю страну. Что обидно, плюсы-то немаленькие.

С небольшой натяжкой к этой группе можно отнести и виноградники. Несколько слов: их мало, но они слегка укрепляют денежное состояние и намного улучшают отношение народа к царской особе (ну да — не бывает плохих королей, бывает мало хорошей выпивки!). Стройте только на лишние деньги, которые уж совсем некуда деть.

Индустриальная . Это шахты, мануфактуры и мастерские. Если таких зданий в стране в изобилии, то после развития сельского хозяйства и получения надлежащих дивидендов быстро переключаемся на эту область, чтобы подготовить плацдарм для войны. Увы, у большинства таких зданий есть небольшой недостаток — необразованный народ, завидев огромные клубы дыма над полями, начинает волноваться. Но это можно не принимать в расчет — «-1» к народным настроениям ничего не изменит.

Рост дохода втрое за несколько ходов! Вот она, силушка аграрная!

Зато плюсы и деньги от таких сооружений меняют все. Если вы вовремя не переключились с ферм на мануфактуры — вы уже в проигрыше. И не только из-за огромных дивидендов, но и оттого, что многие здания выдают на руки отличные свойства: например, удешевляют производство определенных войск, вроде пехоты (мастерская оружейника) или артиллерии. Между такими сооружениями необходимо делать выбор (на одном месте, понятно, все мануфактурами не застроишь), и делать его надо в зависимости от направления экспансии и местоположения земли. Пехота с кавалерией до поля боя дойдут быстро (то есть в тыловых провинциях строим мастерские оружейника и конюшни), а вот артиллерия тащится туда медленно и с грустным скрипом колес.

Увы, живой игрок тоже знает об их полезности, и, если строить все военные здания на границе, у него будет возможность разрушить всю вашу индустрию. Поэтому где-то парочка «дешевилен» для медленных войск нужна и в тылу — просто на всякий случай.

Наконец, шахты — это очень дорого, и для дальнейшего развития они требуют очень серьезного пинка технологиям. Но позже они так утяжелят ваш кошелек, что траты на них покажутся детским лепетом. С самого начала их можно пропустить, но после ферм — ни в коем случае!

Денежные . Это рынки, пункты снабжения и их производные. На целую область таких зданий у вас не будет. Обычно они равномерно распределены по всем землям. И их мало: у богатой Пруссии их количество на начало игры не превышает пяти. Причем либо рынок, либо снабжение. Первые сильно подстегивают экономику, а вторые ускоряют нам пополнение войск в области.

Где их строить? В тылу приток войск нам обеспечат фермы, то есть туда пойдут рынки. Снабжение же очень пригодится на захваченных территориях, с которых очень удобно продолжать расширять государство. К примеру, для той же Пруссии это район Ганновер — Кассель.

Еще один важный момент — это стоимость. Понятно, что рынки быстро окупаются, но в ранней игре овчинка не стоит выделки. Поскольку индустриальное развитие тоже дает нам капитал, да еще и удешевляет войска, предприниматели уходят на второй план. Здания для них стоит строить, но уже после того, как государство значительно расширится, накопит войска и экономике понадобится большой и мощный пинок.

Экономический прогресс

По неизвестным причинам все государства, которыми можно управлять, на начало кампании находятся в глубоком кризисе. Взглянем на Австрию — ну что можно сделать с жалкими 700 монетами за ход? К сожалению, Барака Обамы, чтобы занимать у США деньги, в игре нет, так что обходимся своими силами. И, как уже отмечалось, силы эти — аграрные, с их «кукурузной» тактикой, которую мы затем превратим в равномерное развитие по заветам капитализма. Деньги за первые два хода целиком уходят на целину и робкие индустриальные подвижки. Первые технологии тоже исследуем экономические — это «Классовая экономическая теория» и «Перепись населения». И не забываем строить магистраты и залы суда, налоговая система потом скажет вам спасибо.

Москва — типичный пример провинции «ни рыба ни мясо». Вроде как богатая, но строить абсолютно нечего.

Второй пинок экономике — торговля. Если у нас есть возможность с кем-нибудь обмениваться товарами, а по умолчанию соглашения нет, мигом его заключайте. Компьютер обычно им рад. Другое дело живой игрок, но ему резона отказывать нет, несмотря на то, что вскоре вы сделаетесь смертельными врагами, — деньги нужны всем.

С развитием технологий у нас появится выбор — уже сейчас тратиться на дорогие усовершенствованные версии стандартных зданий или же строить их начальные варианты в неразвитых провинциях. Ответ прост: если строить более современные варианты можно в больших количествах, так и делайте. Они очень сильно укрепят ваше положение и дадут средства на армию. Если же их всего раз-два и обчелся, продолжаем равномерно развивать страну.

Через несколько ходов у вас уже должна быть налажена ситуация с налогами и поднято сельское хозяйство. Начинаем делать первые шаги в область индустриализации по плану «пять ходов — в три!». И, делая это, поглядываем на военных советников: если они докладывают, что вскоре без войны не обойтись, или на начало игры вы уже воюете, как Австрия и Франция, заработанные средства уходят на мануфактуры, лавки оружейников и им подобные. В обратном случае можно вдарить по шахтам начального уровня. Прямо сейчас они себя не окупят, но с получением технологии «Паровой двигатель» появится возможность их совершенствовать — и тут-то деньги польются рекой. Особенно в этом плане повезло жителям Центральной Европы: там полно золота, сосредоточенного в нескольких соседних провинциях.

Если все идет верно и денег хватает на армию и завоевания, чуть позже экономика должна начать падать. Это нормально, и более того — значит, что наша тактика равномерного развития идет хорошо. Вы вполне сможете с этим справиться с помощью шустрого строительства рынков и торговых домов. В дальнейшем основным источником денег станут захваченные города. Кстати, не советую их освобождать — уменьшать количество денег, поступающих в казну, собственноручно совсем не надо. К тому же уровни народных волнений после оккупации города теперь не так велики, как в Empire, и можно начать давить на население налогами сразу же, пока ваша армия там отдыхает. Грабить не только негуманно, но и невыгодно. Денег получаем мало, город в руинах, а через пару ходов рядом с городом появляется очень-очень злая армия повстанцев. И не факт, что авторасчет примет вашу сторону.

Фактории — нужны ли они?

Тот самый Кутузов. Он еще не знает, что я случайно направил на его путь громадную армию итальянцев.

Тут с задних рядов кричат, что для поднятия экономики существует еще и такая штука, как фактории, расположенные по краям карты. Не спорю, они есть. И еще со времен Empire очень полезны. Но тут в дело вступает масштаб игры.

Помните мир ETW? Три огромные карты, где по любым условиям победы нужно было захватить немало провинций. В «Наполеоне» требования к игроку куда скромнее. В кампаниях с компьютером нужно захватить либо полкарты, либо определенные земли. В битвах с живым игроком все еще проще — берем его столицу, сохранив свою, и дело в шляпе. То есть десяток армий по двадцать отрядов, как требовала «Империя», нам теперь не нужен. А раз не нужен, то и экономике не нужно выдавать нам по восемнадцать тысяч в год.

Масштаб играет с факториями злую шутку. Зачем тратиться на лишние флоты, торговые корабли и потом яростно бороться с охранниками торговых путей, если их прибавка к деньгам не особенно-то и необходима? Захваченные города платят исправно, шахты работают без перебоев, рынки тоже не пусты — и денег от них хватает. Особенно фактории бесполезны для жителей Центральной Европы: им придется долго развивать морские технологии и воевать за порты. Зачем, если прямо под боком у нас много-много золотых рудников? Да, попробовать свои силы в захвате торговых путей могут Великобритания и Франция. Но для всех остальных польза не оправдает расходы.

Ода авторасчету

Выиграть битву можно только одним путем: передавить врага стратегически и численно.

Сами того не зная, CA в «Наполеоне» сделали общедоступным страшное оружие, убивающее солдат сотнями. И от него никуда не деться: каждый, кто хоть раз играл кампанию против живого игрока, наверняка сталкивался с этим ужасным порождением мысли англичан. Хотите знать, что это? Имя ему — авторасчет сражений.

О, это убийца почище гаубиц! Своей глупостью он будет «косить» ваших солдат без сомнений и жалости. И знаете что? С ним приходится мириться. Немногие мазохисты отключают этого электронного идиота в своих кампаниях.

Поэтому убирайте своего Суворова обратно. Он не поможет. Выиграть битву можно только одним путем: передавить врага стратегически и численно, чтобы глупенький (и это мягко говоря) компьютер сумел хоть как-то выиграть.

И все это обидно, если учесть, что битвы теперь будут куда как более частыми и масштабными. На высоких уровнях сложности маленькие государства в Европе так и норовят оттяпать у нас кусочек. К тому же практически у каждой страны (Великобритания грустит) на старте игры есть войска, которыми можно захватить пару провинций с самого начала безо всяких модернизаций.

План удался, и защитники города вышли биться. Авторасчет сработает в
мою пользу.

Преимущества выбора южного направления в прусской дилемме. Сейчас я убью двух зайцев: возьму Штутгарт и заключу Австрию в клещи.

Именно это и нужно сделать. А использовать мы будем тактику «кто успел, тот и съел» — то есть станем давить страны в одну провинцию. Если дадим им набрать войска, они нас съедят. Увы, не скажу, что сражения будут простыми: солдат вы потеряете много, и тут ничего не поделаешь. Но добыча того стоит. Во-первых, никакой угрозы для растущего государства не будет. Во-вторых, на захваченных землях обычно очень хорошо развиты города — а это означает многие тысячи нам в казну. И в-третьих, с них обычно удобно продолжать дальнейшие завоевания. Особенно Пруссии: слегка расширившись на запад за счет таких держав (это не слишком сложно, если командовать армией будет наследный принц), она может зажать Австрию в клещи с двух сторон и вместе с тем получить на руки удобный фронт для обороны против Франции, к тому же очень богатый. Не повезло Англии, но у них там вообще лучшая пехота в игре. Грех жаловаться. Австрии придется сначала разобраться с французскими землями и армиями на юге и западе страны — но это не слишком сложно. К тому же, возможно, помогут русские. У меня это был Кутузов, который здорово гонял французов полотенцем в районе Инсбрука.

Удивительно эффективными стали шпионы. В результате очень хорошо работает простая тактика под кодовым названием «живи и дай умереть другим». У наших бондов есть две совершенно убийственные (в прямом смысле слова) функции: это покушение на генерала и саботаж армии. Это — один из ваших сильнейших инструментов в победе. Перед каждым более или менее важным боем всегда выводите своих хитменов, и пусть они делают свое черное дело.

Выводить из города вражеские войска перед осадой в дебри (где они сгинут) и резать командующих очень помогает. А уж против живого игрока использовать агентуру жизненно необходимо. Увы, соперник тоже это знает, поэтому хотя бы треть шпионов держите в своей стране для контрразведки. А тем, что за границей, давайте время освоиться в городе и создать там свою шпионскую сеть: эффективность сразу же возрастает.

На заметку: кроме того, в пользу разведчиков говорит и то, что шансы попасться у них ниже, чем в Empire, а опыт набирается намного быстрее. К тому же новые появляются довольно часто.

Мой Бонд поработал на славу. Город можно брать хоть сейчас.

Агенты подсказывают: честная война с человеком, где две равносильные армии идут «стенка на стенку», нам не нужна. Перед началом активных боевых действий пускаем в ход все инструменты государя: дипломатию и флот (отрезаем ему торговые пути), шпионов (режем генералов и саботируем армии), психологическое давление (ничто так не стимулирует мозговую деятельность, как вражеский отряд на линии, которую нечем защищать). Последний способ подчас работает похлеще двух других.

Учтите, что в это же время он делает то же самое, так что тренируем контрразведку, укрепляем отношения с соседями и смотрим: где он нападет, а где блефует. После проигрыша на стратегическом поле возможности отыграться в тактике скорее всего не будет: равнодушный к мольбам автоматический расчет все рассудит за вас. И иногда результаты битвы могут быть, как бы это помягче... поразительными. В обоих смыслах.

После захвата маленьких стран приходит время подумать и о большой войне. Начинаем исполнять план «сдай старого солдата нам — и получи нового!». То есть постепенно меняем начальный состав армий на более сильный (легкая пехота выметается сразу, а стандартная артиллерия заменяется более убойными образцами). Начинайте потихоньку застраивать города казармами и школами строевой подготовки, а в плане технологий идите к элитной пехоте и ракетам. Если есть недееспособные генералы (вроде трехзвездочного пруссака Блюхера), ставим на их место лучших. Денег не жалеть! Авторасчет превращает пословицу «скупой платит дважды» в «скупой проигрывает дважды». А нам это совсем не надо.

На заметку: если при захвате земли в перспективе открывается путь на главный город врага — ее нужно брать, даже если она бедная и принадлежит компьютерному союзнику.

Тут дело вступает еще одна заготовка под названием «я беру все, заверните, пожалуйста». Максимально ограничиваем завоевания врага (то есть захватываем те провинции, которые нужны ему для дальнейшей экспансии) и набиваем опыт своим войскам. Вдобавок, если вы играете за Пруссию или Австрию, вам нужна линия защиты против Франции. К примеру, захватив за первых Ганновер, можно двигаться и на северо-запад, и на юг. Но юг — это длинная полоска земли с богатыми городами и хорошими крепостями. Северяне подождут. Австрияки же могут с первых ходов так дать по зубам атакующим отрядам Франции, что линией обороны станут пограничные французские земли и Италия.

Еще нужна хотя бы одна неполная армия на предполагаемом направлении атаки врага на всякий случай. При этом неплохо бы иметь в этом корпусе быструю конную артиллерию, чтобы контратака не была медленной и печальной.

Очень здорово нанять на службу парочку «летучих отрядов» конницы, чтобы нервировать врага постоянными и неуловимыми набегами на его фермы. Пусть он злится, теряет концентрацию и делает ошибки. Постепенно прекращайте войну за богатые земли на периферии и перегоняйте опытные отряды на фронт с новым врагом.

На заметку: в тех же целях можно использовать дипломатию. Если видно, что сопернику сейчас война невыгодна, просто отгородите его провинции от необходимых земель барьером из держав-союзников. Это опасный (страны могут потом и на вас наброситься), но действенный прием.

Чудеса дипломатии. Через два года я сожгу всю Пруссию дотла.

Наконец, если денег у вас уж совсем много, начинайте закупать себе союзников. Даже если они напрямую не будут участвовать в войне (а так скорее всего и будет), сообщение о том, что еще одна страна воюет против тебя, очень раздражает и заставляет напрячься. А нам только это и надо.

Можно, в принципе, задать вопрос — а зачем мы вообще все начало игры расширялись и бились с компьютером, если можно было бы сразу воевать с человеком?

Во-первых, тактика «зерг раш» себя не оправдывает. Я уже говорил, что у каждой страны на старте игры есть боеспособная армия. А если нет — преимущество в географическом расположении (смотрим на Великобританию и Францию) или богатые земли. Иными словами, пока вы дойдете до соперника, он сколотит мощную армию и разметает ваших уставших солдат. Во-вторых, мы набирали опыт для солдат, а для этого компьютерный болванчик идеален. И в-третьих, мы подняли экономику и развили индустрию — то есть враг, которого мы всю игру пытались зажать в своих землях, уже в проигрыше.

Начнем с глобальных вещей. Так, наша основная задача — вовсе не ввязываться в каждую битву, стараясь удержать врага на его территории. Это тоже нужно делать, но в меру. До эндшпиля самое главное — это сохранить как можно больше линейной пехоты и артиллерии с начала игры и как можно реже их заменять. И дело тут не только в опыте, но и в том, что пополнение после битвы обычно влетает в копеечку.

И тут все средства хороши. Увы, авторасчет будет безжалостно убивать ваших солдат своей глупостью, но тут уж ничего не поделаешь. Тем не менее мы хотя бы можем предоставить ему условия, в которых эта самая глупость не будет так больно бить по нашему кошельку. А именно:

Как можно чаще используем «клешни» . То есть зажимаем большую армию врага с двух сторон двумя нашими. Компьютер очень плохо справляется с управлением, если ваши подкрепления подходят не с фланга, а с тыла.

Подводим артиллерию лишь в крайних случаях . Это сражения с живым игроком и особо мощные армии компьютера. Причина проста: авторасчет не умеет обращаться с пушками и в каждой битве, даже в тех, где потерять их невозможно в принципе, умудряется «убить» нескольких артиллеристов.

Чем крепче отряд, тем лучше . То есть легкая пехота из сражений убирается практически сразу. Помогают гренадеры (очень здоровые ребята), тяжелая кавалерия, элитная пехота. Можете забыть про формирование армии с хитрым тактическим уклоном. Корпус из средних, но крепких солдат будет эффективнее, и у него больше шансов дожить до конца партии.

Если армии равны, сражения лучше избежать . Битвы одинаковых армий — это русская рулетка, и обычно не в нашу пользу. Видите, что вы не передавили врага стратегически? Лучше отступить.

Но (очень редко) случаются мазохисты, выключающие авторасчет. Тут уже можно (и нужно) развернуться. Но цель не меняется, меняются только средства:

Как можно чаще используйте засады . Компьютерный соперник на них ведется так, что любо-дорого посмотреть. Часто мои стрелки количеством сорок человек из леса выносили гренадеров, которых было в полтора раза больше. В сражении против живого соперника засады выигрывают нам время (враг очень осторожен, когда на экране сражения видит десяток отрядов, а в битве — только пять). Даже самая очевидная засада бывает полезна: игнорировать ее соперник не может, а это делает его действия предсказуемыми.

Вовремя убирайте артиллерию . В любой битве она будет его целью номер один. Ставьте защитников, грамотно выбирайте позицию и не забывайте про наиполезнейшую кнопку — «Отступить».

Выманивайте врага с его позиций . Благо карты в кампании отличаются от тех, что в простых сражениях. Холмов на них больше, и практически всегда у вас будет возможность один такой занять. Дальше — дело артиллерии: увидев, как ваши ядра «косят» его ряды, а свои артиллеристы мажут по холму, любой враг двинет войска вперед.

Будьте внимательны . Я сам не раз терял несколько десятков парней только потому, что упускал из виду, как чужой отряд возвращался из бегства на поле боя. Если вы не убили больше трети отряда, а он побежал — солдаты еще обязательно вернутся. И при последующих маневрах (например, окружении оставшихся чужих отрядов) это стоит учитывать.



Надеюсь, эти тактики помогут вам победить в онлайновых сражениях и стать владыкой Европы. Удачной игры!

14/05/03, Avla
Если я стану Властелином Мира, то установлю повсеместно свободу и демократию. Наступит изобилие и процветание. Не будет войн, не будет страданий и голода. Не будет границ. Только сразу предупреждаю: всех кошек и котов я уничтожу в газовых камерах, спрессую в брикеты и закопаю на свалке, а тех, кто будет их прятать и спасать, отправлю в специальные "Лагеря для любителей кошек" на Колыме.

09/06/04, Avla
Я бы правда был самым мудрым и справедливым правителем! При мне было бы изобилие, процветание, гармония, расцвет наук и искусств. Не было бы войн. Выберите меня властелином мира!

09/06/04, Duck
о да!!! всегда мечтал! да и похоже до сих пор мечтаю, как бы мечта ни была утопична и несбыточна... а ведь всё же - иметь абсолютную власть над людишками! я даже не знаю точно, каким бы я был правителем... иногда хочется быть добрым и хозяйственным, а иногда охота показать жалким смертным кто есть кто... прям Black&White какая-то...

09/06/04, Duck
эхх... нет, я бы скорей злым стал... уж очень охота расквитаться со всеми накопившимися врагами, да и вам всем утереть носы... алчность...

09/06/04, The UnforgiveN
ну, если вы настаиваете... Сразу предупреждаю: первые пятьсот лет будут голод, войны и границы. Станет около пяти сотен независимых феодальных государств, где я буду единственным Властелином всех остальных ничтожеств:) У меня будет черный трон, черная корона и черный замок в Монако. и звать вы меня будете скромно, без помпы: Черный Властелин. Всех ненавистников кошек и собак я буду травить в камерах, прессовать в брикеты и закапывать на свалках или, если будет хорошее настроение, отправлю на генетический материал. Всех любителей хвостатых я награжу поездками в Туапсе за счет моей безграничной казны, пополняемой за счет непомерных налогов С_ВАС_ЖЕ:) Так где мне расписаться?%)

09/06/04, Duck
чур мой трон и ваще мой замок будет в Киото! бааалшой двроцовый комплекс со множеством зданий и пагод с острыми концами, и две мои огромные статуи при входе в комплекс. и чтобы прожекторами освещались и воздушные змеи огромные развевались над дворцами. ну и столицу мира тоже бы в Киото наверное перенёс... хз... звали бы меня просто Император Анубис... блин, иль просто Император... заказал бы я себе настоящий императорский костюм, инкрустированный иероглифами и драконами, да меч с лазерной пушкой в комплекте... в общем розовая мечта, самая настоящая!

10/06/04, Avla
Действительно, власть развращает, действительно, это огромная ответственность. Но я бы справился. Я бы вот какой закон издал: все налоги бы и пошлины отменил бы вообще. Полная свобода предпринимательства. А государство существовало бы за счёт природных ресурсов, нефти там, газа. А кошек я бы конечно уничтожать не стал бы. Так, разве что с экранов телевизоров их убрал бы, уж больно они мерзки, особенно котята.

10/06/04, Brom
Avla: 1) кто бы платил ментам, пожарникам, учителям, Жириновскому? 2) тебе не кажется, что такое бесконтрольное использование природных ресурсов истощило бы планету лет за 50?

10/06/04, Avla
Как раз это сейчас происходит бесконтрольное использование ресурсов. У меня всё было бы под контролем. Деньги я бы и получал за счёт продажи ресурсов - я ж про это и говорю.

10/06/04, Brom
Avla: не такое уж оно и бесконтрольное. Закон о недрах пользования (я в законодательстве не силен, но по-моему есть такой) для этого и создан, чтобы хоть какой-то контроль был. Т.е. ты говоришь, что такой огромной стране, как Россия хватило бы ресурсов не только на собственные нужды но еще и на экспорт? (хватило-то оно хватило бы, только вот на какой срок?) И за счет доходов от экспорта платить гос. служащим? Хм... А частные предприниматели все богатели бы и богатели, как индийские раджи. Фигня какая-то... Не пойду за тебя голосовать.

10/06/04, Avla
Ну хорошо, Brom, согласен, с кондачка тут решать не стоит. Надо всё хорошо продумать. Но вот чег при мне точно бы не было - так это власти ради власти, ради возможностей и самоутверждения. Я бы и по телевизору показывался бы крайне редко, а не так как Вова Путин.

10/06/04, Brom
На самом деле это очень Тяжело. Практически невозможно. Ведь надо было бы примирить воинствующие народности и религиозных фанатиков. Поощрать одних, чтобы не обидеть других. Чтобы, как грится, и волки сыты и овцы целы...

10/06/04, FerrumKa
Конечно, это круто...Хотя, как подумать? Ну буду я (или кто-то еще) Властелином мира, ну помру потом, и будут про меня байки рассказывать; вот, гадина такая, поганка бледная, все испортила!!! Как людям объяснить, что для них-то стараешься? А чего я тут так расписалась? Кто меня сделает Властелином мира. Чтобы стать в одной стране ВЛАСТЕЛИНОМ, надо половину пересажать, вторую запугать. А мира?

10/06/04, Коварный маршал
Ну, по-моему, быть Властелином Мира очень даже неплохо, но только в своих мечтах и фантазиях. Слишком большая ответственность, и ведь Миру от этого пользы не случится, только его Властелину приятно будет.

10/06/04, Почкина сестра
Я и так уже властелин мира. Моего маленького личного мирка. Это же прекрасно - полностью управлять собственной жизнью. Да, бывают внешние трудности. Но с ними легко бороться, я выбрала тактику воды, которая протачивает в конце концов любое препятствие.

10/06/04, Rex
Не обязательно становитьсяю Главное стремится!!!

10/06/04, Jonson
Мне для этого пяти юнитов не хватает. Еще не хватает 10рублей 80коппеек. Еще картошки вагонов два. Молодой, не проращенной. Как стану Властелинов сразу всех распущу, на хрен мне такой толпой управлять.

10/06/04, Василизм
Хотя бы замом. Шеф в коммандировку по мирам рванул, а у тебя право подписи! А ты, конечно, не дурак и правом этим весело пользуешься:)

11/06/04, Адамов
А я сделаю, как уже сделал на работе. Захламлю всё. Это будет культ старых концептуальных вещей. Такую свободу устрою, мало не покажется. И ещё я люблю всё живое, кошек (Avla, привет!), собак, ворон, крыс и тараканов. Чтобы никто не говорил, что город - это типа пустыня, там природы якобы нет. Чтобы были кормушки для уличных животных и бомжей (с пивом). Ну и воевать конечно будут поменьше.

11/06/04, Адамов
Забыл добавить, мух ещё люблю, будет много мух.

11/06/04, Адамов
Комаров тоже надо будет подразвести.

11/06/04, Avla
А вот я бы развёл морских свинок. А что касается войн - видимо, придётся отвести часть какой-нибудь пустыни или тундры, совершенно ненужной, и там всё время поддерживать локальный конфликт, придётся на это тратить деньги, финансируя обе воюющие стороны. А иначе куда деть тех, кто желает повоевать? Зато на остальной части планеты будет мир, изобилие и процветание.

11/06/04, Адамов
Да, тундру под войну отвести... Прим. половина территории России - вечная мерзлота. Неужели кто-то уже начал этот план осуществлять? Ясно, будем следить за численностью морских свинок...

11/06/04, Адамов
Zippa, я не критин, а крЕтин.

12/06/04, Medieval
Вот я чего сделаю, если повезёт:) - Все гос-ва, кроме России (как незримый центр Империи - зачем кому-то знать где он?), будут демилитаризированы - останется только минимум для подавления возможного недовольства. Появятся мощные границы между всеми государствами. В каждом будет своя валюта - и только электронная. Все денежные операции естественно будут контролироваться. Вся сеть коммуникаций - телефоны, net и др. будет под "колпаком" - пускай недовольные общаются между собой, высказывают свои мысли по "свободным каналам", ищут пути сопротивления, (попытки купить оружие, модификации домашних сетей для создания защищённых каналов связи - которые легко превратятся в средство заговора и др.)

Смысл теряется в этой бесконечной смене пустых событий и картинок, из которых складываются мои дни. Ничего не происходит, чтобы хоть как-то сгладить пугающее меня саму состояние. Я всё время мечтаю оказаться в своём воображаемом мире, где у меня есть друзья, любовь и, самое главное, смысл. Этот безумный побег от реальности есть и спасение, и наказание.

Я погружаюсь в пустоту. Она обволакивает меня полностью, столь сладостная, столь манящая. Вдруг я вижу неясные оттенки цветов, которые постепенно растекаются в абсолютной мгле. Они переплетаются, обрамляются в причудливые формы, проникают друг в друга, словно жаждущие встречи любовники. И вот я оказываюсь в совершенно ином пространстве – прекрасном, ярком, таинственном и манящем меня каждую секунду моей жизни. Я погружаюсь в мир своих грёз.

Здесь мне никто не может помешать. Здесь я чувствую себя свободной, сильной и способной на многое. В этом мире моя жизнь имеет смысл. Она не пуста, не жестока, не стремится сломать меня и бросить гнить где-то в зловонной трущобе без малейшего шанса выйти на свет божий. Я вольна спасать людей, уничтожать полчища врагов или покорять далёкие звездные системы, перемещаясь сквозь пространственно-временные карманы в самые удалённые уголки Вселенной.

Порывы ветра ласкают моё тело, дождь стекает по моим ладоням, а трава щекочет уставшие от бега ноги. Каждой клеточкой тела я ощущаю потоки жизни, проходящие сквозь меня, наполняющие, успокаивающие, дающие силы и чувство умиротворения. Ведь столь притягательно быть на своём месте, приносить пользу, видеть смысл своего существования и каждый миг прилагать максимум усилий для реализации своих способностей.

Но это всего лишь фантазии – фантазии, более реальные, чем моя жизнь, теряющая тончайшие нити здравого смысла, тускнеющая и прогнивающая изнутри, поражённая проказой современного мира.

Вы можете подумать, что я нахожусь в наркотическом бреду, уколовшись в каком-то обшарпанном притоне. Но нет, я чётко осознаю, где нахожусь на данный момент – в вонючем, переполненном людьми метро, где каждый так и норовит толкнуть или обругать. Сотни людей проходят рядом со мной, словно бесформенные тени, вынужденные блуждать по миру тьмы и мрака, обречённые на короткое существование, лишённое какой-либо радости и удовлетворения.

Нет, я люблю мир, люблю его удивительные краски, которые почему-то бледнеют от человеческого присутствия, словно человек рушит ту удивительную красоту, созданную неизвестным архитектором мироздания. Вместо преумножения жизни, изменения её к лучшему через эволюцию и совершенствование нашей сути, мы словно слепые дикие существа жаждем лишь уничтожения и кромешного хаоса, обиженные на самих себя за свою беспомощность.

Смысл теряется в этой бесконечной смене пустых событий и картинок, из которых складываются мои дни. Ничего не происходит, чтобы хоть как-то сгладить пугающее меня саму состояние. Я всё время мечтаю оказаться в своём воображаемом мире, где у меня есть друзья, любовь и, самое главное, смысл. Этот безумный побег от реальности есть и спасение, и наказание. В яркие насыщенные краски, в удивительные запутанные истории и спасение народов от самоуничтожения – всё то, чего я лишена или на что неспособна в нашем мире.

Что же толкает меня на такие уходы в себя, в этот несуществующий уголок радости? Ответ можно с лёгкостью найти с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана – тренинга, открывающего все грани человеческой психики.

Зрительные миры

Самыми большими фантазёрами являются обладатели (вектор – врождённый набор психических свойств и желаний человека). Однако в данном случае проявляется ещё и , наделяющий своего обладателя вечным стремлением к познанию истины, часто не осознаваемым.


Обладатель зрительного вектора рождается с чувством страха. Страх смерти – это первая эмоция древнего человека и архетипичное свойство современного зрительника, принимающее различные формы. Ребёнок со зрительным вектором боится темноты, боится оставаться один. Но при правильном развитии он научается выносить эту корневую эмоцию наружу, и она принимает противоположную себе форму – форму любви и сострадания. Но вот только эта трансформация даётся непросто. Для этого нужна полноценная работа, чтобы из трусишки превратиться в чувственного человека.

Обладатель зрительного вектора наделён широким диапазоном эмоций, которые в потенциале позволяют ему проникаться чувствами других людей. Он стремится понять их и помочь им. Такие люди становятся прекрасными актёрами, профессиональными психологами и психотерапевтами. Они же обладают и высоким интеллектуальным потенциалом, в результате чего могут стать неплохими учёными и преподавателями.

Благодаря своим чувствительным глазам они великолепно различают множество оттенков цветов и чувствуют гармонию света-тени. Поэтому именно зрительные люди становятся художниками, скульпторами и знатоками искусства. Эти властелины человеческих эмоций, обладатели высокого интеллекта веками несли нам культуру, понятия морали и этики и всячески способствовали росту гуманистических идей.

Но, как часто это бывает, не каждый человек находит возможность реализовать свои врождённые свойства, поэтому ищет обходные пути достижения внутреннего комфорта. Некоторые обладатели зрительного вектора, не видящие радости в своей жизни, не получающие достаточно эмоций от своего окружения и не научившиеся дарить свои чувства окружающим, уходят в свои фантазии, совершают своего рода побег в свой воображаемый мир. Они легко поддаются внушению и ещё легче – самовнушению, поэтому для них не составляет большого труда прочувствовать созданный внутри своей головы мир настолько, что он им будет казаться не менее реальным, чем всё, что окружает их в действительности.

Звуковая боль

Но что же вызывает в человеке такую острую боль от непонимания мира вокруг? Что заставляет его страдать от неприятия себя и окружающих, словно желающих заставить его захлебнуться в потоке ненависти? Почему он чувствует себя выше других людей, неспособных дорасти до его уровня? Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана даёт ответ на эти вопросы. Так ощущает себя обладатель звукового вектора. Но в чём же конкретно его несчастье?

Люди со звуковым вектором в древней стае были ночными стражами человеческих жизней. Обладая самым острым слухом, они вслушивались в абсолютную тишину и темноту и, различив далёкий тревожный звук, предупреждали соплеменников о малейшей опасности.

Полюбившие своё ночное одиночество, напрягающие все свои психические силы, чтобы не пропустить хищного зверя или вражеский отряд, в этом сосредоточении они осознали первые мысли, отделившие их от целостного коллектива: «Кто Я? Зачем Я здесь? Почему? Какой в этом смысл?» Так был рождён первый философ и первый эгоцентрист, первый гений и первый злодей, ощутивший своё «Я», отдельное от всех других. С тех давних времён эти вопросы мучают обладателей звукового вектора.

В прошлые столетия они могли находить смыслы в музыке, науке, религии и философии. Великие мудрецы, пророки, первооткрыватели вели нас по пути от животного к Человеку сознательному. Мы обращаемся к их опыту, к их мыслям и пытаемся найти в них опору. Но ни Кант, ни Будда, ни Ницше неспособны больше удовлетворить наши растущие потребности в осознании чего-то большего, чем услады материального мира.


Обладатели звукового вектора теряют связь с материальным миром, ведь он не может дать им ответы на вопросы о смыслах. Они погружаются в себя и ищут ответы в глубинах своего несовершенного разума. Запирая себя в свою черепную коробку, восхваляя своё великое эго, отстраняя себя от ничтожных людишек, ничего не смыслящих в духовных или интеллектуальных исканиях, они на самом деле лишают себя возможности приблизиться к реальному осознанию.

Если раньше звуковики видели смыслы в музыке, стремились совершить социальные революции или первые попытки духовной революции, то сегодня большинство таких людей не может больше найти реализацию в этих направлениях. Человек со звуковым вектором больше не может реализовать свои потребности в познании через те инструменты, которые были в ходу в прошлом: ни написание книг, ни астрономия, ни физика, ни религия не наполняют его больше. Два-три года жизни тратятся на полное погружение в новую сферу деятельности или в новое учение, а затем в один момент остаётся лишь ощущение опустошённости и ещё большая дыра в душе. Им хочется чего-то большего, ибо объём нашей психики неумолимо растёт и развивается.

Два брата-близнеца – солнце и луна

В этой статье как раз и описано это состояние ненависти звукового человека к материальному миру, к глупым в его понимании людям, лишь мешающим ему жить. А зрительный вектор со своей развитой фантазией и стремлением жить и любить выступает своего рода костылём для хромающего, ненаполненного звука, блуждающего в потёмках своего эгоистического разума. Зрение создаёт несуществующий воображаемый мир, который звуковой вектор наполняет своими собственными смыслами.

Будучи ненаполненным эмоционально и страдающим от звуковых нехваток, человек находит выход в создании своего мира, где иллюзорно реализуются его желания. Вот только полноценного наполнения всё равно не происходит. Замкнутый круг страданий не разрывается. Лишь на время появляется мнимое ощущение облегчения, а потом страдания накрывают с ещё большей силой.

Всем известно, что человек существо социальное. Без общества мы неспособны ни полноценно жить, ни развиваться. Только в обществе человек может стать по-настоящему счастливым. Только реализуя себя на благо других, можно самому почувствовать настоящий вкус жизни.

Но из-за его нехваток человеку даже в голову не приходят такие элементарные истины. Обладая в потенциале и высоким зрительным интеллектом, и неограниченным в возможностях абстрактным звуковым интеллектом, вместо реализации в обществе человек убегает от ответственности за свою реальную жизнь в несуществующие выдуманные сказки в своей голове.

Пытаясь понять свою ненависть

Но как выходить в это общество, как жить ради него, когда люди столь ненавистны, когда они не хотят дарить мне любовь и не могут ответить на мои внутренние вопросы? Зачем это нужно?

Однако если я их ненавижу, то, возможно, мне стоит понять – почему? Возможно, стоит увидеть мотивы их поведения, чтобы раскрыть эту тайну? И тогда лекарством для такого человека может стать познание своей психики и психики окружающих его людей.

И вот в этот момент звуковик приходит к очень интересной ситуации: в попытке понять психику другого, отличного от него человека, он сосредотачивается на нём. То есть он впервые сосредотачивается на внешнем мире, а не на внутреннем. Незаметно для себя он возвращается в состояние своих далёких предков-звуковиков, всей своей сутью ориентированных на сосредоточение на окружающих звуках, дабы оберегать своих соплеменников. Только если раньше они оберегали тела, то теперь настало время оберегать души людей.


Звучит эзотерично? Возможно, но с эзотерикой это не имеет ничего общего. Психика человека скрывает самые невероятные тайны, разгадав которые мы с удивлением сможем найти ответы на самые, казалось бы, неразрешимые вопросы. Стоит лишь только попробовать…

И самое интересное, что как только мы начинаем находить ответы на внутренние вопросы, наш иллюзорный воображаемый мир незаметно исчезает для нас. Наш зрительный вектор перестаёт таким образом спасать своего уставшего старшего звукового брата. Теперь для нас есть другие способы реализовать свои желания. Нам становится намного легче строить эмоциональные связи с людьми, столь необходимые для реализации свойств нашего зрительного вектора. Мы уже не требуем любви от людей, мы дарим её им. Понимая их психическое, мы уже не стремимся убежать от них и спрятаться в своей тёмной комнате.

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает начать не просто понимать людей, а видеть саму их суть. Вы становитесь не просто пассивными участниками реалити-шоу под названием «Жизнь» – вы становитесь режиссёром и актёром в одном лице. Вы практически становитесь тем, кем пытались быть в своём воображаемом мире – властелином реальности, властелином своей жизни. Об этом говорят те, кто .

Вы помните момент из культового ? Вам предлагают выбор. Так какую таблетку выберете вы? Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Инструкция

Можно использовать вполне простой и традиционный способ: представьтесь ученикам, обязательно напишите на доске свои имя, фамилию и отчество. Затем дружелюбно расскажите о своем предмете, о том, что вы будете проходить с ними в этом году и какие материалы помимо учебников и тетрадей понадобятся ученикам. На первом уроке ни в коем случае нельзя запугивать учеников слишком строгими правилами или выставлять свой предмет в лучшем свете, чем предметы коллег. Если ребят в классе много и запомнить имена пока не получится, в начале урока выдайте каждому по карточке, попросите крупно и разборчиво написать свое имя на ней и поставить перед собой на парту.

Используйте анкету для знакомства. После основного представления можно раздать распечатанные анкеты, чтобы ученики вписали туда свои имя и фамилию, данные о родителях, увлечениях, домашнем адресе. Этот способ особенно подходит для нового классного руководителя и для учеников средней школы. Способ знакомства довольно формальный, но зато у вас на руках сразу же окажется вся информация о подопечных.

Рассказ о себе. Учитель сам может начать рассказывать о себе классу, о , хобби, семье. Затем очередь переходит к ученикам. Ваша откровенность вызовет и их искренность. Для того чтобы ученики не терялись, на доску выписываются основные вопросы: «Как тебя зовут», «Какие предметы нравятся в школе и почему», «Кроме учебы я занимаюсь…» Можно провести подготовленный классный час о себе или своих хобби, на который ученики и учитель приносят интересные фотографии из своей жизни и делятся своими увлечениями.

Вы можете предложить своим ученикам самостоятельно рассказать историю об учителе, даже если дети впервые видят вас перед собой. Для этого выпишите на доску слова, которые связаны с вами, например: «Дети», «Русский язык», «Самара», «Собака», «Книги». Теперь предложите нескольким ученикам по этим словам рассказать историю об учителе. Эти истории будут чем-то различаться между собой, но ученикам уже будет понятно, что ваш предмет – русский язык, вы любите детей, родом вы из Самары, у вас есть собака, а вечерами вы читаете книги. Необычная форма представления сделает урок интереснее, теперь и сами ребята смогут разговориться и рассказать о себе.

Номинации. Для учеников 1-7 классов можно устроить небольшую игру, в которой они сами расскажут о себе, да еще и повеселятся. На доске выписывается несколько номинаций: «Самый умный», «Самый воспитанный», «Самый заботливый», «Самый большой непоседа», «Самый красивый» и т.д. Вариантов номинаций масса, чем более забавными они будут, тем веселее пройдет игра. Затем каждому ученику ребята присваивают свою номинацию. Нужно избегать обидных для детей номинаций, чтобы ваш первый урок в классе не воспринимался никем как нечто неприятное.

Еще одним занимательным способом познакомиться с классом будет шуточная игра. Особенно она подходит для 1-5 классов. Учитель задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны помахать или похлопать учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий: «Здравствуйте, девочки!», «Доброе утро, мальчики!», «Кто из вас самый умный?», «Кто любит сладкое?», «Кто здесь самый красивый?», «У кого есть ?». Проходит игра обычно весело, но учителю нужно создавать веселый настрой изначально.

Еще одна игра для быстрого знакомства с классом называется «Снежный ком», она хорошо подходит для классов, где ребята еще пока незнакомы друг с другом. Ее отлично проводят в том числе и на языке, в различных кружках и студиях. Первый ученик должен назвать свое имя и сказать еще какое-то свое качество или увлечение, например, «Петя, играть в футбол». Второй ученик повторяет, указывая на первого: «Петя, любит играть в футбол», а затем называет свое имя и увлечение. Третий повторяет имена и хобби двоих учеников и называет свои. Игра проходит весело, к последнему ученику знакомится уже весь и выучивает имена друг друга.

Классный час – это в своем роде дополнительный урок, свободный для посещения и предполагающий получение дополнительных знаний. Чтобы классный час прошел результативно, следует его правильно организовать. Для этого не лишним будет ознакомиться с рядом рекомендаций.

Инструкция

Обычно классный час проходит раз в неделю. В течение недели необходимо накопить вопросы к ученикам, которые следует решить в спокойной обстановке. Эти вопросы можно записать в отдельной тетрадке и проранжировать их по степени важности.

За неделю следует пообщаться со всеми учителями, которые ведут уроки у вашего . Обсудить с ними: какие трудности возникают у ребят, какое в целом поведение класса и можно ли дружным назвать их . По итогам разговора также стоит записать ответы в тетрадь для классного час а.

Как только начался классный час , необходимо вслух обозначить все вопросы, которые следует решить за отведенное время. Вопросы должны касаться не только организационной час ти и успеваемости по предметам. Стоит уделить должное внимание и неформальным в коллективе ребят. Ведь – это маленькая семья, с которой видишься большую час ть времени. Поэтому в коллективе должна царить доброжелательная атмосфера. Если ее нет, то необходимо выявить и разобраться. Для этого помогут специальные тесты, которые можно позаимствовать у школьного психолога. Результаты теста помогут выявить причину разрозненности в и эффективно поработать над устранением этой проблемы.

Классный час лучше проводить в форме дружелюбной беседы, в рамках которой каждый ученик сможет высказать свое мнение, не опасаясь оценки и своих товарищей. Целью классного час а является сплочение во имя добросовестного исполнения школьных дел и воцарения в классе атмосферы доброжелательности и сплоченности.

Когда девочка хочет познакомиться с понравившимся мальчиком в школе, она нередко усложняет задачу, изобретая какие-то изощренные методы. При этом она не берет в расчет то, что она периодически с ним сталкивается, у них есть общие друзья и преподаватели. А ведь это означает, что ничего особенного придумывать и не нужно. Требуется только выбрать подходящий момент для знакомства, чтобы сразу произвести на мальчика приятное впечатление.

Инструкция

Прежде всего следует получить больше информации о , который вам нравится. Знаете кого-то из его класса? Прекрасно! Незаметно разузнайте у его знакомых сведения о его хобби, увлечениях, любимых местах отдыха, что ему нравится, а что нет. Возможно, у вас обнаружится одинаковый музыкальный вкус или его хобби совпадает с вашим. На выручку могут прийти и популярные социальные сети, где можно найти много информации о вкусах и увлечениях объекта обожания. Теперь, когда у вас есть подробное досье, начинайте действовать.

Например, из разговоров с вашими одноклассниками вы узнали, что понравившийся вам мальчик легко решает задачки по или физике. Тогда подойдите к нему на перемене, улыбнитесь и скажите что-то вроде: «Никак не могу справится с домашкой, а Маша Кудрявцева мне сказала, что ты в математике настоящий спец. Поможешь решить?»

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: познакомитесь и сделаете ему скрытый комплимент. Скорее всего, он воспользуется возможностью укрепить свою школьную репутацию умного . Однако постарайтесь выбрать не слишком сложную задачку, чтобы мальчик с ней наверняка справился.

Или же вы узнали, что он не пропускает почти ни одной киноновинки. Тогда вы можете со спокойной душой пригласить его в кино, застенчиво сославшись на то, что ваша подружка заболела и у вас остался лишний билет. Конечно, вам понадобится набраться смелости, чтобы так лихо познакомиться с в , но такой способ очень эффективен.

Если вы стесняетесь так явно проявить свою симпатию к , попробуйте устроить в выходные у себя дома вечеринку. Разумеется, для этого нужно заранее обсудить эту возможность с родителями и тщательно подготовиться. Пригласите как можно больше своих знакомых, скажите друзьям мальчика, чтобы они и его взяли с собой, всем будет весело! Это приглашение не бросится в глаза, так как гостей будет много, и вы не попадете в неловкое положение.

Начало знакомства с учениками: поведение учителя

Конечно, учитель не может сразу запомнить имена и фамилии всех ребят, но в любом случае он обязательно должен представиться сам, чтобы дети знали, как к нему обращаться. Преподавателю стоит не только назвать фамилию, имя и отчество, но также записать их на доске. Во-первых, это поможет детям быстрее и легче запомнить, как зовут их нового учителя. Во-вторых, если кто-то из ребят не расслышал имя или отчество с первого раза, ему достаточно будет просто взглянуть на доску.

Учителю уместно будет рассказать немного о себе: о своем опыте работы, увлечениях, принципах выставления оценок. Хорошо, если дети сразу увидят в своем преподавателя человека, проникнутся к нему симпатией, а также поймут, каких проступков и оплошностей он не будет терпеть, узнают, как вести себя на уроке. Можно разрешить ученикам самим задавать вопросы – это будет способствовать доверительному общению.

Чтобы больше узнать о детях, учитель может попросить их заполнить анкеты. Не стоит превращать знакомство в скучное мероприятие. Лучше сделайте анкету короткой и интересной. Пусть дети укажут свои фамилии и имена, вкратце сообщат о своих увлечениях, о том, что их интересует и волнует, о том, какие школьные предметы они любят. Полезно будет узнать, что у каждого ребенка получается лучше всего и какие поручения в классной жизни ему нравятся.

Общение с учениками на первом уроке

Конечно, анкета позволит вам получить ценные сведения о каждом ребенке, однако этого будет недостаточно. Чтобы наладить общение с детьми, желательно поговорить с ними, позволив всем ученикам хоть немного высказаться или ответить хотя бы на один вопрос. Если времени мало, можно задавать вопросы всему классу и просить детей поднимать руки, если они хотят ответить «да». Например, уместно спросить, любят ли ребята ходить в школу, есть ли у них братья или сестры, нравится ли им математика или литература. Такие опросы особенно уместны при знакомстве с учениками младших и средних классов.

Если речь идет о дружном, не проблемном классе, можно попросить каждого из ребят коротко рассказать о себе при всем классе. Это особенно уместно, если вы хотите провести классный час и сразу распределить обязанности, выбрать старосту, активистов коллектива. Такое общение с ребятами поможет вам быстрее определить, какие школьные дела интересуют каждого из них, а также выбрать для всех учеников самые подходящие роли.