Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (подборка книг)

В детском саду был проведен конкурс

НА ЛУЧШЕЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (ИГРУ)

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель конкурса: пополнение, обогащение развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ детский сад комбинированного вида № 13.

Задачи:

- создать благоприятные условия для организации самостоятельной, совместной деятельности педагогов и детей по ФЭМП, развитию познавательной активности и логического мышления у детей дошкольного возраста, сенсорного развития у детей раннего возраста;

- презентовать творческие идеи и находки через оформление дидактических игр, методических пособий по ФЭМП;

- стимулировать творческую активность педагогов в ходе создания дидактических материалов, пособий по ФЭМП.

Срок проведения конкурса: 29.01.2018 г.

Участники: воспитатели всех возрастных групп

Номинации конкурса:

  • дидактическое пособие (игра);
  • цифровой образовательный ресурс.

Порядок проведения конкурса:

1. Участники конкурса представляют дидактическое пособие /игру/ по ФЭМП, изготовленное и оформленное самостоятельно (авторская разработка приветствуется).

2. Представленное дидактическое пособие (игра) должны иметь название, цель, задачи, описание.

3. От каждого участника в конкурсе могут быть представлены не более одного дидактического пособия (игры) в каждой номинации.

Состав жюри:

1. Т.С.Васильченко, заведующий

2. Н.В.Плясовских, старший воспитатель

3. Е.Т.Лубянская, воспитатель

4. Л.П.Беска, воспитатель

При оценивании работ обращалось внимание на:

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей заявленного возраста;

правильность оформления: название, цель, задачи, описание;

эстетика оформления дидактического пособия, безопасность в использовании;

многофункциональность дидактического пособия;

оригинальность идеи и творческий подход.

Подведение итогов конкурса состоялось на педагогическом совете 31 января 2018 г. Победители и призеры были награждены грамотами.

Итоги конкурса

В номинации "Цифровой образовательный ресурс "

1 место - интерактивные игровые задания для детей старшего дошкольного возраста "В стране игрушек" (Н.В.Плясовских);

2 место - задачи на сложение и вычитание для детей старшего дошкольного возраста (А.Г.Жарова);

математическая игра "Отгадай-ка" для детей старшего дошкольного возраста (Р.Ю.Кияшко).

В номинации "Дидактическая разработка"

1 место: игра "Симметрия" (Беляева Т.С.);

"Математические весы" (Л.П.Беска);

"Математическое лото" (Е.Т.Лубянская).

2 место: игра "Четыре квадрата" (Е.В.Зиброва);

игра "Математическое домино" (Т.С.Беломаз).

3 место: комплекс математических игр "Поле чудес" (Н.В.Хорошко).

1 место

Беляева Татьяна Сергеевна

Игра "Симметрия"




Лубянская Елена Тимофеевна

Математическое лото

2 место

Зиброва Елена Владимировна

Игра "Четыре квадрата"

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя
общеобразовательная школа №16
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Жигулевска, г. о Жигулевск Самарской области
структурное подразделение детский сад «Вишенка»
Тимофеева Т.В.
Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Игровые интерактивные
многофункциональные
пособия
по познавательному
развитию
дошкольников

Жигулевск 2017 г.
ГБОУ СОШ №16 СПДС «Вишенка» (корпус 2)
Авторский коллектив: старший воспитатель Тимофеева Т.В.,
воспитатели Киваева Л.В., Лебедева Т.В.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных
технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности
самостоятельно логически мыслить. Научить маленького ребенка думать
можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей,
невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к
активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию
мира математики.
Во время непосредственно образовательной деятельности с детьми мы
используем самые различные методы и приемы, но главным из них все­
таки остается игра, как основной вид деятельности детей. С помощью
игры обучение для детей становится радостным, увлекательным и
жизненно важным делом, поскольку является частью их жизни.
Представляем вашему вниманию авторские интерактивные пособия по
ФЭМП, с помощью которых ребенок сравнивает и сопоставляет,
устанавливает сходство и отличие, открывая мир чисел и фигур.
Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится
ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать
собственную позицию.

Цель данных игр: развитие математических способностей, логического и
образного мышления,
анализировать и делать умозаключения, самостоятельности.
зрительного восприятия,
памяти,
умения
Игровое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у дошкольников
КОМПЬЮТЕР

«Компьютер» ­ это мобильный игровой модуль, универсальная
увлекательная игрушка, которая помогает детям усвоить программный
материал в игровой форме. По формированию у детей элементарных
математических представлений помогает:
* Совершенствовать навыки счёта
* Изучать и закреплять цифры
* Проводить работу с геометрическими фигурами
* Решать простейшие арифметические задачи
* Развивать умение ориентироваться на плоскости
* Закреплять представления о величине предметов
Игрушка состоит из клавиатуры и монитора
Клавиатура помогает развивать у детей младшего возраста мелкую
моторику рук. На ней можно играть в дидактические игры типа:
«Найди и назови геометрическую фигуру»,
«Назови по цвету, по форме»,
«Который по счёту?»
Монитор играет роль магнитной доски, на которой детям предлагаются
различные дидактические игры, в которые дети играли на столе или
фланелеграфе, например:

«Логическая цепочка»,
«Подбери по величине»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Что изменилось?»,
«Сравни и подбери»
Для детей старшего возраста можно предложить знакомство с цифрами,
знаками, обучение составлению и решению задач.
Также предложены карточки с заданиями (образцами) к хорошо
знакомым играм «Пифагор»,
«Геометрическая мозаика».
«Колумбово яйцо»,
Танграм»,

Игровое пособие
по формированию элементарных
математических представлений
у дошкольников
КНИЖКА­
УМНИШКА

В пособии «Книжка­умнишка» представлены задания по всем
разделам математики. Каждая страница обклеена цветной бумагой. Это
позволяет ребенку закреплять основные цвета. На одной стороне листа
вырезанные из цветной бархатной и
книги изображены цифры,
гофрированной бумаги. Ребенок с помощью пальчика обводит цифру и
называет ее. После того как ребенок выучит их, можно провести игру
"Угадай цифру". Ребенку завязывают глаза и он с помощью тактильных
ощущений угадывает её. Под цифрами приклеены объемные предметы ­
пуговицы и палочки для счета на ощупь.
Страница: Геометрические фигуры.
Все фигуры вырезаны из разного материала. Ребенок с помощью
тактильных ощущений обследует фигуры.

Страница: Выше ­ ниже.
Деревья можно заменить другими предметами. т. к они свободно
вынимаются из креплений. Это позволяет ребенку с помощью приложения
одного предмета к другому сделать правильный вывод.
Страница: Уже ­ шире. Короче ­ длиннее.
Дорожки можно заменить другими предметами, они тоже легко
вынимаются из креплений. Ребенок, используя прием приложения,
определяет какая дорожка шире, уже, длиннее или короче.

Страница: Учись считать
Малыши находят один или много предметов, старшие дети считают
предметы на картинке и обозначает цифрой, составляют задачи.
Страница: Ориентировка в пространстве
Дети находят верх, низ, право, лево, верхний правый угол и т.д. и
обозначают картинкой, которая легко вставляется в кармашек в заданном
месте.

Так же в книжке есть страницы Порядковый счет, Дни недели,
Времена года, Часы, Части суток

Многофункциональность данной игры заключается в том, чтобы в
доступной, понятной, интересной форме, донести до детей познавательно­
развивающий материал в разных видах детской деятельности.
В данном пособии собраны несколько математических дидактических
игр по определенной теме:
«Назови цифры (геометрические фигуры, математические знаки) »;
Вариант «Найди и назови», «Сосчитай и подбери цифру»;
Задачи: Закрепить умение быстро и правильно называть выпавшую
цифру и чего бывает столько же.
«Считай и не ошибись»
Задачи: Обучать умению считать до пяти (десяти), пользуясь
правильными приемами счета: называть числительные по порядку,
соотносить каждое числительное с количеством предметов. Развивать
память и внимание.
«Назови соседей», «Назови цифры больше (меньше) этого»;
Задачи: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к
выпавшему.
«Подбери математический знак» и др.
«Кто больше увидит»
Задачи: Формировать умение запоминать геометрические фигуры и
называть их.
Вариант «Найди соответствующие объемные геометрические фигуры»

1.1 Из истории развития количественных представлений

2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин

3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

8.4 Ориентировка в пространстве

8.5 Ориентировка во времени

Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)

О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы

Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)

§ 1. Обучение и развитие детей

§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний

§ 3. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития детей

§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII-XIX вв. в начальной школе

§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе

§ 1. Развитие у детей представлении о множестве

§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста

§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве

§ 4. О развитии у детей деятельности счета

§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда

§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

§ 2. Программный материал для детей трех лет

§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет

§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы

§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни

§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни

§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни

§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений

§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни

§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни

§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет

§ 4. Формирование пространственных и временных представлении

§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни

§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни

§ 2. Программный материал для подготовительной группы

§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число

§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности

§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду

§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях

§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

История формирования элементарных математических представлений

Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии

Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Владение некоторыми общими принципами счета

Владение навыками отвлеченного счета

Владение навыками счета на наглядном материале

Обследование навыков соотнесения количества предметов

Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)

Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений

Владение геометрическими представлениями

Владение представлениями о величине

Владение пространственными представлениями

Владение представлениями о времени

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

Экскурсии и наблюдения

Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием

Игры с пальчиками

Игры с песком

Игры с бытовыми предметами-орудиями

Вариант игрового занятия

Игры с водой

Театрализованные игры

Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

Сюжетно-дидактические игры

Игры с зайчиками

Cодержание игры-занятия

Зайчики и солнышко

В гостях у ежика

Прогулка за грибами

Cодержание игры-занятия

Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке

Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители! Рада видеть всех, кто нашёл время побывать в гостях на нашем сайте! Сегодня я расскажу, как быстро и без особых затрат можно изготовить увлекательные пособия.

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величина, форма, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие знания станут основой дальнейшего успешного обучения.

Для всех нас очень важно, как организовать деятельность детей на занятии в свободное время, чтобы сохранить познавательный интерес ребенка. Мне помогает в этом разнообразный раздаточный материал, и чтобы труд в изготовлении раздаточного материала был потрачен не напрасно, я стараюсь придумывать пособия многоразового использования. Именно таким и служит пособие - " Умные клеточки"

Изготовить пособие не трудно. Для этого нужно взять большой лист белой бумаги или картона, расчерченный на клеточки.Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным. Наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами.

Для полноценного использования пособия его нужно сделать на каждого ребенка - поверьте, это того стоит!

Как использовать пособие?

1. При организации работы по ориентировке в пространстве:

Объект (игрушка, картинка, фигура) движется в заданных вами направлениях по клеточкам от любой клетки, обозначенной цифрой или обозначенной точкой в центре пособия;

В старшем возрасте это пособие поможет научить детей действовать по схеме, заданной с помощью знаков.

В подготовительной группе это пособие поможет закрепить умение ориентироваться в тетради в клеточку. Ваша задача - подготовить только текст задания. Совет из опыта: придумывая задание, постарайтесь так продумать ходы, чтобы действия детей заканчивались в определенном месте на игровом поле, тогда удобно проверить правильность выполнения задания!

2. При организации работы на закрепление навыков порядкового счета:

Данное пособие - это многоэтажный дом - размещение фигур, (плоскостных изображений животных, мелких игрушек.) по этажам, по квартирам;

3. Для организации развивающей игры " Стадион"

Цель игры:

Закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;

Развитие логического мышления - умения выделять признаки геометрических фигур согласно заданных с помощью символов условий;

Закреплять умение действовать по символу - " отрицание"

Материалы для игры:

игровое поле, набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине, карточки со знаками-символами;

Ход игры:

Ведущий предлагает построить "спортсменов"

(геометрические фигуры) на старте - на синие цифры. " Спортсмены" движутся согласно заданному с помощью символов условию. Условия движения располагаются на доске, их можно комментировать, а можно предоставить детям возможность выполнять задание самостоятельно.

Например:

Все фигуры делают один шаг вперед:

Все фигуры делают два шага, но нельзя красным

Продолжающие бег фигуры делают три шага вперед, но нельзя круглым

Игру можно использовать, как дидактическое упражнение на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, а так же, как диагностическое задание при мониторинге знаний по ФЭМП.

Дидактическая игра «Божьи коровки»

Игра способствует умению находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, развивает мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать числа и т.д.

Каждая божья коровка должна найти свою ромашку.

Ещё варианты:

Взять одну ромашку или божью коровку и подобрать «соседей», то есть предшествующее и последующее число;

Можно сравнить числа или цифры и поставит между двумя объектами знаки «больше», «меньше» или «равно»;

Ну и что ещё подскажет фантазия.

«Гаражи и автомобили»

Цель игры: закреплять представление детей о составе чисел первого десятка, о цифрах;в старшей и подготовительной группе закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

«Мозаика»

Предлагаю всем педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный полезный конструктор.

Вам понадобиться:

Салфетки универсальные

Ножницы

Карандаш

Трафареты геометрических фигур

Данное пособие поможет:

Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет)

Развивать речь, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры:

«Собери красивые бусы», «Напиши цифры», «Напиши букву», «Выложи предмет», «Найди пару», «Науди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

Древнекитайская головоломка «Танграм»

Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей. Пусть количество деталей невелико, но на плоскости они могут складываться в сотни разнообразных фигур: силуэтов животных, людей, окружающих предметов.

Для изготовления этой головоломки вам понадобится плотный картон или всё та же универсальная салфетка. Квадрат разрезать на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.

Самое простое упражнение с такой игрой – составление фигуры из двух-трёх элементов. Далее, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигуры по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть геометрические фигуры.

«Помоги Степашке»

Эта игра проводится по принципу игры «Божьи коровки»

«Рыбалка»

Данная игра состоит из набора рыбок и цифр. Задания могут быть самые разнообразные. Например:

- «выловить» заданное количество рыбок,

Поймать нужную цифру,

Вычислить пример на сложение или вычитание и найти ответ и т.д.

«Калейдоскоп»

Игра развивает умение расчленять узор на геометрические фигуры разной формы, цвета и величины по образцу. Развиваетзрительное восприятие, внимание и ориентировку в пространстве. Совершенствует умение называть из каких фигур и в какой последовательности сложен узор.

Материал: Карточки с узором из геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Узор выполнен путём наложения фигур меньшего размера на фигуры большего размера. Набор таких же отдельных фигур.

«Весёлые гусеницы»

Пособие «Весёлые гусеницы» связано крючком из отдельных деталей (кружочков) Это пособие можно использовать для обучения детей основным цветам, для различения величин: длинный - короткий, для обучения счёта, для развития мелкой моторики.

любовь агафонова

Проблема : Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с последовательностью смены времен года, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Актуальность : Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Таким образом, важность и необходимость формирование у детей временных представлений, привели к созданию дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста.

Представляю вашему вниманию свое наглядное пособие «Дружная семейка »

Используя его, можно решать следующие дидактические задачи :

Познакомить с временами года (младший дошкольный возраст) ;

Познакомить с месяцами года (младший дошкольный возраст) ;

Закрепить знания о временах года и месяцах (старший дошкольный возраст) ;

Систематизировать последовательность времен года и месяцев года (старший дошкольный возраст) ;

Развивать диалогическую и монологическую речь;

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

А также :

Знакомить и закреплять порядковый и количественный счет, состав числа (первый месяц года – январь, второй – февраль, сколько месяцев составляет каждое время года и т. д.);

Формировать понятие о пространственных отношениях (сначала, потом, слева, справа, между и т. д. (Какой месяц стоит между январем и мартом) ;

Развивать у детей память, мышление, воображение.

Материально–техническое обеспечение :

Наборы для работы : цветной картон, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей и др.

Это пособие можно использовать в таких дидактических играх :«Где мое место, «Что раньше, что потом?» , «Когда это бывает?» , «Назови пропущенное слово» , «Назови соседей» , «Где мое место?» , «Какой месяц лишний» , «Назови какой месяц сначала, какой потом» , «Мое любимое время года» , «Приметы времени года» , «Подбери братья-месяцы» ; использовать при театрализации сказки «Двенадцать месяцев» .

Пособие состоит :

из четырех плоскостных домиков, сделанных из картона и заламинированных, с прозрачными кармашками- домики времен года;

гномы- времена года, сделанные из цветного картона и заламинированные;


маленькие гномики- месяцы (по три гномика оттеночных цветов к каждому времени года) ;


карточки с изображением природных явлений, соответствующие временам года.





Предполагаемый результат :

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (время года, месяц, год, научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях.


Публикации по теме:

Я хочу предоставить на ваше внимание коллективную работу"Дружная семейка". В свободное время мы очень любим с детьми читать народные сказки.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию развивающую книгу – трансформер «Робот - Арифмет». В нашем детском саду проходил конкурс.

Дидактическое пособие «Аквафон цветной» состоит их пяти одинаковых стеклянных емкостей, стоящих на подносе. Емкости наполнены водой. Вода.

"Волшебный мешочек". Добрый день или вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить Вам, ещё одну свою работу - дидактическое пособие "Волшебный.

Дидактическое пособие «Умная гусеница» По требования ФГОС в дошкольных учреждениях необходимо создавать благоприятные условия развития детей.