Дифференциация з–ж в словах, предложениях. Картотека по логопедии на тему: Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж

Тема занятия: Дифференциация звуков З – Ж.

    Закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков З – Ж.

    Формирование навыка языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений.

    Развитие фонематического восприятия, внимания, мелкой моторики.

    Формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: картинки с изображением жука и комара, карточки с буквами З и Ж, слоговая таблица (слайды), мяч, карточки с заданиями.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. А чтобы нам хорошо работалось, начнем занятие с упражнений звукотерапии.

Звук «У» - вызывает колебания в гортани, укрепляет уверенность в своих силах.

Звук «А» - заставляет вибрировать грудь, помогает всему организму настроиться на работу, при этом углубляется дыхание и усиливается приток кислорода к мозгу.

Звук «И» - помогает просветлить голову, убрать из нее дурные и ненужные мысли. Одновременно этот звук помогает прочистить глаза, нос, уши.

Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, лечит его болезни. Он также активизирует правое полушарие мозга, что усиливает интуитивные и творческие способности.

Созвучие «РЭ» - помогает снять стрессы, страхи, даже заикание.

А сейчас, сядут те, кого я назову ласково.

Я предлагаю вам определить наше настроение. Я прошу вас взять карточки с пустым кругом и нарисовать в этом круге лицо человечка, которое зависит от вашего настроения (радостное, печальное, сердитое, безразличное).

Повторение: игра «Шестой лишний» - на слайде № 1 написаны слова, прочитать, определить какое слово является лишним и почему?

Кошка, мышка, шишка, с апоги , ромашка, пушка.

2.Работа по теме:

1.Игра «Жуки и комары».

Сейчас мы с вами закроем глазки и представим, что наступило лето и мы отправились в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: ЗЗЗ… Как комары звенят? – ЗЗЗ…

Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много – много красивых цветов. Жуки летают, жужжат: ЖЖЖ… Как жуки жужжат? – ЖЖЖ…

А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами, а другие жуками. Комары живут здесь – первый ряд. Жуки живут здесь – второй ряд. Когда я скажу: «Комары полетели», комары будут «летать» и звенеть. Когда я скажу: «Жуки полетели», комары молчат, а жуки «летают» и жужжат.

Молодцы, отлично! Я вам покажу картинки с изображением комара и жука, а вы назовите мне звуки (громко, тихо), которые соответствуют этим картинкам. (Жук жужжит. Комар звенит.)

Скажите мне, пожалуйста, чем похожи эти звуки? (согласные – есть преграда – язык, звонкие – проверяем, закрыв уши руками;).

А чем они отличаются? (Когда произносим звук «Ж», то кончик языка поднимается к верху, а когда произносим звук «З», то кончик языка находится внизу; воздушная струя, которая проходит по языку, при звуке З – холодная, при звуке Ж – теплая)

Показ букв «З» и «Ж».

Характеристика звука З – согласный, звонкий.

Характеристика звука ж – согласный, звонкий.

2. Дифференциация в слогах.

Долго летали Комар и Жук. Устали так, что не могут и звука произнести, ни одного слога прочитать. Давайте мы им поможем – чтение слогов по слоговой таблице (слайд № 2). Читаем тихо, громко, с изменением ударения.

За – жа жа – за за – за – жа аза – ажа зва - жва

Зо – жо жо – зо жо – жо – зо озо – ожо збо - жбо

Зу – жу жу – зу жу – зу – жу ызы – ыжи зды - жды

Физминутка. Дыхательная гимнастика.

Вдох – выдох.

Вдох увеличен, выдох.

Вдох, выдох увеличен.

Вдох, выдох.

3.игра «Добавлялки» с мячом.

Добавьте слог ЗА или ЖА, чтобы слово зазвучало правильно.

Бере …за ва…за

Лы…жа лу…жа

Ко…за зано…за

Ко…жа стра…жа

4.Пальчиковая гимнастика.

«Ходит цапля по болоту» - с пуговицами.

«Гусенок» - с прищепкой.

Массаж для пальцев: лы - жа, ко – жу - ра, за – но - за, га – ра - жи, мо – ро - зы.

    работа на карточках.

    Букву З подчеркнуть одной чертой, букву Ж – двумя.

УЖИ ЗАБОТА ПИЖАМА

ЗАГАДКА УЖИН УЗОР

ЖАРИТЬ КОЖА ЖИРАФЫ

Подчеркнуть букву З одной чертой, букву Ж – двумя.

ЖЕЛЕЗО ЗАРЖАВЕЛ

ЗАДВИЖКА ЗАЖАРИТЬ

ЗАЖИГАЛКА ЖИЗНЬ

УЕЗЖАТЬ ЗАЖЕЧЬ

6. Игра «Собери слово»: собрать слово из отдельных букв, прочитать его, определить «звенит» или «жужжит» слово.

7. игра «Составь предложение», составить предложение из предложенных слов.

Комары и Жуки хорошо потрудились, проделали большую, очень важную работу.

О чем же мы сегодня говорили?

Какие звуки сравнивали?

Чем они похожи и чем отличаются?

Дифференциация звуков [з — ж] в прямых слогах

ЗА — ЖА ЖА — ЗА

ЗУ — ЖУ ЖУ — ЗУ

ЗЫ — ЖИ ЖИ — ЗЫ

ЗО — ЖО ЖО — ЗО

Дифференциация звуков [з — ж] в словах

Зыбкий — жидкий узы — ужи вязать — бежать лоза — ложа

Везу — вяжу лизать — лежать залей — жалей разок — рожок

Козы — кожи базар — пожар зовёт — живёт грозу — грожу

Розы — ножи мазут — мажут заря — жарят возы — вожжи

Лиза — лыжа дерзать — держать зал — жал

Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки З — Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж енный, з аж ужж ать,

ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил,з акруж ить, з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

Дифференциация звуков [з — ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут, з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ный, з акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

Дифференциация звуков [з — ж] в предложениях

Зоя звонит Жанне. Бизон — дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени — забавный зайчонок. В вазе — бумажные мимозы.

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени — медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина — Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени — заводной зайка, у Жанны — заводной жук.

Дифференциация звуков [з — ж] в стихах и чистоговорках

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Дифференциация звуков [з — ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук. Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
2. Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и
дифференциации звуков у детей 5 — 7 лет / Е.Н. Спивак. — М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. — 48 с.
3. Интернет ресурсы.

Слоги: са­са­са – ша­ша­ша, со­со­со –
шо­шо­шо, су­су­су – шу­шу­шу, сы­
сы­сы – ши­ши­ши.
Слоги: са­ша, со­шо, сы­ши, су­шу,
ша­са, шо­со, ши­сы, шу­су, саш,
сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
Слова­паронимы: уши – усы, шутки –
сутки, кашка – каска, Машка – маска,
Мишка – миска, скала – шкала, стык –
штык, стиль – штиль, марс – марш, вас
– ваш, мыс – мышь, плоско – плошка,
солить – шалить, сорок – шорох, басня
– башня, крыса – крыша, суметь –
шуметь, кусай – кушай, шило – сила.
«Подбери картинки Соне и
Шуре»(раздели слова со звуками «С»и
«Ш»): носки, аист, коляска, шуба,
шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки,
мешок, стакан, космонавт, подушка,
спутник, кувшин, кукушка, сосна,
пылесос, шишка, стул, подушка,
карандаш.
Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе,
солнышко, машинист, шестнадцать,
штепсель, шестьдесят, шахматист,
шестьсот, путешественник, пастушок,
пастушка, шалость, стишок, стеклышко,
пушистый, сынишка, усмешка,
старушка, успешно, послушный,
трусишка, бесшумный, смешинка,
веснушки.
Счет 1­10 – сынишка, шахматист,
пастушок, старушка.
Выделение звуков С, Ш и
проговаривание слов с ними:
сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить,
шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый,
вермишель, васильки, сметана,
картошка, катушка, швабра, корешок,
опушка, новоселы, листья.
Добавь слог СИ или ШИ: гу(си),
гру(ши), ло(си), малы(ши),
выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
Образовать новые слова с
приставками С­, СО­: мешать –
смешать, прошу – спрошу, шил –
сшил, пляшет – спляшет, шью –
сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь –
снесёшь, пишешь – спишешь, берешь –
соберешь, трясешь ­ стрясешь.

Заучивание скороговорок:
Шашки на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она,
они) в наст. врем.:
Сшибать шишки с сосны.
Собирать сосновые шишки.

Слова: сухо, слышно, шустрый,
соловушка, поспешно, шанс, шелест,
шествие, шесток, посошок, нашествие,
шерсть, шест, смешной, спешка,
пеструшка, штепсель.
Счет 1­10 – путешественник, штепсель.
Заучивание чистоговорки:
Наша большая пушистая кошка сидит
на окошке,
А ваша маленькая смешная кошка
уходит с окошка.
Словосочетания: Наташины веснушки,
веселый пастушок, послушный малыш,
пушистая кошка, смешные стишки,
опасное путешествие, роскошная
шкатулка, голосистый соловушка,
ласковое солнышко, душистый ландыш,
пушистая ушанка, сушеные груши,
смешные потешки, скошенный луг,
шумное шоссе, шелестят камыши,
лесная опушка, спелая вишня.
Родственные слова: Смешить – смех,
смешок, смешинка, смешной, насмешка,
усмешка, смешно. Спешить – спешка,
поспешно, поспешный.
Спряжение в настоящем времени (Я,
Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по
шоссе и есть сушки. Шептать на ушко
бабушке смешной стишок. Сушить
пуховые подушки на солнышке.
Подбор признаков и действий на
звуки С, Ш к предмету:
Кошка (какая?) большая, пушистая,
смешная, ушастая, плюшевая. Что
делает? Спешит, дышит, шалит, спит,
ест.
«Отгадай слово» (пропущены С или
Ш):
.апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем,
.ова, .айба, .оль, .умит,
.ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква.,
анана., камы., компа., мы..
Словосочетания: шелестят в тишине,
шуршат в сарае, слышны в саду,
спешат в школу, сушить на вешалке,
несутся по шоссе, сыплется
пушистый снег, слышится сильный
шум, висит Мишина шуба, слышна
весёлая песня.
Рассказ «Сосна» (заучивание или
пересказ):
Саша и Маша пошли в лес за
сосновыми шишками. Вот и опушка
леса. На опушке стоит высокая сосна.
На сосне густые пушистые ветки. А
высоко, на самой макушке, – большие
шишки. Шишки с шумом падают вниз,
на землю. Под сосной много шишек.
Саша и Маша поднимают шишки. С
пакетом шишек они спешат домой. А
сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из рассказа слов: со
звуками «С», «Ш» в одном слове; со
звуком «С»; со звуком «Ш».

Счет 1­10 со словосочетаниями:
пушистая сосна, сосновая шишка,
пенистый шампунь, синяя шаль.
Спряжение в настоящем времени: (Я,
Ты, Он, Она, Они)
Спешить в лес за сосновыми шишками.
Спешить из леса домой с сосновыми
шишками.
Шептать дедушке на ушко смешную
сказку.
Проговаривание предложений:
Саша спешит по шоссе и несёт сушки.
Машинист спешит по шоссе и несёт
сушки.
Путешественник …. Пастушок
Пастушка ….
Подбор предметов к признакам:
Смешной (­ая, ­ое). Душистый (­ая,
­ое).
Бесшумный (­ая, ­ое).
Предложения: Машины несутся по
шоссе. Листья шелестят в саду.
Груши сушатся на крыше. Мыши
шуршат в сарае. Кошка греется на
солнышке. Высокие сосны шумят в
лесу. Душистый ландыш распустился
на лесной опушке. Голосистый
соловушка поёт в саду. Кусты
покрылись снегом. Тихо шумят
осинки в осеннем лесу. Наташа нашла
пестрый шарфик.
Пословицы: Не спеши языком, спеши
делом. Как постелешь, так и поспишь.
В согласном стаде волк не страшен. В
пасмурную погоду сено не высушишь.
Нет на свете краше родной
сторонушки. Хорош садовник,
хороши и груши. Кошке – игрушки,
мышке – слёзы. Поспешишь – людей
насмешишь.
Скороговорки:
В шалаше шесть шалунов. Шапкой
Саша шишки сшиб.
Мамаша дала Саше сыворотку из
простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше,
а ваша серая
кошка сидела выше.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей,
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Шла Саша по шоссе и сосала
сушку.
Слишком много ножек у сороконожек.
Парус наш на совесть сшит. Нас и
шторм не устрашит.
Простокваши дали Клане –
недовольна Клаша:
– Не хочу я простокваши, дайте
просто каши.
Дали вместо простокваши нашей
Клаше каши.
– Не хочу я просто каши так, без
простокваши.
Дали вместе с простоквашей каши
нашей Клаше.
Ела, ела Клаша кашу вместе с
простоквашей.
А поела – встала. «Спасибо,» –
сказала.
Мышонку снится страшный сон,

Саша шустро сушит сушки. Саша
высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки сушек
Сашиных поесть.
Слышен шорох в камышах – от
него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат цаплю
шепотом страшат.
Стихи:
– Разговаривайте тише! – просят
маленькие мыши.
Не шумите утром рано. Кошка
спит в углу дивана…
Ночью мы в сыром подвале с
кошкой в салочки играли
Не будите нашу кошку – отдохнет
пускай немножко.
Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
зубы сразу же сломали.
Пять веселых лягушат по делам
своим спешат.
Пока мокро, пока лужно, до реки
допрыгнуть нужно.
Если встретишь лягушат, не
мешай, они спешат.
Я взяла под мышку
плюшевого мишку.
В ванну посадила и пошла за
мылом.
Оглянулась – ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
что не мышонок он, а слон.
Что в Африку приехал он, в
слоновью лёг кровать.
Стал спать и там увидел сон,
что он мышонок, а не слон,
И что не в Африке спит он, а
дома он опять.
«Какой мне страшный снится
сон!» – во сне проснувшись,
Думал он и спрашивал
спросонок: «Я слон или мышонок?»
Русские народные
скороговорки:
Веселей Савелий, сено
пошевеливай.
Дали Глаше простокваши, а у
Глаши – каша.
Дуб дубовистый,
широкозеленолистный.
Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишки сшиб.
Хоть щука и востра, да не
съест ерша с хвоста.
Шла Саша по шоссе, несла
сушку на шесте.
У Степана есть сметана,
простокваша и творог.
На опушке в избушке живут
старушки­болтушки.
У каждой старушке
лукошко. В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках шьют
старушкам сапожки.


словах, звуки в начале слова
Зыбкий – жидкий заря – жаря
Залей – жалей зал – жал
Зовёт – живёт
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словах, звуки в середине слова
Узы – ужи вязать – бежать
Везу – вяжу лизать – лежать
Козы – кожи базар – пожар
Розы – рожи мазут – мажут
Грозу – грожу дерзать –
держать
Лоза – ложа разок – рожок
Лиза – лыжа возы –
вожжи
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
словосочетаниях
Забавный ёжик, кожаная узда, званый
ужин, бумажная коза, жидкий
мазут,забытый жакет, тяжёлый воз.
Важный музыкант, измятая кожа,
книжный магазин, Женин знакомый,
нежные незабудки, нежные
мимозы, железный замок.
Вязаный жакет, важное задание,
вязаные манжеты, изогнутая жесть,
южныйзакат, затяжной
дождь, знакомый художник.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 3 слов
Зоя звонит Жанне. Бизон – дикое
животное. Надежда чистит зубы. Зоя
покупает книжку.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 4 слов
Жанна показывает Зое жука. Мама
зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает
загадки Жене. Коза бежит к
луже. Зоя надевает кожаный пиджак.
Над мимозами жужжат жуки. У Жени
­ забавный зайчонок. В вазе ­
бумажные мимозы.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 5 слов
Дети идут в книжный магазин. На
пижаме у Жени – медузы. Звонок
звенит, а жук жужжит. У магазина ­
Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным
змеем. Этой осенью идут затяжные
дожди. Нежные незабудки цветут у
дома. У избы стоит стожок сена.

Дифференциация звуков [з ­ ж] в
предложениях из 6 – 8 слов
У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый
день поит козу водой. У Жени ­
заводной зайка, у Жанны ­ заводной
жук.
***
Знает каждый: змей бумажный
На земле лежать не любит.
Лёгкий змей, как будто дым.
Наблюдать за ним несложно,
Только жаль, что невозможно
Полетать нам вместе с ним!
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
текстах
ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ
Животные пустыни знают, что такое
зной и жажда. Всю жизнь живут они в
песках. Эти животные иногда даже
забывают, что такое дождик. Тяжко
им там жить.
Дифференциация звуков [з ­ ж] в
стихах
***
Звенит звонок, жужжит жучок.
Жужжат – звенят, звенят – жужжат.
***
Уж ужа позвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Но ужу не нужен ужин –
Уж уже поужинал.
***
Зелёная жаба
С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.
***
Зайка забавный
У Жени живёт,
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.
***
Знает загадки каждый ёжик,
Жуку и змее загадать их может.
Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.
ДВЕ КОЗЫ
Идут две козы под зонтами,
знакомятся:
­ Тебя как зовут?
­ Зоя.
­ А тебя как зовут?
­ Жанна.
­ У тебя зонт?
­ Зонт.
­ А у тебя?
­ И у меня зонт.
­ У тебя зонт от зноя?
­ От зноя.
­ А у тебя?
­ А у меня от дождя.
­ Заходи в мою избушку ужинать.
­ И ты заходи в мою избушку ужинать.
­ Когда заходить ужинать?
­ На закате.
­ А к тебе, когда заходить ужинать?
­ Тоже на закате.
КТО ХОЗЯИН?
У Жоры и Захара жила собака. Звали
её Жук.
Жора и Захар подобрали Жука со
сломанной лапой. Они ухаживали за
ним. Жук выздоровел.
Жора и Захар каждый день спорили:
кто хозяин Жука?
Однажды они гуляли в лесу. Жук
бежал впереди. Вдруг на Жука
напали овчарки. Жора закричал и
залез на дерево. А Захар не убежал,
он взял палку и защитил Жука.
Прибежал сторож и отогнал овчарок.
Жора теперь не спорил, кто хозяин
Жука.

Конспект урока на тему: «Дифференциация звуков [Ж] и [З] в слогах, в словах, в предложениях» для учащихся 2 класса.

Ф.И.О. Швецова Наталья Александровна
Должность и место работы: учитель МАОУ "СОШ № 30" г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Описание работы : Занятие предназначено для учеников вторых классов, но некоторые задания можно использовать и в 3-4 классах с нарушениями письма (дисграфией). В занятие прослеживается поэтапность закрепления звуков от простого к сложному, от слогов к предложениям. А также в занятие присутствуют логопедические моменты-артикуляционная гимнастика, задания на интонирование слогов.Данным конспектом урока могут воспользоваться учителя-логопеды, учителя начальных классов и родители.

Цель: научить различать звуки [ Ж ] и [ З ] в слогах, в словах, в предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции звуков 3 - Ж;
Развитие навыка словообразования;
Закрепление правописания жи -ши;
Формирование навыка чтения.
2.Коррекционно - развивающие:
Развитие внимания и памяти;
Совершенствовать фонематическое восприятие;
Совершенствование мелкой моторики рук.
Улучшать зрительное восприятие, пространственной ориентировки.
3. Коррекционно - воспитательные:
Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Создание эмоционального контакта между учениками.
Оборудование: предметные картинки, ребусы, карточки со слогами, карточки с буквами, слоговые таблицы, таблицы слов, различные таблицы. Фишки (за правильный ответ).
Ход урока.
Организационный момент.
Дети стоят возле стульев.
- Присядут на стулья те дети, которые правильно назовут первый звук в словах, которые я произнесу.Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, яма, доктор, калина, юбка, яблоко. Молодцы!
Разминка. Артикуляционная гимнастика.
Приоткрыл язык окно
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся.

А потом пошёл гулять
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра,
Красить потолок пора.

Вот и краска с банкой рядом
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

Сообщение темы занятия.
- Чтобы определить тему занятия, вы должны отгадать загадки:
Летом серый, зимой белый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (заяц)

Сижу - молчу,
Ползу - молчу,
А кок только я взлечу,
Тогда вдоволь пожужжу. (жук)

Сегодня мы будем учится различать [ Ж ] и [ З ] в слогах, словах, предложениях.
Сопоставление звуков по артикуляции.
Работа с индивидуальными зеркалами.
а) сходство: эти звуки звонкие;
б) различие: место образования
Язык - при звуке [ З ] кончик языка в нижнем положении (за нижними зубами). При звуке [ Ж ] кончик языка в верхнем положении "Чашечка"
Губы - при звуке з губы улыбаются.

При звуке ж губы круглые, вытянуты вперед.
Воздушная струя - при звуке з – холодная.
При звуке ж – тёплая.
Чтение слоговой таблицы.
Фишки раздаются детям – за правильный ответ.
Выделение звуков на слух.
-Ребята, когда услышите слово в котором есть звук [ З ] поднимите карточку с буквой з, звук [ Ж ] - карточку с буквой ж.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Дифференциация в слогах.
(Фишки – за правильный ответ).
Речевая зарядка.
-Повторите за мной в том же ритме, с той же интонацией и ударным слогом.
Жа – за – жа
Жа – жа – за – за
Жа –за –жа –за
Зы – жи –зу –жу
Аз – ож – аз
Здо – ждо – здо
Озда – ожда
Письменное задание.
- Ребята, на столах листы с заданием. Нужно вставить слоги, чтобы закончить слово.
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА

Вспомним правило. Жи - Ши пиши с буквы и.
ЗЫ или ЖИ

Дифференциация в словах.
(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука з язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык поднимается вверх, за верхние зубы.
Фишки – за правильный ответ).

Игровое упражнение. «Запомни и повтори».
Фишки – за правильный ответ.
ЗАЙКА – ЖАБА – ЗАМОК – ЖУК
ЗОНТ – ПИЖАМА – ЗАНОЗА – НОЖИ
ЖУК – ГВОЗДИК – ДОЖДИК – ТАЗ
ВАЗА – ЕЖЕВИКА – МУЗЫКА – УЖИ
ЯЗЫК – ПОЖАР – ФЛАЖОК - ПРЫЖОК

Игра «Измени слово».
Фишки – за правильный ответ.
Залей – жалей
Зевать – жевать
Коза – кожа
Называть – наживать
Разок – рожок
Зал – жал

Игра «Назови ласково».
Фишки – за правильный ответ.
Друг – дружочек
Рог - ….
Берег - ….
Утюг - ….
Снег - ….
Круг - …..

ФИЗМИНУТКА.

Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся.
Брюшко, нос, глаза, усы.
Вымыл капелькой росы
Загудел и полетел
У него немало дел.

Дифференциация в предложениях.
- Посмотрите упражнения 2.
Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.

- Упражнение 3 сделаем устно. Скажем по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Молодцы! И последнее упражнение 4 . Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Съесть е____а не мо___ет он.
Объегорил _____лого волка.

Итог урока.
- Какие два звука сегодня сравнивали? Какие это звуки? Какое правило есть с буквой Ж? Подсчитаем фишки. У кого большее количество фишек, соответственно 5 баллов.
- Домашнее задание выучить стихотворение "Про волка и ежа".

Задания для учеников. (лежат у каждого на столе заранее)
Упражнение 1. Подчеркни з и ж.
ЗА или ЖА
Бере____, ко_____, стра______, ро_______, бир______, ко______, лу_______, сле_____, гла______, стреко_______.

ЗЫ или ЖИ
Ро_____, та_____, у______, гро____, ________вот, моро______, _______раф, я______ки, пу_____рёк.

Упражнение 2. Составь из слов предложения. Запиши их, подчеркивая буквы З,Ж.
1. жук, жужжать, цветок, над.
2. пиджак, висеть, вешалка, на.
3. жить, в, обезьяны, зоопарк.
4. Женя, и, Зина, вырастили, и, розы, жёлтые, розовые.

Упражнение 3. Скажите по образцу. Я не обижаю Зину.
Я забыл жёлтый зонт.
Ты ______________
Он_______________
Она _____________
Мы ______________
Вы_______________
Они______________

Упражнение 4. Вставьте в стихотворение пропущенные буквы З,Ж.
Выучи его наизусть.
Волк у____асно ра____ъярён -
Съесть е____а не мо___ет он.
Ё ____, съё____ась, выставил иголки.
Объегорил _____лого волка.

Логопедические игры для закрепления произношения трудных звуков

Дифференциация звуков Ж-З в играх

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: дифференциация звуков Ж-З.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки Ж-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильногозвукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ребенок внимательно слушает, а затем повторяет за логопедом.
За-жа-за
Заяц, жаба и коза,
Зы-жи-зы,
Розы, вожжи и тазы.
Жи-зы-жи,
Этажи, тазы, моржи.

Данную игру я провожу как с одним ребенком, так и с группой детей (устраиваем, например, конкурс "Кто лучше скажет")

"Угадай-ка"

Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в лове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Розы, лужа, забор, золотой, ножи, слеза, жираф, запах, коза, жук, живой, звезда, бужу, ваза, злой, жить, кожаный, Жанна, Зоя, зонтик, желудь.

Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям), услышав какой звук в слове, "жужжать" или "зудеть"; на звук Ж - хлопать (присеать), а на звук З - топать (подпрыгивать).

"Закончи правильно предложение"
Добавь слог ЗУ или ЖУ
Я тяжелый груз ве... (зу).
Я сестренку в садик отво... (жу).
Я тебе по секрету что-то ска... (жу).
Я бантик завя... (жу).
Я мороженое языком сли... (жу).
Я сорву колючую ро... (зу).

Добавь слоги ЗЫ или ЖИ.
Зимой нам нужны санки и лы... (жи).
На лугу пасутся ко... (зы).
От обиды по лицу текут сле... (зы).
На столе лежат острые но... (жи).
Ты мне сказку расска... (жи).

Добавь слоги ЗА или ЖА.
На столе лежит красная ро... (за).
Чтобы сшить куртку, нужна хорошая ко... (жа).
На лугу пасется ко... (за).
От дождя на асфальте лу... (жа).
Сегодня будет дождь и гро... (за).

В эту игру я играю так же как с одним ребенком, так и с группой детей. С группой устраиваем соревнование "Кто быстрее" - важно не только быстро сказать, но и правильно произнести звук.

Игра с Петрушкой "Путаница"

Кукла Петрушка приходит в гости и веселит детей - говорит неправильные предложения. Дети должны исправить Петрушку. Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.